проблемы местного управления и возрождения территорий, пострадавших от аварии на чаэс
УДК 316.334.2(476)
Н. Я. БОРИСЕВИЧ,
кандидат биологических наук, учреждение «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» МЧС Республики Беларусь,
г. Минск, e-mail: [email protected]
от реабилитации к устойчивому развитию территорий, пострадавших от чернобыльской
катастрофы
Обосновывается целесообразность программно-целевого подхода к реализации государственной политики в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы, переходе от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности. Осуществляется анализ специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов, подходов к формированию их положительного имиджа и инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: пострадавшие от чернобыльской катастрофы районы, реабилитация, социально-экономическое развитие, инновационные проекты.
M. Y. BORYSEVICH,
Candidate of Biology, Research Institute of Fire Safety and Emergencies (RIFSE-Belarus), Ministry of Emergency of the Republic of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]
from rehabilitation to the sustainable development of the affected after the Chernobyl disaster of the territories
The program-targeted approach in the implementation of the state policy in the sphere of overcoming the consequences of the Chernobyl disaster as well as the transition from the rehabilitation of the affected territories to their sustainable socio-economic development with unconditional provision of radiation safety requirements is considered. Examples of special innovative projects aimed at socio-economic development of the affected regions, approaches to the formation of their positive image and investment attractiveness are given.
Keywords: сhernobyl-affected areas, rehabilitation, social and economic development, innovative projects.
26 апреля 1986 г. произошла самая крупная техногенная радиационная катастрофа в XX столетии - авария на Чернобыльской АЭС. Наша страна приняла на себя ее основной удар. Ликвидация аварии, преодоление ее последствий, возрождение пострадавших территорий - основные этапы большого и трудного пути, который прошла Беларусь за три десятилетия.
Экономический ущерб для Республики Беларусь от чернобыльской катастрофы оценивается в 235 млрд долларов США. На преодоление ее последствий уже затрачены средства, эквивалентные 25 млрд долларов. Но только ли экономика пострадала? Чернобыльская трагедия - это несколько миллионов судеб, которые она перекроила на «до» и «после». Это около четверти территории Беларуси, на которой проживало 2,2 млн человек. Это 479 населенных пунктов, которые исчезли с лица земли. Половина из 118 районов нашей страны была затронута чернобыльскими последствиями. 21 из них и сегодня относится к наиболее пострадавшим.
В 1986 г. Беларусь столкнулась с ситуацией, которую в современном антикризисном управлении принято называть unknown/unknown, то есть полная неизвестность. Все пришлось создавать с нуля, так как не было не только узких специалистов (например, дозиметристов, специалистов по дезактивации объектов), но и работников широкого профиля с радиологической специализацией. А они требовались в области медицины, экологии, сельского и лесного хозяйств, образования, психологии, юриспруденции. И наша страна приняла этот вызов. В короткие сроки был заложен фундамент управления постчернобыльской ситуацией. Беларусь приобрела вынужденный опыт. Опыт каждого прожитого после катастрофы дня. Опыт в условиях долговременного радиоактивного загрязнения большой территории, часть которой безвозвратно потеряна для экономики. Когда нужно отдавать значительную долю бюджета (в первые годы - до четверти) «на Чернобыль». Но благодаря накопленному опыту мы имеем научную школу в данной области, одну из узнаваемых в мире; передовое производство радиометрического оборудования; развитые системы законодательства, медицинской и социальной защиты, радиационного контроля, управления сельским и лесным хозяйством на загрязненных территориях. Этот опыт открыл пути для принятия стратегических решений, направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности, перестройку экономики для получения нормативно чистой продукции, возрождение и поддержание культурной традиции пострадавших районов. В таких обстоятельствах речь необходимо было вести о длительном процессе реабилитации, который подразумевает поэтапное введение в народнохозяйственную сферу утраченного потенциала. Однако после распада Советского Союза республика осталась один на один с чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей суверенной Беларуси.
Последствия чернобыльской катастрофы для Республики Беларусь оказались столь масштабными, что их успешное преодоление было возможно только при условии применения программно-целевого подхода. Поэтому за послеаварийные годы в республике была налажена системная работа по социальной защите пострадавшего населения; наблюдению за состоянием здоровья пострадавших граждан; производству продукции, удовлетворяющей нормативным требованиям; радиационному мониторингу и контролю; на-
учному сопровождению мероприятий преодоления последствий чернобыльской катастрофы; совершенствованию информационной работы с населением, республиканскими и местными органами управления.
К настоящему времени сформирована нормативная правовая база, охватывающая все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. В 1991 г. были приняты два основополагающих закона: «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». 6 января 2009 г. в развитие Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят новый Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». 26 мая 2012 г. был принят новый Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Два этих акта и сегодня составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.
Основным инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. За период 1990-2015 гг. выполнено пять государственных чернобыльских программ. Каждая из программ содержит комплекс дополняющих друг друга мероприятий (от социальной защиты пострадавших граждан, социально-экономического развития регионов, контрмер в сельском хозяйстве, радиационного контроля до научного и информационного обеспечения) для комплексного решения постчернобыльских проблем в разных сферах. Каждая последующая программа формируется с учетом итогов предыдущей, а также изменений в постчернобыльской ситуации.
Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года [1] определены основные цели и задачи в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности, создание более привлекательных условий жизнедеятельности для проживающих граждан. Мероприятия программы объединены в четыре основных направления: социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения, радиационная защита и адресное применение защитных мер, социально-экономическое развитие пострадавших регионов, научное обеспечение и совершенствование
информационной работы. Около 90 % средств, выделенных на выполнение государственной программы, в виде субвенций переданы в бюджеты областей республики на социально-экономическое развитие пострадавших регионов: газификацию, строительство водопроводных сетей, строительство жилья для льготной категории граждан и молодых специалистов, а также объектов коммунального, социально-бытового и сельскохозяйственного назначения. Одной из особенностей Государственной программы является включение в нее блока мероприятий по разработке и реализации специальных проектов, направленных на развитие пострадавших регионов. Специальный проект реабилитации и развития районов на загрязненных радионуклидами территориях - это проект, направленный на создание условий для устойчивого социально-экономического развития на загрязненной радионуклидами территории, сопоставимого или превышающего уровень развития «чистых» районов, а также благоприятного инвестиционного климата в регионе.
За период 2011-2015 гг. реализовано 25 специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов. В качестве примеров можно привести следующие:
внедрение канадской технологии производства всепогодных асфальтобетонных смесей в г. Ветке;
модернизация асфальтобетонных заводов в Краснопольском и Чаусском районах;
создание участка обработки корпусных деталей на Хойникском заводе гидроаппаратуры и внедрение инновационных технологий на аналогичном предприятии в г. Наровле;
создание производства изделий из бумаги в Столинском районе; строительство молочно-товарной фермы в Пинском районе, реконструкция свиноводческой фермы в Чечерском районе и племенной базы мясного скотоводства в Наровлянском районе;
реконструкция производств по переработке семян рапса в Брагинском районе, льна - в Кормянском и овощных консервов - в Столинском районах; освоение производства сухой молочной сыворотки в Хойникском районе; создание современных предприятий по производству рыб ценных пород в Быховском и Костюковичском районах.
Районы, пострадавшие от чернобыльской катастрофы, не утратили свой экономический потенциал, который активно развивается при поддержке государства. С точки зрения специализации производства, уровня развития экономики пострадавшие районы можно условно разделить на три группы.
К первой из них можно отнести районы, в которых доминирует промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и др.). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.
К примеру, многие виды продукции с речицкой маркой хорошо известны не только в Беларуси и странах СНГ, но и в государствах дальнего зарубежья.
Около четверти европейского рынка метизов обеспечивает своей продукцией Речицкий метизный завод. В Российскую Федерацию поставляют значительную часть товаров предприятия «Речицамолоко», «Речицкий текстиль» и комбинат хлебопродуктов. Весомый вклад в экономику района и области вносят и предприятия «Речицадрев», «Термопласт», «Речицапиво», а также лесхоз. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, картофеля, льна, овощей, молока и мяса. Местный агрокомбинат «Холмеч» - одно из ведущих сельхозпредприятий Гомельщины.
Ко второй группе районов можно отнести те, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве, и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год. Например, в агропромышленном комплексе Чериковский район специализируется на мясо-молочном скотоводстве с развитым зерновым хозяйством и возделыванием кормовых культур. Сельхозпредприятия Чериковщины не только добиваются высоких экономических показателей, но и бережно относятся к родной земле. Подтверждение тому - неоднократные победы в Республиканском смотре-конкурсе «Землепользование высокой культуры земледелия, благоустройство машинных дворов, животноводческих ферм и комплексов». С самых больших в Европе пинских плантаций клюквы крупноплодной и голубики высокорослой практически всю ягодную продукцию поставляет на экспорт ОАО «Полесские журавины».
Третью группу составляют районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производство. К ним относятся Быхов-ский, Добрушский, Столинский, Хойникский и другие районы. Предприятия Быховского района осуществляют торговую деятельность с 30 странами мира. Основными потребителями являются Россия, Украина, Казахстан, Германия, Польша, Литва. Ведущим промышленным предприятием района выступает СЗАО «Белатмит». Оно является одним из лидеров отечественной мясоперерабатывающей промышленности по темпам роста производства и эффективности капиталовложений. Организация выпускает более 250 наименований мясной продукции. Высокие темпы развития демонстрируют ОАО «Быхов-молоко» (получило право маркировки выпускаемой продукции знаком «Натуральный продукт»), СЗАО «Агролинк» (выращивает и содержит кур родительского стада с целью производства инкубационного яйца и суточных цыплят мясных пород), ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», выпускающий более 200 наименований плодоовощных консервов и соков под торговой маркой «Хозяин-Барин» и др. В районе динамично развивается сельскохозяйственное производство, активно ведется жилищное строительство, развивается социальная инфраструктура и экскурсионно-туристическая деятельность.
Хорошо известна за рубежом продукция Рогачевского молочно-консерв-ного комбината. В 2013, наиболее показательном, году объем экспорта составил 140 млн долларов. 95 % выпускаемой продукции под брендом «Полесские сыры» отправляет на экспорт Полесский производственный участок ОАО «Милкавита» в г. Хойники. Ежегодное поступление иностранных инвестиций в Гомельскую область составляет примерно 1 млрд долларов США.
Инвестиционную привлекательность наиболее пострадавших районов можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, в г. Гомеле создано производство электросварных металлических труб (Турция); в Брагинском и Ельском районах реализуются проекты по строительству солнечных парков (Австрия, компания «Мобилком Бетайлигунсфервалтунг»); в Речицком районе создается производство по переработке гидролизного лигнина (Кипр, компания «СинерджиКом»).
На Могилевщине в Костюковичском районе ООО «Интерриджинал Энер-джи Кампани ГмбХ» (ФРГ) осуществляет инвестиционный проект по строительству трех фотоэлектрических станций для производства электрической энергии суммарной мощностью 4,5 МВт (первая, мощностью 1,4 МВт, введена в строй в 2016 г.), а также биогазового комплекса; в Чериковском районе компания из Ирландии строит фотоэлектрическую станцию мощностью 109 МВт.
Во время посещения «чернобыльских» территорий в 2009 г. Президент нашей страны А. Г. Лукашенко указал на необходимость перехода в государственной политике к возрождению и динамичному развитию пострадавших районов. Это положение не относится к тем территориям, где радиационные риски для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещены постоянное проживание и хозяйственная деятельность (так называемая зона отчуждения).
В 2016 г. начата реализация очередной, шестой по счету, государственной чернобыльской программы, рассчитанной на период до 2020 г. Одной из основных целей мероприятий на 2016-2020 гг. [3] является содействие восстановлению и устойчивому социально-экономическому развитию регионов при безусловном выполнении требований радиационной безопасности. Для этого предусмотрены средства в размере 20 % общего финансирования программы. По направлению социально-экономическое развитие пострадавших регионов на 2016-2020 гг. поставлены следующие задачи: продолжение выполнения мероприятий, способствующих снижению дозы облучения населения, путем благоустройства населенных пунктов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, их газификации, строительства и реконструкции дорог, водопроводных сетей, сооружений водоподготовки и водоотведе-ния в указанных населенных пунктах; обеспечение жильем льготной категории граждан, а также специалистов, прибывших на работу на территорию радиоактивного загрязнения; реализация инвестиционных проектов (строительство объектов транспорта, образования, культуры и спорта, бытового, торгового, социального, коммунального, сельскохозяйственного назначения,
безопасной жизнедеятельности), направленных на социально-экономическое развитие пострадавших районов.
Сегодня Республика Беларусь уверенно движется по пути возрождения пострадавших районов. Более трех десятилетий спустя после чернобыльской беды она отмечает качественный переход от статуса страны, наиболее потерпевшей от аварии, к статусу страны-эксперта, накопившей бесценный научно-практический, управленческий, профессиональный опыт. Приобретенные за этот период знания используются для развития «чернобыльских» территорий, для подготовки молодых специалистов, готовых внести свой вклад в строительство будущего родной земли.
Список использованных источников
1. Об утверждении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 1922 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2011-10/2011-10(015-069).pdf#page=1. - Дата доступа: 31.10.2017.
2. Экскурсия в возрождение: альбом о брендах экономики возрождающихся после чернобыльской катастрофы районов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. - Минск, 2014. - Режим доступа: http://chernobyl.gov.by/ phocadownload/projects/Album.pdf. - Дата доступа: 31.10.2017.
3. О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 марта 2016 г., № 189 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?gшd=12551&p0=C21600189& p1=1&p5=0. - Дата доступа: 31.10.2017.
Поступила 01.11.2017 г.