Научная статья на тему 'От состояния «культуры» к состоянию «цивилизации»'

От состояния «культуры» к состоянию «цивилизации» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От состояния «культуры» к состоянию «цивилизации»»

186

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST

№ 2 2 01 8

DOI: 10.23683/2500-3224-2018-2-186-187

От состояния «культуры» к состоянию «цивилизации»

Р.Ш. Давлетгильдеев

From the state of "culture" to the state of "civilization"

R. Davletgildeev

1. Существует ли «закат Европы» как концептуальная модель сегодня? Каковы ее характеристики?

Переход от состояния «культуры» к состоянию «цивилизации» на сегодняшний день имеет весьма широкое распространение, в том числе не только в Западной Европе, но и в других регионах мира. Основной характеристикой современного цивилизационного периода можно назвать кризис капиталистической системы хозяйствования, особенно в части империалистического механизма экстенсивного роста за счет «поглощения» новых пространств для формирования рынков сбыта. К началу XXI в. таких новых пространств уже практически не осталось, за исключением «осколков» социалистической системы: КНДР, Куба, Венесуэла... Китайская Народная Республика в данном случае активно включилась в мировое рыночное пространство.

В то же время прямые аналогии с периодом Древнего Рима, как это делает Освальд Шпенглер, сейчас провести весьма сложно. Европейский Союз, включающий пока 28 государств, на наш взгляд, не исчерпал своих качеств «культуры» в рамках периода после Второй мировой войны. Постепенное движение к состоянию «цивилизации» еще не закончено и периодически приостанавливается возникающими кризисами идентичности и солидарности.

Давлетгильдеев Рустем, доктор юридических наук, доцент, академический координатор Центра превосходства Жана Монне в области европейских исследований VOICES+, заместитель декана юридического факультета по международной деятельности, Казанский федеральный университет; 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; davletru@gmail.com.

Davletgildeev Rustem, Doctor of Law, Academic coordinator of the Jean Monnet Centre of Excellence in European Studies VOICES+, Vice-dean of the Faculty of Law on International Activity, Kazan Federal University, Kremlevskaya St., 18, Kazan 420008; davletru@gmail.com.

ДИСКУССИЯ «ЗАКАТ ЕВРОПЫ» СТО ЛЕТ СПУСТЯ

187

2. Можем ли мы говорить о специфике восприятия «заката Европы» изнутри и снаружи? И если да, то каковы различия в концептуальных подходах к данной проблеме?

3. Можем ли мы оценить миграционный кризис, регионализм, кризис идентичности и солидарности в Европе как «свидетельства заката Европы»?

Миграционный кризис в Европе образца 2015 г. показал кризис солидарности государств - членов Европейского Союза и усилил проблему идентичности европейцев, однако, на наш взгляд, миграционные потоки людей из зон вооруженных конфликтов, из стран с низким уровнем экономического развития, ищущих убежище на территории ЕС, не соответствуют организованному Великому переселению народов начала I тысячелетия - Шпенглеровской аналогии распада Древнего Рима.

Миграционные процессы в Европе после Второй мировой войны привели к тому, что современные европейские государства в большей части стали полиэтничны, это усложняет ощущение общей идентичности, но создает основу для обогащения «культуры», не дает застыть и перейти в «цивилизацию». Усиление «правых» течений в политических системах государств - членов ЕС, рост ксенофобии по отношению к мигрантам могут привести к повторению ситуации 30-х гг. XX в., однако речь будет идти опять о национальных интересах отдельных государств, а не об общеевропейской «национальной» империи.

Регионализм современного мира также не идентичен античному, поскольку он существует внутри процесса глобализации, а не сам по себе.

4. Являются ли интеграционные проекты Евразийского Союза, Нового Шелкового Пути (Один Пояс - Один Путь) симптомом угасания европейской цивилизации в послевоенном формате, знакомом нам с конца 1940-х гг.?

Интеграционные проекты ЕАЭС, Нового Шелкового пути никак не связаны с угасанием европейской цивилизации. Проект Нового Шелкового Пути можно рассматривать как проект расширения сферы влияния для КНР в контексте преобразования его в Шпенглеровскую «цивилизацию». Проект Евразийского союза пока не стоит рассматривать в этой системе координат ввиду разнонаправленных интересов входящих в него государств.

5. Сбылись ли прогнозы Освальда Шпенглера?

На наш взгляд, сегодня в роли Западного мира О. Шпенглера выступает большая часть мира, с точки зрения кризиса современной капиталистической системы. Впрочем, после распада СССР роль первенства в социалистической системе занял Китай, действующий по рыночным правилам, но сохраняющий прежнюю политическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.