Тезисы конференции «Эффективное управление медицинской организацией»
Москва, 31 мая - 1 июня 2013 г.
II. Возвращение к распределению выпускников медицинских учебных заведений, а также опыта Липецкой области и Добринского района могло бы оказать существенное влияние на укомплектование кадров лечебных учреждений.
III. Заработная плата в настоящее время зависит от стимулирующих выплат, оплаты за дежурства, совместительств при очень низких тарифных ставках. В ходе чего особенно остро стоит проблема пересмотра ставок.
Федосеева Л.С.
От дифференцированного подхода к оплате труда к «эффективному контракту»
ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15», Самара
ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15» на протяжении многих лет является пилотной площадкой по разработке и внедрению в практику организационных и медицинских технологий. Именно под ее руководством здесь впервые были внедрены принципы института врача общей практики, открыты специализированные дневные стационары, Семейный центр здоровья, созданы уникальная информационно-аналитическая локальная сеть и электронная амбулаторная карта пациента. Успехи лечебного учреждения в области качества оказания медицинской помощи были отмечены грамотами и благодарственными письмами администрации города и области, а в 2010 г. поликлиника получила сертификат соответствия качества продукции международным стандартам ISO 9001-2008.
Последние 20 лет для здравоохранения — это годы поиска системы, которая могла бы обеспечить устойчивое функционирование, сохранить профилактическую направленность в деятельности первичной медико-санитарной помощи, стабилизировать уровень доступности, ликвидировать диспропорции между врачами первичного звена и специалистами стационарного этапа оказания медицинской помощи, обеспечить медицинскую помощь высокого качества при минимальных финансовых затратах. Здравоохранение Самарского региона в этом плане не исключение. Новый хозяйственный механизм, развитие акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов (АТП-комплексов), реогранизация первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по принципу врача общей практики (ВОП), отработка модели одноканального финансирования с полным или частичным фондодержанием, развитие информационных технологий, дифференцированный подход к оплате труда с ориентацией на результат; развитие системы управления качеством оказания медицинской помощи — вот те направления, которые становились приоритетными на определенном этапе развития. Все они нашли отражение в деятельности ГБУЗ СО СГКП № 15.
Сегодня СГКП № 15 — многопрофильное лечебное учреждение, обслуживающее более 72 тыс. населения, из них 14 тыс. детей. Медицинскую помощь оказывают 585 сотрудников — 193 врача и 285 представителей среднего медицинского персонала. Лечебно-диагностическая база достаточна для оказания квалифицированной и специализированной помощи на амбулаторном этапе: дневные стационары и отделение неотложной помощи, отделение профилактики и семейный Центр здоровья, где наряду с лечебно-диагностическими процессами, разработаны и внедрены в работу скрининговые методики по выявлению факторов риска развития социально значимых заболеваний не только у взрослых, но и у детей с разработкой протоколов коррекции данного вида патологий в условиях отделения восстановительного лечения. Особой гордостью поликлиники является находящаяся в постоянном развитии и совершенствовании компьютерная информационно-аналитическая система. Это около 300 автоматизированных рабочих мест, электронная амбулаторная карта, более 60 аналитических программ для принятия управленческих решений. Оценка
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 И25
блок МОИПР 2 2013.indd 125 <®+ 25.12.2013 18:08:08
медико-экономической эффективности деятельности персонала как основа дифференцированного подхода к оплате труда (используется с 1996 г. как метод экономической мотивации сотрудников с целью достижения поставленных задач). Подошел к концу период отработки формирования модели организации работы отделения врачей общей практики (ОВОП) на базе многопрофильной поликлиники. Одноканальное подушевое финансирование с полным фондодержанием, увеличение объема работы за врачей-специалистов, отработка системы новых взаимоотношений со стационарами, развитие ресурсосберегающих и информационных технологий, неформальное развитие профилактического направления (скрининговые исследования и обучающие школы для пациентов), расширение объема деятельности среднего медперсонала — все это потребовало дифференцированного подхода к оплате труда в зависимости от достигнутых результатов как учреждения в целом, так и каждого сотрудника. Для реализации системы проведен ряд мероприятий:
• подготовка руководителей всех подразделений к работе в условиях дифференцированного подхода к оплате труда;
• разработка и утверждение пакета организационно-нормативной документации (внесение изменений в Устав учреждения, разработка Положения об оплате труда, издание организационных приказов о ведении системы дифференциации оплаты, внесение изменений в должностные инструкции сотрудников, определение перечня критериев оценки и т.д.);
• информирование сотрудников о новой системе оплаты труда, подписание трудового договора, в котором фиксируются все условия труда и оплаты, а также гарантированный уровень оплаты труда;
• формирования фонда материального поощрения, используя различные источники (ОМС, предпринимательская деятельность);
• разработка количественных и качественных показателей результативности, которые должны коррелировать со способами оплаты медицинских услуг.
Ушаков И.В.
Инновационные технологии управления как основа эффективной деятельности
ОГАУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр», Иркутск
Иркутский диагностический центр (ИДЦ) с момента открытия в 1999 г. позиционировался на рынке медицинских услуг Иркутской области как инновационное учреждение. Самое современное оборудование, новые медицинские и управленческие технологии позволили ему довольно быстро стать лидером диагностической медицинской помощи в регионе. Параллельно разрабатывалась медицинская информационная система. После внедрения и перехода в 2002 г. полностью на безбумажные цифровые технологии начался новый период развития ИД.
Если на начальном этапе применялись такие управленческие технологии, как бенчмар-кинг, реинжиниринг бизнес-процессов, CALS-технологии, маркетинг, логистика, принципы всеобщего управлении качеством, то в последующем началась формализация системы управления с позиции стандартов ISO. Сертификат ISO 9001 получен в 2007 г.
В своей работе авторы руководствуются следующим ключевым принципом: качественная медицинская помощь не возможна без качественного менеджмента. Ведь еще доктор Эдвардс Деминг говорил: 90% проблем с качеством обусловлены неэффективным менеджментом. И возможно, главная проблема здравоохранения сегодня именно в этом. Кроме того, система управления ЛПУ должна постоянно изменяться и улучшаться. Если говорить об ИДЦ, по сути, создана инновационная модель управления ЛПУ, основанная на интеграции медицинских, управленческих и информационных инновационных технологий. И эта модель динамически развивается.
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013
блок МОИПР 2 2013.indd 126 -fffi+ 25.12.2013 18:08:08