Дарьин А.В.
Добринская ЦРБ: первые результаты модернизации. Проблемы и пути развития
ГУЗ «Добринская центральная районная больница», Добринский район Липецкой области
На 01.01.2006 (начало действия национального проекта «Здоровье») в системе здравоохранение района наблюдалось большое количество проблем, от успешного решения которых зависело оказание медицинской помощи его жителям. Это прежде всего: 1) слабая материально-техническая база; 2) неполный кадровый состав; 3) переизбыток стационарных коек, высокий уровень госпитализации; 4) претензии к качеству работы амбулаторного звена.
Кроме того, в системе здравоохранения оставались нерешенными вопросы дефицитного финансирования. Не получили должного развития стационарозамещающие технологии и такая форма медицинского обслуживания, как врач общей практики. Не решена была и проблема недостаточной укомплектованности врачебными кадрами.
Сеть лечебно-профилактических учреждений района была представлена центральной районной больницей (ЦРБ), 5-ю участковыми больницами и психоневрологической больницей. Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывали 2 поликлиники ЦРБ, 5 поликлиник при участковых больницах, 2 врачебные амбулатории и 29 ФАПов. Стационарное звено было развернуто на 410 коек (обеспеченность койками на 10 тыс. населения — 104,3). Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений — 1070 посещений в смену (показатель на 10 тыс. населения — 272,3).
Проведенная в районе оптимизация внесла кардинальные изменения в работу сети лечебно-профилактических учреждений. В дополнение к имеющимся амбулаторно-поликлиническим мощностям в районе за счет средств областного бюджета, начиная с 2007 г. развивалась сеть центров общей врачебной практики (ОВП). В 2007—2008 гг. были построены 3 типовых центра, включающих не только набор медицинских помещений, но и комфортабельное жилье для врачей. В последующие годы введены в эксплуатацию еще 4 центра и 2 отделения ОВП в 2012 г.
По состоянию на 1 января 2013 г. здравоохранение района представлено одним государственным учреждением здравоохранения — Добринской центральной районной больницей, в состав которой входят: сеть амбулаторно-поликлинических учреждений (2 поликлиники в районном центре с 2 территориально обособленными филиалами в с. Пушкино и в п. Петровский); 2 отделения ОВП, 7 центров ОВП, 19 ФАПов. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений района составляет 1170 посещений в смену (обеспеченность на 10 тыс. населения — 318,0). Также развернуто 77 коек дневного стационара и 26 коек стационара на дому.
Стационарное звено развернуто на 243 сметных места, кроме того имеется 6 сверхсметных реанимационных коек и 5 коек для новорожденных (обеспеченность койками на 10 тыс. населения — 76,1). На базе ЦРБ функционирует многопрофильный межмуниципальный центр.
В целом инфраструктура лечебной сети района сбалансирована и соответствует сложившемуся уровню заболеваемости населения.
Важное место в работе медицинских организаций района занимает профилактическое направление, в том числе реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения, включая ограничение употребления алкоголя и табака. Сегодня профилактическое здравоохранение Добринского района — это отделение медицинской профилактики, кабинет здорового ребенка, на базе которых функционируют 6 Школ здоровья. Для улучшения качества трудового потенциала и снижения преждевременной и предотвратимой смертности среди лиц трудоспособного возраста в Добринском муниципальном районе ежегодно реализуются мероприятия по целевому профилактическому обследованию работающих граждан.
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 И21
В 2012 г. были проведены периодические медицинские осмотры около 4 тыс. работников предприятий района.
За счет реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональной программы модернизации здравоохранения в области обеспечивается повышение структурной эффективности регионального здравоохранения путем формирования трехуровневой системы организации медицинской помощи. Первый уровень представлен медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, второй — специализированными межмуниципальными центрами, третий — мощными стационарно-поликлиническими учреждениями, располагающими возможностями оказания высокотехнологичной медицинской помощи и диагностирования.
Трехуровневая система организации медицинской помощи (профилактический, парагоспи-тальный и стационарный уровень медицинской помощи) обеспечивает необходимый уровень интенсификации лечебно-диагностического процесса, позволяя обеспечивать требуемые доступность и качество медицинской помощи при одновременном сокращении издержек на ее оказание.
На уровне района сформированы 2 уровня оказания медицинской помощи:
I. ФАПы, Центры и отделения ОВП.
II. Многопрофильный межмуниципальный центр на базе ЦРБ.
За последние 5 лет стационарные мощности обоснованно оптимизированы на 26%, или 125 коек (со 104,3 до 66,1 коек на 10 тыс. населения), на фоне роста на 13% амбулаторно-поликлинических мощностей (с 269,9 до 318,0 посещений в смену на 10 тыс. населения). В ходе проводимой оптимизации обеспечено сохранение инфраструктуры здравоохранения.
Реформирование отрасли предусматривает не только повышение структурной эффективности, но и внедрение современных механизмов финансирования медицинских организаций. В рамках сотрудничества с Всемирным банком в 2010—2011 гг. отработана схема одноканаль-ного финансирования. С 2013 г. по данной схеме работают все медицинские организации, финансируемые в системе обязательного медицинского страхования, в том числе и Добринская ЦРБ. Отработан механизм оплаты медицинской помощи за законченный случай лечения по клинико-статистическим группам заболеваний.
Президент РФ, правительство, администрация области и администрация муниципального района уделяют значительное внимание развитию кадрового потенциала медицинских организаций. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» описаны меры по поэтапному сокращению дефицита медицинских кадров.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн руб. получили 8 врачей (выплаты производятся медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим (переехавшим) в 2011—2013 гг. на работу в сельский населенный пункт).
Законом Липецкой области от 30.12.2004 № 165-ОЗ предусмотрены финансовое обеспечение профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обновления профессиональных знаний медработников; выделение единовременных выплат выпускникам учреждений высшего профессионального образования, окончившим интернатуру или целевую клиническую ординатуру и трудоустроившимся в сельское здравоохранение в размере 200 тыс. руб., предоставление ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений врачам в размере 4 тыс. руб.; компенсация затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг. Из средств муниципального района планируется выплатить 500 тыс. руб. За последние 7 лет администрацией района было выделено 24 квартиры.
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013
Законом Липецкой области от 27.03.2009 № 255-ОЗ установлены поощрительные выплаты в сфере здравоохранения для медицинских работников, достигших значительных результатов в профессиональной деятельности.
Постановлением администрации Липецкой области от 30.10.2008 № 295 целому ряду категорий медработников предусмотрены стимулирующие надбавки; специалистам, работающим на селе — должностные оклады повышены на 25%.
Принята областная целевая программа «Ипотечное кредитование врачей в 2013—2017 годах», в рамках которой врачам, в первую очередь дефицитных специальностей, предоставляется государственная поддержка в виде предоставления социальных выплат на приобретение жилья или погашение ипотечного жилищного кредита в размере 500 тыс. руб.
Кроме того, администрация ЦРБ предпринимает дополнительные меры по укреплению кадрового потенциала. На протяжении последних 5 лет практикуется ежемесячное стимулирование молодых врачей. Размер выплаты составляет 10 тыс. руб. ежемесячно в течение 3 лет.
Меры, принятые федеральной властью и администрацией области и Добринского района дали отличные результаты: кадровое обеспечение здравоохранения района увеличилось почти на треть.
Новые организационные принципы в здравоохранении региона реализуются с привлечением современных информационно-коммуникационных технологий. В Липецкой области создана региональная информационно-аналитическая система, объединяющая по защищенным каналам связи все медицинские организации, органы управления здравоохранением, территориальный фонд ОМС. Развиваются технологии телемедицины. Получен комплекс оборудования, в настоящее время широко используются возможности телемедицины.
Внедрена эффективная система электронной записи на прием к врачу («Электронная регистратура»), которая функционирует во всех центрах и отделениях ОВП, поликлиниках, в МФЦ. Система позволяет направлять пациентов к врачам-специалистам, перенаправлять и контролировать поток пациентов, предоставляет руководству медицинских учреждений обширный инструментарий анализа и учета первичного приема пациентов. По состоянию на 1 января 2013 г. через систему записано на прием свыше 300 тыс. пациентов.
Автоматизированное управление потоками пациентов позволяет контролировать загруженность отдельных специалистов, а также сокращать количество нареканий пациентов на качество и доступность медицинской помощи.
С целью повышения эффективности деятельности скорой медицинской помощи в службу внедрены система спутниковой навигации и автоматизированной диспетчеризации на базе ГЛОНАСС. Кроме того, получены автомобили класса А и Б, стоимостью более 3 млн руб., оснащенные всем необходимым реанимационным оборудованием для транспортировки пациентов в критических состояниях.
Для повышения качества кадрового потенциала здравоохранения начиная с 2009 г. в области получила развитие дистанционная форма обучения медицинских работников с использованием телемедицинских технологий. Активно развивается проект «Электронная медицинская библиотека», обеспечивающий доступ врачей к актуальной медицинской информации в сети Интернет. Все это способствует получению врачами непрерывного медицинского образования.
Политической, организационной и финансово-экономической основой позитивных перемен в лечебной сети Липецкой области в целом и Добринского района в частности является комплекс мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения.
На выполнение программы модернизации здравоохранения Добринского района было выделено 99 000 тыс. руб.
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 I123
На реализацию задачи по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений (задача 1) в 2011—2012 гг. предусмотрено 82 947 руб., задачи по внедрению современных информационных систем в здравоохранение (задача 2) — 5670 руб.; задачи по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (задача 3) — 9984 руб.
По итогам 2011—2012 гг. фактически израсходовано 100% средств.
В рамках реализации задачи 1 в Программе модернизации запланирован капитальный ремонт учреждений здравоохранения. В течение 2011—2012 гг. проведен капитальный ремонт акушерско-гинекологического, хирургического центра, поликлиник № 1 и № 2, филиалов в п. Петровский и с. Ольговка совокупной стоимостью 48 818 тыс. рублей.
Закуплено медицинское оборудование совокупной стоимостью 33 577 рублей.. Поставлено 192 единицы оборудования (100% от запланированного): эндоскопические стойки — 2 шт., УЗИ-сканеры, оснащенные датчиками для интраоперационной хирургии и 3D-графики, передвижная рентгеновская установка, современный операционный стол и термосистема для него, наркозно-дыхательные аппараты и операционные мониторы, а также многое другое из современного оборудования. Это позволило расширить объем, перейти к современным методам лечения и улучшить качество медицинской помощи и демографические показатели.
Реализация задачи 2. На сегодняшний день в учреждении здравоохранения развернуто 140 автоматизированных рабочих мест, обеспечена защита персональных данных, внедрено программное обеспечение для бухгалтерского и кадрового учета, организован региональный информационный ресурс (медицинская информационная система — МИС), развернуты локальные вычислительные сети, организованы широкополосные каналы связи и обеспечен информационный обмен между учреждением здравоохранения и региональным информационным ресурсом.
В рамках реализации третьей задачи медицинская помощь оказывалась по 11 федеральным стандартам медицинской помощи. Среднемесячная заработная плата врачей, оказывающих медицинскую помощь по федеральным стандартам, выросла на 23%, или до 32 тыс. рублей, среднего медицинского персонала — на 33%, или до 14 тыс. рублей. С целью повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи выплаты стимулирующего характера по плану проведены 28 врачам-специалистам и 41 среднему медработнику, или 57 и 33% от общего количества медработников, занятых в амбулаторном звене.
Средняя номинальная начисленная заработная плата врачей-специалистов, получающих денежные выплаты стимулирующего характера, составила 24 тыс. руб., среднего медицинского персонала — 13 тыс. руб.
В ходе диспансеризации 14-летних подростков обследовано 359 детей или 100% от установленного плана. На проведение диспансеризации было перечислено 258,0 тыс. руб.
В целом в результате выполнения Программы модернизации рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников учреждений здравоохранения за 2012 г. к аналогичному периоду 2010 г. составил 118%.
Однако только средствами программы модернизации инвестиционный капитал не исчерпывался. Силами органов управления и учреждений здравоохранения совместно с областным фондом ОМС успешно продолжено выполнение приоритетного национального проекта «Здоровье». В 2011—2012 гг. на его реализацию из всех уровней бюджета израсходованы 28 225 тыс. руб.
Седьмой год подряд успешно реализуется программа «Родовой сертификат»; за это время ЦРБ получила 14 903 тыс. руб.
Существенный вклад в казну ЦРБ дают платные услуги.
Проблемы здравоохранения на сегодняшний день:
I. Согласно ФЗ РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах здоровья граждан в РФ» (ст. 17, п. 1) в пункте о полномочиях органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья до сих пор нет разъяснений: что означает создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
1241 Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013
Тезисы конференции «Эффективное управление медицинской организацией»
Москва, 31 мая - 1 июня 2013 г.
II. Возвращение к распределению выпускников медицинских учебных заведений, а также опыта Липецкой области и Добринского района могло бы оказать существенное влияние на укомплектование кадров лечебных учреждений.
III. Заработная плата в настоящее время зависит от стимулирующих выплат, оплаты за дежурства, совместительств при очень низких тарифных ставках. В ходе чего особенно остро стоит проблема пересмотра ставок.
Федосеева Л.С.
От дифференцированного подхода к оплате труда к «эффективному контракту»
ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15», Самара
ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15» на протяжении многих лет является пилотной площадкой по разработке и внедрению в практику организационных и медицинских технологий. Именно под ее руководством здесь впервые были внедрены принципы института врача общей практики, открыты специализированные дневные стационары, Семейный центр здоровья, созданы уникальная информационно-аналитическая локальная сеть и электронная амбулаторная карта пациента. Успехи лечебного учреждения в области качества оказания медицинской помощи были отмечены грамотами и благодарственными письмами администрации города и области, а в 2010 г. поликлиника получила сертификат соответствия качества продукции международным стандартам ISO 9001-2008.
Последние 20 лет для здравоохранения — это годы поиска системы, которая могла бы обеспечить устойчивое функционирование, сохранить профилактическую направленность в деятельности первичной медико-санитарной помощи, стабилизировать уровень доступности, ликвидировать диспропорции между врачами первичного звена и специалистами стационарного этапа оказания медицинской помощи, обеспечить медицинскую помощь высокого качества при минимальных финансовых затратах. Здравоохранение Самарского региона в этом плане не исключение. Новый хозяйственный механизм, развитие акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов (АТП-комплексов), реогранизация первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по принципу врача общей практики (ВОП), отработка модели одноканального финансирования с полным или частичным фондодержанием, развитие информационных технологий, дифференцированный подход к оплате труда с ориентацией на результат; развитие системы управления качеством оказания медицинской помощи — вот те направления, которые становились приоритетными на определенном этапе развития. Все они нашли отражение в деятельности ГБУЗ СО СГКП № 15.
Сегодня СГКП № 15 — многопрофильное лечебное учреждение, обслуживающее более 72 тыс. населения, из них 14 тыс. детей. Медицинскую помощь оказывают 585 сотрудников — 193 врача и 285 представителей среднего медицинского персонала. Лечебно-диагностическая база достаточна для оказания квалифицированной и специализированной помощи на амбулаторном этапе: дневные стационары и отделение неотложной помощи, отделение профилактики и семейный Центр здоровья, где наряду с лечебно-диагностическими процессами, разработаны и внедрены в работу скрининговые методики по выявлению факторов риска развития социально значимых заболеваний не только у взрослых, но и у детей с разработкой протоколов коррекции данного вида патологий в условиях отделения восстановительного лечения. Особой гордостью поликлиники является находящаяся в постоянном развитии и совершенствовании компьютерная информационно-аналитическая система. Это около 300 автоматизированных рабочих мест, электронная амбулаторная карта, более 60 аналитических программ для принятия управленческих решений. Оценка
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 И25