Научная статья на тему 'От религиозно-философских представлений к массово-культурным идеологемам семьи'

От религиозно-философских представлений к массово-культурным идеологемам семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГЕМА / FAMILY / RELIGIOUS PHILOSOPHY / MASS CULTURE / IDEOLOGEME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зотов Виталий Владимирович, Каменева Татьяна Николаевна

Статья посвящена анализу идеологемы как совокупности ключевых понятий и идей, необходимых для реализации определенной семейной политики. Авторами показано, что идеологема семьи, формируемая в рамках массовой культуры, отличаясь от религиозно-философского понимания, инициирует кризис семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM RELIGIOUS-AND-PHILOSOPHICAL CONCEPTS TO MASS-CULTURAL IDEOLOGEMES OF FAMILY

The article is devoted to the analysis of ideologemes as a set of key concepts and ideas, necessary to implement a family policy. The authors have shown that ideologeme of family, which is formed in mass culture, differing from religious-philosophical understanding, initiate crisis of the family.

Текст научной работы на тему «От религиозно-философских представлений к массово-культурным идеологемам семьи»

УДК 130.2

Зотов Виталий Владимирович

доктор социологических наук,

кандидат философских наук,

профессор кафедры философии и социологии

Юго-Западного государственного университета

[email protected]

Каменева Татьяна Николаевна

Zotov Vitaliy Vladimirovich

Doctor Of Sociology, Candidate Of Philosophy, professor of the chair of philosophy and sociology, South-West State University Om_zotova@mai l. ru

Kameneva Tatyana Nikolaevna

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета [email protected]

ОТ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К МАССОВО-КУЛЬТУРНЫМ ИДЕОЛОГЕМАМ СЕМЬИ

Candidate of Sociology, senior lecturer of chair of philosophy and sociology, South-West State University kalibri0304@yandex. ru

FROM RELIGIOUS-AND-PHILOSOPHICAL CONCEPTS TO MASS-CULTURAL IDEOLOGEMES OF FAMILY

Аннотация:

Статья посвящена анализу идеологемы как совокупности ключевых понятий и идей, необходимых для реализации определенной семейной политики. Авторами показано, что идеологема семьи, формируемая в рамках массовой культуры, отличаясь от религиозно-философского понимания, инициирует кризис семьи.

Ключевые слова:

семья, религиозная философия, массовая культура, идеологема.

The summary:

The article is devoted to the analysis of ideologemes as a set of key concepts and ideas, necessary to implement a family policy. The authors have shown that ideologeme of family, which is formed in mass culture, differing from religious-philosophical understanding, initiate crisis of the family.

Keywords:

family, religious philosophy, mass culture, ideologeme.

Общественная ценность семейного уклада обусловлена тем, что он связан с «производством и воспроизводством» непосредственной жизни. При этом существует сложная система воздействия общества на семейную жизнь и отдельные аспекты брачно-семейных отношений. Общество должно быть заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Отсюда велика роль идеологем семьи, распространенных в конкретном обществе. Идеологема -это идейная установка, совокупность идей относительно какого-то явления социальной жизни, призывающих к конкретному действию, образу жизни и мышления, транслируемая индивиду посредством массмедиа. Она используется в тех случаях, когда явления или события жизни человека не укладываются в рамки формально-логического и абстрактного изображения. Идеологема всегда маркирована, то есть эмоционально окрашена. Целенаправленное использование идеологем является действенным средством управления массовым сознанием - идеологема легко запоминается и создает иллюзию понимания. Идеологемы транслируются различным образом: в литературе - через женские романы, в телепродукции - через сериалы и рекламные ролики, в живописи - через семейные портреты.

В рамках данной работы мы поставили себе цель - определить, как согласуется распространяемая сегодня системой массмедиа идеологема семьи с выработанным в рамках русской религиозной философии образом семьи. Ярким представителем русской религиозной философии, посвятившим проблеме семьи значительное внимание, является Василий Васильевич Розанов (1856-1919). Именно он еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. считал необходимым разработку и внедрение семейной идеологии. По его мнению, семью нужно в прямом смысле пропагандировать, актуализируя понятие семьи как всеобщей и необходимой формы жизни.

Для В.В. Розанова семья является началом жизни. С этой точки зрения она есть результат действия половых инстинктов мужчины и женщины, соединяющих их в брак. Брак - начало семьи, завершающей единение мужчины и женщины в рождении детей, которые образуют бытие подлинной семьи. При этом необходимо обратить внимание на проблематику пола в его философии. Последний выступает как основа всего устроения человека [1]. Это не только природная сторона индивида, но и свойство, определяющая личностный характер его существова-

ния. Идеальная счастливая семья инициируется активно-половым началом, религиозным осмыслением функции рождения.

Семья есть форма индивидуально-личностной жизни. Она индивидуализирована в своем существовании, самодостаточна, она суть чистое «бытие-для-себя», что способствует поддержанию такого соотношения общественного и индивидуального, которое позволяет сохраниться личностному облику человека, вынужденного покоряться коллективным формам бытия. «Естественность» семьи создает коммуникативное и мировоззренческое пространство, способствующее единению индивидов.

Динамический характер бытия семьи, допускает, по мнению Розанова, развод как средство оздоровления семьи, избавления ее бытия от «мертвых» элементов. Расторжение брака -необходимый субъективный фактор семьи как динамического целого, относительная сторона в составе абсолютного. Розанов обосновывает органический и живой тип семьи [2], который предполагает возможность ее распада в случае уничтожения внутренней органики. Но развод -это не просто внешний нормативный акт, но, прежде всего, процесс внутреннего разъединения, в том случае, когда не образуется или рушится религиозное ядро семьи (таинственная слитность супругов).

Большое значение в бытии семьи как религиозного феномена Розанов отводит детям. Плод полового творчества и семья для Розанова - явления тождественные [3, с. 398]. Дети суть главное в становлении семьи и социума в целом. Только тот брак, в котором рождаются и воспитываются дети, может претендовать на статус полноценной семьи. Рождение детей - это религиозный нерв семейной жизни, ее абсолютный центр. Родительство в семье - это повторение «отеческой» функции Бога, которую Он исполняет по отношению к миру, тем самым, семья инициируется намерением исполнить родовую функцию, которая имеет онтологический смысл. Дети придают смысл, радость жизни человека, но только в том случае, если присутствует религиозное восприятие рождения, «ноуменальный трепет» перед младенцем.

Таким образом, основные характеристики семьи, предложенные В.В. Розановым, таковы: 1) семья - форма религиозного отношения; 2) семья рассматривается как вещь, как дух и как общение); 3) необходимым элементам семьи являются муж и жена в их родительстве; 4) допускается развод в случае невозможности восстановить нарушенные гармонию и любовь. Главные условия существования нормальной семьи - мир, любовь и чадолюбие [4, с. 417]. Именно в семье В.В. Розанов находит источник подлинной творческой энергии, способной преобразить мир, а также главную силу, противостоящую нигилистическим и революционным тенденциям в обществе. Семья физически распространяется во внешний мир и обустраивает среду обитания человека, гармонизирует вещественное пространство его жизни, продолжает мироздание.

Семья, выступающая в качестве особой религии, содержит, по мнению философа, нераскрытые социальные потенции, актуализация которых может способствовать обновлению современного общества в различных аспектах его жизни: религиозных, культурных, политических, экологических и др. Специфика подхода В.В. Розанова состоит в том, что он считал, что культура общества во многом определяет семейный образ жизни.

Ценность семьи снова признается все более и более значимой, образ счастливой и обеспеченной семьи вызывает положительные эмоции. Но современная идеализированная идеологема семьи утверждает, что семья должна состоять из людей в возрасте 23-27 лет, которые осознанно вступают во взаимоотношения, могут отвечать за себя и отстаивать интересы своих близких. Классический вариант семьи включает в себя: отца, мать, двое, в некоторых случаях, трое детей. При этом отец - добытчик, глава семьи. Мать заботливая домохозяйки. Ее основная роль - уход за домом, семьей, воспитание детей. Она является отличным педагогом и психологом. Дети -важнейшая часть семьи. Это будущее и любовь. И в целом отметим, что такая идеологема согласуется с религиозно-философским образом, который представлен В.В. Розановым.

Но в современных идеологемах, транслируемых в системе массмедиа, семья выглядит несколько по-иному. Поэтому важно установить, во что в итоге трансформируется интерес к семейным ценностям в массмедийной продукции, в частности, в такой массовой продукции, как телесериалы и реклама.

Например, в телесериалах мелодраматического характера женщина чаще всего моложе мужчины; в больше, чем половине пар - домохозяйка, имеющая хобби, или дело, приносящее не финансовое обеспечение, а лишь удовольствие [5]. В подавляющем большинстве телесериалов - это первый брак, стаж которого колеблется от 1 до 10 лет (около 2/3 случаев) и от 10 до 25 лет (1/4 случаев). В семье 2 или 3 ребенка (средняя детность для всех пар - 1,65 ребенка, а для пар с детьми - 2,3 ребенка). И здесь, в принципе массмедийная идеологема совпадает с религиозно-философской, но если рассмотреть качество брака, то можно увидеть, что главным мотивом вступления в брак только в половине случаев является любовь, хотя если брак заклю-

чен не по любви, вскоре он распадается. Герои не стремятся к разводу, даже если была измена, и сохраняют семью из-за любви или из-за детей. А у В.В. Розанова, хотя и допускается измена, но она основа разрушения семьи. После этого семьи нет. Дети представлены как большая ценность, но фигурируют мало и в основном или совсем маленькие (младенцы) или уже взрослые (как самостоятельные герои), нередко носят смысл игрушки или как средство воздействия, манипулирования другими. У супругов большая потребность в детях и в их наличии, отношения супругов идеализированные, толерантность к изменам со стороны окружающих и в конечном итоге прощения супругом ради сохранения брака. Отношение к подобным событиям терпимо и приемлемо.

Бытовые и финансовые трудности семьи остаются в сериалах за кадром и фактически не влияют на взаимоотношения членов семьи. В зарубежных мелодрамах и новых отечественных сериалах изображаются идеализированные семейные отношения, и в целом рисуется картинка семьи как способа приятного совместного времяпрепровождения: дети воспитываются не родителями, а посторонними людьми (няни, гувернантки, слуги); бытовые вопросы решаются домработницами, кухарками, горничными, водителями и проч.; отношение к внебрачным связям, неродным детям, гражданским бракам терпимое, самостоятельность и независимости каждого члена семьи приветствуется.

Теме семьи в различных ее формах и количественных вариациях в рекламном массиве посвящено около 15 % продуктов, что говорит об относительно высоком интересе специалистов по рекламе к семейной и детско-родительской тематике. Но оказывается, что полная двухдетная семья как визуальная основа рекламной концепции была обнаружена немногим более 12 % рекламных роликов. А наименее распространенной — можно сказать, практически проигнорированной рекламными технологами — оказалась семья с тремя и более детьми. Таким образом, И.И. Белобородов делает вывод, что выбор, предлагаемый потребителю с помощью профессиональных методов воздействия на массовое сознание, сводится либо к неполной семье (как правило, во главе с матерью-одиночкой), образуемой в большинстве случаев в результате внебрачного рождения или развода, либо к обзаведению малодетной (в большинстве случаев однодетной) семьей, выступающей первопричиной депопуляции российского населения [6].

Весь спектр брачно-семейных и репродуктивных установок, формируемых продукцией массмедиа, находится в узком диапазоне репродуктивно-демографической деградации. В обществе это выливается в утрачивание непреходящей ценности детей, ориентации на личность, а не на семью, то есть эгоцентризм и индивидуализм. В социальном плане это выражается в нуклеаризации семей (то есть сокращении ее до пары родителей с ребенком либо одинокой матерью или отцом); предпочтении карьерных достижений роли жены и матери; росте разводов, числа матерей-одиночек, малодетности и бездетности, а следовательно, одиночестве как социальной проблеме; непрочности семей.

Конечно, в оправдание можно сказать, что современные идеологемы в данном случае просто отражают реалии жизни. И действительно, большинство российских семей практикуют однодетность. На момент последней переписи населения их количество составляло 65 %. Двухдетных семей насчитывалось значительно меньше - 28 %, а среднедетных и многодетных - всего 7 %. Большинство многодетных и неполных семей находится за чертой бедности, что является фактором, затрудняющим их адаптацию к новым условиям жизни. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и чаще приходится самим зарабатывать на жизнь. Существенные проблемы возникают в социальной среде и системе личностных отношений внутри семьи: ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей; ослабляется влияние семьи на детей, меняется характер половой морали; происходят изменения в распределении традиционных обязанностей в семье.

Да это все тенденции, которые фиксируются учеными в жизни современной семьи. Но ведь задача идеологем несколько иная - формировать массовое сознание, а не отражать его. Отсюда существует необходимость пропагандировать просемейные ценности, «нормальность» семьи с несколькими детьми, важность и значимость детей, пытаться предотвратить описанные выше процессы и явления, пока они не стали необратимы. А вместе с социальными организациями поднимать, рассматривать, высвечивать все важные стороны, влияющие на описанные процессы, будь то негативное отношение к многодетным семьям, материальная малообеспеченность или «дискриминация» по полу в сфере труда и занятости. Решение социальных проблем видим в обращении к идеям В.В. Розанова, справедливо считающим, что семья есть первый устой собственной прочности государства. Он не случайно предлагает изменить социальные условия бытия семьи, выработать «органический закон», направленный на установление ее автономности и самостоятельности по отношению к другим структурам общества. Семья должна стать предме-

том социального проекта, осуществляемого как на индивидуальном, так и на общественном уровне, поскольку, по словам Розанова, «все жаждут семьи, но жаждут чистой семьи» [7, с. 25].

Ссылки:

1. Розанов В.В. Собрание сочинений. М., 2008. Т. 26. Религия и культура.

2. Лебедева В.Г. Феномен «панэвтихизма» в концепции Василия Розанова // Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX века - первая треть XX века бедева. СПб., 2007. С. 136-140.

3. Розанов В.В. Уединенное // Розанов В.В. Сочинения. Л., 1990.

4. Там же.

5. Лебедь О.Л. Образ семьи в современной культуре // Рождение: сайт региональной общественной организации родителей, выступающих за естественные роды и сознательное родительство. 11Р1_: http://naturalbirth.ru/public/oleb.php, свободный.

6. Белобородов И.И. Изображение семьи и родительства в телерекламе // Демография.ру. 11Р1_: http://www.demographia.ru/articles_N

7. Розанов В.В. Уединенное...

References (transliterated):

1. Rozanov V.V. Sobranie sochineniy. M., 2008. Vol. 26. Religiya i kul'tura.

2. Lebedeva V.G. Fenomen “panevtihizma” v kontseptsii Vasiliya Rozanova // Lebedeva V.G. Sud'by massovoy kul'tury Rossii. Vtoraya polovina XIX veka - pervaya tret' XX veka bedeva. SPb., 2007. P. 136-140.

3. Rozanov V.V. Uedinennoe // Rozanov V.V. So-chineniya. L., 1990.

4. Ibid.

5. Lebed' O.L. Obraz sem'i v sovremennoy kul'ture // Rozhdenie: sayt regional'noy obshchestvennoy or-ganizatsii roditeley, vystupayushchih za estestvennye rody i soznatel'noe roditel'stvo. URL: http://naturalbirth.ru/public/oleb.php, svobodniy.

6. Beloborodov I.I. Izobrazhenie sem'i i roditel'stva v telereklame // Demografiya.ru. URL: http://www.demographia.ru/articles_N

7. Rozanov V.V. Uedinennoe...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.