Научная статья на тему 'Межкультурное образование: рекомендации для управленческих кадров Московской системы образования в связи с принятием ООН и ЮНЕСКО новой повестки дня "Образование-2030"'

Межкультурное образование: рекомендации для управленческих кадров Московской системы образования в связи с принятием ООН и ЮНЕСКО новой повестки дня "Образование-2030" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА / MOSCOW SCHOOL / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / БЕСКОНФЛИКТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CONFLICT-FREE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / GLOBAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / "ОБРАЗОВАНИЕ-2030" / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ / PRIORITY TASKS OF EDUCATION / РАМКИ ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT. EDUCATION / 2030 / THE SCOPE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячев Юрий Алексеевич

Автор предлагает научно-методические рекомендации руководителям образовательных организаций г. Москвы, стремящимся своей деятельностью приблизить выполнение одной из глобальных целей устойчивого развития ООН: «Обеспечить инклюзивное, основанное на праве справедливости, качественное образование и создать благоприятные возможности для непрерывного обучения в течение всей жизни для всех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural education: recommendations for administrators of the Moscow system of education in light of Education-2030 Agenda adopted by the United Nations and UNESCO

The author proposes methodological recommendations for administrators of Moscow educational institutions, seeking to capture one of the UN Sustainable Development Goals: "Ensure inclusive and equitable quality education and promote life-long learning opportunities for all."

Текст научной работы на тему «Межкультурное образование: рекомендации для управленческих кадров Московской системы образования в связи с принятием ООН и ЮНЕСКО новой повестки дня "Образование-2030"»

2015 г. // UNESCO [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/ images/0022/002294/229469R.pdf

Viktor Kamyshanov,

Candidate of Political Sciences, President of NGO Federation for Peace and Conciliation, consultative status with UN ECOSOC, participatory status with Council of Europe, Associate Professor of Political Sciences and Political Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA)

Quality education as one of the 17 Sustainable Development Goals of UN

Abstract: The recent document; developed by the UN and UNESCO, focuses on the creation of a general education system for population of all ages in the modern world. The implementation of the ideas contained in this document at the national level is important because the participation of Russia will help to cope with differences in educational standards adopted byleading educational powers.

Keywords: quality education, sustainable development; the United Nations, UNESCO, the Millennium Development Goals, Education—2030, EFA

Юрий Горячев

Межкультурное образование: рекомендации для управленческих кадров московской системы образования в связи с принятием ООН и ЮНЕСКО новой повестки дня «Образование—2030»

Автор предлагает научно-методические рекомендации руководителям образовательных организаций г. Москвы, стремящимся своей деятельностью приблизить выполнение одной из глобальных целей устойчивого развития ООН: «Обеспечить инклюзивное, основанное на праве справедливости, качественное образование и создать благоприятные возможности для непрерывного обучения в течение всей жизни для всех».

Ключевые слова: московская школа, поликультурное образование, бесконфликтная образовательная среда, образование для устойчивого развития, «0бразование-2030», приоритетные задачи образования, рамки действий в области образования, глобальные цели устойчивого развития

В повестке дня государственной политики РФ по укреплению гражданского единства и обеспечению безо-

Юрий Алексеевич Горячев,

канд. истор. наук, профессор кафедры международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе Московского института открытого образования (ГАОУ ВО МИОО), член Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации GoryachevYA@mioo.ru

пасного и устойчивого развития страны роли образования уделено особое внимание. Утвержденная указом президента Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года [14] нацеливает руководителей и педагогов системы образования на овладение знаниями в области патриотического воспитания детей и молодежи в духе уважительного отношения к чести и национальному достоинству граждан, духовным и нравственным ценностям народов России. Задачи гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений закреплены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации» (ФЗ от 25.10.1991 №1807-1), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ от 26.09.1997, №125-ФЗ), «О национально-культурной автономии» (ФЗ от 17.06.1996 №74-ФЗ) [15; 16; 17; 18], в ряде нормативно-правовых актах субъектов РФ. В законе «О развитии образования в городе Москве» (в редакции с изменениями на 24 июня 2015 г.) одним из основных принципов предусматривается «поддержка нацио-

нальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций (статья 3, п. 7) [4].

Изложенный в отечественных документах подход к правовому обеспечению межнациональных отношений и базовым правам человека соответствует международным правовым нормам. Конституция РФ (статья 15, п. 4) устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [7].

В этом контексте особую значимость приобретают документы международных организаций, принятие которых сопряжено с вытекающими из них обязательствами российской стороны, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Темы нации и гражданина, прав человека и повышения профессиональной компетентности специалистов в условиях интернационализации образования и глобального культурного и языкового разнообразия раскрываются во многих документах ООН и ЮНЕСКО. В числе важнейших международных правовых инструментов - Конвенция ООН о правах ребенка. Государства - участники этой конвенции принимают на себя обязательства обеспечивать защиту прав каждого ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции, от «какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии...» [6].

В принятом в сентябре 2000 года на саммите ООН документе утверждены цели развития тысячелетия, направленные на «обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира». Сформулированы задачи и индикаторы для измерения

степени их достижения к 2015 году. За прошедшее пят-

§ I надцатилетие принятые обязательства в значительной

* 1

41 ш

степени удалось выполнить. Вместе с тем достигну-| § тый прогресс неравномерен, проявилась потребность

* В в корректировке подходов и уточнении задач на после-

£ ц дующий период.

1 | Рассмотрение новой Глобальной повестки дня в об-

ласти устойчивого развития на период до 2030 года состоялось в год 70-летия Организации Объединенных Наций. В юбилейной сессии ГА ООН приняли участие | § более 150 глав государств и правительств, что свиде-

§ | тельствует о широком признании уникальной роли,

& х которую ООН, созданная с главной целью - не допу-

I ° стить повторения трагедии Второй мировой войны,

т ®

0 | играет в современных международных отношениях. » | Политическая дискуссия на Генассамблее проявила | ^ озабоченность «болевыми точками» в сегодняшнем

II мире. Она показала сходство мнений многих в необ-

1 Л ходимости, как это было подчеркнуто в речи Прези-е | дента Российской Федерации В.В. Путина, руковод-| | ствоваться общими ценностями и общими интересами ,о° на основе международного права, в объединении уси-I | лий для того, чтобы сделать мир стабильным и безопас-

5 ным, обеспечить благоприятные условия для устойчи-

вого поступательного развития всех государств.

Принятию в Нью-Йорке новой повестки дня в области устойчивого развития предшествовали интенсивные консультации и переговоры, в том числе по вопросам образования и культуры, обеспечения равноправия. Так, тема дискриминации и неравенства обсуждалась на заседании высокого уровня ГА ООН в 2010 году. В 2012 году заседание такого же формата завершилось принятием плана действий «Образование прежде всего». В итоговом документе Конференции Рио+20 (Рио-де-Жанейро, 2012 г.), государства-члены подтвердили свои обязательства «соблюдать, защи-

щать и поощрять права человека и основные свободы для всех без каких бы то ни было различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка или религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения» [13].

По итогам состоявшихся обсуждений межправительственная рабочая группа ООН открытого состава подготовила предложение относительно целей и задач в области развития на период до 2030 года. Они были рассмотрены и 25 сентября 2015 года приняты в окончательной редакции юбилейной сессией ГА ООН. Новая всеобъемлющая повестка дня ООН в области устойчивого развития [11] содержит 17 глобальных целей - ключевых ориентиров многостороннего взаимодействия, направленного на обеспечение мирного и гармоничного развития современной цивилизации, и 169 задач в этой области. В их числе задачи по выполнению цели №4: «Обеспечить инклюзивное, основанное на праве справедливости, качественное образование и создать благоприятные возможности для непрерывного обучения в течение всей жизни для всех». Такая цель, преобразующая и всеобъемлющая, призвана завершить «незаконченное дело» действовавшей до 2015 года программы «Образование для всех» [9].

Координация выполнения данной цели возложена на универсальную и самую представительную межправительственную организацию в системе ООН -Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В ноябре 2015 г. на состоявшейся в Париже 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в штаб-квартире Организации прошло совещание высокого уровня, в ходе которого были приняты и предложены к осуществлению рамки действий по реализации повестки дня в области образования (рамки действий «Обра-зование—2030») [8]. «Приняв сегодня рамки действий

гв 3

£

Ч 2

Образование—2030», правительства разных стран мира

И

■5 I пришли к соглашению относительно того, как превра-

* 1

тить обещание на бумаге в реальные изменения», - за-| § явила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

х о Основные элементы рамок действий были согла-

« ц сованы на Всемирном форуме по вопросам образо-

| | вания в Инчхоне, Республика Корея, в мае 2015 года.

|1 Принятая в ходе форума Инчхонская декларация [5]

отражает приверженность стран и всемирного образовательного сообщества принять единую повестку дня § § в области образования («Образование—2030»), которая

11 была бы всесторонней, масштабной, мотивирующей

и охватывающей всех без исключения. Мероприятие ! ° было организовано ЮНЕСКО совместно с Програм-

0 | мой развития ООН, Фондом ООН в области народо-» | населения, Верховным комиссаром ООН по делам бе-| Ц женцев, Детским фондом ООН, структурой ООН по во-£ | просам гендерного равенства и расширения прав жен-| Ц щин и Всемирным банком. К его итогам присоедини-е | лась Международная организация труда.

| | Утвержденная Генеральном конференцией ЮНЕСКО

£ ° в окончательной редакции новая образовательная повестка

1 | на период до 2030 года призывает государства «обеспечить 5 инклюзивное, основанное на праве справедливости, качественное образование и создать благоприятные возможности для непрерывного обучения в течение всей жизни для всех» и содержит рекомендации:

• осуществить меры по формированию эффективной правовой и политической базы в области образования, «основанной на принципах подотчетности, транспарентности и партисипативного управления». Предлагается, что образование должно носить всеобъемлющий характер и представлять собой общественное благо, фундаментальное право человека и базу для гарантии реализации иных прав, что является

ключевым фактором в достижении полной занятости и устойчивого развития;

• сосредоточить основные усилия на обеспечении доступа, равенства и инклюзии, качества и результатов обучения в рамках концепции непрерывного образования. Планируется в связи с этим обеспечить бесплатное, равное, финансируемое государством, качественное начальное и среднее образование;

• поощрять предоставление по крайней мере одного года бесплатного и обязательного качественного дошкольного образования, а также доступ к качественному образованию и воспитанию детей младшего возраста;

• предоставлять полноценное образование и подготовку для детей и подростков, оказавшихся вне школы, для которых требуются незамедлительные, целенаправленные и последовательные действия, обеспечивающие посещение детьми школы и обучение;

• обратить внимание на то, что «инклюзия и равенство в образовании являются основой преобразовательной повестки образования и соответственно необходимым условием устранения всех форм исключения и маргинализации, неравенства в доступе, участии и в результатах обучения»;

• осуществлять необходимые изменения в образовательной политике и «сконцентрировать внимание на наиболее обделенных и незащищенных категориях», в том числе беженцев из зон международных конфликтов, лиц с ограниченными возможностями. Приобретает значимость гендерное равенство и необходимость поддержки политики планирования и формирования среды обучения с учетом данного фактора;

• совершенствовать ресурсное обеспечение для улучшения результатов обучения, процессов и оценки результатов, а также механизмов, позволяющих определить прогресс;

СИ (В

о сш

и * £

л о

^ еа

обеспечить учителям и преподавателям адекватные

о о

и й

■5 I возможности в организации их должной подготовки

5 ^

приема на работу, повышения профессиональной ква-| § лификации и мотивации, а также поддержку образо-

* о вательных систем высокой степенью обеспеченности

« ц эффективными ресурсами.

| | В рекомендациях ЮНЕСКО отмечается, что ка-

чественное образование стимулирует развитие творчества и знаний, обеспечивает приобретение основополагающих умений, навыков и грамотности,

ч§ а также аналитических, когнитивных, социальных на-

N

выков, в том числе в решении проблем межличностно-& ^ го общения. Оно также формирует навыки, ценности

и установки, позволяющие гражданам вести здоровую о| и полноценную жизнь, принимать информированные

» | решения и реагировать на местные и глобальные вы-

| ^ зовы посредством образования для целей устойчиво-

го развития и воспитания ответственной глобальной | Л гражданственности. Подчеркивается приверженность

е | ЮНЕСКО созданию «благоприятных возможностей

| | для качественного непрерывного образования в те-

чение всей жизни для всех, во всех организационных | формах и на всех уровнях образования». Это в том чис-

о и

5 ле предусматривает равный и улучшенный доступ к ка-

чественному профессионально-техническому образованию и подготовке к высшему образованию и научным исследованиям.

Помимо этого рекомендуется обращать внимание:

• на важность обеспечения гибких траекторий обучения, а также признание, подтверждение и аттестацию знаний, навыков и компетенций, приобретенных посредством неформального образования (вне организационных форм);

• на то, чтобы «вся молодежь и взрослые, особенно девушки и женщины, достигали общепризнанного обязательного уровня функциональной грамотности, приобрета-

ли жизненно важные навыки, предоставляемые в рамках обучения, образования и подготовки взрослых»; • на приверженность укреплению науки, технологий и инноваций.

Подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны служить укреплению систем образования, распространению знаний, обеспечению доступа к информации, повышению качества и результативности обучения, а также более эффективному предоставлению образовательных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серьезная обеспокоенность вызывается тем, что «значительная часть населения, не имеющая возможности ходить в школу, живет в зонах конфликтов и что кризисы, насилие и нападения на образовательные учреждения, как и природные катаклизмы и пандемии, продолжают дезорганизовывать образование и развитие по всему миру». В связи с этим возникает необходимость формирования более инклюзивных систем образования, способных оперативно реагировать на изменение ситуации и восстанавливаться, что отвечает потребностям детей, молодежи и взрослых, оказавшихся в сложных условиях, включая перемещенных лиц и беженцев. Актуальным становится необходимость обеспечения безопасности, предоставления поддержки и защиты при получении образования, более согласованного реагирования на соответствующем национальном и региональном уровне.

Участники Генеральной конференции подтвердили, что фундаментальная ответственность за успешную реализацию настоящей повестки лежит на правительствах. Было выражено намерение создать правовые и политические основы, способствующие подотчетности и прозрачности, управлению с широким участием, скоординированному партнерству на всех уровнях, защищающему право на участие всех заинтересованных сторон. В тексте решения конференции содержится

О о

§3

3 2

призыв «к тесному глобальному и региональному сотрудничеству, взаимодействию, координации и мониторингу реализации образовательной повестки на основе сбора, анализа данных и предоставления отчетности на национальном уровне в рамках региональных структур, механизмов и стратегий». А также признание того, что «успех образовательной повестки 2030 требует рациональной политики и планирования, а также эффективных механизмов реализации». Отмечается, что ни один целевой показатель в области образова-| § ния не должен считаться достигнутым, если он не ох-

ватывает всех.

В принятых решениях выражается приверженность повышению государственных расходов на образование с учетом национальных условий и призыв придерживаться соответствующего уровня международных и региональных целевых ориентиров.

Участники Генеральной конференции призвали «развитые страны, традиционных и новых спонсоров, страны со средним уровнем дохода и международные финансовые организации увеличить финансирование образования и поддержать реализацию задач принятой программы в соответствии с потребностями и приоритетами стран». Участники конференции обратились ко всем партнерским организациям с просьбой индивидуально и коллективно поддержать развивающиеся страны в реализации образовательной повестки 2030 посредством технического консультирования и финансовой поддержки. «Для того чтобы охватить образованием всех без исключения, - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, - нам потребуется повысить объем и эффективность инвестиций и укрепить политику в этой области». С этой целью ЮНЕСКО поручено, проконсультировавшись со странами-членами и иными партнерами, разработать надлежащий глобальный координационный механизм.

Выражена готовность к разработке комплексных национальных систем мониторинга и оценки в целях формирования полноценного массива данных для выработки государственной политики и управления образовательными системами, а также обеспечения подотчетности. Отмечена необходимость выпуска независимого глобального мониторингового отчета о ходе выполнения программы «0бразование—2030».

В работе 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла участие представительная делегация Российской Федерации, в состав которой вошли руководители МИД, Минобрауки, других правительственных органов РФ, а также российские эксперты и научные работники. Выступая на к онференции, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров заявил: «Россия является одним из наиболее активных членов ЮНЕСКО и участвует во всех ее программах в сфере образования, естественных и социальных наук, коммуникации. Роль России как одного из творцов мировой культуры, ее многовековой опыт сосуществования этносов и конфессий предполагают особую ответственность нашей страны в деле мобилизации коллективных усилий на решение стоящих перед ЮНЕСКО масштабных задач».

Литература:

1. Education—2030. Incheon Declaration and Framework for Action Towards inclusive and equitable quality education andlifelonglearning for all / UNESCO Publishing, 2015 // ЮНЕСКО. Официальный сайт / [Электронный ресурс]:

Метод доступа: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED_new/ pdf/FFA-ENG-27Oct15.pdf (дата обращения: 30.11.2015)

2. Rethinking Education: Towards a global common good? / UNESCO Publishing, 2015 // ЮНЕСКО. Официальный сайт / [Электронный ресурс]:

Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232555e.pdf (дата обращения: 28.11.2015).

3. Горячев Ю.А. Право на образование для всех и международная практика // Этнодиа-логи: научно-информационный альманах. 2011. №1 (34). С.12-26.

4. Закон г. Москвы от 20.06.2001 №25 «О развитии образования в городе Москве»

(с изменениями на 24 июня 2015 года) // Консорциум-кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://docs.cntd.ru/document/3627457 (дата обращения 26.07.2015).

5. Инчхонская декларация. Образование—2030 - Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2015. №2 (49). С.8-21.

6. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года) // ООН: Официальный сайт / [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml (дата обращения 23.05.2015).

7. Конституция Российской Федерации. Статьи 1-16. Основы конституционного строя // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 20.05.2015).

8. Мировое образовательное сообщество приняло и предложило к осуществлению рамки действий «Образование—2030» // ЮНЕСКО-Пресс. Официальный сайт ЮНЕСКО / UNESCO Publishing, 2015 / [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.unesco. org/new/ru/media-services/single-view/news/the_global_education_community_ adopts_and_launches_education_2030_framework_for_action/?language=en&cHash= 2a35e4f05ee978dd5aacd23487b75db1#.VnPbcfmLTIU (дата обращения: 30.11.2015)

9. Образование для всех 2000-2015 гг.: Достижения и вызовы. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. 2015 // ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232565R.pdf (дата обращения: 23.06.2015).

10. Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха? Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2008. Париж: ЮНЕСКО, 2008.

11. ООН: цели в области устойчивого развития: повестка дня ООН до 2030 года // Управление ООН по наркотикам и преступности. Официальный сайт // [Электронный ресурс]: Метод доступа: https://www.unodc.org/unodc/ru/frontpage/2015/September/ the-sustainable-development-goals-steering-the-united-nations-towards-2030.html (дата обращения 30.11.2015).

12. Права человека и Программа развития на период после 2015 года // УВКБ ООН. Официальный сайт // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.ohchr.org/RU/ Issues/MDG/Pages/Intro.aspx (дата обращения 29.11.2015).

13. РИО+20: Конференция ООН по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим» (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20-22 июня 2012 года // ООН. Официальный сайт / [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.un.org/ru/sustainablefuture/ brochure.pdf (дата обращения 07.12.2014).

14. Указ президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // «Гарант»: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://base. garant.ru/70284810/ (дата обращения: 25.07.2015).

15. Федеральный закон Российской Федерации от 17.061996 №74-ФЗ «О националь-

но-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://base.garant.ru/135765/Sixzz3ufFBk5tk (дата обращения 28.09.2015).

16. Федеральный закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // Консультант-Плюс / [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ (дата обращения 14.07.2015).

17. Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Консультант-Плюс / [Электронный ресурс]: Метод доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16218/ (дата обращения 30.11.2015).

18. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный сайт Российской газеты / [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 03.09.2015).

Yury Goryachev,

Candidate of Historical Sciences, Professor, Chair of International (Multicultural) Education and Integration of Migrants' Children in School, Moscow Institute of Open Education (MIOE), Member of the Coordination Committee of UNESCO Chairs in the Russian Federation ChairsGoryachevYA@mioo.ru

Intercultural education: recommendations for administrators of the Moscow system of education in light of Education—2030 Agenda adopted by the United Nations and UNESCO

Abstract: The author proposes methodological recommendations for administrators of Moscow educational institutions, seeking to capture one of the UN Sustainable Development Goals: "Ensure inclusive and equitable quality education and promote life-long learning opportunities for all."

Keywords: Moscow school, multicultural education, conflict-free educational environment; education for sustainable development; Education—2030, priority tasks of education, the scope of educational activities, global sustainable development goals

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.