Научная статья на тему 'От Caucasus incognitus к идентичности россиянина'

От Caucasus incognitus к идентичности россиянина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От Caucasus incognitus к идентичности россиянина»

Библиография

З. А. КУчУКОВА

ОТ CAUCASUS INCOGNITUS К ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯНИНА

Философские науки. Спецвыпуск. 2011. № 1. 160 с.

Издающийся с 1958 года в Москве один из солиднейших и авторитетных российских научно-образовательных просветительских журналов «Философские науки» всегда отличало умение привить «сухую теорию» к «пышно зеленеющему Древу жизни». Это замечательное качество, обеспечивающее глубинное постижение закономерностей социального бытия, в очередной раз продемонстрировал специальный выпуск (2011, № 1), целиком и полностью посвященный «голосу» и «логосу» кавказских, точнее, кабардино-балкарских ученых-гуманитари-ев. Они размышляют о проблемах кавказской идентичности, о ее роли, месте, способах и механизмах участия в общем процессе современной российской социально-культурной трансформации.

Своего рода «культурным эмиссаром» этого начинания выступил Х. Г. Тхагапсоев, выполнивший работу координатора по подготовке данного «южного» номера. Знакомя читателей с идеей спецвыпуска, президент Академии гуманитарных исследований Х. Э. Мариносян пишет: «Представленный вашему вниманию номер журнала, на наш взгляд, примечателен уже тем, что фиксирует отрадный и значимый факт - даже небольшая по меркам России республика, Кабардино-Балкария, как показано в данном номере, располагает достойным научным потенциалом и авторскими идеями, несомненно, заслуживающими внимания в масштабе развернутого на общероссийском уровне научного дискурса» (с. 7).

Значимость и своевременность издания в контексте республиканской и общероссийской жизни подчеркивает и Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. В своем обращении к инициаторам проекта он отмечает, что абстрактная философия экономических рецептов - нонсенс, если она не подкреплена «познанием бытия человека, его места и роли в собственной стране в современных, невероятно сложных и динамичных условиях глобализирующегося мира» (с. 9).

Задающей тон основному аналитическому корпусу журнала стала фундаментальная работа доктора философских наук Х. Г. Тхагапсоева «Идентичность как философская категория и мера социального бытия». В ее разделах «Смысловое поле и контекстные горизонты дефиниции “идентичность”», «К категориальным признакам идентичности», «Идентичность в системе культурных смыслов», «К российским измерениям социальной идентичности» последовательно рассматриваются гражданская, политическая, культурная, этническая формы социальной идентичности, а также сакрально-временной, корпоративно-трансфор-мативный и коммуникативно-спектральный типы персональной идентичности. Обеспечивая прирост чисто философских знаний, статья Х. Г. Тхагапсо-ева позволяет спроецировать методологический и когнитивный потенциал научно осмысленных и

стратифицированных категорий на «россиянство» -уникальный социокультурный феномен, который вобрал множество этнокультурных целостностей, «тождественных самим себе».

Серьезную попытку осмыслить с позиции философии образования и социальной философии миссию классического университета, раскрыть ее в контексте формирования российской социальнокультурной идентичности предпринял ректор КБГУ доктор технических наук Б. С. Карамурзов. На примере Кабардино-Балкарского государственного университета, основанного в 1957 году, освещен широкий круг вопросов, связанных с формированием типов социальной идентичности, с расширением научно-познавательных горизонтов, с модернизацией высшей школы и сотрудничеством с ведущими российскими и зарубежными вузами, с воспитательной работой. Важное место в статье отведено описанию культурных технологий регионального университета (ежегодный фестиваль «Студенческая весна», экологические акции, молодежные научные конференции, фольклорные фестивали, «круглые столы» и др.), нацеленных на формирование демократической и толерантной гражданской культуры. Той культуры мира, которая по сути является интеллектуально-духовной основой формирования российской национальной идентичности, более того -становления новой России.

Несомненный интерес представляют исследовательские статьи кабардино-балкарских историков и философов (А. Х. Боров, Р. Х. Кочесоков, А. М. Кумыков, Д. М. Тайсаев, В. А. Шевлоков, Х. Б. Мамсиров, М. С. Тамазов, С. С. Апажева и др.), которые не устраняются от острых, дискуссионных проблем, назревших в системе современного научного кавказоведения. Так, А. Х. Боров и Р. Х. Ко-чесоков в статье «Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе: проблемы интеграции и синтеза» заострили внимание на дискредитации образа Северного Кавказа, как «аномального» региона России, в общественном сознании и научном дискурсе. По мнению ученых, «в рамках подобной методологии» отдельные авторы «совершают операцию “отстранения” Кавказа, постулируя, по сути дела, что Северный Кавказ - не Россия, однако представляет собой проблему для России» (с. 44). Появился даже термин «петля отчуждения кавказского региона от развития России» (с. 75). Статья отражает, с одной стороны, стремление научно обосновать несогласие с такого рода подходами, с другой - попытку предложить адекватную, взвешенную методологию понимания Кавказа, основанную на анализе итогов культурно-исторической эволюции и характеристик народов региона в соотнесении с общими процессами социально-политических трансформаций в России.

Логически продолжая данную тему, А. М. Кумыков и Х. Г. Тхагапсоев отмечают: «Россия ныне

проходит один из сложнейших этапов своей истории - этап преодоления советского модуса социально-культурного бытия и далеко не во всем удачных социально-экономических реформ, которые, к тому же, разворачиваются в условиях глобализации мира. Эта ситуация ставит страну перед лицом множества новых вызовов и проблем, в числе которых и проблема российской идентичности. В многоэтничной поликультурной России формирование национальной идентичности, по сути, означающее становление единой нации, - сложный, болезненный и противоречивый процесс уже хотя бы потому, что требует трансформации множество идентичностей, что, соответственно, пробуждает множество вопросов» (с. 61). Статья «Кавказская идентичность в процессах современной социокультурной трансформации» - развернутый ответ на комплекс историософских проблем: «Какие барьеры встают на этом пути? Каковы возможные механизмы их преодоления? И главное - какова роль специфики того или иного этноса и его идентичности в процессах формирования российской национальной идентичности? Как примирить “сциллу различий” и “харибду общности”?» (с. 61). Авторы не только задают вопросы, но и предлагают конкретные модели, механизмы регулятивного воздействия на сложные и противоречивые явления.

Деятельное участие в научной разработке проблем формирования российской идентичности приняли не только политики, философы, историки Кабардино-Балкарии, но и лингвисты, литературоведы, убежденные в том, что художественная культура и язык - не «основные маркеры», а высшие формы бытия этнокультурной идентичности. В статье С. К. Башиевой, А. И. Геляевой, З. А. Кучуковой с позиции лингвокультурологии и с широкой опорой на фольклорные и поэтические тексты исследуются смысловые грани времени и пространства как измерений этнической идентичности. Метод сравнительно-сопоставительного анализа позволил авторам при декодировке концептов, символов, архетипов национальной поэзии выявить их локально-специфический и универсальный российский субстрат.

И. М. Балова и М. Ч. Кремшокалова («Паремии как форма синтеза смысловых миров русской и кавказской культур») доказательно проиллюстрировали роль русского языка как кросс-культурно-го фактора в формировании этнической идентичности «российского кавказца». При исследовании разносистемных картин мира авторы пришли к выводу о схожести мыслительных систем в когнитивной афористике самых разных этнических групп. Общность человеческого мышления, предопределяющая универсальность ценностных представлений при разнообразии языковых экспликаций, служит устойчивой почвой плодотворной межкультурной коммуникации - диалога культур и формирования единой российской нации («единство множественного»).

К ряду представленных в журнале литературоведческих и искусствоведческих статей применима в качестве эпиграфа мысль о том, что кавказская модель литературного развития - голограмма всеобщего. По мнению Н. А. Шогенцуковой, Н. А. Смирновой, М. А. Хакуашевой, в кавказской худо-

жественной культуре категория «идентичность» не является синонимом категории «единственное число», ей, как и мировой культуре, свойственна полифония. Н. А. Смирнова отмечает: «Одна только Кабардино-Балкария сегодня являет собой такое обширное пространство живописи, графики, скульптуры, представленных в самых разных художественных системах и эстетических парадигмах - от классического реализма и академизма до геометрической абстракции, концептуализма, сюрреализма, сезаннизма и трансавангарда -что потребуется не один путеводитель, с помощью которого мы, быть может, найдем маршрут, способный провести нас по магистралям (но не по закоулкам!) креативно-образного сознания в этом регионе России» (с. 134) и показывает, что в данном феномене «без преувеличения, явлена модель мира рубежа ХХ-ХХ1 веков» (там же). Анализ «этнокультурных портретов» кавказских писателей Р. Гамзатова, К. Кулиева, Н. Куе-ка, Дж. Кошубаева, М. Емкужева, М. Хакуашевой, Б. Чипчикова, И. Кашежевой, Б. Берберова, Ю. Бо-латова, художников М. Шемякина, Х. Савкуева, М. Кишева, Р. Цримова, М. Горлова, А. Колкутина подводит исследователей к парадоксальному, но вполне уместному в данном дискурсивном поле заявлению: «Проблема идентичности в искусстве есть проблема “снятия” идентичности» (с. 139).

В завершающем социологическом разделе данного выпуска журнала - «Россия поликуль-турная» - публикуются статьи ученых-историков (Х. Б. Мамсиров, М. С. Тамазов, С. С. Апажева, А. Х. Каранашев), а также начальника информационно-аналитического управления администрации президента КБР Дж. В. Хагаровой. Их усилиями показана неотделимость «социокультурного паспорта» республики от диахронического и синхронического срезов общероссийской поликультурной системы. Отличительной особенностью раздела является апелляция к конкретным фактам, именам, к «лексике чисел», подтверждающей, что Кавказ органически вписан в российское культурное пространство: «лица кавказской национальности» Мария Темрюковна, Алексей Черкасский, Кайсын Кулиев, Алим Кешоков, Юрий Темирканов, Тимур Энеев (академик РАН), Андрей Гейм (нобелевский лауреат), Александр Сокуров, Михаил Шемякин, Дима Билан, Катя Лель, Сати Казанова воспринимаются в Кабардино-Балкарии не только как именитые личности, но как эмблематические знаки «кавказского россиянства» высшей пробы.

По принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» выпуск снабжен визуальным рядом - фотографиями, запечатлевшими динамику жизни российского Кавказа.

Спецвыпуском философского журнала подчеркнута необходимость этнокультурных, кавказоведческих исследований, активного ведения их в научный оборот. Накопленный материал позволяет ставить масштабные задачи в исследовании художественной, музыкальной и театральной культуры Юга России, выявлять новые аспекты ее соотнесенности с мировой культурой. Объективная реальность исторического процесса требует свободного обмена духовными ценностями, без которого невозможна гармонизация информационных отношений между народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.