Научная статья на тему 'От компетентностной модели выпускника к компетентному выпускнику'

От компетентностной модели выпускника к компетентному выпускнику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От компетентностной модели выпускника к компетентному выпускнику»

© Т.Е. Солодова, 2008-2009

ОТ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА К КОМПЕТЕНТНОМУ ВЫПУСКНИКУ

Т.Е. Солодова

Переход мирового сообщества от техногенной к антропогенной цивилизации определяет необходимость разработки гуманистических подходов к проектированию образовательных систем. Индустриальное общество превращается в общество информационное, в общество знаний, символом которого становится образованный человек. Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Но достижение достойного качества жизни будет определяться уже не уровнем образования, а качествами личности, сформированными в ходе получения образования. Конечной целью образования станут не только функциональные знания, профессионализм в традиционном понимании, а гуманистические идеалы - са-моосуществление личности, гражданина.

Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетен-тностном подходе к проектированию содержания профессионального образования. Модель выпускника - это образ желаемого результата образования. Отметим, что в строгом смысле это будет не модель выпускника, а скорее модель специалиста, поскольку компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике средствами педагогических форм контроля. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения студент в должном объеме приобрести не может. Но для философии образования важно выделить модель как таковую, которая в чистом виде нигде и никогда не реализуется, но которая все-таки определяет направление реального функционирования образовательного процесса.

Собственно проектировочная деятельность - это разработка модели объекта, создание программы и плана работы в соответствии с

определенной концепцией. Прислушаемся к рекомендациям А. Дорофеева: «В основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста. При этом учебный процесс должен моделировать соответствующие стороны будущей профессиональной деятельности (иногда именно из-за рассогласования востребованных качеств личности в учебном процессе и профессиональной деятельности бывший студент-отличник отстает в профессиональном и карьерном росте от учившегося посредственно)» [1, с. 30]. Убеждены, что обеспечить раннее профессиональное становление специалиста, сократить период его адаптации на производстве можно лишь при четкой разработке основных направлений деятельности человека в виде качеств его личности и профессиональных задач.

Проектирование параметрии выпускника, наиболее адекватной современным требованиям, осуществляется с учетом рыночной конъюнктуры при безусловном превалировании ценностно-смысловых доминант. Считаем, что профессиональное образование должно отойти от штампа, ставящего во главу угла подготовку узкого специалиста и считать главной задачей создание условий для развития личностей. Поэтому в проектируемой модели детально разрабатываются личностные и индивидуальные компетенции. Профессиональное мышление специалиста носит целостный характер, включая в себя в самом общем виде моменты познания, образно-эстетического переживания и оценки. В гуманистической парадигме отдается приоритет свободной, творческой, ответственной личности, обладающей мировоззренческим кругозором, сочетающей профессиональную компетентность с осознанной нравственностью.

В наше время все большее значение приобретают квалификационные требования, не

зависящие от процесса труда. Согласно новой модели Международной организации труда такие требования должны исходить от потребностей рынка труда. Все большее звучание приобретает требование «тренируемости (обучаемости)», которое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда, нацеливает на постоянную адаптацию к изменениям в технологиях и новым формам организации труда в научно-практическом смысле. При этом имеется в виду умение переносить базовые компетенции с одного рабочего места на другое, что требует прочного образовательного фундамента и широкого первоначального профессионального образования. Базовые (ключевые) компетенции жестко не связаны с отдельной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности.

В этой связи представляется чрезвычайно важным найти баланс между профессиональной и гуманитарной подготовкой студента. Перекос в сторону профессиональной компетентности ведет к утилитарному пониманию образования, к подготовке человека - функционера, инструмента в технологии, а упование лишь на факторы общего развития приводит к размыванию самого смысла дисциплинарного обучения. Полагаем, что в процессе образования человек должен развить общий концептуальный подход -научиться видеть и применять аналогии в разных областях. Универсальное, фундаментальное образование создает более надежные предпосылки для эффективности, гибкости и мобильности кадров. Оно способно служить фактором ускоренной специализированной направленности. Научные и профессиональные области не должны быть замкнутыми и стабильными; критическое мышление и понимание, творческая деятельность, адаптивность, способность к коммуникации должны быть не менее важны, чем специальные знания.

Вместе с тем, как было отмечено, при проектировании модели выпускника нельзя ориентироваться всецело на «заказ» рынка. Вновь подчеркнем, что подлинная миссия образования, в том числе образования профессионального - интеллектуальное и духовнонравственное развитие человека, социализа-

ция личности, служение целям общества. Основой и необходимым условием проектируемой модели является формирование у студента гуманистического мировоззрения и уже на этом фундаменте насыщение сознания определенным багажом конкретных компетенций. Иными словами, модель выпускника, олицетворяющая ценности гуманизма, выступает в роли программы вузовской подготовки и одновременно является инструментом гуманистического преобразования профессиональной школы и гуманизации общества в целом.

Итак, предлагаемая модель личности выпускника - это форма системного и всестороннего проектирования в категориях «компетенция» и «компетентность» качеств личности, характеризующих ее мотивационную, информационносодержательную, операциональную и рефлексивную готовность к определенному способу профессиональной деятельности, а также описание видов профессиональной подготовки. Следует отметить, что компетентность мы рассматриваем как качество личности, а компетенции - как операциональные и инструментальные ее характеристики. Компетентность подразумевает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету его деятельности.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в познании явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических ценностях; в овладении специальностью в учебном заведении, в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем, выборе стиля и образа жизни, разрешении конфликтов. Компетентным студент может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному стилю и нравственным ценностям. Компетентность выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее

нельзя сформировать, дав студенту учебное задание или включив его «в деятельность», он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальности и востребую-щих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта.

Проектируемая модель является теоретической конструкцией, в рамках которой каждым образовательным учреждением могут формироваться конкретные параметры, по которым будут оцениваться результаты обра-

зования. Это позволит определить минимальные и максимальные значения указанных параметров, которые учебное заведение может гарантировать своим социальным партнерам как результат образования. Модель включает: а) личностную компетентность; б) социальную; в) специальную компетентность, содержащую набор определенных компетенций (информационно-инструментальную и профессионально-политехническую). Она образно представлена нами в таблице.

Модель выпускника (специалиста)

Уро- Личностная компетентность Социальная компетентность Специальная компетентность

вень Информационно- инструментальная Системно- политехническая

Learning to be - Learning to live together - Learning to know - Learning to do -

учиться быть учиться жить вместе учиться знать учиться делать

- Способность нести - Способность орга- - Продуктивное владе- - Психомоторные

ответственность. низовывать себя и ние информационно- умения: координа-

- Лояльность (умение коллектив для ре- коммуникационными ция, скорость реак-

без внутреннего со- шения задачи. технологиями. ции,способность к

противления вос- - Умение создавать - Умение критически концентрации.

принимать разнооб- команду, работать отбирать и использо- - Умения и навыки

разные идеи, пози- в команде, разре- вать нужную инфор- для широкого круга

ции, предложения). шать конфликты. мацию. деятельности в об-

- Г отовность к изме- - Умение адаптиро- - Инновационность, ласти измеритель-

нениям. ваться. способность прини- но й техники, охра-

-й уровень - Честность. - Умение вести пере- мать и предлагать но- ны труда и др.

- Уважительное и за- говоры. вое, проявлять ини- - Умение эффектив-

ботливое отношение - Способность от- циативу, творчество. но привлекать и

к людям. стаивать собствен- - Навыки самообуче- направлять в нуж-

1 - Логичность, мето- ное мнение и свои ния. ное русло ресурсы.

Общие (базовые) компетенции дичность. права не разрушая - Обучаемость, воспри- - Умение вести кор-

- Оптимизм. отношений. имчивость новым ме- респонденцию, до-

- Надежность, стрем- - Умение вдохнов- тодам. кументацию.

ление к качествен- лять. - Владение иностран- - Способность быст-

ной работе, добросо- - Умение делегиро- ными языками. ро и адекватно реа-

вестность. вать по лномочия. - Навыки презентации, гировать на вне-

- Направленность на - Умение проводить в том числе самопре- штатные ситуации.

конкретные дости- эффективные со- зентации. - Системный и

жения и успех в ра- вещания и обсуж- - Аналитические спо- структурированный

боте. дения по решению собности. анализ фак- подход к решению

- Потребность в ак- проблем. торов, влияющих на проблем.

туализации и реали- - Корпоративность, будущее компании. - Умение расстав-

зации своего лично- корпоративная са- - Междисциплинарные лять приоритеты,

стного потенциала. - Чувство юмора моидентификация и позиционирование. - Чувство долга. - Общественная активность. - Сформированность моральных норм и ценностей знания концентрироваться, планировать, контролировать. - Умение разрабатывать концепции, проекты. - Креативность

Окончание таблицы

Уро- Личностная компетентность Социальная компетентность Специальная компетентность

вень Информационно- Системно-

инструм ентальная политехническая

Learning to be - Learning to live together - Learning to know - Learning to do -

учиться быть учиться жить вместе учиться знать учиться делать

- Соответствие лично- - Отнесение себя к - Актуальная квалифи- - Актуальная квали-

стных качеств про- про фессиональной цированность (знания фицированность

фессиональному общности. из профессиональной (умения и навыки

должностному ста- - Овладение этиче- области). из профессиональ-

тусу. скими нормами - Знание профессио- ной области, спо-

- Устойчивая профес- профессии. граммы своей профес- собности продук-

сиональная мотива- - Овладение норма- сии. тивного владения

ция. ми профессиональ- - Понимание предна- профессиональны-

- Целостное профес- ного общения. значения, миссии ми технологиями).

- 2-й уровень сиональное самосоз- - Социальная ответ- данной профессии. - Владение несколь-

нание. ственность за по- - Знание рынка. кими видами про-

- Творческая установ- следствия профес- - Знание политики и фессиональной

ка. сознательное сиональных дейст- стандартов в области деятельности в

профессиональное вий. работы с потребите- рамках профессии.

Профессиональные компетенции творчество. -Конкурентоспо- лями. - Профессиональное

- Положительный собность. - Овладение нормами мышление, профес-

эмоциональный на- - Направленность профессиональной сиональная интуи-

строй, удовлетво- про фессиональных деятельности ция, самостоятель-

ренность. результатов на бла- ность в решении

- Интернальность как го других людей. профессиональных

видение в себе самом духовное обогаще- проблем.

успеха/неуспеха. ние других людей - Оптимальная пси-

- Опора на собствен- средствами про- хологическая цена

ный опыт. фессии. результата.

- Принятие себя как - Г ибкая смена соци- - Отсутствие устало-

профессионала. альных ролей в сти и перегрузки.

- Осознанное духов- профессии. - Владение методами

ное обогащение сво- - Ориентация на те- технико-экономи-

ей личности средст- кущие и перспек- ческого, экологиче-

вами профессии. тивные потребно- ски ориентирован-

- Обогащение профес- сти клиентов ного анализа про-

сии средствами сво- изводства с целью

его творчества его рационализации и гуманизации. - Профессиональное сознание

Гуманистическое мировоззрение

Личностная компетентность характеризует степень сформированности качеств активной, развитой личности. В нашей модели ей отводится приоритетное место. Социальная компетентность интегрирует коммуникативные качества специалиста, его «вписанность» в микро- и макроколлективы. Информационно-инструментальная компетентность - это сложное индивидуально-

психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии. Системно-политехническая компетентность характеризует принципиальную способность выпускника выполнять функции, превышающие чисто исполнительские и быть успешным в плане по-

строения карьеры. Это совокупность профессиональных задач, которые должны уметь решать выпускники конкретного учебного заведения по конкретной специальности.

Каждая их указанных компетентностей представляет собой набор компетенций, которые, в свою очередь, сгруппированы по двум уровням.

Компетенции 1-го уровня - это общие, или базовые компетенции. Они многофункциональны, надпредметны, можно сказать, метапредметны, и определяют стартовые возможности успешной деятельности в различных профессиональных областях. Проявляются как определенный уровень функциональной грамотности. Это как бы инвариантная часть проектируемой модели, которая, в сущности, не зависит от профиля образовательного учреждения и направленности будущей трудовой деятельности. Общие компетенции призваны обеспечить возможность выхода специалиста за пределы специфически профессионального контекста. Они характеризуют способность к мобильности, коммуникации и актуализации личности.

Компетенции 2-го уровня - это профессиональные компетенции. Их набор детерминирован спецификой определенной профессиональной деятельности. Так, для профессий типа «человек - человек» (социальный работник, журналист, преподаватель и т. п.) для личностной компетентности актуальны такие компетенции, как эмпатия, рефлексивность, толерантность, коммуникабельность, харизматичность. Для профессий типа «человек - техника» (инженер, технолог, летчик и т. п.) набор компетенций, составляющих личностную компетентность, состоит из педантичности, добросовестности, внутренней дисциплины, аккуратности. Совершенно иные компетенции востребованы в профессиях типа «человек - природа». То же самое можно сказать и о социальной, информационно-инструментальной и системно-политехнической компетентностях. Они имеют нормированную сферу приложения, образцы результатов деятельности (как правило) и требования к их качеству. Это вариативная часть модели выпускника. Для ее формирования необходимо учитывать государственные образовательные стандарты в части квалификационных требо-

ваний к выпускникам. Ведь компетенции не противопоставляются профессиональной квалификации, но и не должны отождествляться с ней. Проблема как раз и состоит в поиске баланса между универсальными и прикладными специальными компетенциями.

Общее, что объединяет эти два уровня компетенций - это опытность, не сводимая к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению результатов. Иными словами, компетенции дают возможность установить связь между знанием и ситуацией и обнаружить процедуру для решения проблем (знание + действие). Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль. Таким образом снимается глобальное противоречие образования, выявленное основателем философии образования Джоном Дьюи, между неформальной и формальной, спонтанной и целенаправленной составляющими образования. Чем дальше продвигается вперед формальное образование, тем труднее становится избежать разлада между тем, что люди сознательно приобрели посредством учения, и опытом, который они бессознательно впитали во взаимодействии с другими людьми (см.: [2, с. 14]).

Предлагаемая компетентностная модель специалиста отличается от официальной квалификационной фиксированием интегративных свойств и качеств личности как наиболее значимых результатов образования. В базовых компетенциях выражена способность нести ответственность за принятые решения, развитое чувство гражданского долга, умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, способность отстаивать собственное мнение, не разрушая общих отношений и т. п. В профессиональных компетенциях отражается осознанное духовное обогащение личности, изменение себя средствами профессии, целостное профессиональное самосознание, наличие позитивной Я-концепции, самоценность, творческая установка и другие компетенции, составляющие личностную (ценностно-смысловую) компетентность. В предлагаемой модели выдвигается на первый план

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не просто информированность выпускника, а умение решать конкретные проблемы - от постановки самой задачи через проектирование и оценку нового опыта до рефлексии и контроля собственных действий. Ведь моральные основы деятельности при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические и экономические обоснования.

Включение категории «компетентность» в модель специалиста - сложная задача. Главная трудность состоит в измерении и оценке компетенций в плане личности и социальнокоммуникативном аспекте. Ведь природа компетентности такова, что она хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, синтеза деятельностного и личностного опыта. Поэтому образование, приводящее к компетентно-

сти, - личностно-ориентированное и в подлинном смысле гуманистическое.

В идеале модель выпускника сочетает высокий уровень общего образования, широкую общеобразовательную, общетехническую, психологическую, педагогическую, экономическую, правовую подготовку с глубокими узкопрофессиональными, узкопрофильными компетенциями, строящимися на основе гуманистического мировоззрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев // Высшее образование в России. -2005. - №> 4. - С. 30-33.

2. Дьюи, Дж. Демократия и образование : пер. с англ. / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.