УДК 371.3
Е. Е. Волкова
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Говоря о профессиональном становлении личности, Б. С. Гершунский отмечает, что общее образование - не самоцель; в условиях естественного разделения труда каждому человеку приходится самоопределяться в выборе той или иной профессии или специальности. Образовательную «лестницу» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам можно представить последовательностью следующих взаимосвязанных категорий, отражающих общее направление последовательного обогащения результатов образования (уровнями образовательных личностных приобретений человека): грамотность (минимальный уровень - подготовленность к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала) - образованность (грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума) - профессиональная компетентность (уровень собственно профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу) - культура (высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности - глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений) [5, с. 65-75].
В этой «лестнице», на наш взгляд, выпадает уровень между образованностью и профессиональной компетентностью, являющийся условием готовности человека к выбору будухцей области профессиональной деятельности. Этот уровень может быть назван допрофессиональной компетентностью и означать образованность, доведенную до уровня готовности образованного человека к профессиональному самоопределению.
В сравнительно недавно появившихся исследованиях этого понятия можно отметить следующие варианты обозначающих его терминов и определений:
а) профильная компетентность как готовность самостоятельно приобретать и использовать те знания из профильной образовательной области, которые необходимы для профессионального самоопределения и самореализации личности»;
б) допрофесссиональная компетентность как уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования, и проявляющийся в усвоении опорных знаний и умений, необходимых для последующего образования, в знаниях о профессии, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностях;
в) как готовность к осознанному выбору профессии и получению соответствующего профессионального образования, которая обеспечивает допро-фессиональную ориентацию в системе наук, образующих образовательный и практический фундамент обучения в вузе; а также компонентов названных выше понятий а) - в) - общекультурная компетентность (подвиды - социальная, коммуникативная), предметная компетентность; мотивационные способности определять для себя возможные пути получения профессионального образования, оценивать свои возможности ориентироваться в сущности профессии; когнитивные способности определения способов получения информации в соответствующей области; умение оценить значения профессий соответствующей направленности в культуре человечества, в своей собственной жизни; умения выполнять теоретические и практические задания в условиях учебной деятельности; способность успешно решать задачи в различных сферах деятельности; умения представлять и оценивать результаты собственной исследовательской и практической деятельности и др. [4; 6; 7; 9; 11; 12; 14 и др.].
В то же время среди этих исследований нет целостной модели допро-фессиональной компетентности как цели профильного обучения, задача ее формирования в процессе обучения в старшей школе не ставится, что влечет за собой и отсутствие технологии ее формирования средствами всех общеобразовательных дисциплин.
В процессе нашего исследования, на основе анализа теории и практики предпрофильного и профильного обучения, показано, что понятие «допро-фессиональная компетентность выпускника профильной школы» логично вписывается в целостный процесс формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в непрерывном образовании соответствии с выделенными уровнями ее становления и, следовательно, требует специального ее изучения [3].
В обобщающей таблице показано, что на 1-м этапе этого процесса необходимо выявление и развитие профессионально важных качеств личности, приводящее к так называемому «зарождению» будущего специалиста; на 2-м - формирование профессиональной грамотности, укрепляющей мотивацию и ориентацию на выбранную профессию, подготовленность к повышению своего образовательного потенциала; на 3-м - формирование профессиональной образованности, готовности к дальнейшему профессиональному обучению; на 4-м — формирование собственно профессиональной
компетентности, на 5-м — формирование профессиональной культуры специалиста.
Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов
Этапы формирования профессиональной компетентности в процессе профессионального обучения Деятельность учебного заведении Результат
1. Профессиональная ориентация 15 выборе профиля обучения в основной школе и учебных заведениях начальной профессиональной подготовки Профильная компетентность выпускника основной школы и учебных заведений начальной профессиональной подготовки
2. Формирование профессиональных качеств личности и видов деятельности в профильных классах старшей школы и учебных заведениях НПО и СПО Допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы и младших курсов учебных заведений НПО и СПО
3. Обучение профессии в начальных и средних профессиональных учебных заведениях Профессиональная грамотность выпускника учебного заведения НПО и СПО
4. Обучение профессии в высшем профессиональном учебном заведении Профессиональная образованность выпускника учебного заведения ВПО
5. Послевузовское профессиональное образование и профессиональная деятельность Профессиональная культура, менталитет специалиста
В соответствии с ролью метода моделирования в теоретических исследованиях [1; 8; 15 и др.], когда модели выступают средством соединения новых знаний с имеющимися, для дальнейшего исследования понятия [15, с. 37] «допрофессиональная компетентность» выпускника профильной общеобразовательной школы, которую можно формировать средствами всех образовательных дисциплин, необходимо построение его модели. С этой целью нами, во-первых, на основе анализа имеющихся подходов к содержанию понятия «профессиональная компетентность» построена обобщенная структурная модель «родового» понятия «профессиональная компетентность» (на основе подхода В. Д. Шадрикова [13]), в которой приведены некоторые примеры наполнения выделенных им блоков этого понятия (рис. 1).
Рис. 1. Профессиональная компетентность
Во-вторых, нами разработана структурная модель понятия «готовность выпускника старшей общеобразовательной школы к обучению в вузе» (на примере обучения математике) [2], представленная на рис. 2. Ее с труктуру, выявленную на основе анализа психолого-педагогических исследований, составляют: а) физиологическая готовность - здоровье, состояние нервной системы; б) познавательная готовность - сформированные процессы внимания и восприятия информации, памяти, представления и воображения, мышления, способности; в) учебная готовность - обученность, запас действенных знаний, умений и способов деятельности; мотивы и цели учебной деятельности; интерес, умение учиться, самостоятельная учебная деятельность; г) социальная готовность - мотивы и цели дальнейшего образования, профессиональная пригодность)
Построение этой модели связано, с одной стороны, с необходимостью решения традиционной задачи старшей общеобразовательной школы - подготовкой ее выпускников к поступлению в вуз по специальности в выбранной области будущей профессиональной деятельности; с другой - с недостатками довузовской подготовки желающих продолжить образование, которым необходимо не только помочь успешно сдать вступительные экзамены, но и определиться в выборе «своего вуза», преодолеть барьер между школьной и вузовской системой обучения и т. д. Недостатки в этой работе имеют негативные последствия - низкое качество подготовки, а затем и отсев части
Здоровье
Физиологическая
готовность
Внимание
Восприятие
Память
Психологическая
(познавательная)
готовность
Представление и воображение
Мышление
Способности
Математические умения н навыки, метода* математики, связи математики, общий кругозор
Учебная
готовность
Мотивы и цели учебной деятельности
Интерес
Умение учиться
Мотивы и пели продолжения
Социальная
готовность
№
Профессиональная
пригодность
Состояние нервной системы
Самостоятельность в учебной деятельности
Слух, зрение, пространственная ориентация
Поведение, работоспособность, воля, трудолюбие, собранность, возбуждение и торможение
Произвольное, непроизвольное
Непроизвольная, произвольная,
долговременных, сяовесно-логячесюш
Вычислительные, комбинаторные, выявления закономерностей, понимание слов и терминов
Узкие, широкие, общеобразовательные, профессиональные
К учебной деятельности, к будущей профессии, к себе
Работа с источниками информации, приемы учебной деятельности
Специфический стиль мышления, способности, жизненный опыт, потребность в самореализации, умение общаться, понимание роли математики в будущей профессии
Величины, расстояния, формы, речи, изображения, пространства, времени
Операции мышлншя (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация), формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения)
Самообразование, самоконтроль, самооценка, самостоятельность в принятии решений
Социальные мотивы, ценностная ориентация, гражданская позиция, отношение к внешнему миру
Соответствие нормам физического раз в і ния данного возраста
Саморегуляция
Объем, устойчивость, распределение, переключение
Осмысленность, обобщенность, целостность, константность, кодирование информации
Объем, прочность, точность, организованность, приемы
Яркость, четкость, устойчивость, продуктивность
Мышление аналитическое, обобщенное, алгоритмическое, абстрактное, системное
Специфические особенности познавательных стилен
Уровень усвоения выше обязательного, владение специальными приемами усвоения
Долговременные,
устойчивые
Долговременный, устойчивый, расширение сферы интереса
Обобщенность приемов учебной деятельности
Высокий уровень
Рис. 2 Готовность выпускника старшей школы к обучению в вузе
студентов, поздно осознавших свою ошибку в профессиональном выборе или не справившихся с самостоятельной учебной деятельностью в вузе.
>
Рис. 3 Допрофессиональная компетентность выпускника профильной общеобразовательной школы
Дело в том, что сложившаяся практика подготовки выпускника средней школы к продолжению образования направлена на повторении теоретического материала и решение типовых задач (в условиях ЕГЭ осталась только 2-я часть). Таким образом, готовность к обучению в вузе соотносится только с ее содержательным аспектом и не учитывает различий учащихся в интеллектуальном, психологическом, социальном и физиологическом развитии; работа по формированию их готовности к учебно-познавательной и учебноорганизационной деятельности и тех качеств личности, которые необходимы для самостоятельного обучения в вузе определенного профиля.
В-третьих, на основе анализа имеющихся подходов к содержанию понятия «допрофессиональная компетентность» и ее соотнесения с более общим понятием «профессиональная компетентность» построена обобщенная структурная модель понятия «допрофессиональная компетентность выпуск-
ника профильной общеобразовательной школы». В ней скорректированы блоки «профессиональные знания» и «профессиональные умения» первой модели для учащихся [3 и др.] и, в соответствии с одной из основных задач профильного обучения - выбора учащимися области будущей профессио-
Г
О
т
о
в
н
о
с
т
ь
к
У
ч
Е
Б
Н
О
Й
д
Е
Я
т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
И
Учебная готовность к учебной деятельности
Цели и мотивы учебной деятельности
Предметпые
знания
Умение
учиться
(способы
учебной
деятельности)
Общие
познава-
тельные
способности
Здоровье
Физиоло- гическая готовность
Физическое развитие
к учебной деятельности
Состояние нервной системы
Мотивы и цели продолжения образования
Профильное
само-
определение
Цели и мотивы будущей профессиональной деятельности
I [рофессиональпо важные качества личности
Пред профильное обучение
Профильиое
обучение
Значимость предметных знаний и умений в будущей профессионально й деятельности
Профессиональные
свойства
познавательных
процессов
Специальные
(профессиональные)
способности
Профессиональные показатели здоровья и физического развития
Профессионально значимые свойства нервной системы
Профессиональ но значимые мотивы и цели учебной деятельности
п
р
о
ф
и
л
и
3 А
Ц
и
я
У
4
Е
Б
Н
О
й
Цели и мотивы будущей профессиональной деятельности
Допрофес-
сионалыше
умения
(способы
профес-
сиональной
деятельности)
Д
Е
я
т Профес-
Е сионально
-> важные
Л качества
ь личности)
н
о
с
т
и
д
о
п
р
о
ф
Е
с
с
и
о
н
А
л
ь
и
А
я
к
о
м
п
Е
т
Е
н
т
н
о
с
т
ь
Рис. 4 Преобразование готовности учащихся к учебной деятельности в допрофессиональную компетентность выпускника профильной школы
нальной деятельности - добавлен блок «самоопределение выпускника профильной школы» [8 и др.] (рис. 3).
Такие модели (1-3) в теории моделирования называют познавательными’, они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата, т. е. являются рабочим представлением целей [15. с. 36-37]. Таким образом, на основе 3-й модели в профильной школе в рамках и во всех компонентах методической системы обучения можно конкретизировать понятие допрофессиональной компетентности выпускника профильной школы как цели и результата обучения конкретной дисциплине.
В-четвсртых, чтобы на основе этой модели спроектировать цели обучения конкретной дисциплине в профильной школе, включающих формирование допрофессиональной компетентности выпускника средствами этой дисциплины в процессе учебной деятельности учащихся, ее основные компоненты необходимо соотнести как с компонентами готовности учащихся к учебной деятельности по ее усвоению, так и с ее предметным содержанием.
Это возможно, во-первых, в организационном аспекте, т. к. учебная и профессиональная деятельность имеют одинаковую структуру: цели и мотивы деятельности, информационная основа деятельности, задачи деятельности, программа деятельности по решению задач, действия по решению задач, средства и способы решения задач, рефлексия деятельности, контроль и оценка результатов [4; 13]. Это возможно, во-вторых, в методическом аспекте за счет использования межпредметных связей математики с другими учебными дисциплинами; прикладной и профессиональной направленности обучения, означающей ориентацию содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках, в профессиональной деятельности, в народном хозяйстве и в быту; причем выбор области такого применения должен учитывать профиль обучения. Известна эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности и метода математического моделирования при решении математических задач; практических и лабораторных работ по математике как средства реализации прикладной и профессиональной направленности обучения и др.
Ниже показан вариант такого соотнесения на примере обучения математике в виде структурной модели преобразования готовности учащихся к учебной деятельности по усвоению математики в процессе обучения в допро-фессиональную компетентность выпускника старшей школы (рис. 4).
Библиографический список
1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. -2003. - 10. - С. 10.
2. Волкова, Е. Е. Система формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению математике в вузе. Дисс. ... канд. пед наук. -Тобольск, 1998. — 156 с.
3. Волкова, Е. Е. Допрофессиональная компетентность абитуриента как ступень формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе непрерывного профессионального образования // Система управления качеством образования в вузе: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Тюмень, Изд-во ТюмГНГУ, 2006. - С. 64-66.
4. Волкова, Е. Е. Допрофессиональная компетентность выпускников профильной общеобразовательной школы как социальное условие их профессионального самоопределения //Научный журнал КубГАУ 2006 — № 24 (8) 2006 Ьйр://е1.киЪего. гц/2006/08/р(Ш40.рс^
5. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: Йзд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
6. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сымашок, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие для вузов. М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2005. - 216 с.
7. Конасова, Н. Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы: Учеб. пособие для самообразования. - СПб: Изд-во ГУМПМ, 2000. - 44 с.
8. Лернер, П. С. Модель самоопределения выпускников основной средней школы // Школьные технологии. 2004. № 1. - С. 62—75.
9. Орлов, В. Б. Воспитание предприимчивости учащейся молодежи: теория и практика: Автореф. ... д-ра. пед. наук. - Тюмень, 2001. -45 с
10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
11. Рягин, С. Н. Проектирование процесса обучения старшеклассников на основе профильной компетентности: Автореф. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. ~ 21 с.
12. Селезнева, Е. Н. Формирование деловых качеств личности старшеклассников: Автореф. ... канд. пед, наук. - Калинингрд, 2000. - 17 с
13. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. - 2-е изд. М.: «Логос», 1996. - 320 с.
14. Ярулов, А. А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 43-84.
15. Перегудов, Ф. И., Тарасенко, Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1989, - 367 с.