Научная статья на тему 'Истоки формирования гражданской позиции школьников в творчестве В. А. Сухомлинского'

Истоки формирования гражданской позиции школьников в творчестве В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЁНОК / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / ГРАЖДАНИН / РОДИНА / CHILD / EDUCATION / SCHOOL / CITIZEN / MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесян Лиана Рубеновна

В статье освещаются взгляды В.А. Сухомлинского (1918-1970) широко известного учёного-педагога прошлого столетия на процесс формирования гражданской позиции личности учащегося в семье и школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schoolchildren's Citizenship Forming Sources in V. A. Sukhomlinsky's Creative Work

The article highlights the views of the well-known teacher and scientist of the last century V. A. Sukhomlinsky on the process of a schoolchild's citizenship forming in the family and at a school.

Текст научной работы на тему «Истоки формирования гражданской позиции школьников в творчестве В. А. Сухомлинского»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.04 ББК 74100-051

Аванесян Лиана Рубеновна

соискатель кафедра специальной педагогики Владимирский государственный гуманитарный университет

г. Владимир Avanesyan Liana Rubenovna Applicant for a Degree Chair of Special Pedagogics Vladimir State Liberal Arts University Vladimir

Истоки формирования гражданской позиции школьников в творчестве В.А. Сухомлинского Schoolchildren's Citizenship Forming Sources in V. A. Sukhomlinsky's Creative Work

В статье освещаются взгляды В.А. Сухомлинского (1918-1970) - широко известного учёного-педагога прошлого столетия - на процесс формирования гражданской позиции личности учащегося в семье и школе.

The article highlights the views of the well-known teacher and scientist of the last century V. A. Sukhomlinsky on the process of a schoolchild's citizenship forming in the family and at a school.

Ключевые слова: ребёнок, воспитание, школа, гражданин, Родина.

Key words: child, education, school, citizen, Motherland.

Вопросы воспитания и образования никого не оставляют равнодушным: как основообразующие, они волнуют и касаются каждого. В нашей стране на протяжении десяти лет действуют следующие государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы». Предприняты реальные шаги в сфере воспитания подрастающего поколения, но, вместе с тем, ощущается недостаточность проводимой работы для выполнения поставленной задачи.

В процессе построения гражданского общества в современных условиях особое внимание следует уделить воспитанию личности гражданина - нравственного, с активной жизненной позицией - патриота нашей страны.

Тема гражданского воспитания подрастающего поколения освещалась в трудах многих выдающихся педагогов, писателей, учёных на самых разных

этапах становления и развития Российского государства: М.В. Ломоносовым, Н.И. Пироговым, А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, А.С. Макаренко...

В советской педагогике вопросы гражданского воспитания рассматривались «в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности» [1, с. 306]. В социалистическом обществе были специально созданные социальные институты, осуществляющие функции гражданского воспитания, что обеспечивало жизнеспособность идеологии существующего строя.

В современной России проблематика гражданского воспитания по-прежнему продолжает волновать исследователей. Тема гражданского воспитания разрабатывается в разных аспектах в трудах Г. Гревцевой, Е. Клинковой, Т. Панкратовой, В. Ильичёва, В.И. Лутовинова, Г.Н. Филонова, Н.Д. Никандро-ва, Н.А. Савотиной [2].

Определяя современные истоки формирования гражданской позиции личности, мы обращаемся к творческому наследию выдающегося учёного, известного педагога XX в. - Василия Александровича Сухомлинского.

Исследование темы воспитания гражданской личности в трудах В. А. Сухомлинского вносит значимый вклад в педагогическую науку. Целый пласт теоретического и практического опыта В.А. Сухомлинского и коллектива учителей под его руководством являет собой огромное поле для исследовательской деятельности.

Использование ориентиров педагогической идеи В. А. Сухомлинского на практике эффективно как в работе с учащимися, так и в работе с их родителями. Применение модели гражданского воспитания личности по В. А. Сухомлин-скому возможно во всём общеобразовательном пространстве и даже в дошкольных учреждениях.

В.А. Сухомлинским написано более 400 научных трудов, из них важнейшие: «Духовный мир школьника», «Труд и нравственное воспитание», «Дума о человеке», «Разговор с молодым директором школы» и др. В. А. Сухомлинский - Герой Социалистического Труда. За участие в Великой Отечественной войне

и за заслуги в народном образовании он был награждён восемью медалями, двумя орденами В.И. Ленина, медалью А.С. Макаренко [3]. Успешная деятельность учёного, творческие находки Учителя могут быть полезными и в современных реалиях.

Красной нитью во всех произведениях педагога проходит тема гражданского воспитания личности. В её основе В.А. Сухомлинский видел целый комплекс педагогического воздействия: нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; привитие любви к окружающим людям; раскрытие индивидуальных задатков, наклонностей и способностей воспитанников; приобщение их к мировой культуре, познанию героического прошлого Отечества...

Описание устройства Павлышской школы удивляет и сегодня. В каждом здании для младших школьников и на каждом этаже главного корпуса - комнаты для чтения; в главном здании: уголок для родителей (в котором каждый родитель мог найти что-то, сделанное руками его ребёнка); уголок изобразительных искусств (здесь устраивались выставки рисунков учеников, находились книги и альбомы по искусству, располагался стенд «Новости искусства); тихий уголок (с репродукциями картин выдающихся художников, которые периодически меняли, альбомами репродукций, фонотекой с записями произведений, соответствующими окружающей обстановке); комната для девушек (в которой выставлялись книги и брошюры по анатомии, физиологии, гигиене.); комната для игр, комната для сказок. «В учительской, - писал В. А. Сухомлинский, -кроме расписания уроков нет ничего, что напоминало бы школьную обстановку: на столе - аквариум, рядом зелёный уголок., ... мягкие стулья, ... журналы, шахматы» [3, 126]. В школе имелось практически всё для реализации задачи всестороннего развития личности с учётом её индивидуальных особенностей и качеств: кабинет машиноведения и электротехники для старших школьников; рабочая комната по электротехнике для младшего и среднего возраста; рабочая комната по радиотехнике; комната ручного труда, небольшая электростанция, «литейный цех» и т. д. [Там же].

Значимую часть воспитывающей функции школы под руководством В.А. Сухомлинского выполняли её праздники и традиции. Вот несколько из них: встреча школьников - будущих организаторов групп первоклассников - с 5-летними детьми, встреча с семилетними малышами - будущими первоклассниками, Праздник первого звонка, Праздник последнего звонка, ежегодные встречи выпускников, Праздник матери, Праздник девочек, Праздник песни, Праздник цветов, День памяти Зои Космодемьянской, День Неизвестного героя, Новогодняя ёлка, Праздник снежного городка..., трудовые традиции [Там же].

Называя школу «духовной колыбелью и важнейшим очагом мудрости народа», В.А. Сухомлинский использовал в полной мере ресурсы учебно-воспитательного процесса. «От того, как устроена школа, насколько ярко воплощены в ней духовные ценности нашего народа, зависит будущее нашего народа, нашей страны.», - отмечал педагог [4, 87].

Невозможно обойти тему профессионализма, компетенции, личностных качеств работников школы - воспитателей подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский предъявлял высокие требования к личности учителя. Педагог писал, что воспитывают взрослые каждым своим поступком: никогда нельзя забывать о том, что «через воспитателя маленький человек, которому только открывается мир, познаёт человека» (курсив наш - Л. Аванесян) [5, 621]. Личность воспитателя должна привлекать, восхищать, одухотворять воспитанников, быть «апостолом правды и науки», совестью народа... Воспитательная сила знаний раскрывается при условии, что в личности воспитателя есть гармоническое единство идеалов, принципов, убеждений, увлечений и т. п.; что в основе авторитета учителя лежит деятельность, являющаяся примером для учеников [Там же].

Особо подчёркивал В.А. Сухомлинский значимость мира книг для учителя, умение привить любовь к книге, приобщить к ней своих воспитанников.

Главное требование, о котором писал педагог - это любовь к людям. Он отмечал, что любовь воспитателя к воспитанникам - это «неусыпная, тяжёлая и

захватывающая творческая работа, в которой утверждается идейное, моральное единство коллектива как единого целого» [Там же, 625]. От личности учителя зависит крепость духовного стержня, определяющего нравственное становление молодого человека [Там же].

Роль школы в процессе формирования личности, становлении гражданина ведущая, но основы его закладываются в семье. «Я твёрдо убеждён, что первая школа гражданского долженствования начинается с мысли ребёнка: а что скажет и подумает о моём поведении мать, отец?», - писал В. А. Сухомлинский [4, 67]. В Павлышской школе велась регулярная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей. Курс педагогики и психологии составлял 250 часов, больше, чем в вузе (!), занятия проводились два раза в месяц, родительскую школу посещали 95-98% родителей, из 25% семей приходили оба родителя. «Единство воздействия школы и родителей играет особенно большую роль в воспитании самосознания, достоинства личности», - подчёркивал В.А. Сухомлинский [6, 39].

В семейном воспитании педагог особо отмечал авторитет родителей, мудрость в любви к ребёнку, уважительное отношение к старшему поколению. Выделяя значимость семейного воспитания, В. А. Сухомлинский писал: «Истоки патриотических чувств и убеждений будут чистыми и неиссякаемыми при условии, что в семье и в школе царит культ Матери и Отца, культ Дедушки и Бабушки...» [5, 146].

Неоценимым подспорьем для родителей может явиться книга В. А. Сухо-млинского «Мудрость родительской любви». «Семья - это первичная ячейка многогранных человеческих отношений, - писал педагог. - Наиболее благоприятный для воспитания детей микроклимат - это взаимная любовь родителей (могущественная сила воспитания)» [7].

По В.А. Сухомлинскому, успешные результаты в семейном воспитании детей достигаются соединением любви, доброты и ласки с требовательностью, долгом, непримиримостью ко злу, обману. Осуществление такой задачи - гражданского долга каждого родителя - возможно при просвещении, обучении ма-

терей и отцов основам педагогики. «... Педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения», - отмечал педагог [7, 54-55].

Ответственность семьи за процесс формирования и становления личности ребёнка велика, но насколько осознают это молодые родители, насколько готовы они к решению задач, стоящих перед ними? В.А. Сухомлинский писал, что «не изучив азов педагогики, молодой гражданин не должен иметь права создавать семью» [7, 70]. Он называл «благородным гражданским творчеством» формирование человека, повторение и совершенствование в нём себя [Там же].

В.А. Сухомлинский задаёт вопрос: с чего начинается Родина, с чего начинаются истоки великого чувства долга перед Отчизной? Сам Учитель отмечает, что патриот начинается с открытия большого мира общественной жизни, мира Родины; со слова воспитателя; с чувства гордости за своё Отечество; с того, что одухотворённый труд становится гражданским самовыражением... «Воспитание долга - центральная проблема не только теории педагогики и школьной жизни. Это важнейшая общественно-политическая проблема», - писал В.А. Сухомлинский [7, 164]. В действительности, гражданское воспитание осуществляется, по мере взросления ребёнка, ежедневно, ежечасно в результате прямого или косвенного влияния окружающей среды, являясь вопросом, требующим внимания и поддержки самых широких слоёв общества.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского актуально и поныне, многие зарубежные исследователи продолжают изучать богатейший опыт удивительного Учителя, патриота своей Родины. Нельзя допустить, чтобы в нашей стране творчество педагога имело значение лишь в качестве теоретической части современной педагогической науки. Концепция В.А. Сухомлинского в свете воспитания гражданской личности актуальна в современных условиях, так как может использоваться в ежедневной работе отдельного общеобразовательного учреждения, а также быть принятой в качестве одной из основополагающих при формировании программы гражданского воспитания на государственном уровне.

Библиографический список

1. Сластёнин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

2. Земцова, А. Л. Экономическое образование и формирование гражданственности / А. Л. Земцова // Вопросы воспитания. - 2006. - № 2. - С. 15-17.

3. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сл. сред. школе. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с., 9 л.: ил.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания) Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя).

5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти т. / Редкол.: А. Г. Дзеверин (пред.) и др. - Киев.: Рад. школа, 1979 - Т. 1. - 1979. - 686 с.

6. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании / В. А. Сухомлинский // Народное образование. - 1967. - № 6. - С. 37-43.

7. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви / Сост. А. И. Сухомлинская. -М.: Молодая гвардия, 1988. - 304 с.: ил. - (Б-ка для родителей).

Bibliography

1. Slastyonin, V. A. Pedagogics: Study Guide for Students of Higher Pedagogica Educational Institutions / V.A. Slastyonin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Editor V.A. Slastyonin. - 7th Edition, Stereotyp. - M.: "Academia" Publishing Center, 2007. - 576 p.

2. Sukhomlinsky, V. A. Pavlysh High School: Generalization of

Teaching Experience and Educational Work in Vill. High School / V. A. Sukhomlinsky. - 2nd Ed. - M: Prosveshchenie, 1979. - 393 p.: 9 ill.

3. Sukhomlinsky, V. A. How to Bring Up the Real Person: (Ethics of the Communistic Education) Pedagogical Heritage / Comp. by O. V. Sukhomlinskaya. - М: Pedagogika, 1990. - 288 p. -(Collection of a School Teacher).

4. Sukhomlinsky, V. A. Selected Works: In 5 V. / V. A. Sukhomlinsky. - Editorial Board: A. G. Dzeverin (Chairman) and Others. - Kiev. - Radyanska Shkola, 1979 - V. 1. - 1979. - 686 p.

5. Sukhomlinsky, V. A. Studies of the Communist Education / V. A. Sukhomlinsky // People's Education. - 1967. - № 6. - P. 37-43.

6. Sukhomlinsky, V. A. The Wisdom of Parents' Love / Comp. by O. V. Sukhomlinskaya. -М: Molodaya Gvardia, 1988. - 304p.: Ill. - (Collection for Parents).

7. Zemtsova A. L. Economic Education and Citizenship Forming / A. L. Zemtsova // Educational Questions. - 2006. - № 2. - P. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.