Научная статья на тему 'Качественное образование - одна из 17 целей устойчивого развития ООН'

Качественное образование - одна из 17 целей устойчивого развития ООН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
2030" / ОДВ / EFA / 2030 / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ООН / UNITED NATIONS / ЮНЕСКО / UNESCO / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS / "ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышанов Виктор Иванович

Разработанные в настоящее время ООН и ЮНЕСКО документы ориентированы на создание общей системы воспитания и обучения населения в современном мире для всех возрастных категорий. Выполнение излагаемых в этом документе идей на национальном уровне важно с той точки зрения, что участие РФ в создании мировой образовательной сети будет способствовать преодолению различий в образовательных стандартах, принятых ведущими образовательными державами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality education as one of the 17 Sustainable Development Goals of UN

The recent document; developed by the UN and UNESCO, focuses on the creation of a general education system for population of all ages in the modern world. The implementation of the ideas contained in this document at the national level is important because the participation of Russia will help to cope with differences in educational standards adopted byleading educational powers.

Текст научной работы на тему «Качественное образование - одна из 17 целей устойчивого развития ООН»

Виктор Камышанов

Качественное образование - одна из 17 целей устойчивого развития ООН

Разработанные в настоящее время ООН и ЮНЕСКО документы ориентированы на создание общей системы воспитания и обучения населения в современном мире для всех возрастных категорий. Выполнение излагаемых в этом документе идей на национальном уровне важно с той точки зрения, что участие РФ в создании мировой образовательной сети будет способствовать преодолению различий в образовательных стандартах, принятых ведущими образовательными державами.

Ключевые слова: качественное образование, воспитание, устойчивое развитие, ООН, ЮНЕСКО, цели развития тысячелетия, «Образование—2030», ОДВ

Виктор Иванович Камышанов,

канд. полит. наук, президент МОО «Федерация мира и согласия» с консультативным статусом при ЭКОСОС ООН и статусом участника Совета Европы, доцент кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте РФ

Обращаясь к участникам форума общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 года, Президент России В.В. Путин отметил, что в России школа должна давать не только знания, но и воспитание. Он напомнил участникам мероприятия слова Дмитрия Лихачёва о том, что «преподавание в среднейшколе - это прежде всего воспитание». Кроме того, Президент заметил, что государство, общество и родители имеют право знать, что происходит в школах и какое качество образования предоставляется 56 их детям [3].

Проблема соотношения образования и воспитания имеет большое значение в современ-

о ных условиях неограниченных информационных ре-

| сурсов и технологий.

м -т»

я В настоящее время в основе решений организа-

| ций системы ООН в области образования положена

| концепция обеспечения всеохватывающего и справед-

В ливого качества образования и расширения возможно-

стей обучения для всех (ОДВ). ^ Качественное образование - одна из 17 Глобальных

5 целей ООН, которые составляют «Повестку дня

Л по целям устойчивого развития до 2030 года» [1].

,!, Практическая разработка, анализ и реализация этих

ц целей осуществляется в рамках ЮНЕСКО [2; 7] как ос-

| новного органа системы ООН, отвечающего за вопро-

о сы развития образования в современном мире.

§ Важную роль в совместной деятельности и широ-

¡5 ком международном сотрудничестве в области образо-

Л вания играет принятый в 2014 г. Исполнительным сове-

¡5 том ЮНЕСКО документ «Образование после 2015 г.».

§ Он поддерживает лидирующую и координационную

| роль ЮНЕСКО в разработке повестки дня в области об-

Ц- разования на период после 2015 года в сотрудничестве

с партнерами по ОДВ [4] и призывает ЮНЕСКО усилить международную поддержку всеобъемлющей цели в области образования - «обеспечение к 2030 году всеобщего справедливого, инклюзивного и качественного образования и обучения на протяжении всей жизни».

Выполнение излагаемых в этом документе идей на национальном уровне важно с той точки зрения, что участие нашей страны в создании мировой образовательной сети будет способствовать преодолению различий в образовательных стандартах, принятых ведущими образовательными державами (ступени и этапы образования, система ученых степеней, подходы к оценке знаний, образовательное законодательство и т. д.).

Разработанные в настоящее время ООН и ЮНЕСКО документы ориентированы на создание об-• 28 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №1 (50) 2016

щей системы воспитания и обучения населения в современном мире для всех возрастных категорий. Основа для эффективных достижений в этой области должна закладываться на ранних этапах, что требует особого внимания к раннему (дошкольному) воспитанию, через которое возможно создание благоприятных условий для получения среднего образования и обучения в вузах на основе равенства прав всех и учета гендерно-го фактора. Достижение обеспечения качественного образования для всех неразрывно связано с повышением квалификации всех участников этого процесса и совершенствованием управления образовательными процессами.

Эффективность такого образования достижима в условиях синхронизации образовательных программ, и экспертное сообщество работает над содержанием концепции «образование для создания новых знаний». В рамках формирования ключевых направлений устойчивого развития на передний план выдвигается проблема обеспечения этого процесса профессиональными кадрами.

Приоритетным становится синхронизация общего образования с обучением профессиональным навыкам и овладению производственными специальностями, что и представляет собой содержание политики образования на протяжении всей жизни, на которое ориентирует ООН в своих документах, а также важность особого внимания к роли образования в обеспечении устойчивого развития и воспитания подрастающего поколения в духе культуры мира и ответственной гражданственности, уважительного отношения к разнообразию культурного наследия и самобытным традициям всех народов.

В решении этой задачи свою роль призваны сыграть и неправительственные организации, которые ориентированы на общественно-политические вопросы

развития современного общества. Безусловно, важным условием для достижения этих целей являются те условия, которые создаются для доступа всех к образованию. Главным же условием для совершенствования человека является прочный и стабильный мир.

Современный мир подвержен целому ряду серьезных вызовов, в которых доступ к образованию оказывается под реальной угрозой. Количество войн, идущих на планете, в настоящее время представляет собой серьезный вызов человечеству. Надо признать, что в условиях, когда не обеспечивается право человека на мир, разрушаются и другие правовые аксиомы, к которым относится и право человека на образование.

Для преодоления этой проблемы важно создавать условия для демилитаризации сознания современного политического истеблишмента, который вновь начинает воспринимать возможность достижения политической гегемонии и экономического контроля над миром через применение силы для решения этой задачи.

Инициированная в рамках ЮНЕСКО программа «Культура мира» открывала возможности для формирования реального диалога, в том числе в воспитании и образования подрастающего поколения в духе мира.

В ходе подготовки Международного года культуры мира в 2000 году лауреаты Нобелевской премии мира разработали в 1999 г. манифест, состоящий из шести пунктов.

Уважать жизнь каждого человека: уважать жизнь и достоинство каждого человеческого существа без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения. Отвергать насилие: настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например детей и подростков.

• Быть щедрым: делиться с другими людьми своим временем и материальными ресурсами, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению.

• Слушать и стремиться понять: отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно стремясь к диалогу и взаимопониманию, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.

• Оберегать нашу планету: содействовать разумному пот-реблению и такому развитию, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете.

• Укреплять солидарность: вносить свой вклад в развитие своего сообщества, содействуя всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, с тем, чтобы плечом к плечу с другими людьми создавать новые формы солидарности.

Таким образом, ЮНЕСКО исходило из того, что культура мира включает в себя ценности, взгляды и типы поведения, которые отражают и вдохновляют социальное взаимодействие и сотрудничество на основе принципов свободы, справедливости и демократии, всех прав человека, терпимости и солидарности, которые отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их коренных причин, с тем, чтобы решать проблемы с помощью диалога и переговоров, и которые гарантируют возможность в полной мере пользоваться всеми правами и средствами, чтобы полностью участвовать в процессе развития своего общества.

Образование - это не просто получение огромного объема информации, а системный анализ информации и формирование из него качественного образовательного продукта. Этот процесс многоплановый, он выходит за пределы только лишь институционального образования, которое должно исходить из понимания,

о что достижение этой цели возможно лишь в условиях

к

| прямого контакта преподавателя и обучаемого, того са-£ мого интенсивного интерактивного контакта, который | сегодня в ряде экспериментаторских проектов сокра-| щается в угоду так называемому электронному образоВ вательному контенту на базе новых информационных '5 технологий.

Сохранение рационального баланса традицион-

5 ных образовательных технологий и инновационных

Ц возможностей сегодня как никогда важно. Мы наблюда-

0

1 ем, что новые образовательные системы создают пред-| посылки к идеологическим провалам в образовании. § Пример - рост приверженности радикальным идеолога гиям, в том числе среди людей, получающих высшее об-| разование. Такой результат представляет собой серьез-¡5 ный вызов всей концепции современного образования. | На международном уровне предпринимаются уси-§ лия в поиске решения этой проблемы. В основе этих § разработок лежит концепция достижения «целей раз-| вития тысячелетия» [6], сформулированная ООН как <= приоритет в формировании стабильного мирового £ устройства и сотрудничества государств. Важная составляющая часть в достижении этих целей должна обеспечиваться через многосторонний диалог организаций гражданского общества и образования. Тем самым возможно обеспечение расширения прав и возможностей, поощрения социальной, экономической и политической интеграции всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии и экономического или иного статуса.

Качественное образование призвано формировать основу для проведения на национальном уровне соответствующей политики, особенно в вопросах бюджета, заработной платы и социальной защиты, в целях постепенного достижения большего равенства всех

участников международного взаимодействия в области образования.

ООН и ЮНЕСКО - основные, но не единственные международные организации, занимающиеся разработкой рекомендаций и стандартов в области образования. Проблемы образования рассматриваются в рамках таких международных организаций и структур, как ОБСЕ, Совет Европы. Примером разработки системы гармонизации образовательного процесса всех стран на совместимых условиях является Болонская декларация подписанная министрами образования 29 европейских государств.

Специфика формирования программ в системе ООН заключается в том, что они должны отвечать современным условиям транзита знаний, так как идет глобализация образовательной сети; формируются транснациональные образовательные корпорации, миграция школьников и в большей степени студентов происходит уже в мировом масштабе;

В мировом сообществе складываются и действуют с различным уровнем достижений в области знаний три мировых образовательных региона: американский (США - Канада - Латинская Америка), европейский (ЕС - Россия), азиатский (Япония - Индия - Китай). Программы развития образования должны соответствующим образом обеспечивать необходимость корреляции требований и практик этих образовательных регионов в ходе создания предпосылок для синхронизации целей и задач развития мирового сообщества.

При этом важно понимать специфику образовательных возможностей, которыми по-прежнему обладает образовательная система, существующая на евразийском пространстве и практикующая транзит через существовавшую до этого «советскую систему» образования, имевшую серьезные позитивные достижения в формировании именно практики реализации

Ц сэ «образования для всех», которое позволяет и сегод-

* | ня сохранять единство общественно-политического

|я и экономического пространства. Эксперты отмечают,

¡5 что когда нация успешна в экономическом, технологи-

\0 Сй

| ческом плане, имеет большой вес на международной

| £ арене, привлекательна как культурная цивилизация,

£ то преуспевает и ее язык [5].

£ ^ Практическая применимость этого опыта должна

| ¡г осуществляться посредством создания практики меж-

§ дународного сотрудничества в этой сфере.

I Образование - это область, которая наряду с ре-

| волюционными прорывами в области методики пре-

™ подавания знаний должно сохранять в себе конструк-

тивный консерватизм и преемственность. Программы образования в Москве призваны сыграть важную роль в создании эффективного образования, ориентированного на обеспечение вертикальной структуры знаний в национальных интересах с учетом требований глобализирующегося образовательного пространства и необходимости совместных усилий в деле защиты мира, безопасности и развития в России.

Литература:

1. Sustainable development knowledge platform // UN [Электронный ресурс]: Метод доступа: https://russian.rt.com/article/54593

2. UNESCO Education Strategy 2014-2021 // UNESCO [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002312/231288e.pdf

3. Владимир Путин: Образование в России должно быть бесплатным // RT [Электронный ресурс]: Метод доступа: https://russian.rt.com/article/54593

4. Дакарские рамки действий // UNESCO [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001211/121147r.pdf

5. Корниенко О.Ю. Преимущества и угроза глобального языка // Вестник Московского университета. 2015. №1/2.

6. ООН: цели тысячелетия // UN [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www. un.org/millenniumgoals/

7. Участие ЮНЕСКО в подготовке повестки дня в области развития на период после

2015 г. // UNESCO [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://unesdoc.unesco.org/ images/0022/002294/229469R.pdf

Viktor Kamyshanov,

Candidate of Political Sciences, President of NGO Federation for Peace and Conciliation, consultative status with UN ECOSOC, participatory status with Council of Europe, Associate Professor of Political Sciences and Political Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA)

Quality education as one of the 17 Sustainable Development Goals of UN

Abstract: The recent document; developed by the UN and UNESCO, focuses on the creation of a general education system for population of all ages in the modern world. The implementation of the ideas contained in this document at the national level is important because the participation of Russia will help to cope with differences in educational standards adopted byleading educational powers.

Keywords: quality education, sustainable development; the United Nations, UNESCO, the Millennium Development Goals, Education—2030, EFA

Юрий Горячев

Межкультурное образование: рекомендации для управленческих кадров московской системы образования в связи с принятием ООН и ЮНЕСКО новой повестки дня «Образование—2030»

Автор предлагает научно-методические рекомендации руководителям образовательных организаций г. Москвы, стремящимся своей деятельностью приблизить выполнение одной из глобальных целей устойчивого развития ООН: «Обеспечить инклюзивное, основанное на праве справедливости, качественное образование и создать благоприятные возможности для непрерывного обучения в течение всей жизни для всех».

Ключевые слова: московская школа, поликультурное образование, бесконфликтная образовательная среда, образование для устойчивого развития, «Образование-2030», приоритетные задачи образования, рамки действий в области образования, глобальные цели устойчивого развития

В повестке дня государственной политики РФ по укреплению гражданского единства и обеспечению безо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.