Научная статья на тему 'От политического диалога к военно-техническому сотрудничеству: эволюционые изменения в отношениях Россия-НАТО'

От политического диалога к военно-техническому сотрудничеству: эволюционые изменения в отношениях Россия-НАТО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От политического диалога к военно-техническому сотрудничеству: эволюционые изменения в отношениях Россия-НАТО»

ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА К ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ: ЭВОЛЮЦИОНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИЯ-НАТО

Дж. Беннет,

стажер Центра документации НАТО по вопросам европейской безопасности

Изменения, которые произошли с 1989 г. в сфере европейской безопасности, были достаточно быстрыми и далеко идущими. В наибольшей степени это можно сказать об отношениях Россия - НАТО. Однако оптимизм, связанный с возможностью действительно открытых и дружеских отношений между Россией и НАТО и достигший своего пика в момент подписания Основополагающего акта в мае 1997 г., постепенно растворился от столкновения с действительностью, которая показала, что политические барьеры к сотрудничеству остаются доминирующими. По мнению ряда российских официальных лиц, большая часть так называемых «достижений», которая включает подписание Основополагающего акта, участие России в программе Партнерство во имя Мира (ПИМ) - является ничем иным, нежели просто очередной «галочкой» и не имеет ничего общего с реальным улучшением отношений.

Наследие холодной войны, основанное на недоверии, побуждает российское правительство с подозрительностью смотреть на НАТО и любые западные инициативы. В то же время неправильная интерпретация или недопонимание Западом ситуации в России приводит к тому, что НАТО выдвигает предложения, которые не могут быть привлекательными для России, а в некоторых случаях бывают даже неуместными. Непостоянство внутренней ситуации в России приводит к тому, что натовские инициативы разыгрываются как карта в политический игре представителями российского политического класса и используются в их политической борьбе между собой. Представляется, что полная неспособность политических элит признать новое состояние безопасности страны ведёт к невыполнению многих важных проектов, призванных улучшить отношения между НАТО и Россией. Это связано с бюрократическими препонами и отсутст-

вием в России достаточной политической воли для оценки этих проектов. Действительно, в российских военных кругах все ещё мыслят категориями, связанными с преодолением третьей мировой войны, тогда как политические деятели полагают, что весь мир ополчился против России, и поэтому считают безопасность игрой с «нулевым результатом».

Учитывая собственный опыт по поиску политического согласия в рамках альянса через использование общих идей и их постепенную реализацию, НАТО применяет аналогичный подход для развития сотрудничества с российскими властями. Стремясь развивать практическое сотрудничество на доступном уровне и обсуждая его основные принципы с политическими деятелями высокого ранга, альянс достиг определённых успехов в деле развития реальной кооперации. Российский же подход, характеризующийся постоянными колебаниями, ставит любое взаимодействие в зависимость от общих политических решений, что в значительной мере замедляет процесс сотрудничества. Примером может служить тот факт, что дальнейшее практическое сотрудничество поставлено в зависимость от открытия Военной миссии связи НАТО, которое было предусмотрено рабочим планом СПС на конец 1998 г.

Разумеется, становление новых более открытых кооперативных взаимоотношений, как об этом сказано в Основополагающем акте, является медленным и трудным процессом, учитывая постоянные возражения России по поводу расширения НАТО. Возникшая не так давно напряжённость в связи с ситуацией в Косово приводит к ещё большим осложнениям. Тем не менее, хорошим примером того, что процесс взаимодействия развивается в верном направлении, можно считать углубление сотрудничества между Россией и НАТО в рамках миротворческой операции в Боснии с момента принятия в конце 1995 г. решения о создании совместных сил по выполнению Дейтонских соглашений (ИФОР) Необходимо упомянуть и следующие факты: российские и американские войска действуют совместно в рамках этой расширенной миссии и добились определенной степени взаимодополняемости; открыто представительство Министерства Обороны РФ при Штабе ВГК ОВС НАТО в Монсе.

По мнению многих официальных военных представителей России и НАТО, успех взаимодействия в рамках ИФОР-СФОР является хорошим примером практического сотрудничества, которое может быть расширено с пользой для обеих сторон. За этот период ряд представителей российского правительства, журналистов и ученых имели возможность посетить штаб-квартиру НАТО и Штаб ВГК ОВС. Имели место и другие события, способствовавшие большей открытости и взаимопониманию, а стало быть и развитию партнерских отношений. 8-12 октября 1998г. корабли, входящие в состав постоянной военно-морской группировки на Атлантике (это - силы гибкого реагирования, подчиняющиеся Верховному главнокомандующему на Атлантике, которые представляют собой многонациональные ВМС, впервые развернутые в мирное время), находились с визитом в Санкт-Петербурге, и на них был открыт свободный доступ для публики. Это был первый визит кораблей НАТО в Россию. Около 15 тыс. российских военных и просто граждан посетили и с интересом осмотрели семь фрегатов.

В рамках практического сотрудничества Россия с оптимизмом присоединилась к Программе планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях, которая является частью ПИМ. Во время первого совместного заседания Главного комитета по планированию использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях со странами-партнерами, которое проходило в апреле 1997 г. в Москве, Россия выдвинула далеко идущее предложение, ставшее основой для создания Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК). В настоящее время МЧС России ведет переговоры с НАТО о реализации специфических проектов, поскольку Россия всегда была заинтересована в сотрудничестве в данной сфере.

Россия и НАТО также договорились о создании в Москве Центра по переподготовке военнослужащих, увольняемых в запас (в качестве Управления при Министерстве обороны). В этом Центре будут установлены компьютеры с доступом в систему Интернет, а квалифицированный персонал будет оказывать помощь уходящим в отставку российским военным при

выборе ими подходящий работы вне военного ведомства. НАТО будет обеспечивать финансирование этого управления и предоставлять необходимое оборудование (эту деятельность планируется начать в первом квартале 1999г.), а МО РФ продолжит осуществление уже существующей программы. Другими формами сотрудничества между Россией и НАТО будут взаимодействие в рамках Научной Программы НАТО и предоставление грантов НАТО; такая практика существует в отношении всех стран ЦВЕ.

Хотя, по мнению российской стороны, ПИМ представляет не самые лучшие условия для сотрудничества, тем не менее существует много путей развития практической кооперации именно через ПИМ. Так, например, программа ПИМ получила дальнейшее развитие благодаря содействию Отдела военно-технической поддержки НАТО в плане участия стран-партнеров в Совещании национальных директоров по вооружениям (СНДВ), в Комитете по противовоздушной обороне НАТО, в Комиссии по координации воздушно-космической деятельности в Европе, а также в Совете по консультациям, командованию и контролю НАТО. Практическое сотрудничество подобного уровня будет очень полезно для России, в особенности это касается ее участия в Программе кооперации в области производства вооружений и Промышленной группе НАТО в рамках СНДВ.

Более активное участие в работе Отдела научно-технической поддержки может снять опасения России относительно того, что она будет выброшена с рынка вооружений ЦВЕ в связи с расширением НАТО. В помещенном в газете «Красная Звезда» в октябре 1998 г. интервью с Норманом Рэем, заместителем Генерального секретаря НАТО по военно-техническим вопросам, журналист Вадим Маркушин особо заострил вопрос о влиянии НАТО на решения о военных закупках стран-членов альянса. Г-н Рэй подчеркнул, что государства-участники решают проблему таких закупок самостоятельно. НАТО же только содействует военно-технической кооперации, в частности через Совещание национальных директоров по вооружениям. Участие России в СНДВ, несомненно, было важной темой переговоров г-на Рэя с первым заместителем министра обороны РФ Николаем Михайло-

вым и начальником Управления вооружений МО РФ генерал-полковником Анатолием Ситновым во время его визита в Москву 13-16 октября 1998 г. Поскольку СНВД дает возможность проводить регулярный обмен военно-технической информацией, а также объединяет экспертов из НАТО, России и других стран-партнеров для осуществления конкретных совместных проектов, российское руководство убедилось в преимуществах, которые можно получить от сотрудничества в рамках НАТО.

Участие России в СНДВ включает в себя создание группы оценки программы модернизации танка Т-72 и его оперативной совместимости с силами НАТО. Россия участвует также в дискуссиях о поисково-спасательных возможностях подводных лодок, о создании военных кораблей с повышенной противопожарной безопасностью, об обеспечении безопасности хранения и транспортировки боезарядов, уделяя особое внимание химическим и ядерным средствам. Другими важными областями сотрудничества являются контроль над воздушным сообщением и проект дозаправки топливом в воздухе, осуществляемый Россией и НАТО. Россия проявляет значительный интерес к промышленным аспектам сотрудничества и одновременно становится одним из ключевых участников дискуссии по новым технологиям.

По всей вероятности, значение задачи усиления практического сотрудничества в равной мере разделяется как Россией, так и НАТО. Первый этап совместной работы помогает созданию благоприятной атмосферы для дальнейшего партнерства. Как г-н Рэй отметил в интервью «Красной Звезде», "... конечно, этой сферой партнерства мы занимаемся в конкретном политическом контексте. Но дело в том, что фундаментальных перемен в данном политическом контексте мы сегодня не наблюдаем. И значит, не будет корректив в военно-техническом сотруд-ничестве"1. Если политические барьеры способны помешать сотрудничеству между Россией и НАТО по крупным проблемам, то не столь масштабное практическое сотрудничество может и должно развиваться быстрыми темпами, чтобы обеспечить прочную основу для создания

большего политического взаимопонимания.

♦ ♦ ♦

1 Красная звезда. - 20 октября, 1998. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.