Научная статья на тему 'МНЕМОНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ ИРАНА'

МНЕМОНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ИСЛАМ / АШУРА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПАМЯТЬ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ИМАМ ХУСЕЙН / АЯТОЛЛА ХОМЕЙНИ / IRAN / ISLAM / ASHURA / POLITICS OF MEMORY / RELIGIOUS MEMORY / IMAM HUSSEIN / AYATOLLAH KHOMEINI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов А.В.

В статье рассматривается процесс мнемонизации исторической памяти в официальной идеологии на примере сравнительного анализа государственной символики Ирана в период правление Пехлеви и Исламской республики. В отличие от националистической концепции исторической памяти при шахиншахе, государственная символика ИРИ апеллирует к единой исторической памяти мусульман, представляя опыт иранского народа в качестве альтернативы западной модели поведения в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MNEMONIZATION OF THE HISTORICAL MEMORY IN STATES SYMBOLS OF IRAN

The article deals with the process of mnemonization of historical memory in the official ideology on the example of a comparative analysis of the state symbols of Iran during the rule of Pahlavi and the Islamic Republic. In contrast to the nationalist concept of historical memory under Shahinshah, the state symbols of Islamic Republic of Iran appeal to the unified historical memory of Muslims, presenting the experience of the Iranian people as an alternative to the Western model of behavior in the modern world.

Текст научной работы на тему «МНЕМОНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ ИРАНА»

УДК [94+342.228](65) 1191

МНЕМОНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ ИРАНА

А.В. Баранов1

СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра всеобщей истории, e-mail: baranovav@mail.ru

В статье рассматривается процесс мнемонизации исторической памяти в официальной идеологии на примере сравнительного анализа государственной символики Ирана в период правление Пехлеви и Исламской республики. В отличие от националистической концепции исторической памяти при шахиншахе, государственная символика ИРИ апеллирует к единой исторической памяти мусульман, представляя опыт иранского народа в качестве альтернативы западной модели поведения в современном мире.

Ключевые слова: Иран, ислам, Ашура, религиозная память, политика памяти, имам Хусейн, аятолла Хомейни.

THE MNEMONIZATION OF THE HISTORICAL MEMORY IN STATES SYMBOLS OF IRAN

A.V. Baranov

(Saratov)

e-mail: baranovav@mail.ru

The article deals with the process of mnemonization of historical memory in the official ideology on the example of a comparative analysis of the state symbols of Iran during the rule of Pahlavi and the Islamic Republic. In contrast to the nationalist concept of historical memory under Shahinshah, the state symbols of Islamic Republic of Iran appeal to the unified historical memory of Muslims, presenting the experience of the Iranian people as an alternative to the Western model of behavior in the modern world.

1 Баранов, Алексей Владимирович, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории Института истории и международных отношении" Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; руководитель НОЦ «Изучения стран Ближнего Востока».

Key words: Iran, Islam, Ashura, politics of memory, religious memory, Imam Hussein, Ayatollah Khomeini.

В конце ХХ века, вслед за крахом СССР и «коммунистического лагеря», с легкой руки американского исследователя, было объявлено о «конце истории», что вызвало бурную реакцию в научной среде. Основной вывод, сделанный Ф. Фукуямой, сводился к утверждению о завершении идеологического противостояния в мире, где на смену тоталитарным режимам придут народные правительства, придерживающиеся демократических ценностей, выработанных западной цивилизацией. «Этот триумф Запада, триумф западной идеи, — утверждал Фукуяма, — проявляется, прежде всего, в полном истощении некогда жизнеспособных альтернатив западному либерализму»2. Самюэль Хантингтон, в 1996 году, в работе «Столкновение цивилизаций» (русское издание вышло в 2003 году3), предположил, что в возникающем мировом порядке мир не будет единым, а будет представлять собой конгломерат многих цивилизаций. При этом западная цивилизация будет стремиться к проекции на весь мир некой универсальной цивилизации, что, неизбежно, приведет к столкновениям по «линиям цивилизационного разлома». Однако, как показало развитие событий в последнее десятилетие ХХ века, и о чем предупреждал в своей книге Збигнев Бжезинский4, утверждавший о вызове западному миру со стороны исламской цивилизации, прямого конфликта на глобальном уровне не произошло.

Вычленение исламского мира, в данном дискурсе, произошло не случайно. По целому ряду факторов, именно исламский, а более широко, мусульманский, мир представляет собой быстро растущий, в плане демографии, регион. И по словам французского исламоведа Жиля Кепеля, «последняя четверть XX века была отмечена возникновением, подъемом, а затем и закатом исламистских движений — явлением столь же впечатляющим, сколь и

2 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 85.

3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

4 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998.

64

неожиданным»5. В наступивший XXI век исламский мир, по словам Кепеля, вступил в «обстановке политического тупика» и последователям политического исламизма все труднее привлекать под свои знамена новых сторонников.

По мнению российского исламоведа и востоковеда А.В. Малашенко, не смотря на все пертурбации, в XXI веке политический ислам останется имманентной частью глобального политического процесса. И единственной альтернативой ему будет оставаться западная модель развития, включающая в себя «успешную модернизацию, проведение реформ, избавление от коррупции, создание демократической политической системы»6.

В данном ракурсе события, получившие название «арабской весны» 2011 года, многими на Западе трактовались как раз как подтверждение того, что и исламский мир вступил в период широких демократических преобразований. Многие наблюдатели в крушении авторитарных режимов в Тунисе и Египте в результате относительно бескровных антиправительственных протестов, увидели реализацию концепции «третьей волны демократизации» сформулированной С. Хантингтоном в 1990-м году7. Однако, как отметил А.В. Малашенко: «Порожденные «арабской весной» надежды западных политиков на то, что ближневосточный катаклизм приведет к демократизации и даст толчок к развитию гражданского общества, оказались несостоятельными»8. Фактически, делает вывод российский востоковед, об этом еще рано говорить.

Простое внешнее заимствование атрибутов западной демократии, преподносимой под покровом «универсальных ценностей», не приживаются на исламском Востоке. К тому же в США и не скрывают своих целей. Американский историк Джеймс Курт, анализируя политику на Ближнем Востоке, пишет, что «американский проект демократизации Ирака и мусульманского мира -

5 Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма. М, 2004. С. 19.

6 Малашенко А.В. Ислам: век XXI. М., 2019. С. 14.

7 Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2003.

8 Малашенко А.В. Указ. соч. С. 101.

одно из звеньев длиной цепи попыток США по демократизации всего мира, тянущейся сквозь весь ХХ век»9.

Возможно, что в данном случае мы имеем дело с не корре-лирующимися ценностными системами, основывающимися на различных идеологиях, уходящих своими корнями в историческое прошлое, сохраняющееся в национальной исторической памяти. И вслед за Бернардом Льюисом, мы также можем задаться вопросом: «Что не так»?10

В этом отношении любопытно выглядят выводы, сделанные в коллективной работе «Методологические вопросы изучения политики памяти»11. Касаясь политики памяти в рамках Европейского Союза, один из авторов - А.И. Миллер, говорит о «конфликте западноевропейской космополитической культуры памяти и националистической культуры памяти в посткоммунистических восточноевропейских государствах». По его словам, культура памяти, доминировавшая в ЕС, была основана на идейной установке, что по мере развития сотрудничества и интеграции ЕС межнациональные противоречия будут преодолены и в сфере политики памяти. «Однако столкновение с подлинной восточноевропейской культурой памяти разрушило и проблематизирова-ло прежний консенсус»12, приходят к общему выводу авторы исследования. И если существуют такие сложности в поиске консолидирующей основы между европейскими нациями, что уж тогда говорить о попытке «демократизации» исламского мира, где эта

9 Kurth J. Ignoring history: US democratization in the Muslim World / / Orbis. Spring 2005. P. 305.

10 Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. М., 2003.

11 Методологические вопросы изучения политики памяти. / Под науч. редакцией: А.И. Миллер, Д.В. Ефременко. М. - СПб., 2018.

12 Миллер А.И. Введение. Методологические проблемы изучения политики памяти — решенные, нерешенные и неразрешимые. // Методологические вопросы изучения политики памяти. С. 6.

66

«демократизация» воспринимается как навязывание западных ценностей!13

Спецификой развития современного исламского мира, если брать ее системообразующий регион - Ближний Восток, будет являться активизация политической деятельности Исламской Республики Иран, стремящейся к региональному лидерству. События «арабской весны», получившие в Иране название «исламского пробуждения», тому яркое подтверждение14. При этом активизм Ирана основывается на стремлении апеллировать к общности исторической и религиозной памяти народов региона. И без должного учета и осознания данного фактора будет сложно понять, в чем заключается удивительная стойкость политической системы, находящейся в жесткой конфронтации и под санкциями со стороны стран Запада, в целом, и США, в частности, фактически с самого провозглашения Исламской республики.

В данном случае государственные символы необходимо рассматривать и оценивать как концентрированные выражения базисных идеологем на которых строится официальная политика памяти. В символике государства «кодируется» определенная информация, которая посредством ассоциативного ряда (мнемо-низации) влияет на формирование коллективной памяти, связывая тем самым, прошлое с настоящим. Опираясь на положения которой государство обосновывает свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия в целях обеспечения национальной безопасности. Для раскрытия эволюции подходов по позиционированию Ирана в мире, нужно проанализировать идео-

13 Своеобразной аллегорией этому отношению к западной демократии является роман иранского писателя Сейеда Мехди Шоджаи «Демократия и демогрязие», вышедший в России в 2015 году.

14 См. например: Баранов А.В. «Исламское пробуждение» и «арабская весна»: внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2013. Т. 13. № 3. С. 71-77; Филин Н.А., Кокликов В.О., Ме-душевский Н.А. Концепция «исламского пробуждения» как внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран в XXI в. // Вестник РГГу. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2019. № 2. С. 98-109.

логическую трактовку, которую несут на себе главные символы государства - герб и флаг - во времена шахиншаха Пехлеви и в период Исламской республики.

Официальная государственная символика шахиншахского Ирана периода династии Пехлеви сформировалась окончательно только в 1971 году, когда торжественно проводились мероприятия по празднованию 2500-летия Персидской империи. Для того чтобы на должном уровне выглядеть перед коронованными особами среди приглашенных гостей, в Иране были внесены окончательные изменения в государственные символы, просуществовавшие до падения монархии в 1979 году.

При подготовке к торжествам, и при их проведении, активно использовался императорский шахиншахский герб (Рис. 1), который был задействован как никогда прежде. Он был включен в официальную эмблему празднования, появился на высших номиналах юбилейных монет, памятных медалях и так далее.

Рисунок 1: Официальный герб Ирана (1956-1979 гг).

При взгляде на шахиншахский герб бросается в глаза то, что он выдержан в традициях европейской геральдики, при сохранении «восточного» колорита. Центральным элементом является щит, разделенный на четверти с малым кругом в центре. На цен-

тральном (малом) щитке содержится изображение священной горы Демавенд, находящейся в провинции Мазендеран, и считающейся легендарной «малой родиной» персов. Согласно персидским легендам, именно в этой горе заточен злой джин Биварасб мифическим героем Арашем15. Джин Биварасб - один из злых духов в зороастрийской религии и в персидской мифологии изображался как чудовище с двумя змеями, растущими из плеч.

Вокруг малого щитка, по часовой стрелке, расположены следующие символы. В верхней правой четверти изображен Фарва-хар - главный символ зороастризма, известный со времен династии Ахеменидов, когда зороастризм стал государственной религией страны. Образ Фарвахара сопровождается изображением эмблемы солнца, в исполнении приближенном к изображениям солнца на барельефах Тахт-е Джамшида (Персеполиса). Ниже Фарвахара, на лазоревом фоне, изображен мифический Симург (персидский Сенмурв) - крылатый пес, являвшийся символами двух древнеперсидских династий, правивших в Иране с III века до н.э. по VII век н.э. - Аршакидов и Сасанидов.

В следующей по часовой стрелке четверти находится символ, связанный с исламом - это изображение легендарного меча Зульфикара, согласно традиции, принадлежавший лично пророку Мохаммеду. Именно этот меч получил четвертый «праведный» и первый шиитский имам Али ибн Абу-Талиб. Меч символизировал, таким образом, исламскую (шиитскую) историю государственности Ирана. Шиизм, как известно, стал государственной религией Ирана в правление династии Сефевидов.

В последней четверти, в верхней левой части, изображен символ «Лев и Солнце» (перс. «Шир-о-Хоршид»), известный со времен Сефевидов и ставший национальной эмблемой Ирана в эпоху династии Каджаров. Данный символ имеет двойственную трактовку. Сторонниками исламской интерпретации символ льва с мечом на фоне восходящего солнца трактовался в качестве метафоры для изображения Али ибн Абу-Талиба с мечом Зульфи-

15 Damavand Mythology. - URL: http://www.damawand.de/Home-/lan/ damavand/ ru-damavand.html (дата обращения: 01.12.2020).

69

кар16. Тогда как сторонники более древней интерпретации видели в нем символ мифического царя Джамшида, где лев символизирует храбрость и величие. Солнце - теплоту, источник энергии и жизни, непрерывность. Меч - сопротивление, силу, триумф, несгибаемость17.

Дополняли герб золотые львы, стоящие по бокам центрального щита, с мечами в лапах. Ниже щита, на лазоревой ленте, помещен девиз шахиншахов Пехлеви на персидском языке: «Мара дад фармуд о Кход Давар аст» («Мне повелел быть справедливым, и Сам является Судьей»). Щит венчала корона Пехлеви, созданная для церемонии коронации Реза-шаха по образу и подобию короны Сасанидов. Последним элементом герба, дополнявшим его, была цепь Ордена Пехлеви.

Анализируя смысловую нагрузку, которую в данном случае должен был нести шахиншахский герб, российский исследователь Боев Э.Б. отмечал, что «представители династии Пехлеви постоянно подчеркивали свою связь с доисламским прошлым Ирана, с древними иранскими династиями»18. Таким образом, возводя свою историю со времен Кира Великого, шахиншахи давали понять, что исламский период в истории Ирана - это лишь один из этапов в их длительной истории существования монархии, которая насчитывала 2500 лет. Тогда как ислам ведет свою историю в Иране с 651 года н.э. - года завоевания страны арабами, намекая, что ислам - это пришлый и чужеродный элемент для персидской культуры.

Показательно, что развивая идею о наличии исторических связей с доисламскими временами, правители из династии Пех-

16 История иранского флага от орла до льва, от культа Митры до Ислама. - URL: https://sanaei.livejournal.com/186315.html (дата обращения: 01.12.2020).

17 Rahni, Davood N. Persian Parade Iranian Flag: A National Historical Perspective. - URL: http://www.payvand.com/news/05/jan/1094.html (дата обращения: 02.12.2017).

18 Боев Э.Б. Идеология государственного национализма в Иране в период правления династии Пехлеви (1925-1979 гг.). Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Б.м., Н-Новгород, 2017. 227 с. С. 158.

70

леви, название, которое происходит от «пахлаван», то есть «парфян», носили официальный титул «шахиншах арьямехр» - «царь царей - светило ариев». А это, в свою очередь, позволяло претендовать на власть надо всем «царством ариев» (перс. «Арьяшахр»). Американский иранист Ричард Фрай напоминает, что согласно теории о переселении ариев, именно в районе Герата произошло разделение арийских племен, когда одни двинулись на юг, в сторону долины реки Инд, а другие на запад через Восточный Иран, образовав из населенных земель «царство ариев»19. Это позволило властям Ирана заявить о близости иранской цивилизации к цивилизации европейской.

Стремление позиционировать себя в качестве нового «полюса силы», как минимум, в рамках региона, приводило к весьма комичным эксцессам. Российский исследователь Д. Иванов20 привел один из таких случаев, связанных с празднованием 2500-летия персидской монархии в 1971 году. Главные мероприятия проводились в археологическом комплексе Тахт-е Джамшид (Персепо-лис), причем приглашенные гости иностранных делегаций располагались таким образом, что воспроизводили сцены из барельефа древнего дворца Ападана на которой вассалы покоренных персами стран, приносили дань персидскому шаху! И многие иностранные лидеры, не посвященные в тонкости истории Ирана, попали в эту своеобразную «ловушку», среди них - один император, девять королей, три принца, два наследных принца, 13 президентов, 10 шейхов и 2 султана.

Надо ли говорить, что столь экстравагантная политика шахиншаха, в стране, где большинство населения представлены мусульманами-шиитами, вызывала крайне отрицательную реакцию. «Рупором» недовольных стал аятолла Рухолла Хомейни, который своими страстными проповедями превратился в «заклятого» врага режима, и ни аресты, ни ссылка не смогли сломить его решимость идти до победного конца.

19 Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002. С. 80-81.

20 Иванов Д. Геральдическая символика членов династии Пехлеви. - URL: https://sovet.geraldika.ru/article/30065 (дата обращения: 01.12.2017).

71

На протяжении всех лет, когда осуществлялась распиарен-ная «белая революция шаха и народа», которая должна была превратить Иран в современную, промышленную региональную державу, имам Хомейни выступал с жесткой критикой всех инициатив шахиншахских властей. По его словам, создаваемый монархический режим превращается в узурпатора и диктатора, ущемляющий права простых иранцев. Ради достижения своих «сомнительных» целей, власти прибегают к открытому запугиванию и применению насилия. К этому власти вынуждены прибегать потому, что «глава государства так далек от народа, что когда он что-то предлагает, народ не обращает на это внимания или относится к этому отрицательно»21. Вместо того, чтобы главной целью своей политики ставить интересы народа, шахиншах трактует государство, а, следовательно, и государственную казну, как свою частную собственность, откуда он может бесконтрольно черпать ресурсы. «Мы утверждаем, что у нас должен быть правитель, не грабящий нагло мусульманскую сокровищницу, не грешащий тем, что запускает лапы в эту сокровищницу»22.

Имам Хомейни был уверен в том, что для истинного развития, Ирану не обязательно на кого-то ориентироваться, а тем более, пользоваться чьими-то советами, превращая страну в чью-то колонию. «Наш повелитель - не Америка! Наш повелитель - не Британия, наш повелитель - не Израиль, наш повелитель - Бог»23, заявляет он. Тем более, что у Ирана есть свой закон, которому он традиционно следует - это закон ислама: «У нас есть законы на все случаи. Ислам предусмотрел обязанности человека и обеспечил их выполнение законами. Мусульманам нет нужды следовать чьим бы то ни было законам»24. Шахиншах в своей политике сле-

21 Речь 7-ая, произнесенная 26 январе 1963 года // Имам Хомейни. Путь к свободе: речи и Завещание. М., 1999. С. 181.

22 Речь 17-ая, произнесенная 14 ноября 1965 года // Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 220.

23 Речь 8-ая, произнесенная 20 марта 1963 года // Имам Хомейни. Указ. соч. С. 183.

24 Речь 17-ая, произнесенная 14 ноября 1965 года // Имам Хомейни. Указ. соч. С. 220.

дует по пути монгольских завоевателей, но «монголы, по крайней мере, никогда не исповедовали шиизма»25. Тогда как шахиншах, совершая свои преступления, делает вид, что исповедует шиизм, что является большим грехом в глазах правоверных. Поэтому шахиншах, с его антинародным и продажным режимом, достоин только того, чтобы быть свергнутым в результате всенародного восстания.

Столь жесткая позиция, занятая имамом Хомейни по отношению проводимого курса реформ в период «белой революции», со временем привлекала к себе все большее число последователей, пока не стала программой Исламской революции, свергшей монархию 11 бахмана 1357 года по солнечной хиджре, что соответствует 11 февраля 1979 году по григорианскому календарю.

Смена существующей власти неизбежно приводит и к смене идеологических установок, на основе которых функционирует общество, что находит воплощение и в смене государственных символов. Имам Хомейни, предваряя дискуссии в обществе по данному вопросу, в марте 1979 года, сказал: «Мы создаем исламскую страну. Флаг Ирана не должен быть шахиншахским флагом, символы Ирана не должны быть символами шахиншаха, они должны быть исламскими. Со всех министерств, со всех учреждений и ведомств надо убрать льва и солнце, которые являются символом господства. Это элементы идолопоклонничества и они должны уйти. Эта корона на флаге также является элементом идолопоклонничества, и она должна быть заменена на исламский символ»26.

Интересно в данном случае то, что государственный флаг Ирана после Исламской революции (Рис. 2) не претерпел кардинальных изменений, он так и остался «парчам-е се ранг» - «трехцветным знаменем» или «триколором». Боев Э.Б. отмечает, что зеленый, белый и красный цвета иранского флага уходят своей

25 Речь 11-ая, произнесенная 2 мая 1963 года // Имам Хомейни. Указ. соч. С. 186.

26 Цит. по: История иранского флага от орла до льва, от культа Митры до Ислама. - URL: https://sanaei.livejournal.com/186315.html (дата обращения: 01.12.2020).

историей во времена Ахеменидов27. Символически они обозначали единство общества, состоявшего из трех свободных сословий полноправных граждан империи. Население Ахеменидской державы делилось на военную знать («ратайштар», чьим традиционным цветом был красный), духовенство («атраван», соответственно, цвет - белый) и слой свободных общинников, скотоводов и земледельцев («вайштрийя»), ассоциировавшихся с зеленым цветом. Зеленый цвет, к тому же, также указывает на традицию «Пир-э сабз» (зеленый понтификат), обозначающий паломничество к святым местам зороастрийцев близ священного города Йезд. Само древнеиранское слово «пиштра», использовавшееся для обозначения понятия «сословие», также означало слово «цвет».

ЕШ1713 гШ па сШ пз сШ ги сШ Ш сШ 1713 сШ ги гШ пз гШ ги гШ пз

<Ш)

I

Рисунок 2: Официальный государственный флаг ИРИ с гер-

бом.

Современное изображение «парчам-е се ранг» с горизонтальным расположением линий, приобрел только в начале ХХ века, когда в ходе «движения за конституцию» («машрута'а»), в 1906 году в Иране была принята первая конституция. В статье 5 которой содержалось описание государственного флага, состоявшего из трех горизонтальных полос, соответственно, зеленого, белого и красного цвета. Посередине белой полосы помещалось изображение льва с мечом в лапе и солнца. С этого момента, по

27 Боев Э.Б. Указ. соч. С. 156.

словам иранского исследователя Давуда Рани28, закрепляется традиционное восприятие цветов флага, когда зеленый символизировал ислам, принадлежность к последователям пророка Мо-хаммеда. Белый - символизирует дружбу, примирение, мир, чистоту, уход от материального мира. А красный - символизирует жертвенность, революцию, мученичество, защиту независимости и целостности страны и народа. Исходя из данной трактовки, имам Хомейни согласился оставить традиционный «триколор» в качестве государственного флага ИРИ.

Однако надо признать, что он был «доработан», дабы усилить исламскую коннотацию Ирана и подчеркнуть роль и значимость самого Ирана в исламском мире. Речь идет о размещении в нижней части зеленой и верхней части красной полосы флага стилизованного изречения «Аллаху акбар» (араб. « которая повторяется в каждой строке по одиннадцать раз, и, следовательно, всего двадцать два раза. Это, в свою очередь, является напоминанием того факта, что Исламская революция в Иране произошла 22 бахмана, являющегося одиннадцатым месяцем персидского солнечного календаря. Государственный флаг ИРИ был официально утвержден 29 июля 1980 года.

Центральным элементом, и главным изменением в облике государственного флага, стал герб страны, пришедший на смену традиционному льву и солнцу. Пожалуй, именно, герб несет в себе основную смысловую нагрузку в символической конструкции исторической памяти Исламской республики. Автором герба ИРИ являлся архитектор, художник и преподаватель Тегеранского университета Хамид Надими. Именно его эскиз был утвержден в качестве нового государственного символа страны 9 мая 1980 года указом имама Хомейни.

За кажущейся простотой, и на первый взгляд, не понятностью герба, он несет знаковый символизм и конкретную коннотацию. Само начертание эмблемы в стилизованной форме напоми-

28 Rahni, Davood N. Persian Parade Iranian Flag: A National Historical Perspective. - URL: http://www.payvand.com/news/05/jan/1094.html (дата обращения: 02.12.2017).

нает арабо-персидское слово «Аллах». Структурно изображение герба состоит из пяти вертикальных линий, которые символизируют «пять столпов веры» (араб. «аркан ад-дин»), составляющие главные принципы для мусульманина. Во-первых, это «шахада» (буквально с арабского переводится как «свидетельство») - «Нет бога кроме Аллаха и Мохаммед - пророк его». Во-вторых, это молитва (намаз), которую каждый мусульманин должен совершать по пять раз в сутки. В-третьих, это пост (саум) в священный месяц рамадан (рамазан). В-четвертых, это милостыня (закят), являющаяся обязательной. И последний «столб» обозначает «паломничество» (хадж) к святым для всех мусульман местам - посещение Масджид аль-Харам в Мекке, где находится «черный камень» (аль-Кааба).

Правда, в отношении шиитов, доминирующих в Иране, помимо собственно хаджа в Мекку, практикуется и, так называемое, «малое паломничество» (перс. Ъ^д, «зиярат») к местам захоронения «шиитских святых»29. В первую очередь, это усыпальница халифа Али ибн Абу-Талиба в Неджефе (Ирак) и усыпальница имама Хусейна ибн Али в Кербеле (Ирак).

Собственно сам герб в Иране имеет название «шамшир ва эдолят», что можно перевести на русский язык как «меч и весы». И если присмотреться к изображению герба, то можно увидеть симметричное изображение, в центре которого расположен стилизованный рисунок обоюдоострого меча. Слева и справа от него можно увидеть по два полумесяца, являющиеся символами ислама. Центром симметрии в данном случае выступает как раз «шамшир» — обоюдоострый меч. Сила такого меча была известна в древнем мире, однако на гербе его сила удвоена символом «шадда» (знак удвоения звука при декламации), изображенным над мечом и напоминающим английскую литеру М.

С другой стороны современный герб Ирана имеет значение закона, высшей справедливости. Где символом справедливости выступает меч Зульфикар. Существует легенда, что одна его сторона могла убивать, а другая - исцелять; также многие верили,

29 Табатабаи М.Х. Шиизм в исламе. Тегеран, Б.г. С. 132.

76

что Зульфикар не мог нанести вреда честному, праведному чело-веку30. Меч имеет специфическую форму с двойным лезвием на конце. Почему так произошло, не известно. Но есть единство мнений в том, что самым известным владельцем меча был сам пророк Мохаммед, получивший его в качестве трофея после битвы при Бадре в 624 году. И именно в руках пророка он получил магическую силу, способную сокрушать любого врага и миловать невиновного. Также согласно легенде, меч Зульфикар после битвы при Уходе (Оходе) в 625 году, пророк передал Али ибн Абу-Талибу, который в той битве поразил вражеского предводителя Амра ибн Абдауда. И именно тогда, якобы, пророк произнес свою знаменитую фразу: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!» Впоследствии это станет косвенным доказательством преемственности правления Али напрямую от пророка Мо-хаммеда.

По другой версии легенды обретения меча говорится, что Зульфикар был принесен с небес и вручен лично в руки Али самим архангелом Джебраилом (Гавриилом) после того, как Али в жестокой битве сломал девять мечей!31 И не смотря на тот факт, что сегодня данный меч находится на хранении в турецком музее Топкапы в Стамбуле, духовно Зульфикар всегда остается в Иране, так как шииты являются истинными наследниками и преемниками имама Али ибн Абу-Талиба.

Однако, пожалуй, самым существенным элементом в гербе является его стилизованное изображение в виде бутона цветка. Герб не случайно напоминает собой цветок красного тюльпана, который традиционно в Иране символизирует кровь героев, погибших, защищая свою родину. Согласно легенде, на могиле павшего за страну воина, весной вырастает красный тюльпан. И цветение весной тюльпанов в Иране - это пора отдать дань ува-

30 Зульфикар - легендарный символ мусульманской доблести. - URL: http://islam-today.ru/istoria/ zulfikar-legendarnyj-simvol-musulmanskoj-doblesti/ (дата обращения: 01.12.2017).

31 Чистякова В. Зульфикар, Меч Пророка. - URL: http:// allhema.ru/index.php/stati/ oruzhie/31-zulfikar (дата обращения: 01.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жения всем борцам за свободу и процветание родины. В Иране эта традиция приобрела сакральный характер как поминовение шахидов, погибших за веру, что нашло свое отражение в траурных мероприятиях «ашура»32.

«Ашура», явившись знаковым явлением в истории шиитов, происходит от арабского слова «ашар» - «десять» и символизирует произошедшие события в 10-й день священного месяца мухар-рам 61-го года по лунной хиджре, что соответствует нашему 680 году. Для шиитов этот день является напоминанием о трагической гибели Хусейна ибн Али, внука пророка и сына имама Али ибн Абу-Талиба.

Согласно традиционной версии культ мученика (шахидат) имама Хусейна начал формироваться сразу после его смерти. В IX веке формируется письменный свод памятников литературы, содержащий упоминания о трагических событиях под Кербелой33.

Ашура, благодаря имаму Хомейни, стала мощным пропагандистским движением после победы Исламской революции и провозглашения ИРИ. Основным посылом является идеологема: «Шииты - носители и хранители истинного исламского учения наследников Пророка, они - кровные скрепы уммы благодаря смерти Хусейна». А Иран, по словам Хомейни - «колыбель ислама и шиизма»34.

Аятолла Хомейни, проводя прямые параллели между временами имама Хусейна и современной историей Ирана, заявляет, что народ его страны последовал примеру имама, и начал свою «ашуру» за установление справедливого правления. Так как, «Ашура - это восстание тех, кто ищет справедливости».35 И как имам Хусейн выступил против режима Йазида, так и народ Ира-

32 См.: Баранов Л. В. Политика памяти и традиция Ашура в Исламской Республике Иран / / История и историческая память: межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Гладышева. Вып. 11. Саратов, 2015. С. 159-180.

33 Наиболее полные версии были представлены работами авторов IX - X века Абу Ханифа ад-Динавари и Мухаммада ибн Джарира ат-Табатари.

34 Хомейни М. Восстание Ашуры в выступлениях и посланиях имама Хомейни. М., 2009. С. 10.

35 Там же. С. 54.

на выступил против режима шаха Мохаммеда-Резы Пехлеви, а после его свержения, выступает против «глобальных угнетателей» и «мировых империалистов». «Наш народ принес в жертву себя -от шестимесячного младенца до 80-летнего старца, и это знак следования по пути великого исторического деятеля - Предводителя шахидов».36 И победа иранского народа, свергнувшего шахский режим, является лишь подтверждением истинности пути, на который встала Исламская Республика Иран.

Противники ислама всячески пытаются дискредитировать и извратить исламское вероучение. По словам имама, враги стремятся представить ислам как анахронизм, утратившее свое значение в современном мире учение. Однако «это не значит, что мы хотим вернуться к той жизни, что была тысячу четыреста лет назад, как утверждает шах. Мы хотим возродить справедливые законы, а не образ жизни наших предков. Разумеется, мы будем радостно приветствовать и примем любые достижения цивилизации, но никто нам их и не предлагает»37, заявляет имам Хомейни. Имеющийся внутренний потенциал в исламе способен раскрыть человеческие возможности в условиях исламского правления. Так как это правительство социальной справедливости. Поэтому, уверен имам, «не нужно обращаться к чьим-то чужим законам. У нас есть законы на все случаи. Ислам предусмотрел обязанности человека и обеспечил их выполнение законами»38.

Однако победа Исламской революции и установление исламского правления это не окончание, а только начало движения, инициированное Ираном, которое должно будет распространиться и на другие страны региона и мира, в целом. Реализовав принципы, провозглашенные имамом Хусейном, Иран смог добиться победы, свергнув шахский режим, который защищал интересы иностранных держав в ущерб интересам иранского народа. Совершив Исламскую революцию, страна встала на путь ис-

36 Хомейни М. Восстание Ашуры. С. 15.

37 Речь 31-ая, произнесенная 11 октября 1978 года //Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 275.

38 Речь 17-ая, произнесенная 14 ноября 1965 года //Имам Хомейни. Путь к свобод. С. 220.

тинной независимости, провозгласив лозунг «ни Запад, ни Восток». Имам Хомейни особо подчеркивал значение этого лозунга: «Мы с самого начала всем заявили, что не находимся под покровительством Америки, Советского Союза или кого-либо еще. Мы находимся под покровительством Всевышнего и идем под знаменем единобожия, то есть под знаменем имама Хусейна»39.

Согласно посылу имама Хомейни, народ Ирана, своими действиями, указал путь всем мусульманским народам мира, так как «нет арабов и не арабов, турок и персов, есть только ислам и единство на основе ислама»40. И долг каждого заключается в том, чтобы освободить землю ислама, а затем и весь остальной мир, от существующей несправедливости и угнетения со стороны «империалистических держав». «Цель заключается в том, чтобы мусульманские нации были сильными, мощными, процветающими. Да поможет вам Господь добиться этой цели»41, призывает имам, рассматривая ислам как альтернативу западной модели развития.

Исходя, таким образом, из краткого анализа специфики смысловой нагрузки, которую несут в себе государственные символы современного Ирана, можно утверждать, что в них заложен мощный идеологический посыл. Именно он позволяет Ирану не замыкаться в узких национальных рамках шахиншахской идеологии, а претендовать на альтернативную западной концепцию развития, апеллируя к исламской системе ценностей. И тот факт, что, не смотря на существование жесткого внешнего давления со стороны США и стран Запада, ИРИ продолжает идти по заявленному пути, не может не привлекать внимания со стороны других стран региона и мира. И как раз наличие санкций и означает признание важной роли, которую стремиться играть Иран на региональной и мировой арене. Пример Ирана демонстрирует факт невозможности установления глобальной цивилизационной

39 Хомейни М. Восстание Ашуры. С. 22.

40 Речь 17-ая, произнесенная 14 ноября 1965 года //Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 216.

41 Речь 31-ая, произнесенная 11 октября 1978 года //Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 280.

модели развития, о которой заявляют сторонники западного либерализма, рассматривавшие его в качестве универсальной модели. И Иран показывает, что как исламская страна, он не будет пассивным наблюдателем, а будет стремиться быть активным участником в процессе формировании нового глобального циви-лизационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.