ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ (материалы пленарного заседания)
FORMA TION OF COMPETENT LANGUA GE PERSON PROBLEMS. YOUNG GENERATION CULTURE OF SPEECH
(materials of plenary meeting)
УДК 808.5
Д.А.ЩУКИНА, д-р филол. наук, профессор, dshukina@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный горный университет
D.A.SHCHUKINA, Dr. inphilol.,professor, [email protected] Saint Petersburg State Mining University
ОТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ: 55 ЛЕТ КАФЕДРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СПГГУ
В статье обобщается опыт преподавания речеведческих дисциплин в первом техническом высшем учебном заведении России. Учебная, организационно-методическая и воспитательная деятельность кафедры русского языка и литературы СПГГУ соотносится с проблематикой научно-исследовательской работы, направленной на оптимизацию и интенсификацию профессионально ориентированного риторического образования.
Ключевые слова: русский язык и культура речи, академическая риторика, профессионально ориентированная риторика, коммуникативная компетенция в профессиональной сфере, речевая культура.
FROM SPEECH CULTURE TO ACADEMIC RHETORIC: 55th ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE OF SPSMU
The paper represents itself a summary of subjects concerning speech culture and language learning in the first technical higher educational institution in Russia. Educational, organizational, methodological and upbringing functional activities of the department of Russian language and literature of SPSMU are being correlated with the range of problems of the scientific-research work, which is directed at optimization and intensification of the professionally oriented rhetoric education.
Key words: Russian language and culture of speech, academic rhetoric, professionally oriented rhetoric, communicative competence in professional environment, speech culture.
Преподавание речеведческих дисциплин в первом техническом высшем учебном заведении России опирается на лучшие традиции отечественной академической риторики, связанные с именем теоретика и практика российского красноречия, философа, логика, переводчика учебно-научной литературы, автора «Опыта риторики» Ивана Степановича Рижского (1759-1811 гг.), который преподавал в Горном училище риторику, латинский язык и логику, а также с именем педагога и языковеда, литератора и мемуариста, преподавателя русского языка Ардалиона Васильевича Иванова (1805 -после 1875 гг.), автора «Русской грамматики», учебника, также созданного в стенах Горного института, выдержавшего 21 издание общим тиражом 177 тысяч экземпляров и в течение 60 лет XIX в. бывшего источником грамотности для российских учеников и студентов.
Кафедра русского языка и литературы СПГГУ была образована в 1956 г. в связи с растущим в мире интересом к русскому языку и необходимостью его преподавания в отечественных вузах. В 70-80-е годы число иностранных студентов, аспирантов, стажеров составляло более 500 человек из 60 стран мира. Занятия по русскому языку проводились не только со студентами, но и со стажерами ООН, со слушателями подготовительных факультетов в филиалах института: в городах Кировске, Мончегорске и Сланцах, со студентами из союзных республик СССР. В настоящее время русский язык как иностранный изучают около 100 студентов, аспирантов и стажеров, также кафедра сотрудничает с университетами и учебными учреждениями США, Италии, Южной Кореи. В 90-е годы расширился круг научных интересов кафедры, что нашло отражение в преподавании новых учебных дисциплин: «Культурология», «Русский язык и культура речи» (для студентов), «Культура речи и письма. Риторика» (для аспирантов). В 1998 г. на кафедре русского языка и литературы была открыта аспирантура по специальности 10.02.01 -русский язык, в которой обучаются аспиранты очной и заочной форм.
Русский язык является необходимым средством подготовки высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран, поэтому 80-90-е годы стали периодом становления методики преподавания русского языка как иностранного в нашей стране, и кафедра русского языка СПГГУ внесла свой вклад в решение многих методических проблем обучения иностранных учащихся русскому языку. Кафедрой были организованы и проведены всесоюзные научно-методические конференции и семинары (1981, 1982, 1988 гг.), посвященные важнейшим теоретическим и прикладным проблемам оптимизации и интенсификации процесса обучения иностранных студентов русскому языку, в том числе в вузах технического профиля.
Опыт преподавания речеведческих дисциплин был обобщен кафедрой на ряде специальных научно-методических семинаров по проблемам преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в технических вузах (март 2003 г., октябрь 2003 г., октябрь 2004 г.) с участием более 200 преподавателей Санкт-Петербурга и других городов России; на IX Международной научно-методической конференции «Риторика в системе коммуникативных дисциплин», проходившей при содействии Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики (2-4 февраля 2005 г.) с участием 130 ученых-преподавателей 71 вуза из 37 городов России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Болгарии; на Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе» (30 октября - 1 ноября 2007 г.) с участием 75 преподавателей из 18 городов Российской Федерации, а также из г. Киева (Украина); на II Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе» (28-30 октября 2009 г.) с участием 130 преподавателей из 22 городов Российской Федерации (включая преподавателей из 19 вузов Санкт-Петербурга).
На кафедре русского языка и литературы Горного университета в результате многолетней практики преподавания раз-
личных дисциплин, направленных на повышение речевой культуры студентов, сложилась многоступенчатая система профессионально ориентированного риторического образования: лекции и практические занятия для студентов «Русский язык и культура речи» (68 часов, 2 семестра), лекционно-практический курс для аспирантов первого года обучения «Культура речи и письма. Риторика» (40 часов, 2 семестра), с 2005 г. осуществляется Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, общее количество преподавателей и научно-технических работников, повысивших квалификацию, около 800 человек, в 2011 г. программа работала под названием «Инновационные подходы к разработке и реализации образовательных модулей: академическая риторика как основа коммуникативной компетенции научно-педагогических работников технического вуза» (72 часа, 2 недели).
Переход СПГГУ на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат + магистратура) с сохранением «специа-литета» на горном и геологоразведочном факультетах привел к значительным изменениям в учебном процессе. Так, дисциплина «Русский язык и культура речи» (с различным количеством учебных часов: 34, 51, 68) по ряду направлений подготовки бакалавров и специалистов сохранилась на младших курсах, по другим специальностям в вариативную часть ООП включены следующие дисциплины: «Культура речи и деловое общение» (32 часа), «Культура русской научной и деловой речи» (34 часа), «Риторика» (54 часа).
Как показывает практика, в целях повышения эффективности учебного процесса в методике обучения профессиональной речи в техническом вузе целесообразно выделить два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе (младшие курсы) даются основы общей риторики и осуществляется обучение следующим базовым жанрам: устный реферат, самопредставление (информационная речь), убеждающая речь на общезначимую тему, пред-
ставление гостя (эпидейктическая речь) [4]. Основной этап обучения знакомит студентов с основами научной и деловой коммуникации (старшие курсы) и может быть представлен такими жанрами, как выступление на учебной научной конференции, речь в прениях / дебатах (убеждающая речь), речь-представление при устройстве на работу, речь-консультация (информационная речь), речь на презентации (эпидейктиче-ская речь), рекламная речь, обращение (призывающая к действию речь).
Для аспирантов высшего учебного заведения, в том числе и технического, актуальны знания и умения в области как письменной (статья, диссертационное исследование, автореферат), так и устной научной речи (участие в обсуждении научной работы, защита диссертации, ведение научной дискуссии, полемики). При подготовке молодых учёных актуализируются представления о научно-теоретической базе исследования, типологии научных текстов, а также развиваются навыки реферирования, аннотирования, рецензирования, редактирования научного текста. Основу профессионально ориентированной риторики на этом этапе обучения составляет академическая риторика.
В целях оптимизации учебного процесса разработана и опубликована (как приложение к первому номеру журнала «Мир русского слова» в 2001 г.) учебная программа «Русский язык и культура речи» для студентов технических вузов [5]. Лекционные курсы, читаемые на кафедре, оснащены компьютерными конспектами лекций, при этом каждый из преподавателей имеет собственный авторский вариант. Научно-методическая работа кафедры в течение последних лет нацелена на создание в соответствии с разработанной программой комплекса учебных пособий, предназначенных для работы на практических занятиях и учитывающих разный уровень подготовки учащихся. Концепция данного комплекса учебных пособий предполагает сопровождение практических заданий минимизированным теоретическим комментарием. Преподавательским коллективом в соавторстве с коллегами других негуманитарных вузов Пе-
тербурга были созданы практикумы по нормам современного русского литературного языка и научному стилю речи: «Практикум по русскому языку и культуре русской речи (нормы современного русского литературного языка)», имеющий гриф УМО Министерства образования РФ (2004 г.) [3], «Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля» (2004 г.) [2]. В 2006 г. кафедрой русского языка и литературы издано имеющее гриф Министерства просвещения РФ учебно-методическое пособие по риторике «Русский язык и культура речи: Практикум по риторике» [4], в котором нашли отражение оригинальная научно-методическая концепция и опыт работы преподавателей кафедры в течение нескольких лет. Завершает учебно-методический комплекс учебное пособие «Основы деловой коммуникации» [1], которое состоит из пяти частей: «Введение в деловую коммуникацию», «Письменное деловое общение», «Устная деловая коммуникация», «Коммуникации в профессиональной сфере», «Российская деловая культура: история и современное состояние». Цель данного пособия заключается в том, чтобы повысить общую речевую культуру учащихся, развить навыки и умения эффективного речевого поведения в деловой сфере общения. Особенностью пособия является то, что в нем разводятся понятия «деловая коммуникация» и «профессиональная коммуникация». Под профессиональной понимается коммуникация внутри организации и между организациями для решения профессиональных задач. Деловая коммуникация, включая в себя профессиональную, предполагает также общение в социуме: организация - социум, сотрудник организации - руководство (для решения социальных вопросов), гражданин - социум.
Научно-исследовательская работа кафедры выступает в качестве теоретического обоснования и осмысления результатов практической реализации учебной, методической и воспитательной деятельности коллектива. Так, ожидаемый результат НИР (2011-2013 гг.) «Академическая риторика: речевая компетенция научного работника и преподавателя технического вуза» - разра-
ботка концепции обучения основам академической риторики аспирантов технического вуза и слушателей Центра повышения квалификации и учебно-методическое обеспечение курса академической риторики. Включая вопросы академической и профессионально ориентированной риторики в учебный процесс, кафедра русского языка и литературы Горного университета развивает и адаптирует к современным условиям идеи И.С.Рижского.
Таким образом, опыт работы кафедры русского языка и литературы СПГГУ демонстрирует необходимость теоретико-методологической базы, обеспечивающей изучение профессионально ориентированной риторики в системе российского высшего образования с учётом специфики вуза. Двухуровневая система высшего образования, выделившая в качестве основного компонента самостоятельную работу учащихся, предполагает введение в образовательный стандарт технического вуза речеведческих дисциплин, направленных на формирование коммуникативной компетенции студентов как в профессиональной сфере (учебно-научный и деловой стиль), так и в межличностных отношениях.
Нуждаются в корректировке основания для выделения специальных научных и методических аспектов работы в рамках разрабатываемого на кафедре русского языка и литературы СПГГУ направления научной школы «Профессионально ориентированная риторика». Методически грамотным и эффективным представляется учёт двух основных принципов обучения: непрерывность и преемственность в преподавании речеведче-ских дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы деловой коммуникации: Учебное пособие по русскому языку и культуре речи / Д.А.Щукина, Е.В.Атаева, О.Е.Беспалова и др. СПб., 2011.
2. Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля / Под ред. проф. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.
3. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / Под ред. проф. И.Г.Проскуряковой. М., 2004.
4. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Часть 1, 2 / Под редакцией В.В.Кудряшовой. СПб., 2006.
5. Русский язык и культура речи (проект программы): Приложение для подписчиков к журналу «Мир русского слова». 2001. № 1.
REFERENCES
1. Shchukina D.A., Atayeva E.V., Bespalova O.E. and oth. Business communication basic principles: Russian language and culture of speech manual. Saint Petersburg, 2011.
2. Textbook on scientific speech for technical institutions / Ed.by Prof. I.G.Proskuryakova. Moscow, 2004.
3. Practical course on the Russian language and culture of speech (language norms of contemporary Russian standard language) / Ed. by Prof. I.G. Proskuryakova. Moscow, 2004.
4. The Russian language and culture of speech: practical course on rhetoric. Parts 1 and 2/ Ed. by V.V.Kudryashova. Saint Petersburg, 2006.
5. The Russian language and culture of speech (draft program): Supplement to the journal «The world of the Russian word». 2001. № 1.