Научная статья на тему 'Методико-дидактические особенности обучения риторике студентов технических вузов'

Методико-дидактические особенности обучения риторике студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / РИТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ / RHETORIC / RHETORIC CONCEPT / RHETORIC LAWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Лариса Александровна

В статье рассматриваются методико-дидактические особенности преподавания риторики в техническом вузе. Риторика понимается как технология обучения речемыслительной деятельности. Перечислены риторические законы, показана их связь с вузовской дидактикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL-AND-DIDACTICAL FEATURES OF TEACHING RHETORIC TO TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS

Methodical–and-didactical features of teaching rhetoric in technical higher school are shown. Rhetoric is considered as a technology for developing speech-and-thinking activities. Rhetoric laws and their relationship with higher school didactics are presented.

Текст научной работы на тему «Методико-дидактические особенности обучения риторике студентов технических вузов»

МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Лариса Александровна Шабалина

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры русского языка, тел. (383) 361-09-51, e-mail: larisa shabalina@mail.ru

В статье рассматриваются методико-дидактические особенности преподавания риторики в техническом вузе. Риторика понимается как технология обучения речемыслительной деятельности. Перечислены риторические законы, показана их связь с вузовской дидактикой.

Ключевые слова: риторика, риторическая концепция, риторические законы.

METHODICAL-AND-DIDACTICAL FEATURES OF TEACHING RHETORIC TO TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS

Larisa A. Shebalina

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Russian Language Department, phone: (383) 361-09-51, e-mail: larisa_shabalina@mail.ru

Methodical-and-didactical features of teaching rhetoric in technical higher school are shown. Rhetoric is considered as a technology for developing speech-and-thinking activities. Rhetoric laws and their relationship with higher school didactics are presented.

Key words: rhetoric, rhetoric concept, rhetoric laws.

В современном мире эффективная коммуникация является основой успеха каждого человека. Культура речи, умение общаться являются визитной карточкой любого человека. Но даже беглое знакомство с профессиональной деятельностью выпускников технических вузов показывает, что зачастую они не имеют четкого представления о специфике общения, об особенностях грамотной речи, правилах создания текста, не умеют выступать перед аудиторией. Все это становится серьезной помехой в выполнении ими своих обязанностей. Таким образом, включение курса риторики в учебные программы подготовки специалистов нефилологического профиля отвечает требованиям времени. Риторика учит правильно строить высказывания, убеждать, доносить речь до слушателей. Кроме того, она, несомненно, развивает творческое и логическое мышление.

Введение риторики в программу вузов является, на наш взгляд, не просто желательным, но и необходимым, поскольку одним из главных направлений гуманизации и гуманитаризации образования является внедрение форм и методов активного обучения (как реализация принципа субъектно-субъектных отношений в процессе обучения). Это, в свою очередь, предполагает обучение искусству речи. При этом имеется в виду не ораторское искусство (это лишь одно из направлений), а последовательная, серьёзная работа, направленная на активизацию речемыслительной деятельности обучающихся.

Говоря о специфике преподавания риторики в техническом вузе, следует выделить два момента.

С одной стороны, риторика для будущих инженеров - далеко не главный предмет, и значимость его для студентов, на первый взгляд, невелика. Но при этом следует отметить возрастающий с первых же занятий интерес к этой дисциплине. Это объясняется, видимо, тем, что в процессе обучения основным предметам ограничена возможность студентов развивать свои коммуникативные возможности, так как на занятиях царит преимущественно строгий и лаконичный язык формул.

С другой стороны, основы риторики, на наш взгляд, должны усваиваться студентами технического вуза быстрее и легче, нежели учащимися гуманитарных вузов. Это утверждение отнюдь не покажется парадоксальным при подходе к риторике как к технологии - технологии не только внешней организации речи, но и всего мыслеречевого процесса в целом. [2].

Основоположником риторики как технологии обучения, вероятно, следует назвать Сократа, чьи беседы и в наше время являются эталоном развивающего обучения. В цельном и законченном виде данная идея получила глубокое теоретико-практическое воплощение в современной риторической концепции Е.А. Юниной и Г.М. Сагач. Согласно этой концепции отношения между риторическими законами можно представить в виде формулы: Р=К+А+С+Т+Р+ЭК+СА, где Р - риторика, К - концептуальный закон, А - закон моделирования аудитории, С - стратегический закон, Т - тактический закон, Р - речевой закон, ЭК - закон эффективной коммуникации, СА - системно-аналитический закон. [9].

Концептуальный и стратегический законы риторики учат целенаправленному использованию студентами содержательных интегративных знаний, умений и навыков. Данные законы обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности. Закон моделирования аудитории предусматривает знание аудитории.

Тактический закон риторики учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника, то есть он направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества. Данный закон отражает диалоговость нашего сознания, он обосновывает оптимальные пути субъект-субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога.

Речевой закон риторики определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития [7]. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности. Гармонизирующая речь - это диалогическая речь. «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, мировой симпозиум» [3, С. 318].

Закон эффективной коммуникации определяет законы управления аудиторией, способы обратной связи в общении (исполнительский этап). И седьмой закон риторики (системно-аналитический) устанавливает необходимость оценки и самооценки общения. Он тесно связан с дидактическим принципом рефлексии как важнейшей составляющей интроспективного метода познания.

Данная математическая интерпретация риторики (нисколько не противоречащая сложившимся в античности риторическим законам) даёт возможность увидеть стройную систему, которую представляет собой эта наука. Именно такой подход в определённой степени облегчает обучение студентов технического вуза риторике (особенно на начальном этапе), позволяет вести с ними разговор на «их» языке. На наш взгляд, риторика органично и естественно должна войти в учебные планы технических вузов. При этом необходимо усилить её прагматический аспект, рассматривая её и как технологию речемыслительного процесса в целом, и как дисциплину, дающую необходимые умения и навыки общения на любом уровне, с любой аудиторией. [2].

Если обратится к вузовской дидактике, то можно увидеть, что центральной задачей современного вузовского обучения является формирование личности студента, адекватной актуальным социально-историческим реалиям. Произошла смена вузовской образовательной парадигмы - от формирующей к развивающей (гуманистической, личностно ориентированной). Концептуальным принципом новой парадигмы является идея о приоритете интересов личности, полноценная реализация внутреннего потенциала студента. Основными характеристиками вузовского обучения становятся следующие: систематичность (системность), творческая активность студента, формирование научного мышления, самопознание, самоидентификация (исследование себя, своих возможностей и способностей), создание личностно ориентированного образовательного пространства, субъект-субъектный характер деятельности преподавателя и студентов [1; 4; 8].

Перечисленные характеристики вузовской дидактики находят свое строгое и детально разработанное воплощение в перечисленных выше современных риторических законах, которые имеют ярко выраженную прикладную направленность, что позволяет определить риторику как основу современных инновационных технологий обучения в вузе, реализующую такие принципы вузовского образования, как принцип фундаментализации (формирование общей культуры и развитие абстрактного мышления студентов), гуманитаризации (формирование и развитие личности студента), аксиологизации (формирование общих и частных - профессиональных - ценностных установок) и принципы целостности и интеграции (формирование языковой личности студента с учетом философских, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов) [5].

Востребованность риторики выдвигает перед преподаванием ее задачу дальнейшего совершенствования методов обучения.

На занятиях по риторике используются, как правило, хорошо известные методы обучения (слово учителя, беседа, анализ речеведческих понятий и явле-

ний, обеспечивающих речевое поведение в процессе обучения), суть которых достаточно глубоко и полно описана в методической литературе [6].

Опыт работы показывает, что обучение с помощью только традиционных методов и технологий зачастую не развивает базовых компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать. Именно здесь на помощь приходят инновационные интерактивные технологии обучения: деловые игры, тренинги, кейсы, креативные техники и многие другие приёмы, потому что именно они развивают ключевые коммуникативные компетенции, формируют необходимые для профессии умения и навыки.

В ФГБОУ ВПО «СГГ А» риторика не изучается как отдельная дисциплина. Темы, связанные с риторикой, включены в программу общего курса «Русский язык и культура речи». На одном из первых практических занятий в группах геодезического факультета преподавателями кафедры русского языка было проведено анкетирование, которое ставило своей целью выявить общий культурный уровень студентов, уровень их коммуникабельности, первоначальные риторические умения и навыки, существующие коммуникативные проблемы, а также их отношение к дисциплине «Русский язык и культура речи» и необходимости введения курса риторики в учебные планы инженерных специальностей.

Анализ студенческих анкет позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство студентов мало читают (28%), предпочитают смотреть телевизор и видеофильмы (25%) и встречаться с друзьями (66%), увлекаются компьютерными играми (21%). Понятно, что при таком положении дел трудно говорить о высокой языковой культуре, о богатстве кругозора.

2. Большинство студентов считают себя людьми, чей уровень общительности соответствует норме (57%), в то же время 59% студентов испытывают те или иные трудности в общении.

3. Как показал анализ ответов на вопросы, направленные на выявление первоначальных риторических навыков студентов, 54% опрошенных испытывают затруднения при формулировании той или иной мысли, 23% затрудняются в точном выборе слова. Большинство опрошенных (85%) не имеют навыка работы со словарями, что сказывается на их словарном запасе, на уровне речевой культуры в целом. Многие из опрошенных (50%) признаются в том, что у них практически отсутствуют навыки публичного выступления.

4. Но, вместе с тем, результаты анкетирования показывают, что студенты довольно серьезно относятся к проблемам культуры речи. 85% студентов считают, что им нужно повышать уровень речевой культуры, и помочь в этом могут такие предметы, как «Русский язык и культура речи». 74% студентов ответили, что необходимо изучать риторику в техническом вузе.

Данные анализа анкетирования говорят о том, что студенты осознают необходимость и важность изучения курса «Русский язык и культура речи» и риторики как отдельной дисциплины.

Мы осознаем, что данные анализа анкетирования в большой мере обусловлены тем фактом, что уже на первых занятиях по русскому языку и культуре речи делался акцент на том, что риторическая культура человека - залог его ус-

пеха в профессиональной деятельности, условие наиболее полного самовыражения личности.

Четкая мотивация изучения дисциплины «Риторика», ее умелое использование в учебном процессе дают возможность выстроить систему работы по обучению данной дисциплине таким образом, чтобы получить наиболее высокие результаты. В нашем случае речь идет о максимальном развитии коммуникативных возможностей студентов технического вуза, повышении их общекультурного уровня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. - Самара, 1993.

2. Анисарова Л.А. Методика обучения основам риторики в техническом вузе: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Рязань, 1998.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М.,

1991.

5. Зыбина Т.М. Риторика в вузе как средство обучения // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов X международной конференции по риторике. Выпуск 2./Науч. ред. - сост. В.И. Аннушкин. - М.: ГосИРЯ им. А.С.Пушкина, 2006. - 164 с.

6. Ипполитова Н.А.Специфика реализации методов обучения на занятиях по риторике // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов X международной конференции по риторике. Выпуск 2./Науч. ред. - сост. В.И. Аннушкин. -М.: ГосИРЯ им. А.С.Пушкина, 2006. - 164 с.

7. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл. - М., 2001.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М., 1995.

9. Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика: (Современная интерпретация). - Пермь,

1992.

© Л.А. Шабалина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.