ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
УДК 327
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.049-051
ШЕРДУСТ ЭХСАН АМИР, аспирант
ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ И РОЛЬ ИРАНА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
В статье рассматриваются возможности Ирана в области приграничного сотрудничества и укрепления связей с другими странами: поскольку доступ к местным сообществам стал осуществляться через доверие, диалог, взаимное уважение, то напряженность осталась позади и в связи с этим Иран имеет возможность укрепить внутреннюю власть и свою легитимность в рамках национального консенсуса и содействия развитию отношений с внешним миром, сделав акцент на применении внешнеполитических геостратегических усилий. Автор статьи считает, что политический диалог цивилизаций, доверие и разрядка помогут не только повысить роль и значимость Ирана в международной системе, но и добиться эффективных результатов в обеспечении национальных интересов. Разрядка во внешней политике Ирана способствует ее динамичности в создании доверия и взаимопонимания между Ираном и странами региона. Важнейшим последствием этого может быть сокращение распространенного вмешательства внешних сил на региональном уровне и укрепление региональной системы безопасности. В связи с этим автор приходит к выводу, что Исламская Республика Иран продолжает свою деятельность, склоняясь к реалистичным взглядам, избегая конфликтов и политической напряженности и уделяя больше внимания национальным интересам.
Ключевые слова: Иран, диалог, политика, международная система, цивилизация, национальные интересы.
EHSAN AMIR SHERDOUST, Postgraduate student
DETENTE AND IRAN'S ROLE IN THE DIALOGUE OF CIVILIZATIONS
In this article discussed the possibility of Iran in the field of cross-border cooperation and strengthen ties with other countries: for access to the local communities to become carried out through trust, dialogue, mutual respect, the tension left behind and, in this regard, Iran has an opportunity to strengthen its internal power and legitimacy within the framework of national consensus and promoting the development of relations with the outside world, focusing on the use of geo-strategic foreign policy efforts.
Author believes that the political dialogue of civilizations, trust and discharging can not only enhance the role and importance of Iran in the international system, but also to achieve effective results in ensuring national interests. Detente in Iranian foreign policy contributes to its dynamism in the creation of trust and mutual understanding between Iran and the countries of the region. The most important consequence of this may reduce the spread of the intervention of external forces at the regional level and strengthening regional security system. In connection with this, the author concludes that the Islamic Republic of Iran continues its activities, tending to a realistic view, avoiding conflicts and political tensions and paying more attention to national interests.
Keywords: Iran, the dialogue, the policy of the international system, civilization, national interests.
Понятие «диалог цивилизаций» в установленном порядке акцентирует внимание на некоторых аспектах, один из которых - отношение между политикой и творчеством, а второй -отношение между нравами и политикой. В связи политики и нравов с теоретической точки зрения внимание акцентируется на этическом аспекте предлагаемого диалога между цивилизациями. Для реализации этого предложения необходимо провести серьезные изменения в политических взглядах.
В диалоге необходимо уважать мнение и культуру противоположной стороны, и лишь в этом случае диалог цивилизаций станет предпосылкой к миру, безопасности и справедливости [2, с. 87].
Господин Хатеми призвал к диалогу Западные и Исламские цивилизации, поставив вопрос об изучении Востока, критикуя нынешнее положение, предлагая вступление Востока в качестве партнера в диалог [2, с. 67].
Также, отрицая сложившуюся международную структуру и осуждая доминирующие страны за их несправедливую политику и другие пороки, он предлагает сотрудничество по схеме: Исламский мир - Европа и Иран - Европа [3, с. 78].
И кроме этого, учитывая факты, настаивает на высокой значимости и нравственности диалогов цивилизаций. Терпеливость и лояльность партнерства являются основными этическо-правовыми необходимостями диалога цивилизаций в сфере политики и международных отношений [3, с. 89-91].
Учитывая вышесказанные концепции, можно сказать, что диалог цивилизаций представляет собой реалистичные взгляды и ценности. Реалист учитывает нынешнюю политическую, социальную, экономическую и культурную реальность, а ценитель концентрируется на сотрудничестве, партнерстве, терпеливости, лояльности и человеческих ценностях. Эта точка зрения завоевала внимание и одобрение мировой общественности, и в 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН и Коффи Аннан призвали к диалогу между цивилизациями на основе взаимного уважения. Генеральная Ассамблея ООН может стать реальной ареной диалога между цивилизациями [4, с. 13].
План диалога цивилизаций был предложен Ираном после «холодной войны». В столкновении цивилизаций Иран оказывал влияние на международную систему, в большой степени
- 49 -
Исторические науки
Historical Sciences
устраняя пропаганду и представляя Иран в исламском обличим. Эта теория противоречила теории Хантингтона и делала акцент на противоречиях и столкновении цивилизаций, выражая беспокойство по поводу конфронтации Западной и Исламской цивилизаций, стараясь выставить Ислам воинственным и жестоким: «Ислам изначально был религией мечей и поддерживал воинственность. Истинный Ислам заключался в кочевых племенах и воинах, и это привело к тому, что Ислам ассоциируется с насилием» [6, с. 421].
По мнению Хантингтона, учитывая представления западной и мусульманской цивилизаций друг о друге, а также учитывая значительный прогресс Исламского мира после революции 1979 г., между Западной и Исламской цивилизациями возникло некое недоверие [6, с. 344]. Хантингтон также приводит пример исследований Тедда Роберта Гара и Рута Леггера Сиварда.
Политика разрядки во внешних отношениях Ирана направлена на то, чтобы, вдохновившись принципами партнерства, благодаря политическим и экономическим взаимодействиям с другими цивилизациями, преодолевать проблемы и с помощью реалистичного подхода действовать в целях адаптации с окружающим миром.
Политика разрядки стремится анализировать региональные и глобальные вопросы посредством общих концепций и интересов. Также политика разрядки и доверия принимает меры по сокращению опасности на региональном и мировом уровнях. Этот процесс предполагает, чтобы задействованные в нем стороны во время диалога и определения угрозы уважали мотивы и интересы друг друга, превращая конкуренцию и конфликт в сотрудничество и партнерство.
Политика разрядки может реализовываться на двух уровнях: региональном и сверхрегиональном.
а) Региональный уровень. Основным последствием разрядки Ирана на региональном уровне является использование возможности глобализации в связи с союзом стран Персидского залива, особенно с Саудовской Аравией. После ирано-иракской войны и напряженных отношений Ирана с Саудовской Аравией обе страны возобновили свои отношения в 1990 г., и для создания большего взаимопонимания и сотрудничества они приложили обоюдные усилия. В 1996 г. в Исламабаде произошла встреча Амира Абдуллы, наследного принца Саудовской Аравии, с господином Хатеми, президентом Ирана, в ходе которой удалось достичь соглашения сотрудничества с Саудовской Аравией в проведении восьмого ежегодного саммита исламских стран в Тегеране, что стало еще одним значимым событием в налаживании двусторонних отношений. Также присутствие высокопоставленной делегации из Саудовской Аравии на саммите в Тегеране во главе с королем Абдаллой бен Абдель Азизом расширило контекст отношений между Ираном и Саудовской Аравией. После избрания господина Хатеми на пост президента в 1996 г. и принятия политики разрядки и доверия во внешней политике были изъяты эффективные шаги к оптимизации двусторонних политических, экономических и культурных отношений [5, с. 132-133].
В этот период обе страны, и Иран, и Саудовская Аравия, работали в целях укрепления двустороннего сотрудничества, подчеркивая доверие, лояльность и взаимные интересы. Для Исламской Республики Иран стабилизация цены на нефть и предотвращение ее краха - вопрос жизненно важный, и в этом вопросе Саудовская Аравия, как крупнейший производитель нефти, может играть значительную роль [1, с. 135-136].
Политика разрядки, помимо возможности оказывать влияние на стабилизацию цен на нефть и повышение дохода от нефти Саудовской Аравии, может помочь контролировать революционные настроения на региональном и национальном уровне. Помимо укрепления отношений с Ираном, это поможет Аравии завоевать мировое доверие и в целом помочь достижению общих целей создания коалиции мусульманской уммы.
б) . Сверхрегиональный уровень. Отношения на сверхрегиональном уровне в основном связаны с отношениями Ирана и Европы, так как установление двусторонних отношений Ирана и Европейского Союза обеспечит взаимные выгоды в свете конструктивного и открытого диалога. По мнению стран ЕС, исламский Иран при наличии стратегического местоположения и запасов нефти может сыграть значительную роль в восстановлении стабильности и безопасности региона в Персидском заливе, а также в арабо-израильском примирении. С другой стороны, Иран может стать выгодной ареной для европейских инвестиций и поставки потребительских товаров из стран ЕС. Несмотря на существующие ограничения в отношениях с Европой в контексте региональной безопасности, арабо-израильский мирный процесс и поддержку Ираном палестинского и других обездоленных народов, общие интересы Европы и Ирана привели к укреплению конструктивного диалога в сфере политики, экономики и безопасности двусторонних отношений на региональном и международном уровнях.
В целом можно сказать, что политика диалога цивилизаций и политика разрядки как минимум сохранили национальные интересы Ирана в условиях глобализации, открыв перед страной мировые возможности:
- 50 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
1. Политический диалог и укрепление культурных связей повысили конструктивные и перспективные возможности для увеличения международной репутации страны, распространив в мире иранские ценности и приоритеты в целях мира, стабильности и справедливости.
2. Политика доверия и разрядки постепенно формирует региональную ментальную модель противоположных сторон, укрепляет дипломатические отношения между Ираном и другими мусульманскими странами, уменьшая риски исламских государств в условиях глобализации.
3. Политика разрядки способствует укреплению Организации Экономического Сотрудничества и Организации Исламских Конференций и возможности регионализма Исламских стран.
4. Создание региональной политической и экономической стабильности путем привлечения дополнительных иностранных инвестиций и передачи технологий может усилить экономическую мощь региона и конкурентоспособность исламских стран на мировом рынке.
Таким образом, благодаря геополитическому положению, своим возможностям и потенциалу Иран может увеличить свое влияние и укрепить положение в регионе и в мире. В ином случае, учитывая внутреннее и внешнее давление, связанное с процессом глобализации, вместо использования его возможностей и угроз, мы пришли к выводу, что, учитывая деятельность последних тридцати лет и нынешние тенденции Исламской Республики Иран, достижение национального успеха требовало колоссальных усилий. С приходом мудрого и надежного правительства внешняя политика страны была направлена на реформы, на переговоры Ирана с Америкой. Однако нельзя терять региональных и сверхрегиональных стратегических партнеров.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Эхтешами Анушерван Внешняя политика Ирана в период реконструкции. Экономика, оборона и безопасность / Пер. И. Муттаги и З. Пустинчи. - Тегеран: Центр революционной документации, 1998. - 186 с.
Дад БабакХатеми в Италии / Б. Дад. - Тегеран: Министерство культуры и Ислама, 1998. - 187 с.
Дад Бабак Хатеми в Париже/ Б. Дад. - Тегеран: Министерство культуры и Ислама, 1998. - 133 с.
Закриян М. Оценка внешней политики Хатеми экспертами / М. Закриян. - Тегеран: Хамшахри, 2000. - 133 с.
Каземи Б. Дивергенция и конвергенция отношений между Ираном и Саудовской Аравией / Б. Каземи. - Тегеран: Изучение Ближнего Востока, 1999. - 178 с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка / Пер. М.А. Рафии. - Тегеран: Наука и литература, 1998. - 450 с.
REFERENCES
Ehteshami Anoshirvan Iran's foreign policy in the period of reconstruction. Economy, Defence and Security [siyasat-e xareji-ye Iran dar doran-e sazandegi] Trans. By Ibrahim Mottaghi & Zohre Pustinchi. - Tehran: Center revolutionary documentation, 1998. - 186 p. (in Persian)
Dad Babak Khatami in Italy [Xatami dar Italiya], B. Dad. - Tehran: Ministry of Culture and Islamic, 1998. - 187 p. (in Persian)
Dad Babak Khatami in Paris [Xatami dar Paris], B. Dad. - Tehran: Ministry of Culture and Islamic, 1998. - 133 p. (in Persian)
Zakriyan M. Evaluation of foreign policy experts Khatami, M. Zakriyan. - Tehran: Hamshahri, 2000. - 133 p. (in Persian)
Kazemi B. Divergence and Convergence of relations between Iran and Saudi Arabia [vagarai-ha va hamgarai-ha dar ravabet-e Iran va Arabestan], B. Kazemi. - Tehran: A Study of the Middle East, 1999. - 178 p. (in Persian)
Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order; Trans. by M.A. Rafi. - Tehran: Science and Literature, 1998. - 450 p. (in Eng.)
Информация об авторе Information about the author
Шердуст Эхсан Амир, аспирант Таджикского национального университета,
Душанбе, Таджикистан [email protected]
Получена: 05.04.2015
Ehsan Amir Sherdoust, Postgraduate student of Tajik National University Dushanbe, Tajikistan. [email protected]
Received: 05.04.2015
51 -