ОТ СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ И ВНОВЬ К СМЕШАННОЙ: АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДУМСКИХ ВЫБОРОВ
СТРОМОВ Владимир Юрьевич
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, кандидат юридических наук, ректор, e-mail: [email protected]
В статье анализируется трансформация избирательного законодательства по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Дается анализ правовых норм. Демонстрируется процесс перехода от смешанной избирательной системы при формировании состава Госдумы к пропорциональной и возвращения, затем, к прежней модели.
Ключевые слова: избирательное право, избирательный процесс, законы о выборах, избирательные системы, политические партии на выборах.
Постановка научной проблемы
Несколько ремарок об исследованиях российской избирательной системы. Такой опыт, безусловно, накоплен, причем и юристами, и политологами. Ученые провели анализ выборного законодательства [1-3], его трансформации [4], применения [5-6], региональных вариаций [7-10], партийно-политического контекста [11-14]. Политико-правовые сюжеты разработаны и тамбовскими учеными [15-17]. Смешанная система на думских выборах прошла апробацию четыре раза подряд (1993 г., 1995 г., 1999 г., 2003 г.), затем выборы были дважды проведены по пропорциональной системе (2007 г., 2011 г.), и, наконец, в 2016 г. VII Государственная Дума вновь сформирована на прежних правовых основаниях. Смешанная система, как видим, оказалась устойчивой к различным электоральным коллизиям, позволив сформировать и структурировать парламентскую систему России. Вместе с тем, в 2000-х гг. произошел отход от нее. В рамках предлагаемой статьи дается анализ трансформации российского избирательного законодательства в 2000-2010 гг., что позволит
создать целостное представление о правовых условиях проведения избирательной кампании 2016 г.
От смешанной модели к пропорциональной
В 2001 г. был принят Федеральный закон (далее - ФЗ) «О политических партиях» [18]. Он сделал партии единственным типом общественного объединения на федеральном и региональном уровнях, наделенного правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
В 2002 г. вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [19]. Ключевым изменением стало введение обязательной нормы о проведении выборов в законодательные собрания российских регионов (или их нижние палаты) по смешанной или пропорциональной системе. Причем, в случае применения смешанной системы, «пропорциональный сегмент» был защищен специальной нормой: не менее 50 % состава региональной легислатуры должно было избираться по пропорциональной системе. Чистый «мажорита-ризм», следовательно, стал невозможен. С этого момента стало очевидно: выборы по спискам становятся неотъемлемой частью избирательной системы РФ и на федеральном, и на региональном уровнях. 4 июля 2003 г. были внесены поправки в ст. 2 и 35 ФЗ «Об основных гарантиях...», которые запретили участие с 2004 г. общественных объединений в составе избирательных блоков [20].
В мае 2005 г. Президентом РФ был внесен ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [21]. Была введена полностью пропорциональная избирательная система на выборах в ГД РФ, т.е. отменены выборы по одномандатным избирательным округам. Максимальный размер центральной части списка кандидатов сокращен с 18 до 3, минимальное число региональных групп увеличено с 7 до 100, подтверждено увеличение заградительного барьера с 5 до 7 %.
В июле 2005 г. были приняты поправки к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [22]. Было установлено два «единых избирательных дня» в году. Согласно этой поправке, если прошлые выборы законодательного органа субъекта Федерации прошли в период с 1 ноября по 31 марта, то следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта; если в период с 1 апреля по 31 октября, - то во второе воскресенье октября. Как и при формировании региональных законодательных собраний, были упразднены избирательные блоки. Снизилась до 10 % допустимая доля недействительных и недостоверных подписей в подписных листах, распространяемая на все уровни выборов.
В ноябре 2006 г. был упразднен минимальный порог явки [23]. Кроме того, вводилась норма, отменяющая графу «против всех». Прежде выборы считались состоявшимися, если в них участвовало не менее 20 % голосующих на региональных выборах, 25 % -парламентских и не менее 50 % - президентских.
В ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ [24] изменения коснулись следующего: ограничения пассивного избирательного права для лиц, имеющих судимость либо нарушения административного характера вследствие действий экстремистской направленности; более четкой регламентации порядка названия политических партий в избирательных документах; использования изображений кандидатов в предвыборных агитационных материалах. Со 100 до 80 сокращено минимальное количество региональных групп в федеральном списке кандидатов. Исключено требование о соответствии кандидатов региональной группы части территории субъекта РФ, если численность избирателей, зарегистрированных на всей территории данного субъекта, превышает 3 млн человек. С 500 до 600 человек увеличено общее число кандидатов, которые могут быть включены в федеральный список. Введены дополнительные ограничения при проведении предвыборной агитации. Запрещено распространять призывы голосовать против федерального списка кандидатов, распространять негативные комментарии о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов,
или кандидате, иным образом способствовать созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии (кандидату). Кроме того, агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Другими словами, избирательная кампания должна проходить в условиях, удобных крупным партиям, поскольку они зачастую строят свою программу не на критике оппонентов.
21 июля 2007 г. были приняты новые поправки (№ 188-ФЗ [25]). В соответствии с ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Политическим партиям было предоставлено право определять, к какой региональной группе кандидатов будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами РФ. Кроме того, уточнялась методика пропорционального распределения депутатских мандатов.
2007 г. отмечен принятием шести законов, внесших существенные коррективы в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...» (федеральные законы от 30 января 2007 г. № 6-ФЗ [26], 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ [27], 20 апреля 2007 г. № 62-ФЗ [28], 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ [29], 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ [30] и № 214-ФЗ [31]). Тремя последними законами были внесены изменения и в федеральные законы о выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
Следующим этапом изменения избирательного законодательства стал 2009 г. 12 мая 2009 г. ФЗ № 94-ФЗ [32] установил гарантированное получение одного мандата партиями, набравшими на выборах в Государственную Думу от 5 до 6 % голосов, и получение двух мандатов для тех, кто набрал от 6 до 7 %. Федеральный закон № 108-ФЗ [33] сократил необходимое число подписей на выборах в ГД РФ. Для выборов VI созыва сокращение составило 150000, а для последующих созывов - до 120000. Партии, представленные не менее чем в трети законодательных органов субъектов РФ, освобождены от сбора подписей. Федеральный закон № 203-ФЗ [34] отменил норму, обязывающую партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ «бес-
платные» эфирное время и печатные площади; но взамен партии, получившие менее 3% голосов на предыдущих соответствующих выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей.
Пожалуй, одно из самых важных изменений внес ФЗ № 63-ФЗ от 22 апреля 2010 г. [35], который дал возможность небольшим политическим партиям получать мандат в регионах с заградительным барьером выше 5 %. Партия, набравшая более 5 %, но меньше заградительного барьера, получит не менее одного мандата и будет иметь такие же права, что и остальные политические партии в парламенте. Наконец, изменение в выборное законодательство, внесенное законом № 112-ФЗ, ограничило досрочное голосование [36]. 4 октября 2010 г. был принят закон № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты.» [37], где были установлены способы защиты открепительных удостоверений от подделки. 29 ноября 2010 г. были внесены поправки, расширяющие допустимое число кандидатов федерального списка кандидатов до 10 [38].
От пропорциональной модели к смешанной
Закон, восстанавливающий смешанную систему выборов в Госдуму, был предложен Президентом РФ в 2013 г. 14 февраля 2014 г. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 20-ФЗ был принят в третьем чтении Госдумой РФ и 22 февраля 2014 г. подписан Президентом РФ [39].
Партийный список допускается до распределения депутатских мандатов в том случае, если за него проголосовало более 5 % избирателей от числа тех, которые приняли участие в голосовании. Впоследствии парламентские партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах Президента РФ. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, получают ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем сле-
дующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов.
Но самое главное в законе заключалось в его ст. 3, ч. 2 и 3: «2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
3. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов)» [39]. Итак, вновь был совершен переход к смешанной избирательной системе. Именно по этой формуле и прошли выборы-2016.
Выводы
Выборное законодательство претерпело серьезные изменения, основная задача которых состояла в унификации избирательной системы, создании преференций крупным политическим партиям с одновременным сокращением числа остальных политических игроков. Политические задачи смены избирательных систем, на наш взгляд, заключались в следующем. В начале 2000-х гг. ключевой задачей высшего политического руководства страны являлось развитие партийной системы страны, ее структурирование. Поэтому произошел переход на систему пропорциональных выборов и выборы депутатов Госдумы ФС РФ прошли в 2007 и 2011 гг. по новой формуле. После 2011 г. стало понятно, что ключевые задачи, насколько этого можно было добиться, выполнены. Возникло и другое основание возвращения к практике смешанных выборов: требовалось через «мажоритарный сегмент» вернуть избирательной системе динамику, а также элементы политического активизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Любарев А.Е. Обеспечивает ли российское законодательство свободную конкуренцию на выборах? // Журнал о выборах. 2006. № 2. С. 53-57.
2. Постников А.Е. Новый проект Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: минусы и плюсы // Материалы «круглого стола» по обсуждению законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.: РНЦГМУ, 2002. С. 6-25.
3. Постников А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 12-22.
4. Любарев А.Е. Изменения избирательного законодательства в 2004-2007 гг. // Российское электоральное обозрение. 2007. № 1. С. 4-19.
5. Медведева В.К. Региональные выборы по смешанной избирательной системе: первые итоги // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2006. № 1 (6). С. 62-67.
6. Медведева В.К. Проблемы становления института выборов в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2004. № 1 (5). С. 24-28.
7. Кынев А.В. Выборы парламентов российских регионов 20032009. Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. М.: Панорама, 2009.
8. Кынев А.В. Переход к смешанным выборам в регионах: «принудительная трансформация» // Полис. 2004. № 2. С. 32-40.
9. Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Полис. 2006. № 6. С. 145-160.
10. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М.: Либеральная миссия, 2011.
11. Первый электоральный цикл в России, 1993-1996 гг. / под ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. М.: Весь мир, 2000.
12. Второй электоральный цикл в России, 1999-2000 гг. / под ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. М.: Весь мир, 2002.
13. Третий электоральный цикл в России, 2003-2004 гг. / под ред. В.Я. Гельмана. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.
14. Голосов Г.В. Российская партийная система и региональная политика. 1993-2003 гг. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006.
15. Юрьев В.М., Сельцер Д.Г., Топорков С.С. Формирование региональных законодательных собраний в России (1993-2008 гг.): опыт типологизации «частных случаев». Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008.
16. Сельцер Д.Г., Топорков С.С. К дискуссии об оптимальных моделях формирования законодательных собраний регионов России // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 4 (72). С. 17-27.
17. Сельцер Д.Г., Топорков С.С., Юрьев В.М. Еще раз об оптимальных моделях формирования законодательных собраний регионов России // PRO NUNC. Современные политические процессы. Тамбов, 2009. Т. 9. № 1. С. 171-189.
18. О политических партиях: федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 июня 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 июня 2001 г. // Российская газета. 2001. 14 июля.
19. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 мая 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 мая 2002 г. // Российская газета. 2002. 15 июня.
20. О внесении изменений в статьи 2 и 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: федер. закон от 4 июля 2003 г. № 97-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июня 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 2003 г. // Российская газета. 2003. 8 июля.
21. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июня 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 2003 г. // Российская газета. 2005. 24 мая.
22. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2005 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 июля.
23. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 ноября 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября
2006 г. // Российская газета. 2006. 7 дек.
24. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: федер. закон от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 апреля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 13 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007.
11 мая.
25. О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: федер. закон от 21 июля 2007 г. № 188-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г. // Российская газета. 2007. 25 июля.
26. О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации»: федер. закон от 30 января
2007 г. № 6-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 января 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 января 2007 г. // Российская газета. 2007. 2 февраля.
27. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 февраля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 21 февраля 2007 г. // Российская газета. 2007. 7 марта.
28. Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от
12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изм. от 20 апреля 2007 г. № 62-ФЗ) // Соб-
рание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253; 2007. № 17. Ст. 1938.
29. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: федер. закон от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ (с изм. и доп.) // Система ГАРАНТ. URL: http ://base.garant.ru/12153246/#ixzz4Ps8VeGWw
30. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г. // Российская газета. 2007. 1 августа.
31. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г. // Российская газета. 2007. 1 августа.
32. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 12 мая 2009 г. № 94-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 апреля 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 апреля 2009 г. // Российская газета. 2009. 15 мая.
33. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления: федер. закон от 3 июня 2009 г. № 108-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Феде-
рации 22 мая 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 мая 2009 г. // Российская газета. 2009. 10 июня.
34. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации: федер. закон от 19 июля 2009 г. № 203-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 03 июля 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 07 июля 2009 г. // Российская газета. 2009. 21 июля.
35. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 22 апреля 2010 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 09 апреля 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 апреля 2010 г. // Российская газета. 2010. 26 апреля.
36. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления: федер. закон от 31 мая 2010 г. № 112-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 мая 2010 г. // Российская газета. 2010. 4 июня.
37. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов: федер. закон от 4 октября 2010 г. № 263-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 сентября 2010 г. // Российская газета. 2010. 8 октября.
38. О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 325-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 3 декабря.
39. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ // Российская газета. 2014. 26 февраля.
FROM THE MIXED ELECTION SYSTEM TO PROPORTIONAL ONE AND BACK TO THE MIXED ONE: ANALYSIS OF LEGAL FOUNDATION OF ELECTION FOR THE DUMA
Stromov Vladimir Yurievich, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, Candidate of Law, Rector, e-mail: [email protected]
The article contains the analysis of changes in legislation on election of deputies of the State Duma of RF and the analysis of legal norms. There is presented transformation from the mixed election system under the formation of composition of the State Duma to the proportional one and back to the mixed one.
Key words: electoral law, election process, laws on election, electoral systems, political parties.