Научная статья на тему 'Школа, открытая социуму'

Школа, открытая социуму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ / ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕТИ / МЕЖШКОЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / POSITIVE COMMUNICATION / EDUCATIONAL POTENTIAL OF CREATIVE COMMUNITIES / SCHOOL PROJECTS / VIRTUAL COMMUNICATION WITHIN NETWORK / INTER-SCHOOL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

Духовно-нравственное развитие. Творческие сообщества. Межшкольное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа, открытая социуму»

ШКО ЛА, ОТКРЫТАЯ СОЦИУМУ

Алексей Михайлович Каменский,

директор лицея № 590 г. Санкт-Петербурга

Духовно-нравственное развитие ребёнка сегодня — самое проблемное направление школьных преобразований. Причин много: внешние, такие как социальная расслоённость, потеря обществом ценностных ориентиров и прочее, — они очевидны. Отдельные тормозящие механизмы есть и в самой школе: низкая учительская самооценка, прерванная на десятилетия педагогическая традиция (в советской школе этим вопросом также не занимались, заменив духовнонравственное развитие его имитацией — педагогикой мероприятий), профессиональная клановость, выражающаяся в догматическом представлении о монопольном праве на истину. Во многих школах эти негативные тенденции привели к тому, что педагоги вообще перестали заниматься вопросами воспитания, сосредоточившись исключительно на учебной деятельности.

• духовно-нравственное развитие • позитивное общение • воспитательный потенциал творческих сообществ • школьные проекты • виртуальное общение в сети • межшкольное взаимодействие

Современной семье часто тоже не до воспитания. В таких случаях раньше говорили: «Ребёнка воспитывает улица». Так вот сейчас и этого нет — дети-то не гуляют. Их воспитывает компьютер (даже не телевизор, он в детском сознании теперь становится забавой для стариков).

В результате каждый ребёнок отправляется в автономное плавание на собственной «подлодке». Каков будет его маршрут, какие мели и рифы встретятся на его пути — не ведомо никому.

Не стоило браться за перо для констатации мрачных окружающих реалий. Придерживаясь старомодных авторских позиций «и чувства

добрые...», предпочитаю сосредотачивать усилия на конструктиве. Готов по этому поводу поделиться своими соображениями и сделать три предложения.

Мысль первая

Духовно-нравственное развитие ребёнка происходит только при его взаимодействии с другими людьми. Никаких технологий развития нравственности не существует, так как любое такое взаимодействие уникально и неповторимо. Попытки замерить духовное развитие, протестировать нравственность — мракобесие, отбрасывающее нас в средневековые времена сжигания ведьм.

Мысль вторая

Продуктивность духовно-нравственного развития зависит от авторитетности человека, который находится рядом с ребёнком. Но это должна быть подлинная, а не формальная авторитетность. Таким авторитетом может быть не только взрослый, но и сверстник. Проще говоря, ребёнку очень нужна хорошая компания — мудрость, прекрасно известная ещё нашим бабушкам. Если ребёнка окружают люди, которых он любит и уважает, то воспитание происходит само собой. Вспоминается нечаянно подслушанный разговор двух отцов. У одного сын «двоечник» и прогульщик, у другого ребёнок безпроблемный. Папа «двоечника» жалуется: «Не знаю, что сделать, я его воспитываю-воспитываю, и ничего не помогает». На это сосед отвечает: «А мне воспитывать некогда, мы то на рыбалку идём, то в лес, то дрова бабушке поколем...» Вот так рядом с близкими людьми и происходит воспитание, не специально, а естественным путём. И наоборот, если ребёнок не уважает педагога, то какие бы правильные слова учитель ни говорил, всё будет впустую.

Мысль третья

Учитель тоже человек. Как ни странно, но мысль эта до сих пор воспринимается неожиданно и свежо. Педагог не может и не должен быть для ребёнка авторитетом во всем и всегда. Такого человека не существует в природе. Но что может и должен делать педагог — это помогать ребёнку формировать круг позитивного общения.

И в этом смысле современный педагог — профессиональный коммуникатор. Вокруг школы — огромный мир. Учитель должен брать ребёнка за руку и выводить в этот мир. Вспомним отечественных классиков. Макаренко построил завод, на котором воспитанники делали фотоаппарат ФЭД — для реального использования, для людей. Сухомлинский из полуразрушенного здания послевоенной школы вывел детей в сад:

в «Школу радости». В этом же направлении идёт и зарубежная педагогика. Западные проекты «Школа без стен», «Город как школа» популярны во многих странах. Ресурс развития школы сегодня не столько внутри школы, сколько вовне. Максимальная открытость школы в мир и для мира — залог её будущего развития. Путей реализации этой открытости много.

Мы сосредоточим наше внимание на трёх предложениях, которые могут стать, на наш взгляд, прорывными.

Предложение первое

Использовать воспитательный потенциал творческих сообществ. Одной из цивилизационных проблем современности стало перепроизводство творческого продукта как низкого, так и высокого качества. При этом высококачественный продукт имеет всё меньше шансов пробиться к своему потребителю, теряясь среди невероятного многообразия подделок. Сужаются круги читателей хороших книг, зрителей качественного кино, слушателей настоящей музыки. Задача воспитания грамотного творца и потребителя высококачественного творческого продукта становится уже не только и не столько задачей школы, сколько задачей и самого творческого сообщества. Многие это осознали и охотно идут в школу. Полезными, а иногда и судьбоносными могут быть встречи детей с писателями, художниками, учёными, спортсменами, политиками. Порой одна фраза, один образ может определить человеческую жизнь на долгие годы вперёд. Но ещё более перспективным нам кажется вовлечение детей в совместные долгосрочные творческие проекты. Приведём примеры таких проектов, развёртываемых в течение нескольких лет на базе лицея № 590 Санкт-Петербурга.

Литературно-педагогический конкурс «Добрая лира» развивает интерес у детей к хорошему чтению. По итогам конкурса

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

уже издан шеститомник некоммерческой современной прозы, который поступил бесплатно в школьные библиотеки. Более тысячи профессиональных авторов со всех уголков страны, из ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в его создании. Ребята из детского жюри вместе с родителями и педагогами отобрали для печати лучшее из присланного на конкурс. Кроме того, вошедшие в сборник произведения прошли строгий отбор профессиональной литературной экспертизы. Партнёры «Доброй лиры» — Союз писателей России, Союз писателей Санкт-Петербурга, Центр современной литературы и книги, Академия культуры, Академия постдипломного педагогического образования и многие другие союзы и организации. Но эксклюзивность конкурса не в многочисленности партнёров и многообразии авторских работ. «Добрая лира» — единственный конкурс, который берётся обеспечить вдумчивое прочтение книги, а это для писателя самая высокая награда. Ребята читают повести и рассказы, обсуждают, приглашают авторов на встречи, переписываются с ними в блогах. Конкурс открыт и демократичен, к нему может присоединиться любая школа с любого этапа. Для этого достаточно зайти на специально созданный сайт dobrayalura.ru. Педагогический эффект конкурса проявляется прямо на глазах: дети стали больше читать, изменился сам характер чтения, более востребованной стала художественная литература не из школьной программы. Многие ребята сами взялись за перо, оживилась школьная газета, активно заработало детское литературное общество.

Не менее масштабный проект — наша школьная выставочная галерея профессиональной живописи. Мы до сих пор остаемся единственной такой галереей в России. Удалось экспонировать десятки тысяч работ, встретиться с сотнями профессиональных художников, многие из них стали друзьями школы. Выставка обязательно сопровождается мастер-классами, приглашаются телевидение, журналисты. Ребята задают вопросы, спорят. Учителя в дальнейшем проводят в галерее уроки развития речи. Живописцы доверяют нашим детям транспортировать и развешивать работы, а это говорит о многом! В школе теперь всё оформление ребята делают своими руками.

Давняя дружба связывает лицей со спортивным миром. Мы были основателями проводимых в Санкт-Петербурге Южнобережных Олимпийских игр для школьников. Ежегодно в них принимают участие учащиеся нескольких крупных районов Петербурга, расположенных вдоль южного берега Финского залива. Встреча со «звёздами» спорта, накал спортивной борьбы, призы победителям и подарки всем участникам, праздничная атмосфера игр развивают у ребят тягу к здоровому образу жизни. На этих играх наши школьники познакомились со знаменитым боксёром, и вот уже второй год в стенах школы действует бесплатная школа бокса Николая Валуева.

Содружество с Домом учёных позволило расширить школьное научное общество, школьный театр стал частым гостем взрослых «больших» театральных коллективов.

На наш взгляд, такой подход позволяет вести воспитательную работу в школе по-настоящему творчески, гуманитарно ориентированно. Только личность может воспитать личность.

Предложение второе

Плодотворным воспитательным ресурсом стало виртуальное общение в Сети. Компьютер сам по себе не плох и не хорош, это всего лишь прибор, созидающим или разрушающим его делают люди. Тотальная компьютеризация несёт в себе угрозу технологического характера: быстрое единовременное взаимодействие огромного количества объектов допускает такое же быстрое прекращение этого взаимодействия.

Не менее опасна психологическая угроза: виртуализация сознания — клипо-вость мышления; замена реальных отношений эрзацем — псевдообщением, в результате чего возникает эффект психологического заражения — феномена толпы и т.д.

Одновременно новые информационно-коммуникативные технологии открывают перед нами невиданные перспективы. Возрастает степень свободы развития человеческой индивидуальности. Интернет наградил нас невиданной доселе доступностью: вы можете связаться с президентом страны, написать письмо Нобелевскому лауреату, побеседовать с любимым артистом. Недавно мы проводили с педагогическим коллективом видеоконференцию по воспитательной тематике.

В беседе приняли участие более десяти регионов России. Не все смогли бы приехать в Петербург, а современные технологии дали возможность послушать коллег, высказаться самим, да и характер общения в таком формате становится более искренним, открытым. В своей домашней студии мы тут же комментируем выступления, обмениваемся мнениями, чего обычно не происходит на традиционной конференции, где не каждый осмелится подняться на трибуну.

На наш взгляд, плюсы сетевого взаимодействия тогда начнут перевешивать минусы, когда будет реализован очень простой принцип: виртуальная деятельность обязательно должна приводить ребёнка к реальной, компьютерное общение — переходить в «живое». Если школьник переписывается с товарищем из другой страны, должны же они когда-то познакомиться и пожать друг другу руки. Наши ребята в интернет-сетях познакомились с сообществом молодых поэтов, певцов, художников из Москвы. И вот через три года виртуального общения настал долгожданный момент. Мы договорились провести на базе лицея масштабный всероссийский фестиваль «Пересечение границ», посвящённый путешествиям. Темой фестиваля этого года стала Арктика и Антарктика. Ожидается поэтический вечер, выставка живописи и фотографии, концерт авторской песни, встречи с исследователями, путешественниками. Мы с нетерпением ждём очного знакомства с нашими виртуальными друзьями.

Педагогические усилия должны быть направлены на «вочеловечивание» компьютерных технологий. В этом также проявляется педагогика авторитета как антипод педагогики авторитарной.

Предложение третье

Развивать ресурс межшкольного взаимодействия, переходя от конкуренции к кооперации. Сейчас этот ресурс практически не востребован. Напротив, объективно школы находятся в состоянии соперничества, борьбы за нормативы финансирования. Начинается переманивание учителей и учеников, «выбивание» себе дополнительной доли бюджета, часто далеко не богатого. Словом, возникают все «радости» дикого рынка. На Западе давно осознали пагубность и разрушительность этой стратегии. Путь выживания сильнейшего подходит для животного мира, но бесперспективен в мире человеческом и человечном. Наш лицей выбрал путь иной. Издавна у нас существует традиция проводить выездные семинары в других школах: рассказываем о своих находках, слушаем коллег. Смотрим, как они работают, приглашаем к себе. Полезно бывает взглянуть на привычные вещи со стороны! В наши бесплатные кружки и секции охотно ходят ребята из других школ. Со многими школами мы участвуем в общих проектах, таких как «Самооценка школы» (идею почерпнули в общении с финскими коллегами).

Конечно, школьная открытость имеет много различных каналов и эффект от её реализации лежит не только в области духовнонравственного развития учащихся. Но ведь именно духовно-нравственное развитие ребёнка — смысл и основа всех современных школьных преобразований. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.