Научная статья на тему 'Развитие туризма в зоне республиканского ландшафтного заказника «Средняя Припять»'

Развитие туризма в зоне республиканского ландшафтного заказника «Средняя Припять» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.С. Филипенко, Е.Б. Евсеев

Республиканский заказник «Средняя Припять» – крупнейший участок речной поймы, который представлен болотами, пойменными озерами, руслами рек, песчаными дюнами, заболоченными пойменными лугами, заслуженно имеющий международный статус Рамсарских угодий. Проведенное исследование показывает высокий уровень социально-экономического развития загрязненных радионуклидами регионов, что позволило стабилизировать радиологическую ситуацию и дает возможность для более широкого участия в туристическом бизнесе Республиканского ландшафтного заказника «Средняя Припять».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.С. Филипенко, Е.Б. Евсеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE AREA NATIONAL LANDSCAPE RESERVE «MIDDLE PRIPYAT»

Republican Reserve «Middle Pripyat» – the largest section of the river floodplain, which is represent-ed by marshes, floodplain lakes, river beds, sand dunes, marshy floodplain meadows, has earned interna-tional status of Ramsar sites. This article shows a high level of socio-economic development of the con-taminated regions, which helped to stabilize the radiological situation and allows for wider participation in the tourism business of the National Landscape Reserve «Middle Pripyat».

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в зоне республиканского ландшафтного заказника «Средняя Припять»»

ТУРИЗМ В РЕГИОНАХ

УДК 338.48

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЗОНЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЛАНДШАФТНОГО ЗАКАЗНИКА «СРЕДНЯЯ ПРИПЯТЬ»

В.С. ФИЛИПЕНКО, Е.Б. ЕВСЕЕВ

БФ РНИУП «Институт радиологии», г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. В XXI веке природа - одно из главных богатств Беларуси. Экотуристы могут посетить знаменитые национальные парки и заповедники, заказники республиканского и местного значения, памятники природы и живописные уголки по всей стране. Одним из таких мест является Республиканский ландшафтный заказник «Средняя Припять», представляющий собой уникальный уголок первозданной природы Белорусского Полесья.

19 июля 1999 года Совет Министров РБ принял постановление № 1105 об образовании республиканского ландшафтного заказника «Средняя Припять» площадью 90447 гектаров в Пинском, Лунинецком, Столинском районах Брестской области и Житковичском районе Гомельской области на базе ранее существующих государственных биологических заказников. Республиканский ландшафтный заказник «Средняя Припять» образован в целях сохранения уникальной пойменной экосистемы реки Припять.

18 июля 2006 года Лунинецкий районный исполнительный комитет принял решение №841 о создании с 1 июля 2006 года государственного природоохранного учреждения «Заказники республиканского значения «Средняя Припять» и «Лунинский».

Республиканский заказник «Средняя Припять» - крупнейший участок речной поймы, который представлен слабоизмененными низинными болотами, пойменными озерами, руслами рек, песчаными дюнами, заболоченными пойменными лугами, заслуженно имеющий международный статус Рамсарских угодий. В долине реки находятся самые крупные в Беларуси площади аллювиальных ландшафтов.

Наибольшая часть заказника расположена на территории Лунинецкого района и занимает площадь 25108 га. Притоками р. Припять в пределах Лунинецкого района являются реки Бобрик, Цна, Смердь, Лань, Случь. Большое количество стариц, пойменных озер, труднопроходимых и заболоченных, поросших кустарником и осокой. В вегетационный период в них концентрируется огромное количество перелетных птиц - гусей, уток, в том числе охраняемых: большая белая цапля, серый журавль, скопа, вертлявая камышевка, орлан-белохвост и др.

Пойма Припяти - место концентрации околоводных видов животных - бобра, ондатры, выдры, норки. В водоемах Припяти и ее притоках обитает: щука, лещ, окунь, плотва, судак, сом, язь, ерш, линь и др. Заболоченные леса и кустарники на территории заказника являются местом концентрации лося, кабана, косули, зайца.

Флора заказника по-своему уникальна. Здесь встречаются такие представители Красной книги, как сальвиния плавающая, кувшинка белая, кубышка малая, калужница болотная, касатик сибирский др.

Пейзажи уникальных ландшафтов Припятского Полесья, богатство и разнообразие животного и растительного мира притягивают сюда любителей природы. В сезон, разрешенный для рыбной ловли, сюда приезжают многие любители данного вида отдыха. В летний период к реке Припять приезжают отдыхать многие жители Лунинецкого района, а также жители других городов Беларуси.

Основная часть. В тоже время недостаточное развитие потенциала туристического бизнеса в этом регионе связано с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. В результате аварии имел место выброс радиоактивных веществ, почти в сто раз превышающий уровень радиации, отмеченный после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Выброшенные из реактора радиоактивные продукты деления, частицы ядерного топлива воздушными потоками распространились на сотни и тысячи километров по всему северному полушарию. Наиболее пострадавшими странами стали Беларусь, Россия и Украина.

От последствий катастрофы на ЧАЭС пострадало 56 районов республики. Закрыто 9 перераба-

тывающих заводов агропромышленного комплекса, 54 колхоза и совхоза. Сократились посевные площади и валовой сбор растениеводческой продукции, существенно уменьшилось поголовье скота. По экспертным оценкам ущерб, нанесенный республике в целом огромен, и составил около 32 годовых бюджетов до аварийного периода (в расчете на 30-летний срок ее преодоления).

Чернобыльская катастрофа по совокупности последствий - самая крупная техногенная катастрофа современности, затронувшая судьбы миллионов людей, проживающих на обширных территориях. Она потребовала невиданной в мирное время мобилизации сил и средств, поставила Беларусь перед необходимостью решения новых, исключительно сложных, крупномасштабных проблем, затрагивающих практически все сферы жизнедеятельности, многие аспекты науки и производства, культуры, морали и психологии.

В Республике Беларусь за 29-летний период осуществлены широкомасштабные меры по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Благодаря предпринятым на государственном уровне усилиям удалось решить ряд наиболее острых проблем. Завершено переселение людей из наиболее загрязненных районов, функционирует система радиационного мониторинга, создана необходимая нормативно-правовая база. Особое внимание уделяется эффективной социальной защите пострадавшего населения.

Основополагающими документами в решении проблем преодоления последствий чернобыльской катастрофы стали Законы Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О радиационной безопасности населения».

Преодоление последствий чернобыльской катастрофы остается задачей государственной значимости для Республики Беларусь. Анализируя пространственный характер чернобыльских выпадений, следует выделить две особенности - масштабность радиоактивного загрязнения и неоднородность распределения радиоактивных веществ по территории. Высота выброса (до 2000 м) радиоактивных веществ определила глобальный характер загрязнения, а выпадение осадков в момент прохождения облака, мезо- и микрорельеф местности обусловили пестроту (пятнистость) загрязнения территорий.

Огромные пространства были загрязнены долгоживущими биологически значимыми радионуклидами - и 908г. Согласно действующему законодательству, одним из критериев отнесения территорий к зоне радиоактивного загрязнения является превышение плотности загрязнения 13^ величины 37 кБк/м.2 Такое превышение было установлено на 46,5 тыс. км2 в 6 административных областях Беларуси.

Уровни загрязнения территории 9^г выше 5,5 кБк/м2 (законодательно установленный критерий для отнесения территории к зоне радиоактивного загрязнения) обнаружены на площади 21,1 тыс. км2 в Гомельской и Могилевской областях, что составляло 10% от территории республики.

За период, прошедший после аварии на Чернобыльской АЭС, площадь загрязненных 137С8 сельскохозяйственных земель в Республике Беларусь, благодаря процессам естественного распада радиоизотопа в почве и проводимым мероприятиям по минимизации накопления радионуклидов, значительно сократились.

В настоящее время удельный вес загрязненных сельскохозяйственных земель по областям распределяется следующим образом: Гомельская - 42,1%, Могилевская - 19,8%, Брестская - 4,5%, Минская - 2,9%, Гродненская - 2,3%, Витебская - 0,02% (таблица 1).

Таблица 1 - Экспликация площадей сельскохозяйственных угодий пострадавших районов Брестской области по плотности загрязнения на 01.01.2013 г. (га)

Район Всего угодий до 1,0 Ки/км2 1-5 Ки/км2 5-10 Ки/км2 15-30 Ки/км2

Барановичский 3016 2991 25

Березовский 4392 2827 1565

Дрогичинский 61540 54941 6599

Ивановский 17501 17140 361

Лунинецкий 80290 35171 40860 4187 72

Пинский 90642 77664 12465 504 9

Столинский 82650 51492 29447 1682 29

ИТОГО 340031 242226 91322 6373 110

Потенциальную опасность для населения республики представляет загрязнение радионуклидами территории леса и лесной продукции. Так, площадь загрязненных лесов в Брестской области составляет 109,5 тыс. га, из них территория выше 5 Ки/ км2 3,4 тыс. га. (таблица 2).

Таблица 2- Площадь территории лесного фонда Республики Беларусь загрязненные на

01.01.2013 г. (тыс. га)

Плотность радиоактивного загрязнения, кБк/м2 (Ки/км2)

Области 37-185 185-555 555-1480 >1480 всего>37

(1-5) (5-15) (15-40) (>40) (>1)

Брестская 106,1 3,4 109,5

На основе данных о загрязнении территорий Республики Беларусь, прогнозируемой коллективной дозе облучения, потерях сельскохозяйственных земель в результате их загрязнения, о количестве ликвидированных сельскохозяйственных и других предприятий, количестве отселенного населения в соответствии с резолюцией Премьер-министра от 20 августа 1998 года № 04/213-265 к наиболее пострадавшим был отнесен 21 район. Среди них:

- Лунинецкий, Пинский, Столинский районы Брестской области,

- Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Добрушский, Ельский, Калинковичский, Кор-мянский, Лельчицкий, Наровлянский, Речицкий, Рогачевский, Хойникский и Чечерский районы Гомельской области,

- Быховский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский и Чериковский районы Моги-левской области.

Именно в этих районах осуществляется наибольший объем защитных мероприятий.

В зонах радиоактивного загрязнения Брестской области расположено 109 населенных пунктов, где по состоянию на 01.01.2012 года проживало 114,4 тыс. человек.

Анализ реализации мероприятий Госпрограммы в области радиационной защиты показывает, что структура финансирования в области радиационной защиты по районам Брестской области из средств Госпрограммы была следующей (рисунок 1). В Брестской области в 2012 году Лунинец-кому району было выделено 63 %, Пинскому - 12 % и Столинскому - 24,8 % из финансовых средств Госпрограммы. Доля трех остальных районов (Дрогичинского, Березовского и Ивановского) составила 0,2% от средств области.

12% 63%

Рисунок 1 - Структура финансирования мероприятий в области радиационной защиты районов Брестской области из средств Госпрограммы, 2012 год

Снижение поступления радионуклидов в растениеводческую и животноводческую продукцию, производимую на загрязненных сельскохозяйственных землях, обеспечили в значительной степени защитные меры, осуществленные в агропромышленном комплексе: внесение фосфорных и калийных удобрений, известкование почв, обработка растений средствами химической защиты, со-

37

здание культурных кормовых угодий в общественном и частном секторах, применение комбикормов с цезийсвязывающей добавкой в частном секторе, радиологическое обследование угодий, проведение ремонтно-эксплуатационных работ во внутрихозяйственных мелиоративных системах, проведение радиологического контроля продукции.

Расходы на использование фосфорно-калийных удобрений в структуре финансирования мероприятий в сфере АПК (за счет Госпрограммы по преодолению катастрофы на ЧАЭС) в 2012 году занимали 85,7 процента или 15565,6 млн. руб.

На другие мероприятия в данной сфере было выделено 14,3% средств, а именно: известкование

- 2,2% или 408,2 млн руб., создание кормовых угодий - 1,6% или 281,8 млн руб., уходные работы

- 3,1% или 257,7 млн руб., комбикорма с ферроцином - 1,9% или 570,3 млн руб., мелиорацию -0,5% или 87,5 млн руб., химическую защиту растений - 0,5% или 96,5 млн руб., обеспечение системы радиационного контроля - 4,4 % или 792,6 млн рублей, спецодежду и средства индивидуальной защиты для работников - 0,1% или 17,7 млн руб. В настоящее время доля минеральных удобрений в формировании общей продуктивности пахотных земель составляет 40-45%.

Сведения о загрязнении радионуклидами молока и говядины по перерабатывающим предприятиям и загрязнении зерна Ьг, а также основные производственные показатели по сельскому хозяйству в Брестской области за 2012 год представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сведения о загрязнении радионуклидами молока и говядины по перерабатывающим предприятиям и загрязнении зерна 90Ьг в Брестской области в 2012 г.

Молоко, тонн Говядина, тонн

общественный сектор частный сектор Удельный вес зерна с превышением РДУ, % и Т2 Б

Район поступило всего 137С8 менее 37, Бк/кг г к/ /к Б 0 0 о е л о б и О О 3 поступило всего 137С8 менее 37, Бк/кг г к/ /к Б 0 0 о е л о б и О 7 3 поступило всего 137С8 менее 160, Бк/кг 137С8 500 и выше Содержание 90 Ьг в зерне.

Лунинецкий 50676 50676 0 3999 3999 0 1976 1976 0 0 0

Пинский 86125 86125 0 7932 7932 0 3894 3894 0 0 0

Столинский 69217 69217 0 4363 4363 0 3060 3060 0 0 0

Из таблицы видно, что производимая продукция находится в пределах Республиканских допустимых уровней (РДУ-99) и ТР Таможенного союза и пригодна как для непосредственного употребления в пище, так и для дальнейшей переработки.

Анализ мероприятий Госпрограммы в области социальной защиты и медицинского обеспечения показывает, что Реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в области социальной защиты и медицинского обеспечения по прогнозным оценкам социально-экономической эффективности предусматривала решение следующих задач:

• обеспечить раннее выявление заболеваний и проведение своевременного лечения путем осуществления регулярных специальных медицинских осмотров (диспансеризации) пострадавшего населения;

• улучшить качество диагностики и оказание медицинской помощи пострадавшему населению путем оснащения территориальных медицинских объединений современным медицинским оборудованием;

• продолжить изучение и анализ динамики состояния здоровья пострадавшего населения в целях совершенствования системы его медицинского обеспечения;

• проводить ежегодное оздоровление и санаторно-курортное лечение пострадавшего населения.

Структура финансирования в области социальной защиты и медицинского обеспечения в 2012 году по районам Брестской области за счет средств Госпрограммы следующая (рисунок 2).

Столинский Дрогичинский

49% 1%

Пинский Лунинецкий

1% 49%

Рисунок 2 - Структура финансирования в области социальной защиты и медицинского обеспечения по районам Брестской области за счет средств Госпрограммы, 2012 год

Мероприятия по социальной защите, медицинскому обеспечению, санаторно-курортному лечению и оздоровлению населения направлены главным образом на компенсацию вреда, полученного гражданами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это оздоровление населения, выплаты, связанные с повышенной оплатой труда, бесплатным питанием учащихся, компенсации за ущерб здоровью, материальные помощи на оздоровление и другие выплаты льготной категории граждан.

Анализируя тенденцию изменения показателей развития здравоохранения за 2008-2012 гг., отмечается рост числа врачей во всех исследуемых районах, аналогичная ситуация просматривается и по численности среднего медицинского персонала. По обеспеченности населения больничными койками отмечается тенденция их снижения в Пинском районе с 116,5 до 113,6 и по Березовскому району - с 97,3 до 95,6, в остальных анализируемых районах отмечается тенденция их увеличения.

В 2012 г. оздоровлено 15490 детей, в том числе Лунинецкий район -7520 человек из 10928 детей, проживающих на загрязненной территории или 68,8%, Пинский район - 152 из 204 детей или 74,5%, Дрогичинский -222 из 316 детей или 70,3% и Столинский район 7596 человек из 11251 детей или 67,5%. Анализируя тенденцию изменения показателей оздоровления детей за 2008-2012 гг. следует отметить, что число детей, прошедших оздоровление снижается по всем районам. Если в 2008г. оздоровление прошло 17243 человека, то в 2012 г. - 15490 или меньше на 11%.

Анализ реализации мероприятий Госпрограммы в области социально-экономического развития показывает, что важным направлением реализации Государственной программы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы является социально-экономическая реабилитация загрязненных территорий и содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности. Задачи социально-экономической реабилитации предусматривали выполнение ряда задач:

• улучшить жилищные условия граждан, пострадавших от последствий катастрофы, обеспечить жильем специалистов, прибывших на работу в учреждения образования, организации здравоохранения, сельскохозяйственные организации;

• обеспечить население пострадавших от катастрофы районов качественной питьевой водой посредством развития водопроводных сетей и сооружений;

• обеспечить ввод в действие дошкольных учреждений, больниц, общеобразовательных учреждений и других объектов социально-культурного назначения.

Характеризуя социально-экономическое развитие исследуемых районов по основным показателям за 2012 г. установлено, что самая высокая рентабельность производства отмечена в Ивановском районе - 14%, а самая низкая - в Березовском и Дрогичинском районе - на уровне 8,4%. Рентабельность производства во всех анализируемых районах имеет тенденцию к росту (таблица 4).

Самый высокий уровень безработицы отмечается в Ивановской и Лунинецком районах -0,9 , а самый низкий - в Пинском районе -0,5. Тенденция изменения безработицы за 2008-2012 г. намечается к снижению во всех районах.

Таблица 4 - Уровень жизни, занятость населения, финансовая деятельность организаций в Брестской области, 2012 год

Наименование района Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. Рентабельность реализованной продукции, работ, % Уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции, % Уровень безработицы, %

общий без учета господдержки

Березовский 3188,5 8,4 0,8

Дрогичинский 2759,9 8,4 0,6

Ивановский 2953,8 14,5 0,9

Лунинецкий 3207,0 10,4 25,6 13,6 0,9

Пинский 2893,4 10,8 20,5 13,5 0,5

Столинский 2612,2 8,8 32,8 25,7 0,6

Рассматривая структуру финансирования Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Брестской области за 2012 г. установлено, что в Лунинецком районе доля выделяемых средств на радиационную защиту населения составляет 35 %, на социальную защиту и медицинское обеспечение 31 % и на социально-экономическое развитие 34 %; в Пинском районе соответственно 63 %; 20 %; 17 %; в Столинском районе соответственно 12 %; 31 %; 57 % (таблица 5). Следует отметить, что за период 2010-2912 гг. структура финансирования по районам существенно не изменялась.

Таблица 5- Структура финансирования Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Брестской области (%)

Район 2010 год 2011 год 2012 год

Рад* СиМ* СиЭ* Рад* СиМ* СиЭ* Рад* СиМ* СиЭ*

Лунинецкий 35 32 33 35 32 33 35 31 34

Пинский 83 17 00 73 17 10 63 20 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Столинский 13 29 58 13 29 58 12 31 57

Примечание - «*» сокращение СиМ обозначает направление социальная защита и медицинское обеспечение; СиЭ - социальное и экономическое развитие; Рад - радиационная защита населения.

Одним из приоритетов социально-экономического развития районов, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, остается продолжение газификации жилых домов в населенных пунктах, где среднегодовая суммарная эффективная эквивалентная доза облучения населения на момент принятия решения может превысить 1 мЗв/год.

Кроме финансовых средств, направленных на жилищное строительство и газификацию населенных пунктов, в производственной сфере использовано:

- 14059,6 млн руб. - на реализацию специального инновационного проекта по строительству молочно-товарной фермы в д. Жидче Пинского района.

- 1770 млн рублей - на реализацию специального инновационного проекта по модернизации колбасного и убойного цехов в Столинском районе.

Исходя из расчета коэффициентов, характеризующих эффективность мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-

2015 годы и на период до 2020 года, установлено распределение районов по уровням эффективности (рисунок 3).

100,0 у

90,0 --

Лунинецкий Пинский Столинский

1-12008 год 1-12009 год 1-12010 год

1 12011 год 1 2012 год Ж удовлетворительный уровень

средний уровень ~~ высокий уровень

Рисунок 3 - Эффективность реализации мероприятий Госпрограммы в разрезе районов

На основании данных об объемах выполненных мероприятий в сельскохозяйственном производстве и их результативности, проведена оценка их экологопроизводственной (технологической) эффективности. В расчете именно эффективность мероприятий в агропромышленном комплексе представляет направление Государственной программы - «радиационная защита населения». На рисунке 4 видно, что эффективность данных мероприятий на протяжении 2008-2012 гг. постоянно имеет высокий уровень.

е

о

0

к «

1

и

-е -е о

120,0 -,

100,0 --

80,0 --

60,0

40,0

20,0

0,0 -I

Лунинецкий

2008 год 2011 год средний уровень

Пинский

12009 год 2012 год " высокий уровень

Столинский

12010 год

" удовлетворительный уровень " максимальный уровень

Рисунок 4 - Эффективность мероприятий по радиационной защите населения в Брестской области

в динамике

Анализ прироста эффективности по годам (таблица 6) показал, что в 2012 произошел существенный прирост эффективности, по сравнению с приростом ее в предыдущие годы.

Таблица 6 - Эффективность реализации мероприятий по радиационной защите населения в Брестской области

Район Эффективность мероприятий, %. Прирост эффективности, %

цепной за период 2010-2012 гг.

2010 год 2011 год 2012 год 2011 год 2012 год

Лунинецкий 89,0 91,4 92,2 2,4 0,8 3,2

Пинский 89,1 91,4 92,7 2,3 1,3 3,6

Столинский 92,9 92,9 93,0 0,0 0,1 0,2

Проведенный анализ свидетельствует, что после достижения высокого уровня эффективности, отдача средств снижается. Это говорит об актуальности выработки подхода и мероприятий по сокращению защитных мероприятий в агропромышленном комплексе до уровня, позволяющего удерживать достигнутый результат.

При оценке эффективности мероприятия Госпрограммы за 2012 год в Брестской области по направлению социальная защита и медицинское обеспечение были использованы следующие показатели: коэффициент рождаемости; коэффициент смертности; численность врачей и среднего медицинского персонала; обеспеченность больничными койками и уровень первичной заболеваемости, на основе которых были рассчитаны индексы и баллы по районам, что позволило оценить эффективность данного мероприятия.

Выявлено наличие эффективности данного направления в динамике (рисунок 5). По итогам 2012 г. наилучшие результаты отмечаются в Лунинецком (86,7%) и Столинском (86,1%) районах. Это обусловлено ростом наиболее весомых показателей: удельный вес детей и подростков, прошедших оздоровление, от общего числа детей, проживающих на загрязненных территориях, обеспеченность больничными койками, а также врачами и средним медицинским персоналом.

100,0 т = 80,0 -£ 60,0 --« 40,0 -£ 20,0 -и

® 0,0 -л

Лунинецкий Пинский Столинский

I 12010 год I 12011 год I 12019 год

►I? удовлетворительный уровень средний уровень высокий уровень

Рисунок 5 - Эффективность мероприятий по социальной защите и медицинскому обеспечению

населения в Брестской области

Анализ цепных приростов эффективности мероприятий по социальной защите и медицинскому обеспечению показал, что во всех районах в 2011 г. они были отрицательными, либо незначительными. В 2012 г. они стали положительными и составили от 5,0-12,8% (таблица 7). В итоге за период 2010-2012 гг. прирост эффективности мероприятий по социальной защите и медицинскому обеспечению присутствовал в Лунинецком (5,9 %), Пинском (4,7 %) и Столинском (13,0 %) районах

Таблица 7 - Эффективность реализации мероприятий по социальной защите и медицинскому обеспечению населения Брестской области

Район Эффективность мероприятий, %. Прирост эффективности, %

цепной за период 2010-2012 гг.

2010 год 2011 год 2012 год 2011 год 2012 год

Лунинецкий 80,8 77,9 86,7 -2,9 8,8 5,9

Пинский 67,6 67,4 72,3 -0,2 5,0 4,7

Столинский 73,1 73,4 86,1 0,3 12,8 13,0

При оценке эффективности мероприятия Госпрограммы за 2012 год в Брестской области по направлению социально-экономическое развитие были использованы показатели: уровень доходов населения; уровень рентабельности, уровень безработицы; обеспеченность населения жильем; удельный вес площади оборудованной водопроводом, канализацией, газом, на основе которых были рассчитаны индексы и баллы по районам, что позволило оценить эффективность данного мероприятия.

Мероприятия в области социально-экономического развития обеспечивают снижение дозовых нагрузок на население, а также являются составной частью создания материально-технической базы отдельных отраслей народного хозяйства, т. е. направлены на социально-экономическое развитие.

Общий уровень социально-экономического развития во всех загрязненных радионуклидами районах Брестской области в 2012 г. оценивается как «выше среднего», приближаясь к отметке «высокий».

100,0 т £ 80,0 --

Ф Лунинецкий Пинский Столинский

^■2010 год 1=12011 год

1=12012 год Район удовлетворительный уровень

средний уровень ^—высокий уровень

Рисунок 6 - Эффективность мероприятий по социально-экономическому развитию пострадавших

территорий в Брестской области

Таблица 8 - Эффективность реализации мероприятий по социально-экономическому развитию регионов в Брестской области

Район Эффективность мероприятий, %. Прирост эффективности, %

цепной за период 2010-2012 гг.

2010 год 2011 год 2012 год 2011 год 2012 год

Лунинецкий 64,0 62,7 76,0 -1,2 13,2 12,0

Пинский 0 63,7 78,0 63,7 14,2 78,0

Столинский 59,9 58,6 75,8 -1,3 17,2 15,8

Анализ цепных приростов эффективности мероприятий по социальной защите и медицинскому обеспечению показал, что во всех районах, кроме Пинского, в 2011 г. они были отрицательными. В 2012 г. они стали положительными и составили от 13,2-17,2% (таблица 8). В итоге за период

2010-2012 гг. прирост эффективности мероприятий по социальной защите и медицинскому обеспечению присутствовал в Лунинецком (12,0 %), Пинском (78 %) и Столинском (15,8 %) районах.

Заключение. Таким образом, видно, что на данном временном этапе вложение средств на социально-экономическое развитие регионов дает наибольшую отдачу. При этом следует учитывать, что экономическая и социальная эффективности неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень разрешенности социальных проблем нередко оказывает определяющее воздействие на динамику экономической эффективности производства.

Проведенное исследование по мероприятиям Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС показывает высокий уровень социально-экономического развития загрязненных радионуклидами регионов по сравнению с другими регионами Брестской области. Что позволило стабилизировать радиологическую ситуацию и дает возможность для более широкого участия в туристическом бизнесе Республиканского ландшафтного заказника «Средняя Припять». Ограничением по радиологической составляющей является несанкционированный сбор отдельных видов грибов и ягод.

Основными видами отдыха на территории заказника в настоящее время может служить: активный отдых, любительский отдых, туры выходного дня, массовый отдых, прокат и аренда, дом отдыха, флора и фауна, а также разработанные туристические маршруты.

Маршрут № 1 Экологическая экскурсия «По лозовой долине», которая знакомит с уголками пойменной природы ландшафтного заказника «Средняя Припять», рекой, старицами, флорой и фауной, различными предметами и явлениями природы.

Маршрут № 2 Эколого-познавательный пеший маршрут (г. Лунинец - заказник «Средняя Припять» - оз. Колесо - оз. Галя - оз. Закутно - оз. Ильюк - р. Припять - насосная Ракитно - г. Лунинец).

Маршрут № 3 Экстримально-познавательный водный маршрут (г. Лунинец - заказник «Средняя Припять» - р. Припять - оз. Ильюк - р. Цна - д. Кожан-Городок - р. Смердь - д. Лахва - р. Лань - д. Синкевичи - речной порт Микашевичи).

Для дальнейшего развития территорий заказника в Столинском, Пинском районе разработаны аналогичные маршруты, что позволяет иметь широкое представление о природном комплексе заказника «Средняя Припять».

Список цитированных источников

1. Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года: утв. постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 1922. - Минск, 2011. - С. 132.

2. «Средняя Припять» и «Лунинский» заказники Республиканского значения [Электронный ресурс] -Режим доступа : www.zakaznik.brest.bv -Дата доступа : 24.08.2015.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE AREA NATIONAL LANDSCAPE

RESERVE «MIDDLE PRIPYAT»

V.S. FILIPENKO, E.B. EVSEEV Summary

Republican Reserve «Middle Pripyat» - the largest section of the river floodplain, which is represented by marshes, floodplain lakes, river beds, sand dunes, marshy floodplain meadows, has earned international status of Ramsar sites. This article shows a high level of socio-economic development of the contaminated regions, which helped to stabilize the radiological situation and allows for wider participation in the tourism business of the National Landscape Reserve «Middle Pripyat».

© Филипенко В.С., Евсеев Е.Б.

Поступила в редакцию 7 апреля 2015г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.