УДК 371
от школы удовольствия
к школе радости
Алексей Михайлович Каменский,
доктор педагогических наук, директор Лицея № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]
Минувший учебный год был знаковым для образования. Отмечалось столетие со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. К сожалению, отмечалось скромно, вполголоса — две-три конференции и отдельные упоминания в СМИ, несмотря на то что год объявлен ЮНЕСКО Годом Сухомлинского. Правда, не по нашей заявке...
• педагогический инструмент • творческое начало • Сухомлинский • учитель
• школа радости
Наследие В.А. Сухомлинского и педагогическая практика
Воистину, нет пророка в своём отечестве. В Китае общество последователей Василия Александровича насчитывает более восьми миллионов педагогов, и, по словам его руководителя господина Паньшена, у них каждый китайский учитель должен знать наследие мастера и следовать ему. Сухомлинистов много в Германии, Канаде, Польше, но лишь изредка они встречаются у нас. Разве что в далёком Оренбуржье стараниями его ученицы Валентины Григорьевны Рындак поддерживается интерес к этой педагогической сокровищнице.
Трагедия масштабной личности Су-хомлинского заключается в том, что его учение было извращено ещё при жизни. Признаюсь, в педагогическом
вузе особого интереса к этим идеям не проявлял. Тогда он представлялся мне идеологизированным автором, обласканным властью. Гораздо позднее я узнал о разгромной статье в «Учительской газете», что по тем временам было равносильно приговору. Неожиданные высокопоставленные анонимные заступники повлияли на награждение педагога званием Героя Труда, но сердце учителя не вынесло старых ран и новых переживаний, через год после этого его не стало. Человека давно нет, а идея школы радости жива и звучит сегодня как никогда актуально. Только уже тогда, много лет назад, большинством учителей она понималась совершенно искажённо. Многие до сих пор считают, что смысл школы радости заключается в необходимости обрадовать ребёнка, создав ему комфортные условия обучения. Мысль Василия Александровича была
противоположна этому утверждению. Педагогу необходимо научить ребёнка доставлять радость другим людям!
Однажды мой товарищ-востоковед загадал загадку: «Всем известно изречение про дом, дерево и ребёнка. Оно пришло к нам с Востока. А что, кроме этого, должен сделать человек в своей жизни?» Я растерялся, а приятель объяснил, что восточные мудрецы мыслили аллегориями. Человек должен выкопать колодец, что символизировало познание истины. Мне эта метафора напоминает привычное, христианское: «Вера, Надежда, Любовь и мать их София-мудрость».
Так в чём же мудрость школы радости Василия Александровича Сухомлинского? Вопрос из разряда смысложизненных. Ещё в античности начались поиски ответов на подобные вопросы. Великий Сократ говорил: «Человек, познай себя». Сам он эту мысль позаимствовал у дельфийских мудрецов, которые, правда, вкладывали в неё вполне банальное содержание о необходимости человеку познать пределы своих возможностей, по-русски «каждый сверчок знай свой шесток». Сократ вложил в изречение собственный смысл.
тг «
Каждый человек должен понять, чего он хочет, как этого достичь, а самое главное, сделает ли его это счастливым! Это и про нас сегодняшних — учителей, родителей, детей.
В современном мире так много удовольствий и развлечений, а радости от них становится всё меньше. Качество работы школы можно определять с помощью простого интегрального показателя — наличия детских улыбок навстречу. Его невозможно подделать. Если ученикам дать команду улыбаться гостям, то увидим массу гримас в ответ. Увы, радостных детских лиц становится всё меньше, а если ничего не предпринимать, то скоро мы их вообще не увидим и не сумеем посмотреть им в глаза, так как все уткнутся в свои смартфоны.
Планету охватывает всемирный кризис образования. Признаки очевидны. Плохое пове-
дение. Разве могли мы раньше представить возможность ужасов, связанных с расстрелами детьми друг друга? Дети хуже учатся. И наши, и зарубежные коллеги в вузах жалуются на низкий уровень подготовки, из-за которого многим приходится институтский курс начинать читать с азов. Ученики всё меньше хотят ходить в школу. Семейное обучение и просто прогулы растут как снежный ком. Причины кризиса тоже понятны. Цивилизация строится по принципу «дуракоупорности»: как ни странно, но чем благополучнее жизнь, тем меньше знаний в ней требуется, достаточно понимать, какую надо жать правильную кнопку и куда звонить в случае необходимости. Свою лепту в эти процессы вносят информационно-коммуникативные технологии. Самому что-то придумывать не обязательно, если всегда можно спросить у Гугла. Зачем мучиться над задачкой, когда есть решебник? И, наконец, основная причина кризиса педагогики — психологическая. Мир стремительно развивается, предоставляя ребёнку всё больше возможностей и свобод. А чем свободнее человек, тем меньше ему хочется делать по принуждению, всё больше он нацеливается на то, что хочется делать самому. Эпоха средневековой насильственной педагогики подходит к концу, а нам всё никак с ней не расстаться. Во всех странах массовое образование является принудительным. В теории давно продекларированы «учение с увлечением», необходимость мотивирования ребёнка, а практических механизмов достижения этих целей не выстроено.
В каком-то смысле все современные дети, даже из самых благополучных семей, стали трудновоспитуемыми. На них перестали действовать прежние дидактические методы. В одном из новых учебников педагогики встретил интересную мысль о том, что сейчас век жизни педагогических теорий стал очень короток, 5—6 лет. Меняется мир, меняются дети, должны меняться и подходы к их обучению и воспитанию. Пожалуй, стоит согласиться. Наверное, любимые мною Сухомлинский
и Макаренко сегодня искали бы новые приёмы работы с детьми. Современного ребёнка не удивишь выходом в сад и не заманишь на линейку под горны с барабанами. Однако при изменении приёмов работы, думается, основополагающие мысли классических концепций остаются актуальными. Идея Сухомлинского о том, что нравственным невозможно стать исключительно по чувству долга, что заставлять быть нравственным безнравственно, что нравственность в себе должен взращивать сам человек, эта мысль верна и сегодня. А реализация этой идеи возможна как раз через достижения современной цивилизации, в том числе через ИКТ, транспортную доступность, широчайшую возможность развития задатков, способностей, талантов в самых разнообразных видах деятельности.
Однажды, при изучении биографий знаменитых людей, обнаружил интересную странность — большинство из них были знакомы друг с другом. Причём они стали встречаться не тогда, когда прославились, что было бы логичным, а до этого. Можно предположить, что само общение ярких, интересных людей стимулирует развитие талантов. Такое свойство человека называют по-разному — пассионар-ность, харизматичность, но смысл от этого не меняется. Талант заразен, как грипп. Сегодня вполне обоснованно в педагогике придают такое важное значение атмосферным эффектам. И это совсем не противоречит классическим представлениям. У ребёнка должно возникать ощущение игры (Я.А. Коменский), добра и заботы (К.Д. Ушинский), радости (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), тогда и процесс обучения-воспитания будет проходить по-настоящему эффективно, потому что станет переходить в процессы самообучения и самовоспитания.
В качестве подтверждения сказанному приведём небольшую историческую справку из истории лицейства. Основателем считается Аристотель, который как бы в пику любимому учителю Платону, с которым у него были непростые отношения, основал на окраине Афин свой Лицей, в противовес Платоновской Академии. Философская школа перипатетиков предполагает усвоение мудрости как бы невзначай, в беседах во время прогулок по пышным лицейским садам, в свободном общении. С начавшимися
гонениями на Аристотеля в упадок пришла и лицейская школа. А возродил традицию, как ни странно, Наполеон, завоевавший к тому времени полмира и нуждавшийся в большом штате управленцев, которых и начали готовить в возрождённых лицеях. Возникли они не без подсказки Сперанского и в России. В самом знаменитом — Царскосельском — предполагалось обучение детей царской семьи. В последний момент конъюнктура поменялась, популярность снизилась. Из тридцати шести претендентов взяли тридцать два. По нашим сегодняшним меркам это соответствует микрорайонному набору. Но, о чудо! Из обычных мальчишек выросла когорта выдающихся личностей. Что ни имя, то страница российской истории. Чем объяснить этот феномен? К программам у самих лицеистов было отношение ироничное («мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»), основной состав преподавателей был вовсе не звёздный, часто привлекались даже студенты. Что же сработало? Поделюсь догадкой. Ключевым словом, которое встречается в воспоминаниях Пушкина и других лицеистов, было слово «братство». Ощущение братства, единения, большой семьи, дружества дало толчок в развитии каждого. Знаменитый девиз французской революции «Свобода, равенство, братство» и стал основным педагогическим инструментом Царскосельского лицея.
Этот инструмент остаётся вполне рабочим и сегодня. В тех лицеях, гимназиях, школах, где возникает этот феномен, начинается по-настоящему живая жизнь, а имена выпускников этих школ, возможно, ещё войдут в энциклопедии. А там, где царят канцелярщина, муштра, бюрократизм, росткам талантов удаётся пробиваться с большим
тг «
трудом. К сожалению, в современной педагогике всё меньше остаётся творческого начала, хотя провозглашается прямо противоположное. Всё чаще оно подменяется имитацией активности, отчётами и всевозможными мифами,
которые быстро возникают и так же быстро исчезают. Кто сейчас вспомнит образовательную доктрину? А ведь ещё несколько лет назад это слово не сходило с газетных полос. Да и про «Новую школу» уже почти не слышно. Нацпроекты образования сегодня вовсе не те, которые были вчера (позавчера). А те давние уже и не помнят (про классных руководителей и школьные автобусы). Модные слова приходят и уходят. Придут и уйдут ФГОСы, компетенции, МЭШи и РЭШи, так же как пришли и ушли в своё время ЗУНы, проблемный подход, триединство целей. А рядовой учитель продолжает жить в сконструированной им самим упрощённой педагогической реальности.
Так, например, знаменитый средовый подход, известный у практиков под кодовым названием «теория солёного огурца», сводится к примитивной мысли о необходимости создания для ребёнка благоприятной среды. Трактовка некорректная. Общеобразовательная школа как социальный институт предназначена для подготовки человека к будущей жизни. А во взрослой жизни у него никакой особо созданной кем-то среды, скорее всего, не предвидится. Выросший в искусственных, рафинированных условиях школьник окажется не готов к преодолению многообразных жизненных трудностей. По-настоящему сре-довый подход заключается не в погружении ребёнка в особую среду, а в обучении его самостоятельному созданию такой среды. Это простая бабушкина мудрость: «Для дитя важна хорошая компания». Только эту компанию ему должна подбирать не бабушка, а он сам должен научиться заводить друзей.
Похожая история произошла и с ещё одной педагогической концепцией — деятельност-ным подходом, или, как он обозначен во ФГОС, личностно-деятельностным. В умах большинства учителей он свёлся к спорной идее о необходимости привлечения ребёнка к умной, хорошей деятельности, в результате выполнения которой он должен сам стать умным и хорошим. Дети не собаки
Павлова, дрессируются плохо. Даже если сегодня под воздействием соответствующих позитивных и негативных стимулов мы добьёмся желаемого результата, это вовсе не будет означать, что он повторится завтра, в отсутствие этих стимулов. Важна не сама деятельность, а те люди, которые находятся в ней рядом с ребёнком. Если они по-настоящему уважаемы им и любимы, то воспитательный эффект проявится сам собой. Причём этими авторитетными людьми могут быть не обязательно взрослые. Часто сверстники или ребята постарше оказывают на подростка более сильное влияние, чем мама, папа и учителя вместе взятые. А вот если рядом с учеником тот, кого он не уважает или боится, то каким бы благим делом он ни занимался, всё будет впустую, а может быть, даже, наоборот, начнёт вызывать у школьника отвращение, будь то сбор макулатуры или участие в праздничной демонстрации. Эти рассуждения практически очевидны. Однако на практике сразу возникает вопрос о том, где взять столько авторитетных для ребёнка ярких, талантливых людей?
Непривычные рамки в школьном коридоре
Не надо требовать от учителя невозможного. Педагоги — самые обычные люди из плоти и крови, а не Бэтмены, обладающие тысячей полезных качеств, как того требуют современные профессиональные стандарты. У них, как у обычных людей, есть семьи, о которых надо заботиться, они, так же как обычные люди, могут болеть или просто быть не в настроении. Жить по принципу «сердце отдаю детям», наверное, не совсем правильно, надо и себе что-то оставить, если не хотим, чтобы жизнь на этом и закончилась. Но вот чем обязательно должен владеть современный учитель — это технологиями общения. Он должен иметь широчайший круг знакомств, уметь привлекать к нашему педагогическому делу ярких, интересных людей со стороны.
Открытость школы заключается вовсе не только в размещении финансовых отчётов на сайте. Открытая школа сегодня — это умение привлечь в школу людей из самых разных сфер деятельности, а самих учеников вывести за рамки традиционной школьной жизни, максимально вынести вовне образовательный процесс.
Новые ФГОС предусматривают занятость ребёнка чуть ли не до самого вечера: кружки, факультативы, секции, элективные курсы. Только если вся эта деятельность осуществляется в четырёх стенах стандартного школьного «колодца», то можно сравнить такую практику со средневековой пыткой. Пусть любой взрослый попробует с девяти утра до шести вечера шесть дней в неделю по звонкам с короткими перерывами на переходы в разные кабинеты побродить по школе, а не то что выполнить задания и отчитаться — сойдёт с ума! Это за рубежом ещё немного полегче, где большинство школ с парками и кампусами — тут мастерские, там спортивный комплекс, здесь художественный блок, а рядом с ним лаборатории. А у нас чаще всего — узкие коридоры и переполненные классы — развивайтесь до ночи! Хочешь-не хочешь, надо выходить за привычные школьные рамки. Только привычные экскурсии по музеям и посещения театра организовать трудно, так как с родителей собирать средства и закладывать в бюджет школы сегодня запрещено, а для организации перевозок необходимо пройти все круги ада. Можно пойти путём реализации осмысленных долговременных проектов, совместных с социальными партнёрами. Школьные двери должны быть открыты как снаружи, так и изнутри.
Приведём примеры таких проектов, осуществляемых в родном нам лицее № 590 Санкт-Петербурга. В обычном школьном коридоре поставили сигнализацию и оборудовали единственную в России школьную выставочную галерею профессиональной живописи, которая работает более двадцати пяти лет, входя в каталоги выставочных залов города и проводя ежегодно пятнадцать-двадцать выставок современного искусства. Тот, кто сталкивался с этим видом деятельности, может себе представить, какой колоссальный труд сюда вкладывается. Редкий учитель рисования доведёт детей до залов импрессионистов, а уж о современной жи-
вописи и говорить нечего. Подавляющим большинством посетителей таких выставок являются сами художники и их друзья. А наши лицеисты имеют возможность ежедневного общения с искусством, причём самых разных направлений и стилей. Единственным критерием отбора экспозиции является подлинность таланта. Постепенно сформировался га-лерейный актив, причём, как ни странно, в основном из мальчиков. Художники доверяют им даже перевозку и развеску работ, а ведь изначально вообще боялись передавать картины в школу, говорили: «Там же дети, они что-нибудь подрисуют». Тьфу-тьфу, но за двадцать пять лет не было ни одного случая. И сейчас очередь выставляться у нас расписана вперёд на два года. Обязательным условием участия для художника является необходимость проведения мастер-класса для школьников, но не по рисованию, а по умению видеть картину. Лицеисты ведут уже много лет книгу отзывов, содержание которой выкладывается на сайт школы. Профессиональные искусствоведы из Эрмитажа и Русского музея поражаются глубине восприятия детьми подлинного искусства. Галерея находится у нас на свободном доступе, ребята проводят в ней свободное время на переменах и после уроков, с удовольствием выбираются в мастерские к самим художникам как с учителем, так и с родителями. Эта деятельность интересна обеим сторонам: как школе, так и творческим людям, поэтому и существует так долго.
Проект «Добрая лира» направлен на приобщение учеников к чтению хорошей современной литературы, которая в школьной программе изучается очень поверхностно. Учащиеся лицея учредили международный конкурс для взрослых профессиональных авторов. Он проводится уже более десяти лет, и по его итогам выпущено десять томом художественной прозы. Ежегодно на суд ученической и педагогической общественности присылается триста-четыреста произведений.
В этом учебном году в конкурсе приняли участие писатели четырнадцати государств, тридцати регионов России. После первого прочтения рассказов и повестей ребята передают наиболее понравившиеся произведения на суд профессионального жюри, состоящего из членов Союзов писателей Петербурга и России. Изданные книги рассылаются бесплатно в библиотеки партнёрских школ конкурса нашего города и других регионов, выставляются в электронном формате на сайте конкурса «Добрая лира», который специально для этого сделали наши ребята, ведь недаром наш общеобразовательный лицей имеет специализацию ИКТ. На сегодня там размещены в свободном доступе все десять томов современной прозы. Но дальше начинается самое интересное — читательский этап, ведь мы привлекли авторов тем, что пообещали в качестве главного приза победителям конкурса обязательное обеспечение вдумчивого прочтения их произведений. А что может быть дороже, чем это, для настоящего творческого человека?! В номинации для самых маленьких школьникам нужно проиллюстрировать прочитанное. Ребята постарше инсценируют рассказы и сказки и показывают спектакли в подшефном детском саду. Подростки пишут эссе. Особо сложной номинацией является письмо автору. Волнительно, когда оценку за сочинение тебе ставит не твой учитель литературы, а сам писатель. Авторы-победители приходят к школьникам
в гости, иногда приезжают издалека для про" туч
ведения творческой встречи. Как правило, мы стараемся приглашать одновременно несколько гостей, тогда у ребёнка появляется возможность выбора именно того автора, который лично ему больше понравился. Сами писатели часто приглашают ребят в гости вместе с родителями на творческие вечера.
Проект «Школьный патент» проводится нами по инициативе Университета ИТМО Санкт-Петербурга, он направлен на поддержку детского изобретательства. Авторы интересных работ не только получают призы и дипломы, но им устроители конкурса помогают оформлять авторские свидетельства. А наиболее значимые изобретения запускают
в реальное производство. Так, например, один из учащихся, предложивший инновационную систему отопления жилых помещений для военнослужащих арктических войск, был включён Министерством обороны РФ в состав исследовательской группы по разработке данного направления, а оригинальные закладки для книжек в виде овечек, которые придумала школьница, удалось запустить в производство, и теперь они продаются в газетных киосках по всей стране.
Несмотря на специализацию общеобразовательной организации, дети в ней не должны развиваться однобоко. Ребёнку всегда необходимо предоставлять возможность выбора интересного для него вида деятельности. И пусть ученик пробует себя в разном, меняет увлечения. Поиски себя иногда могут происходить всю жизнь.
Идея всесторонне развитой личности, предложенная Василием Александровичем Сухомлинским, не должна сводиться к стремлению научить всех всему уж точно не заменяться призывом всех учить разному. Наверное, правильно говорить о необходимости учить всех всему, но по-разному, тогда и учение будет происходить с увлечением и не потребуется никакой принудительности. Скорее, наоборот, необходимо будет следить, чтобы ребёнок не перетрудился в пылу азарта.
В контексте высказанных рассуждений можно предложить очень простой рецепт хорошей школы: «ученика должны окружать хорошие люди и красота». Добавим ещё про необходимость общения с природой, чего так порой не хватает современному человеку. Ученик и учитель славно могли бы прогуливаться в лицейских садах, как это делал когда-то знаменитый Аристотель.
Недавно услышал любопытный рассказ попутчиков в электричке. Ими обсуждалась история предыдущей поездки. На соседней с ними лавочке ехал батюшка, а рядом девочки-подростки азартно обсуждали, не поверите, вопросы смысла
жизни. Одна из них не выдержала и обратилась к священнику: «Скажите, пожалуйста, ну ведь правда смысл жизни в самой жизни?» Священнослужитель задумался и ответил: «Да, пожалуй, нет. Так и у собачек, и у кошечек, и у лисичек бывает. А человек создан по образу и подобию Божиему. А Бог является создателем. Значит, и человек в своей жизни должен что-нибудь создавать, только каждый своё. Вот и ищите, что сможете созидать».
Природа счастья многомерна и многогранна. То, что радовало нас вчера, может оставить равнодушным сегодня. Иногда нам кажется, что для счастья мало полмира, а порой нас делает счастливыми пролетевшая мимо божья коровка. В экзистенциальной философии формула счастья определяется в качестве дроби, где в верхней части стоит жизненный успех, а в знаменателе — желания. Результат можно повысить двумя способами: либо увеличивать достижения, либо уменьшать притязания. Мне представляется сомнительной такая жизненная арифметика. Думается, что гармонию алгеброй всё-таки не поверишь.
Но своим внутренним миром человек может и должен научиться управлять. Что может
быть ужаснее, чем прожить жизнь без внутреннего ощущения счастья, без ощущения благодарности за возможность прикоснуться к этому сказочно чудесному миру?
Но ведь счастье разлито повсюду. Ребёнок обязательно должен научиться его ощущать и создавать. Конечно, человек сам кузнец своего счастья, и своего, и других людей. Но для того чтобы оно радовало и самого человека, и окружающих, нужно научиться его генерировать. Не умеешь — не станешь кузнецом. Для этого надо знать, где залегают обогащён-ные породы, уметь добыть руду, иметь инструмент и горн, знать, как устроена кузница.
Хочется верить, что совсем близко, совсем рядом с нами время радости и счастья. Всё умнее и умнее становится человек. Наши дети, верится, будут лучше нас. А выше этого не может быть награды для настоящего учителя. Сегодня не столько мы становимся нужны нашим ученикам (в век стремительно развивающихся технологий самообразования), сколько они нам. Наши дети — это наш шанс вскочить в уходящий поезд, идущий в светлое будущее. Грех не воспользоваться этим шансом. А для этого нужно просто стараться самим быть счастливыми людьми и дарить эту радость счастья тем, кто вокруг нас! НО
Мне понравилась история. Наверное, это главное, чему мы должны научить детей в новой школе, — умению созидать. Может быть, значимость человеческой жизни стоит измерять в метрах квадратных той территории, которую ему удалось обустроить? И если человек сделал жизнь на земле хоть чуть-чуть лучше, то и самому ему будет счастье!
From School Fun — To School Joy
Alex M. Kamensky, Director of the Lyceum № 590 of the Krasnoselsky district of St. Petersburg, e-mail: [email protected]
Abstract. V.A. Sukhomlinsky in the history of national education. Sukhomlinsky's ideas in teaching practice. Non-linear understanding of the heritage of a scientist and their practical implementation in the life of Lyceum No. 590, St. Petersburg. Joy as the ability to be helpful and happy.
Keywords: pedagogical tool, creativity, Sukhomlinsky, teacher, school of joy.