Научная статья на тему 'Воспитание вкуса как педагогическая проблема'

Воспитание вкуса как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЙ ВКУС КАК СИСТЕМА ПРЕДПОЧТЕНИЙ / OWN TASTE AS THE PREFERENCE SYSTEM / ВЫБОР ФОРМ САМОВЫРАЖЕНИЯ / CHOICE OF SELF-EXPRESSION FORMS / ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SCHOOL PROJECTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

Школа и воспитание вкуса школьников. Партнёрство в воспитании вкуса: задачи, возможности, результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание вкуса как педагогическая проблема»

0КОЛА л воспитание

ВОСПИТАНИЕ ВКУСА

как педагогическая проблема

Алексей Михайлович Каменский,

директор лицея № 590 г. Санкт-Петербурга, e-mail: kamenskyi@mail.ru

Большой энциклопедический словарь определяет вкус как «способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства». Умение увидеть прекрасное вокруг себя, почувствовать красоту в обычных вещах — драгоценная способность человека, его жизненный неприкосновенный запас.

собственный вкус как система предпочтений школьные проекты

выбор форм самовыражения

О

днажды мудрый библиотекарь нашей школы в пылу жаркого спора о способах приобщения детей к чтению воскликнула: «А вы знаете, как заставить человека быть счастливым, радоваться жизни, любить?». Конечно, не знаю.

Более того, считаю педагогику нелинейной наукой, в которой не может быть прямых зависимостей, готовых рецептов. Ведь часто всё происходит по Достоевскому, вопреки здравому смыслу:

в семьях алкоголиков вырастают чудесные дети, плохие школы выпускают самородков, а элитные — неучей...

Вкус как внутренняя система ценностей

Рассматривая вкус как систему предпочтений человека, заострим внимание на глубинной, внутренней природе этого явления. Вкус не может быть привит извне, он вырабатывается самим человеком и этим отличается от правил поведения, имеющих внешнюю природу. По сути вкус — это система внутренних ценностей, на основе которых приходится совершать ежеминутный выбор. Часто эта внутренняя система не осознаётся самим человеком, и в этом заключается, как ни странно, не слабость, а сила.

Вкус в широком смысле как психофизическое явление имеет тройственную природу: генетическую, социально-предметную, в которой целенаправленно вырабатывается навык, и социально-беспредметную, где ценности передаются, что называется, от сердца к сердцу. Первая, физиологическая, составляющая касается не только вкуса как пятого внешнего чувства, но и, казалось бы, не наследуемых социальных предпочтений. Так, порой от отца, даже если он не принимал участия в воспитании, сыну передаётся увлечение рыбалкой или склонность к карточной игре. Социально-предметная составляющая обуславливает получение навыка, появление привычки, которая, как известно, становится второй натурой: выпускницы Смольного института в парижском изгнании, работая швеями и прачками, не позволяли себе выйти в нечищеной обуви. Социально-беспредметный контекст в формировании вкуса отличается высокой степенью случайности, так как обусловлен общением ребёнка со значимыми для него людьми (ими могут быть, особенно в определённый возрастной период, и сверстники). Но именно

этот аспект в первую очередь формирует наше подсознание, которое управляет человеком более мощно, чем сознание, в силу скрытности своего воздействия. Я долго не мог понять причину собственного пристрастия к палевым оттенкам в живописи, пока не вспомнил о многолетней давности разговоре. Очень уважаемый мною экскурсовод, к которому я ходил на двухгодичные курсы, вскользь лестно отозвался о выставке Модильяни из музея Метрополитен. Вкусы с течением времени существенно меняются (до коричневых тонов я почему-то отдавал предпочтение серой гамме). Причины изменений кроются как в физиологии, так и социальном окружении (меняется круг общения).

Наконец, о банальном — вкусы у всех разные. Из словаря Даля: «У всякого свой вкус — кому дыня, кому арбуз». Разные социальные, возрастные, национальные группы имеют разные вкусы. В условиях глобального общества, транспортной и информационной открытости разумнее говорить не о воспитании единого вкуса, а об обучении поведению, адекватному ситуации.

Проблема не имеет очевидного решения, но это не значит, что она его не имеет вообще. Наличие разных вкусов совсем не отменяет необходимость формирования собственного, а к нему можно придти только путём проб и ошибок, и продолжаются эти пробы в течение всей жизни человека, как пожизненно идут поиски своего Я.

Выбор деятельности и форм самовыражения

Современная школа, поставив своей целью воспитание вкуса у учеников, должна предоставить им возможность широкого выбора различных форм деятельности и самовыражения. Например, вопрос школьной формы, по нашему мнению, необходимо рассматривать

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

не в административной, а в педагогической плоскости, переводя в вопрос адекватного внешнего вида, к которому ученик стремится самостоятельно. В таком варианте проблема не решена нигде — даже в военных училищах курсанты умудряются зауживать брюки и завышать тулью фуражки. Нам представляется ошибочным законодательное решение о введении в школах обязательной формы для учащихся — оно сужает для ребёнка возможность самопоиска. К счастью, строгость законов у нас, как известно, смягчается необязательностью их исполнения, чем ученики активно и пользуются, так как сегодня не существует никаких официальных рычагов воздействия на них в этом вопросе.

Собственный вкус человека может сформироваться лишь в результате практических проб и ошибок, но осуществляет эти пробы ученик не в безвоздушном пространстве, а в соответствующем социальном окружении. Однако, в отличие от традиционного средо-вого подхода, предполагающего создание вокруг ребёнка определённой атмосферы, среды, нам представляется наиболее целесообразной подготовка воспитанника к самостоятельному формированию такой среды. Круги общения, сформированные ребёнком, должны быть максимально разнообразными, такими же разнообразными как его внутренний мир.

Школьные проекты

В лицее № 590 Санкт-Петербурга длительное время идёт общешкольная игра «Наш город». Смоделирована инфраструктура города-мегаполиса. Школьное правительство разделяется в соответствии с демократическим принципом на законодательную, исполнительную и арбитражную ветви. Есть школьный банк, свои деньги, налоговая, биржа труда, ставит спектакли школьный театр, организует экскурсии школьное туристическое бюро, идёт ежедневная радиопередача, безостановочно работает стадион... Обычно я шучу, что только баню не построили. Во время этой общешкольной игры ребята меняют игровые роли, побыв то работником банка, то получив роль в школьном театре, — они ищут себя. При организации школьного самоуправления важно

не создание самой структуры, а её наполненность внутренней деятельностью, ведь для ребят очень важно приносить реальную пользу. Эта реальная польза, ввиду замкнутости школьного пространства, чаще всего может возникнуть, когда учащиеся имеют возможность выхода за привычные рамки школьного обучения. Каждая школьная структура начинает взаимодействовать с социальными партнёрами соответствующего направления в рамках того или иного мегапроекта.

Так, школьное оформительское бюро курирует деятельность лицейской художественной галереи профессиональной живописи. Партнёрами стали Союз художников, выставочный зал, Академия художеств. В течение года в лицее проходит около двадцати выставок самых различных направлений живописи и прикладного искусства. В результате многолетней практики в лицее сложился «готовый штат» га-лерейщиков. Художники доверяют ребятам даже перевозку и развешивание работ. Однажды в приоткрытую дверь я увидел, как довольно посредственный в учёбе семиклассник развешивал только что привезённые картины, при этом шепча под нос: «Какая красота, какая красота!». Обязательное условие проекта — добровольное посещение выставок, возможность выбора для ученика близкого ему стиля и жанра.

Проект «Музыкальная гостиная» начался случайно. В кабинет директора «с улицы» зашли молодые ребята — выпускники консерватории. Предложили бесплатно исполнять для лицеистов концерты классической музыки. Понимая, что при стандартном подходе потребуется к каждому школьнику на таком мероприятии приставить по два дежурных, я поступил самым простым образом. Обошёл классы с вопросом о том, кто сам хотел бы пойти на концерт. На удивление набралось около восьмидесяти человек.

На следующей встрече в зале было не протолкнуться. Как результат — в лицее без специальной организации со стороны взрослых ребята самостоятельно устроили конкурс на лучшее исполнение «Лунной сонаты». Лицеисты придумали название молодому коллективу: «Петербургские окна». С консерваторией поддерживает тесную связь музыкальный коллектив лицея. Встречи с музыкантами переросли в постоянную дружбу. Теперь имя одного из начинающих исполнителей красуется на афишах — первая скрипка в оркестре Темирканова.

Проект «Малые музеи» построен на сделанном нами открытии: «Чем меньше музей, тем там теплее атмосфера». В сотрудничестве с музейным комитетом лицея музеи Ахматовой, Достоевского, Зощенко, «Разночинный Петербург» проводят в год по несколько выставок в наших стенах. И опять основной принцип — добровольность участия, самостоятельность выбора того, где, когда и с кем взаимодействовать. Поверьте, это здорово! Ну когда ещё ребята (да и мы, взрослые) смогли бы познакомиться, например, с уникальным элитным и очень закрытым лоцманским сообществом и побывать на Лоцманском острове в Финском заливе.

Проект «Добрая лира» — единственный в своём роде литературно-педагогический конкурс, длящийся уже много лет и предусматривающий активное общение учащихся с профессиональными литераторами, работающими в разных жанрах, стилях, манерах. Школьники выступают в нём в качестве членов общественного жюри, выбирающего из присланных произведений наиболее достойные для попадания в сборник. Созданный в результате теперь уже восьмитомник бесплатно поставлен в школьные библиотеки города. На специально созданном силами лицеистов сайте «Доброй лиры» можно познакомиться с произведениями в электронном виде. Как здорово, когда оценку за сочи-

нение учащемуся может поставить не классный учитель, а сам автор! В последнем этапе конкурса приняли участие тридцать пять регионов России, четыре страны дальнего зарубежья и пять ближнего, около пятисот авторов, более двадцати партнёрских школ Петербурга и других федеральных округов. Несколько лет назад третье место занял автор из Красноярского края. Когда шифры были открыты, то выяснилось, что это четырнадцатилетняя девочка. Мы написали в Правительство края благодарственное письмо, пригласили школьницу в Петербург. А уже через год я получил по почте книгу молодого автора. Одарённой ученицей на родине заинтересовались многие издательства. В этот раз итоги подводятся в ноябре на Всероссийском педагогическом форуме в Сочи. Конкурс открыт для всех школ и учеников, профессиональных и начинающих авторов: достаточно просто зайти на сайт и зарегистрироваться. Сегодня как никогда актуален лозунг: «Наступило время читать!».

Особое место в программе развития лицея занимает проект «Школьный патент». Его основатель — Институт международного права и бизнеса. Партнёры конкурса — Университет точной механики и оптики Санкт-Петербурга, Роспатент-Северо-запад, Водоканал и, конечно, лицей № 590. Цель проекта — поддержка детского изобретательства. В различных номинациях конкурса лицеисты могут попробовать свои силы абсолютно добровольно и без каких-либо специальных направлений или рекомендаций. Если набрать в поисковой системе кодовые слова «Школьный патент», то можно познакомиться с конкретикой этого, теперь уже многолетнего, проекта. Ребёнок, получающий авторское свидетельство на собственное изобретение ещё в юные годы, окрыляется на всю дальнейшую жизнь.

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Возможности

Широта предлагаемых ребёнку возможностей — ещё одно требование к организации школьной жизнедеятельности. Проекты спортивной, экономической, политической, экологической, естественно-научной направленности с привлечением по-настоящему профессиональных партнёров, таких, как спортивные клубы, театры, дома учёных, общественные объединения, экономические сообщества и многое другое, что может предложить сегодня школе современный мегаполис. Главное, чтобы рядом с ребёнком не было серости, а только то, что достойно знака высшей пробы.

В том или ином варианте всё вышеописанное происходит и в других школах. Однако нам представляется совершенно обязательным условием добровольность участия учеников во всех данных «мероприятиях», самостоятельная, деятельностная составляющая каждого проекта, связь с открытым образовательным пространством вне школы. Совместная рефлексия происходящего, построение будущих планов — только такой подход, на наш взгляд, формирует собственный вкус школьника.

Мой любимый учитель говорил когда-то: «В хорошей компании и дураку хорошо, а ты попробуй в любой компании сделать так, чтобы всем стало интересно». Я охотно делюсь теперь запомнившейся мудростью со своими учениками. Умение отыскать в любом человеке сильные стороны, помочь их раскрыть — ещё одна аксиома при формировании собственного вкуса. Тогда не нужно будет далеко ходить в поисках интересных людей и хорошую компанию каждый сумеет составить из тех, кто рядом с тобой.

Итак:

Что не стоит делать при формировании хорошего вкуса учеников: бесполезен приказной порядок массовых мероприятий; вредны начётничество и безапелляционность мнений в вопросах «Что такое хорошо и что такое плохо» (как, впрочем, и везде в воспитании); недопустимы однообразие и скука, опасны серость и посредственность, порождающие такую же серость и посредственность; необходимо избегать кампанейщины, невозможно и не нужно вовлекать всех во всё. Происходящее в школе должно строиться на детском интересе.

И наконец, чем стоит руководствоваться при решении этой сложной воспитательной проблемы: максимально разнообразить школьную жизнь, подталкивая ученика к освоению разных видов деятельности, разнообразному общению. Хорошо, когда в школах царит атмосфера праздника. Современная школа должна быть открытой в мир и для мира; предоставить ребёнку свободу и самостоятельность в принятии решений (но так же, как на уроках физкультуры, подстраховывать, находясь рядом со сложным спортивным снарядом).

При соблюдении этих несложных правил воспитания проблема хорошего вкуса у школьника становится задачей, с которой способна справиться любая школа. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.