ISSN 2304-12QX
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волкова Е. Е. Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15151. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15151.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15151 УДК 37.013.46
Волкова Елена Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и математики ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень volkova [email protected]
Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы»
Аннотация. В статье раскрывается соотношение содержания понятий «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» и «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы», которую можно формировать средствами математики как учебной дисциплины в процессе обучения.
Ключевые слова: готовность к обучению в вузе, компетентностный подход, допрофессиональная компетентность, профильная школа.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сложившаяся практика подготовки выпускника общеобразовательной школы к продолжению образования в вузе реализуется лишь через один вид деятельности школьников (абитуриентов) - повторение теоретического материала и решение типовых задач (в условиях ЕГЭ осталась только 2-я часть). Таким образом, традиционно готовность выпускников школы к обучению в профессиональном учебном заведении соотносится только с ее содержательным аспектом (изучением содержания учебных дисциплин) и не учитывает различий учащихся в интеллектуальном, психологическом, социальном и физиологическом развитии, их стремления и возможностей выбора той или иной будущей профессии. Работа по формированию их готовности к учебно-познавательной и учебноорганизационной деятельности и тех качеств личности, которые необходимы для выбора и самостоятельного обучения в профессиональном учебном заведении определенного профиля и уровня, в процессе обучения не проводится.
Недостатки в этой работе имеют негативные последствия как в экономическом, так и в социальном плане - низкое качество подготовки, а затем и отсев части студентов, поздно осознавших свою ошибку в профессиональном выборе или не справившихся с самостоятельной учебной деятельностью в вузе из-за неготовности к ней. Эти последствия усиливаются в условиях становления и развития профильной школы, так как растет разрыв между итоговой подготовкой выпускников общего и среднего образования и требованиями профессионального образования к качеству подготовки абитуриентов (как следствие - падение уровня профессионального образования) и т. д.
В настоящее время подготовка молодого человека к будущей профессиональной деятельности начинается в профильной школе в процессе учебно-познавательной деятельности по изучению различных школьных дисциплин. С точки зрения компетент-ностного подхода в образовании основными видами «допрофессиональной» учебнопознавательной деятельности ученика профильной школы при изучении дисциплин ее учебного плана должны быть, с одной стороны, усвоение тех профессиональных знаний и умений (видов деятельности), которые может дать ему конкретная дисциплина
1
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Волкова Е. Е. Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15151. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15151.htm. - ISSN 2304-120X.
для профессионального самоопределения; с другой - формирование средствами этой дисциплины необходимых для будущей профессиональной деятельности профессионально важных качеств личности.
Поэтому в настоящее время появилось понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы», которая должна быть ступенькой к профессиональной компетентности будущего специалиста и формироваться в процессе обучения. При этом необходимо решать как традиционную задачу - помочь выпускникам успешно сдать выпускные (вступительные) экзамены (ЕГЭ), так и задачу подготовки к поступлению в вуз по специальности в выбранной области будущей профессиональной деятельности, когда необходимо еще и определиться в выборе будущей профессии и «своего вуза», преодолеть барьер между школьной и вузовской системой обучения и т. д.
В условиях разработки компетентностного подхода в образовании, определенного рядом основополагающих документов по его модернизации с целью повышения качества [1-2], ступенькой к формированию профессиональной компетентности специалиста в вузе должна быть допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы. Она должна иметь ту же структуру, что и профессиональная компетентность, и может формироваться в процессе обучения всем общеобразовательным дисциплинам, так как профессиональная и учебная деятельность совпадают во всех своих структурных компонентах [3].
В наших исследованиях этих проблем первоначально решалась задача расширения традиционного понятия готовности выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе на основе анализа понятия готовности к деятельности (см. рис. 1).
В настоящее время на основе подхода В. Д. Шадрикова к определению понятия «профессиональная компетентность» (которую составляют профессиональные знания, профессиональные умения и профессионально важные качества личности) нами определено понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» (см. рис. 2).
Такие модели в теории моделирования называют познавательными; они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата. Таким образом, на основе модели допрофессиональной компетентности выпускника профильной школе в рамках и во всех компонентах методической системы обучения можно конкретизировать цель и результат обучения конкретной дисциплине, в частности математике, а затем проектировать на ее основе остальные компоненты методической системы обучения [4].
Профессиональную компетентность специалиста определяют как совокупность профессиональных знаний и умений определенного уровня, а также качеств личности, означающих готовность специалиста к профессиональной деятельности. Совокупность допрофессиональных знаний и умений, а также профессионально важных качеств личности может быть названа допрофессиональной компетентностью ее выпускников; ее структура и содержание определяются соотнесением как с ключевыми компетенциями (результатом общего среднего образования), так и с компонентами понятия «профессиональная компетентность». Разработанная нами модель этого понятия включает четыре блока: 1) самоопределение в будущей профессиональной деятельности, 2) допрофессиональные знания, 3) допрофессиональные умения, 4) профессионально важные качества личности.
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Волкова Е. Е. Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15151. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15151.htm. - ISSN 2304-120X.
Заключительным этапом стало соотнесение основных компонентов этих двух понятий в процессе профилизации учебной деятельности учащихся профильной школы по усвоению содержания учебных дисциплин (см. рис. 3).
Это возможно, во-первых, в организационном аспекте, так как учебная и профессиональная деятельность имеют одинаковую структуру - цели и мотивы деятельности, информационная основа деятельности, задачи деятельности, программа деятельности по решению задач, действия по решению задач, средства и способы решения задач, рефлексия деятельности, контроль и оценка результатов [5]. Следовательно, формирование готовности к будущей профессиональной деятельности школьников (допрофессиональной компетентности) возможно в структуре их учебной деятельности, а уровни сформированности допрофессиональной компетентности в процессе обучения основным школьным дисциплинам могут быть сформулированы в соответствии с уровнями учебной деятельности.
Во-вторых, это возможно в методическом аспекте за счет использования межпредметных связей, прикладной и профессиональной направленности обучения математике, методов и технологий профильного обучения; так, в обучении математике это означает ориентацию обучения на применение математики в смежных науках, в технике, в профессиональной деятельности, в народном хозяйстве и в быту; выбор такого применения возможен с учетом профиля обучения.
Математика как учебный предмет входит в учебный план всех профилей обучения; поэтому определение общих учебных компетенций старшеклассников является как общепедагогической, так и методической проблемой, связанной с особенностями математики как учебной дисциплины, решающей две основные задачи школьного математического образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование. Эти функции находятся в глубоком единстве, но и осуществлять их одновременно очень трудно, так как они определяют различные (не противоположные, но и не коллинеарные) целевые векторы.
В настоящее время образовательная область «Математика» в старшей школе рассматривается как учебный предмет специализированного характера, обучение математике - как элемент допрофессиональной подготовки учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания школы, в том числе и к получению высшего образования по соответствующим специальностям.
Возможности математики в формировании качеств будущей профессиональной деятельности учащихся профильных классов (ключевых компетенций) определяются, на наш взгляд, не только особенностями ее содержания и методов обучения, позволяющими варьировать то и другое для обучения учащихся разных профилей и решать профессиональные задачи математическими методами, но и тем, что в современной теории и методике обучения математике под «обучением математике» понимается обучение определенной математической деятельности, что соответствует как психологической основе профессиональной деятельности и «навыковой» составляющей понятия «компетентность», так и концепции деятельностного подхода к обучению.
Известна эффективность использования в обучении метода математического моделирования и учебно-исследовательской деятельности при решении математических и прикладных задач; практических и лабораторных работ по математике как средства реализации прикладной и профессиональной направленности обучении; элективных курсов, методов и технологий профессионально ориентированного обучения и др.
3
Рис. 1. Модель готовности выпускника общеобразовательной школы к обучению математике
в вузе (часть 1)
4^
ш I тэ о
о V
П
5 В
3 s
ГО S п
^ s -с о q И Q 3 о\ а:
Г 'U д
О О ~С5 О 3 1 О 0\
Рис. 1. Модель готовности выпускника общеобразовательной школы к обучению математике
в вузе (часть 2)
ел
ш I тэ о
о V
П
5 В
3 s
ГО S п
^ s -с о q И Q 3 о\ а:
<0 Сс 3 ^ с >•>— х гт>
О uj
a ■Q. о
О *** .
£С'Й
1 О
ISSN 2304-12QX
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волкова Е. Е. Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15151. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15151.htm. - ISSN 2304-120X.
Рис. 2. Допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы
6
Рис. 3. Преобразование готовности учащихся к учебной деятельности в вузе в допрофессиональную компетентность выпускника профильной школы
w VJ1 ^
& 1л 2
З^о о
Ul ^ О С
ISSN 2304-120X
ниепт
Ма\/Ч1-1П-МРТПЛМЧРГ1Л/1М
Ссылки на источники
Волкова Е. Е. Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15151. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15151.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (МО РФ, РАО) // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 3. - С. 3-16.
2. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги». 2000. - 95 с.
3. Шадриков В. Д. Психологии деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
4. Волкова Е. Е. Компетентность^ подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии: учеб. пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 248 с.
5. Там же.
Elena Volkova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Business Computer Science and Mathematics, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen volkova [email protected]
Transformation of the concept “preparedness of secondary school-leavers for lessons of mathematics in higher educational institution” to the concept “preprofessional competency of profile school-leaver” Abstract. The paper deals with contents of the notions “preparedness of secondary school-leavers for lessons of mathematics in higher educational institution” and “preprofessional competency of profile school-leaver”. The competency can be formed by means of mathematics as a school subject in educational process.
Key words; preparedness for education in higher educational institution, competent approach, preprofessional competency, profile school.
References
1. (2002) “Koncepcija profil'nogo obuchenija na starshej stupeni obshhego obrazovanija (MO RF, RAO)”, Standarty i monitoring v obrazovanii, № 3, pp. 3-16 (in Russian).
2. (2000) Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija; Materialy dlja razrabotki doku-mentov po obnovleniju obshhego obrazovanija, OOO “Mir knigi”, Moscow, 95 p. (in Russian).
3. Shadrikov, V. D. (1996) Psihologii dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka; ucheb. posobie. 2-e izd., Logos, Moscow, 320 p. (in Russian).
4. Volkova, E. E. (2009) Kompetentnostnyj podhod k obucheniju matematike uchashhihsja profil'noj shkoly v kontekste pedagogicheskoj tehnologii; ucheb. posobie, TjumGNGU, Tjumen', 248 p. (in Russian).
5. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 04.05.15 Получена положительная рецензия 05.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 05.05.15 Опубликована 06.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Волкова Е. Е., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
8