Государ-С'тВНнЫЙ СоВетНиК, 2016
УДК 02
Р.И.Остапенко
От «бумаги» к «цифре»: особенности
перехода
Индустрия российских печатных СМИ страны является высокотехнологичным сегментом национальной экономики, играющим важную роль в жизни государства и общества. Нынешнее состояние журнальной печатной отрасли России, как и индустрии печати в целом, можно оценить как кризисное. В 2015-2016 годах общее торможение развития экономики и социальной сферы России значительно «подкосило» печатное дело. Анализируются причины движения вниз и перспективы электронных СМИ.
Ключевые слова: СМИ, печатные, электронные, литература, журналы
R.I.Ostapenko
From "paper" to "figure": the features of
transition
Industry in the Russian print media of the country is a high-tech segment of the national economy, which plays an important role in the life of state and society. The current state of the magazine printing industry, and printing industry as a whole can be assessed as a crisis. total inhibition of the development of economy and social sphere of Russia greatly "crippled" printing. Analyzes the reasons for the downward movement and the prospects for electronic media.
Keywords: mass media, printed, electronic, literature, magazines
Индустрия российских печатных СМИ страны является высокотехнологичным сегментом национальной экономики, играющим важную роль в жизни государства и общества. Нынешнее состояние журнальной печатной отрасли России, как и индустрии печати в целом, можно оценить как кризисное. В 2015-2016 годах общее торможение развития экономики и социальной сферы России значительно «подкосило» печатное дело. Причин движения вниз множество:
• снижение доходов населения, в том числе журналистов;
• рост цен на бумагу и другие расходные материалы;
• рост тарифов на подписку;
• административные барьеры;
• изменения в российском законодательстве последних лет;
• сокращение сегмента лотков и пресс-стендов;
• закрытие газетного вендинга (торговля через автоматы);
• низкое качество почтовой доставки в провинции.
Перемещение аудитории печатных средств массовой информации из «бумаги» в «цифру», заставляет печатные периодические издания адаптироваться под вызовы времени. Одни издания, полностью переметнувшись в электронный формат, уже успели растворить-
ся в пространстве интернета, другие же пытаются совмещать печатные и электронные версии изданий.
Мультимедийность газетных и журнальных редакций требует новых подходов и к редакционной политике, и к бизнесу, и к профессиональным компетенциям, причём с постоянным ускорением этих процессов. Меняется и характер деятельности СМИ: используются комплексные онлайн-стратегии по завоеванию внимания аудитории, развивается дизайн сайта, разрабатываются мобильные приложения, креативная контекстная реклама и других интерактивные продукты. Это позволяет лучше доносить уникальный издательский контент до читателя, расширять аудиторию печатных брендов, получать доход от распространения электронных версий изданий в розницу и по подписке.
Однако меняются не только технологии, но и сама природа потребителя, то есть человека, к которому мы обращаемся. Современные СМИ - это не производители контента, а сервисы улучшающие жизнь людей, делающие её более удобной и комфортной, воспринимающие аудиторию не как массу, а как специфические сообщества конкретных людей и их интересов.
В этом отношении для печатных СМИ не все потеряно, так как качественная журналистика с глубокой подачей материала и доста-
The State Counsellor, 2016
точной степенью независимости открывает для них новые возможности развития.
Для большинства журналов бумажный формат пока ещё остается основой «профессиональной идентичности». Бумажная версия в этом плане является элитным продуктом для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, которая должна выходить как можно дольше. Прогнозы на 2020 год показывают, что доля доходов от «цифры» к 2020 году составит примерно 50%. Поэтому говорить о гибели печатных СМИ пока рано.
Медиаэксперты отмечают, что в российском обществе уже созрел запрос на качественные новости и полноценную непредвзятую аналитику. Таким образом, печатные СМИ, ранее временно оказавшиеся в числе аутсайдеров, получили шанс постепенно вновь вернуть своё влияние и популярность.
По своей природе газеты и журналы не в состоянии состязаться с интернетом в скорости и вынуждены делать ставку на уникальный контент высокого качества. Кроме того, в отличие от ТВ, они массово не превратились в пропагандистские рупоры, продолжая сочетать достаточную глубину подачи материала с известной степенью независимости, благодаря чему по-прежнему являются главным источником информации для серьёзных политиков и аналитиков. В итоге, качественная журналистика, вместе с ориентацией на качественную аудиторию открывают для печатных СМИ новые возможности развития.
В настоящее время существует колоссальный запрос на новые методы ведения коммерческой деятельности со стороны компаний, так как их маркетинг всё больше смещаться в сторону «массовой персонализации» или «адаптивного персонифицированного позиционирования». Проще говоря, завершается эра позиционирования по сегментам, и начинается эра позиционирования товаров и услуг на отдельного человека.
Сегодня на рынке средств массовой информации наступило общее понимание того, что электронные и печатные СМИ не должны противостоять друг другу. Большинство экспертов говорят о необходимости их совместного развития с целью увеличения читательской аудитории и удержания доходов газет на достигнутом уровне.
Если данные по востребованности цифровых изданий потребителями повсеместно вселяют оптимизм, то с их монетизацией и рекламным наполнением дела обстоят отнюдь не так радужно, даже в США, печатная пресса которых, пожалуй, преуспела в этом деле больше всех.
Что касается функциональности цифровых изданий для потребителей, то для 79% респондентов самой важной оказалась чита-
емость текста. С рекламой вообще всё выглядит плохо.
Лишь 25% российских пользователей интернета воспринимают его как безопасное место, отмечает директор Регионального общественного центра интернет-технологий С.В. Гребенников. Поэтому учить правилам финансовой и информационной грамотности, при нахождении интернете, по его мнению, надо всех.
Генеральный директор ВЦИОМ В.В. Федоров при этом добавляет, что в России «самый слабый субиндекс у цифровых компетенций, и самый сильный - у потребления цифровых устройств. А субиндекс безопасности цифровой информации находится посередине». То есть российское население больше потребляет технологии, чем разбирается в них».
Подавляющая часть населения планеты уже не могут проводить время без гаджетов или без иной включенности в онлайн-комму-никации. «Новые медиа» выполняют сразу две функции - информационную и коммуникационную. То есть содержат гораздо больший потенциал для развития самых разных видов его самореализации: профессиональной, культурной, политической.
Попадая в мир цифровых медиа человек должен обладать определенными информационно-коммуникативными компетенциями и навыками.
Пока никто не готовит людей к этой среде, хотя в идеале «человек медийный» должен уметь справляться с вызовами технологической революции и в области доставки информации, и в области преодоления её избыточности.
Следовательно, проблема медиаграмот-ности населения превращается едва ли не в главный общественный вызов наших дней, в том числе, для самих СМИ.
Прежде всего, главным элементом любого нынешнего американского ньюсрума стал экран, на котором крутится статистика посещаемости сайта в режиме реального времени. Иногда ещё добавляется экран, отображающий подготовку полос в печатный номер, или экран, изображающий текущее состояние домашней страницы. В любом случае цифре уделяется внимания не меньше, чем букве,
Вовлечение читателей - отдельная огромная задача СМИ, и её нельзя решить одним хорошим контентом.
Здесь нужны целенаправленные усилия, направленные на адресную продажу этого контента путём активного общения с его потребителями, что рождает новые форматы.
Таким образом, типологической единицей медиарынка сегодня всё больше становится контентное производство, некая фабрика контента или новая сущность, наследующая
Государственный Советник, 2016
тому, что раньше называлось редакцией.
В такой ситуации лучшими друзьями журналиста становятся аналитические данные, углубляясь в которые автор сможет во всех подробностях понять, что интересует читателя больше всего, и предложить ему нужный материал. Но забывать о том, что контент в медиа - это искусство, нельзя.
Индустрии печатных СМИ нужно учиться меняться вместе с рынком и единым информационным пространством страны, так как спрос на слово не исчезнет никогда.
Нынешний конфликт печати и интернета иллюзорен, и этот тезис давно подтвердила практика. Есть люди книги, а есть люди экрана, но это чисто психологическая разни-
ца, отмечают специалисты. Как книги никуда не исчезнут, так и газеты с журналами тоже. Возможно, газеты со временем в основном перейдут в формат еженедельников, и то не все. А журналы ещё более сфокусируются на собственной аудитории, станут практичнее и ярче с точки зрения дизайна. Большинство экспертов при этом сходятся во мнении, что чтение газет, журналов и книг должно стать элементом престижа, социальной значимости, и некой модности в обществе.
В идеале - всегда, так как в этом не только залог успешного продолжения уникальной истории любого газетного или журнального бренда, но и его рыночной востребованности, в том числе рекламной.
литература
1. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016
2. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге, 2-е издание. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2008. 384 с.
информация об авторе:
Остапенко Роман иванович
(Россия, Воронеж) кандидат педагогических наук, Руководитель редакционно-издательского центра Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж E-mail: [email protected]
Information about the author:
Ostapenko Roman Ivanovich
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences, Head of editorial and publishing center Voronezh State Industrial and Humanitarian College E-mail: [email protected]
f2