Научная статья на тему 'Международная и российская нормативная база совершенствования системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики стратегии развития национальной политики РФ до 2025 года (аналитический обзор)'

Международная и российская нормативная база совершенствования системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики стратегии развития национальной политики РФ до 2025 года (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА / MOSCOW SCHOOL / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / БЕСКОНФЛИКТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CONFLICT-FREE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ФГОС / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION PRIORITIES / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONAL EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ / EXTREMISM PREVENTION BY MEANS OF EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ / IMPROVING TEACHERS'' PROFESSIONAL COMPETENCES / NATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS / ETHNO-PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев Юрий Алексеевич

Обзор включает ведущие аспекты международного и российского законодательства и правоприменительной практики в сфере повышения профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений и педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики принятой в конце 2012 г. Стратегии развития национальной политики РФ до 2025 года. Этот документ признает обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, в том числе средствами образования, одним из приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian and international regulatory framework to improve teachers'' professional competence in inter-ethnic relations as part of the educational policy of the National Policy Strategy of the Russian Federation till 2025 (analytical overview)Аннотация:

The article highlights the major aspects of Russian and international laws and their practical application for improving professional competences of heads of educational institutions and teachers in inter-ethnic relations as part of the educational policy of the National Policy Strategy of the Russian Federation till 2025 (adopted in late 2012). This document recognizes inter-ethnic peace and consent harmonization of international (interethnic) relations, including by means of education that is one of the priorities of the state national policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Международная и российская нормативная база совершенствования системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики стратегии развития национальной политики РФ до 2025 года (аналитический обзор)»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Юрий Горячев

Международная и российская нормативная база совершенствования системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики стратегии развития национальной политики РФ до 2025 года (аналитический обзор)

Аннотация: Обзор включает ведущие аспекты международного и российского законодательства и правоприменительной практики в сфере повышения профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений и педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики принятой в конце 2012 г. Стратегии развития национальной политики РФ до 2025 года. Этот документ признает обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, в том числе средствами образования, одним из приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации.

Ключевые слова: московская школа, поликультурное образование, бесконфликтная образовательная среда, ФГОС, приоритетные задачи образования, международное образование, этнокультурные образовательные учреждения, этнопедагогика, профилактика экстремизма средствами образования, повышение профессиональной компетенции педагогов

Юрий Алексеевич Горячев,

профессор кафедры международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе Московского института открытого образования (ГАОУ ВО МИОО), канд. истор. наук, член координационного комитета кафедр ЮНЕСКО goryachevya@mioo.ru

Совершенствование системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений -потребность времени.

Утвержденная в декабре 2012 г. Указом президента РФ. «Стратегия развития

ЧФ °

5 ° 5

«ЙФ

■&М

= г и

5 а*

_ =о

Л X N

Е = о

государственной национальной политики РФ до 2025 г.» отводит роли образования в этом вопросе особое значение1. В отдельном разделе этого документа изложены приоритетные задачи образования в реализации государственной национальной политики. Многие из них отражены в федеральном законе «Об образовании в РФ»2.

Задачи на этом направлении образовательной деятельности содержатся и в федеральных законах «О языках народов Российской Федерации» (ФЗ от 25.10.1991 г. №1807-1), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ от 26.09.1997 г. №125-ФЗ), «О национально-культурной автономии» § | Л (ФЗ от 17.06. 1996. №74-ФЗ). Наряду с федеральными 1 законами могут иметь место законы и нормативные

правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ, например, Закон г. Москвы от 20.06.2001 г. «О развитии образования в городе Москве». В его редакции с изменениями на 24.06.2015 г. среди основных принципов политики города в области образования, предусматривается «поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций (ст. 3, п. 7).

Среди основных задач образования в области реализации стратегии российской национальной политики - подготовка и повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по широкому кругу вопросов межнациональных (межэтнических) отношений. Такой подход объясним в контексте воз-

Ш ф О Э-

® £ а Ф & £

« 2

& * =

3 8 |

£ 5 И

ф

1 Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

2 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01.09.2013 г.; является основой для формирования отрасли образовательного законодательства, в том числе учитывающей обязательства, взятые РФ в процессе интегрирования в европейское образовательное пространство).

растающей актуальности задачи укрепления единства российского народа, гармонизации межэтнического взаимодействия, предотвращения дискриминации и конфликтов на национальной почве, в целях профилактики экстремизма.

Сформулированные в стратегии ориентиры нацеливают руководителей и педагогов образовательных организаций на конкретные аспекты овладения знаниями в области патриотического воспитания детей и молодежи, уважительного отношения ими к чести и национальному достоинству граждан, духовным и нравственным ценностям народов России, овладения культурой межнационального общения3. Исследуемая тема затрагивает широкий круг вопросов междисциплинарного характера, требующих прежде всего учета отечественной и международной нормативной базы, новых задач и тенденций государственной национальной политики. В данном материале приведены основные международные источники, повлиявшие на развитие отечественного образовательного права в области межнациональных отношений, а также на связанные с этим задачи повышения профессиональной компетенции педагогов.

Главенствующее положение в иерархии источников образовательного права занимает Конституция РФ4. Ст. 15 Конституции РФ предусматривает «применение правил международного договора», что актуально в условиях развития академической и трудовой мобильности, процессов интернационализации образования и современной глобализации. Нормы, регулирующие

3 Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. Раздел 3, ст. 21. Задачи в сфере государственной национальной политики. П. «е».

4 Конституционные основы образовательного права относят общие вопросы образования к совместному ведению федеральной власти и субъектов РФ (ст. 72). Также установлено, что правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования (ст. 114).

образовательные отношения, могут содержаться в международно-правовых актах универсального характера, принятых под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда, а также в рамках Совета Европы, СНГ, Евразийского союза и др., в международных соглашениях, заключаемых на двустороннем уровне. Нормы международного образовательного права также могут быть включены в международные договоры по широкому кругу вопросов, например, в одобренную | | | Генеральной Ассамблеей (ГА) ООН (20.11.1989) международной Конвенции о правах ребенка5

5 ° 5 ■&М

= г И

5 М!

_ =о

А X N Е = О

народной Конвенции о правах ребенка5

Сегодня все чаще отмечается ключевая роль общего образования по формированию общероссийской 2 ё | гражданской идентичности и заботливого отноше-Л «| и ния к сохранению и развитию этнокультурного раз-

нообразия. Ученые связывают постановку проблемы российской идентичности с пониманием настоящего и будущего нации, с образом будущего страны, высказываются за повышение внимания к данной теме в инновационный для современной России «период активного нациестроительства»6. Признается, что проблема формирования российской идентичности нова для педагогической литературы. Однако вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, давно находятся в поле зрения. Достаточное освещение получил опыт просвещения и формирования идентичности народов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии в конце

= *

а <и о- ж

« £

« « 5

г

И

5 Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Правовое регулирование отношении в сфере образования. Научно-практический комментарий статьи 4 ФЗ «Об образовании в РФ» // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. Т. 8.

6 Мартынова М.Ю. Школьное образование и идентичность. Отечественные и зарубежные концептуальные педагогические подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества // Этнодиалоги. 2014. № 1 (45). С.9; Тишков В.А. Российская нация: страницы истории и современность // Вестник российской нации. 2013. №5.

XIX - начале ХХ в.7 Широко известна политика утверж-дения интернациональной общности людей, получившей в послевоенные годы название «советский народ».

Введение на современном этапе нового понятия «гражданская нация» отражено в тексте стратегии развития государственной национальной политики. В документе подчеркнуто, что реализуемая в этом вопросе политика призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей)8. Таким образом, первая строка преамбулы к Конституции -«Мы - многонациональный народ Российской Федерации» - обрела однозначный смысл: многонациональный народ России не простая сумма национальностей, а единая общность. Заседание Совета при президенте по межнациональным отношениям (19 февраля 2013 года) рассмотрело практические шаги по реализации направлений стратегии. Было уделено внимание выстраиванию идейно-теоретических опор и новаций укрепления российской нации. Это исторически сложившаяся общность народов и многовековой политико-правовой опыт российского многонационального государства, восстановление исторической связи времен и преемственности идей с глубокими корнями. Это «идея, что Россия - государство-цивилизация, прописанная в середине XIX в. Николаем Данилевским как культурно-исторический тип. Это мысль Константина Леонтьева о том, что Россия должна сохраняться как «цветущая сложность». Это идея Владимира Соловьева любить все народы как свой собственный. Идея Ива-

7 Луговская Н.В. Исторический опыт формирования российской идентичности личности // Человек и образование.

2014. №4 (41).

8 Указ президента РФ от 19.12.2012 г. №1ббб «О стратегии ...». Р. 1, п. 8.

§ о

ф «¡в

5 о

э

¡5 * я <и о- ж

'о *0

5 5 8 на Ильина о том, что духовное, языковое, культурное

§ё>1 единство исторически связало русский народ со всеми

народами России духовным взаимопониманием и что в результате этого процесса получилось величавое, ор-1 §Л ганическое единообразие в различии. Это и идея рас-¡11 цвета и сближения наций, российского патриотизма, 1>|й единства и дружбы народов. Можно утверждать, что

опорой укрепления российской нации стала и сама ® стратегия, получившая общественное одобрение»9.

| Совет акцентировал внимание на необходимости

| расширить поддержку русского языка как родного, пред-

о метно заниматься его популяризацией на федеральном

I уровне, и во всех без исключения регионах страны. §, Отмечено, что не менее значимы проблемы подготов-к ки кадров, организации их учебы в области межнацио-

| нальных отношений.

^ В пользу понятия «гражданская нация» и упроче-

| ния межэтнической и межконфессиональной стабиль-

£ ности говорит и зарубежный опыт поликультурных

| стран. Темы нации и гражданина, интернационализа-

I ции образования и повышения профессиональной ком-

петентности в условиях многокультурности и языкового разнообразия, интеграционных процессов и задач обеспечения прав человека отражены в конституциях национальных государств, раскрываются в документах ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы, ОБСЕ и ряда других международных и региональных межправительственных организаций.

Устав ЮНЕСКО предписывает исходить в отношениях между государствами-членами из общей цели обеспечения «независимости, неприкосновенности и сохранения своеобразия их культуры и систем об-

(в Ф

И

Из выступления проф. В.А. Михайлова / Заседание Совета по межнациональным отношениям 19.02.2013 г. // Официальный сайт президента РФ [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.kremlin.ru/events/ рге51^еп^гап5сп^5/1753б/могк.

9

разования» (п.3, ст.1). Для поддержания человеческого достоинства, подчеркивается в преамбуле устава, «необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества»10.

Платформой гуманитарных прав признаются принципы Всеобщей декларации прав человека и такие документы ООН, как Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Международная Конвенция о правах ребенка. Принятая ЮНЕСКО Декларация принципов международного культурного сотрудничества призывает уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи в духе международного взаимопонимания и мира11.

В условиях нарастающего процесса глобализации и новых угроз международной безопасности ЮНЕСКО сохраняет приверженность своей миссии «укоренять идею защиты мира... путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.»12. По ее инициативе ГА ООН постоянно возвращается к теме формирования мировоззрения «культуры мира». Примеры тому: сессия ГА ООН (ноябрь 1997 г.) приняла резолюцию о проведении Международного года культуры мира в 2000 г., а осенняя сессия ГА ООН в 1998 г. провозгласила период 2001-2010 гг. Международным

10 Устав ЮНЕСКО. Преамбула. Принят в Лондоне 1б ноября 1945 г.

11 Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Принята на 14 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж. 4 декабря 19бб г. // ООН: официальный сайт. Документы ООН [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml

12 Устав ЮНЕСКО. Ст. 1.

с: Е:

те «и

2 о

3 _ -

5 5 8 десятилетием мира и ненасилия в интересах детей

планеты. В сентябре 1999 г. сессия ГА ООН принимает и «торжественно провозглашает Декларацию о культуре мира, с тем чтобы правительства, международные ор-| ганизации и гражданское общество могли руководство-

!| ч ваться в своей деятельности ее положениями в целях

!•= Й распространения и укрепления культуры мира в новом

тысячелетии».13 Первая статья Декларации поясняет: || § «Культура мира является сочетанием ценностных уста-

§ | | новок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§?§ поведения и образов жизни. Они основаны на уважении

к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества». Программа действий в области культуры мира содержит раздел под названием «Мероприятия по содействию становлению культуры мира посредством образования». В числе предлагаемых государствам и гражданскому обществу мероприятий: образовательная деятельность по подготовке кадров в области предупреждения конфликтов и мирного урегулирования споров, поддержка международного сотрудничества между университетами и кафедрами ЮНЕСКО14.

В последнее десятилетие ЮНЕСКО проявляет стремление выработать стратегию «нового гуманизма» в интересах построения нового глобального сообщества мира, демократии, справедливости и прав человека. В центре внимания повышение роли образования в вопросах диалога цивилизаций, содействия культурному разнообразию, воспитания глобальной ответственной гражданственности, преемственность позитивного

13 Декларация и Программа действий в области культуры мира. Резолюция 53/243 ГА от 13.09.1999 г. // ООН: официальный сайт. Документы ООН [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/culture_of_peace.shtm

14 Там же, р. 9 Программы действий в области культуры мира.

опыта деятельности на этом направлении в новых условиях. На первый план выступает потребность мобилизации интеллектуальных усилий, обеспечение доступа к качественному образованию, укрепление сетей научного сотрудничества, ускорение обмена знаниями и культурными достижениями в качестве инструмента сближения и создания общих взаимоприемлемых под-ходов15. Апрельская сессия исполнительного Совета ЮНЕСКО в 2015 г. приняла в этой связи специальную резолюцию, призывающую государства члены разработать и осуществить образовательные программы, нацеленные на «формирование глобальной гражданственности в интересах обеспечения мира, развития и прав человека»16.

Нормативная база ЮНЕСКО включает ряд международных конвенций: «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972), «Об охране нематериального культурного наследия» (2003), «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005) и др.17 Участниками Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия стали 188 государств. Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия отражает возрастающее внимание международного сообщества к корневым ценностям культурных традиций. Государства - участники конвенции призваны сохранять фольклор и традиции устного творчества, включая языки

15 Бокова И. Выступление на 35 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (б-23 октября 2009 г.) Штаб-квартира Секретариата ЮНЕСКО в Париже // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. 2009. №10. С.2-б.

16 Понятие «глобальная гражданственность» подразумевает чувство сопричастности каждого к происходящему в мире, потребность включения в сферу личной ответственности вопросов, связанных с обеспечением устойчивого и безопасного развития государств, необходимость поддержки разнообразия культур, языков и самобытных традиций народов как компонентов единого наследия человечества.

17 В своей деятельности ЮНЕСКО руководствуется и другими международными соглашениями, включая «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» («Гаагская конвенция», 1954), рекомендации по вопросам сохранения культурного и природного наследия, исторических ансамблей, об участии народных масс в культурной жизни и др.

ж %

| 8 как носители нематериального культурного наследия,

| ритуалы, праздники и обычаи, связанные с природой

й и окружающим миром18.

В числе важнейших международных правовых | инструментов - Конвенция ООН о правах ребенка. Го-

| | сударства-участники этой конвенции принимают на

| й себя обязательства обеспечивать защиту прав каждого

ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции, от «какой либо дискриминации независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии... или каких либо иных обстоятельств»19.

В формирование международной правовой основы межэтнических отношений был сделан заметный вклад государствами - участниками общеевропейского процесса по вопросам безопасности и сотрудничества, принятием ими в 1975 г. Хельсинкского Заключительного акта по данному вопросу, а также в ходе последующих обсуждений в рамках СБСЕ - ОБСЕ. Так, на конференции по человеческому измерению СБСЕ в Копенгагене участники совещания подтвердили право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, «сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность». В частности, они имеют право свободно пользоваться с ¡» своим родным языком, создавать и поддерживать свои

собственные образовательные, культурные и религиозные учреждения, организации или ассоциации, обращаться за помощью и государственной поддержкой20. В 1990 г. данное положение было зафиксировано Па-

£¡5 2.

я с: ^ те

1— а

18 Подробнее о международной нормативной базе в области образования и межкультурных отношений см.: Горячев Ю.А. Международное образование и деятельность ЮНЕСКО: практика и тенденции развития. Учебное пособие. М., 2012.

19 Россия подписала и ратифицировала этот документ. Государственные гарантии защиты от дискриминации закреплены в п.2 ст. 5 федерального закона «Об образовании в России».

20 Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ, ст. 32. Принят 29.0б.1990 г.

рижской хартией для новой Европы21. Документ Московской конференции участников совещания 1991 г. гласит: принятые обязательства в области человеческого измерения СБСЕ «являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». С 1990 г. ежегодно созываются обзорные совещания по рассмотрению хода выполнения обязательств, принятых в этой сфере на высшем уровне или на встречах Совета министров ОБСЕ. Обзорные совещания по человеческому измерению открыты для неправительственных организаций наравне с правительственными делегациями22.

Вопросы межнациональных (межэтнических) отношений, культурного разнообразия, миграционной политики, профилактики и практики урегулирования конфликтов средствами образования в центре внимания Совета Европы (СЕ) - старейшей на европейском континенте международной организации. В целях гармонизации законов европейских стран по единым стандартам, разрабатываются соответствующие конвенции, которые принимаются директивным органом СЕ -Комитетом министров. Мониторинг за ходом выполнения более 200 конвенций и соглашений, в том числе по вопросам образования и обеспечения прав национальных меньшинств, занимаются контрольные органы. Специальным комитетом по защите национальных меньшинств была разработана под эгидой Комитета министров и одобрена СЕ рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, открытая для подписания и для государств, не являющихися членами данно-

21 Парижская хартия для новой Европы, раздел «Человеческое измерение». Принята 21.11.1990 г.

22 Горячев Ю.А. Итоги Совещания ОБСЕ по человеческому измерению // Этнодиалоги. 2014. №3 (47).

5 ° 5

«ЙФ

■&М

= £ 5

Е = о

= £

а <и о- ж

5 ч

1 те а к

го регионального объединения. Ряд статей конвенции регулируют обязательства в области образования. Стороны признают за лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, право создавать свои собственные частные учреждения в области образования, право изучать родной язык. Ст. 10 предусматривает право меньшинства использовать родной язык в отношениях с административными органами в географических районах их значительного или традиционного присутствия. Ст. 14 рамочной конвенции предусматривает обязательства сторон «насколько это возможно и в рамках своих образовательных систем, чтобы лица, принадлежащие к этим меньшинствам, имели надлежащие возможности изучать язык своего меньшинства или получать образование на этом языке»23. Этим положением руководствовались, в частности, региональные власти отдельных областей Украины, предоставляя право обучения в школах на русском языке.

Опираясь на вышеупомянутые и другие источники международного права, а также вытекающие из них обязательства, в 1994 г. состоялось подписание Конвенции государств - участников СНГ «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам». Текстом документа предусмотрены обязательства «принимать необходимые меры с целью создания благоприятных условий для сохранения и развития их этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности» (ст.4). Признается необходимость изучения государственного языка в соответствии с законодательством договаривающихся сторон, а также создавать «условия для изучения родного языка и получения образования на родном языке, включая

23 Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Открыта для подписания государств - членов СЕ 01.02.1995 г.

открытие и поддержание образовательных учреждений различного уровня и их подразделений, финансируемых из различных источников» (ст. 10). Предусматривалась на эти цели «помощь от государства их местонахождения» (ст. 9)24. Положения данной конвенции были учтены федеральным законом РФ «О национально-культурной автономии» (от 17.06. 1996. № 74-ФЗ), практикой московской системы образования25 и других российских регионов.

Для многих западных стран характерно изучение проблематики культурного разнообразия и межэтнических отношений в образовательных учреждениях разного уровня. Среди основных задач воспитательного процесса - «обучение искусству жить вместе», формирование «многомерной и открытой к различиям идентичности», овладение основами «межкультурного взаимопонимания» и «инокультурными знаниями», подготовка молодежи к жизни в глобализирующемся мире.

Позитивные аспекты такого опыта несомненны. Вместе с тем следует учитывать риски, связанные с межэтническими конфликтами и религиозной нетерпимостью. Западноевропейские страны объявляют о неготовности принять международных мигрантов и провале попыток их интеграции. Признается несостоятельность обеспечить гармоничное взаимодействие различных культур и этнических групп, устранить социальные и иные причины проявлений радикального экстремизма. На эти и другие риски обращалось внимание в ходе состоявшихся слушаний при подго-

24 Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписана государствами -участниками СНГ в Москве 21.10.1994 г.

25 Москва на пути к культуре мира. Встреча третьего тысячелетия. М., 2000. 244 с.; Московское межнациональное совещание - 97 (об опыте и результатах работы в 1997 году ММС при КОМС правительства Москвы). М., 1998. -196 с.; Московское межнациональное совещание - 98 (об опыте и результатах работы в 1998 году ММС при КОМС правительства Москвы). М., 1999. - 268 с.; Московское образование / Moscow Education. М.: Департамент образования г. Москвы - Этносфера, 2006.

5 ° 5 ■&М

5 ° = политики

= £ 5

товке концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., а также в связи

о

ей си

а

а ил

за?

и э-С

с принятием и реализацией стратегии национальной

26

При всей внешней схожести ситуация в данном вопросе у нас принципиально иная. Российскому государству присущи глубокие корни идейных и духовно-нравственных опор и многовековых традиций упрочения общероссийской солидарности всех народов страны. Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей, обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения27. Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений.

26 Выступление В.В. Путина, сообщения участников на заседании Совета по межнациональным отношениям 19.02.2013 г. // Официальный сайт президента РФ [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/1753б/work

27 Указ президента РФ от 19.12.2012 г. №1ббб «О стратегии...» Р. 2. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в РФ. П. 9, 10.

Вместе с тем в стратегии отражены нерешенные проблемы в сфере межнациональных отношений, вызванные как глубокими

преобразованиями при формировании

открытого общества рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма (р. 2, п. 14). В числе негативных факторов названы недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, а также опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (р. 2, п. 15 «д»). Проблемными вопросами названы влияние глобализации на локальные культуры, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, урегулирование миграционных потоков. Основными целями принятой стратегии государственной национальной политики были определены28:

• упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации);

• сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

• гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

• обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

28 Там же. Р. 3. «Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики РФ». П. 17.

5 ° 5

«ЙФ

■&М

= £ 5

Р Ц *

т 5

(й <Ц

* т а а «ил

• успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Поставлена задача по совершенствованию государственного управления вопросами национальной политики. В том числе обеспечение координации и разделения полномочий в этом вопросе федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ. Предусмотрено «установление ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер стимулирования указанных лиц» (Р. 3, п. 21 «в»).

Определены задачи государственной национальной политики в сфере образования и их осуществление путем:

• повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России. В том числе посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;

• совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

• введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;

• использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;

и э-С

£

• создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

• поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан РФ;

• подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; содействия образовательной (учебной) мобильности российских граждан, в том числе для получения образования и повышения квалификации; совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях формирования общероссийского гражданского самосознания и воспитания культуры межнационального общения (Р. 3, п. 21 «е»).

Предусмотрено:

• оказание содействия соотечественникам, их детям, проживающим за рубежом, в сохранении и развитии русского и других языков народов России; продвижение за рубежом русского языка и культуры народов России, поддержка образования на русском языке.

• использование ресурса общественной дипломатии в решении задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;

• налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, СЕ, Шанхайской организации сотрудничества, СНГ и других международных организаций, поддержание инициатив институтов гражданского общества во взаимодействии с РПЦ и другими традиционными конфессиями.

5 ° 5

Е = о

* 5

(й <Ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* т а а ил

Положения стратегии государственной

национальной политики были учтены в законе «Об образовании в РФ» в части, касающейся 1° | обеспечения национальной политики средствами

образования и воспитания29. Закон исходит из принципа обеспечения «единства образовательного пространства на территории РФ, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства» (п. 4, ст. 3). Органы государственной власти субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, наделены полномочиями по разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом социально-экономических, этнокультурных и иных особенностей региона (п. 1, ст. 8). В образовательных организациях российских республик «может вводиться преподавание и изучение государственных языков в соответствии с законодательством республик РФ», что «не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ» (п. 3, ст. 14). В п. 4 ст. 14 отдельно прописан порядок реализации получения образования на родном языке (из числа языков народов РФ) в пределах возможностей и в рамках аккредитованных образовательных программ, реализуемых в соответствии с ГОС.

Впервые в законе учтен многоконфессиональный аспект и приведена правовая база изучения традиционной религиозной культуры народов России. Подчеркнуто, что образование и воспитание должно «обеспечивать формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

и э-С

29 Стратегия государственной национальной политики РФ была утверждена Указом президента от 19 декабря 2012 года. ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вступил в силу 01.09. 2013 г.

(п. 1, ст. 12). В ст. 87 регулируется участие религиозных организаций в определении содержания и учебно-методического сопровождения преподавания дисциплин (модулей) соответствующих религиозных культур о нравственных принципах, исторических и культурных традициях. Преподавание строится на добровольной основе: выбор одного из учебных курсов / модуля «осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (п. 2, ст. 87)30. Среди введенных в закон новаций - запрет педагогическим работникам использовать образовательную деятельность для «принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». В том числе посредством «сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а так же для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ» (п. 3, ст. 48).

Общими требованиями к содержанию образования предусматривается, что оно «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами» (п. 1, ст. 12), способности интеграции в общероссийскую и мировую культуру.

Отдельная глава отведена задачам привлечения иностранных граждан к обучению в российских образовательных учреждениях. Такой подход актуален в связи с потребностью выхода на рынок международных образовательных услуг и привлечения на российский рынок труда профессионально подготовленных специалистов со знанием языка, истории и культуры РФ из числа прошедших обучение в нашей стране.

30 Документы и методические материалы по теме ОРКСЭ размещены в «Вестнике московского образования». 2012.

№24. Также в нем опубликованы методические рекомендации и статьи на данную тему Тепловой Е.Ф., Метлика

И.В., Клишиной О.С.

Иностранные граждане в соответствии с законом обладают равными с гражданами РФ правами «в пределах освоения образовательных программ среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе» (п. 2, ст. 78). Российские соотечественники, = || проживающие за рубежом, имеют право на получение высшего и дополнительного профессионального образования «наравне с гражданами РФ при условии соблюдения ими требований, предусмотренных законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»31.

Закон об образовании опирается на установки Указа президента РФ от 07.05.2012 г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия». В том числе учиты-к вает положения концепции миграционной политики,

Е 3<и н ^

,г которая актуализировалась и имеет все большее зна-

чение в связи с притоком на российский рынок труда « 1 иностранных граждан и трудовых мигрантов. Исследо-

£ И вания Высшей школы экономики на темы, связанные

с

£ с межэтническими отношениями в ученической среде

образовательных организаций, привели следующие данные о составе обучающихся из семей мигрантов в школах Московской области - 16,2%, Санкт-Петербурга - 12,8%, Томска и Томской области - 10,1%, Пскова - 8,5%, Ленинградской области - 6,6%32. Значительно их число и в школах Москвы33.

\о о»

ей а-те и! к хм ^ ¡- фО о

4

хо ° е к *

5 а»! х

^оЗ Ь

^ =1= О

* "Е ° ^

&Х X П

31 В соответствии со ст. 17 указанного ФЗ от 24.05.1999 г. №99-ФЗ для этого необходимо иметь подтверждение гражданской принадлежности или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР. Проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или РФ, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов); родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников.

32 Комсомольская правда. Вып. 23 июля 2015 г. // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.msk.kp.ru/ агс1п/сЫ1.у/77/2015/7/

33 Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М.: Этносфера, 2008; Омельченко Е.А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: как помочь директорам и педагогам в решении проблемы? // Этнодиалоги. 2015. №1 (48); Об обучении иностранцев в образовательных организациях г. Москвы (Проект «Реальная миграция») // [Электронный ресурс]: Метод

Неоспорима значимость направления миграции в русло, отвечающее решению задач модернизации экономики, социальной консолидации и безопасности страны. Концепцией государственной миграционной политики России отмечается, что в стране «слабо используется миграционный потенциал российской системы образования». Обращается внимание на то, что «образовательная (учебная) миграция - источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан». Отсюда вытекают новые задачи, намечена линия на увеличение контингента обучающихся из числа иностранных граждан, в том числе за счет выделения квот для стран СНГ и соотечественников из дальнего зарубежья. Предусмотрено совершенствование условий и качества их подготовки. Сочтено целесообразным отказаться от законодательных ограничений трудовой занятости иностранных студентов во время обучения и после его завершения.

Перед федеральными и региональными органами власти поставлена задача создания инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, приведен перечень направлений образовательной и культурно-просветительской деятельности. В том числе формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия национальной и расовой нетерпимости, обучение русскому языку и организации правового просвещения. Федеральный закон от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ значительно расширяет перечень обязанностей муниципальных служащих в сфере межнациональных отношений и прописывает юридическую ответственность за ненадлежащее их исполнение.

доступа: http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_49460; Шевцова А.А., Гринько И.А. Дети мигрантов и музеи: мифы и реальность // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2013. №3 (44). С.94-101.

5 ° 5

«ЙФ

■&М

= £ 5

Е = о

а £ а <и о- ж

£ *

В вопросе совершенствования повышения компетентности педагогов в сфере межнациональных (межэтнических) отношений положительные результаты приносит сотрудничество органов образования с академическими институтами, привлечение к научно-педагогической деятельности квалифицированных специалистов институтов системы РАН и российского образования. Во многих из них созданы и функционируют специализированные научные центры, лаборатории и совместные отечественные и зарубежные исследовательские проекты по широкому кругу вопросов межэтнических отношений и национальной политики. Прежде всего это Институт этнологии и антропологии РАН - ведущий разработчик федеральных и комплексных столичных программ по вопросам межнациональных отношений. Важным подспорьем яв-| а ляются научные труды и рекомендации специалистов Института социологии РАН. Научное сопровождение образовательных программ оказывается специалистами РАНХиГС при президенте РФ (академия обладает успешным опытом работы научных лабораторий, проводит курсы повышения квалификации государственных служащих).

Проблемы межэтнических отношений

представляют собой развивающуюся область знаний. По мнению авторитетных российских специалистов, углубленное исследование отношений между народами, этническими общностями выявило потребность выделить два уровня их изучения: институциональный и межличностный. В первом случае - межэтнические отношения в широком смысле слова, понимаемые как взаимодействия народов в политике, культуре и иных сферах жизнедеятельности, во втором, узком смысле - как межличностные

отношения людей разных национальностей; разумеется, разные науки и научные направления обращаются к изучению межэтнических отношений со своей точки зрения34. Научная информация и рекомендации специалистов разных направлений важны для выстраивания образовательной политики в области межэтнических (межнациональных) отношений, в том числе при разработке практико-ориентирован-ных учебных программ повышения квалификации. Изучение данного проблемного поля и обучение на курсах межэтнического взаимодействия ведется в МГУ, РУДН, СПБГУ, во многих федеральных вузах. Так, например, в Свердловском госуниверситете разработана и реализуется программа повышения профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих в области межэтнических и межконфессиональных отношений35.

Практическая значимость исследуемой темы для российского общества и системы образования Москвы приобрела особое звучание в 1990-е гг., прежде всего в контексте причин и последствий распада советского государства. Столичные органы власти проявляли постоянное внимание к теме этнокультурного образования и укрепления межэтнических отношений, в том числе опираясь на консолидированное мнение НКА и НКО, входящих в состав Московского межнационального совещания36. Нормативно-правовой основой в этот период служили принятые в 1996 г. Концепция

34 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А., Этносоциология. М., 1999.

35 Валиев Р.А., Максимова Л.А. Повышение профессиональной компетенции государственных и муниципальных служащих в области межэтнических и межконфессиональных отношений (из опыта работы с государственными и муниципальными служащими Свердловской области) // Педагогическое образование в России. 2014. №10. С.7-14.

36 Об опыте и результатах совместной работы с национально-культурными объединениями см. выпуски тематических сборников «Этнодиалоги», изданных в рамках городской межнациональной научно-просветительской программы «Этносфера Москвы и межкультурное сотрудничество», в т. ч. «Московское межнациональное совещание - 97», «Московское межнациональное совещание - 98», «Московское межнациональное совещание - 99, «Десятилетие

5 51 5 8 5 ■&М

£ о Ё

с25

°

* * (й ¡ц

X т а

я <и.й а же

п ф

I 1

национальной политики РФ и закон «О национально-культурных автономиях РФ». Руководствуясь этими документами и принятой правительством Москвы в 1994 г. программой «Столичное образование—1», Комитетом образования были разработаны концепция и программа развития национального образования на среднесрочный период.

В мае 1998 г. правительство Москвы рассмотрело вопрос о состоянии и развитии образовательной деятельности на этом направлении и взаимодействии с национальными объединениями в Москве. В принятом постановлении37 содержатся поручения разработать и осуществить мероприятия, отвечающие принципам государственной национальной политики и предусматривающие системный подход к их реализации в об-ласти культуры, образования, науки и информации, а также непременное взаимодействие с национальными объединениями. Принято Положение о постоянной межведомственной комиссии при правительстве Москвы по обеспечению взаимодействия с национальными общественными объединениями. В развитие состоявшихся решений разработана и утверждена Программа развития этнокультурного образования. В ней обозначены цели и мероприятия по их реализации в сфере межнационального взаимодействия и интернационального, поликультурного воспитания и просвещения38. В частности, создание в Московском институте повышения квалификации работников образования (ныне МИОО) -

национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы» по материалам городской научно-практической конференции 10-11 декабря 2009 г.

37 Постановление правительства Москвы №382-ПП от 12.05.1998 г. «О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия с национальными объединениями в Москве».

38 Постановление правительства Москвы №б4б-ПП от 25.08.1998 г. «Об утверждении программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 гг.

Центра межнационального образования и поддержки международных программ. В разделе документа о планах ПК работников образования данному центру института поручено «организовать в рамках единой системы непрерывного совершенствования педагогического мастерства и переподготовки кадров целевые и тематические курсы для руководителей и преподавателей (воспитателей) образовательных учреждений по основам этнопедагогики, народоведения, истории мировых религий, языкознания, культурологии». Во исполнение поручений, предусмотренных постановлением правительства Москвы, специалистами МИОО совместно с коллегами МГУ и ИЭА РАН подготовлено учебное пособие «Народоведение» в двух томах39 и учебная программа дисциплины «Основы этнологии». Разработаны концептуальные принципы и организационные идеи интеграции национального (этнокультурного) аспекта в систему ПК работников образования Москвы. Концептуальная разработка проблемы основывалась на значительном опыте преподавания этнологии в различных московских школах, полученном авторами настоящего проекта в ходе разработки темы о национальном аспекте среднего образования в Москве40. Во введении к данной работе отмечается, что проблема межэтнических отношений и поликультурного образования по своей сущности имеет отношение к любой московской, и надо полагать, к любой российской школе. Соответственно должна быть ориентирована система повышения

39 Народоведение. Учебное пособие в 2 т. Колл. авт., под общ. ред. проф. В.В. Пименова. М.: МГУ - Этносфера, 1999.

40 Национальный (этнокультурный) аспект в системе повышения квалификации работников образования Москвы. Материалы ВНИК «Этнос-1», научный руководитель д-р истор. н., проф. В.В. Пименов. М.: МИПКРО, 1998. (на правах рукописи).

5 ° 5

«ЙФ

■&М

= £ 5

Е = о

а £ а <и о- ж

3 ч

а к

квалификации. Среди важных идей и принципов по названной проблеме полезно выделить: профессиональная подготовка преподавателей, способных воспитать в учащихся культуру межэтнического общения, как минимум взаимную терпимость (толерантность);

сосредоточение педагогических усилий на том, чтобы улучшить межэтнические установки и поднять их до степени конструктивного сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи;

подготовка преподавателей этнологии, ориентированных на воспитание в учащихся разумного сочетания общегосударственного (российского) и этнического (русского, татарского и т.п.) патриотизма, воспитание понимания того, что каждый народ России и каждая этническая составляющая населения Москвы вносит свою долю в общее культурное целое страны.

Среди приоритетных направлений выделены: ПК и расширение этнологических знаний руководящих работников народного образования, преподавателей гуманитарного цикла и других контингентов, связанных с межэтнической проблематикой; разъяснение государственной национальной политики и этнологических знаний среди широкой школьной и национально-ориентированной общественности; обеспечение средней школы высококвалифицированными преподавателями народоведения (этнологии, этнографии); целенаправленная работа, связанная с подготовкой преподавателей русского языка как иностранного. По мнению специалистов, вышеозначенные концептуальные подходы созвучны с установками современной стратегии государственной политики в сфере национальных отношений и положениям ФЗ «Об образовании» в данном вопросе. Сохраняют свою значимость и под-

готовленные авторским коллективом учебные пособия и программы ПК.

На сегодняшний день вопросы поликультурного образования и воспитания включены также в федеральные государственные стандарты (ФГОС) для педагогов как на ступени бакалавриата, так и магистратуры.

На данный момент не существует специальных государственных стандартов образования (ФГОС) по программам дополнительного образования педагогов. Этот факт затрудняет выработку единых критериев к оценке программы, особенно к ее практической ориентированности, давая поле для научных и методических дискуссий в рядах рецензентов. Однако этот же факт позволяет расширить проблемное поле дополнительного образования, гибко подстраиваясь под запросы современной образовательной системы.

Знания в области поликультурного образования предполагают междисциплинарный характер их получения и трансляции, кроме того, они должны согласоваться и с определенным человеческим потенциалом личности, с его этической системой, духовно-нравственными установками. Без этого синтеза, а также без наличия в школе команды профессионалов-единомышленников построение системы поликультурного образования в данном учебном заведении вряд ли возможно.

Сегодня набор компетентностей в области поликультурного образования отражают четыре ФГОСа ВПО. Это «педагогическое образование» (шифр 050100)41, «психолого-педагогическое

41 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. №4б «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями от 31 мая 2011 г.) Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/5/201112071б4014.pdf (дата обращения 09.09.2015)

!|8 образование» (шифр 050400)42, «специальное = г ° (дефектологическое) образование (шифр 050700)43, «Профессиональное обучение» (по отраслям). В

= й =

| первую очередь поликультурная тематика

I предполагает развитие общекультурных компетенций

¡1 | (ОПК) на уровне бакалавриата. Речь идет о:

I в

9 X а <и о- ж

п а*

И

способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способности нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

Кроме того, личностные требования к педагогу будутпредъявленыв ходепрофессиональнойаттестации в соответствии с уже утвержденным приказом Министерства труда №544н Профессиональным

42 Приказ от 22 марта 2010 г. №200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400» психолого-педагогическое образование (квалификация (степень «бакалавр») (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 №1975). Режим доступа: http://fgosvo.ш/upbadfi[es/fgos/5/20111115121912.pdf (дата обращения 09.09.2015)

43 Приказ от 22 марта 2010 г. №200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700» специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень «бакалавр») (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 №1975). Режим доступа: http://fgosvo.ш/uploadfiles/fgos/5/2011111512194б.pdf (дата обращения 09.09.2015).

стандартом педагога44. Педагог-профессионал также должен обладать профессиональными компетенциями:

• способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

• способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации (ПК-4);

• способностью разрабатывать и реализовывать с учетом отечественного и зарубежного опыта культурно-просветительские программы (ПК-9);

• способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Все это невозможно без постоянного расширения профессионального кругозора, практической деятельности среди учащихся по проектированию в данной теме, осуществлению воспитательной работы, которая имеет свою ярко выраженную специфику в зависимости от возраста обучаемых, типа школы, региона страны.

Сложившаяся в Москве практика повышения профессиональной компетенции по вопросам межэтнических отношений в контексте задач образования, изложенных в стратегии по национальной политике, приобретает в настоящее время новый импульс. Получает развитие современный опыт поликультурного образования. Интерес слушателей МИОО представляют тематика курсов, учебные программы, практические занятия и знакомство с технологиями и методикой работы учителей в поликультурных классах. Важная составляющая опыта - подготовка и повышение квалификации учителей по обучению в школе детей из семей международных мигрантов русскому языку. Другим инновационным направлением является подготовка

44 Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения 09.09.2015).

Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №2 (49) 2015 49

образовательных программ и учебно-методических пособий для преподавания основ религиозной культуры традиционных российских конфессий, участие в развитии системы ПК и переподготовки педагогов в области духовно-нравственного образования.

В современных условиях опыт столичного многонационального мегаполиса, приобретенный за минувшие два десятилетия, приобретает новое измерение. Возрастает потребность в соответствии задачи успешных практик образования новой стратегии государственной политики в национальном вопросе.

Yury Goryachev

Professor, Chair of International (Multicultural) Education and Integration of Migrant Children in School, Moscow Institute of Open Education (MIOO), Candidate of Historical Sciences, Member of the Coordination Committee of UNESCO Chairs GoryachevYA@mioo.ru

Russian and international regulatory framework to improve teachers' professional competence in inter-ethnic relations as part of the educational policy of the National Policy Strategy of the Russian Federation till 2025 (analytical overview)Аннотацмfl:

Abstract: The article highlights the major aspects of Russian and international laws and their practical application for improving professional competences of heads of educational institutions and teachers in inter-ethnic relations as part of the educational policy of the National Policy Strategy of the Russian Federation till 2025 (adopted in late 2012). This document recognizes inter-ethnic peace and consent harmonization of international (inter-ethnic) relations, including by means of education that is one of the priorities of the state national policy of the Russian Federation.

Keywords: Moscow school, multicultural education, conflict-free educational environment. national educational standards, education priorities, international education, ethno-cultural educational institutions, ethno-pedagogy, extremism prevention by means of education, improving teachers' professional competences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.