Научная статья на тему 'От школы удовольствия - к школе радости'

От школы удовольствия - к школе радости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО / СУХОМЛИНСКИЙ / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА РАДОСТИ / PEDAGOGICAL TOOL / CREATIVITY / SUKHOMLINSKY / TEACHER / SCHOOL OF JOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

В.А. Сухомлинский в истории отечественного образования. Идеи Сухомлинского в педагогической практике. Нелинейное понимание наследия учёного и практическое воплощение в жизни лицея № 590 г. Санкт-Петербурга. Радость как способность быть полезным и счастливым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From School Fun - To School Joy

V.A. Sukhomlinsky in the history of national education. Sukhomlinsky’s ideas in teaching practice. Non-linear understanding of the heritage of a scientist and their practical implementation in the life of Lyceum No. 590, St. Petersburg. Joy as the ability to be helpful and happy.

Текст научной работы на тему «От школы удовольствия - к школе радости»

УДК 371

от школы удовольствия

к школе радости

Алексей Михайлович Каменский,

доктор педагогических наук, директор Лицея № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, e-mail: kamenskyi@mail.ru

Минувший учебный год был знаковым для образования. Отмечалось столетие со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. К сожалению, отмечалось скромно, вполголоса — две-три конференции и отдельные упоминания в СМИ, несмотря на то что год объявлен ЮНЕСКО Годом Сухомлинского. Правда, не по нашей заявке...

• педагогический инструмент • творческое начало • Сухомлинский • учитель

• школа радости

Наследие В.А. Сухомлинского и педагогическая практика

Воистину, нет пророка в своём отечестве. В Китае общество последователей Василия Александровича насчитывает более восьми миллионов педагогов, и, по словам его руководителя господина Паньшена, у них каждый китайский учитель должен знать наследие мастера и следовать ему. Сухомлинистов много в Германии, Канаде, Польше, но лишь изредка они встречаются у нас. Разве что в далёком Оренбуржье стараниями его ученицы Валентины Григорьевны Рындак поддерживается интерес к этой педагогической сокровищнице.

Трагедия масштабной личности Су-хомлинского заключается в том, что его учение было извращено ещё при жизни. Признаюсь, в педагогическом

вузе особого интереса к этим идеям не проявлял. Тогда он представлялся мне идеологизированным автором, обласканным властью. Гораздо позднее я узнал о разгромной статье в «Учительской газете», что по тем временам было равносильно приговору. Неожиданные высокопоставленные анонимные заступники повлияли на награждение педагога званием Героя Труда, но сердце учителя не вынесло старых ран и новых переживаний, через год после этого его не стало. Человека давно нет, а идея школы радости жива и звучит сегодня как никогда актуально. Только уже тогда, много лет назад, большинством учителей она понималась совершенно искажённо. Многие до сих пор считают, что смысл школы радости заключается в необходимости обрадовать ребёнка, создав ему комфортные условия обучения. Мысль Василия Александровича была

противоположна этому утверждению. Педагогу необходимо научить ребёнка доставлять радость другим людям!

Однажды мой товарищ-востоковед загадал загадку: «Всем известно изречение про дом, дерево и ребёнка. Оно пришло к нам с Востока. А что, кроме этого, должен сделать человек в своей жизни?» Я растерялся, а приятель объяснил, что восточные мудрецы мыслили аллегориями. Человек должен выкопать колодец, что символизировало познание истины. Мне эта метафора напоминает привычное, христианское: «Вера, Надежда, Любовь и мать их София-мудрость».

Так в чём же мудрость школы радости Василия Александровича Сухомлинского? Вопрос из разряда смысложизненных. Ещё в античности начались поиски ответов на подобные вопросы. Великий Сократ говорил: «Человек, познай себя». Сам он эту мысль позаимствовал у дельфийских мудрецов, которые, правда, вкладывали в неё вполне банальное содержание о необходимости человеку познать пределы своих возможностей, по-русски «каждый сверчок знай свой шесток». Сократ вложил в изречение собственный смысл.

тг «

Каждый человек должен понять, чего он хочет, как этого достичь, а самое главное, сделает ли его это счастливым! Это и про нас сегодняшних — учителей, родителей, детей.

В современном мире так много удовольствий и развлечений, а радости от них становится всё меньше. Качество работы школы можно определять с помощью простого интегрального показателя — наличия детских улыбок навстречу. Его невозможно подделать. Если ученикам дать команду улыбаться гостям, то увидим массу гримас в ответ. Увы, радостных детских лиц становится всё меньше, а если ничего не предпринимать, то скоро мы их вообще не увидим и не сумеем посмотреть им в глаза, так как все уткнутся в свои смартфоны.

Планету охватывает всемирный кризис образования. Признаки очевидны. Плохое пове-

дение. Разве могли мы раньше представить возможность ужасов, связанных с расстрелами детьми друг друга? Дети хуже учатся. И наши, и зарубежные коллеги в вузах жалуются на низкий уровень подготовки, из-за которого многим приходится институтский курс начинать читать с азов. Ученики всё меньше хотят ходить в школу. Семейное обучение и просто прогулы растут как снежный ком. Причины кризиса тоже понятны. Цивилизация строится по принципу «дуракоупорности»: как ни странно, но чем благополучнее жизнь, тем меньше знаний в ней требуется, достаточно понимать, какую надо жать правильную кнопку и куда звонить в случае необходимости. Свою лепту в эти процессы вносят информационно-коммуникативные технологии. Самому что-то придумывать не обязательно, если всегда можно спросить у Гугла. Зачем мучиться над задачкой, когда есть решебник? И, наконец, основная причина кризиса педагогики — психологическая. Мир стремительно развивается, предоставляя ребёнку всё больше возможностей и свобод. А чем свободнее человек, тем меньше ему хочется делать по принуждению, всё больше он нацеливается на то, что хочется делать самому. Эпоха средневековой насильственной педагогики подходит к концу, а нам всё никак с ней не расстаться. Во всех странах массовое образование является принудительным. В теории давно продекларированы «учение с увлечением», необходимость мотивирования ребёнка, а практических механизмов достижения этих целей не выстроено.

В каком-то смысле все современные дети, даже из самых благополучных семей, стали трудновоспитуемыми. На них перестали действовать прежние дидактические методы. В одном из новых учебников педагогики встретил интересную мысль о том, что сейчас век жизни педагогических теорий стал очень короток, 5—6 лет. Меняется мир, меняются дети, должны меняться и подходы к их обучению и воспитанию. Пожалуй, стоит согласиться. Наверное, любимые мною Сухомлинский

и Макаренко сегодня искали бы новые приёмы работы с детьми. Современного ребёнка не удивишь выходом в сад и не заманишь на линейку под горны с барабанами. Однако при изменении приёмов работы, думается, основополагающие мысли классических концепций остаются актуальными. Идея Сухомлинского о том, что нравственным невозможно стать исключительно по чувству долга, что заставлять быть нравственным безнравственно, что нравственность в себе должен взращивать сам человек, эта мысль верна и сегодня. А реализация этой идеи возможна как раз через достижения современной цивилизации, в том числе через ИКТ, транспортную доступность, широчайшую возможность развития задатков, способностей, талантов в самых разнообразных видах деятельности.

Однажды, при изучении биографий знаменитых людей, обнаружил интересную странность — большинство из них были знакомы друг с другом. Причём они стали встречаться не тогда, когда прославились, что было бы логичным, а до этого. Можно предположить, что само общение ярких, интересных людей стимулирует развитие талантов. Такое свойство человека называют по-разному — пассионар-ность, харизматичность, но смысл от этого не меняется. Талант заразен, как грипп. Сегодня вполне обоснованно в педагогике придают такое важное значение атмосферным эффектам. И это совсем не противоречит классическим представлениям. У ребёнка должно возникать ощущение игры (Я.А. Коменский), добра и заботы (К.Д. Ушинский), радости (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), тогда и процесс обучения-воспитания будет проходить по-настоящему эффективно, потому что станет переходить в процессы самообучения и самовоспитания.

В качестве подтверждения сказанному приведём небольшую историческую справку из истории лицейства. Основателем считается Аристотель, который как бы в пику любимому учителю Платону, с которым у него были непростые отношения, основал на окраине Афин свой Лицей, в противовес Платоновской Академии. Философская школа перипатетиков предполагает усвоение мудрости как бы невзначай, в беседах во время прогулок по пышным лицейским садам, в свободном общении. С начавшимися

гонениями на Аристотеля в упадок пришла и лицейская школа. А возродил традицию, как ни странно, Наполеон, завоевавший к тому времени полмира и нуждавшийся в большом штате управленцев, которых и начали готовить в возрождённых лицеях. Возникли они не без подсказки Сперанского и в России. В самом знаменитом — Царскосельском — предполагалось обучение детей царской семьи. В последний момент конъюнктура поменялась, популярность снизилась. Из тридцати шести претендентов взяли тридцать два. По нашим сегодняшним меркам это соответствует микрорайонному набору. Но, о чудо! Из обычных мальчишек выросла когорта выдающихся личностей. Что ни имя, то страница российской истории. Чем объяснить этот феномен? К программам у самих лицеистов было отношение ироничное («мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»), основной состав преподавателей был вовсе не звёздный, часто привлекались даже студенты. Что же сработало? Поделюсь догадкой. Ключевым словом, которое встречается в воспоминаниях Пушкина и других лицеистов, было слово «братство». Ощущение братства, единения, большой семьи, дружества дало толчок в развитии каждого. Знаменитый девиз французской революции «Свобода, равенство, братство» и стал основным педагогическим инструментом Царскосельского лицея.

Этот инструмент остаётся вполне рабочим и сегодня. В тех лицеях, гимназиях, школах, где возникает этот феномен, начинается по-настоящему живая жизнь, а имена выпускников этих школ, возможно, ещё войдут в энциклопедии. А там, где царят канцелярщина, муштра, бюрократизм, росткам талантов удаётся пробиваться с большим

тг «

трудом. К сожалению, в современной педагогике всё меньше остаётся творческого начала, хотя провозглашается прямо противоположное. Всё чаще оно подменяется имитацией активности, отчётами и всевозможными мифами,

которые быстро возникают и так же быстро исчезают. Кто сейчас вспомнит образовательную доктрину? А ведь ещё несколько лет назад это слово не сходило с газетных полос. Да и про «Новую школу» уже почти не слышно. Нацпроекты образования сегодня вовсе не те, которые были вчера (позавчера). А те давние уже и не помнят (про классных руководителей и школьные автобусы). Модные слова приходят и уходят. Придут и уйдут ФГОСы, компетенции, МЭШи и РЭШи, так же как пришли и ушли в своё время ЗУНы, проблемный подход, триединство целей. А рядовой учитель продолжает жить в сконструированной им самим упрощённой педагогической реальности.

Так, например, знаменитый средовый подход, известный у практиков под кодовым названием «теория солёного огурца», сводится к примитивной мысли о необходимости создания для ребёнка благоприятной среды. Трактовка некорректная. Общеобразовательная школа как социальный институт предназначена для подготовки человека к будущей жизни. А во взрослой жизни у него никакой особо созданной кем-то среды, скорее всего, не предвидится. Выросший в искусственных, рафинированных условиях школьник окажется не готов к преодолению многообразных жизненных трудностей. По-настоящему сре-довый подход заключается не в погружении ребёнка в особую среду, а в обучении его самостоятельному созданию такой среды. Это простая бабушкина мудрость: «Для дитя важна хорошая компания». Только эту компанию ему должна подбирать не бабушка, а он сам должен научиться заводить друзей.

Похожая история произошла и с ещё одной педагогической концепцией — деятельност-ным подходом, или, как он обозначен во ФГОС, личностно-деятельностным. В умах большинства учителей он свёлся к спорной идее о необходимости привлечения ребёнка к умной, хорошей деятельности, в результате выполнения которой он должен сам стать умным и хорошим. Дети не собаки

Павлова, дрессируются плохо. Даже если сегодня под воздействием соответствующих позитивных и негативных стимулов мы добьёмся желаемого результата, это вовсе не будет означать, что он повторится завтра, в отсутствие этих стимулов. Важна не сама деятельность, а те люди, которые находятся в ней рядом с ребёнком. Если они по-настоящему уважаемы им и любимы, то воспитательный эффект проявится сам собой. Причём этими авторитетными людьми могут быть не обязательно взрослые. Часто сверстники или ребята постарше оказывают на подростка более сильное влияние, чем мама, папа и учителя вместе взятые. А вот если рядом с учеником тот, кого он не уважает или боится, то каким бы благим делом он ни занимался, всё будет впустую, а может быть, даже, наоборот, начнёт вызывать у школьника отвращение, будь то сбор макулатуры или участие в праздничной демонстрации. Эти рассуждения практически очевидны. Однако на практике сразу возникает вопрос о том, где взять столько авторитетных для ребёнка ярких, талантливых людей?

Непривычные рамки в школьном коридоре

Не надо требовать от учителя невозможного. Педагоги — самые обычные люди из плоти и крови, а не Бэтмены, обладающие тысячей полезных качеств, как того требуют современные профессиональные стандарты. У них, как у обычных людей, есть семьи, о которых надо заботиться, они, так же как обычные люди, могут болеть или просто быть не в настроении. Жить по принципу «сердце отдаю детям», наверное, не совсем правильно, надо и себе что-то оставить, если не хотим, чтобы жизнь на этом и закончилась. Но вот чем обязательно должен владеть современный учитель — это технологиями общения. Он должен иметь широчайший круг знакомств, уметь привлекать к нашему педагогическому делу ярких, интересных людей со стороны.

Открытость школы заключается вовсе не только в размещении финансовых отчётов на сайте. Открытая школа сегодня — это умение привлечь в школу людей из самых разных сфер деятельности, а самих учеников вывести за рамки традиционной школьной жизни, максимально вынести вовне образовательный процесс.

Новые ФГОС предусматривают занятость ребёнка чуть ли не до самого вечера: кружки, факультативы, секции, элективные курсы. Только если вся эта деятельность осуществляется в четырёх стенах стандартного школьного «колодца», то можно сравнить такую практику со средневековой пыткой. Пусть любой взрослый попробует с девяти утра до шести вечера шесть дней в неделю по звонкам с короткими перерывами на переходы в разные кабинеты побродить по школе, а не то что выполнить задания и отчитаться — сойдёт с ума! Это за рубежом ещё немного полегче, где большинство школ с парками и кампусами — тут мастерские, там спортивный комплекс, здесь художественный блок, а рядом с ним лаборатории. А у нас чаще всего — узкие коридоры и переполненные классы — развивайтесь до ночи! Хочешь-не хочешь, надо выходить за привычные школьные рамки. Только привычные экскурсии по музеям и посещения театра организовать трудно, так как с родителей собирать средства и закладывать в бюджет школы сегодня запрещено, а для организации перевозок необходимо пройти все круги ада. Можно пойти путём реализации осмысленных долговременных проектов, совместных с социальными партнёрами. Школьные двери должны быть открыты как снаружи, так и изнутри.

Приведём примеры таких проектов, осуществляемых в родном нам лицее № 590 Санкт-Петербурга. В обычном школьном коридоре поставили сигнализацию и оборудовали единственную в России школьную выставочную галерею профессиональной живописи, которая работает более двадцати пяти лет, входя в каталоги выставочных залов города и проводя ежегодно пятнадцать-двадцать выставок современного искусства. Тот, кто сталкивался с этим видом деятельности, может себе представить, какой колоссальный труд сюда вкладывается. Редкий учитель рисования доведёт детей до залов импрессионистов, а уж о современной жи-

вописи и говорить нечего. Подавляющим большинством посетителей таких выставок являются сами художники и их друзья. А наши лицеисты имеют возможность ежедневного общения с искусством, причём самых разных направлений и стилей. Единственным критерием отбора экспозиции является подлинность таланта. Постепенно сформировался га-лерейный актив, причём, как ни странно, в основном из мальчиков. Художники доверяют им даже перевозку и развеску работ, а ведь изначально вообще боялись передавать картины в школу, говорили: «Там же дети, они что-нибудь подрисуют». Тьфу-тьфу, но за двадцать пять лет не было ни одного случая. И сейчас очередь выставляться у нас расписана вперёд на два года. Обязательным условием участия для художника является необходимость проведения мастер-класса для школьников, но не по рисованию, а по умению видеть картину. Лицеисты ведут уже много лет книгу отзывов, содержание которой выкладывается на сайт школы. Профессиональные искусствоведы из Эрмитажа и Русского музея поражаются глубине восприятия детьми подлинного искусства. Галерея находится у нас на свободном доступе, ребята проводят в ней свободное время на переменах и после уроков, с удовольствием выбираются в мастерские к самим художникам как с учителем, так и с родителями. Эта деятельность интересна обеим сторонам: как школе, так и творческим людям, поэтому и существует так долго.

Проект «Добрая лира» направлен на приобщение учеников к чтению хорошей современной литературы, которая в школьной программе изучается очень поверхностно. Учащиеся лицея учредили международный конкурс для взрослых профессиональных авторов. Он проводится уже более десяти лет, и по его итогам выпущено десять томом художественной прозы. Ежегодно на суд ученической и педагогической общественности присылается триста-четыреста произведений.

В этом учебном году в конкурсе приняли участие писатели четырнадцати государств, тридцати регионов России. После первого прочтения рассказов и повестей ребята передают наиболее понравившиеся произведения на суд профессионального жюри, состоящего из членов Союзов писателей Петербурга и России. Изданные книги рассылаются бесплатно в библиотеки партнёрских школ конкурса нашего города и других регионов, выставляются в электронном формате на сайте конкурса «Добрая лира», который специально для этого сделали наши ребята, ведь недаром наш общеобразовательный лицей имеет специализацию ИКТ. На сегодня там размещены в свободном доступе все десять томов современной прозы. Но дальше начинается самое интересное — читательский этап, ведь мы привлекли авторов тем, что пообещали в качестве главного приза победителям конкурса обязательное обеспечение вдумчивого прочтения их произведений. А что может быть дороже, чем это, для настоящего творческого человека?! В номинации для самых маленьких школьникам нужно проиллюстрировать прочитанное. Ребята постарше инсценируют рассказы и сказки и показывают спектакли в подшефном детском саду. Подростки пишут эссе. Особо сложной номинацией является письмо автору. Волнительно, когда оценку за сочинение тебе ставит не твой учитель литературы, а сам писатель. Авторы-победители приходят к школьникам

в гости, иногда приезжают издалека для про" туч

ведения творческой встречи. Как правило, мы стараемся приглашать одновременно несколько гостей, тогда у ребёнка появляется возможность выбора именно того автора, который лично ему больше понравился. Сами писатели часто приглашают ребят в гости вместе с родителями на творческие вечера.

Проект «Школьный патент» проводится нами по инициативе Университета ИТМО Санкт-Петербурга, он направлен на поддержку детского изобретательства. Авторы интересных работ не только получают призы и дипломы, но им устроители конкурса помогают оформлять авторские свидетельства. А наиболее значимые изобретения запускают

в реальное производство. Так, например, один из учащихся, предложивший инновационную систему отопления жилых помещений для военнослужащих арктических войск, был включён Министерством обороны РФ в состав исследовательской группы по разработке данного направления, а оригинальные закладки для книжек в виде овечек, которые придумала школьница, удалось запустить в производство, и теперь они продаются в газетных киосках по всей стране.

Несмотря на специализацию общеобразовательной организации, дети в ней не должны развиваться однобоко. Ребёнку всегда необходимо предоставлять возможность выбора интересного для него вида деятельности. И пусть ученик пробует себя в разном, меняет увлечения. Поиски себя иногда могут происходить всю жизнь.

Идея всесторонне развитой личности, предложенная Василием Александровичем Сухомлинским, не должна сводиться к стремлению научить всех всему уж точно не заменяться призывом всех учить разному. Наверное, правильно говорить о необходимости учить всех всему, но по-разному, тогда и учение будет происходить с увлечением и не потребуется никакой принудительности. Скорее, наоборот, необходимо будет следить, чтобы ребёнок не перетрудился в пылу азарта.

В контексте высказанных рассуждений можно предложить очень простой рецепт хорошей школы: «ученика должны окружать хорошие люди и красота». Добавим ещё про необходимость общения с природой, чего так порой не хватает современному человеку. Ученик и учитель славно могли бы прогуливаться в лицейских садах, как это делал когда-то знаменитый Аристотель.

Недавно услышал любопытный рассказ попутчиков в электричке. Ими обсуждалась история предыдущей поездки. На соседней с ними лавочке ехал батюшка, а рядом девочки-подростки азартно обсуждали, не поверите, вопросы смысла

жизни. Одна из них не выдержала и обратилась к священнику: «Скажите, пожалуйста, ну ведь правда смысл жизни в самой жизни?» Священнослужитель задумался и ответил: «Да, пожалуй, нет. Так и у собачек, и у кошечек, и у лисичек бывает. А человек создан по образу и подобию Божиему. А Бог является создателем. Значит, и человек в своей жизни должен что-нибудь создавать, только каждый своё. Вот и ищите, что сможете созидать».

Природа счастья многомерна и многогранна. То, что радовало нас вчера, может оставить равнодушным сегодня. Иногда нам кажется, что для счастья мало полмира, а порой нас делает счастливыми пролетевшая мимо божья коровка. В экзистенциальной философии формула счастья определяется в качестве дроби, где в верхней части стоит жизненный успех, а в знаменателе — желания. Результат можно повысить двумя способами: либо увеличивать достижения, либо уменьшать притязания. Мне представляется сомнительной такая жизненная арифметика. Думается, что гармонию алгеброй всё-таки не поверишь.

Но своим внутренним миром человек может и должен научиться управлять. Что может

быть ужаснее, чем прожить жизнь без внутреннего ощущения счастья, без ощущения благодарности за возможность прикоснуться к этому сказочно чудесному миру?

Но ведь счастье разлито повсюду. Ребёнок обязательно должен научиться его ощущать и создавать. Конечно, человек сам кузнец своего счастья, и своего, и других людей. Но для того чтобы оно радовало и самого человека, и окружающих, нужно научиться его генерировать. Не умеешь — не станешь кузнецом. Для этого надо знать, где залегают обогащён-ные породы, уметь добыть руду, иметь инструмент и горн, знать, как устроена кузница.

Хочется верить, что совсем близко, совсем рядом с нами время радости и счастья. Всё умнее и умнее становится человек. Наши дети, верится, будут лучше нас. А выше этого не может быть награды для настоящего учителя. Сегодня не столько мы становимся нужны нашим ученикам (в век стремительно развивающихся технологий самообразования), сколько они нам. Наши дети — это наш шанс вскочить в уходящий поезд, идущий в светлое будущее. Грех не воспользоваться этим шансом. А для этого нужно просто стараться самим быть счастливыми людьми и дарить эту радость счастья тем, кто вокруг нас! НО

Мне понравилась история. Наверное, это главное, чему мы должны научить детей в новой школе, — умению созидать. Может быть, значимость человеческой жизни стоит измерять в метрах квадратных той территории, которую ему удалось обустроить? И если человек сделал жизнь на земле хоть чуть-чуть лучше, то и самому ему будет счастье!

From School Fun — To School Joy

Alex M. Kamensky, Director of the Lyceum № 590 of the Krasnoselsky district of St. Petersburg, e-mail: kamenskyi@mail.ru

Abstract. V.A. Sukhomlinsky in the history of national education. Sukhomlinsky's ideas in teaching practice. Non-linear understanding of the heritage of a scientist and their practical implementation in the life of Lyceum No. 590, St. Petersburg. Joy as the ability to be helpful and happy.

Keywords: pedagogical tool, creativity, Sukhomlinsky, teacher, school of joy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.