Научная статья на тему 'Идеи трудового воспитания детей в работах В. А. Сухомлинского'

Идеи трудового воспитания детей в работах В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5291
612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / V.A. SUKHOMLINSKIY / CHILDREN'S LABOR NURTURING / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова Светлана Анатольевна

В статье представлены идеи выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского, которые включены в сокровищницу педагогического опыта и определяют своеобразный пунктир пути дальнейшего развития трудового обучения современных младших школьников, и принципы трудового воспитания, сохраняющие свою актуальность в воспитательной работе с подрастающим поколением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF CHILDREN’S LABOR NURTURING IN THE WORKS OF V.A. SUKHOMLINSKIY

The article presents the ideas of the distinguished native pedagogue, V.A. Sukhomlinskiy, which became a part of pedagogical experience treasury and obtain the specific roadmap for further development of present juniors labor teaching and the principles of labor nurturing, preserving their importance for upbringing of rising generation.

Текст научной работы на тему «Идеи трудового воспитания детей в работах В. А. Сухомлинского»

УДК 37.01

С.А. Курносова

ИДЕИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РАБОТАХ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье представлены идеи выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского, которые включены в сокровищницу педагогического опыта и определяют своеобразный пунктир пути дальнейшего развития трудового обучения современных младших школьников, и принципы трудового воспитания, сохраняющие свою актуальность в воспитательной работе с подрастающим поколением.

Ключевые слова: В.А. Сухомлинский, трудовое воспитание детей, педагогические принципы.

S.A. Kurnosova

IDEAS OF CHILDREN'S LABOR NURTURING IN THE WORKS OF V.A. SUKHOMLINSKIY

The article presents the ideas of the distinguished native pedagogue, V.A. Sukhomlinskiy, which became a part of pedagogical experience treasury and obtain the specific roadmap for further development of present juniors labor teaching and the principles of labor nurturing, preserving their importance for upbringing of rising generation.

Keywords: V.A. Sukhomlinskiy, children's labor nurturing, pedagogical principles

«Золотой фонд» идей, положенных в фундамент трудового обучения детей, составляют важные положения, выраженные в работах отечественных педагогов-гуманистов Х1Х-ХХ веков П.П. Блонского, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского,

К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Идеи выдающихся педагогов включены в отечественную сокровищницу педагогического опыта и сегодня определяют своеобразный пунктир пути дальнейшего развития трудового обучения школьников.

Активность и самодеятельность воспитанника — важнейший закон воспитания, нашедший отражение в педагогической практике выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Гуманистические воззрения В.А. Сухомлинского занимают особое место в разработке основ трудового воспитания.

Павлышская средняя школа [2, с. 7-410], которой В.А. Сухомлинский посвятил более двух десятилетий своего труда и вдохновения, расположена на окраине большого украинского села Павлыш, утопающего в садах. «Школьный участок в пять гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям, к небольшой реке, окружен полезащитными дубравами и рощами, выращенными детьми. Рядом со школой спортивный стадион,

обсаженный яблонями, усадьба утопает в ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насаждениях руками педагогов и поколений воспитанников создан здоровый, специфически лесной микроклимат. Учебные занятия младших классов проводятся в отдельных помещениях, в каждом доме живет как бы небольшая дружная семья — дети меньше устают и постепенно привыкают к жизни в большом коллективе старших и младших товарищей. В каждом школьном доме есть комнаты для чтения с литературой и периодикой, рассчитанной на определенный возраст» [2, с. 7-410]. «Например, в комнатах для чтения 1-4 классов литература раскладывается по следующим полкам-разделам: неживая природа; живая природа; цветы; плодовые деревья; птицы, труд; <...> техника» [2, с. 98] «<...> фонотека музыкальной комнаты, и выставки рисунков юных художников, альбомы репродукций в уголке изобразительного искусства, и детский театр, и кинозал. <...>В отдельном корпусе размещены физический, химический, биологический кабинеты, рабочие комнаты по электротехнике, радиотехнике, автоматике и др. — с богатым оборудованием, рассчитанным на индивидуальные занятия, действующими моделями и установками, токарными, сверлильными, фрезерными станками (и станочками для младших школьников), школьная и детская электростанции, «ли-

S.A. Kurnosova

тейный цех», кузнечный горн и мн. др., сделанное в основном руками учеников и учителей. На школьном участке размещены: плодовый сад, виноградник, теплицы, зеленая лаборатория — центр опытнической работы по биологии и биохимии, домик учебно-опытной кролиководческой фермы, пасека, домик кружка юных строителей, географическая площадка, метеорологическая станция, ветроэлектростанция, плодопитомник, фабрика удобрений, гаражи для учебных авто- и сельскохозяйственных машин (две микролитражных автомашины сконструированы кружковцами для обучения младших ребят). Везде радуют глаз клумбы цветов, есть целая аллея роз, поляна ландышей, рощи сирени и мальв, не один десяток укромных и «секретных» уединенных уголков, несколько таинственных «пещер», маленькая хижина, где ребята выхаживают больных зверьков, птиц, птенцов, выпавших из гнезда, голубятня, ласточкин питомник, дуплянки для синиц» [1, с. 235-236]. В.А. Сухомлинский говорил, что школа не должна быть далеко от промышленных центров. Рядом с Павлышской школой находились вагоностроительный и автомобильный заводы, гидроэлектростанция, опытная сельскохозяйственная станция. Василий Александрович отмечал, что эти «очаги науки, знаний, трудового мастерства в большой мере определяют уровень трудовой культуры и запросов воспитанников, содержание и характер их внеклассной работы, в частности, технического конструирования и моделирования» [2, с. 97].

В.А. Сухомлинский был глубоко убеждён в том, что младший школьный возраст в большой мере предопределяет будущее человека. В детство уходят своими корнями все добрые чувства. В детстве формируются чуткость, впечатлительность души. На эти годы приходится наиболее интенсивный отрезок человеческой жизни, и «если упущены детские годы — упущенного никогда не наверстаешь» [5, с. 92]. Следовательно, именно в детстве человек должен пройти «школу воспитания добрых чувств», житьбогатой духовной жизнью. Согласно В.А. Сухомлинскому, «духовная потребность ребёнка отдавать своё сердце людям», одухотворять, оживлять всё вокруг себя не является врождённой — это то первое человеческое, что передают люди маленькому существу, которое пришло в мир и стремится стать человеком» [4, с. 563]. В теоретических работах, обобщающих

личный опыт работы педагога и отражающих его педагогические размышления, основательно разрабатывается вопрос о воспитании потребности ребёнка в труде во имя блага общества, безвозмездном труде, который «входит в духовную жизнь», «наполняет жизнь высоким нравственным вдохновением».

Вместе с этим Василий Александрович отмечал, что труд влечёт переживание ребёнком чувства гордости, чести, достоинства, становится источником радости лишь тогда, когда человек обнаруживает в нём возможности раскрытия своих способностей, таланта [2, с. 316]. Педагог уделяет исключительное внимание вопросу о самоценности детства. В этом важнейшем периоде человеческой жизни В.А. Сухомлинский видел неподготовку к будущей жизни, а настоящую, яркую, самобытную, неповторимую жизнь [5, с. 16]. В.А. Сухомлинский писал: «Годы обучения в начальных классах — это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребёнок живёт богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра» [5, с. 106].

Школьное обучение и воспитание должно предоставлять детям простор для развития их естественных сил. Труд в теории и практике Пав-лышской школы наполнялся необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием [1, с. 241]. Важнейшей эмоциональной ситуацией В.А. Сухомлинский называл «материальное воплощение добрых чувств», труд для радости других людей. По замыслу педагога, завершение труда должно вести к ситуации, которая обостряла бы тонкость ощущения духовного мира другого человека; ситуации, которая становится «окошком», открывающим эмоционально-эстетический мир человека. «Если бы не десятки таких окошек, — говорит В.А. Сухомлин-ский, — воспитанники жили бы во тьме и вступали бы в жизнь грубыми, равнодушными невеждами в эмоциональном, эстетическом и моральном отношении» [4, с. 569]. Человек по-настоящему ощущает, что он живёт, когда переживает духовное удовлетворение от того, что творит. Но и труд не воспитывает, если в нём не принимает участие сердце, если человек ничего не создаёт своими руками для радости своей и радости дру-

гих людей. Именно поэтому педагог в своей практике создавал условия, в которых каждый его воспитанник чем-то дорожит, что-то оберегает, о чём-то заботится. Так, уже за два месяца до начала учебного года будущие первоклассники собирали семена деревьев, весной дети сажали семена на склонах оврагов и балок, потом ухаживали за деревцами, создавая таким образом полезащитные лесные полосы, предотвращающие эрозию почвы. Семилетние дети выращивали саженцы плодовых деревьев, ухаживали за ними все годы отрочества и ранней юности. Дети девяти лет выращивали гибридные семена пшеницы, подсолнечника, сахарной свёклы, кукурузы, заготавливали корм для скота [2, с. 317-318]. «В первую весну своей школьной жизни, — рассказывает Василий Александрович, — ребята посадили «Сад матери» — 31 яблоню и столько же кустов винограда. <...> Труд в «Саду матери» одухотворялся мечтой — принести радость старшим, родителям. Отдельные дети ещё не знали всей глубины этого благородного человеческого чувства — любви к родной матери. Я стремился у каждого ребёнка пробудить это чувство. Галя посадила дерево для мачехи, Сашко — для бабушки, Витя — для тёти. Никто не относился к труду равнодушно. Весной и летом дети поливали растения, уничтожали вредителей. Яблони и виноградные кусты зазеленели. На третий год появились первые цветы, завязались первые плоды. Каждому хотелось, чтобы плоды на его дереве созрели побыстрее.

Для меня было большим счастьем то, что Толя, Тина, Коля радовались: на их деревьях созревали сочные яблоки, на виноградных кустах наливались янтарные гроздья. Дети срывала созревшие плоды, несли их матерям. Это были незабываемые дни в жизни ребят. Помню, какой лаской засветились глаза у Коли, когда мальчик снял с дерева яблоки, чтобы понести их матери. <.> Ни к какой работе дети не относились с такой трогательной заботой, как к уходу за этими деревьями. <...> Дождаться первых плодов от яблони, снять их, понести матери — это не просто трудовые процессы, которые ребята выполняли один за другим. Это ступеньки нравственного развития, поднимаясь по которым, дети переживают красоту того, что они делают» [5, с. 255-256].

Труд, направленный на создание радости другого человека (отца, матери, учителя, друга), да-

рящий переживание личного счастья и гордости в связи с этим, В.А. Сухомлинский назвал школой добрых чувств, источником человечности, чуткости, сердечности. Труд, был убеждён В.А. Сухомлинский, должен быть творением красоты. Так, Василий Александрович вспоминает: «В первую осень школьной жизни мы собрали семена шиповника, посадили их на отведённой нам грядке в укромном уголке школьной усадьбы. К шиповнику привили почки белых, красных, пурпурных, жёлтых роз. Мы создали свой «Сад роз». Трудно передать словами радость, которую испытывали дети, когда появились первые цветы. Мальчики и девочки боялись прикоснуться к кустам, чтобы не повредить их. Когда я сказал, что розы будут цвести всё лето, если правильно срезать цветы, дети были в восторге. Каждому хотелось понести цветок матери. Большую радость доставляло детям то, что маленький букетик роз можно подарить маме вместе с яблоками в осенний праздник матерей» [5, с. 257-258].

В.А. Сухомлниский выводит важные педагогические принципы трудового воспитания, и сегодня применяемые в педагогической практике, в воспитательной работе с подрастающим поколением:

• раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде;

• высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность;

• раннее включение в производительный труд;

• многообразие видов труда;

• постоянность, непрерывность труда;

• наличие в детском труде черт производительного труда взрослых;

• творческий характер труда, сочетание разума и рук;

• преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков;

• посильность трудовой деятельности;

• всеобщий характер производительного труда;

• единство трудового воспитания и общего развития — нравственного, интеллектуального, эстетического, физического, а также единство труда и многогранной духовной жизни. «В воспитании, — напоминает учительству В.А. Сухомлинский, — нет разрозненных вещей, действующих на человека изолированно» [5, с. 12]. В частности, важная воспита-

S.A. Kurnosova

тельная роль, по убеждению В.А. Сухомлин-ского, принадлежит обстановке в школьных зданиях. Педагог рассказывает, что в коридоре здания, где учатся первые и вторые классы, висит стенд с рисунками, которые периодически меняются. В начале учебного года дети, только что переступившие порог школы, видят рисунки, из которых узнают, какими интересными делами можно заниматься в школе самым маленьким. «Малыши с интересом рассматривают рисунки, изображающие таких же, как они, детей в комнате игр, в живом уголке, в зелёной лаборатории, в теплице, в рабочих комнатах — у маленького сверлильного или токарного станка, у маленьких тисков, с миниатюрными пилочками и лобзика-ми.<.. ,>изображается труд, посильный для детей, и его результаты, которых можно достигнуть <...> Отдельный стенд и маленький столик отведены под постоянную выставку детских работ (рукоделие, конструирование и моделирование, изделия из бумаги и папье-маше <...> панно, изображающее жизнь и труд пионеров: девочка-пятиклассница сажает дерево, мальчик-восьмиклассник ведёт трактор и т. п.» [2, с. 122-130]. Выработанные В.А. Сухомлинским принципы прежде всего нашли отражение в собственной педагогической практике Василия Александровича, в его долголетнем труде практического педагога.

В.А. Сухомлинский был убеждён, что общеобразовательная школа не должна ставить целью дать ученикам профессиональную подготовку, но должна дать человеку умения и навыки, которые помогут ему сознательно выбрать профессию, раскрыть в труде свои задатки, способности, наклонности: «Ученик, окончивший среднюю школу, должен лишь ориентироваться в главных отраслях производства и владеть умениями и навыками, облегчающими сознательный выбор специальности» [2, с. 332-333].

Необходимые для сознательного выбора профессии умения и навыки ученики Павлышской школы приобретали, во-первых, в процессе труда по желанию и выбору ученика — внеклассного трудового обучения, которое осуществлялось в кружковой работе. В школе не было ни одного ученика, который не трудился бы в том или ином техническом или сельскохозяйственном кружке. В Павлышской школе ежегодно работали 40-44

кружков: юных слесарей-конструкторов, строителей, столяров, токарей, механизаторов, электротехников, радиотехников, авиамоделистов, садоводов и лесоводов, селекционеров, цветоводов, пчеловодов, почвоведов, охотников за растениями и др. Важное воспитательное значение имело то, что младшие школьники трудились в кружках вместе с подростками, юношами и девушками [2, с. 342].

Школьники приобретали необходимые умения и навыки, во-вторых, на обязательных занятиях, предусмотренных программой. Реализуемая в Павлышской школе образовательная программа предусматривала обязательные для всех занятия: в 1-4 классах — уроки ручного труда; в 5-7 классах — уроки труда в мастерской и на учебно-опытном участке; в 8-10 классах — занятия по овладению основами промышленного и сельскохозяйственного производства.

Выполнение младшими школьниками элементарных видов ручной обработки материалов является, согласно В.А. Сухомлинскому, первым, но очень важным этапом трудового обучения. Умение выпиливать лобзиком, вырезать из бумаги, металлическими резцами бумажных кружев, деревянных моделей машин и механизмов, фигурок людей и животных, плетение из соломы и вязание игрушек — маленьких сумочек, кошельков, стульев, лепка из глины и пластилина фигурок людей и зверей, конструирование и моделирование машин, сооружений, игрушечных механизмов из мягкой металлической проволоки, глиняных и пластмассовых пластинок, монтирование из пружины и ножниц инструментов для обрезки веток на маленьких деревьях, обработка дерева и металла на токарном станке, работа на учебно-опытном участке и пр. — этот труд является условием формирования и развития других, более сложных умений и навыков, которые приобретаются в среднем и старшем возрасте; развивает глазомер, усидчивость, абстрактное мышление, воспитывает чувство красоты. «Непосредственно руками и с помощью инструментов дети обрабатывают различные материалы, конструируют, моделируют (совершенствуя в то же время навыки пользования орудиями, инструментами), овладевают с малых лет разнообразными способами и приёмами обработки почвы, ухода за растениями и плодовыми деревьями. Учебный элемент труда постепенно всё больше сочетается с производительным: изготовляются наглядные

пособия, приборы, механизмы, модели, инструменты; выращивается урожай зерновых и технических культур» [2, с. 183].

Важно, чтобы младшие школьники осмысливали свой труд не как вспомогательный, второстепенный, а начинали и завершали сравнительно сложные для своего возраста трудовые зада-

ния, получали материальные результаты. Так, за годы обучения в начальных классах Павлышской школы каждый ребёнок выращивает высокий урожай пшеницы, 3-4-летние саженцы, получают первый урожай с высаженного им плодового дерева [2, с. 335].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Ра-дянська школа», 1979-1980. — Т. 4. — С. 7-410.

3. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979-1980. — Т. 1. — С. 59-218.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979-1980. — Т. 3. — С. 301-627.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979-1980. — Т. 3. — С. 7-297.

УДК 37.018

И.М. Яковенко, Е.В. Ковалева

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье особое внимание уделяется вопросамвоспитания подрастающего поколения посредством этнопедагоги-ки. Проводится анализ различных аспектов решения данной проблемы в условиях школы. Главный вывод, к которому приходят авторы статьи, — необходимость включенияв воспитательные концепции, программы воспитания учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, школа, национальное самосознание, межэтническое взаимопонимание, этнопедагогика, принцип народности в воспитании.

I.M. Yakovenko, Ye. V. Kovalyova

RUSSIAN SCHOOL AS A CENTRE FOR PERSONALITY'S CULTURAL AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT

The article prioritizes the issues related to upbringing of rising generations by means of ethnopedagogics. It comprises the analysis of the problem's various aspects solution in schooling. The authors came to the main conclusion that it is necessary to introduce the forms of schooling staff activities related to the formation of interethnic understanding into pedagogical conceptions and pupils' upbringing programs.

Keywords: potential for upbringing, school, national morale, interethnic understanding, ethnopedagogics, principle of nationality in upbringing

Реализация политики строительства общерос- основные идеи которой изложены в Стратегии

сийской гражданской нации и культивирования государственной национальной политики Россий-

чувства принадлежности к общности россиян, ской Федерации на период до 2025 года, обязы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.