Научная статья на тему 'Конструирование круга общения, или новая образовательная среда'

Конструирование круга общения, или новая образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РОЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL TASKS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКА / SOCIAL PORTRAIT OF A PUPIL / СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / ENVIRONMENT APPROACH / ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SCHOOL PROJECTS / PEDAGOGUE ROLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

Социальный портрет современного ученика. Изменения в образовательной среде. Видение будущего в воспитании: роли, задачи, приоритеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование круга общения, или новая образовательная среда»

ШКОЛА и воспитание

КОНСТРУИРОВАНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ, или Новая образовательная среда

Алексей Михайлович Каменский,

директор лицея № 590 г. Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель России e-mail: kamenskyi@mail.ru

Последние несколько лет в школе появились совсем другие ученики. Правда, они также, как прежние, бегают по коридорам, с ленцой относятся к выполнению домашних заданий, порой в раздражении грубят учителям. Но они значительно лучше, — убеждён автор, — чем вчерашние и позавчерашние...

• педагогические задачи • социальный портрет школьника • педагогические роли • средовый подход • школьные проекты

Социальный портрет

Ещё лет пять назад, проходя мимо любого школьного крылечка, можно было встретить на нём кучку курящих в переменку старшеклассников, независимо от того, статусная это школа или общеобразовательная. А десять-пятнадцать лет назад все школьные туалеты были увешаны

прижженными к потолку спичками. Если в хвалёной советской школе, где, считается, гораздо выше был уровень морали и нравственности, появлялся ребёнок весом выше общепринятого, он гарантированно получал пожизненную кличку «жирный». Кстати, фильмы «Розыгрыш» и «Чучело» воспринимались

в то время вовсе не как преувеличение. Сейчас полные, худенькие, лысые, лохматые ребятишки не только мирно сосуществуют с товарищами, но часто встречают в них дополнительную заботу и поддержку. Вначале мне казалось, что это заслуга именно нашей школы, но, поговорив с коллегами-директорами, понял, что прослеживается общая тенденция к облагораживанию нравов. Нынешние дети более открытые, более искренние, отчасти более наивные, при этом, как ни парадоксально, более самостоятельные. Об этом же говорит и официальная статистика.

В Санкт-Петербурге группа учёных под руководством С.Г. Вершловского проводит уже несколько десятилетий уникальное лон-гитюдное исследование «Социальный портрет выпускника». Результаты 2013 года говорят о том, что учащиеся стали более целеустремлёнными, чем их сверстники предыдущих лет, у них в большей мере сформирована функциональная грамотность в разнообразных областях деятельности, они больше сориентированы на продолжение образования и самообразование. На сайте нашего лицея есть раздел «Вопрос месяца». За время работы этого интересного проекта накопились богатые статистические данные, к которым я периодически возвращаюсь, обдумывая результаты. Один из вопросов был связан со свободным времяпрепровождением ребёнка. К моему удивлению, на первое место вышло чтение. Конечно, учащиеся в основном читают приключенческую литературу и фэнтази, но ведь читают. Но ещё больше меня поразила последняя позиция: только один процент учащихся отметил в качестве своего выбора «общение с родителями». Мы получили странное поколение прагматичных, целеустремлённых, но «книжных» и очень одиноких детей.

Педагогические задачи

У С.П. Капицы есть теория «десяти миллиардов». Занимаясь, помимо физики, ещё

и вопросами народонаселения, учёный предложил измерять продолжительность исторических эпох человеческими жизнями. В одной эпохе их укладывается примерно десять миллиардов. Согласно биологическому закону распределения численности живых существ, крупных животных на планете должно быть мало, а мелких много. По своим габаритам человек близок к волку, обезьяне, кабану, а значит, нас на Земле должно было бы быть около ста тысяч. Так изначально и было, пока появившийся разум не начал выводить нас за рамки этого закона. Если первая историческая эпоха длилась десятки тысячелетий, то последующие стали укладываться во всё более короткие сроки.

Сейчас численность населения Земли составляет семь миллиардов человек. Это означает, что историческая эпоха умещается практически в одной человеческой жизни. С.П. Капица делает вывод о том, что предыдущему поколению очень сложно понять последующее, так как они живут в разных исторических эпохах. Позволю себе усилить диспозицию. Новому поколению не только трудно нас понять, но и незачем. Моя прабабушка, наверное, посчитала бы меня глупцом, попади она в нынешний день, так как я не умею драть лыко. А мне это умение не нужно. Наш накопленный опыт мгновенно устаревает в связи с невероятной скоростью происходящих перемен. В таких условиях меняется главная педагогическая задача: нам необходимо не столько передавать имеющийся опыт, сколько совместно нарабатывать новый. В таком контексте мы будем нашим ученикам более полезны, так как учиться мы уже научились.

Образовательный кризис

Невиданная скорость перемен привела мировую систему образования к всеобщему кризису. Он имеет три основных признака и три причины. Признаки очевидны. Дети стали хуже знать материал,

0КОЛА И ВОСПИТАНИЕ

об этом говорят педагоги разных стран как в школе, так и в вузе. Порой курсы школьных наук в институтах приходится начинать осваивать с нуля. Поведение подростков нередко переходит всякую разумную грань. В школах дошли до стрельбы и наркотиков. Во всём мире у детей развивается школобо-язнь. В Японии школофобию стали считать разновидностью психических заболеваний.

Цивилизационная причина кризиса заключается в принципе построения современного общества, основанного на стремлении к максимальному комфорту. Чем благополучнее устроена жизнь, тем меньше необходимо пользоваться какими-либо знаниями. Внесли определённую лепту в это и информационно-коммуникационные технологии. Сбор, передача, хранение, использование информации и полученных на её основе знаний настолько упростились, что исчезла необходимость их самостоятельного воспроизводства. Использовать чужое легче и дешевле, чем получать своё. Но основная причина образовательного кризиса заключается в принудительном характере всеобщего образования. Чем свободнее и увереннее становятся люди, тем меньше им хочется делать то, что надо, а больше то, что хочется.

Достижения

Наряду с перечисленными мировыми проблемами отметим и несомненные достижения в отечественном образовании. Снизилась наполняемость классов, почти ушла вторая смена, стало комфортнее работать. Школы наконец начали ремонтировать и дооборудовать не за родительские деньги. Развивается система дополнительного образования на местах. Во второй половине дня заработали бесплатные кружки, секции, клубы. Уменьшилось количество вакансий, а раньше некоторые учебные предметы не велись годами. Заработная плата учителя выросла до среднего по региону. Очень важно суметь с толком распорядиться этим богатством. Образование должно сменить вектор развития с трансляции накопленных знаний на поддержку самообразовательных стремлений ученика. Однажды в нашем лицее старшеклассник защищал интегрированную итоговую работу по теме: «Эйнштейн и Достоевский» (физика и литература). И тот и дру-

гой работали с экстремальными величинами, только один исследовал физические процессы, а другой — человеческую психику. В качестве ключевой идеи для работы послужила фраза Эйнштейна о том, что Достоевский помог ему больше, чем вся физика Гаусса. Мы живём в переломное время. Постулаты классической педагогики начинают себя исчерпывать. На пороге педагогика квантовая. Современному учителю приходится иметь дело всё больше с отдельной личностью, чем с ученическими массами.

Педагогические роли

Сегодня педагог выполняет множество разнообразных педагогических ролей. Предметник вовсе не одно и то же, что педагог дополнительного образования. Можно быть хорошим кружководом, но плохим учителем, и наоборот. Куратор, консультант, тьютор, менеджер школьного проекта — далеко не полный перечень современных педагогических ипостасей. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает значительное расширение второй половины дня в общеобразовательной школе. Если дополнительные часы просто добавятся к основным, то неминуема перегрузка. Она повлечёт за собой общую усталость и снижение интереса к учёбе. Нужны новые формы деятельности: проекты, социальные практики — всё то, что выводит ребёнка и преподавателя за стены школы, позволяет общаться с большим, «настоящим» миром вокруг. Это общение станет эффективным, если в школе создана развитая внутренняя инфраструктура — каток, бассейн, стадион, теплицы, музей, автодром.

Школьная инфраструктура

Создавать школьную инфраструктуру необходимо не сверху, а снизу, опираясь на способности, возможности

и желания самих участников образовательного процесса (ученики, учителя, родители). Исходя из их реальных предпочтений и нужно выстраивать формальную и неформальную инфраструктуру школы. Если есть учитель, увлечённый дайвингом, то логично создать в школе клуб любителей подводного плавания. Задачей руководителя школы в этом случае будет помощь в оснащении и организационной поддержке такого инфраструктурного подразделения. Чем более развита инфраструктура школы, тем больший у неё запас прочности, тем интереснее и разнообразнее жизнь в такой школе.

Средовый подход

В педагогике давно известен средовый подход, в обиходе называемый учителями «теорией солёного огурца». Если огурчик поместить в соответствующий рассол, он неминуемо просолится. Однако нам представляется, что в современном контексте идеи сре-дового подхода должны звучать иначе. Дети не огурцы: необходимо не просто поместить ребёнка в соответствующую атмосферу, а научить его самостоятельно конструировать собственный круг общения. Безусловно, такое прочтение средового подхода — более сложная педагогическая задача, но оно приводит и к более продуктивному результату. Выращенный в особой среде ученик, попадая в другие условия, меняет и собственное поведение. Человек, способный осуществлять самостоятельный выбор, более независим от постоянно меняющегося окружения.

Проекты

Одна из форм активного взаимодействия со средой — долговременный проект с участием социальных партнёров школы. Многие из осуществляемых в нашем лицее проектов продолжаются уже более десяти лет. Проект «ВКДС—внутришкольная кредитно-денежная система» возник с основания школы в 1991 году. В школе, теперь в ли-

цее, действуют свои деньги, есть банк, налоговая инспекция, биржа труда, фирмы и частные предприниматели. Заработанное учащиеся тратят на регулярных аукционах и ярмарках, где можно приобрести не только сладости или канцелярские принадлежности, но и дополнительный день каникул, индульгенцию на двойку, право пять минут посидеть в директорском кресле и многое другое. Партнёры лицея — Торгово-промышленная палата, союз предпринимателей, Высшая школа экономики. В общении с профессионалами ребята постигают азы экономической грамотности, учатся этике, стилю деловых отношений.

Многие ученики ещё в стенах школы закладывают основы своей будущей предпринимательской успешности. Проект «Культурно-педагогический парк» связан с обустройством пришкольной территории. На доставшемся школе от былых времён пустыре разбит сад. Посажены своими силами яблони, сосны, клёны, вязы, цветы, проложены дорожки. К тому, что сделано своими руками, и отношение бережное. Парк бережётся, за ним ухаживают. Партнёры школы в этом проекте — питомник «Миристема» и садово-парковое хозяйство. Школьники не просто занимаются под их руководством садоводческой деятельностью, они вместе обдумывают и принимают решения о том, что, где, как и когда лучше сделать.

Проект «Галерея» направлен на эстетическое развитие ребёнка. Более двадцати лет в школе проходят выставки профессиональных художников. В год учащиеся из музейного актива обустраивают не менее пятнадцати экспозиций. На обязательной встрече с мастером лицеисты задают вопросы, спорят, рассуждают; обязательно присутствуют телевидение, журналисты «взрослых» газет. На сайте лицея ведётся блог «Смотрим на картину». Профессиональные живописцы и искусствоведы порой поражаются глубине восприятия школьниками современного

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

искусства, их умению найти нужные слова. На проходящей сейчас выставке художницы Ирины Добронравовой доминируют восточные мотивы. Один из семиклассников три дня подряд на всех переменках просидел у работ художницы, пытаясь постичь смысл увиденного. Звонил автору, задавал вопросы. Сходил в библиотеку за томиком Навои и теперь читает запоем восточную поэзию.

Партнёрами лицея в этом проекте стали Академия художеств, Выставочный зал Союза художников, ряд малых музеев Петербурга. Оказалось, что художественная общественность не менее заинтересована в таком общении, чем сами школы. Более искреннего и заинтересованного зрителя, чем подготовленные школьники, найти сложно. Проект «Наш город» нацелен на формирование в детях основ избирательной культуры. Партнёры — Законодательное собрание Петербурга и городской Избирком. В проекте «Школьный патент» ученики имеют возможность общения с учёными, изобретателями, патентоведами. Более пяти лет лицей сотрудничает с Университетом точной механики и оптики, Роспатентом по Северо-западу, Домами учёных.

«Южнобережные олимпийские игры» собрали вокруг себя именитую спортивную общественность. В течение года идёт подготовка к этому масштабному событию с участием нескольких крупных районов города. В этих соревнованиях не бывает проигравших. Все, даже самые маленькие спортсмены и зрители получают призы. Помимо самих спортивных игр развёрнуто множество игровых, творческих площадок. Лицей становится праздничным спортивным городом. А теперь уже праздник расширился и перекинулся на соседние образовательные учреждения. Особенно торжественно проходят церемонии открытия и награждения. Медали и кубки вручают ребятам знаменитые спортсмены, известные люди города и страны.

Только крупных долговременных проектов осуществляется в лицее сегодня полтора десятка, они, в свою очередь, могут дробиться на более локальные и кратковременные в соответствии с конкретными условиями и запросами. Так, например, «Школьный патент» породил идею «звёздного выезда», на котором лицеисты освоили устройство поступившего в лицей телескопа. Сколько восторгов и рассказов было потом! Ребята выбрались за город на школьном автобусе, чтобы полюбоваться звёздами. Современный телескоп по заданным координатам находит в соответствующем каталоге нужную звезду, делает цифровую фотографию объекта и передаёт её по блютузу на компьютер. Лицеисты сразу признали, что обмениваться друг с другом снимками Юпитера и Венеры гораздо «круче», чем фотографиями кошечек и собачек из Интернета. Не меньше восторгов было в школе и в день солнечного затмения, когда целыми классами ребята вместе с преподавателями вылезали на плоскую крышу нашего здания, чтобы посмотреть через сварочные маски на редкое природное явление.

* * *

В упоминаемом нами исследовании группы С.Г. Вершловского особое внимание привлекает настораживающая цифра. Сорок девять процентов выпускников 2013 года хотели бы уехать из страны. Так и хочется крикнуть: «Не бросайте нас, останьтесь!» Сегодня даже не столько мы нужны им, сколько они нам. Они — наш шанс попробовать вместе начать обживать новую историческую эпоху. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.