Научная статья на тему 'ОТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА К НОВОМУ ПРОТИВОСТОЯНИЮ(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СМИ)'

ОТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА К НОВОМУ ПРОТИВОСТОЯНИЮ(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА / КУЛЬТУРА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авдеева Людмила Евгеньевна

Статья посвящена анализу роли СМИ и литературы в межкультурном диалоге цивилизаций Востока и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА К НОВОМУ ПРОТИВОСТОЯНИЮ(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СМИ)»

5. Изаак С.И. Демографическая политика в современном мире: Мат. Межд. науч.-пр. конф. «Восток - Россия - Запад: Инновационные технологии в развитии современного спорта». - Иркутск: ИрГТУ, 2008. - Том. 1. - С. 4248.

6. Изаак С.И. Социально-экономические, демографические аспекты развития человеческого потенциала Российской Федерации и Турецкой Республики // Человеческий капитал. - 2016. - № 2(86). - С. 74-77.

7. Слоботчиков О.Н. Влияние политики народонаселения государства на национальную безопасность Российской Федерации: политико-правовой анализ. - Москва: ИБП, 2009. - 385 с.

8. http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285

9.http://www. worldbank. org/ru/news/press-release/2015/10/04/world-bank-forecasts-global-poverty-to-fall-below-10-for-fïrst-time-major-hurdles-remain-in-goal-to-end-poverty-by-2030.

10. http : //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl. shtml.

Авдеева Л.Е.

От межкультурного диалога к новому противостоянию (на примере современной литературы и СМИ)

Нет Востока и Запада.

Есть восход и закат.

Олжас Сулейманов.

С этих строк известного казахского поэта-мусульманина Олжаса Сулейманова, ставших антиподом широко известных и часто цитируемых строк Киплинга, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им никогда не сойтись», я хочу начать свои рассуждения о роли печатного слова, современной литературы, СМИ как в диалоге, так и в противостоянии цивилизаций ХХ1 века, когда настоятельной потребностью времени становится использование наряду с политическими и экономическими культурно-гуманитарных каналов.

В нынешних международных условиях Америка, страны Запада (Англия, Франция, Германия, Израиль, Турция, Япония), Ватикан стремятся к тотальному переделу мира с одновременным массовым сокращением населения земли. В тоже время открылись перспективы взаимного освоения культурно-исторического опыта между государствами Евразии и, в частности, со странами Центрально-Азиатского региона. В этой международной ситуации роль печатного слова приобретает особое значение, поскольку западная цивилизация, построенная на принципах военно-политического и финансово-экономического доминирования США, целенаправленно насаждает культ массового потребления, стяжательства, индивидуализма, в том числе и в сфере культуры. США можно назвать родителем массовой культуры во всех ее проявлениях. Массовая литература враг гуманистической литературы, подлинного глашатая нравственных ценностей. Итогом такой политики стала информационная война,

237

направленная на разрушение человеческого сознания, разжигание религиозной и национальной розни, распространение лживых сведений, закрепляющих стереотип устойчивых предрассудков, сложившихся в исторической памяти одного народа о другом, что приводит к провокационным действиям, к росту угроз, рисков и вызовов, рожденных противостоянием культур и цивилизаций в целом.

В начале этого года прошли масштабные творческие форумы, посвященные роли СМИ в современном мире, состоянию современной культуры, позиции писателей по отношению к «культурной индустрии в обществе потребления», в которых я принимала участие. Эти форумы, так же и благотворительный международный концерт «Искусство против террора», прошедший в Государственном Кремлевском Дворце, 23 февраля 2016г. (проект афганского журналиста-международника Фарида Каюми и сирийского журналиста, поэта и композитора Камаля Баллада), четко показали, что для борьбы с культурно-информационной агрессией нужен не только новый уровень политической стратегии, но и участие научной и творческой интеллигенции в поисках результативных путей для духовно-культурного сотрудничества цивилизаций на межгосударственном уровне в интересах всего мира, формирования единого информационного пространства для стабильности на планете. Это же подтвердил и Московский форум «Культура объединяет», прошедший 25-27 марта 2016г. в ЦВЗ Манежа, организованный Департаментом культуры Москвы. Форум реально показал, что культура, как стратегический ресурс приобретает новый уровень, обладая самым сильным оружием - интеллектуальной мощью, способной как объединить созидательные силы общества на основе гуманистических идеалов, так и спровоцировать новые риски, вызовы и угрозы политического, религиозного, социального плана. Зачастую СМИ становятся инструментом идеологического манипулирования, оболванивания населения, негативного влияя на морально-духовное состояние в обществе, используя современные технологии для

разжигания вражды, роста экстремизма, раздувания кризисов, в том числе военных. Наряду со СМИ стратегическая роль принадлежит и литературе, как культурно-образовательному феномену, формирующему национальную идею и, наряду со средствами массовой информации, быстро реагирующей на международные конфликты.

С середины 90-х гг. ХХ в. стала доминировать концепция столкновения цивилизаций. Она вошла в обиход после выхода в свет книги Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Хантингтон в своей теории конфликта исходил из столкновений цивилизаций и культур на мировой арене, видя основную причину вызовов и угроз в фундаментальных различиях между цивилизациями, в социальной отчужденности людей. Он подчеркивал двойственную роль культуры, которая в силу разных объективных обстоятельств может быть в согласии или конфликте с другими культурами. У теории «столкновения цивилизаций» было и есть много сторонников.

Однако в 2001 г. произошел поворот от теории столкновений цивилизаций к концепции диалога цивилизаций, как главного фактора во взаимоотношениях мирового порядка, как универсальной модели для оздоровления международных отношений. Концепция была выдвинута бывшим президентом ИРИ, ныне крупным общественным и культурным деятелем С. Хатеми, убежденным, что диалог культур откроет возможности для глобального примирения цивилизаций, так как человек -существо лингвистическое, обладает языком, речью, а это средство сближения и общения, тем более, что, по мысли Хатеми, в человеке сосредоточены Душа Востока и Разум Запада, а диалог предполагает умение говорить, слушать и понимать. Хатеми в своей концепции опирался на высказывания духовного лидера исламской революции имама Хомейни, неоднократно отмечавшего в своих выступлениях перед населением, в философско-богословских трудах и особенно в «Политическом завещании», что культура - часть большой политики, и «с помощью слова и пера можно отправить на склад пулеметы и представить арену знаниям и наукам». Он считал, что «путем правильного воспитания и образования можно преобразовать весь мир». Всех «пишущих и ораторствующих» призывал «хотя бы раз остаться наедине со своей совестью, не допускать пустозвонства в своих речах», выбрать единственно верный путь служения народу, не заниматься пропагандой «свободы на западный манер», не допускать «культурной агрессии», которая разлагает молодежь и осуждается здравым смыслом». Обязанность творческой интеллигенции он видел в том, чтобы «звать народы к единству, чтобы они «отказались от расовой неприязни и протянули друг другу руку братства». Имам Хомейни подчеркивал, что амбиции политических деятелей не способствуют взаимопониманию, и необходимо «посадить за один круглый стол переговоров не только политиков, социологов, экономистов, но и писателей, философов, художников, журналистов, творческих людей, имеющих свой взгляд на происходящее в мире». Все эти высказывания нашли отражение в программе, предложенной Хатеми, и получили международную поддержку, чему способствовало и его первое интервью после принятия предложенной программы. Надо обратить внимание на то, что Хатеми неслучайно дал его телекомпании Си-Эн-Эн. Эта компания всегда отражала мнение правящих кругов США, и, обращаясь непосредственно к американскому народу после разрыва отношений между правительствами ИРИ и США, он сумел получить поддержку его предложений американскими правительственными кругами, что имело широкий общественный резонанс. Хатеми, таким образом, подчеркнул и ключевую роль СМИ в развитии диалога цивилизаций, о чем шла речь и на 103 сессии межпарламенской Ассамблеи в Аммане 5.05. 2001г. В резолюции этой сессии отмечалось, что развитие технологий СМИ в особенности Интернета сближает культуры и цивилизации. Интернет предлагалось использовать без преград всем государствам, чтобы обеспечить информацию и повышение уровня

взаимовыгодного сотрудничества. Генеральная Ассамблея ООН в 2002 г. приняла резолюцию и международную программу «Диалог цивилизаций», в рамках которой был учрежден мировой общественный Форум, цели которого получили широкую поддержку во всем мировом сообществе, способствовали привлечению интеллектуальных и культурных сил для участия в решении острых современных проблем. Межкультурный диалог должен был стать мостом от информационного общества к обществу знаний, от вызовов, рисков и угроз к общим морально -нравственным ценностям, к взаимовыгодному сотрудничеству, при сохранении самобытности национального наследия. Предполагалось, что установка на диалог станет способом мышления и программой действий.

Наряду с теорией столкновения цивилизаций и концепцией диалога надо назвать и наметившийся третий путь взаимоотношений цивилизаций и спасения человечества. В мировом научном сообществе эту идею третьего пути именуют «устойчивым развитием, эпохой ноосферы», политики называют еврозийством. Эту концепцию еще называют «зеленой альтернативой». Она интернациональна, независима от политики, может использовать опыт Востока и Запада, призвана решить глобальную проблему гармонизации общества и законов природы. Природа тоже вносит свои коррективы в процесс общественного развития и бросает свои вызовы. Природные ресурсы становятся дефицитными. Поэтому решение экологических проблем столь же важно, как политических, социальных, экономических, религиозных, культурных. Задача сохранения человечества становится приоритетной, так как цивилизация подошла к критическому порогу, и растет вероятность всеобщей катастрофы, а теория Третьего Пути несет в перспективе мирное развитие цивилизаций.

Конечно, все эти мировые процессы не проходят мимо деятелей культуры во всем мире и находят наиболее четкое отражение в литературе. В современной российской литературе появилось уже немало произведений, в которых писатели пытаются рассматривать разные варианты будущего, как России, так и всего мирового содружества, проблемы столкновений и взаимодействия различных цивилизаций.

У современной России два богатства. Это нефть-газ и великая русская культура. И если первое - исчерпаемо, то второе - вечно.

Несомненно, что Слово - самый яркий носитель человеческой мысли и русская литература всегда была сокровищницей мысли, чувств, веры. Русская литература - это явление той словесности (величия, веса Слова), которая объясняет историю, национальный характер, логику событий, раскрывает мотивы поведения. Это универсальный учебник истории, социологии и экономики, так как по произведениям литературы можно узнать, как жили, о чем думали люди любого века и любой страны. Лучший критерий качества литературы это насколько точно она передает время. В произведениях художественной литературы находят отражение коренные различия цивилизаций, в том числе православной, западной, исламской. Во

все времена богом западной цивилизации был доллар, что нашло яркое отражение в прозе Бальзака, Флобера, Фолкнера, Марка Твена, Сэлинджера, Стенбека, О. Генри и других американских и европейских авторов. В литературе Востока, и в первую очередь в русской словесности - в центре -внимания душа, морально-нравственные искания и не только в хрестоматийных произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, а на протяжении всего серебряного и золотого века литературы, в советской классике.

Безусловно, нынешняя мировая литература, в том числе и современная российская, несопоставима по художественному масштабу с мировой классикой. Это - иной мир, иная эстетическая школа, иная система координат. Но при этом, как и культура в целом, подлинная художественная литература - это та система ценностей, присущая всем человеческим цивилизациям, среди основных функций которой просветительская, воспитательная, познавательная, социальная. Благодаря широким словесным возможностям воздействия на сознание, чувства, а главное на формирование общественного мнения, литература и различные виды искусства (кинематограф, театр и др.), используя разработанные технологии создавая зрительные и словесные коды способны указать морально-этические варианты выхода из социально-политического тупика.

Конечно, нельзя не заметить, как рыночные отношения отразились на современной российской литературе и критики все чаще пишут об имитации современной культуры, пожалуй, общая мысль наиболее четко выражена С. Сергеевым в статье «Имитация культуры»: «Говоря меркантильным языком меркантильной эпохи высокий курс акций Культуры в современной России не подпитывается новыми капиталовложениями, а продолжает обеспечиваться старым золотым запасом классики» [с.50]. В критических творческих кругах современное состояние культуры даже именуют «культурным Чернобылем». Безусловно, все искусственное, в том числе и литература вызывает у людей психологическое отторжение. Кроме того, и работа на компьютерах изменяет отношение к тексту, зачастую делая его маловыразительным, засоренным штампами, жаргоном, искаженными на русский лад иностранными словами, бессознательно уходит уважение к родному языку. Всем этим грешат многие СМИ, в том числе газетная и журнальная продукция, радиовещание.

Но, тем не менее, произведения современной литературы, не остаются равнодушными к мировым катаклизмам и привлекают внимание как отечественного, так и зарубежного читателя, о чем свидетельствуют материалы Интернета, многочисленные дискуссии и конференции в среде самих деятелей культуры, в которых мне не раз приходилось принимать участие, многочисленные рецензии. Проблемы взаимоотношений цивилизаций, религий и культур наиболее яркое и многогранное

выражение находят сегодня в жанре фантастики, поднимающей тематику выживания или гибели человечества.

Литературные критики, относя эти романы к жанру антиутопии, называют их литературой эпохи страха. Современных российских писателей - фантастов особенно привлекает тема будущего России. В романах, как варианты, рассматриваются в основном четыре пути развития России. Россия либо присоединяется к западной цивилизации, становясь ее периферией, либо к другой мощной цивилизации - к исламу, либо входит в состав еврозийской империи, либо сама становится мощной Российской империей, возвращая былое величие. Писатели представляют самые фантастические имперские проекты, в которых лейтмотивом проходит мечта о сильном государстве, твердой власти. Имперский миф обладает притягательной силой для авторов. Сюжет многих романов -борьба между государствами, корпорациями, криминальными структурами, поделившими Планету и даже Космос.

В целом же все эти произведения современной словесности можно и нужно рассматривать, как своеобразный геополитический прогноз, как предупреждение об опасности, нависшей над миром и грозящей национальным и мировой культурам, религиям и цивилизациям, если они не придут к консенсусу и не найдут пути мирного сосуществования.

Чтобы не быть голословной, кратко остановлюсь на тех масштабных произведениях прозы, что вызвали в последнее время повышенный интерес читателей, литературных критиков, переводчиков, вызвали определенное общественное мнение. Так, Владимир Михайлов в романе «Вариант И» показывает Россию, которая плодотворно сотрудничает с мусульманским Востоком и ведет совместную борьбу с хищным Западом, коварным шайтаном, разрушающим морально-нравственные основы общества и человеческой личности. В противовес роману Михайлова Елена Чудина в своей книге «Мечеть Парижской богоматери» (вспомним «Собор Парижской богоматери» В. Гюго), написанной под впечатлением массовых беспорядков, устроенных мусульманской молодежью во Франции, описывает картины исламской экспансии, полного порабощения мусульманами Западной Европы, превращения Собора в Мечеть. Автор описывает движение христианского Сопротивления, в котором участвуют русские, имеющие опыт борьбы в Чечне и Югославии, и в результате храм снова становится христианским и православие укрепляет свои позиции. Цикл романов «Еврозийская симфония или плохих людей нет», рассматривающих вариант вхождения России в состав Поднебесной, написан Хольма Ван Зайчиком.

Много шума в средствах массовой информации, литературных газетах и журналах, в Интернете вызвал роман известного писателя, шокировавшего читателей не раз своими произведениями, Владимира Сорокина «День опричника». Действие романа относится к 2028 году. Россия отгородилась от Западной цивилизации и широко сотрудничает с Китаем. В России возродилась монархия и опричнина. Роман в чем -то перекликается с утопией Владимира Войновича «Москва 2042», но художественно и сюжетно, безусловно, сильней, в нем немало элементов сатиры, узнаваемы узловые моменты современной российской жизни, начиная с того, что герой сражается за интересы своего силового ведомства,

за контроль за потоком контрабанды, за мзду решает проблемы мастеров культуры, а население все воспринимает покорно, оставаясь духовными рабами.

Немало книг жанра антиутопии связано с описанием возможных политических переворотов, свержением политической элиты. Пожалуй, особенно заметным в этом плане стал роман «Оборона тупика» молодого писателя Максима Жукова, в основе сюжета которого выборы президента, которыми управляет сообщество « идейных советников». Все они занимают жесткую позицию в отношении Запада, который в романе поставляет в Россию новые технологии в обмен на энергоносители. Действие происходит на фоне мирового похолодания, в то время, как синоптики предсказывают глобальное потепление. Олигархов в стране нет, так как они либо уничтожены, либо сбежали за границу. Но политическая борьба обостряется, и властные структуры, на словах ведущие борьбу за идеальное политическое общество, обещая людям работу, обеспеченную жизнь, справедливость, на деле оказываются казнокрадами-оборотнями. Но основную массу фантастической литературы, посвященной развитию цивилизаций и взаимодействию или отторжению культур и религий, составляют те произведения, где авторы ставят целью показать будущую Россию возродившейся Империей.

Хорошо известный любителям фантастики и фентези Роман Злотников написал дилогию «Империя», в которую вошли два романа: «Виват, Император» и «Армагеддон». Основной герой, лидер -бессмертный Сверхчеловек, который знавал великих лидеров прошлого. У него говорящая фамилия - Ярославичев (по аналогии с Ярославом Мудрым). Группа сверхчеловеков создает специальный фонд, приобретает международное влияние и начинает работу по возрождению Российской Империи, проводя масштабные реформы по повышению производительности, внедрению новых отечественных технологий, реформируя армию, давая молодежи элитное образование. Общество меняется нравственно, чиновники перестают брать взятки и воровать, за преступления введена смертная казнь. Главный Сверхчеловек Ярославичев принимает титул императора.

Вторая часть дилогии посвящена внешнеполитическим проблемам, которые возникли после возрождения Российской Империи, так как многим западным государством укрепление России, естественно, не по вкусу. Но реформированная армия быстро расправляется с натовскими танками, колонны которых идут на Москву. Но следом начинается война с Китаем и приходится применять ядерное оружие. На Планете наступает ядерная зима, но Российская Империя выживает. США наказаны за экспорт демократии и свободы, за национальное унижение других народов и теперь Россия снисходительно относится к поверженной Америке, дав ей суверенитет, делясь с американцами продуктами, которые россияне после ядерной зимы сами получают по карточкам, но проявляют свойственное испокон веков русскому народу милосердие, стремление к справедливости, щедрость души.

Русский Сверхчеловек появляется и в романе «Третий проект», написанном Максимом Калашниковым в соавторстве с Сергеем Кугушевым, и в результате происходит позитивное реформирование и общества, и сознания. В романе Олега Дивова «Выбраковка» Герой тоже самостоятельно борется с криминалитетом, считая, что раз законы о правовом государстве в стране не действует, то надо самому просто отстреливать антигероев. Можно еще назвать роман Дмитрия Володихина «Убить миротворца» и его же повесть «Государева служба» , написанный по следам терактов в метрополитене Дмитрий Глуховской создал пугающий ужасами будущего роман «Метро-2035» Дмитрия Глуховского, отрывки которого печатала ежедневная газета с миллионным тиражом «Метро» и многие другие. Но подводя некий итог, надо отметить, что ряд идей переустройства мира и взаимоотношений цивилизаций, изложенные даже в перечисленных выше произведениях российских авторов, имеют немало противников среди читательской аудитории. Так, появление в российских романах Сверхчеловека у многих вызывает отторжение, так как подобный персонаж характерен для западной культуры, а на русской почве это аномалия и читатель связывает со сверхчеловеком разрушительные последствия, вспоминая фашистские теории чистоты расы.

Безусловно, всеми авторами, пишущими на темы будущей судьбы Человечества и цивилизаций движет чувство патриотизма, да и читателей привлекает тема сильной власти, в то же время, как показывают дискуссии, опросы, материалы СМИ, идеи возвращения Империи вызывают беспокойство. И это неудивительно, так как в массовом сознании сложился стереотип связанной с ней жестокости, ограничением гражданских прав, железным занавесом между государствами, что препятствует деловым контактам, туризму, диалогу культур, тем более, что в мире растет сопротивление империям. Надо отметить, что третий экологический путь развития цивилизаций так же находит отражение во многих антиутопиях, где проблемы борьбы с голодом решаются созданием синтетической еды. При этом не надо пахать поля, поливать сады, чистить картошку к обеду, на многочисленных огромных комбинатах продукты получают из нетрадиционных источников, как в сатирической комедии Г. Данелии

«Кин-дза-дза», где на умирающей планете местные жители ели пластиковую кашу. В основу описаний часто положены теории академика А. Несмеянова, который в 1961 г. выдвинул идею искусственной еды, как пищи будущего и создал аналог черной икры, о которой ходили анекдоты, о якобы ее изготовлении из нефти. Да и сегодня реальная жизнь даже в фантастических проектах опережает литературу. Недавно СМИ сообщили о создании в Англии в лабораторных условиях гамбургера и сообщения института Адама Смита, что к 2050 г. синтетическое мясо из пробирки станет нормой питания.

Основное, что объединяет разных авторов, это понимание и утверждение, что залог выживания цивилизаций, культур, религий, в сохранении как духовно-нравственной схожести, так национального колорита. Проникновение каких-то элементов другой культуры процесс естественный и все дело насколько эти культурные традиции совместимы.

И здесь у каждой цивилизации срабатывает инстинкт самосохранения.

И еще несколько слов о роли СМИ. Развитие средств массовой коммуникации дает возможность получения информации в любой части планеты. СМИ - тот инструмент, с помощью которого формируется общественное мнение в соответствии с заранее определенными целями и задачами. Наполеон Бонапарт считал, что к власти можно прийти на штыках, но для удержания власти необходимо опираться на общественное мнение. Авраам Линкольн также считал общественное мнение важнейшим фактором власти, залогом успеха. Печатная продукция несет черты социально-политической обстановки в государстве, регионе в мире, фиксирует кризисные явления, общественные проблемы, отражает моральное состояние общества, поэтому СМИ обязаны быть ответственны за каждое напечатанное слово. СМИ часто упрекают в разночтениях политических, социально-экономических ситуации, в противоречивости фактов в разных изданиях. Это может происходить и по вполне объективным причинам. Зачастую этим грешат издания с частой периодичностью выхода в свет, ежедневные газеты. Такое случается при разнообразии поступивших сведений, на проверку которых не хватило времени. Частая причина -непрофессионализм автора, непонимание ситуации, неумение осмыслить факты из-за низкой квалификации, редакционной подготовка, нежелания проконсультироваться со специалистом. Отсюда и стереотипы, сложившиеся в информационных блоках новостей, которые присущи для ведущих национальных теле - и радиоканалов, газет и журналов. Это особенно заметно при освещении событий в странах мусульманского региона, военных действий. Разночтения касаются имен собственных, географических названий, что, безусловно, у людей знающих вызывает раздражение и недоверие к источникам информации. Например, всемирно известный террорист в одних источниках назывался Усама Бен Ладен, а в других Асама Бен Ладен, при этом в арабских именах произносят вообще не Бен, а Бну, что адекватно русскому отчеству. Много некорректных к мусульманской этике и культуре штампов. Стали удобными штампами понятия фундаментализм, терроризм, традиционализм, которыми манипулируют без объяснения. Термин муджахед теперь в информационных блоках оценивается положительно, в то время как в годы войны в Афганистане и Чечне проходил со знаком минус. Такое отношение к терминологии, к понятийному аппарату без объяснения сути для обычного читателя ведет к недоверию к СМИ. В пропагандистских целях сталкивать продолжают культуры, религии. СМИ зачастую ставят знак равенства между исламским терроризмом исламизмом, как идеологией, и исламом, как духовным учением. Не надо забывать, что приверженцев ислама на планете более 1,5 миллиарда человек, проживающих более чем в 120 странах, да и Россия страна многонациональная Россия, в которой проживают 193 народа, говорящих на 277 языках, наречиях и диалектах, что усиливает ответственность СМИ за каждое печатное слово. Немало лживой информации, очернительства и на ТВ. В юбилей великой Победы, на экранах ТВ Украины материалы о вторжении СССР в Германию и на Украину. А немецкое ТВ в поддержку демонстрирует факельные шествия бандеровцев. Через СМИ киевские власти до сих пор пытаются доказать виновность России, в том, что над Донецком был сбит малазийский «Боинг». Немаловажна на современном историческом этапе роль

политических, экономических, промышленных международных империй, навязывающих свои мнения, скрывающих точную информацию, использующих специально подготовленные обработанные новостные информационные программы, «звуковые подавления». Альтернативные СМИ либо подвергаются цензуре, либо закрываются. Однако, несмотря на сложную маневренную политику в мире в целом, и в культурной сфере, в частности, все же можно говорить и о позитивных сдвигах. И хотя трудно подводить итоги тому, что находится в постоянном движении, в стадии поиска, тем не менее, рассматривая идейно-культурные процессы современности, можно сказать, что нынешнее состояние цивилизаций, несмотря на многочисленные вызовы и конфликты, имеет многовариантные возможности и перспективы для преодоления мирового кризиса, в том числе с использованием гуманитарно-гуманистических каналов. Необходима долгосрочная комплексная программа действий по предотвращению конфликтных ситуаций в мире, угроз и вызовов, эффективному противостоянию всем видам международного терроризма, использованию и пропаганде исторического позитивного опыта взаимодействия цивилизаций. Разумное должно стать действительностью, чтобы можно было сказать словами Александра Блока:

«Придите к нам от ужасов войны. Придите в мирные объятья».

Список литературы:

1. Самуэль Хантингтон. «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» изд. Симон и Шустер, 1996.

2. Имам Хомейни. Политическое завещание.

3. Хатами С.М. Ислам, диалог и гражданское общество. М. 2001.

4. Кляшторина В.Б. Иран в диалоге культур. М. 1999.

5. Сергеев С. Имитация культуры. Журнал «Политический класс», №4, 2008.

6. Авдеева Л.Е. Влияние духовного наследия имама Хомейни и идеалов исламской революции на культурную жизнь современного Ирана. В сб. Тридцать лет исламской революции в Иране. Издание Культурного представительство при Посольстве ИРИ. Москва 2009. стр. 283 - 305

7. Авдеева Л.Е. Роль культуры в диалоге цивилизаций / сб. Россия и мир: Развитие цивилизаций. Материалы Международной научно-практической конференции. Институт мировых цивилизаций. М., 2013. стр. 126-135.

8. Авдеева Л.Е. Межкультурный диалог - основа мирного сосуществования цивилизаций / Сб. Россия и мир: Развитие цивилизаций. Материалы Международной научно-практической конференции. ИМЦ. М. 2015. стр.19 - 25.

9. Авдеева Л.Е. Нравственная революция сознания./ Сб. Пролегомены. Академия Российской литературы. М.: Московский Парнас. 2015. стр. 475481.

10. Паин Э. Империя о себе. О возрождении имперского синдрома в России. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.