Научная статья на тему 'От рабочего факультетадо факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность'

От рабочего факультетадо факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / РАБФАК / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / PRE-UNIVERSITY TRAINING / EDUCATION / PREPARATORY DEPARTMENT / PREPARATORY COURSES / THE RABFAK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Оксана Викторовна

В статье прослеживается эволюция довузовской подготовки от появления ее в 1919 г. до наших дней. Неоднократное реформирование отечественного образования не только не ликвидировало довузовскую подготовку, но и способствовало ее развитию, сделав ее неотъемлемой частью образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE RABFAK TO THE FACULTY OF PRE-UNIVERSITY TRAINING: EVOLUTION AND CONTINUITY

The article traces the evolution of the system of pre-University training from its appearance in 1919 to the present day. Repeated reforms of the national system of education did not abolish the pre-University preparation, but also contributed to its development, making it an integral part of the educational system.

Текст научной работы на тему «От рабочего факультетадо факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность»

От рабочего факультета до факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность

О. В. Власова*

Аннотация. В статье прослеживается эволюция довузовской подготовки от появления ее в 1919 г. до наших дней. Неоднократное реформирование отечественного образования не только не ликвидировало довузовскую подготовку, но и способствовало ее развитию, сделав ее неотъемлемой частью образовательной системы.

Ключевые слова: высшее учебное заведение; довузовская подготовка; образование; подготовительное отделение; подготовительные курсы; рабфак.

Реформирование отечественной системы образования на протяжении ста лет было тесно связано с крутыми поворотами истории страны. Революции, войны, смены политических режимов становились причиной кардинального изменения стратегической линии развития образования.

Термин «довузовская подготовка» появился сравнительно недавно, в 90-х годы ХХ в., и изначально обозначал совокупность образовательных учреждений, выступающих срединным звеном между школой и вузом. В более узком смысле термин «довузовская подготовка» обозначает все формы подготовки к поступлению в вуз.

Если системе образования в целом посвящено немало публикаций, то такому ее важному компоненту, как довузовская подготовка, до сих пор в научной литературе уделяется недостаточно внимания. В данной статье прослеживается история развития довузовской подготовки — от организации рабочих факультетов (рабфаков) в начале прошлого века

до создания факультетов довузовской подготовки в начале века нынешнего.

Анализ эволюции довузовской подготовки, определение ее места и роли в контексте развития всей системы образования сегодня как никогда актуальны, поскольку неустоявшаяся после распада СССР сфера образования вновь подвергается серьезному реформированию, которое повышает важность довузовской подготовки.

До Октябрьской революции 1917 г. основная часть населения Российской империи была неграмотна. Под «грамотностью» мы будем понимать достижение «определенной степени владения навыками устной и письменной речи»1. В статье «Грамотность», размещенной в Большой советской энциклопедии, уровень грамотности в дореволюционной России описывается так: «... при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей

* Власова Оксана Викторовна — директор подготовительных курсов Финансового университета. E-mail: ovlasova@fa.ru

1 Кашин М. П. Грамотность / БСЭ. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Т. 7. С. 723.

миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897 г., <...> в составе всего населения империи был 21 % грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27 % (по Сибири соответственно 12 и 16 %, по Средней Азии — 5 и 6 %)». После революции работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты, проводились подготовительные мероприятия к всеобщему обязательному школьному обучению. В 1923-1939 гг. в СССР обучалось более 50 млн неграмотных и около 40 млн малограмотных2. В результате коренной ломки политической и социально-экономической систем перед руководством страны встала задача в сжатые сроки обеспечить квалифицированными кадрами все сферы жизнедеятельности общества. Но в пылу радикальных революционных преобразований вся прежняя система образования была разрушена, были отвергнуты многие традиционные подходы к подготовке специалистов.

По новым правилам приема в вузы, определенным декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 августа 1918 г., рабочим и крестьянам предоставлялось право поступать в высшую школу без экзаменов и предъявления какого-либо документа об образовании. Однако низкий уровень грамотности абитуриентов делал практически недоступным для них не только высшее, но даже среднее специальное образование. Возникла потребность в создании целой структуры, занимающейся как подготовкой (обучением), так и психологической адаптацией полуграмотных рабочих и крестьян к поступлению в среднеспециаль-ные и высшие учебные заведения.

11 сентября 1919 г. было принято постановление Наркомпроса РСФСР «Об организации рабочих факультетов» по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу. Рабочие факультеты, или рабфаки, рассматривались как предварительная ступень для

подготовки широких масс трудящихся к получению высшего образования. При вузах, школах, а иногда и в качестве самостоятельных учреждений создавались специальные краткосрочные курсы подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз. Так рабфаки становились автономными учебно-вспомогательными учреждениями.

С началом индустриализации молодой и динамично развивающейся стране срочно потребовались квалифицированные кадры для различных отраслей экономики. К этому времени уже состоялись первые выпуски рабфаков, чьи питомцы в 1925/26 учебном году заняли около 40 % мест при приеме в вузы. К 1930 г. в РСФСР было 117 рабфаков, на которых обучались 44 930 студентов. К 1932/33 учебному году в СССР работало более 1000 рабфаков, где учились около 350 тыс. чел. Постепенно к середине 1930-х годов благодаря развитию системы общего и специального среднего образования необходимость в рабфаках ослабла, и они были упразднены. Вступительные экзамены в вузах были введены 19 сентября 1932 г.3

Таким образом, созданная в 1919 г. система подготовительных курсов — «рабфак» позволила в короткие сроки подготовить полуграмотных людей для получения ими высшего образования, что стало одним из факторов успешного восстановления страны после разрушительной Гражданской войны.

К началу Великой Отечественной войны было повсеместно введено обязательное начальное образование, быстрыми темпами развивалась средняя школа, которая взяла на себя нагрузку по подготовке в вузы.

С 60-х гг. советская система образования уже позволяла всем гражданам получать базовую школьную подготовку примерно одинакового уровня. Единые учебные программы и требования к уровню качества знаний, умений и навыков были универсальными для всей страны. Для обеспечения должного уровня школьной подготовки в школы направляли молодых специалистов, выпускников

2 Кашин М. П. Грамотность / БСЭ, 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Т. 7. С. 723.

3 См. Волков С. В. Интеллектуальный слой в советском обществе [Электронный ресурс] URL: http://swolkov.org/ins/032.htm (дата обращения 19. 06. 2013).

педагогических институтов. Они были обязаны отработать три года в школах, нуждающихся в педагогах. Чаще всего это были сельские школы. И хотя текучесть кадров в таких школах была довольно высокой, сельские школьники получали системные знания должного уровня.

Унификация школьного образования давала равные шансы всем жителям страны получить бесплатное среднее образование и порождала естественное стремление части молодежи использовать высшее образование для профессионального продвижения и самореализации. Особенно это касалось сельской молодежи, для которой жизнь и работа в городе считались престижными. Соответственно, поток желающих получить высшее образование к началу 1970-х годов существенно увеличился (в 1960/1961 учебном году студентами стали 377,3 тыс. чел.; в 1970/71 учебном году — 536,6 тыс. чел.)4.

Для улучшения качества знаний требования к базовым знаниям абитуриентов пришлось повышать. Это было связано не только с увеличением числа желающих поступить в вуз. Рост научно-технического прогресса требовал от молодых специалистов, пришедших на производство, более высокого уровня подготовки, что не могли не учитываться вузы. В итоге снова обозначился разрыв между требованиями вузов и школьной подготовкой. Конечно, он не был таким катастрофическим, как в 20-е годы, но, тем не менее, опять возник вопрос об уровне подготовки школьников к поступлению в вуз. Для его повышения при вузах стали организовывать платные подготовительные курсы. В то же время, 20 августа 1969 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 6815 было принято решение о создании в вузах подготовительных отделений «... в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу»6.

Подготовительные отделения нужны были для привлечения в вузы работающей

и демобилизованной из армии молодежи. Эта мера, на наш взгляд, носила не только идеологический — привлечение в вузы рабоче-крестьянского контингента, — но и практический характер. Во-первых, у работников, занятых в сфере производства, появлялась возможность карьерного роста, то есть образование давало им шанс перейти с рабочих на инженерные должности. Во-вторых, выпускники подготовительных отделений были взрослее тех, кто поступал в вуз сразу после школы, они были лучше профориенти-рованы и после обязательных трех лет работы, скорее всего, не стали бы покидать место распределения, что решало проблему текучки кадров. В-третьих, некоторые специальности, такие как инженер, учитель, агроном и др., к началу 70-х годов были уже не столь престижными, как раньше. Это привело к потере вузами контингента поступающих, снизило конкурс среди абитуриентов и негативно сказалось на качестве выпускаемых специалистов.

Организация подготовительных отделений при вузах стала, по мнению автора, следствием социального расслоения советского общества. С одной стороны, провозглашалась идея равноправия во всех сферах жизни, с другой — элитарные слои имели определенные формальные и неформальные привилегии, в том числе при поступлении в престижные вузы. Так, одной из неформальных привилегий того времени была перспектива поступления детей элиты в лучшие вузы страны. Все больший интерес элитарной части общества привлекали гуманитарные специальности: дипломатические, юридические, финансово-экономические. И хотя работа по полученной специальности не приносила слишком большого финансового благополучия, она давала перспективу карьерного роста и возможность установления связей с влиятельными лицами. Для поступления использовались не только связи, так называемый «блат», но и возможность брать уроки у репетиторов, особенно

4 Российский статистический ежегодник. 2011. С. 243, р. 7.53.

5 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 20.08.1969 № 681 «Об организации Подготовительных отделений при высших учебных заведениях» / Российский статистический ежегодник. М, 2011. С. 243.

6 Юдин В. А. Подготовительное отделение / БСЭ, 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 20. С. 308.

у работающих на подготовительных курсах выбранных вузов. Такие курсы при вузах действовали параллельно с подготовительными отделениями и были, в отличие от последних, полностью платные.

Наконец, в 70-е годы в СССР сформировалась развитая система среднего специального образования, которая, в свою очередь, привлекала часть выпускников школ. В 1980/81 учебном году в вузы было принято уже 613,5 тыс. чел.7

Таким образом, в 70-80-х годы прошлого столетия вузы вынуждены были ужесточать правила отбора абитуриентов. Усложнение экзаменов побуждало абитуриентов все активнее обращаться к репетиторам и проходить обучение в рамках платных и бесплатных подготовительных структур, действующих при вузах. Об этом не принято было говорить открыто, но факт распространения принципа оплаты был налицо. Поступить в вуз без дополнительной подготовки к вступительным экзаменам удавалось немногим. Не будет преувеличением сказать, что коммерциализация отечественной высшей школы началась именно в 70-80-е годы прошлого века.

Общеизвестно, что в советское время приоритет в государственной системе образования отдавался техническим вузам. Гуманитарные специальности в общественном мнении позиционировались как менее престижные. Это объяснялось преимущественным развитием военно-промышленного комплекса.

Все стало меняться с началом перестройки в 1985 г.

В связи с переходом экономики страны на рыночные отношения в начале 90-х годов ХХ столетия на первый план вышли финансово-экономические и юридические специальности. В условиях смены института собственности произошло резкое расслоение населения по уровню доходов. Интенсивное

развитие получил рынок образовательных услуг. Появились первые коммерческие вузы.

Правила приема в вузы в 90-е годы существенно изменились: право выбирать предметы для вступительных испытаний и определять их форму было отдано вузам8.

Реформы 90-х разрушили унифицированную систему среднего школьного образования, принятую в Советском Союзе. В новой школе появилось множество различных программ, методик и подходов к обучению, что затрудняло выработку эффективной стандартизированной системы оценки знаний. Школам было предоставлено право самостоятельно выбирать программы обучения, учебники и учебные пособия, профессиональный уровень которых мог быть разным. Так появилось множество учебников различных авторов, предлагающих свое видение школьной программы. Сегодня множество коммерческих школ, гимназий, лицеев используют самые разнообразные учебники не только российских, но и зарубежных авторов. Отсюда размывание критериев оценки базового уровня образования.

Помимо увеличения негосударственных образовательных учреждений общего и среднего образования росло и число коммерческих вузов: 78 — в 1993/949, 462 — в 2010/2011 учебном году10. Заметно усилился интерес выпускников школ к юридическим, финансово-экономическим, менеджерским специальностям (1993/94189,5 тыс. чел.; 2002/03-765,7 тыс. чел.)11. Вышеперечисленные факторы не могли не сказаться на перераспределении потока абитуриентов, что привело к повышению конкурса на факультетах, на которых велось обучение по данным специальностям. Разрастались и становились частью рынка образовательных услуг созданные при вузах подготовительные курсы, факультеты, центры довузовской подготовки. Несмотря на разницу в названиях, назначение

7 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 20.08.1969 № 681 «Об организации Подготовительных отделений при высших учебных заведениях» / Российский статистический ежегодник. М, 2011. С. 243.

8 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. Ст. 16 / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/popular/edu/43_2.html (дата обращения 19. 06. 2013).

9 Российский статистический ежегодник. М., 2011. С. 229.

10 Там же. С. 237.

11 Российский статистический ежегодник. М., 2003. С. 234.

этих структур была схожим: подготовить абитуриента к поступлению в конкретный вуз.

Роль довузовской подготовки при поступлении в вуз усилилась, выросла и ее коммерческая составляющая. Вузы все чаще стали выполнять функции предприятия, которое должно приносить прибыль. Вовлеченные в систему рыночных отношений, вузы начали испытывать все «прелести» конкурентной борьбы — борьбы за абитуриента. И разворачивалась эта борьба в условиях падения качества подготовки школьников и увеличения числа вузов.

Созданные при вузах коммерческие подразделения добавляли к традиционной довузовской подготовке по предметам еще одно направление: сотрудничество со школами, поставлявшими абитуриентов. Возникли и активно развивались так называемые базовые школы при вузах, или школы-партнеры. На их базе создавались профильные классы, в которых под лозунгом профориентации преподаватели конкретного вуза готовили школьников к вступительным экзаменам.

Еще одним новшеством на этом этапе стал широкий возрастной охват школьников: в обучение вовлекались ученики не только выпускных, но и 8, 9, 10 классов. Сегмент рынка образовательных услуг для потенциальных абитуриентов развивается ускоренными темпами, причем как в легальном секторе (подготовительные курсы, центры, факультеты довузовской подготовки и пр.), так и в теневом (за счет репетиторов).

Кардинально ситуация изменилась после введения в 2009 г. обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Формально приоритет в подготовке выпускников школ к поступлению в вуз должен был отойти к школе. Однако школьные учителя в большинстве своем не были готовы вести подготовку

школьников выпускных классов к поступлению в вуз. В то же время созданные для этой цели при вузах подразделения быстро переориентировались на подготовку к сдаче вступительных испытаний в формате ЕГЭ. Для преподавательского состава, многие годы занимавшегося подготовкой абитуриентов, перестроиться на новый формат не представляло сложности.

Зародившееся в период революционных преобразований в начале ХХ столетия, довузовское образование неоднократно трансформировалось. Но благодаря способности выполнять разные социальные функции никуда не исчезло и продолжает развиваться как часть общей системы образования, хотя и имеет преимущественно коммерческую форму.

Следует отметить, что в условиях усиливающейся коммерциализации образования довузовская подготовка играет позитивную роль. Дублируя, а подчас и заменяя школьное обучение, оно позволяет лучше подготовить школьников к поступлению в вуз. Можно сказать, что довузовская подготовка оказалась тем инструментом, с помощью которого удается решать проблемы, возникающие из-за слабой адаптации друг к другу системы среднего и высшего образования. Неудивительно, что интерес школьников выпускных классов к довузовской подготовке как к необходимой составной части образовательного процесса достаточно устойчив.

Конечно, коммерческая основа довузовской подготовки способствует углублению процесса расслоения общества по уровню доходов. Тем не менее интерес к высшему образованию, судя по всему, в ближайшее время вряд ли начнет ослабевать. Это требует внимания к доказавшей свою востребованность и незаменимость системе довузовской подготовки как со стороны вузов, так и со стороны государства.

Литература

1. Волков С. В. Интеллектуальный слой в советском обществе [Электронный ресурс] URL: http://swolkov.org/ins/032.htm (дата обращения 19. 06. 2013).

2. Кашин М. П. Грамотность / БСЭ, 3-е изд.— М.: Сов. энциклопедия, 1972. Т. 7.— С. 723.

3. Юдин В. А. Подготовительное отделение / БСЭ, 3-е изд.— М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 20.— С. 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.