Научная статья на тему 'Политика памяти и традиция Ашура в Исламской Республике Иран'

Политика памяти и традиция Ашура в Исламской Республике Иран Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
861
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ИСЛАМ / АШУРА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПАМЯТЬ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ИМАМ ХУСЕЙН / АЯТОЛЛА ХОМЕЙНИ / IRAN / ISLAM / ASHURA / POLITICS OF MEMORY / RELIGIOUS MEMORY / IMAM HUSSEIN / AYATOLLAH KHOMEINI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов А.В.

В статье анализируется феномен «политики памяти» на примере сохранения традиции Ашура в современном Иране. Дается краткий экскурс в историю возникновения Ашуры и формирования культа имама Хусейна. Исследуется влияние Ашуры на идеологическое обоснование Исламской революции в Иране в работах аятоллы Хомейни, его трактовка этого события в истории исламского мира и Ирана. Освещается проблема использования традиции Ашуры в официальной доктрине Исламской Республики Иран, а также ее реализация в политике, как внутренней, так и внешней. В качестве примеров такой реализации приводятся официальные мероприятия в священный месяц мухаррам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICS OF MEMORY AND THE TRADITION OF ASHURA IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

The article analyzes the phenomenon of the «politics of memory» on the example saving traditions of Ashura in modern Iran. A brief excursion into the history of the emergence and formation of Ashura and the cult of Imam Hussein. The article examines the impact of Ashura on the ideological justification of the Islamic revolution in Iran in the works of Ayatollah Khomeini and interpretation of this event in the history of the Islamic world and Iran. It highlights the problems of using the tradition of Ashura in the official doctrine of the Islamic Republic of Iran, and its implementation in policy, both internal and external. As an example of such an implementation are the official events in the holy month of Muharram.

Текст научной работы на тему «Политика памяти и традиция Ашура в Исламской Республике Иран»

УДК 327(55)

ПОЛИТИКА ПАМЯТИ И ТРАДИЦИЯ АШУРА В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН

А.В. Баранов

Саратовский государственный университет, кафедра всеобщей истории E-mail: baranovav@mail.ru

В статье анализируется феномен «политики памяти» на примере сохранения традиции Ашура в современном Иране. Дается краткий экскурс в историю возникновения Ашуры и формирования культа имама Хусейна. Исследуется влияние Ашуры на идеологическое обоснование Исламской революции в Иране в работах аятоллы Хомейни, его трактовка этого события в истории исламского мира и Ирана. Освещается проблема использования традиции Ашуры в официальной доктрине Исламской Республики Иран, а также ее реализация в политике, как внутренней, так и внешней. В качестве примеров такой реализации приводятся официальные мероприятия в священный месяц мухаррам.

Ключевые слова: Иран; ислам; Ашура; религиозная память; политика памяти; имам Хусейн; аятолла Хомейни.

THE POLITICS OF MEMORY AND THE TRADITION OF ASHURA IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

A.V. Baranov

The article analyzes the phenomenon of the «politics of memory» on the example saving traditions of Ashura in modern Iran. A brief excursion into the history of the emergence and formation of Ashura and the cult of Imam Hussein. The article examines the impact of Ashura on the ideological justification of the Islamic revolution in Iran in the works of Ayatollah Khomeini and interpretation of this event in the history of the Islamic world and Iran. It highlights the problems of using the tradition of Ashura in the official doctrine of the Islamic Republic of Iran, and its implementation in policy, both internal and external. As an example of such an implementation are the official events in the holy month of Muharram.

Key words: Iran; Islam; Ashura; politics of memory; religious memory; Imam Hussein; Ayatollah Khomeini.

Если мы окинем взглядом произошедшие в мире события за последние десятилетия, то будем, бесспорно, весьма впечатлены произошедшими переменами. Пережив кризис и, фактически, распад биполярной системы, мир столкнулся не только с целой

чередой политических вызовов глобальной системе безопасности, вызванных развалом Советского Союза, но и мощнейшей культурно-пропагандистской кампанией со стороны Соединенных Штатов по всему миру. Крах прежней системы привел мир к тому, что он стал свидетелем и участником (вольным или невольным) того, что получило название «глобализация».

В данном случае вполне показательны выводы, сделанные американским исследователем Джорджем Ритцером в своей монографии, которую он назвал символично - «Макдональдиниза-ция общества»1. С позиции тезиса о макдональдинизации современного общества, и что показательно, не столько американского, сколько остального мира, автор дает ответ на вопрос о том, следует ли описывать этот процесс как глобализацию или «американизацию», склоняется ко второму варианту. На практике это должно привести к установлению единых, универсальных принципов и норм поведения, когда за основу будет браться готовый образец, то есть американское «общество потребления».

Стремление добиться всеобщей унификации, на основе «американизации» в мировом масштабе, неизбежно наталкивается на ответные, защитные, меры со стороны, в первую очередь, неевропейских, незападных обществ. И этот «раскол», который мы наблюдаем сегодня, вслед за другим американцем, можем назвать «цивилизационным»2.

Особенно жестко это проявилось в попытках США распространить принципы «демократического устройства» в регионе Ближнего Востока, что стало доминирующей парадигмой внешней политики при администрации Джорджа Буша-младшего. Это привело к парадоксальным последствиям, проявившихся в появлении радикальных движений в регионе. С одной стороны, мы наблюдаем на примере «Арабской весны» явное проявление «западных, демократических» тенденций, а с другой, сталкиваемся с ростом влияния ИГИЛ, выступающего за построение в регионе «исламского государства» в форме Халифата.

И первая, и вторая тенденции, при их реализации, в итоге, ведут к размыванию и нивелированию самобытных культур и обществ, встраивая их на универсальных принципах в единое куль-турно-цивилизационное пространство. И речь здесь идет не столько

1 Ритцер Дж. Макдональдинизация общества. М., 2011.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. М., 1996.

о материальных ценностях (хотя в варварских уничтожениях и расхищениях исторических памятников запятнали себя и боевики ИГИЛ и войска международной коалиции), сколько о духовном наследии народов, населяющих регион. А вследствие того, что принципы существования, навязываемые Западом и ИГИЛ, одинаково неприемлемы, возникает вопрос о сохранении собственной культурной и цивилизационной самоидентификации. Таким образом, в современных условиях особенно важно ставить и решать подобные вопросы на уровне нации и государства. Для сохранения своей самобытности, самоидентификации, нужно говорить о «политике памяти», так как именно память является тем духовным наследием, которое позволяет выделять и подчеркивать инаковость общества, его отличие от других3.

Если рассматривать регион Ближнего Востока, ставший в последние десятилетия главной ареной геополитического напряжения, то тут выделяется позиция Ирана. Исходя из анализа развития ситуации, можно говорить о кардинальном переформатировании расклада региональных центров «силы». Ливия Му-аммара Каддафи, Египет Хосни Мубарака, Сирия Башара Асада и Ирак Саддама Хуссейна, по тем или иным причинам, ушли в прошлое. Попытки занять их место Саудовской Аравией и Катаром, полностью провалились вместе с провалом организации вооруженного сопротивления режиму Башара Асада в Сирии. Турция, являющая одной из ведущих экономик региона, ослаблена внутренней конфронтацией между сторонниками кемалистов и исламистов, что не позволяет ей занять соответствующее ей место в регионе и проводить сбалансированную политику4.

Ослабление традиционных «центров силы» на Ближнем Востоке, вывело на первые роли «внерегиональные» страны. И, прежде всего, подымающийся шиитский Иран. Уникальность Ирана заключается в том, что в отличие от других исламских республик, на первых ролях в государстве в действительности находятся исламские

3 Вопрос не праздный и для России, в особенности в виду введенных антироссийских санкций со стороны Запада, после разразившегося политического кризиса на Украине и последовавшей гражданской войной. См., напр.: Миллер А.И. Политика памяти в России: год разрушенных надежд // Поли-тия. 2014. №4 (75). С. 49-57.

4 Баранов А.В. Концепция Исламского пробуждения аятоллы Али Хаменеи / / История и историческая память: межвуз сб. науч. тр. / под ред. А.В. Гладышева. Саратов, 2014. Вып. 9. С. 190.

богословы - улемы, которые «опекают» (велайят-е факих) светские органы власти, следя за тем, чтобы принимаемые ими решения соответствовали нормам ислама и шариата. «Установлено правило, что "факих выше правителя". Если правитель слабо знаком с исламом, ему следует обратиться за разъяснением к факиху, чтобы соблюсти закон»5. И данный принцип действует в Иране до сих пор.

Ислам, в данном случае, выступая в роли системообразующего компонента, кодифицирует духовную жизнь общества верующих -уммы. В соответствии с определением Мориса Хальбвакса, мы можем говорить о религиозной памяти общества, когда за объединяющую основу берется какое-либо религиозное учение. «Память религиозной группы обладает одной особенностью», отмечает Хальбвакс, она «считает себя зафиксированной раз и навсегда, и либо заставляет других приспосабливаться к господству ее представлений, либо систематически игнорирует их и относит к низшему разряду, противопоставляя свое постоянство и их нестабильность6.

В религиозной памяти очень сильно чувство трансцендентального или мистического восприятия окружающего мира, а также наличие догматики, выражающейся в обрядах, ритуалах, священных текстах. Хальбвакс, исследуя религиозную память христиан, обращает внимание на то, что коллективное исполнение обрядов, ритуалов есть не что иное, как коллективные воспоминания верующих, воспроизводящие закрепившиеся в памяти религиозной группы события из жизни и учения Иисуса Христа. «Догматики стремятся не «заново переживать» прошлое, а сообразовываться с его учением, то есть со всем тем, что сегодня удается из него сохранить, воссоздать и понять»7. А благодаря мистическому богопочитанию, участвующему в ритуалах верующему «неважно, вступает ли он в прямое общение с Богом или же с Христом, представляя его присутствующим. Он знает Христа из традиции; думая о Христе, он вспоминает его. Стараясь приблизиться к Богу и даже раствориться в нем, он пытается подражать Христу или же тем, кто лучше всех умел подражать ему прежде; всякая мистическая жизнь есть подражание Иисусу Христу -либо мы воспроизводим в себе, в своих чувствах и поступках, те чувства и поступки, которые евангелия приписывают ему, либо

5 Доктрина Исламской революции. Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. М., 2009. С. 68.

6 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007. С. 233.

7 Там же. С. 246.

мы воспроизводим в своей мысли его черты, события его земной жизни, его преображение во славе»8.

Несмотря на то, что религиозная память, естественным образом, опирается на прошлое, выделяя в истории определенные «точки памяти», в которых происходили знаковые события, в целом, она направлена в настоящее и будущее. Память, таким образом, по словам Харальда Вейцлера, призвана служить «легитимации идентификационных национальных притязаний»9.

Транспонируя выкладки М. Хальбвакса и Х. Вейцлера на ислам шиитского толка, получается, что именно Ашура является основополагающей «точкой памяти» для шиитов. С этим согласны и ведущие специалисты в области истории Халифата. Большаков О.В. в классической «Истории Халифата» отметил: «События (ашуры. - А. Б.), рассматриваемые нами, оказали решающее воздействие на сложение идеологии шиизма, хотя ее оформление происходило несколько ранее. <...> Я старался быть предельно объективным в характеристиках людей, ставших священными символами шиизма»10. Другой признанный специалист в данной области - Фильштинский И. М., коснувшись роли ашуры, написал, что: «Широкое развитие шиитского движения началось после убийства Хусайна в Кербеле. С этого времени оно перестало быть движением одной из арабских партий, партии сторонников Али, и обрело характер самостоятельного религиозного направления в исламе»11.

Значимость влияние ашуры на последующее развитие ислама в Иране, не раз подчеркивал в своих выступлениях и имам Рухолла аль-Мусави аль-Хомейни, ставший подлинным идеологом и основателем Исламской Республики в Иране. Он был уверен, что «Исламская революция в Иране - это отблеск Ашуры и ее великой Божественной революции»12.

«Ашура», явившись знаковым явлением в истории шиитов, происходит от арабского слова «ашар» - «десять» и символизиру-

8 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. С. 248-249.

9 Вельцер Х. История, память и современность прошлого: Память как арена политической борьбы / / Неприкосновенный запас. 2005, №2-3 (40-41). С. 28.

10 Большаков О.Г. История халифата: в 4 т. М., 1998. Т. 3: Между двух гражданских войн (656-696). С. 8.

11 Фильштинский И.М. Халифат под властью династии Омейядов (661750). М., 2005. С. 68.

12 Хомейни М. Восстание Ашуры в выступлениях и посланиях имама Хомейни. М., 2009. С. 81.

ет произошедшие события в 10-й день священного месяца мухар-рам 61-го года по лунной хиджре, что соответствует нашему 680 году13. Ашура почитается и отмечается всеми мусульманами - и суннитами, и шиитами. Но у суннитов этот день наполнен иным содержанием. На этот день, согласно Корану, приходится сотворение небес, земли, ангелов, первого человека - Адама. В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) и его последователям спасение от гибели в водах Великого потопа. В этот же день Муса (Моисей) получил послание от Аллаха с призывом вывести евреев из египетского плена14. Однако это вовсе не означает, что шииты игнорируют это содержание Ашуры, просто для них он связывается, прежде всего, с трагической смертью имама Хусейна ибн Али, внуком Пророка Мухаммеда.

Согласно традиционной версии культ мученика (шахидат) имама Хусейна начал формироваться сразу после его смерти. В IX в. формируется письменный свод памятников литературы, содержащий упоминания о трагических событиях под Кербелой15. Позднее появляются уже отдельные работы, посвященные всецело жизни, деятельности имама Хусейна и его гибели. Классическим трактатом, признанным таковым официально в Иране, является работа историка XIII в. - Реза-уд-Дина Али ибн Мусы ибн Тавуса «Лу-хуф: Скорби Кербелы»16. Опираясь на эти источники и современные исследования, мы можем восстановить картину того, как в реальности развивались события, вокруг которых сегодня и основывается культ имама Хусейна.

13 раджаба 60 г. х. / 19 апреля 680 г. в Дамаске скончался основатель Омейядского халифата - Муавия ибн Абу Суфьян. Йа-зид ибн Муавия был провозглашен наследником престола еще при жизни отца, так как на собрании старейшин, никто не выступил против кандидатуры Муавии. С точки зрения неписаных законов ислама, назначение наследником сына было ничем неоп-

13 Из-за разницы между лунным и солнечным календарем, даты празднования ашуры постоянно сдвигаются. Так, если в 680 г. день ашуры пришелся на 10 октября, то в 2015 г. он отмечается 23 октября.

14 День Ашура. URL: http://www.bilu.kz/ashur.php (дата обращения: 15.04.2015).

15 Наиболее полные версии были представлены работами авторов IX-X вв. Абу Ханифа ад-Динавари и Мухаммада ибн Джарира ат-Табатари.

16 Ибн Тавус, Реза-уд-Дин Али ибн Муса. Лухуф: Скорби Кербелы. URL: http://www.imamat-books.ru/hadisi/ 836-luhuf-ibn-tavusa-skorbi-kerbely.html (дата обращения: 03.04.2015).

равданным новшеством. Все предшествующие халифы занимали этот высокий пост в результате коллективного решения высшей исламской знати (тура), и это уже вошло в обычай.

Смерть Муавии возрождала старый спор о власти, временно погашенный договором с Хасаном, молчаливо признанным Хусейном. Взятое им обязательство не выступать против Муавии и не претендовать на власть, пока тот жив, теперь становилось недействительным и ненужным. Присяга Йазиду как наследнику (если Хусейн ее формально принес) по сравнению с этим имела второстепенное значение, тем более что оно было обязательством перед Муавией, а не перед Йазидом17. Поэтому взойдя на престол, Йазид был кровно заинтересован в признании своей власти со стороны имама Хусейна. Он немедленно отправил гонца в Медину к ее наместнику ал-Валиду бен Утбе с извещением о произошедшем и распоряжением во что бы то ни стало привести к присяге Хусейна даже под угрозой смерти.

Наместник Медины сообщил имаму о приказе Йазида, на что его светлость сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Нужно прощаться с Исламом, если исламской уммой будут управлять такие люди, как Йазид».18 Отказавшись присягать и под угрозой смерти, Хусейн тайно покидает Медину под покровом ночи 30 раджаба / 6 мая и в окружении семьи и домочадцев, отправляется в Мекку. В Мекке у Хусейна были сторонники, но их было не достаточно, чтобы провозгласить его халифом. Поэтому Хусейн не пошел на открытый конфликт, заняв выжидательную позицию, затягивая момент с принесением присяги.

В Мекке Хусейн пробыл все летние месяцы до наступления периода совершения хаджа в сентябре. Известия о том, что имам Хусейн покинул Медину, отказавшись присягать Йазиду, быстро распространилась по территории Халифата. В Мекку стали приходить послания с призывами объявить Хусейна халифом и предложениями помощи в борьбе против Йазида. Особенно многочисленные послания были из города Куфа, располагавшейся на территории Ирака и являвшейся во времена халифа Али ибн Абу Талиба столицей государства.

Хусейн не торопился с ответом, помня судьбу отца и брата, поверивших обещаниям куфийцев. Последней каплей, побудившей

17 Фильштинский И.М. Указ. соч. С. 67.

18 Жизнь четырнадцати непорочных. Тегеран, 2006. С. 92.

Хусейна отправиться в Ирак, было прибытие посланника басрий-ских шиитов Йазида бен Нубайта.

Но перед своим отправлением он послал вперед двоюродного брата Муслима бен Акила, чтобы тот убедился в поддержке и принял присягу куфийцев19. Наместник Куфы Ан-Нуман бен Башир не принял мер к аресту Муслима и был отстранен. Вместо него был назначен наместник Басры (без потери поста) убайдалах бен Зийад с приказом найти и казнить Муслима, а голову прислать в Дамаск. Между тем Муслим принял присягу у нескольких тысяч куфийцев (от 12 до 80 тыс. человек) на верность Хусейну, о чем последовал доклад в Мекку Хусейну20.

Однако раньше в Куфу явился убайдаллах, сразу принявших ряд мер по усмирению населения, пригрозив жестокими наказаниями. Такой крутой поворот дел сразу охладил большинство горячих голов. Муслим был вынужден скрываться21. Однако вскоре был схвачен и казнен по приказу убайдаллаха, но все же Муслим перед своей казнью успел послать гонца на встречу Хусейну с предупреждением о случившемся. Также был казнен и Хани бен Урва, укрывший Муслима в Куфе. Тела казненных были выставлены на обозрение на рыночной площади, а головы отосланы в Дамаск Йазиду.

По иронии судьбы казнь Муслима бен Акила в Куфе и выход каравана имама Хусейна из Мекки в Куфу произошли в одно и то же время: 9-10 сентября 680 года. Следовательно, он не знал о том, что движение куфийцев в его поддержку уже подавлено властями.

Рассказы о движении Хусейна к Куфе довольно обширны, особенно о второй части пути. Описываются встречи с разными людьми и разговоры с ними; встречные предостерегают Хусейна от поездки в Куфу, он объясняет свои права на власть или изъявляет упования на Аллаха. Самый знаменитый разговор произошел с поэтом Ибн Галибом Тамими ал-Фараздаком, образно описавшего ситуацию в Куфе, что сердца куфийцев с ним, а мечи - с Йазидом. О судьбе Муслима он узнал только на подъезде к Куфе - в ас-Салибии. Хусейн был потрясен - все рушилось, ехать в Куфу было бессмысленно, и он уже решил было повернуть назад, но братья Муслима горели жаждой мести и потребовали идти на Куфу. Их

19 Большаков О.Г. Указ. соч. С. 186.

20 Там же. С. 187.

21 Ибн Тавус, Реза-уд-Дин Али ибн Муса. Указ. соч.

поддержали другие, льстя, что Хусейн не Муслим, и ему куфий-цы обязательно подчинятся. Хусейн принял решение продолжить путь22.

При приближении к Куфе в его распоряжении было 25 конников и 100 пеших воинов (двигавшихся верхом на верблюдах). Расчет на то, что к нему присоединяться бедуины, не оправдался, присоединились лишь единицы. В 320 км от Куфы - возле Зубалы, пришли известия, что посланные гонцы, были схвачены и казнены убайдал-лахом. Хусейн предложил всем, кто не готов идти с ним на смерть, вернуться к семьям. Большинство его покинуло23.

Подступы к Куфе охранялись отрядами до 4 тыс. воинов, под командой ал-Хусейна бен Тамима. Зная о приближении Хусейна, он выслал навстречу отряд из 1000 воинов под командой ал-Хурра бен Йазида ат-Тамими. Их встреча произошла в 100 км от Кадисии. Ал-Хурр не проявлял враждебности, а Хусейн в знак доброй воли, приказал напоить воинов и коней Хурра из своих запасов. После этого Хусейн обратился с речью-проповедью к воинам, в которой сказал, что явился сюда по призыву людей Куфы, и если они его отвергнут, то вернется обратно.

В сопровождении воинов Хурра караван Хусейна двинулся в сторону Куфы, но из-за помех со стороны Хурра, был вынужден взять западнее и следовать на Кербелу, небольшому местечку в 40 км северо-западнее Куфы24. Так 2 мухаррама / 2 октября 680 г. оба отряда достигли селения Найнава у Кербелы. Здесь ал-Хурр получил письмо с требованием задержать Хусейна там, где застанет его письмо, не подпускать к воде и не давать остановиться в укрепленном месте. 3 мухаррама к осаждавшим подошел еще один отряд из Куфы в 4 тыс. воинов под командой куфийца Умара бен Сада. Умар был настроен разрешить дело миром и настаивать на почетных условиях ареста Хусейна25. Переговоры длились до 9 мухаррама, когда по приказу Убайдаллаха они были прекращены и имаму Хусейну был предъявлен ультиматум о сдаче, который он отверг и начал готовится к битве.

У Хусейна было около 80 бойцов (32 конные) против 4-5 тыс. воинов Умара бен Сада, из которых только один перешел к Хусейну, когда войско было уже построено к битве - это ал-Хурр бен Йазид.

22 Большаков О.Г. Указ. соч. С. 194.

23 Там же. С. 195.

24 Фильштинский И.М. Указ. соч. С. 66.

25 Большаков О.Г. Указ. соч. С. 197.

Сражение 10 мухаррама 61 г. / 10 октября 680 г., «йаум ал-ашура», и мученическая смерть в нем Хусейна, сыграла важную роль в формировании шиитской идеологии. Вначале битвы Хусейн обратился к противнику с речью: «Знайте, что незаконнорожденный сын незаконнорожденного (Убайдаллах Ибн Зийад. -А. Б.) поставил меня меж двумя выборами: смерть или унижение. Так долой унижение! Знайте же, что я буду биться с вами вместе с этими людьми, пусть они и немногочисленны!»26.

Куфицы действовали вяло и без рвения, ограничиваясь демонстрацией атак и нападений. Тогда Умар бен Сад приказал отряду из 500 лучников обстрелять лагерь Хусейна, что привело к смерти нескольких сторонников Хусейна, в частности Хурра, а также гибели всех лошадей. Совершенно очевидно, что нежелание куфийцев сражаться с внуком пророка позволило горстке бойцов Хусейна продержаться полдня27. Все сражение, фактически представляло собой серии индивидуальных поединков. Как пишет Ибн Тавус, «мужчины из семейства Хусейна (А) стали выходить на поле боя один за другим, погибая друг за другом. Тогда Хусейн (А) закричал: «Терпите, дети моих дядь! Терпите, о моё семейство! Клянусь Аллахом, вы не увидите унижения после этого дня на веки вечные!»28.

В итоге из живых остался лишь сам имам Хусейн. Его ударили мечом по голове, рана оказалась не опасной - Хусейн лишь скинул разрубленный бурнус и надел калансуву (колпак, который носили ученые) и поверх обвязался чалмой, - взял на руки маленького сына и сел у шатра. Пущенной кем-то стрелой младенец был убит. Опечаленный Хусейн продолжал сидеть, и никто не решался на него напасть. Затем он попросил напиться, ему подали чашу с водой, и в этот момент стрела ал-Хусейна бен Ну-майра влетела ему в рот. Хусейн выронил чашу и пошел по дамбе к Евфрату, ему преградили путь, и он вернулся к шатру. Здесь он был ранен стрелой в плечо, а Зура бен Шарик ударил его мечом, Хусейн инстинктивно прикрылся рукой, и удар пришелся по ней, отрубив кисть руки. Тут же Синан бен Аус пронзил его копьем. Ху-вала бен Йазид попытался отрезать голову Хусейна, но не смог, так как сильно дрожали руки, и дело завершил Синан бен Аус. «На

26 Ибн Тавус, Реза-уд-Дин Али ибн Муса. Указ. соч.

27 Большаков О.Г. Указ. соч. С. 200.

28 Ибн Тавус, Реза-уд-Дин Али ибн Муса. Указ. соч.

теле Хусейна было тридцать три раны от копей и тридцать четыре раны от ударов мечей»29.

Труп Хусейна был раздет догола, стали добивать раненых и обезглавливать убитых, начался грабеж в шатрах, где укрывались женщины. Подоспевший Умар приказал прекратить бесчинства и потребовал вернуть личные вещи. Грабеж прекратился, но украденных вещей никто не вернул.

В одном из шатров находился несовершеннолетний больной сын Хусейна, Али младший. Его спас Хумайд бен Муслим, убедивший Шамира, что нельзя убивать несовершеннолетнего, да еще и больного. Кроме него пощадили еще сыновей Хасана -Умара и Хасана.

Голову Хусейна поручили доставить в Куфу Хаулию бен Йази-ду. Остальные занялись погребением своих 88 павших товарищей, тела 72 убитых и обезглавленных соратника Хусейна так и остались непогребенными на поле боя. Среди погибших было 26 ближайших родственников Хусейна: три или четыре сына, 7 братьев, 4 брата Муслима бен Акила и 3 его сына, 3 сына Хасана и 4 сына Абдаллаха бен Джафара бен Абу Талиба 30.

На следующий день победители отправились в обратный путь, везя с собой пленных вдов и сирот, перед которыми впереди маячили на всем пути вздетые на копья головы их мужей, братьев и отцов.

Неудивительно, что столь трагическая картина героической гибели имама Хусейна и его соратников, оказалась очень востребованной в современном Иране, где она была расцвечена яркими красками в многочисленных пропагандистских кампаниях, став одной из центральных тем. Во многом это была и заслуга аятолла-оль-озма Хомейни, ставшего первым Рахбаром (Лидером) Исламской революции в Иране. Занимая высший государственный пост после победы Исламской революции 1979 г., он в своих речах и посланиях, фактически сформулировал основные принципы и подходы, легшие в основу официальной «политики памяти» в отношении восприятия и трактовки событий Ашуры в реалиях современности.

Ашура, благодаря имаму Хомейни, стала мощным пропагандистским движением. Основным посылом которого является идеологема: «Шииты - носители и хранители истинного исламского учения наследников Пророка, они - кровные скрепы уммы

29 Ибн Тавус, Реза-уд-Дин Али ибн Муса. Указ. соч.

30 Большаков О.Г. Указ. соч. С. 203.

благодаря смерти Хусейна». А Иран, по словам Хомейни - «колыбель шиизма, ислама и шиизма»31. Ибо сам имам Хусейн сказал наместнику Мекки, требовавшему от него клятвы верности халифу Йазиду: «Мы из семейства Пророка и очага пророчества. Наше семейство было местом ниспослания ангелов и божьих откровений. Аллах с нашего семейства начал ислам и до конца будет распространять его членами нашей семьи»32.

Согласно аятолле Хомейни, имам Хусейн, являясь потомком семьи Пророка, выступает как хранитель истинного ислама, и его защитник от посягательства врагов. Действия имама были вызваны тем, что Йазид стремясь узурпировать власть в умме, «незаконно оказался на месте халифа! Этот человек хотел эксплуатировать народ, хотел грабить народ, хотел присвоить себе все, что принадлежало народу, забрать все себе и своим прислужникам»33. Ради своих корыстных целей, Йазид, как и его отец Муавия, пошли на осознанное искажение ислама. И если бы не мученическая смерть имама Хусейна, «Муавия и его сын представили бы ислам миру в другом виде, прикрываясь титулом халифов (наместников) Пророка ислама. Они ходили в мечеть, проводили пятничные намазы в качестве имамов, были общинными имамами. Это называлось халифатом Пророка ислама исламским правлением, но по содержанию все было не так, это не было исламским правлением. И правитель не был исламским»34. И что самое страшное, Муавия и Йазид стремились создать идолопоклоннический монархический режим, и низвергнуть умму в эпоху джа-хилийи - эпоху до прихода Пророка с его Божьим словом. «Они намеревались уничтожить саму основу ислама и создать арабское государство, что заставило арабов и неарабов, всех мусульман обратить внимание на это. Здесь речь идет не об арабах, неарабах, персах и т. д., здесь речь идет о Боге и об исламе»35.

Видя, как узурпируется власть, как нарушаются права мусульман, как извращается и искажается ислам, как притесняются

31 Хомейни М. Восстание Ашуры в выступлениях и посланиях имама Хомейни. М., 2009. С. 10.

32 С имамом Хусейном (мир ему) из Медины до Кербелы (часть первая). URL: http: / / www.abna24.com/ russian/ cultural/moharram/ archive/2013/11 /12/ 480459/story.html (дата обращения: 12.11.2013).

33 Хомейни М. Указ. соч. С. 28.

34 Там же. С. 45.

35 Там же. С. 30.

и угнетаются слабые мира сего, имам Хусейн был вынужден исполнить свой религиозный долг, чтобы поднять восстание, выйти с протестом и выразить свое отрицание этой власти36. «Его противники только и мечтали о том, чтобы Предводитель шахидов промолчал, а они бы спокойно продолжили свои «ослиные бега». Они боялись его восстания. А ведь он мог остаться на месте в Медине, и когда тот человечишка пришел бы туда, мог бы приказать ему принести присягу, на что тот ответил бы согласием»37. Но имам Хусейн не промолчал, не пошел на соглашение с властью, а объявил священный джихад.

По словам аятоллы Хомейни, имам Хусейн продемонстрировал всем мусульманам, всему миру решимость не на словах, а на деле, бороться против несправедливости, угнетения и деспотического правления. «Своим поступком Предводитель шахидов не только нанес поражение своим противникам, но и способствовал тому, что люди спустя некоторое время поняли, какая произошла беда, какое на них обрушилось несчастье. Именно это и подорвало положение Омейядов. Имам Хусейн также показал всем на всю последующую историю настоящий путь, по которому нужно идти. Он не убоялся малочисленности своих сил. Ведь количество ничего не решает. Решает качество имеющегося количе-ства»38. Им двигала высшая цель. Он понимал, что с небольшим отрядом менее ста человек невозможно противостоять такому сильному противнику, у которого огромная сила и власть. Но он знал, что его мученическая смерть принесет победу исламу и возродит его39. В конце концов, заключает аятолла Хомейни, нас ожидает смерть за веру - шахадат, встреча с Богом, где все предстанут перед Предводителем шахидов и подобных ему. И это высшее благо, на которое надеются любящие Бога.

Избрав путь самопожертвования, став мучеником за веру - ша-хидом - имам Хусейн до конца выполнил свой религиозный долг, который сам же и проповедовал. «Рабы божьи! Бойтесь Бога и избегайте привязанности к этому бренному миру <...> ибо Всевышний создал мир не бессмертным. В этом мире всё новое становится старым, богатство иссякает, а радость превращается в печаль. Так собирайте провизию для Судного дня. И лучшей провизией на тот день

36 Хомейни М. Указ. соч. С. 36.

37 Там же. С. 40.

38 Там же. С. 15.

39 Там же. С. 21.

является богослужение и богобоязненность. Люди! Не попадите в западню этого бренного мира. Сегодня вы заключили связь с угнетателями, и вызвали гнев Господа»40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аятолла Хомейни был убежден, что главный стимул, двигавший имама Хусейна на его пути к мученичеству, было стремление добиться исправления общества и установить справедливое правление чего бы это ни стоило, даже ценою собственной жизни. «Как бы ни был велик человек, даже если он ценнее всего, что есть в мире, если он вступает в противоречие с интересами общества, им следует пожертвовать. Именно, исходя из этого, Предводитель шахидов оценил происходящее и пожертвовал собой, своими соратниками и сподвижниками. Индивид должен быть пожертвован во имя общества, а общество должно быть исправлено»41.

Исчерпала ли себя идея справедливости со смертью имама Хусейна, нужно ли смириться с победой Язида и терпеливо ждать прихода Махди? «Нет, нет, и еще раз, нет!» - заявляет аятолла Хомейни. Вместо этого он выдвигает лозунг - «Каждый день - Ашура, любая земля - Кербела»! Обе части этого лозунга имеют символическое знание. «Ашура» - это цель, к которой следует стремиться, а «Кербела» - это средство достижения цели. «Так должно быть везде. Так должно происходить каждый день. Наш народ каждый день должен иметь в виду, что сегодня - день Ашуры и что мы должны противостоять несправедливости. И здесь - Кербела, и мы должны исполнить ее роль здесь. Это не ограничивается одной какой-то территорией, одними определенными людьми»42.

Современный мир также далек от совершенства, он так же далек и от справедливого правления. «Сегодня, когда империалистические державы покушаются на границы, культуру, религию и ценности разных народов, и преследуют свои империалистические цели, используя методы угроз, запугивания и оккупации, необходимо следовать образу жизни и методам правления Имама Хусейна»43. В противном случае, если мусульмане останутся рав-

40 С имамом Хусейном (мир ему) из Медины до Кербелы (часть пятая). URL: http://www.abna24.com/russian/cultural/moharram/archive/2013/12/09/ 487242/ story.html (дата обращения: 09.11.2013).

41 Хомейни М. Указ. соч. С. 33.

42 Там же. С. 52.

43 Арбаин - сороковой день мученической смерти Хусейна сына Али. URL: http://www.abna24.com/russian/cultural/prophet/archive /2014/12/12/ 657824/ story.html (дата обращения: 27.03.2015).

нодушными и безучастными к своей судьбе, им грозит повторение ситуации с узурпацией власти Омейядов.

Аятолла Хомейни, проводя прямые параллели между временами имама Хусейна и современной историей Ирана, заявляет, что народ его страны последовал примеру имама, и начал свою «Ашу-ру» за установление справедливого правления. Так как, «Ашура -это восстание тех, кто ищет справедливости»44. И как имам Хусейн выступил против режима Йазида, так и народ Ирана выступил против режима шаха Мухаммада-Резы Пехлеви. «Наш народ принес в жертву себя - от шестимесячного младенца до 80-летнего старца, и это знак следования по пути великого исторического деятеля -Предводителя шахидов»45. И победа иранского народа, свергнувшего шахский режим, является лишь подтверждением истинности пути, на который встала Исламская Республика Иран.

Однако победа Исламской революции и установление исламского правления это не окончание, а только начало движения, инициированное Ираном, которое должно будет распространиться и на другие страны региона и мира, в целом. Реализовав принципы, провозглашенные имамом Хусейном, Иран смог добиться победы, свергнув шахский режим, который защищал интересы иностранных держав в ущерб интересам иранского народа. Совершив Исламскую революцию, страна встала на путь истинной независимости, провозгласив лозунг «ни Запад, ни Восток». Аятолла Хомейни особо подчеркивал значение этого лозунга: «Мы с самого начала всем заявили, что не находимся под покровительством Америки, Советского Союза или кого-либо еще. Мы находимся под покровительством Всевышнего и идем под знаменем единобожия, то есть под знаменем имама Хусейна»46.

Естественно, что провозглашение и осуществление независимого внешнеполитического курса, неизбежно скажется на расстановке политических сил в регионе, так как сложившийся баланс к 1978 г., был нарушен. Как заявил аятолла Хомейни: «Мир потом осознает, сколь масштабна эта победа иранского народа»47. А пока одержав великую победу над внутренним врагом, иранский народ столкнется с объединенной коалицией внешних врагов. «Нам не следует ожидать», предостерегает аятолла, «что по-

44 Хомейни М. Указ. соч. С. 54.

45 Там же. С. 15.

46 Там же. С. 22.

47 Там же. С. 18.

сле всех этих побед нам удастся остаться здоровыми и невредимыми». Необходимо готовится к новым, еще большим и кровопролитным битвам против мирового угнетения и держав, его олицетворяющих - «Америкой, Советским Союзом, их приспешниками и, в частности, саудовцами, этими предателями великих Божественных святынь»48.

Традиции Ашуры, таким образом, не только не следует предавать прошлому, а наоборот, их необходимо возрождать и пропагандировать среди мусульман Ирана и всего мира. «Наши враги, которые хорошо изучили состояние народов, состояние шиитской нации, видели, что им не удастся достигнуть своих целей, пока будут проводиться такие собрания, пока будут звучать траурные песнопения по невинно убиенному, пока будет разоблачаться угне-татель»49. Ашура продемонстрировала, что и как надо делать для отстаивания истинного ислама - сражаться на поле боя и смело взывать к сознанию и совести народа в мирное время.

Аятолла Хомейни выделяет несколько аспектов Ашуры, которые необходимо заимствовать и широко распространять в обществе. Речь идет о политической, психологической и социальной составляющей идеологии Ашуры. Только комплексное восприятие и правильное понимание всех составляющих может дать нужный эффект.

Важнейшим аспектом для аятоллы Хомейни является политический. «Опираясь на свое религиозное видение, наши имамы хотели разными путями мобилизовать и сплотить народы»50. В условиях наличия заговора против Исламской республики со стороны великих держав, страна должна быть готова к тому, чтобы оказать незамедлительный отпор любой агрессии извне. А для этого необходимо быстро и эффективно мобилизовывать народ, народ должен быть готов к этому - и физически и морально. А этого можно, и нужно, добиться только через сплочение народа вокруг конкретной идеи, лозунга, символа. И такой объединяющей и мобилизующей идеей могут и должны быть траурные церемонии Ашуры. «Именно политическая направленность этих молитв, сосредоточенное внимание всего народа, обращенное на Бога, мобилизует нацию на достижение исламских целей. Речь идет о сплочении под сенью одной идеи и одного знамени. И ничто не может повлиять на это сильнее, чем траур по имаму Ху-

48 Хомейни М. Указ. соч. С. 78.

49 Там же. С. 7.

50 Там же. С. 57-58.

сейну»51. Главными целями политической борьбы должны быть цели, которые преследовал имам, а именно - борьба за «искоренение несправедливости и гнета». При чем это борьба до победы, до последней капли крови, не щадя своей жизни. Так, как это сделал имам Хусейн в битве при Кербеле. «Когда люди видят, что молодых соратников Предводителя шахидов на части разрубили враги, что он отдал своих молодых соратников, им самим становится легче отдать свою молодежь (на битву. - А. Б.). Своей приверженностью к мученической смерти (шахадату) наш народ развил это понятие»52.

Добиться такой самоотверженности можно только при реализации второго аспекта Ашуры - психологического. Возрождая традиции Ашуры необходимо обратить пристальное внимание на ее воспитательные функции. В ней заложен огромный потенциал по «воспитанию настоящего человека». Иначе чем объяснить энтузиазм молодого поколения страны, массово откликнувшегося на призыв аятоллы Хомейни встать на защиту своей Родины от агрессии соседнего Ирака?! Хомейни убежден: «Только сила крови имама Хусейна позволила свершиться этим событиям. Это воспитало молодых людей, которые идут на фронт и хотят мученической смерти, гордятся ей, а если на их долю не выпадет такой славной кончины, то печалятся. Это воспитывает таких матерей, которые, потеряв одного сына, говорят, что у них остались еще один или два сына. Так воспитывают общество траурные мероприятия по имаму Хусейну»53.

И это идет в разрез с тем, что проповедуется и насаждается во всем мире: «Стыдно сказать, что мы живем в эпоху, когда все ценности принесены в жертву властям и державам, материальным интересам, когда люди устремлены только к материальным интересам и больше ничего не видят. Вот до чего мы сегодня дошли»54. Исправить стремление людей жить сегодняшним днем, ставя свои интересы выше других, в погоне за материальным благополучием поможет, наряду с воспитанием и образованием, претворение в жизнь третьей составляющей Ашуры, а именно ее социальная функция. «Необходимо вдохнуть в общество жизнь и отречься от личных амбиций и выгоды ради общественных инте-

51 Хомейни М. Указ. соч. С. 61.

52 Там же. С. 65.

53 Там же. С. 12-13.

54 Там же. С. 17.

ресов и возрождения духовных ценностей, даже если на этом пути жизнь и имущество человека подвергнутся опасности. Имам Хусейн (мир ему!) стремился пробудить совесть, впавшую из-за невежества и страха в глубокий сон»55. По мнению аятоллы Хомейни это возможно в обществе, в котором осуществляется справедливое правление на основе ислама. Он не раз подчеркивал мысль, что интересы индивида необходимо подстраивать под интересы общества. Так, как это делал имам Хусейн.

Таким образом, традиции Ашуры с ее траурными церемониями памяти имама Хусейна, призваны сохранить и укрепить основы исламского правления в Иране. И аятолла Хомейни убежден: «Наши враги, которые хорошо изучили состояние народов, состояние шиитской нации, видели, что им не удастся достигнуть своих целей, пока будут проводиться такие собрания, пока будут звучать траурные песнопения по невинно убиенному, пока будет разоблачаться угнетатель»56. Поэтому государство и общество должны строго соблюдать и исполнять все предписываемые традицией церемонии, которые и составляют Ашуру. А они крайне разнообразны и разноплановы.

В мечетях в пятничные дни Ашуры читаются специальные проповеди - хутбы - на религиозные, моральные и воспитательные темы, в которых знакомят участников богослужения с личностью имама Хусейна и факторами его героического восстания. На этих церемониях скорбящие оплакивают повелителя мучеников, тем самым способствуя перерождению своих уставших от повседневной жизни душ и обретению чувства чистоты57. Люди одеваются в чёрное, ходят в нем все десять дней траура. На улицах устраиваются специальные шествия в честь памяти гибели имама Хусейна, когда молящиеся бьют себя в грудь (что символизирует готовность отдать жизнь за ислам) и речитативом скандируется ритмичное «Шах Хусейн, вах Хусейн!», исполняются траурные песнопения (латмийя) под звуки скорбной музыки. Памятуя о том, что, окруженные врагами в пустыне имам Хусейн и его спод-

55 Арбаин - сороковой день мученической смерти Хусейна сына Али. URL: http: / / www.abna24.com/ russian/ cultural/ prophet/ archive/2014/12/12/657824/ story. html (дата обращения: 27.03.2015).

56 Хомейни М. Указ. соч. С. 7.

57 Траур по имаму Хусейну - волнующее народное движение. URL: http://ahlalbayt.ru/statpage/270.html (дата обращения: 13.04.2015).

вижники страдали от жажды, разносчики воды с большими глиняными кувшинами предлагают участникам церемонии воду.

В Тегеране и других крупных городах Ирана этот праздник-траур со временем оброс лоском, размеренностью и политкор-ректностью, так что больше напоминает мирную демонстрацию. По проспектам шагают невероятных размеров стяги - алямы, за ними идут певцы с лицами профессиональных агитаторов, вокруг добровольцы в такт пению бьют себя по закрытым рубахами плечам веничками из цепей58. Однако за пределами Ирана - в Афганистане, Пакистане, Индии - эти церемонии приобретают кровавый окрас в прямом смысле этого слова. Обнаженные по пояс мужчины истязают себя, избивая особыми плетками, на концах которых закреплены остро отточенные лезвия, режут себе лбы и руки, ползают в пыли и обмазываются грязью. От такого самоистязания избавлены женщины и, как правило (хотя и не везде и не всегда), малые дети.

Официально поддерживаемой государством является практика зиярата - паломничества к месту трагической гибели и захоронения имама Хусейна. Мавзолей с гробницей имама находится в иракском городе Кербела, куда в дни Ашуры стекаются миллионы паломников-шиитов, главным образом из Ирана. По преданию первое паломничество к могиле имама совершили члены его семьи, отправленные по приказу Йазида из Дамаска в Медину, на сороковой день после гибели - Арбаин59. Существует также мнение, что совершение зиярата может быть приравнено к обряду малого паломничества в Мекку.

Наряду с «официальными» мероприятиями по случаю поминовения имама Хусейна, организуемыми государственными властями, существуют и так называемые неофициальные, «народные» мероприятия. Одним из таких является «парде-хани»60. Традиционно так сложилось, что с появлением в Иране первых кофеен - «кахве-хане» в XVI в., они стали местом не столько общепита, сколько местом общения. Со временем, в них уличные барды-сказители

58 День Ашура. Скоро. URL: http://iranofil.blogspot.ru/2010/12/blog-post.html (дата обращения: 01.12.2010).

59 Арбаин - сороковой день мученической смерти Хусейна сына Али. URL: http://www.abna24.com/russian/ cultural/ prophet/ archive/2014/12/12/ 65782 4/ story.html (дата обращения: 27.03.2015).

60 Живопись для кофейни. URL: http://www.tebyan.net/QuranIndex.aspx? pid=67148 (дата обращения: 14.04.2015).

(наккали, что в переводе означает «повествование»), стали устраивать свои представления, декламируя перед посетителями кофейни отрывки из иранского эпоса «Шахнаме». Во время декламации использовались специальные иллюстрации, на которых были изображены описываемые события. Такие полотна получили название «парде», что означает «занавес» или «акт в театральном представлении». Наккал также именовался «пардедаром», т.е. поднимающим или опускающим занавес. Ее вешали на стену и раскрывали подобно свитку, по мере того как оживленный и ритмический голос наккала вводил зрителя в ход событий. Иногда на «парде» навешивали белую ткань, которую убирали в сторону по мере продвижения событий в повествовании. В дни Ашуры сказители - наккалы рассказывали в большинстве своем о страданиях и невзгодах, выпавших на долю семьи имама Хусейна, о событиях из жизни и о трагической гибели имама. Порой такие представления затягивались на всю ночь до утра, а «занавесы» повествования сменялись один за другим. Правда с развитием и распространением радио и телевидения, данная традиция уже не столь распространена. В отличие от другой, которая сохранила свою привлекательность у населения Ирана, особенно в сельской местности.

Речь идет о театрализованном представлении - «таазийе». Первые свидетельства о существовании Таазийе, в которой разыгрывалось представление изображавшее смерть имама Хусейна, приходятся на 963 г. н. э., когда в Багдаде в правление династии Буидов состоялось первое представление61. В период правления Каджаров (1787-1925) постановки Таазийе на тематику Ашура стали очень популярны и шли все 10 дней траура в месяц мухаррам.

Таазийя означает соблюдение траура, проведение церемонии в честь или в память об ушедших в иной мир, выражение соболезнования, пожелание терпения для родственников умершего. Но сегодня таазийя считается видом поэтической религиозной постановки, в которой умелые талантливые люди во время траурных церемоний, посвящаемых мухарраму, с целью выражения искренности и уважения к членам семейства Пророка воссоздают в театральной форме некоторые из событий Кербелы. Как особый жанр музыкального спектакля, он ограничен довольно строгими рамками символики и в тоже время удивительно разнообразный: к примеру, в библиотеке

61 Malekpour J. The Islamic Drama. L.: Frank Cass Publishers, 2004. Р. 25.

178

Ватикана хранится более тысячи рукописей Таазийи62. В представлении могут участвовать профессиональные актеры или любители, животные и даже зрители.

Подводя итог, следует признать, что традиции траурных поминовений, по случаю трагической гибели имама Хусейна, занимают важное место в сохранении религиозной памяти шиитов Ирана. Государство взяло на вооружение идеи, сформулированные аятоллой Хомейни, основанные на интерпретации событий при Кербеле. В качестве составляющей государственной идеологии, символы Ашуры призваны пропагандировать достижения Исламской революции, а также отвечать за консолидацию и мобилизацию широких масс под лозунгами официальной политики, как на внутренней, так и на внешней арене. Ашура, таким образом, стала идейным ответом на политику глобализации и американизации в попытке официального Ирана сохранить статус суверенного государства на мировой арене, а также выступать как альтернативный региональный центр притяжения на Ближнем Востоке под лозунгами исламской солидарности.

62 Ашура-2010 в Иране. События и традиции. URL: http://iranofil. blogspot.ru/2010/12/ashura2010.html (дата обращения: 10.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.