УДК 82-83
ПРОБЛЕМЫ ПОЛА, СЕМЬИ И БРАКА В ТВОРЧЕСТВЕ
В.В. РОЗАНОВА
П.С. Федосеев
Рассмотрены основные этапы жизни и деятельности В.В. Розанова. Изучены основные направления философской мысли Розанова, его идеи по проблеме семейно-брачных отношений. Ключевые слова: брак; семья; развод; христианство; философия; религия; церковь.
P.S. Fedoseev. THE PROBLEM OF SEX, FAMILY AND MARRIAGE IN THE WORKS V.V. RO-ZANOV
The main stages of life and activities of V.V. Rozanov. Studied the main directions of philosophical thought Rozanov, his ideas on the issue of family relations.
Keywords: marriage; family; divorce; Christianity; philosophy; religion; church.
В дни работы над этой статьей исполнилось 95 лет со дня смерти одного из ярких представителей русской философской мысли В.В. Розанова (умер он 23 января, т.е. 5 февраля по новому стилю, 1919 г). Многогранный и необычный творческий путь Розанова, творческие искания связаны с его личной судьбой, полной драматизма и трагических событий, и у философа были личные причины, собственный «интерес» темы пола, семьи и брака сделать предметом широкой общественной дискуссии. Поэтому анализ рассматриваемой здесь темы невозможно отделить от событий его жизни.
Родился В.В. Розанов 20 апреля 1856 г в многодетной семье мелкого чиновника лесного ведомства в г. Ветлуга Костромской губернии. В три года потерял отца. Мать - Надежда Ивановна Розанова (урожденная Шишкина, из дворян), после ранней смерти мужа перебралась с 7-ю детьми в Кострому в целях воспитания детей. В год смерти матери, в 1870 г., Вася учился во втором классе (оставшись на второй год) [5].
В этом же году он переезжает к старшему брату в Симбирск, в 1873 г. (вместе с братом) - в Нижний Новгород, где продолжает учебу в гимназии. Про это время позже напишет так: «Я же был «нигилист» во всех отношениях... Кончил я «едва-едва», - атеистом, (в душе) социалистом, и со страшным отвращением кажется ко всей действительности». Но, по его собственным словам, уже с первого курса университета перестал быть безбожником: «И не преувеличивая скажу: Бог поселился во мне. С того времени и до этого, каковы бы ни были мои отношения к церкви (изменившиеся совершенно с 1896-97 г.), -... я говорил и думал собственно только о Боге: так что Он занял всего меня, без какого-либо остатка., но характер чувства и постижение Бога изменилось в 1896-1897 гг. в
связи с переменою взглядов на: 1) пол; 2) брак; 3) семью; 4) отношение Нового и Ветхого Завета между собой» (Анкета, заполненная Розановым в 1909 г. для Библиографического словаря деятелей Нижегородского Поволжья) [5]. Позже свои противоречивые размышления о Церкви и отношение к религии он с болью в душе выразил в следующих словах: «Всю жизнь посвятить разрушению того, что одно в мире люблю - была ли у кого печальнее судьба?» [9].
В 1878 г. Розанов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Уже на третьем курсе пишет первые философские работы «Цель человеческой жизни» и «Об основаниях теории поведения». За последнюю работу получил даже университетскую премию.
На четвертом курсе в 24-летнем возрасте он женился на 41-летней А.П. Сусловой, красивой и взбалмошной, эмансипированной женщине, которая раньше была любовницей Ф.М. Достоевского. «Это самая замечательная из встречающихся мне женщин», - записал он в дневнике после знакомства с ней. Но женитьба эта для него стала трагедией всей его последующей жизни. В 1886 г. Суслова покинула его, отказавшись дать развод, и потом отказывалась от развода всю жизнь, хотя он умолял ее об этом. Из-за этого он не мог официально оформить свой второй брак. «Промаялся я 4 года, и она (по-видимому, влюбившись в юношу-еврея) кинула меня, жестоко и беспощадно, как она все делала. А вообще она страшно была патологически жестокий человек», - пишет он в одном из писем профессору Н.Н. Глубоковскому.
С 1882 г. по 1893 г. Розанов преподавал историю и географию в гимназиях и прогимназиях Брянска, Ельца, Белого. В Ельце он познакомился с Варварой Дмитриевной Бутягиной
72
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)
(урожденной Рудневой), вдовой учителя Елецкой гимназии, которая имела уже семилетнюю дочь, и в 1891 г. тайно с ней обвенчался («будучи... повенчаны без свидетелей и записи в церковные книги» [5]), так и не добившись развода с Сусловой («.при консистории формально не уничтоженным моем браке с первою супругою - да будет ее имя забыто - оставившею самовольно меня в бытность мою в Брянске в 1886-м году» - написано в «Духовном завещании», составленном им в 1899 г.) [5], поэтому брак этот официально считался незаконным. «Удержание браков, фактически распавшихся, в значении будто бы еще продолжающегося «религиозного таинства» есть недоразумение и учение о фиктивном браке. Посему с открытой совестью и готовностью пойти на Суд Божий я вступил во второй брак». И даже подкрепляет это свое действие желанием исполнять всю жизнь до конца основную заповедь Божию (имеется в виду Бытие, гл. 1. п. 28. «.плодитесь и размножайтесь.» - П.Ф.) [5].
Из Ельца «молодые» переехали в небольшой городок Белый Смоленской губернии (где в то время жила семья старшего брата, воспитавшего его), поскольку при тайном венчании, который совершил родственник Бутягиной, им было поставлено условие немедленно покинуть город.
Следует отметить, что к концу XIX в. стал сильно проявляться кризис института христианского брака. Семьи распадались, супруги разъезжались, особенно часто это происходило среди дворян. Все увеличивалось количество внебрачных (незаконнорожденных, как тогда их называли) детей. Процедура узаконения и усыновления последних была крайне затруднена из-за несовершенства существующего в Российской империи законодательства и действовавших канонических норм христианства в области семейно-брачных отношений. В.В. Розанова этот вопрос интересовал не только как религиозного философа и публициста, но и, как было сказано выше, в личном плане: во-первых, гражданский брак глубоко оскорблял религиозное чувство второй его жены Варвары Дмитриевны; во-вторых, от этого брака у них было уже пятеро детей, и он не мог их записать на свое имя, сделать их «законными». Такая ситуация воспринимается им очень болезненно. Переживая за будущее жены и детей, 15 марта 1899 г. Розанов составляет «Духовное завещание», где в первых двух пунктах записано следующее:
1. Имущество движимое и недвижимое . завещаю в полную и безраздельную собственность вдове Коллежского Регистратора Варваре Дмитриевне Бутягиной и ее четырем неза-
коннорожденным (курсив наш - П.Ф.) детям.
2. Незаконнорожденные дети означенной в пункте 1 Варвары Дмитриевны Бутягиной, коим совместно с нею и под ее опекою я завещаю в полную собственность и распоряжение мое имущество и мои авторские права, суть:
Дочь Татиана, родившаяся 22-го февраля 1895 г.; . Восприемниками от купели были: действительный статский советник Николай Николаевич Страхов и жена чиновника особых поручений . Ольга Ивановна Романова. Как считающейся незаконнорожденною, ее полное имя, отчество и фамилия, усвояемая по имени крестного отца, есть: Татиана Николаевна Николаева.
Так перечисляются дочери Вера, Варвара, сын Василий, и всем им имя, отчество и фамилия «усвояется» по имени крестного отца. Сын, например, записан как Василий Александрович Александров [5]. В следующем 1900 г. у них родится еще дочь Надежда. Кстати сказать, судьба некоторых их детей впоследствии тоже сложилась трагически. Дочь Вера еще в 1913 г. ушла в монастырь и через несколько месяцев после кончины отца покончила с собой. В октябре 1918 г. во время поездки на Украину за продуктами умирает сын Василий от воспаления легких. И все это время Варвара Дмитриевна (с августа 1910 г.) находится в полупарализованном состоянии; она умерла в 1923 г. В 1942 г. была арестована дочь Варя, а в 1943 г. скончалась от дистрофии. Дочь Татьяна также побывала в заключении, но прожила дольше всех и смогла сохранить архив отца.
Чтобы добиться разрешения вступить в законный брак с В.Д. Бутягиной, Розанов неоднократно обращался и к министру народного просвещения И.Д. Делянову, и к обер-прокурору Священного Синода К.П. Победоносцеву, но все безрезультатно. Ему отвечают, что «без признания вины» со стороны самой Сусловой расторгнуть брак невозможно, что даже сам государь не может это разрешить, а Суслова была неумолима.
Закономерен вопрос: почему второй раз он женился на женщине уже в возрасте, отнюдь не красавице (имеется семейная фотография, где можно хорошо ее рассмотреть), вдове, да еще имеющей уже семилетнюю дочь? Послушаем его самого: «Она меня пожалела как сироту. Я ее пожалел как сироту. Оба мы были поруганы, унижены. Вот вся наша любовь. Церковь сказала «нет». Я ей показал кукиш с маслом» [6]. В этой же работе: «.я, собственно, «родился вновь» и, в сущности, «просто родился» - уже 35-ти лет - в Ельце, около теперешней жены моей, ее матери 55 лет и внучки 7 лет. И, собственно, Рудневы-Бутягины, вдова и дочь, были настоящими мои-
ми «родителями», родителями души моей» (А.А. Руднева - мать Бутягиной - П.Ф.).
Таким образом, можно предположить, что рано осиротевший, затем измученный неудачами на литературном поприще (первые его работы не получили признания ни со стороны критиков, ни со стороны читателей), в семейной жизни, также опостылевшим ему преподаванием в провинциальных гимназиях, Розанов нуждался в «родителях» и тепле семейного очага. Видимо, не случайно он вторую жену все время называет «мамой», «мамочкой», «другом» (всегда с любовью и уважением относясь к ее матери и дочери), например: «Зависимость моя от мамочки - как зависимость безнравственного или слабонравственного от нравственного.», и говорит, что без мамочки он затеряется как собака на чужой улице. «Мамочка - нравственный гений, вот в чем дело. И от этого так привязался и такая зависимость» [6]. В Анкете для Библиографического словаря про нее же: «моя прекрасная жена», «путеводная звезда», «женщина удивительного спокойствия и ясности души» [5]. За три дня до смерти диктует дочери Наде письмо жене: «Милая, дорогая Варечка. ..Всегда тебя люблю, на тебя всегда радовался» (а Варечка рядом, полупарализованная). Можно не сомневаться, что брак с ней действительно был построен на любви и был счастливым для обеих сторон. По его словам, несмотря на все трудности жизни, она никогда ни на что не жаловалась, и это ему, видимо, тоже нравилось. Правда, проявляла ревность.
В 1893 г. благодаря протекции друзей Розанов с семьей переезжает в Петербург и начинает службу в Государственном контроле в должности чиновника особых поручений VII класса (его биографы приравнивают это к званию полковника - П.Ф.). Позже, в «Анкете.», он напишет: «Служба была также отвратительна для меня как и гимназия. «Не ко двору корова» или «двор не по корове» - что-то из двух» (кажется, человеком он был все-таки неуживчивым, что заметно и из его переписки с литераторами и издателями). В письме к своему издателю П.П. Перцову, написанному уже летом 1918 г., Розанов свою службу в Государственном Контроле называет «спусканием меня по государственной службе»: «после 150 р. в Белом, где я за квартиру в 8 комнат платил 25 р., а «прикомандированный к Афоньке» (генерал-контролер Афанасий Васильев, начальник Розанова - П.Ф.) - 100 р. с квартирой в 37 р. из 4 комнатушек «во двор».». Писал публицистические статьи в журналы «Русский вестник» и «Русское обозрение» на религиозно-философские, общественно-социальные и другие
темы, на темы, связанные с проблемами пола, семьи, брака и развода. «Сотрудничал я в очень многих журналах и газетах, - всегда без малейшего внимания к тому, какого они направления и кто их издает» [5].
В 1899 г. он добровольно оставляет государственную службу и поступает на место постоянного сотрудника газеты А.С. Суворина «Новое время», где проработал до закрытия газеты в 1917 г., после чего сразу оказался без всяких средств к существованию. А пока «Материально я чрезвычайно многим обязан Суворину. Без его помощи, т.е. без сотрудничества в «Новом времени» я вот теперь не мог бы даже отдать детей в школы: раньше хватало только на пропитание и квартиру.» [5]. Помимо «Нового времени», печатается часто и в других газетах и журналах. Своими острыми статьями, рецензиями, полемическими заметками, обзорами ему удалось привлечь внимание широкого круга читателей к мучившим его вопросам философии и религии, государственной политики и быта, семьи и брака, будущего России, к еврейскому вопросу и др.
Журналистом и писателем он был весьма плодовитым: в письме в Совет Московского общественного Управления Архивным Делом от 16 июля 1918 г., в котором он в поисках какого-нибудь заработка просит зачислить его на должность, указано: «Всего же книг и брошюр мною сочинено и напечатано тридцать одна». С переходом к Суворину появилась возможность переехать в прекрасную пятикомнатную квартиру с видом на Неву, устраивать «розановские воскресенья», которые посещают выдающиеся люди, видные деятели литературы и искусства. Про это время он будет вспоминать как про самое счастливое время в своей жизни.
В 1903 г. Розанов издал двухтомную работу «Семейный вопрос в России». В предисловии к 1-му изданию сказано, что семья никогда не являлась у нас предметом философского исследования, оставаясь темой богатого беллетристического воспроизведения, поэтического восхищения, наконец, шуток, пародий и чем дальше - тем больше. «.С распутыванием семейных узлов, именно с размышлением, отчего в Европе все так трудно в семье, около семьи, по поводу семьи,-мы входим в завязь глубочайших философских проблем. И вопрос практический становится религиозным и метафизическим» [7]. Рассуждая о несчастных семьях, говорит, что в психологию таких семей никто не вглядывался, по крайней мере деловым образом. Упомянув «Дворянское гнездо» Тургенева и «Анну Каренину» Толстого (достается и Пушкину), пишет: «Сама ошибка Толстого, бросившего несчастную Анну под по-
езд, . лучше всего иллюстрирует странный и темный фанатизм общества против несчастных семей. Даже гений впадал в безумный бред, видя здесь не бедствие, в которое надо вдуматься и помочь, а - зло, которое он ненавидел и в тайне души именовал «беспутством». Анна, видите ли, «чувственна», как будто сам Толстой, дитя-Толстой, 72 года назад не явился из чувственного акта. Да, это поразительно, что два величайшие произведения благородной литературы русской, «Евгений Онегин» и «Анна Каренина», посвящены апофеозу бесплодной семьи и - муке, страдальчеству в семье» [7]. Причины упадка семьи, в частности, он видит и в том, что наиболее известные примеры русской литературы не показывают семейного счастья и благополучия. «Татьяны милый идеал» - один из величайших ложных шагов на пути развития и строительства русской семьи» [7].
Семья, считает Розанов, древняя, первая Богу церковь на земле. Мысль о святости и неколебимости семьи он обосновывает положениями из Ветхого Завета и иудаизма. Идеализируя отношения к семье, браку и детям у евреев, приводит оттуда различные примеры, противопоставляя их тому, что происходит в Европе и в России: «незаконнорожденные у них получают непременно почетное имя «Авраама» и как бы усыновляются целым народом, да их почти и нет, ибо еврею нельзя не жениться». У нас -беспощадность к таким матерям, которая «песок в рот младенца, запиханный несчастною перезрелою девицей . любившей несчастною любовью какого-нибудь солдата, которому нельзя жениться» [7]. «Легко евреям: дана им заповедь: «множиться», и они множатся себе, не тужа о здешней и загробной жизни. Но мы, христиане? Как все темно для нас.» [8].
В «Опавших листьях» Розанов записывает: «Отроду я никогда не любил читать Евангелия. Не влекло. Напротив, Ветхим Заветом я не мог насытиться: все там мне казалось правдой и каким-то необыкновенно теплым. Христианство. открыло миру внутреннее содержание бессеменности, как юдаизм и Ветхий Завет раскрыли семенность. Там все - семя, от семени начато, к семени ведет, семя собою благословляет. Здесь все отвращает от семени, как само лишено его. «Нет более мужеск. и женск. пол.», но «Человек» [6]. В письме П.П. Перцо-ву (летом 1918 г.), ставя вопрос, в чем тайна Библии, отвечает: «Тайна: около Библии все книги кажутся ложью».
Даже в конце своей трагической жизни он не может примириться с Христом: «Иисус Христос. «дела плоти» объявил грешными, а «дела духа» праведными. Я же думаю, что «дела
плоти» суть главное, а «дела духа» - так, одни разговоры. Иисус сказал, что. «дела плоти соблазняют вас». Но если бы «не соблазняли»
- человек и человечество умерли бы. А как «слава Богу - соблазняют», то - тоже «слава Богу»
- человечество продолжает жить» [3]. Анализируя взгляды Розанова на христианство, Бердяев в свое время писал, что Розанов враг не «исторического» христианства, а прежде всего самого Христа: «Христос для Розанова хуже христианства. Христос беспощаден к миру, Христос страшен своим мироотрицанием» [2].
Семья и брак для Розанова - святое, «институт настолько дорогой и всячески священный, что избави Бог что-нибудь в нем поколебать». Но всякая несчастная семья есть собственно поколебленный институт брака, поколебленный институт семьи. Он считает, что поправить несчастную семью, укрепить институт брака и семьи можно, улучшив законодательство о разводе, преодолев при этом сопротивление духовенства: «Вот отчего мною совершенно изменяется взгляд на развод: старый бессмысленный взгляд на него (родник его - в католичестве) видел в разводе единственное колебание брака, какое вообще есть и возможно, тогда как я рассматриваю институт развода как очиститель семьи и через это укрепитель ее здоровья, свежести и силы. Взгляд этот на развод почти можно считать теперь принятым,
- и сопротивление (к несчастию) единственно в духовенстве (Бог даст - одумается)» [7]. А до сих пор дело обстояло так, что по настоянию митрополита Филарета московского из законодательства была выброшена статья, установившая развод в случае покушения одного из супругов на жизнь другого: «Покушение на жизнь супруга не есть повод для развода» [8].
Необходимость облегчения развода Розанов доказывает, приводя статистические данные Европы и России, многочисленные примеры развала семьи, известные ему или рассказанные ему же то знакомыми, то случайными попутчиками, то его корреспондентами, отозвавшимися на его злободневные статьи в прессе. Если «чума неверности пала в семью, и выразилась просто во взаимном отвращении членов друг к другу: бегите же от чумы, и дайте силы, свободу бежать. Не разбегутся ли тогда здоровые?. Дубьем их не разгонишь. И где есть любовь и теплота семейная, там члены, даже насильственно разлученные, сыщут друг друга на дне морском и воссоединятся в семью» [7]. Итак, по мнению Розанова, семья должна стоять не на долге, не на принципах долготерпения, а на любви. Но что же такое любовь? Любовь - это когда «она пошла в Си-
бирь («Воскресение» Толстого), - и я за ней. Любовь вовсе не огонь, как часто определяют, любовь - воздух. Без нее нет дыхания. Любовь - значит «не могу без тебя», «мне тяжело без тебя», «везде скучно, где не ты». Любовь есть совершенная отдача себя другому. Любовь есть чудо. Нравственное чудо [6]. А что же мы умеем? «Мы умеем «любить», как Вронский Анну, и Литвинов Ирину, и Лежнев Лизу, и Обломов Ольгу. Боже, но любить нужно в семье; но в семье мы, кажется, не особенно любили, и, пожалуй, тут тоже вмешался чертов бракоразводный процесс («люби по долгу, а не по любви») [3].
Другой «наболевший» не только лично для Розанова, но и для всего российского общества и Европы вопрос - вопрос о незаконнорожденных детях - «тех, которые знают мать и не знают отца. Нет в христианстве греха неискупимого: вот альфа, которую нужно положить в фундамент обсуждения судьбы этих детей. Неискупимость греха толкает матерей на преступление. Кто смеет бросить в них камнем? Кто осмелится возвести в «непрощеный грех» инстинкт материнства, так глубоко зароненный в девушку?» [7].
Критикуя действующее брачное законодательство, он пишет, что брак - это законодательная форма, а семья - существо. Закон охраняет форму, а не семью, что родник незаконных рождений лежит не в человеке, а в регуляторе брака. Нужно «вопрос о браке заменить вопросом о семье, и не семью регулировать браком: эта попытка не удалась; но брак регулировать семьею, что еще не испытано» [7]. Нормальная семья, в чистоте и счастье доживающая век, празднующая «серебряную» и «золотую» свадьбу, не нуждается в мудрости юристов. Но закон призывается к «соломоновой мудрости» всякий раз, когда в святом и нежном цветке семьи заводится «червоточинка», когда семя греха падает и заражает ее. «Вопрос этот - колоссальный, - пишет он. - Он объемлет гражданское законодательство, он объемлет церковь; он охраняет целомудрие общества, он борется с развратом» [7].
В этой же работе Розанов в критическом духе высказывается об аскетизме духовенства, особенно монахов, неодобрительно относится к стремлению к девственности, считая, что все это является нарушением библейской заповеди, заповеди Бога «плодитесь и размножайтесь»: «Чрево матери. тебе, монаху, чуждо; чрево и сосцы питающие. Между ними и тобою - страшные обеты. .обет аскетизма. есть разрыв с женщиною, порыв с заповедью: «плодитесь, множитесь», девственность. Аскетизм есть поход, военная служба против семьи, в основе - против женщины и младенца» [7].
Законы о браке у христианских народов все продиктованы аскетами, считает он, и все они суть нормированные преступления. «Боковой рост» нельзя у человека удерживать более, чем на неделю; аскетизм говорит - «удерживай на три года» (эпитимьи), «удерживай навсегда» (монашество), «удерживай у солдат», «удерживай у студента». Брак - это скверно для всего чистого и невинного. В то же время проституция для всех этих состояний есть естественная и нисколько не зазорная, к тому же дешевая и удобная форма полового общения [4].
Идеал Розанова - непорочная семья, а хирургическое лечение больной, загнившей семьи - развод. Но на его пути стоит колыбель, но «именно интересы-то колыбели и требуют развода, ибо ребенок нуждается не столько в физическом пропитании, сколько в здоровой и чистой вокруг себя атмосфере семьи. Не давая развода, мы только углубляем растление семьи; напротив, хирургически разделив родителей, между которыми все нравственно умерло, мы порознь каждого из них очищаем, оздоравлива-ем. Открывается честное вдовство, совершенно так, как и при физической смерти которого-нибудь родителя» [7]. Он ратует за то, чтобы разведенный человек мог венчаться вновь и образовать новую семью. А ему не дают, и дети его от нового брака поступают в реестр «незаконнорожденных», т.е. дети у него, в сущности, отнимаются.
Глубоко веря в Бога, Розанов в то же время критически относится к христианской религии, особенно когда дело касается вопросов пола, брака и семьи. Европа проникнута христианским гнушением к полу, утверждает он. «Чресленное начало» пронизывает весь Ветхий Завет в отличие от аскетизма Нового Завета. Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жизни - смерть, на место семьи - аскезу, на место религии - каноническое право, консисторию и морализирование. «Человек не теряется в мироздании, он включен в порядок природы, и точка этой включенности есть пол, как тайна рождения новой жизни. Пол есть наша душа, а не функция и не орган. Отношение к полу как к функции есть разрушение человека» [7].
Многие работы и мысли Розанова вызывали неоднозначную реакцию и прямо противоречивые оценки в обществе. Одни называли его эротоманом, а другие, как, например, протоиерей Александр Дернов, написавший против Розанова трактат «Брак и разврат» (1901), - разрушителем христианской семьи. Д.В. Философов в рецензии на работу Розанова «Около церковных стен» пишет: «Да простит мне автор, но
его возня с разводом и незаконнорожденными напоминает мне возню благотворительных дам с проституцией». Н.А. Бердяев воздает дань его мужеству: «Он первый с невиданной смелостью нарушил условное, лживое молчание. с гениальной откровенностью и искренностью заявил во всеуслышанье, что половой вопрос - самый важный в жизни» [1, с. 13-19]. В статье «Христос и мир (Ответ Розанову)» Бердяев говорит, что влияние его, с одной стороны, было благотворным и творческим, но с другой - вредным и слишком давящим, что Розанов всех загипнотизировал своей дилеммой «Христос или мир», в то время как такой дилеммы, какую ставит Розанов, не существует. «Не от Христа пошла смерть в мире: Христос пришел спасти от смерти, а не мир умертвить» [2].
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.
2. Бердяев Н.А. Христос и мир. (Ответ В.В.
Розанову) // Духовный кризис интеллигенции. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1910. С. 234-252.
3. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. URL: vehi.net>rozanov/apokal.html.
4. Розанов В.В. Люди лунного света. Собр. соч. М., 1990. Т. 2. URL: RoyalLib.ru>book/ roza-nov.. .lyudi_lunnogo_sveta.html.
5. Розанов В.В. Материалы к биографии // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. Т. I. С. 249-261.
6. Розанов В.В. Опавшие листья. Собр. соч. Т. 30. URL: modernLib.ru.books/rozanov_v/opavshie _listya/read.
7. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Собр. соч. М.: Республика, 2004. Т. 18.
8. Розанов В.В. Среди обманутых и обманувшихся. URL: az.lib.ru/r/rozanov_w_w/text_1904_ sredi obmanutyh.shtml.
9. Розанов В.В. Уединенное. Собр. соч. М.: Республика, СПб.: Росток, 2010. Т. 30.
ФЕДОСЕЕВ Петр Серафимович - старший преподаватель кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
FEDOSEEV, Petr Seraphimovich - Senior Lecturer of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 378.17
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД АКТИВНОСТИ
М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева, В.А. Бурцев
Представлен анализ физкультурно-спортивной деятельности студентов. Описаны виды физ-культурно-спортивной деятельности студентов: неспециальное физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Рассмотрены содержание, средства, методы, формы организации и виды занятий физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Ключевые слова: неспециальное физическое образование; спорт; физическая рекреация; двигательная реабилитация; физкультурно-спортивная деятельность; студент; вуз.
M.N. Chapurin, E.N. Simzyaeva, V.A. Bourtsev. SPORTS AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS SPECIIFIG TYPE OF ACTIVITY
Presents an analysis of physical and sports activities of students. Describes the types of sports activity of students: non-special physical education, sport, physical recreation and motor rehabilitation. Considered content, tools, methods, forms of organization and occupations of sports activity students.
Keywords: non-special physical education; sport; physical recreation; motor rehabilitation; sports activity; student; university.