Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА / НЕТЕРПИМОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Авдеева Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Вестник института мировых цивилизаций №8

7. Положение об управлении штаба ГК ВВС СССР от 12.01.1977 г. / см. ЦАМО РФ, ф.35, 011.936576с, д.34. лл. 135-156.

8. ЦАМО РФ, ф.35, оп.178814сс, д.75. л. 56;

9. ЦАМО РФ, ф.35, оп. 178814сс, д.75, л.5;

10.ЦАМО РФ, ф.35, ои.178814сс. д.75, лл.56-57. 11 .ЦАМО РФ, ф.35, ои.178814сс. д.119, лл.7 - 9. 12.1ahrbuch der Luftwaffe 6 Folge 6-1969 -Darmstadt. - P.151-158;

Авдеева Л.Е.

Межкультурный диалог цивилизаций, как моральный ориентир

защиты прав человека

Современная геополитическая ситуация зачастую преподносится, как существование взаимоисключающих цивилизаций, борющихся за экономическое и политическое преимущество. При этом межкультурному диалогу, который является частью политической культуры, не уделяется должного внимания, хотя именно он служит росту доверия и регулирует многие конфликты, в том числе связанные с защитой прав человека, являясь моральным ориентиром в защите гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав каждого жителя планеты.

Межкультурный диалог стал настоятельной потребностью нашего времени. Деятели культуры, искусства, литературы разных стран своим творчеством, участием в просветительской и воспитательной деятельности, в регулярных Международных форумах, конференциях, семинарах, круглых столах вносят немалую лепту в выработку программ по созданию новых общественных отношений на основе уважения национальных, этнических, религиозных прав и основных свобод человека. Межкультурный диалог способствует укреплению взаимопонимания между народами, росту интереса к общему культурному наследию человечества. И одна из первоочередных

Вестник института мировых цивилизаций №8 зачач межкультурного диалога цивилизаций защита прав человека, борьба с насилием, тиранией, жестокостью, социальными язвами.

Если говорить о предыстории нрав человека, то надо, в первую очередь, вспомнить Кира Великого, завоевавшего Вавилон в 539 г. до н. э. и давшего всем рабам свободу. Более того, он объявил, что каждый человек может сам выбрать себе религию. Глиняная табличка, содержащая эти высказывания, и названная «Цилиндр Кира» считается первой в Истории Декларацией нрав человека. Еще в такой глубокой древносги родилось понятие, что человек имеет определенные нрава только потому, что он Человек. Таким образом, идея защиты прав человека стара, как мир, и постепенно но всему миру и распространилась, проникнув первоначально в Индию, Грецию, Италию... В 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, которая заставила короля подчиняться законам. В XVIII веке в США Декларация независимости и Конституция определили основные права граждан, а следом и Франция в 1789г. приняла Декларацию прав человека и гражданина. В 1864 г. Женевская конвенция установила стандарты международного нрава. И, наконец, 10 декабря 1948г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Она призывала все государства «обнародовать и повсеместно распространять текст», причем подробно знакомить с ним в школах и других образовательных организациях. Основная цель, которую ставила ООН, созданная после окончания Второй мировой в 1945г. пятью державами - СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем, укрепление мира на планете. Сегодня членами ООН являются более 190 стран (193) и основные законы этих стран включают права, приведенные в Декларации.

В дальнейшем сфера действия законов по защите равноправия людей безгранично расширилась. Европейская конвенция по правам человека, принятая в 1950г., учредила Европейский суд по правам человека. Европейская социальная хартия 1961г., дополненная в 1996 г., утвердила одинаковые социальные права для всех людей без каких-либо различий. Развитию

29

Вестник института мировых цивилизаций стратегий но продвижению межкультурного диалога в духе толерантности были посвящены многочисленные конвенции, хартии, декларации, слушанья, дебаты, рекомендации, резолюции, принятые за прошедшие годы по разным аспектам межкультурного диалога.

Роль межкультурного диалога в решении многих проблем по защите прав человека возросла после 2002 г., объявленного ООН годом диалога культур. В 2003 г. Межкультурный диалог цивилизаций стал темой Опатийской декларации Конференции министров культуры. А 2008 г. Европейским Союзом был объявлен Европейским годом межкультурного диалога, и в тот же год была начата программа «Артисты за диалог», расширившая практику диалога между деятелями культуры. Многочисленные акции, опираясь на творческую и общественную деятельность писателей, театральных работников, кинематографистов, художников, журналистов и людей других специальностей, посвятивших себя различным сферам культуры, приносят свои ощутимые плоды. Это объясняется тем, что творчество касается всех сфер жизни. В произведениях искусства и литературы отражена повседневная жизнь, отношения в семье, между соседями и коллегами, а также такие области общения, как международная, социальная, культурная, религиозная, просветительская, молодежная. Все эти сферы в той или иной степени связаны с защитой прав граждан И во многом по-прежнему наиболее точно отражают сущность этой деятельности, не теряющие своей актуальности высказывания великих гуманистов разных времен и народов, защитников человеческих прав. А среди них и французский мыслитель, писатель Вольтер, отстаивавший право каждого на свое мнение, и политический, духовный лидер Индии Махатма Ганди, призывавший к самосовершенствованию для изменения мира, и Нельсон Мандела, политический деятель ЮАР, называвший «смелым того, кто способен победить страх» [6, с.34,] и борец за права афроамериканпев Мартин Лютер Кинг, утверждавший, что несправедливость в одном месте представляет угрозу справедливости повсюду», [6, с.35] и физик, общественный деятель Андрей

30

Вестник института мировых цивилизаций №8 Дмитриевич Сахаров, утверждавший, что «разобщенность человечества угрожает ему гибелью» [6, с.35] и великий Лев Толстой, духовные искания которого близки и понятны всем здравомыслящим людям планеты, и духовный лидер Исламский республики Иран имам Хомейнн, мечтавший, что «настанет на земле день всеобщего равенства и братства». [7.С.322].

Практические действия деятелей культуры, искусства, литературы, включающие обмен делегациями, творческими коллективами, переводы художественной литературы, театральные форумы и кинофестивали, демонстрируют не только достижения определенной страны и народа, но и общую человеческую природу, содействуют позитивному решению многих острых проблем, включая защиту прав человека.

Формирование гражданского общества в немалой степени зависит от осведомленности каждого о его правах, свободах, обязанностях и ответственности. По, к сожалению, далеко не все смогут назвать число статей Всеобщей Декларации прав человека и их основной смысл, тем более среди студенчества или школьников. А ведь все 30 коротких статей направлены на защиту равных и неотъемлемых прав каждого человека в мире, независимо от национальной и религиозной принадлежности, социального статуса, общественного и материального положения. Декларация способствует социальному прогрессу, развитию дружественных отношений между народами и является основой для построения общества свободы, справедливости и всеобщего мира. Согласно Декларации, каждый на этой земле рождается свободным, имеет право на безопасную жизнь, на жилье, образование, медицинскую помощь, на труд и отдых, свободу передвижения. Декларация запрещает рабство, пытки, незаконное задержание, высылку из страны без оснований, вторжение в частную жизнь. Всё это - основы демократического государства.

Среди основных прав - свобода слова, мысли, убеждений, совести,

вероисповедания, право делиться своими идеями с другими, в том числе в

форме художественных творений искусства и литературы, которые

31

Вестник института мировых цивилизаций N98 защищаются авторским правом. На разных жизненных этапах человек имеет право отожествлять себя с различной культурой, обладая свободой выбора культуры. По, безусловно, каждый обязан нести ответственность, как за свои действия, так и высказанные мысли, если они идут в разрез с законодательством и наносят вред. Потребность высказаться, быть услышанным - самая глубокая потребность человека. Доказано, что невысказанные мысли разрушают человеческую психику, деформируют сознание. По вопрос о свободе Слова часто становится вопросом о пределах этой свободы. Всем известно, что словом можно убить, предать, поднять народ на борьбу с тиранией. Но сегодня, когда существует масса бесцензурных газет и журналов разного толка, Интернет, вопрос об ответственности за произведения литературы, искусства, культуры, за свои суждения и поступки становится особенно острым. Одна из ведущих ролей в процессе межкультурного диалога цивилизаций, в формировании общественного мнения принадлежит средствам массовой информации. Но зачастую именно СМИ нарушают этический Кодекс, обостряют остановку подстрекательствами, публикацией заведомо ложной, непроверенной информации. Как пример, вызвавший международный резонанс, можно вспомнить публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в западных газетах. Часто появляются необоснованные нападки и лживые сведения о положении в КНДР, обостряющие отношения в решении давней, острой проблемы объединения Севера и Юга страны. А сколько раз именно такие материалы создавали барьеры в общении на всех уровнях с Исламской республикой Иран. События на Ближнем Востоке и в Северной Африке - это все звенья одной операции по созданию так называемого «Большого Ближнего Востока», подконтрольного Америке. Это продолжение опаснейшей политики, которая привела ранее к бомбардировке мирных городов Югославии, кровавой интервенции в Ираке, к возникновению в Афганистане всемирного наркопритона под эгидой США. А кровавые события в Ливии, Египте, Сирии, на Северном Кавказе и, наконец, переходящая в гражданскую войну

Вестник института мировых цивилизации Х°8 обстановка на Украине, которая сейчас в центре внимания. Наряду с политиками журналисты, формирующие общественное мнение, несут ответственность за распространяемую информацию. Непроверенные данные, оскорбительные, клеветнические заявления, фальсификации содержат угрозу позитивному диалогу между странами, разрушают его значимость, создают барьеры к сотрудничеству и взаимопониманию, нарушают права граждан. СМИ, так же как и деятели культуры, литературы, искусства, просвещения обязаны быть проповедниками уважения к человеческой жизни, равным возможностям людей, защите их безопасности, способствовать общению на всех уровнях. Значительна роль в диалоге цивилизаций Интернета -мощного инструмента политического и культурного воздействия на умы. Это одновременно средство консолидации разных социальных сил, но и во многом разрушитель культуры. Интернет, как термометр, показывает самочувствие общества, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Поэтому-то сегодня, как никогда, остро встает вопрос о всестороннем межкультурном диалоге цивилизаций, направленном на воспитание с юных лет культуры межнациональных отношений, на просвещение в области прав и свобод человека, на обучение общению, этике поведения, гражданской ответственности. Именно правильно организованный межкультурный диалог должен быть моральным ориентиром в объективном анализе сложившейся обстановки, полученной информации, умении отстаивать свое мнение, мирно решать конфликтные ситуации. Но как это не горько, доверие населения к власти падает повсеместно в мире катастрофическими темпами. В том числе и Россия оказалась по многим важнейшим показателям среди стран «третьего мира», в том числе по качеству жизни, определяемому продолжительностью и Уровнем жизни, доступом населения к образованию. Люди ощущают отсутствие необходимой полноценной защиты со стороны государства их прав, реальную угрозу терроризма, их раздражает бессмысленная гонка за фальшивыми ценностями, отсутствие достойных идейно - нравственных идеалов и высоких целей. Не в одной цивилизованной стране мира нет такого

л л

Вестник института мировых цивилизаций №8 разрыва между богатыми и бедными. По числу миллиардеров Москва вышла на первое место в мире. Обострение противоречий между властью и населением приводит к резкому росту протестных отношений, борьбе за достойную жизнь и свои права.

Страны со слабыми экономическими возможностями, с социальной и культурной неустроенностью, со спадом в науках и образовании, с униженным народом не могут иметь благоприятных перспектив и не способны ответить на вызовы XXI века. Любая духовно и нравственно опустошенная страна, к какой бы цивилизации она не принадлежала, не может претендовать на ведущее место в диалоге культур. А ведь Российское государство, возникшее более 1000 лет назад, хотя и меняло каждое столетие исторические особенности жизни, всегда считало своей первоочередной задачей защиту своих граждан, собирание территорий, что обеспечивало прочный фундамент в сложных международных условиях и прорыв в экономическом и культурном развитии.

Россия продолжает оставаться государством многонациональным. На

российской территории сегодня живут представители 193 народностей и

многие из них переселились на российскую территорию не только в

результате политических перипетий, а сознательно выбрали Родиной Россию,

как, например, отметившие в этом году 150-летие добровольного переселения

корейцы. Их единение с русскими произошло в начале 60-х гг. XIX в после

подписания Пекинского договора, в результате которого Приморье вошло в

состав Российской империи, и появилась общая ¡раница между Россией и

Кореей. Сегодня 500 тыс. корейцев живут в странах бывшего СССР и из них

153 тыс. стали жителями России. Я участвовала в юбилейном мероприятии

Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и

связей с религиозными организациями Москвы, состоявшемся в Центральной

универсальной научной библиотеке им. Некрасова, где присутствовали многие

известные русские корейцы, ставшие политиками, учеными, деятелями

культуры, общественными деятелями. В своих выступлениях они отмечали,

34

Вестник института мировых цивилизаций N98 что им удалось занять достойное место в истории нашей страны, пережить вместе с русским народом многие тяготы, освоить русскую культуру, при этом сохранить и свой язык, традиции, обычаи, и свое будущее они связывают только с Россией. Среди тех, кто так же связывает свое будущее с Россией почти 600 тыс. немцев, первые поселения которых на Руси относятся к IX в. В XVI в. «немецкие слободы» были уже во многих городах, а с XVIII в. началось массовое переселение немцев по приглашению Екатерины Второй на свободные земли Поволжья и позже Северного Приморья. По данным переписи в России живет почти 98 тыс. греков, которые начали к нам переселяться с середины ХУ века после падения Константинополя. По официальным данным, в России сегодня более 26 тыс. вьетнамцев (по неофициальным не менее 100 тыс.) С 50-ых гг. XX в. это был массовый заезд вьетнамских студентов, а с 80-х гг. это поток трудовых мигрантов. Есть российские паспорта у 1,5тыс. испанцев, 800 японцев, около тыс. французов, большой приток которых отмечался в имперской России. Многие диаспоры имеют свои культурные центры, работают национально-культурные автономии, ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Все они пытаются сохранить идентичность - язык, религию, культуру, решать свои многочисленные проблемы на территории России. Но многие вопросы вне контекста от общероссийских, геополитических и миграционных проблем решать сложно, что показал, например «круглый стол»;' состоявшийся по инициативе ЛДПР 28 января 2014 г. в Государственной думе «Россия -Афганистан. К 25 - летаю вывода советских войск». В работе приняли Участие депутаты, ученые-востоковеды, политологи, историки, социологи, бывшие воины интернационалисты, представители миграционной службы, афганской диаспоры, российские писатели и поэты. Прошло 25 лет после окончания войны, продолжавшейся 9 лет, один месяц и 18 дней, принесшей колоссальные человеческие потери двум нашим народам и породившей Множество острых проблем, не решенных до сих пор. Среди них защита прав в°инов-интернационалистов, получение ими в полном объеме льгот

35

Вестник института мировых цивилизаций .\г°8 участников боевых действий, решения вопроса о льготах и тем гражданским специалистам, которые в годы войны так же рисковали своими жизнями. Не решены проблемы с гражданством для многих сотен семей афганцев-беженцев, занимавших в те годы высокие посты в стране, а ныне не имеющих прав на жилье, образование для детей, на медицинскую помощь.

Есть проблемы, которые государство не имеет права сбрасывать со счетов и среди них главные - надежная обороноспособность и защита прав населения. Л для решения этих проблем нужна высочайшая ответственность руководителей всех уровней и выполнение моральных обязательств перед своим народом. Решение этих острых проблем в значительной мере зависит от понимания того, что их корнем является не этническое, расовое или конфессиональное разнообразие, а безыдейность общества, а как следствие национализм, терроризм, экстремизм. И здесь, так же, как и в других случаях защиты человеческих прав, значительную поддержку может оказать межкультурный диалог, способный обеспечить верный выход из исторического тупика. Через диалог культур исповедуются принципы социальной справедливости, человеческой порядочности, восстанавливаются основные политические и социально-экономические права граждан, обеспечивается социальная защищенность. Прорыв в Будущее невозможен без восстановления главных принципов социальной справедливости. И речь идет не только о судьбе России и сё историческом выживании, а о будущем всего мира. Сегодня мы становимся свидетелями того, как экономические кризисы перерастают в социально-политические. Волнения на национальной почве, чудовищные террористические акты, коррупция, попирание элементарных законов человеческого общежития, морали и справедливости связаны с мировыми тенденциями и объективными причинами.

Происходит столкновение двух тенденций - роста толерантности и роста нетерпимости. В конечном счете, развитие человечества зависит от того, какая из этих тенденций победит. Нетерпимость основана на непризнании за другими возможности иметь свое мнение, свои убеждения, это отрицание

36

Вестник института мировых цивилизаций №8 свободы совести - основы демократического общества. В Большом толковом словаре «совесть» определяется, как «чувство моральной ответственности за свое поведение, нравственные принципы, взгляды, убеждения». Свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания. В основе толерантности лежит уважение к личности. Общепризнанные принципы Международного права содержат идеи толерантности. Чем больше растет человеческое самосознание, тем больше растет и ценность духовной свободы. По, безусловно, нельзя, прикрываясь разговорами о толерантности, закладывать мину замедленного действия иод фундамент Российского государства. Официальные данные 2013 г. показывают, например, что выводу капиталов из России способствуют не только олигархи, но и мигранты'-граждане Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы. Вывезенная за год сумма составила около 500 млрд. руб. (15млрд. долл.), что соответствует годовому расходу российского бюджета на здравоохранение. Эти средства могли быть направлены и на образование, и на культуру, и использованы в просветительских молодежных программах.

Понимание молодежью того, что люди должны жить вместе в разнообразном мире, уважая чужие права и достоинство, что изучение чужой культуры, истории, языка обогащает, вырабатывает гражданскую позицию и широкий кругозор - один из факторов стабильности любого общества. К этому просветительскому процессу должны быть подключены как правительственные, так и неправительственные общественные организации. Надо отметить, что Общественная палата РФ, Общественный совет при правительстве Москвы, Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Московский Дом национальностей, национально-культурные автономии и другие общественные организации Москвы организуют массовые культурные программы, выставки народных промыслов, живописи, книг, музыкально-литературные вечера, встречи с Деятелями культуры, круглые столы, семинары, конференции, благотворительные акции. Подобные мероприятия проводит и ряд музеев,

37

Вестник института мировых цивилизации N°8 библиотек, досуговых центров. В последние годы в некоторых школах введены занятия по изучению прав человека, проходят семинары и программы на темы: «Все различны - все равны», «Жить вместе - жить дружно», «Наша историческая память». Подобные культурные мероприятия, проводимые в просветительских и образовательных молодежных организациях, воспитывают чувство солидарности, уважения, позволяет избежать многих недоразумений, предрассудков, вызванных незнанием и непониманием другой культуры, религии, национальных традиций, расширяют кругозор. Важным компонентом межкультурного диалога является и спорт, формирующий у молодежи понятие о честной игре, о взаимопонимании, равных правах человека.

Качественное образование молодежи на всех уровнях, развитие лингвистических способностей, изучение истории и культуры не только своей страны, но и других стран, понимание основных мировых религий должны стать мощным инструментом межкультурного диалога, способствующего активному вступлению молодых в общественно -политическую жизнь, ответственному пониманию целей гражданского демократического общества, основанного на равных правах всех граждан.

Конечно, только межкультурный диалог не решает всех злободневных проблем, но его отсутствие вызывает недоверие, национальную рознь, подозрительность, нетерпимость к другим культурам и религиям. Серьезный межкультурный диалог, как неотъемлемая часть диалога цивилизаций, сигнализирует, что отсутствие духовности и нравственно - моральных идеалов порождает и культивирует в обществе человеческие пороки, социальную несправедливость, коррупцию, правовой нигилизм, ксенофобию, экстремизм и прочие нездоровые явления, свойственные современному миру. Поэтому необходимо всем здоровым силам консолидироваться для выхода из духовного кризиса и первоочередной задачей является защита безопасности государства и прав граждан, чтобы выйти из тупика кризиса на путь возрождения. У России есть значительный потенциал возможностей для

38

Вестник института мировых цивилизаций \?8 экономического и культурного роста, для чего необходимо поддерживать и развивать отечественную науку, образование, искусство. Просветительская роль межкультурного диалога цивилизаций должна стать решающей составляющей социальной модели будущего общества, основанного на культурном национальном многообразии, уважении прав и свобод человека, понимании того, что независимо от нашей национальной принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, традиций и обычаев всем нам светит одно солнце. И, если мы хотим жить мирно и достойно, то обязаны уважать и себя, и свой народ, и чужую культуру, направив творческие, духовные, физические возможности на поиск эффективного пути для межкультурного диалога, как наиболее доступного морального ориентира в защите человеческих прав.

А закончить хочу своими стихами, которые выражают суть статьи. Народ народу не желает зла. Народы сами войн не начинают. К благоразумию людей зовёг Земля. К любви и вере небеса взывают. И Разум к Просвещению зовет, Чтоб светлым чувствам в сердце место было. Прошли немало вместе мы дорог, Где Уваженье, Доброта и Сила В одном рукопожатье. Что делить Нам, люди? «Избавляйтесь от гордыни», -Взывают реки, горы, неба высь, Леса и пашни, степи и пустыни. Взывают: «Избавляйтесь от страстей, Корысти, подлости, во имя верной дружбы, Во имя всех влюбленных и детей, Во имя процветанья Искусства. К чужим традициям, к религии иной,

Вестник института мировых цивилизаций №8 К тем, кто отличен верой, цветом кожи, Вы повернитесь чистою душой. 11оймите, до чего же мы похожи В своих желаньях счастья и любви, В стремленье к знаньям, миру и покою. Мы все хотим, чтоб не было войны. Мы не желаем слез, страданий, боли. Парод народу не желает зла. Для жизни нам дана одна планета. Взывает к Совести и Разуму Земля, Мужчины, дети, женщины, поэты.

Литература:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа, М. 2003.

2. Конституция Российской федерации.

3. Крысько В.Т. Этнопсихология и межнациональные отношения. М. 2002.

4. Соловьев B.C. Оправдание добра. В 2-х т. М. 1998.

5. Российская цивилизация: этнокультурный и духовный аспекты. М. 1998.

6. Что такое права человека. Сб. Марафон за мир и права человека 2013 -43с.

7. Хомейни. Завещание. В сб. «Вожди народов. XX век Имам Хомейни. Иран». «Палея», 1999, 420с.

Малков К. б.

Формализованная технология принятия государственных решений в условиях нестабильности внешнеполитической среды как основа повышения эффективное in деятельности внешнеполитических

государственных структур

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, которые глубоко затрагивают национальные интересы Российской

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.