Научная статья на тему 'Поддержание престижа профессии посредством формирования демонстративности как профессионально важного качества будущих педагогов'

Поддержание престижа профессии посредством формирования демонстративности как профессионально важного качества будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО / "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ" / ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ» / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕМОНСТРАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА / DEMONSTRATIVE AS A PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY “TEACHING ARTISTRY / ” MANIFESTATIONS OF THE PHENOMENON OF “DEMONSTRATIVE” DEMONSTRATIVE INDICATORS OF PERSONALITY / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ольга Анатольевна

В статье предпринята попытка анализа демонстративности как профессионально важного качества будущих педагогов, а также способы поддержания престижа профессии посредством формирования рассматриваемого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to analyze the demonstrative as professionally important qualities of future teachers, as well as ways of maintaining the prestige of the profession through the formation of this quality.

Текст научной работы на тему «Поддержание престижа профессии посредством формирования демонстративности как профессионально важного качества будущих педагогов»

УДК 378.095

Петрова Ольга Анатольевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 618547, Соликамск, Северная, 44, + 7 (34253) 2-41-72 e-mail: o.petrova357@mail.ru

ПОДДЕРЖАНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Olga A. Petrova

Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Psychology

Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education «Perm State National Research University» 44, Severnaya, 618547, Solikamsk, Russia e-mail: o.petrova357@mail.ru

MAINTAINING THE PRESTIGE OF THE PROFESSION THROUGH THE FORMATION OF DEMONSTRATIVE AS PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа демонстративности как профессионально важного качества будущих педагогов, а также способы поддержания престижа профессии посредством формирования рассматриваемого качества.

Ключевые слова: демонстративность как профессионально важное качество, «педагогический артистизм», проявления феномена «демонстративность», показатели демонстративной личности

конкурентоспособного специалиста.

Abstract. The article attempts to analyze the demonstrative as professionally important qualities of future teachers, as well as ways of maintaining the prestige of the profession through the formation of this quality.

Key words: demonstrative as a professionally important quality "teaching artistry," manifestations of the phenomenon of "demonstrative" demonstrative indicators of personality, competitive specialist.

© Петрова О.А., 2017

Период профессионального обучения является важным этапом профессионализации. Динамика изменений на рынке труда ведет к новому всплеску интереса к психологическим исследованиям в этой сфере. Уточняется и расширяется список профессионально важных качеств.

Долгое время без внимания оставалась такая значительная характеристика публичной личности, коей является и педагог, как демонстративность. Умение привлекать к себе внимание и удерживать его - обязательное условие успешной карьеры для многих профессий, например, актерской, политической, спортивной и даже педагогической.

Для изучения поддержания престижа профессии посредством формирования демонстративности как профессионально важного качества особый интерес представляет юношеский возраст, который охватывает весь период студенчества [4].

Для успешного раскрытия общих механизмов возникновения в среде студенчества установки на демонстрацию себя необходимо обратить внимание на специфику приобретаемой студентом профессии педагога.

С самого начала обучения студент становится представителем особой социальной группы - учительства. В большинстве случаев он к этому себя заранее готовит морально и вполне осознает свою новую социальную роль. Студент практически осваивает не только весь студенческий образ жизни (и образ мысли), но и будущую профессиональную деятельность. По мере своего обучения в вузе и пребывания в студенческой среде у него постепенно меняется представление об образе педагога, одновременно меняется представление и о самом себе.

Помимо этого студенческая жизнь наполнена социальными отношениями. С поступлением в институт студент вступает в социальные связи со студенческим коллективом своего и параллельных курсов, взаимодействует с преподавателями, персоналом вуза. Активная социальная позиция будущего педагога требует от студента активного участия в общественной жизни вуза, в соревнованиях, конкурсах педагогического мастерства, умения позиционировать себя на семинарских занятиях (практикумах), что формирует у студента понимание престижа профессии, осознания потребности в конкурентоспособности. Такие значительные изменения в сфере социальных отношений ведут за собой усиление потребности в формировании демонстрировании как профессионально важного качества уже на этапах студенчества, когда социальная роль будущего педагога кажется юноше или девушке недостаточно им освоенной и одновременно личностно значимой.

Более того, современная система образования требует от организации обучения стимулирования, активизации и развития учащихся, которые могут быть достигнуты такими качествами будущего педагога, как: умение действовать выразительно и убедительно, умение перевоплощаться, быть внешне привлекательным, обладать визуальностью. Все эти качества, по мнению О.С. Булатовой, охватывает педагогический артистизм [1], в который включены несомненные черты демонстративности.

О.С. Булатова считает, что артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. В процессе профессиональной подготовки будущего педагога можно развить его некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с педагогической демонстративностью [1].

В исследованиях В.И. Андреевой, Дж. Грейсон, Б.Д. Парыгина, Е. Соловец, Е.Л. Холодцевой, С. Широбокова также упоминается демонстративность, или умение заявить о себе, как одно из главных условий поддержания престижа профессии, повышающих уровень конкурентоспособности педагога. Психологический контекст

конкурентоспособности личности в упомянутых нами исследованиях трактуется следующим образом:

- подвергаются анализу компоненты конкурентоспособности (когнитивный, эмотивный и деятельностный) (А.С. Строилова);

- аргументируются уровни сформированности конкурентоспособности (С.Г. Светунькова, Н.Н. Сидорова, Н.В. Фомин);

- рассматривается готовность педагога к воспитанию у учащихся конкурентоспособности (Т.Д. Деменкова, Е.Г. Ростовская, Н.Б. Тарасова).

Кроме того, понятие конкурентоспособности в современной научной литературе соотносится с такими категориями, как профессиональная компетентность (М.А. Чошанов), социальная компетентность

(Г.В. Мухаметзянова, П.Н. Осипов, Т.М. Трегубова и др.), личностная компетентность (Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, Ю.М. Орлов и др.), формируемые в процессе профессионального обучения.

В исследованиях Л.М. Митиной основным фактором развития конкурентоспособности являются личностная среда, активность личности, потребность в самореализации, а также умение презентовать себя или демонстрировать окружающим.

В работах Г.С. Абрамовой, В.Ю. Меновщикова, Р. Мэй выделены качества, которые составляют картину конкурентоспособной личности будущего педагога, успешно демонстрирующей себя аудитории. Эти качества образно можно разделить на коммуникативные, эмоционально-волевые и познавательные.

Коммуникативные качества выражаются в умении будущего педагога управлять, руководить, заинтересовать в общении. Немаловажными являются приятная внешность педагога, его эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность суждений, внимательность, умение понятно и грамотно говорить.

К эмоционально-волевым относят умение студента педагогического вуза регулировать собственное поведение, его эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, способность признавать свои ошибки, уверенность в себе,

самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.

Познавательные качества включают понимание последствий своего влияния, самообразование, увлеченность профессией, владение теорией, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокую физическую активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.

Перечисленные качества будущего педагога являются неотъемлемой составляющей показателя демонстративной личности конкурентоспособного специалиста, так как конкурентоспособность ассоциируется с успешностью человека как в профессиональной, так и в личностной сферах, а конкурентоспособный специалист рассматривается как личность, обладающая престижной профессией и активной социальной позицией [5].

Ввиду интенсивности личностного и социального развития особую актуальность представляет период юности, поэтому возникает потребность интенсивного формирования вышеперечисленных качеств демонстративности уже на этапе овладения профессией.

Происхождение юношеской демонстративности пока не имеет удовлетворительного объяснения.

А.С. Кравченко и В.К. Вилюнас выделяют 5 случаев обобщенной целенаправленности демонстративного поведения:

1. Автономное самодемонстрирование, обычно обнаруживающееся в побуждаемой другими мотивами деятельности и делающее человека небезразличным к тому, как эта деятельность воспринимается другими.

2. Инструментальное приобретающее демонстрирование, используемое как средство достижения положительных целей.

3. Инструментальное защитное демонстрирование как средство предотвращения неблагоприятного развития событий.

4. Демонстрирование, сохраняющее или изменяющее «образ Я» вследствие ассимиляции производимого на других впечатления.

5. Демонстрирование, служащее разрядке напряжения [2, с. 146].

Также ввиду разнообразия и интенсивности социальных связей студента ярко проявляется автономное самодемонстрирование.

Усилению демонстративного побуждения способствуют

и фрустрирующие компоненты студенческой жизни, которые вызывают защитную демонстративность.

Фрустрация социогенных потребностей оказывает существенное влияния на стиль социального функционирования личности, ее способ исполнения той или иной социальной роли. Исходя из доминирующей фрустрации, Н.Е. Руденская выделяет следующие подтипы:

1. Социально гиперактивный студент - в обучения стремится действовать напоказ, рассеян, легко отвлекаем (дефицит потребности в контроле).

2. Социальный провокатор - провоцирует внимание окружающих за счет некорректного или девиантного поведения (хамство, бравада), демонстративное поведение (дефицит потребности в принятии).

3. Подавленный - студент, который сливается с группой, не стремится к проявлению собственной индивидуальности (дефицит потребности в признании).

4. Конформист - студент, который ригидно адаптируется к образовательному процессу, создает иллюзию благополучия, но в проблемных (нестандартных) ситуациях явно наличие дефицита потенциалов (компенсация актуального дефицита с помощью ригидных технологий).

Как видно из этой классификации, фрустрация социогенных потребностей в трех случаях из четырех способствует развитию демонстративного поведения. Если в первых двух вариантах демонстративное побуждение ярко выражено, то в случае подавленного студента потребность в демонстрации вытеснена и не находит реализации в социальных отношениях.

Д.А. Клепинин рассматривает профессиональное и личностное становление студентов педагогического вуза через призму динамики мотивации социального поведения [3, с. 34], выделяя в качестве центральных взаимосвязанных компонентов модели такие показатели демонстративной личности, как мотивацию достижения успехов, мотивацию избегания неудач, ситуативную тревожность, личностную тревожность, личностную самооценку, профессиональную самооценку.

Основной механизм неблагоприятной динамики мотивации достижения успехов в учебной деятельности студента он представляет следующим образом [3, с. 36]:

1 этап. Решение получать профессию педагога. Индивидуальное своеобразие иерархии мотивов, относительно высокий уровень мотивации достижения успехов. Образ себя как профессионала носит диффузный характер в силу низкой осведомленности. Ситуативная и личностная тревожность находятся в диапазоне нормы.

2 этап. 1-3-й курс. На групповом уровне происходит обмен ценностными ориентациями, в ходе которого студент осознает индивидуальное своеобразие иерархии мотивов. На индивидуальном уровне, в ходе оценивания предметов общеобразовательного цикла и соотнесения их с собственным планом профессионального развития, у студента возникает когнитивный диссонанс, исходом которого является формирование стойкой мотивации избегания неудач и направленности на ситуативную сдачу текущей отчетности. Образ себя как профессионала не может обрести устойчивые очертания в силу неспособности студента синтезировать разрозненную информацию, полученную из различных источников: преподаватели, однокурсники, внеинститутская социальная среда. Ситуативная тревожность повышается, опережая рост личностной тревожности.

3 этап. 3-5-й курс. Основной групповой ценностью, связанной с учебной деятельностью, становится адекватная успеваемость в текущей аттестации, а ближе к выпускному курсу - сдача итоговой государственной аттестации.

Образ себя как профессионала исчезает, замещаясь образом себя как успешного студента. Личностная тревожность растет одновременно с ситуативной тревожностью.

4 этап. Окончание института. Столкнувшись с необходимостью построения образа себя как профессионала, студент выделяет в качестве доминирующей ценности практический опыт. Ввиду отсутствия такого выпускник осознает собственную неполноценность. Личностная тревожность «обгоняет» ситуативную тревожность в динамике. Итогом такого развития становится глубокая переоценка жизненных ценностей и смена профессиональной направленности [3, с. 37].

Таким образом, динамика становления демонстративности от курса к курсу неоднородна. Формируя личность студента, необходимо особое внимание уделять развитию профессионально важных качеств, в частности демонстративности, которые проявляются в формировании привлекательного образа педагога начиная с его портрета, создаваемого взглядом, улыбкой, пластичностью и темпоритмом движений, их красотой и гармоничностью; продолжая вербальным образом портрет духовного плана, складывающийся за счет богатства и мелодики его речи, ритмичности и энергетики фраз и заканчивая его внутренним содержанием (самооценка, эгоцентризм, высокий мотив соперничества, самомониторинг, самосознание, мотив достижения успеха, потребность в высоком социальном статусе). Все это способствует постепенному усвоению будущей социально-профессиональной роли и позиционированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.

Список литературы

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2001. - 238 с.: ил. -(Высш. образование).

2. Вилюнас В.К., Кравченко А.С. Мотивация демонстративного поведения // Современная психология мотивации / сост. Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 344 с.

3. Клепинин Д.А. Семь ступеней профессиональной компетентности // Вестник актуальных проблем психологической науки. - 2006. - № 3. - С. 34-43.

4. Петрова О.А. Многогранность проявлений и систематизация важных психологических феноменов, описывающих демонстративную личность // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. ст: - Ялта: РИОГПА, 2016. - Вып. 50. - Ч. 4. - С. 341.

5. Петрова О.А. Психологическая многозначность понятия «демонстративность личности» (от социально-положительного качества до социально-отрицательного) // В мире научных открытий. - 2015. - № 9.3(69). -С. 972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.