Научная статья на тему 'Психолого-педагогические требования к уровню подготовки выпускника педагогического колледжа'

Психолого-педагогические требования к уровню подготовки выпускника педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Н. А.

The article is devoted to consideration of problems concerning a totality of professionally meaningful personal qualities, competences, that determine the formation process of a competitive specialist. The generalized model of a present day professionally-qualified, competitive, graduating senior of pedagogical college is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical requirements to the preparation level of a graduating senior of pedagogical college

The article is devoted to consideration of problems concerning a totality of professionally meaningful personal qualities, competences, that determine the formation process of a competitive specialist. The generalized model of a present day professionally-qualified, competitive, graduating senior of pedagogical college is presented.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические требования к уровню подготовки выпускника педагогического колледжа»

ческого воспитания в современных условиях следует учитывать необходимость преодоления деформированных и негативных сторон патриотического воспитания как социально значимой деятельности, испытывающей воздействие самых различных, в том числе весьма неблагоприятных и даже противодействующих, факторов. Патриотическое воспитание молодежи должно осуществляться на основе не только дифференцированного, но и индивидуального подхода, т. е. в интересах каждой личности, развития у нее индивидуально проявляемых качеств гражданина и патриота России. Субъекты патриотического воспитания должны располагать всеми необходимыми средствами и эффективно использовать качественно новые методы и формы в своей деятельности.

Важное значение в патриотическом воспитании молодых людей имеют: формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, показ достижений соотечественников в области мировой культуры, науки и искусства; привитие любви и бережного отношения к родному языку; приобщение к народным традициям и ритуалам; глубокое изучение природных, геогра-

фических, демографических, социальных, политических, геополитических и других особенностей Российского государства;

разъяснение смысла и содержания основных государственных символов России - ее герба, флага и гимна; изучение славных страниц военной истории России, ратных подвигов ее народа, биографий выдающихся полководцев и военачальников, внесших наиболее весомый вклад в славные победы российского оружия; привитие уважения к истории и национальным традициям народов и народностей, населяющих российское многонациональное государство и др.

1. Азаров В.М. // Военно-теоретический журнал. 2004. № 1. С. 56.

2. Антология чешской и словацкой философии. М., 1982. С. 236.

3. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. М., 1998. С. 6.

4. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи -будущее России. М., 1999.

Поступила в редакцию 19.01.2007 г.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н.А. Долгова

Dolgova N.A. Psychological and pedagogical requirements to the preparation level of a graduating senior of pedagogical college. The article is devoted to consideration of problems concerning a totality of professionally meaningful personal qualities, competences, that determine the formation process of a competitive specialist. The generalized model of a present day professionally-qualified, competitive, graduating senior of pedagogical college is presented.

Существование цивилизации все более зависит от тех особенностей и качеств личности, которые формируются образованием как социальным институтом. Возникает необходимость определения психологопедагогических требований к уровню подготовки выпускника с учетом приоритетных направлений развития системы образования и задач Болонского процесса.

Проблемами профессиональной подготовки педагогов занимаются Е.А. Климова.

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, И.П. Подласый, В. А. Сластенин и др.

Основываясь на исследованиях ученых и результатах нашего исследования, процесс успешной профессиональной подготовки компетентного современного педагога можно представить в виде двух взаимосвязанных частей:

1) предрасположенность к педагогической деятельности: мотивация (профессио-

нальная направленность), способности, личностные качества;

2) профессиональная компетентность.

Для нашего исследования интерес представляет профессиональная направленность, поскольку она является наиболее значимым фактором мотивации педагогического работника, представляет собой мотивированное отношение к выбору профессии в соответствии со способностями и склонностями человека. Направленность проявляется в активизации интереса к определенным явлениям, фактам, процессам, имеющим как непосредственное, так и опосредованное отношение к профессии педагога. Наиболее значимой является мотивация к выбору профессии и образовательного учреждения, которая включает разные виды мотивации. Для обеспечения такой мотивации нужны виды деятельности, в которые включается человек и которые побуждают его к принятию необходимого решения. В нашем случае это предпрофильная и профильная подготовка в общеобразовательном учреждении, образовательная и любая иная деятельность студента во время обучения в колледже. Анализ литературы и результаты нашего исследования показали, что важным условием, способствующим развитию профессиональной направленности обучающихся, выступает создание интегративной системы непрерывного образования на всех стадиях обучения, имеющей непосредственные связи с образовательными учреждениями различных типов и видов.

Предрасположенность к педагогической деятельности предполагает оптимальный по возрастным показателям уровень интеллектуального развития, гибкость мышления, коммуникативно-познавательную актив-

ность, эмоциональную устойчивость [1].

Несмотря на важность мотивации, утверждает Н.Е. Астафьева, без интеллекта не может быть ни творческих личностей, ни творческих достижений. Интеллект человека формируется индивидуальной системой его умственных способностей, которые формируются и развиваются в ходе умственной деятельности. В развитии личности наследственное и приобретенное сливаются в единое целое [1, с.113].

Поскольку успешность деятельности специалиста определяется и степенью сфор-мированности профессионально-личностных

качеств, целесообразно рассмотреть личностные качества педагога (специальные), ибо именно его личностные качества являются одним из важных факторов успешности педагогической деятельности.

Анализ ряда научных трудов, исследующих совокупность профессионально значимых качеств личности, определяющих процесс становления конкурентоспособного специалиста (Н.Е. Астафьевой, А.К. Марковой, Б.А. Никитюка, К.К. Платонова, С.Ф. Ступ-ницкого, В.Д. Шадрикова и др.), позволяет утверждать, что свойства личности разделяются по степени влияния на уровень подготовки, т. е. по своей профессиональной значимости [1, 2 и др.]. Исследования показывают, что важнейшими личностными качествами педагога являются гуманизм, творчество, умение общаться. Гуманистическая направленность личности предполагает осознание педагогом человека как высшей ценности, значимости личности каждого ребенка, построения взаимоотношения на основе доброжелательности, заботы, взаимоуважения и любви. Современные педагоги должны обладать творческим мышлением и творческой деятельностью, позволяющими находить творческий нестандартный подход в решении профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение учителя и ученика и во многом определяется личностью учителя. Общение в профессиональной деятельности выступает средством, условием и формой решения учебно-воспитательных задач. Следовательно, выпускник колледжа должен иметь определенную совокупность знаний о специфике педагогического общения, умений и навыков организации педагогического общения с обучающимися, коллегами, уметь проводить самоанализ и самооценку педагогического общения (А.Н. Леонтьева,

К.К. Платонова, С.А. Рубинштейна и др.).

По авторитетному утверждению ряда ученых, способности предопределяют деятельность и проявляются в ней. Разделяя убеждения Л.М. Митиной, мы считаем, что «структура личности учителя приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех ее качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают

доминирующую направленность личности педагога» [3].

Соответственно мы выделяем следующие педагогические способности.

1. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир обучающегося, педагогическая наблюдательность, всестороннее знание обучающегося.

2. Дидактические способности - способность ставить цели и определять основные направления их достижения; адаптировать учебный материал с учетом индивидуальных способностей обучающихся, выбирать методы и средства, активизирующие учебно-познавательную деятельность; организовывать самостоятельную работу учащихся; проектировать и измерять результаты обучения.

3. Прогностические способности - способности педагога прогнозировать развитие каждого обучающегося, проектировать воспитание его личности, прогнозировать результаты и последствия своей деятельности.

4. Научно-исследовательские способности - способности видеть современные педагогические проблемы, выявлять внешние и внутренние связи между компонентами педагогического процесса; проводить опытноэкспериментальную, исследовательскую работу; способность к инновационным преобразованиям в профессиональной деятельности.

Необходимым требованием является также способность к соответствующей области наук (академические способности), самоконтроль.

Современные исследования убедительно показывают, что большинство педагогов -это профессионалы, сумевшие максимально развить свои педагогические способности.

Основываясь на исследованиях ученых, можно определить профессиональную компетентность выпускника колледжа как возможность оптимально выполнять профессиональные функции в современных условиях на основе освоенного кластера ключевых компетенций. Причем профессиональную компетентность, включающую кластеры компетенций, рассматривают, с одной стороны, в качестве интегрального критерия качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, а с другой - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых

функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умений инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, а также готовность к принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности.

Под ключевыми понимаются компетенции, связанные с успехом выпускника в профессиональной деятельности в быстроизме-няющемся обществе [4].

Основываясь на требованиях ГОС, предъявляемых к осуществлению выпускником системы СПО разных видов профессиональной деятельности, на исследованиях ученых, учитывая мнение работодателей, потребности студентов, нами выделены основные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения в колледже: общие компетенции и специальные.

К общим профессиональным компетенциям причислены базовые общенаучные, общекультурные, здоровьесберегающие и компетенции непрерывного образования.

Подготовка компетентного педагога невозможна без глубоких базовых общенаучных знаний, включающих базовые знания по гуманитарным, естественно-математическим, экономическим и другим дисциплинам, без широкой общекультурной подготовки. В процессе наших исследований было установлено, что студенты, отличающиеся общей культурой, лучше справляются и с психологическим анализом педагогических ситуаций.

Здоровьесберегающие компетенции связаны со способностями, касающимися здорового образа жизни, культуры, быта, обучения; признания здоровья наиважнейшей ценностью человека.

Компетенции непрерывного образования, реализующие способность к самообразованию и саморазвитию, потребность в самосовершенствовании, повышении квалификации, желание учиться всю жизнь. Данные компетенции являются основой непрерывной подготовки в профессиональном, личностном и общественном плане.

Таким образом, можно предположить, что достаточная сформированность этих компетенций и их целостное единство позволят повысить уровень профессиональной подготовки выпускника.

Основываясь на анализе педагогической литературы и результатах нашего исследования, к специальным профессиональным компетенциям отнесены следующие кластеры компетенций: психолого-педагогические, специальные (по предмету), коммуникативные и организационно-управленческие, экономико-правовые, социальные, информационные и технологические компетенции, способность представлять себя на рынке труда.

Психолого-педагогические компетенции будущего педагога дают возможность моделировать и реализовывать методологию, теорию и технологию педагогической деятельности, формируют основы гуманистически ориентированного мышления педагога.

Необходимым условием профессиональной компетентности педагога является наличие у него специальных (по предмету) знаний, умений и навыков. Высокий уровень профессионализма педагога невозможен без углубленного изучения конкретной области знаний, соответствующей профессиональной специализации. При этом будущему педагогу необходимо обладать целым комплексом знаний в области научно-исследовательской деятельности.

Формирование правовых, экономических и социальных компетенций педагогов необходимо в целях внедрения эффективных механизмов развития образования и его продвижения на российском и международном рынке труда.

Важную роль в успешной подготовке специалистов играют коммуникативные и организационно-управленческие компетенции. Формирование коммуникативных компетенций позволяет молодому специалисту быстро адаптироваться к новым ситуациям, владеть устным и письменным общением в профессиональной сфере, устанавливать доброжелательные и доверительные взаимоотношения с учащимися, коллегами, родителями в зависимости от целей, содержания, форм организации и методов обучения, индивидуально воздействовать на них, мотивировать к работе в коллективе [5].

Сформированность организационно-

управленческих компетенций позволит организовывать и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги, принимать активное участие в организации и функционировании коллективного самоуправления,

брать на себя ответственность. При этом необходимы знания в области менеджмента.

Выпускнику образовательного учреждения в современных условиях необходима способность представлять себя на рынке труда (умение описать свои достоинства при трудоустройстве, быстро адаптироваться на рабочем месте).

Коммуникативные и организационноуправленческие компетенции обусловливают формирование рефлексивного механизма выпускника. Анализируя свою деятельность с позиции обучаемого, педагог корректирует собственные действия.

Все вышесказанное позволяет развивать у студента потребность в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании

индивидуальных моделей поведения.

При рассмотрении психолого-педагоги-ческих требований к уровню подготовки педагогического работника следует выделить информационные и технологические компетенции.

Информационные компетенции будущего педагога предполагают способность добывать необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее, критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и к рекламе.

В нашем исследовании формирование технологических компетенций у выпускника предполагает его умение анализировать и оценивать эффективность каждого метода применительно к конкретному содержанию, использовать не отдельный метод или прием, а их определенную совокупность, систему педагогических мер, построенных на основе дидактических принципов, владение методикой исследовательской работы и умением использовать результаты исследования в практической деятельности.

Теоретические профессиональные знания составляют основу в подготовке специалистов, поскольку это результат познания студентами научных основ, фактов, явлений, связей, свойств и отношений профессиональной деятельности. Вместе с тем усвоение теоретических профессиональных знаний служит основой для выработки умений и навыков.

Анализ научно-педагогической литературы дает основание считать, что с учетом современных требований к специалистам

педагогического профиля интегральным критерием качественного профессионального обучения можно считать профессиональную

компетентность педагога, которая определяется единством ее трех составляющих: мотивационной, личностной и деятельностной.

гголледж-----------------

- требования ГОС

- потребности личности

/1 —К

Региональный рынок труда

- требования работодателей

V

Выполняемые функции:

формировать ЗУН

анализировать, выделять и планировать комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач

конкретизировать и определять доминирующие формы, методы и средства деятельности

анализировать и оценивать результаты педагогической деятельности определять новый комплекс задач проектировать всестороннее развитие учащихся

• •

Профессиональная компетентность » * *---------------------------------

У

Рис. 1. Структура модели современного конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа

Обобщенная модель современного про-фесссионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа представлена на рис. 1. Модель выпускника колледжа, с одной стороны, является руководством подготовки педагога новой формации, с другой, является важной характеристикой целеполагания процесса развития ОУ.

1. Астафьева Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профес-

сиональных учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1987.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.

4. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М., 2005. С. 14.

5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985.

Поступила в редакцию 12.01.2007 г.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Л.В. Сайкина, О.В. Шарапова

Saikona L.V., Sharapova O.V. Technologies of socio-cultural animation as a means of correction of teenagers’ deviant behaviour. The article considers the peculiarities of correction of teenagers’ deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity - sociocultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, so-cio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.

В условиях неблагоприятного социально-экономического положения подавляющей массы населения особую значимость приобретает рост отклоняющегося поведения подрастающего поведения.

Отклоняющееся поведение - это некая форма поведения личности, которой присущи все основные свойства человеческого поведения. В специальной литературе нарушения поведения нередко определяются как девиантное поведение. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером.

В настоящее время термин «девиантное поведение» используется в двух основных значениях: в значении поступка, действия человека, не соответствующего установленным в обществе нормам, а также в значении социального явления, выражающегося в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [1].

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Подростковый возраст, по мнению Н.М. Иовчук, - это особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование [2]. Пубертат - это взрыв после спокойного (или относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Если посмотреть на человеческую жизнь на всем ее протяжении -от начала до конца, от рождения до смерти, то оказывается невозможным найти ничего похожего на этот период, хотя и в детстве, и в дальнейшей жизни человека существуют другие специфические кризисные периоды.

Подросток остро и болезненно реагирует на все, происходящее вокруг, относящееся и не относящееся к нему лично. Он раним,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.