Научная статья на тему 'Агитационная мимикрия или как запустить политическую рекламу до начала агитационного периода: парламентские выборы 2011 года'

Агитационная мимикрия или как запустить политическую рекламу до начала агитационного периода: парламентские выборы 2011 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1397
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА / АГИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ВЫБОРЫ / POLITICAL TECHNOLOGY / POLITICAL ADVERTISING / AGITATION / PUBLIC SERVICE ANNOUNCEMENT / POLITICAL MANIPULATION / ELECTORAL ACTIVITY / ELECTORAL PROCESS / VOTERS PREFERENCES / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гомельская Вероника Юрьевна

Статья посвящена анализу различных технологий размещения скрытой политической рекламы, используемых партиями и кандидатами в ходе избирательных кампаний. Особое внимание уделено агитации, размещаемой политическими субъектами накануне выборов в Государственную Думу 2011 года. Выявлены и проанализированы цели, методы и подходы в мимикрии политической рекламы в качестве рекламы социальной. На основе проведенного исследования составлен перечень технологий использования социальной рекламы в политических целях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGITATION MIMICRY OR HOW TO START POLITICAL ADVERTISING CAMPAIGN BEFORE THE AGITATION PERIOD: STATE DUMA ELECTIONS '20111

The article analyzes the various technologies of a hidden political advertising placement used by parties and candidates during election campaigns. Particular attention in the research is paid to the campaigns, hosted by political actors on the eve of elections to the Russian State Duma in 2011. There are identified and analyzed the objectives and methods of the mimicry of political ads as public service announcements (PSA). The research lead to describing a list of technologies, based on using PSA for political purposes.

Текст научной работы на тему «Агитационная мимикрия или как запустить политическую рекламу до начала агитационного периода: парламентские выборы 2011 года»

В.Ю. Гомельская

АГИТАЦИОННАЯ

МИМИКРИЯ

ИЛИ КАК ЗАПУСТИТЬ

ПОЛИТИЧЕСКУЮ

РЕКЛАМУ ДО НАЧАЛА

АГИТАЦИОННОГО

ПЕРИОДА:

ПАРЛАМЕНТСКИЕ

ВЫБОРЫ 2011 ГОДА

Аннотация:

Статья посвящена анализу различных технологий размещения скрытой политической рекламы, используемых партиями и кандидатами в ходе избирательных кампаний. Особое внимание уделено агитации, размещаемой политическими субъектами накануне выборов в Государственную Думу 2011 года. Выявлены и проанализированы цели, методы и подходы в мимикрии политической рекламы в качестве рекламы социальной. На основе проведенного исследования составлен перечень технологий использования социальной рекламы в политических целях.

Ключевые слова:

политические технологии, политическая реклама, агитация, социальная реклама, политическое манипулирование, электоральная активность, избирательный процесс, предпочтения избирателей, выборы.

V. Yu. Gomelskaya

AGITATION MIMICRY OR HOW TO START POLITICAL ADVERTISING CAMPAIGN BEFORE THE AGITATION PERIOD: STATE DUMA ELECTIONS

'2011

Abstract:

The article analyzes the various technologies of a hidden political advertising placement used by parties and candidates during election campaigns. Particular attention in the research is paid to the campaigns, hosted by political actors on the eve of elections to the Russian State Duma in 2011. There are identified and analyzed the objectives and methods of the mimicry of political ads as public service announcements (PSA). The research lead to describing a list of technologies, based on using PSA for political purposes.

Key words:

political technology, political advertising, agitation, public service announcement, political manipulation, electoral activity, electoral process, voters preferences, elections.

Активное информационное воздействие на политические предпочтения избирателей является неотъемлемой частью политического процесса любого государства, действующего на принципах выборной демократии. Характерной чертой агитационных кампаний современ-

ной России является их манипулятивность, порой выходящая не только за грань этики, но и за грань закона. Одной из политических технологий, ярко проявившей себя в ходе предвыборной борьбы за депутатские мандаты 2011 года, стали различные способы смешения политической рекламы и рекламы социальной.

Причины широкого распространения подобной мимикрии кроются, в первую очередь, в отсутствии должного законодательного регулирования политической рекламы. Анализ различных рекламных кампаний партий и кандидатов показал использование следующих основных подходов и технологий в размещении скрытой политической рекламы:

- использование социальной рекламы в качестве первого этапа политической рекламной кампании;

- использование понятия социальной рекламы, определенного Федеральным законом «О рекламе» [11], в целях легитимации размещения политической рекламы в период между выборами;

- использование социально-ориентированных партийных проектов в качестве предмета рекламы, размещаемой до наступления агитационного периода; в отдельных случаях - использование государственных проектов в рекламных целях партии;

- смысловое и художественное слияние рекламы электоральной активности населения и рекламы отдельных партий.

Предвыборная кампания Б.Н. Ельцина 1996 года стала первым в постсоветской России случаем, когда социальная реклама оказалась на службе политических целей. Тогда серия роликов «Верю, люблю, надеюсь!» - остросоциальных, надолго запомнившихся россиянам народными героями и доступными посылами, касающихся проблем большинства, на втором этапе обернулась рекламой политической - в роликах появился кандидат в президенты Ельцин. С одной стороны, такой ход политтехнологов помог достичь победы политика на выборах, с другой - надолго подорвал доверие общества к социальной рекламе как форме проявления бескорыстной заботы о людях.

Избирательная кампания Ельцина является примером использования социальной рекламы в качестве «тизера» политической рекламной кампании. Согласно терминологии рекламного рынка, тизер

— это реклама, которая привлекает внимание потребителей с помощью нестандартных, креативных образов и сообщений, напрямую не упоминая рекламируемый продукт или услугу. Затем данный образ, цветовое решение и другие элементы рекламы повторяются во втором этапе рекламной кампании, но уже с упоминанием продукта или марки.

Задача социальной рекламы в контексте данной политической технологии - сформировать определенный эмоциональный и ментальный настрой аудитории - потенциальных избирателей, для его дальнейшего использования в прямой политической рекламе.

Аналогичная технология использовалась и накануне парламентских выборов 2011 года. В октябре 2011 года, до начала официального агитационного периода (3 ноября), в Петербурге началось размещение рекламных плакатов с надписью «Выбери Петербург» и символом - красно-синей галочкой в квадрате, на белом фоне, вызывающие прямые ассоциации с предстоящими выборами в Государственную Думу. На плакатах отсутствовала какая-либо информация о заказчике и о предмете рекламы, в ряде СМИ данная реклама упоминалась как реклама электоральной активности населения.

Одновременно с плакатами в сети появился сайт ВыбериПетер-бург.РФ, который презентовал в своем Twitter губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. На сайте также были размещены баннеры «Выбери Петербург» с тем же дизайном, что и городская реклама, но также на них присутствовал логотип «Единой России». Сайт, в первую очередь, был посвящен конкурсу на места помощников депутатов, в котором, согласно правилам, могли принять участие молодые люди от 18 до 35 лет, обязательно разделяющие цели и задачи «Единой России».

Плакаты «Выбери Петербург» финансировались из средств Фонда поддержки «Единой России», а не из средств избирательного фонда партии, которые можно расходовать только на мероприятия и рекламу периода предвыборной агитации. По словам регионального исполкома партии Дмитрия Юрьева, данные плакаты не являлись агитацией, а являлись презентацией слогана [16].

Однако, появившаяся в ноябре вторая серия плакатов, напечатанная уже из средств избирательного фонда «ЕР», содержала поми-

мо запомнившегося благодаря массовому размещению жителям Петербурга слогана «Выбери Петербург», символику партии «Единая Россия». Таким образом, можно констатировать, что размещение первой серии плакатов «Выбери Петербург» преследовало, в первую очередь, политические цели. Тем не менее, назвать подобную рекламу политической не позволяет законодательство.

Российское законодательство до настоящего момента не дало определения политической рекламы и содержит лишь разобщенную регламентацию вопросов распространения информации, связанной с политической деятельностью, оперируя одновременно несколькими терминами: агитация, пропаганда и политическая реклама.

Федеральный закон «О рекламе», являясь базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере рекламы не распространяется на политическую рекламу, в том числе - на предвыборную агитацию [11, ст. 2, ч. 2, пп. 1], что означает нераспространение на данный вид рекламы мер, обеспечивающих защиту граждан от ненадлежащей рекламы.

Попытка определения политической рекламы в российском законодательстве встречается лишь однажды - в Постановлении Центризбиркома РФ № 18/149-11 от 20.09.1995 [9]. Согласно данному постановлению, политическая реклама - это «распространение сведений участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты».

Приведенное определение ограничивает цели и содержание политической рекламы исключительно избирательным процессом, значительно урезая возможности, функции и сферу применения данного вида политической коммуникации. С точки зрения более общего подхода, политическая реклама - это реклама, заказчиком которой

выступают субъекты политики - партии, отдельные кандидаты и политические объединения, и направленная на достижение политических целей, среди которых, помимо привлечения голосов избирателей, могут быть следующие: привлечение сторонников партии, вербовка новых членов, донесение до реципиентов идей и принципов партии, продвижение политических проектов и программ, призыв членов социума к участию в той или иной политической акции и т.д. [14, с. 102]

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», регулирующий предвыборную агитацию, среди видов которой упомянута и политическая реклама [10, ст. 44, п. 2], также оставляет без внимания любую рекламную деятельность партий вне агитационного периода. Таким образом, в России не существует норм, регулирующих размещение политической рекламы в периоды между выборами.

Данная ситуация, безусловно, является значительным упущением законодательства, по существу, запрещающим политическим субъектам влиять на свой имидж посредством рекламы в период между выборами.

Поскольку, несмотря на более чем десятилетние попытки принять закон, регулирующий политическую рекламу, он по-прежнему не принят, партии ищут пути и методы привлечения внимания избирателей до начала агитационного периода. Им на помощь приходит установленное Федеральным законом «О рекламе» понятие социальной рекламы, и, соответственно, законодательные пробелы в его регулировании.

В 2007 году социальная реклама получила практически официальный статус «заменителя» политической рекламы в период между выборами. В результате жалоб на преждевременное размещение агитационной рекламы в преддверии парламентских выборов 2007 года, ЦИК и ФАС опубликовали совместное разъяснение, согласно которому наружную политическую рекламу можно размещать в периоды проведения выборов на условиях, определяемых Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а между

этими периодами - только на условиях социальной рекламы, определяемых Федеральным законом «О рекламе» [7, с. 87].

В упомянутой рекламной кампании 2007 года принимали участие многие партии: «Справедливая Россия», «Гражданская сила», СПС. «Единая Россия» занимала доминирующее положение среди партий-конкурентов по объему размещаемых биллбордов. Данная реклама оплачивалась не из партийных избирательных фондов, которые в соответствие с законом еще не могли быть созданы, а в ряде случаев - даже не из средств партий [8, с. 30].

Например, плакаты «Единой России» с лозунгом «План Путина

- победа России» на фоне цветов партии, аналогичных цветам российского флага, размещались в Москве до начала агитационного периода плакатов на трех тысячах рекламных поверхностей, принадлежащих компаниям News Outdoor Russia и Gallery. Данная реклама была заказана и финансировалась Фондом поддержки партии «Единая Россия» [5]. Данная ситуация вызвала ряд жалоб и обращений в избирательные комиссии, что вынудило ЦИК обратиться за разъяснениями в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), отвечающую за контроль в сфере рекламы, в результате было оглашено соответствующее разъяснение, официального решения за ним не последовало.

Данное разъяснение обошло вниманием, во-первых, тот факт, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу [11, ст. 2], а, во-вторых, что согласно нормам, регулирующими размещение социальной рекламы, в ней запрещено упоминание физических и юридических лиц [11, ст. 10, ред. от 13 марта 2006 г.]. Таким образом, использование на плакатах словосочетания «План Путина» и символики партий противоречило действующим на тот момент нормам законодательства по социальной рекламе.

Кроме того, разъяснение не дало рекомендаций относительно того, как поступать с рекламой, размещаемой в период между регистрацией партии на выборах и началом агитационного периода (не все виды агитации, включая наружную рекламу, разрешены до начала агитационного периода) [10]. Этот пробел позволил региональным и местным органам власти с 5 сентября - момента начала избирательной кампании, снять наружную рекламу всех партий, кроме

рекламы партии «Единая Россия», которая была признана «социальной».

Зачастую, как и в рассмотренном выше кейсе «Выбери Петербург», для обоснования размещения рекламы в качестве социальной используется партийный проект, направленный на поддержку каких-либо гражданских инициатив, название которого совпадает или созвучно рекламному слогану, используемому в рекламе. Таким образом, реклама получает подкрепление в виде «социального контента», который способен благоприятно сказаться на имидже партии или кандидата, а представители партии могут официально заявлять, что данная реклама не является агитационной, а является рекламой социального проекта или программы. Подобный алгоритм можно охарактеризовать как сформированную политическую технологию, которая позволяет партиям и кандидатам размещать политическую по своей сути рекламу под видом социальной, формально не нарушая закон о запрещении агитации до наступления соответствующего периода.

В 2011 году данная технология была продемонстрирована политиком и бизнесменом Михаилом Прохоровым. В начале августа 2011 года по всей стране началось размещение рекламных плакатов с изображением Прохорова и слоганами следующего содержания: "Михаил Прохоров. Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее" и "Михаил Прохоров. Неизбежность перемен". В пресс-службе партии «Правое дело» данную рекламу назвали социальной, объясняя это тем, что это реклама социального проекта «Сделано в России», направленного на поддержку молодежных инициатив в сфере техники, науки и культуры. Реклама финансировалась из средств фонда и личных средств Михаила Прохорова [12]. Большинство публикаций в СМИ эту рекламу характеризовали либо как политическую, либо как агитационную, либо способствующую узнаваемости Михаила Прохорова как политика и бизнесмена.

Агитационный период для партии «Правое дело» начался 24 октября, когда ЦИК зарегистрировал список кандидатов на выборы. К этому моменту, Прохоров уже был исключен из состава партии решением съезда 15 сентября. Таким образом, рекламу, размещаемую

в августе и начале сентября нельзя отнести к агитационной или политической.

Член федерального политсовета «Правого дела» Борис Надеждин назвал данную рекламу социальной с юридической точки зрения. Подобные заявления противоречат законодательству, поскольку в соответствие с редакцией ФЗ «О рекламе» от 30 июня 2011 упоминание о физических лицах в социальной рекламе, допускается лишь в двух случаях: о лицах, нуждающихся в помощи, либо о спонсорах. Поскольку к первому случаю Прохоров отношения не имеет, остается второй - но изображению спонсора не может уделяться более, чем пять процентов рекламной площади (пространства) [11, ст. 10, п.5,6, ред. от 30.06.2011]. Портрет Прохорова занимал порядка 40% размещаемых плакатов. Возможно, данные плакаты не получили политического продолжения только в связи с уходом Прохорова из партии.

Следующей технологией смешения политической рекламы и социальной, используемой в российской предвыборной тактике, является размещение баннеров, презентующих результаты реализации проектов по ремонту и строительству объектов дорожного и городского хозяйства непосредственно вблизи данных объектов. Подобная наружная реклама, ввиду несанкционированного размещения, становилась предметом, в том числе, судебных разбирательств.

Так накануне выборов 2007 года во многих городах России, в том числе в в Приморском крае2, появились рекламные баннеры с символикой «Единой России», размещаемые вблизи или непосредственно на объектах социального назначения (школы, физкультурнооздоровительные комплексы, поликлиники) или на общественно значимых сооружениях (дороги, мосты), и информировали граждан о том, что ремонт или строительство данного объекта проводится в рамках проекта «Новые дороги городов "Единой России"». При этом в действительности соответствующие ра-боты проводились за счет средств федерального, регионального или местного бюджета. Соответственно, данная реклама имела признаки дезинформации и в соответствии с законом «О рекламе» [11, ст. 5] не должна была размещаться как недостоверная реклама.

Подобная ситуация повторилась в 2011 году, став беспрецедентным случаем противодействия государственных структур незаконному размещению партийных плакатов.

В конце октября 2011 Избирательная комиссия ЕАО вынесла предупреждение партии «Единая Россия» о незаконной рекламе благоустройства дворов по партийному проекту. Предупреждение было вынесено в ответ на обращение группы граждан и представителей партий КПРФ и ЛДПР о том, что рекламные плакаты, размещенные на дворовых территориях Биробиджана по проекту партии «Новые дороги городов России», являются распространением ложной политической рекламы в части источников финансирования вышеназванного проекта. В ходе проверок, заказчика и источники финансирования официально установить не удалось, но был обнаружен «факт ненадлежащего земельного контроля со стороны органов местного самоуправления при размещении рекламных конструкций»3.

В соответствии с Земельным кодексом РФ теми участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления. Федеральный закон «О рекламе» предусматривает, что рекламную конструкцию устанавливает и эксплуатирует ее владелец по договору с собственником земельного участка. Таким образом, установка рекламных конструкций могла считаться законной только при наличии разрешения, выданного органом местного самоуправления. Такого разрешения не было, т.е. установка имела статус «самовольной» и, в соответствие с законом, подлежала демонтажу.

Избирком ЕАО в ответ на заявление граждан о том, что данные действия регионального отделения «Единой России», опубликовал постановление, в котором сообщалось, что рабочая группа пришла к выводу, что данные материалы являлись агитационными и их размещение было осуществлено с нарушением законодательства: рекламу не оплачивали из соответствующего избирательного фонда, на ней отсутствуют выходные данные, а копии агитматериалов не были представлены в избирком [3].

Данный случай - редкий пример публичного и официального (со стороны прокуратуры и регионального избиркома) противостояния незаконным действиям в сфере размещения агитационной, поли-

тической рекламы. Поскольку незаконным оказалось уже само физическое размещение баннеров, смысловая нагрузка отошла на второй план и понятие социальной рекламы в обсуждении не фигурировало.

Следующее направление мимикрии и слияния политической рекламы и социальной - дублирование образов, используемых в рекламе электоральной активности, размещаемой от имени государства, и рекламы отдельных политических партий, в целях их поддержки. Реклама выборной активности сама по себе является социальной, т.к. размещается от имени государственных органов (центральной и региональных избирательных комиссий) и служит общегосударственной цели - повышению явки на выборы, а значит, выражению гражданами своего конституционного права на выражение политической воли путем прямого голосования.

В Москве серия плакатов «Единой России», появившихся накануне думских выборов - 2011, привлекла внимание общественности идентичностью символики рекламы Мосгоризбиркома и рекламы самой партии. Информационные материалы Мосгоризбиркома появились в Москве задолго до аналогичной рекламы «Единой России», которая появилась, как и положено, в установленный период для предвыборной агитации. Глава ЦИКа Владимир Чуров заявил "Коммерсанту", что плакаты, похожие на рекламу выборов, могут использовать все партии, а не только «Единая Россия». По его словам, Мос-горизбирком не обладает эксклюзивными правами на схематичные изображения города и социальных групп, которые использованы в агитации «Единой России» [4].

Социальную рекламу для избиркома разрабатывала компания "ИМА-Консалтинг". В соответствии с условиями тендера агентство должно было передать заказчику эксклюзивные права на изображения. В пресс-службе самой партии заявили, партия приобрела права на изображения, которые использовал Мосгоризбирком в рекламе выборов [2].

Подобная схема слияния политической рекламы и социальной может быть нацелена не только на повышение внимания к партии, дополнительное продвижение ее символики, но и на сообщение об общности государства с курсом определенной партии - в данном случае «Единой России», что, несомненно, является манипулятивным

ходом со стороны партии и нарушает принципы конкурентной борьбы политических субъектов.

Творческим вариантом мимикрии можно назвать рекламные плакаты, появившиеся в ноябре 2011 года в Санкт-Петербурге, на которых на фоне красных тюльпанов размещалась фраза «От всей души желаем вам здоровья и сто миллионов тюльпанов". Слова и буквы в слогане были расположены таким образом, что выделялись слова, а вернее - фамилии - Милонов и Тюльпанов. Валерий Милонов и Вадим Тюльпанов - депутаты Законодательного Собрания Петербурга от партии «Единая Россия». Сами депутаты в официальных интервью свою причастность к плакатам отрицали [1].

Данный случай можно отнести к креативному варианту размещения скрытой политической рекламы под видом рекламы социальной. Кроме слогана, на плакате отсутствовала какая-либо информация, в том числе и о заказчике. Реклама, с формальной точки зрения, может быть классифицирована как социальная: наличие социально-полезного «месседжа», отсутствие коммерческой составляющей, логотипов и т.д. Тем не менее, по содержанию, это реклама -политическая.

Итак, среди целей, в которых используется мимикрия политической рекламы как рекламы социальной, можно выявить следующие:

- размещение скрытой политической рекламы до начала официальной предвыборной кампании без прямого нарушения закона о «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- экономия средств избирательных фондов, объемы и движение которых является официальными и публичными и подотчетны ЦИК;

- создание благоприятного эмоционального и умственного настроя электората перед запуском основной политической рекламной кампании, создание и закрепление благоприятного ассоциативного ряда;

- ассоциирование политической партии или кандидата с теми или иными социальными достижениями и общественно-значимыми событиями; упоминаемые рекламой достижения могут относиться как к реализации партийных программ, что не нарушает закона «О рекламе», так и к реализации государственных программ за счет госу-

дарственного бюджета - в данном случае реклама может быть признана недостоверной;

- получение льгот при размещении рекламы в качестве социальной - данные льготы законом не предусмотрены, однако социальная реклама в большинстве случаев размещается по заниженным тарифам.

Проведенный анализ использования рекламы в российских избирательных кампаниях, в том числе накануне выборов в Государственную Думу VI созыва, показывает необходимость принятия срочных мер по законодательному определению и регулированию понятия «политической рекламы», которое будет распространяться не только на рекламу, размещаемую в агитационные периоды, но и на весь электоральный цикл, а также касаться этических аспектов подобной рекламы. Кроме того, мерой, способствующей предупреждению размещения скрытой политической рекламы под видом социальной, может стать внесение соответствующих поправок в федеральный закон «О рекламе».

Примечания

1. Здесь понятие «социальная реклама» используется по внешним формальным признакам (отсутствие логотипов организаций, товаров или услуг, наличие социально-ориентированного сообщения), а не по целям, которые ставит рекламодатель. Подобная социальная реклама, размещаемая как этап политической рекламной кампании, в соответствие с ФЗ «О рекламе» [11, ст. 3, п. 4], может быть признана ненадлежащей, поскольку вводит в заблуждение потребителя, помимо социально-значимых преследуя скрытые политические цели.

2. В Приморском крае в местах ремонта дорог было установлено 135 рекламных баннеров партии «Единая Россия», изготовленных по заказу и оплачены в размере 1605690 рублей ОАО «Примавто-дор» [13].

3. В соответствие с комментарием старшего помощника прокурора ЕАО по взаимодействию со СМИ и общественностью Натальи Мешковой, разрешение на установку рекламных конструкций в дворовых территориях 12 домов на пяти улицах в Биробиджане не вы-

давалось, сведениями о собственнике конструкций мэрия города не располагала [3].

Литература

1. Бабушкин Е. В Петербурге "Единая Россия" соблазняет избирателей тюльпанами // Neva24. 14.11.2011. [Электронный ресурс].

- иР1: http://www.neva24.rU/a/2011/11/14/milonov_tjulpanov/ (дата обращения: 19.12.11).

2. Бочкарева С. Партия и избирком слились в наружке / Боч-

карева С., Винокурова Е. // «Газета.Яи». 07.11.2011. [Электронный ресурс]. - и^:

http://www.gazeta.ru/politics/elections2011/2011/11/07_a_3825294.sh ^1 (дата обращения: 17.03.12).

3. Брынина А. В Биробиджане был переворот // РИА «Федерал Пресс». 10.11.2011. [Электронный ресурс]. - иР1 http://old.fedpress.ru/federal/polit/part/id_259000.html (дата обращения: 10.02.12).

4. Журавлев А. Мосгоризбирком готов услужить подложкой (оппозиции тоже можно использовать его плакаты) / Журавлев А., Иванов М. // Коммерсантъ. 23.11. 2011 - № 219.

5. Нагорных И. «Единая Россия» обошла закон на законных основаниях (начав свою агитацию до начала агитационного периода) / Нагорных И., Бордюг Т. // Коммерсантъ. -12.09. 2007 - №165.

6. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008. -191 с.

7. Нисневич Ю.А. Вертикаль никуда. Очерки политической истории России 1991-2008: Научное издание. - М: Аспект Пресс, 2010.

- 160 с.

8. Нисневич Ю.А. Политико-правовой анализ парламентских и президентских и президентских выборов 2007-2008 гг.: препринт WP14/2009/02. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. - 84 с.

9. Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты госу-

дарственной думы федерального собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием [Электронный ресурс]: постановление Центризбиркома Российской Федерации от 20.09.1995 № 18/149-II. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-стие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 мая 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 мая 2002 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

11. О рекламе [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. №38-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 февраля 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 3 марта 2006 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

12. Рекламой "правых" займется студия, работавшая над образом Сочи-2014 // РИА Новости. 01.08.2011 [Электронный ресурс]. -URL: http://ria.ru/politics/20110801/410372301.html (дата обращения: 08.10.11).

13. Рекламу «Единой России» на дорогах разместили из чувства благодарности? // РИА «PrimaMedia». 26.11.2007. [Электронный ресурс]. - URL: www.primamedia.ru (дата обращения: 15.12.2007)

14. Селентьева Д.О. Современные политические технологии: учебное пособие. - СПб: Изд-во БГТУ, 2010. - 116 с.

15. Тропкина О. В России может появиться закон о политической рекламе / Тропкина О., Рубин М., Козлов П. // Деловая газета «Известия». 08.02.2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.izvestia.ru/news/514706 (дата обращения: 21.04.12)

16. Шевчук М. «Единая Россия» экономит фонды // Деловой

Петербург. 27.10. 2011. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.dp.rU/a/2011/10/26/Edinaja_Rossija_jekonomit/ (дата обращения: 15.03.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.