Научная статья на тему 'Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств'

Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2773
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / INFORMATION STRUCTURES / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION APSYCHOLOGICAL SUPPORT / НАТО / NATO / США / USA / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ИТАЛИЯ / ITALY / INFORMATION-PROPAGANDISTIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синчук Ю.В.

В статье анализируются особенности задач информационных структур армий ведущих зарубежных государств по ведению информационного противоборства и достижения своих стратегических целей. В армиях США и стран НАТО особое внимание уделяется информационно-пропагандистскому и информационно-психологическому обеспечению населения (общественности), Вооруженных Сил (боевых действий, повседневной жизни, деятельности). Военно-политическое руководство Североатлантического Союза рассматривает информационно-пропагандистскую деятельность в качестве одного из эффективных инструментов. Система информирования общественности объединяет различные структуры, функционирующие при руководящих органах блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information structures of the armies of leading foreign states

The features of the tasks of the information structures of the armies of the leading foreign states in conducting information confrontation and achieving their strategic goals are analyzed in the article. In the US and NATO armies, special emphasis is made on the information-propagandistic and information-psychological support of the population (the public), the Armed Forces (combat operations, daily life, activities). The military and political leadership of the Alliance considers information-propagandistic activity as one of effective tools. The public information system unites various structures that function with the leading bodies of the bloc.

Текст научной работы на тему «Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств»

УДК 338.22.021.1 Ю. В. Синчук

доктор политических наук, профессор; профессор кафедры политологии Иниститута международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: sinchukjv@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ АРМИЙ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

В статье анализируются особенности задач информационных структур армий ведущих зарубежных государств по ведению информационного противоборства и достижения своих стратегических целей. В армиях США и стран НАТО особое внимание уделяется информационно-пропагандистскому и информационно-психологическому обеспечению населения (общественности), Вооруженных Сил (боевых действий, повседневной жизни, деятельности). Военно-политическое руководство Североатлантического Союза рассматривает информационно-пропагандистскую деятельность в качестве одного из эффективных инструментов. Система информирования общественности объединяет различные структуры, функционирующие при руководящих органах блока.

Ключевые слова: информационные структуры; информационно-пропагандистская деятельность; информационно-психологическое обеспечение; НАТО; США; Великобритания; Франция; Германия; Италия.

Sinchuk Yu. V.

Doctor of Political Science (Dr.habil), Professor, Professor of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: sinchukjv@mail.ru

INFORMATION STRUCTURES OF THE ARMIES OF LEADING FOREIGN STATES

The features of the tasks of the information structures of the armies of the leading foreign states in conducting information confrontation and achieving their strategic goals are analyzed in the article. In the US and NATO armies, special emphasis is made on the information-propagandistic and information-psychological support of the population (the public), the Armed Forces (combat operations, daily life, activities). The military and political leadership of the Alliance considers information-propagandistic activity as one of effective tools. The public information system unites various structures that function with the leading bodies of the bloc.

Key words: information structures; information-propagandistic activities; information apsychological support; NATO; USA; Great Britain; France; Germany; Italy.

В армиях США и стран НАТО огромное внимание уделяется информационно-пропагандистскому и информационно-психологическому обеспечению действий войск и сил флота. Утверждения ряда ученых и экспертов о том, что мир вступил в эпоху экономических, смысловых и информационных войн, были своевременно услышаны военными и политиками Запада.

Впервые этот вывод был подтвержден еще в ходе американской агрессии во Вьетнаме. Во многом из-за недооценки информационно-технологического обеспечения действий войск, роли общественного мнения в вооруженных конфликтах, американцы и потерпели поражение.

Духовная сторона жизни западного мира деградирует, при том что продолжаются попытки навязать западный образ жизни человечеству [Касюк, Харичкин 2015].

Уже в ходе англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова (1982) правительству Великобритании удалось добиться позитивной реакции в мире на события в Атлантике. С этого времени практически каждый военный конфликт с участием стран НАТО надежно обеспечивается в информационно-технологическом плане всеми имеющимися в наличии силами и средствами. Рассмотрим методы работы информационных структур армий зарубежных государств и их альянсов.

Военно-политическое руководство Североатлантического Союза рассматривает информационно-пропагандистскую деятельность в качестве одного из эффективных инструментов достижения своих стратегических целей. Система информирования общественности объединяет различные структуры, функционирующие при руководящих органах блока.

Управление по политическим вопросам Международного секретариата НАТО организует и осуществляет информационно-пропагандистскую деятельность с целью формирования общественного мнения, отвечающего интересам НАТО. С этой целью управление ежегодно издает около 1000 различных наименований книг, брошюр и журналов, которые рассылаются, как правило, бесплатно; выпускает специальные кино- и видеофильмы, радио и телепрограммы; организует коллоквиумы, семинары и лекции. Важную роль эксперты управления отводят организации ознакомительных визитов в штаб-квартиру (до 300 групп в год), а также

встреч, интервью и дискуссий с журналистами, партийными и общественными деятелями различных стран с руководством Североатлантического Союза. В последнее время управление активно занято рассылкой в средства массовой информации информационных материалов, отображающих миротворческую деятельность блока.

Важное место в структуре информационно-пропагандистских органов блока занимает Комитет по информации и культурным связям Совета НАТО (высший политический орган альянса) [Дуклов... Электронный ресурс]. Комитет анализирует деятельность в данной области; координирует усилия, направленные на создание общественного мнения; разрабатывает рекомендации по улучшению информационно-пропагандистской деятельности Североатлантического союза, в том числе по выбору форм и методов ее ведения.

Особая роль в системе информирования зарубежной общественности по проблемам военного строительства и деятельности ОВС блока отводится бюро общественной информации Международного объединенного штаба (исполнительный орган Военного комитета НАТО). Бюро организует и несет ответственность за освещение хода военного строительства и деятельности Вооруженных Сил альянса, а также за подготовку докладов и публичных выступлений командования Североатлантического Союза (председатель Военного комитета и его заместители, начальник Международного объединенного штаба, верховные главнокомандующие ОВС НАТО в Европе и на Атлантике).

Отдельные функции выполняет Комитет по вопросам безопасности Совета НАТО, в задачи которого, в частности, входит цензура всех коммюнике, деклараций и других документов, предназначенных для открытой печати.

Активно реализуются информационно-пропагандистские задачи блока и в ходе осуществления программы «Партнерство ради мира» (далее - ПРМ) и стратегии «Расширение НАТО на Восток». Для этих целей в структуре органов управления Североатлантического Союза действует Служба информации и печати, которая является основным подразделением по связям с прессой и общественностью. Она проводит закрытые брифинги для аккредитованных при НАТО журналистов, организует и финансирует ряд многофункциональных программ, в том числе с партнерами по

сотрудничеству из регионов, в рамках которых распространяет сведения об альянсе с целью формирования в странах позитивного отношения и процессу расширения НАТО.

Создаются и распространяются, в том числе и на русском языке, специализированные журналы, брошюры, бюллетени, такие, как «НАТО ревю», «Новости НАТО» и другие. Оказывается поддержка и специализированным изданиям. Например, в одной из ведущих ежедневных политических газет Венгрии - консервативной «Мадьяр Немзет» - выходит приложение «Вокруг НАТО».

Осуществлению информационно-пропагандистской поддержки усилий НАТО по расширению на Восток служит созданный в Киеве в рамках программы «Сближение альянса с Украиной» информационный центр НАТО.

В Соединенных Штатах основной структурой информирования зарубежной общественности по всем вопросам является Информационное агентство США (далее - ЮСИА) [Информационное агентство США... Электронный ресурс].

Официальными задачами ЮСИА являются: информирование президента, государственного секретаря и других официальных лиц США относительно оценки за рубежом различных направлений американской политики; разъяснение гражданам других стран содержания американского внешнеполитического курса; предоставление иностранным гражданам информации о Соединенных Штатах, американском народе, его государственных институтах и ценностях; налаживание долгосрочного сотрудничества между различными организациями и общественными объединениями США и их коллегами за рубежом путем активного обмена людьми и идеями; продвижение идеалов свободы и рыночной экономики; разработка программ информационных, образовательных и культурных обменов с иностранными государствами.

Фактически ЮСИА выполняет роль основного органа, который координирует работу всех других правительственных и неправительственных структур, в той или иной мере занимающихся пропагандой, направленной на другие государства мира. Выступая в этом качестве, ЮСИА решает задачи целенаправленной обработки официальных представителей и населения других стран в проамериканском духе, навязывает свои ценности и подходы в организации жизни общества, создает целые слои населения, которые

готовы оказывать безоговорочную поддержку целям и задачам внешнеполитического и внутриполитического курса Вашингтона.

В настоящее время центральный аппарат ЮСИА состоит из шести региональных (Центральной и Восточной Европы, новых независимых государств; Западной Европы и Канады; Восточной Азии и зоны Тихого океана; Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии; Африки; Латинской Америки) и пяти функциональных (по связям с общественностью; по связям с конгрессом и правительственными организациями; по вопросам гражданских прав; исследований и оценки деятельности средств массовой информации.

Штат ЮСИА составляет около 9 тыс. чел., значительная часть которого работает за рубежом. Агентство имеет 212 отделений в 147 странах. Штаб-квартира ЮСИА находится в Вашингтоне. ЮСИА располагает производственными мощностями, позволяющими ежегодно выпускать около 10 млн экземпляров книг и до 15 млн экзлемпляров журналов на различных иностранных языках. Агентство организует многочисленные выставки, конференции, симпозиумы. В ЮСИА функционирует система компьютерной связи с зарубежными информационными службами - «Вайерлес-файл», с помощью которой во все посольства США из Вашингтона рассылаются официальные тексты законопроектов, речей, заявлений, пресс-конференций и т. д.

Служба телевидения и кино выпускает и распространяет за рубежом информационно-документальные фильмы и телепрограммы. С 1983 г. в ее рамках функционирует Всемирная телевизионная сеть ЮСИА «Уорлднет», вещающая на 50 стран мира.

Финансирование деятельности Информационного агентства США осуществляется за счет федерального бюджета. Ежегодные расходы Агентства составляют 800-900 млн долл.

Об отлаженности существующей системы свидетельствует тот факт, что принятый к выполнению в ноябре 1997 г. план реформирования МО США, затрагивающий практически все структурные элементы Пентагона, не содержит значительных коррективов действующих структур пропаганды, в том числе направленных на иностранных потребителей.

В последнее время существенно изменилось отношение высшего военного руководства США и средствам массовой информации. Способность средств массовой информации к прямой

передаче репортажей с места событий стала оперативной функцией, способной влиять на ход и исход операции.

В последние годы план осуществления связей со СМИ разрабатывается одновременно с оперативным планом. Это вызвано необходимостью скоординированного в рамках единого оперативного сценария решения проблем, связанных с транспортировкой, обеспечением связью, размещением оборудования представителей СМИ и т. д.

Такой подход и стал основой тех успехов в деле информационно-психологического обоснования операций, которые продемонстрировала армия США в военных конфликтах последних лет.

Используя опыт, полученный в Персидском заливе, военно-политическое руководство США еще задолго до высадки американских войск на Гаити развернуло пропагандистскую акцию в СМИ. Основную роль в формировании мирового общественного мнения сыграли передачи международной службы новостей Си-Эн-Эн. Предоставление ей монопольного права на распространение информации позволило осуществлять эффективное информационно-пропагандистское воздействие более чем на 90 стран мира. В июне 1994 г., т. е. за 3 месяца до непосредственного вторжения, в Вашингтоне под руководством Совета национальной безопасности США и во взаимодействии с командующим Атлантического командования ВС США приступила к работе так называемая группа информационного обеспечения. Среди главных ее задач были такие, как оценка реакции мирового сообщества на распространяемые СМИ сообщения о нарушениях демократии и прав человека на острове, а также планирование мероприятий по недопущению массовой эмиграции населения Гаити в США.

Средства массовой информации играют ключевую роль в развернувшейся в мире глобальной информационно-психологической борьбе в информационной среде между ведущими государствами мира [Синчук Ю, Синчук И. 2016, с. 245-270].

Имеют свои особенности и информационные структуры армий других ведущих зарубежных стран.

Основными направлениями работы службы информации МО по освещению деятельности военного ведомства являются:

- координация и управление информационной деятельностью всех органов Министерства обороны;

- проведение исследований общественного мнения в отношении ВС, информирование руководства МО о полученных результатах, выработка предложений по работе с населением;

- разъяснение военно-политического курса правительства и мероприятий МО по его реализации;

- информирование населения о наиболее важных моментах в деятельности структур военного ведомства, ходе оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил, а также о планируемых и текущих кадровых изменениях в структуре МО;

- информационное обеспечение отдельных мероприятий, проводимых МО (военные выставки, парады, конференции, визиты, заходы военных кораблей);

- публикация периодических изданий, выпуск рекламной и агитационной продукции, руководство военным теле- и радиовещанием.

В Министерстве обороны Великобритании вопросами выпуска печатной продукции, а также теле- и радиопрограмм занимается Комитет министерства по печати, телевидению и радиовещанию. Центральный аппарат Министерства, штабы видов ВС, крупные военные базы и гарнизоны имеют свои страницы в Интернете.

За вопросы освещения деятельности ВС в телевизионном и радиоэфире отвечает Корпорация радио- и телевещания Вооруженных Сил, которая имеет статус самостоятельного органа Министерства обороны Великобритании. Ее возглавляет гражданское лицо (управляющий), непосредственно подчиняющееся помощнику заместителя министра обороны.

Основными задачами корпорации являются обеспечение радио-и телевещания на гарнизоны Вооруженных Сил Великобритании, в том числе на заморских территориях, а также подготовка радио-, кино-, видео- и фотографического материала для военно-учебных заведений, штабов и войск.

Корпорация состоит из производственной студии военно-учебных программ, инженерно-технического отдела и отдела рекламы и сбыта. Общая численность сотрудников корпорации - около 1800 гражданских служащих, многие из которых имеют опыт службы в Вооруженных Силах.

В состав корпорации входит центр обучения передовым технологиям, где ведется подготовка не только ее персонала, но

и сотрудников других государственных министерств и ведомств, а также служащих частных компаний. Корпорация обеспечивает установку и обслуживание теле- и радиоаппаратуры, а также поставляет материалы для учебного процесса военно-учебных заведений видов Вооруженных Сил Великобритании. Ее услугами активно пользуются британские военные и гражданские службы разведки и безопасности. Всё оборудование, системы связи и помещения обслуживаются собственными силами корпорации.

Для трансляции радиопередач корпорацией используется система радиовещательной службы британских войск, имеющая свои студии и ведущая передачи в УКВ и КВ диапазонах на все гарнизоны британских войск, в том числе в метрополии, Германии, Гибралтаре, Брунее, Белизе, на Кипре и Фолклендских островах. Радиовещание ведется ежедневно, без выходных, в течение 17 часов в сутки. Передачи содержат новости, музыку, радиопостановки, а также спортивные программы, значительная часть которых ведется в прямом эфире.

В Министерстве обороны Франции отсутствуют органы, специально ориентированные на информирование зарубежной общественности. Вместе с тем руководство Министерства и командование Вооруженных Сил придают большое значение реализации механизма информирования французской и зарубежной общественности, что, по их мнению, способствует созданию положительного образа, развитию открытости в духе укрепления мер доверия, преодолению негативных последствий сокращения численности Вооруженных Сил и работников военных отраслей промышленности.

Задачи информирования зарубежной общественности во Франции решают лично представители высшего военного командования, аппараты военных атташе (атташе обороны) в странах пребывания под руководством управления внешних сношений штаба Вооруженных Сил, а также служба информации и общественных связей (81ЕРА) Министерства обороны.

На национальной территории информирование зарубежной общественности реализуется несколькими способами, основными из которых является проведение информационных дней и поездок для представителей зарубежных военных представительств, находящихся во Франции. Информационные дни для аккредитованных военных (военно-воздушных, военно-морских) атташе проводятся

по видам Вооруженных Сил один раз в квартал с обязательным участием начальника штаба вида Вооруженных Сил. Информационные поездки организуются один раз в год также по видам Вооруженных Сил.

Особой формой информирования зарубежной общественности, которая не имеет аналогов в других странах, является существующая с 1992 г. практика проведения сессий государств Центральной, Восточной Европы и Балкан (БЕСОВ). Сессии ежегодно организуются и проводятся Центром высших исследований в области вооружений Генеральной делегации по вооружению МО Франции. Для проведения сессий во Францию приглашаются слушатели из стран ЦВЕ и Балкан. Организуются посещения предприятий французского военно-промышленного комплекса (ВПК).

Служба информации и общественных связей (Б1ЕРА) находится в непосредственном подчинении министра обороны, ее возглавляет бригадный генерал.

На БШРА возложены следующие задачи: анализ и информирование руководства Министерства обороны и Вооруженных Сил об освещении во французских и зарубежных средствах массовой информации военных проблем, а также выработка предложений по вопросам информационной политики; обеспечение согласованности деятельности информационных органов видов Вооруженных Сил, национальной жандармерии и генеральной делегации по вооружению; информирование общественности по вопросам военной политики, состояния и перспектив развития вооруженных сил, пропаганда военной службы среди населения, формирование благоприятного образа Вооруженных Сил в общественном мнении; анализ морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил; распространение в Вооруженных Силах материалов по вопросам военной политики и деятельности вооруженных сил, выпуск военных изданий и обеспечение войск пропагандистскими материалами; осуществление исключительного права на опубликование информации о Вооруженных Силах и выполнение функций органа военной цензуры в условиях кризисных ситуаций, в ходе которых применяются вооруженные силы [Волконский 2003].

С целью решения этих задач служба:

- проводит ежегодно пять-шесть опросов общественного мнения и анкетирования военнослужащих по актуальным проблемам

для Вооруженных Сил проблемам как самостоятельно, так и с привлечением национальных институтов;

- рассылает подписчикам до 36 тыс. тематических обзоров в год, составленных по материалам французских средств массовой информации и специальных изданий по военной тематике;

- организует работу с журналистами, аккредитованными при Министерстве обороны (проведение пресс-конференций, предоставление необходимой информации, рассылка пресс-релизов и тематических досье, организация посещения мероприятий, проводимых по планам Министерства обороны, а также воинских частей и подразделений);

- организует «дни открытых дверей» в частях и подразделениях Вооруженных Силах, проводит информационные дни в учреждениях национального образования, участвует в организации различных коллоквиумов, выставок и салонов, имеющих военную тематику;

- готовит и выпускает материалы, разъясняющие права, обязанности и ответственность граждан в рамках Закона о национальной повинности, а также участвует в организации призыва, посредством публикации необходимой информации;

- выпускает большое количество периодических изданий, монографий, фильмов и телепередач, в которых освещаются все стороны жизни Вооруженных Сил и вопросы военного строительства систематически организует и проводит радио- и телерепортажи из воинских частей, районов проведения войсковых учений и операций с участием ВС Франции;

- обеспечивает подготовку ответов на запросы государственных, общественных и других организаций по военной тематике;

- осуществляет обмен информацией с аналогичными органами Вооруженных Сил стран-союзников;

- направляет в зарубежные военные представительства, аккредитованные во Франции, большинство из периодических изданий, а также специальный еженедельный информационный бюллетень.

Персонал БШРА включает как военнослужащих, так и гражданских лиц и насчитывает около 650 человек [БШРА... Электронный ресурс]. Бюджет службы составляет около 77 млн фр. в год (около 13 млн долл. США).

Организационно БШРА состоит из дирекции, пяти управлений (внешних связей; печатных периодических изданий; аудиовизуальной информации; исследований, планирования и оценки; административного и финансов) и двух центров (международной информации, кинематографии и фотографии вооруженных сил). В ее составе также имеются два отделения: при военно-медицинской службе и управлении национальной повинности штаба сухопутных войск.

Управление внешних связей осуществляет информирование представителей прессы, организует для них информационные поездки в войска, готовит репортажи и публикации с мест проведения операций с участием французских Вооруженных Сил.

Управление печатных периодических изданий выпускает более 15 периодических публикаций по видам Вооруженных Сил, родам войск и службам, готовит и распространяет различные пропагандистские брошюры, наглядные пособия и другие печатные материалы.

Управление аудиовизуальной информации организует выпуск учебно-пропагандистских фильмов, ежемесячных и внеплановых тематических телепередач и фотоматериалов о Вооруженных Силах, их распространение по национальным телевизионным каналам и в других средствах массовой информации.

Управление исследований, планирования и оценки занимается оценкой информационно-пропагандистской деятельности, проводит исследования, направленные на повышение ее эффективности, подводит итоги и планирует работу службы, а также осуществляет хранение и учет информации по национальным Вооруженным Силам и армиям иностранных государств.

Управление административное и финансов решает задачи оптимизации организационно-штатной структуры службы, ее комплектования, планирования необходимых финансовых расходов на развитие и деятельность службы.

Центр международной информации предназначен для организации поступления и подготовки к изданию сообщений французских военных корреспондентов, сбора, обработки и анализа информации по военной тематике во французских и зарубежных СМИ, оперативного информирования руководства Министерства обороны и Вооруженных Сил по важнейшим проблемам, которые

находят отражение в СМИ и организации публикаций, отражающих официальную точку зрения.

Центр кинематографии и фотографии Вооруженных Сил осуществляет кино- и фотосъемку в Вооруженных Силах в интересах службы.

Представители службы имеются также в штабах зон обороны, военно-воздушных и военно-морских округов, объединениях и соединениях видов Вооруженных Сил, а также во всех военно-учебных заведениях.

Существующая в бундесвере система органов связи с общественностью предназначена для освещения в СМИ вопросов военной политики, взглядов руководства ФРГ и НАТО на перспективы строительства и развития ВС, ведения информационно-пропагандистской работы с общественными и молодежными организациями, а также для изучения общественного мнения по вопросам военного строительства.

Основным органом ВС ФРГ, ответственным за организацию и взаимодействие со СМИ и общественностью является рабочий штаб (управление) прессы и информации Министерства обороны, который подчинен непосредственно министру обороны.

На штаб возложено решение следующих задач: информирование высшего военного руководства о ходе и направленности освещения в СМИ положения дел в ВС; информирование представителей СМИ и общественных организаций по военным вопросам; руководство подчиненными органами информации; работа с общественностью и пропаганда военной службы среди населения.

Начальник рабочего штаба прессы и информации (гражданское лицо) является официальным представителем Министерства обороны. Общая численность сотрудников штаба составляет около 50 человек. В состав штаба входят отделы анализа информации о ВС ФРГ из гражданских источников, прессы и информации, изучения общественного мнения, по связям с общественными организациями, работы с молодежью, а также секретариат.

Отдел анализа информации о ВС ФРГ из гражданских источников обрабатывает публикуемые в СМИ материалы о деятельности Министерства обороны и Бундесвера. Обобщенная информация ежедневно докладывается министру обороны. Кроме того,

задачей отдела является выпуск пресс-релизов о текущих событиях в деятельности Министерства обороны, перспективных планах работы военного ведомства, сроках и тематике предстоящих пресс-конференций.

Отдел прессы и информации предназначен для освещения вопросов военной политики ФРГ и НАТО, строительства и повседневной деятельности видов ВС и Бундесвера в целом, а также проблем правового и социального положения военнослужащих.

Сотрудники отдела выполняют следующие задачи: предоставление СМИ специально подготовленных материалов по вопросам состояния и развития ВС; подготовка материалов для выступлений министра обороны и официальных представителей Бундесвера перед общественностью; сопровождение гражданских журналистов при посещении ими воинских частей и районов учений; участие в организации мероприятий, проведение которых будет освещаться в средствах массовой информации; взаимодействие с гражданскими СМИ.

Отдел изучения общественного мнения занимается анализом мнения населения ФРГ о проводимой в стране военной политике в целях определения наиболее эффективных путей воздействия на него с учетом требований, выдвигаемых военно-политическим руководством государства, а также подготовкой пресс-конференций и обменом информацией с аналогичными органами других министерств и ведомств.

На отдел по связям с общественными организациями возложены задачи по организации и планированию информационно-пропагандистской работы с общественными и молодежными организациями.

Отдел работы с молодежью решает задачи, связанные с идеологической и психологической подготовкой молодого пополнения к службе в ВС. С этой целью сотрудниками отдела в школах и других учебных заведениях проводятся разъяснительные беседы, тематические дискуссии и семинары, организуются выставки оружия и военной техники, посещение частей и подразделений ВС.

Центр средств массовой информации ВС ФРГ играет важную роль в информационном обеспечении войск и освещении их повседневной деятельности. Организационно Центр подчинен центральному управлению Вооруженных Сил министерства обороны ФРГ.

Основной задачей Центра является информационно-пропагандистская работа в войсках и среди гражданского населения.

Центр состоит из четырех групп, которые, в свою очередь, подразделяются на отделения.

Группа центральных задач осуществляет планирование работы Центра, подготовку специалистов для работы в военных органах средств массовой информации, прием заявок от заказчиков и рассылку готовой продукции, финансовое обеспечение деятельности учреждения, документирование информационных материалов и их размножение, ведение архивного делопроизводства.

Группа работы с общественностью, вербовки пополнения и военной информации занимается проведением мероприятий с молодежью, выставок и семинаров, а также распространением информационных материалов.

Группа программ занимается разработкой сценариев для теле-и радиопрограмм, подбором необходимых для них материалов и редактированием собранной информации, разработкой сценариев для учебно-методических и рекламных фильмов, а также радиопередач. В группе имеются представители издательств основных военных журналов ФРГ.

Производственно-техническая группа решает задачи, связанные с проведением кино-, фото- и видеосъемки, звуковым оформлением теле- и радиопередач, подготовкой и выпуском печатных изданий, а также техническим обслуживанием и ремонтом аппаратуры Центра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Органами связи с общественностью выпускается ряд печатных изданий, теле- и радиопередач. Рабочий штаб прессы и информации издает один раз в два года «Белую книгу» по состоянию и перспективам развития бундесвера, три раза в неделю выпускает краткий бюллетень «Бундесвер-актуэль» по наиболее актуальным проблемам деятельности ВС, по мере необходимости издается бюллетень «Материал для прессы». Центром средств массовой информации издается ежемесячный журнал «Информацией фюр ди Труппе», специальные тематические печатные издания и брошюры. В Центре имеются представители издательств военных журналов «Труппенпраксис», «Вераусбильдунг» и «Зольдат унд Техник».

Всего в структурах по связи с общественностью главных штабов, штабов объединений и соединений, а также в учреждениях и частях центрального подчинения проходят службу около 90 офицеров по работе с общественностью и около 60 офицеров по работе с молодежью. Кроме того, к работе привлекаются около 600 внештатных офицеров и унтер-офицеров по связям со средствами массовой информации и работе с молодым пополнением.

В целом, уровень подготовки специалистов, задействованных в органах связи с общественностью Министерства обороны ФРГ, а также их техническое оснащение позволяют решать задачи по информационному обеспечению мероприятий, проводимых военно-политическим руководством ФРГ. В настоящее время данные структуры активно участвуют в пропаганде взглядов правящей коалиции ХДС / ХСС на порядок прохождения воинской службы и систему комплектования Вооруженных Сил.

В Вооруженных Силах Италии для организации и поддержания связи с общественностью имеется специальный орган - служба общественной информации (БР1).

Служба находится в непосредственном подчинении министра обороны на правах главного управления Министерства обороны.

Основными задачами службы общественной информации МО являются:

- координация деятельности информационных органов видов Вооруженных Сил и карабинерских войск, подчиняющихся МВД;

- информирование общественности по вопросам военной политики, строительства, состояния и перспектив развития Вооруженных Сил, планируемых и текущих кадровых изменениях и наиболее важных моментах в деятельности структур МО;

- пропаганда военной службы среди населения, формирование благоприятного образа Вооруженных Сил в общественном мнении;

- информационное обеспечение мероприятий, проводимых МО (церемонии, конференции, симпозиумы, военные выставки, конкурсы для набора добровольцев на службу в армию);

- распространение в Вооруженных Силах материалов по вопросам военной политики и деятельности Вооруженных Сил, выпуск военных изданий и обеспечение войск пропагандистскими материалами.

Организационно служба общественной информации МО Италии объединяет управление по общественным связям министра обороны, отдел печати при генеральном секретаре Министерства обороны, центр кинематографии, фотографии и аудиовизуальной информации Министерства обороны, отделы документации и пропаганды военной службы при управлениях общих вопросов главных штабов видов Вооруженных Сил (сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил).

Управление по общественным связям министра обороны и отдел печати при генеральном секретаре Министерства обороны осуществляют информирование представителей прессы, военных дипломатов по проблемам военного строительства и другим вопросам деятельности Министерства обороны и Вооруженных Сил в целом, организуют для них участие в церемониях, информационные поездки в войска.

Они ежедневно издают информационные бюллетени, периодически готовят и распространяют различные пропагандистские брошюры и наглядные пособия, курируют деятельность нескольких редакций военных журналов, издающих около 10 периодических изданий по общим вопросам обороны, вооружению, отдельным родам войск и службам (журналы «Оборона», «Информация по вопросам обороны», «Оборона сегодня», «Военное обозрение», «Межвидовой», «Вооружение» и другие).

Центр кинематографии, фотографии и аудиовизуальной информации Министерства обороны осуществляет кино- и фотосъемку в Вооруженных Силах, организует выпуск учебно-пропагандистских фильмов, тематических телепередач и фотоматериалов о Вооруженных Силах, их распространение по национальным телевизионным каналам и в других средствах массовой информации, проведение ежегодных международных кинофестивалей военных киностудий.

Они обеспечивают рекламу кампаний по организации призыва и конкурсного отбора для службы в армии, осуществляют связи с государственными органами и общественными организациями, координируют и обеспечивают участие видов Вооруженных Сил в различных выставках.

В качестве вывода необходимо отметить, что в настоящее время в армиях стран НАТО уделяется огромное внимание информационно-пропагандистскому и информационно-психоло-

гическому обеспечению населения (общественности), Вооруженных Сил (боевых действий, повседневной жизни, деятельности). А информационно-психологические действия, удары, операции становятся самостоятельным способом применения сил и средств в «информационной войне».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дуклов С. Информационно-пропагандистский аппарат НАТО. URL:

commi.narod.ru/txt/1988/1211.htm Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. Ч. 2. СПб. : Полигон, 2003. 736 с. Информационное агентство США: ЮСИА... URL: sci.house>...scibook/

informatsionnoe-agentstvo-ssha Касюк А. Я., Харичкин И. К. Внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации и перспективы их нейтрализации // Вестник МГУ Серия 12: Политические науки. 2015. № 1. С. 25-34. Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. К вопросу об укреплении национальной безопасности государства в контексте «мягкой силы» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / Академия военных наук, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, кафедра информационной аналитики и политических технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана / под общ. ред. И. В. Бочарникова. М. : Экон-Информ, 2016. С. 245-270. SIRPA/ Картинки. URL: lawbooks.news/psihologiya_888_890/sistema-sotsialno-pedagogicheskoy-rabotyi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.