Научная статья на тему 'Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития'

Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6112
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ПРЕССА / СМИ / ИЗДАТЕЛЬСТВА / ANALYSIS / MARKET / PERIODICALS / MEDIA / PUBLISHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырь Н. С., Блоха Е. Н.

Предмет/тема. Статья посвящена проблемам и перспективам развития рынка периодической печати в Российской Федерации. Цели/задачи. Целью статьи является анализ состояния рынка периодической печати в России, а также мероприятий, направленных на его улучшение. В ходе исследования были решены задачи определить ключевые тенденции современного рынка периодических изданий и выявить перспективы в развитии печатной отрасли. Методология. Использованы общенаучные, эмпирические, статистические, экономические и аналитические методы исследования, а также данные официальной статистики и работы российских ученых. Результаты. Обозначена необходимость стимулирования и развития отрасли прессы. Определены ключевые тенденции и перспективы развития рынка периодической печати России. Предложены мероприятия, направленные на улучшение его состояния. Кроме того, изучен один из важнейших элементов системы дистрибуции периодики подписка на газеты и журналы. Выявлено ежегодное снижение розницы всех печатных СМИ на 35%. Для стабилизации системы распространения периодической печатной продукции по подписке рекомендовано регулярно проводить анализ подписных кампаний, обеспечивать защиту интересов коммерческих подписных агентств и предотвращать монополизацию рынка подписки почтой РФ. Также необходимо разработать и принять государственную программу, направленную на поддержку чтения. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что развитие рынка периодической печати находится под угрозой. Необходима системная государственная и социально-культурная поддержка, в том числе оптимизация налогообложения предприятий данной отрасли. Реализация таких мер будет способствовать укреплению экономического состояния отрасли периодической печати и обеспечению стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The market of periodicals in Russia: state and prospects of development

Importance The article deals with the problems and prospects of development of the market of periodicals in the Russian Federation. Objectives The aim of the paper is to analyze the state of the periodicals market in Russia, as well as the activities aimed at its improvement. In the course of the study, we resolved the following tasks: identifying the key trends of the modern market of periodicals and identifying the development prospects of the printing industry. Methods We used scientific, empirical, statistical, economic and analytical research methods, as well as official statistics and the studies of Russian scientists. Results We state the need to stimulate and develop the press industry. We identified the key trends and prospects of the periodicals market in Russia. We propose certain activities aimed at improving the market's condition. Conclusions and Relevance We came to a conclusion that the development of the market of periodicals is under threat. A system State and socio-cultural support, including optimization of taxation of the industry's enterprises, are absolutely required to strengthen the economic state of the press industry and ensure stable tax revenue in the budgets of all levels.

Текст научной работы на тему «Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Локальные рынки

РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Наталья Сергеевна КОЗЫРЬ"*, Екатерина Николаевна БЛОХАь

а кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный

университет, Краснодар, Российская Федерация

[email protected]

ь студентка экономического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]

Ответственный автор

Аннотация

Предмет. Статья посвящена проблемам и перспективам развития рынка периодической печати в Российской Федерации.

Цели. Целью статьи является анализ состояния рынка периодической печати в России, а также мероприятий, направленных на его улучшение. В ходе исследования были решены задачи - определить ключевые тенденции современного рынка периодических изданий и выявить перспективы в развитии печатной отрасли.

Методология. Использованы общенаучные, эмпирические, статистические, экономические и аналитические методы исследования, а также данные официальной статистики и работы российских ученых.

Результаты. Обозначена необходимость стимулирования и развития отрасли прессы. Определены ключевые тенденции и перспективы развития рынка периодической печати России. Предложены мероприятия, направленные на улучшение его состояния. Кроме того, изучен один из важнейших элементов системы дистрибуции периодики -подписка на газеты и журналы. Выявлено ежегодное снижение розницы всех печатных СМИ на 35%. Для стабилизации системы распространения периодической печатной продукции по подписке рекомендовано регулярно проводить анализ подписных кампаний, обеспечивать защиту интересов коммерческих подписных агентств и предотвращать монополизацию рынка подписки почтой РФ. Также необходимо разработать и принять государственную программу, направленную на поддержку чтения.

Выводы. Сделан вывод о том, что развитие рынка периодической печати находится под угрозой. Необходима системная государственная и социально-культурная поддержка, в том числе оптимизация налогообложения предприятий данной отрасли. Реализация таких мер будет способствовать укреплению экономического состояния отрасли периодической печати и обеспечению стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 12.03.2015 Принята в доработанном виде 08.05.2015 Одобрена 20.05.2015

УДК 339.13

Ключевые слова: рынок, периодическая печать, пресса, СМИ, издательства

Средства массовой информации занимают неоднозначное положение в современном мире. С одной стороны, они информируют и просвещают аудиторию, а с другой, - осуществляют функцию убеждения, оказывая прямое влияние на формирование ценностных ориентаций потребителей, создают, воспроизводят мифы, что и является их главной задачей и социальной ориентацией [1].

Несмотря на быстро меняющиеся формы, способы получения и потребления информации в современном мире, а также возрастающую роль Интернета, традиционные, печатные СМИ все еще остаются жизнеспособными на рынке [2]. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации, большая часть населения планеты по-прежнему

получает новости из выпусков телевидения и газет. В качестве источника информации телевидение используют 60% жителей планеты, газеты - 30%, социальные сети - 29%, радио - 19% (сумма не равна 100%, так как люди в большинстве случаев узнают новости из нескольких источников). Тем не менее большая часть пользователей социальных сетей уверена в низкой достоверности распространяемых в них данных. Печатные СМИ также не застрахованы от искажения информации, но это происходит гораздо реже, чем в их аналогах. Именно поэтому потребитель в настоящее время ориентируется на своеобразный баланс информации между печатными источниками и новыми медиаисточниками, что позволяет получить оптимальный результат.

В настоящее время во всех странах наблюдается снижение тиражей печатной прессы. Причины сложившейся ситуации на рынке - это падение интереса населения к чтению и сокращение рекламных кампаний по популяризации печатных СМИ. Но, несмотря на общую отрицательную динамику рынка, нишевые издания демонстрируют рост тиражей, а издания общего спроса теряют свою аудиторию. Подобная ситуация сложилась и в России. Процветающие российские газеты и журналы, в том числе и общей направленности, уверенно находятся на рынке именно по причинам незначительного сокращения аудитории и тиражей и в то же время достойного прироста рекламных доходов. Каждое из таких изданий стало нишевым. Это значит, что оно имеет свою уникальную аудиторию, которая не пересекается с аудиторией конкурентных изданий. Тем не менее необходимо отметить, что добиться впечатляющих результатов газете или журналу в современном медийном пространстве совсем непросто. Гораздо труднее удержать завоеванные позиции, так как традиционный рынок прессы столкнулся с серьезными проблемами - нарастающим проникновением Интернета во все сферы, повсеместным распространением мобильных гаджетов и цифровых информационных технологий в целом [3, 4].

Утверждение о том, что онлайн-СМИ в скором времени уничтожат печатную прессу, стало восприниматься как аксиома. Тем не менее существующая в настоящее время модель бизнеса печатной продукции дает возможность издателям, а также поставщикам прессы получать стабильный доход, в то время как финансовая выгода интернет-издания достаточно нестабильная и низкая. К тому же существует единый взгляд объективных экспертов на сложившуюся ситуацию: рынок прессы не только выстоит, но и использует негативные тенденции как возможность, а не угрозу. Эта точка зрения была подтверждена в ходе опроса компании Comag Marketing Group UK1, проведенного в 2014 г. среди подписчиков бумажной прессы. Только 9% респондентов положительно отреагировали на предложение отказаться от печатных изданий в пользу цифровых, 25% согласились получать цифровую и бумажную прессу вместе, а 66% категорически отказались от цифровой периодики, аргументируя данное решение тем, что бумажная пресса их вполне устраивает. Таким образом, можно сделать вывод о том, что бумажная периодическая

1 Будет ли жить печатная пресса? URL: http://ulpressa. ru/2014/07/16/budet-li-zhit-pechatnaya-pressa/.

продукция - это комфортный и полезный для человечества продукт, который должен существовать еще долгое время, успешно адаптируясь при этом к реалиям цифровой эпохи.

Рынок периодических изданий в России в 2012-2014 гг. продолжил свое посткризисное восстановление, но на показатели докризисного периода так и не вышел. Его валовой объем в денежном эквиваленте в 2013 г. составил:

- выручка от реализации прессы в розницу с НДС - 47,6 млрд руб. (42,3%);

- выручка от подписки - 21,2 млрд руб. (18,85%);

- доходы от размещения рекламы - 43,7 млрд руб. (38,85%).

Некоторое улучшение ситуации на рынке периодических изданий России в 2013 г. связывают с общим ростом экономики страны и предложений рекламы. Однако активность потребителей при этом оставалась на низком уровне2. В связи с этим продажи прессы в 2013 г. снизились, а валовой объем рынка обеспечивался за счет повышения цен на печатную продукцию (12%) и увеличения доходов от рекламы (2%). В то же время рынок рекламы в стране, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)3, увеличился на 13%, а рынок интернет-рекламы - почти на 35%. К тому же за прошедшие 12 лет доля прессы на российском рекламном рынке сократилась в 3,5 раза (с 48 до 13,83%). Это свидетельствует об отсутствии перспектив у сегмента газетно-журнальной рекламы.

Постоянная конкурентная борьба между цифровыми и печатными СМИ, которая приобрела характер практически культовой войны, в некоторой степени мешает на данном этапе трансформации и благоприятному развитию газетной отрасли. В 2012-2014 гг. структура российского газетного рынка и его состав практически остались прежними. По данным Pew Research Center (The Pew Research Center for the People & the Press)4, ситуация в газетном мире будет ухудшаться, так как до сих пор не найдены решения появившихся проблем. Но, несмотря на это, далеко не вся газетная продукция

2 Александр Оськин, председатель правления АРПП: Деньги возвращаются в глянцевые журналы. И не только. URL: http:// www.gipp.ru/viewer.php?id=46466.

3 Объемы рекламы в средствах ее распространения в 2014 г. URL: http://www. akarussia.ru/knowledge/market_size.

4 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html.

находится в подобной ситуации, так как издания с известным брендом, качественным дизайном и востребованным содержанием все еще уверенно чувствуют себя на медийном рынке России [5].

Для устойчивого долгосрочного роста необходимо активизировать 4 компонента, которые имеют определяющее значение:

- продукция;

- технологический процесс;

- кадры;

- уверенность в своем издании.

Продукция. Газетным изданиям необходимо иметь в своем ассортименте предложения с использованием современных электронных носителей. В противном случае газеты могут остаться без рекламодателей, которые в последнее время стремятся тратить свои средства на пиксели, а не на чернила.

Технологический процесс. Необходимо тщательное перераспределение трудовых обязанностей с целью объективной оценки производительности каждого сотрудника управляющим персоналом [6]. Это позволит в кратчайшие сроки устранять неэффективность и недостатки.

Кадры. Необходим квалифицированный персонал.

Уверенность в своем издании. Не может быть успешных продаж при отсутствии веры в свою продукцию [7].

По данным компании Т^5, серьезных изменений на рынке газет России за 2012-2014 гг. не произошло. В общем, показатели снизились, но закрытий весомых газетных проектов не наблюдалось на уровне Федерации. Можно сказать, что объем газетного рынка стабилизировался. Конечно, внешние факторы оказали негативное влияние на состояние рынка прессы, но хороших результатов добились издательства и дистрибьюторы, которые должным образом организовали бизнес-процессы.

В настоящее время можно выделить следующие тенденции и перспективы в развитии газетной отрасли страны:

- газетный бизнес имеет некоторое развитие и все еще остается успешным;

- развитие цифровых технологий открывает новые перспективы и возможности;

5 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html.

- возможна диверсификация бизнеса в таких направлениях, как В2В-услуги или изменение способов распространения газетной продукции.

До 2000 г. в обществе было сформировано другое восприятие рынка периодической печати. В частности, газета являлась демократичным средством массовой информации, отличительной особенностью которой была доступность для любого члена общества [8]. Однако современное состояние исследуемой отрасли характеризуется утратой прежних принципов. Если ранее газета представляла собой средство масштабного коллективного общения, аккумуляции настроений общества и информирования о них населения, то в настоящее время значительно увеличилось количество изданий в электронном формате.

Несмотря на негативные тенденции на рынке прессы, бумажные СМИ постепенно переходят на новый уровень, превращаясь в современный информационный продукт, становясь едва ли не самым доступным и комфортным носителем информации для человека [9]. Реальность настоящего времени - это некая «трансформация газет», а не их «вымирание», как было принято считать ранее. Неслучайно такая широко известная социальная сеть, как Facebook, с весны 2012 г. стала внедрять технологии газетного производства в Сети, добавив новую функцию, позволяющую сделать новостную ленту похожей на персональную газету [10]. Таким образом, хочется отметить, что бумажная газета еще долго будет жить на рынке СМИ, одновременно меняясь вместе с ним. Но тем не менее со временем стоимость газетной продукции будет расти, а тиражи

- уменьшаться (табл. 1).

Трансформация газет требует поиска и внедрения новых, современных принципов и методов организации редакционно-издательского процесса. Первыми, кто совершил технологическую революцию в издательском деле, стала лондонская газета Daily Telegraph. Руководство данного издания, стремясь остановить падение тиража и прибыли, кардинально изменило менеджмент и преобразило редакцию. Изменения заключались в объединении всех версий издания (не только бумажных, но и электронных) в одном здании, в одном большом зале, разрушив тем самым стереотип о журналистике как о кабинетном деле. На тот момент это стало новой формой организации труда, с иной философией и профессиональной мотивацией. В настоящее время такой принцип построения новой редакции активно

Таблица 1

Топ-10 издательств России по суммарной аудитории газет в 2011-2013 гг.

2011 2012 2013

Издательство тыс. чел. % Количество изданий тыс. чел. % Количество изданий тыс. чел % Количество изданий

Комсомольская 12 620,1 21,8 5 11 267,2 18,7 5 10 780,7 17,9 5

правда

Bauer Media 7 622,4 13,2 5 6 904,5 11,4 4 6 277,1 10,4 3

Аргументы и факты 7 922,6 13,7 2 6 835,0 11,3 2 7 074,4 11,8 3

Московский 3 048,6 5,3 3 3 901,1 6,5 3 3 807,0 6,3 3

комсомолец

Пронто-Москва 3 572,0 6,2 1 3 242,9 5,4 1 1 987,2 3,3 1

Metro - - - 2 305,9 3,8 2 2 436,2 4,0 2

Ньюс Медиа 2 518,7 4,4 2 2 21,5 3,3 2 - - -

Медиа Мир 2 356,7 4,1 1 1 806,0 3,0 1 1 618,6 2,7 1

Российская 1 268,3 2,2 1 1 060,3 1,8 1 - - -

газета

Авторевю 1 264,4 2,2 1 1 052,9 1,7 1 1 070,5 1,8 1

Примечание. Представлено среднее количество читателей.

Источник: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html.

используется как в мире, так и в России. Первой редакцией, применившей новую форму организации труда, в России стала редакция международного проекта «Российской газеты». В дальнейшем ньюзрумы появились в «Вечерней Москве» и в объединенной редакции «Ньюс Медиа-Рус».

Предлагается рассмотреть более подробно данную концепцию трансформации на примере издания «Вечерняя Москва» («ВМ»). Ньюзрум газеты «Вечерняя Москва» начал свою деятельность в 2012 г., вследствие чего четыре выпуска данного издания представляют собой качественный мультимедийный продукт с современным дизайном. Также издательский дом запустил собственное сетевое вещание. Стать героем телепередачи «ВМ» или просто участником телевизионной дискуссии можно, находясь в любом отдаленном уголке страны. Данное нововведение стало возможным благодаря специальной технологии, созданной на базе скайпа (технологии прямых включений, которая ранее в интернет-ТВ не использовалась).

Другая особенность новых редакционных технологий «ВМ» - это применение облачных сервисов, когда информационные технологии используются с помощью Интернета и оплачиваются по мере потребления. Необходимые ресурсы для хранения и обработки данных можно приобрести в аренду как услугу, не затрачивая лишних средств на покупку, сопровождение, интеграцию и обновление

собственных ресурсов, что очень важно для издателей, имеющих широкую сеть региональных представительств.

Безусловно, ньюзрумы не являются единственным способом решения возникших проблем, они работают лишь в комплексе с другими мерами по трансформации газет [11]. Частой и характерной ошибкой при разработке нововведений является стремление издателей улучшить существующие издания, т.е. расширить число репортажей, страниц, изображений. Данный подход устарел. Появилась необходимость рассматривать газету как нишевый продукт с привлекательным содержанием и наличием обратной связи. Необходимо создавать что-то гибкое, яркое, ранее не существовавшее на печатном рынке. Таким примером может быть нишевая газета «ЗОЖ» («Здоровый образ жизни»). В газете налажена обратная связь, при этом газета очень недорога в производстве.

Еще одной стратегией, способствующей продвижению печатных изданий на рынок и расширению их аудитории, можно назвать специальные проекты, которые реализуются с другими компаниями. Так, один успешный проект был реализован «Российской газетой» («РГ»), которая имеет стабильные позиции на рынке печатных СМИ России и обычно занимает 2-, 3-е места среди ежедневных газет в рейтинге Т№-КК8. В 2012 г. издание полностью изменило дизайн, а также сайт, который был создан еще в 1999 г.

Такие перемены были обоснованы стремлением сделать чтение бумажной и электронной газет более адаптивным.

В рамках международного информационного проекта Russia Beyond the Headlines с 2007 г. «РГ» издает специальные приложения на иностранных языках в самых влиятельных национальных газетах мира. Всего в данном проекте участвуют 30 изданий из 23 стран на пятнадцати языках, разовый тираж - 10,5 млн экз., а аудитория - 32 млн чел. Географически охват проекта распространяется в пределах стран БРИКС, Группы 20, ЕС и АТЭС.

Еще один яркий пример трансформации традиционных печатных газет представил Издательский дом «Комсомольская правда» (ИД «КП»), использовав в 2012 г. стратегию интеграции печатных и интернет-технологий. Резкая популяризация мобильных устройств как источника получения информации не осталась без внимания в медиахолдинге. Таким образом, ИД «КП» стал рассматривать, а в дальнейшем использовать планшеты, смартфоны и другие электронные устройства как дополнительные площадки для размещения контента, а также и как дополнительный источник дохода. Благодаря мобильным версиям продуктов, ИД «КП» сделал более удобным взаимодействие читателя с сайтами «Комсомольской правды», «Советского спорта» и «Экспресс газеты». Также достаточно перспективным считается направление по разработке специальных мобильных приложений, которые скачиваются пользователями на свои устройства. Такие мобильные приложения получили телевидение и радио «КП». Теперь пользователь может смотреть, слушать прямой

Таблица 2

Аудитория одного номера в 2011-2013 гг.

эфир, а также звонить или писать сообщения непосредственно в студию.

Интересным оказался проект по продаже электронных версий газет ИД «КП» в формате pdf через мобильные приложения для планшетов iPad. Издателем были разработаны электронные киоски некоторых ежедневных и еженедельных газет. Такая услуга стала достаточно популярной за счет встроенной системы внутренних покупок и оформления подписок, а также буквально мгновенной доставки свежих выпусков. Срок окупаемости этого проекта составил полгода, и в настоящее время он приносит заметную прибыль.

Конечно, приведенный анализ лишь частично охватывает полный перечень издательств, а также их методов и стратегий в борьбе за выживание на рынке прессы. Тем не менее понятно, что закрытие и возрождение газет в России происходят по разным причинам, но главная причина - это умение найти верную собственную рыночную нишу, а также закрепиться в ней, тем самым обеспечив себе экономическую независимость и устойчивое развитие (табл. 2).

Помимо традиционной газетной индустрии, индустрия периодической печатной продукции в целом является важнейшей составляющей потребительского общества на современном этапе. Но и здесь существует достаточно много проблем, главная из которых - сбой практической реализации философии потребления [12]. В параллель с этим фактором цифровые информационные технологии и СМИ получили быстрое развитие, потеснив периодику на рынке, особенно рекламном. Несмотря на негативные тенденции рынка, пресса имеет ряд

Издание _2011_2012_2013_

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

Аргументы и факты 7 358,5 12,7 6 389,3 10,6 6 393,2 10,6

Комсомольская правда_6 005,7_10,4_5 287,1_8,8_5 325,7_8,9

Телепрограмма_5 399,3_9,3_4 890,1_8,1_4 479,6_7,4

777_4 904,5_8,5_4 399,0_73_4 161,0_6,9

Оракул_2 459,4_43_2 230,7_3J_2 188,0_3,6

Моя семья_2 356,7_4,1_1 806,0_3,0_1 618,6_2,7

Московский комсомолец (МК+ТВ)_-_-_1 744,6_2,9_1 682,5_2,8

Жизнь 2 225,5 3,9 1 710,1 2,8 - -

МК-Регион_1 998,7_3,5_1 532,2_25_1 497,8_2,5

Экспресс газета_1 626,7_2,8_1 250,4_2,1_1 240,2_2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Представлено среднее количество читателей.

Источник: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html.

преимуществ перед электронными конкурентами -это выверенная подборка материалов, устоявшийся имидж, качественная полиграфия. Но в целом для журналов наступило время выбора пути дальнейшего развития. Журнальный рынок в России за последние три года практически не увеличился, но и не уменьшился, а его рекламные доходы выросли всего на 1% (табл. 3).

Индустрия печатных периодических изданий в настоящее время находится в поиске инновационных идей развития бизнеса.

Так, к примеру, известный журнал Grazia выпустил специальное приложение к началу Лондонской недели моды. Elle создал в сети Facebook страницу, которая позволяет покупать вещи, представленные в приложении, т.е. по рекомендации издания. Главная цель такого рода экспериментов - приобретение читателями потребительского опыта с помощью цифровых устройств, что требует меньшего количества затрат (как усилий, так и времени).

Немаловажная особенность развития журнального рынка России - это появление интегрированных проектов по продвижению бренда. К примеру, российский ИД SIM и журнал «Космополитен»

Таблица 3

Топ-20 ИД по суммарной аудитории журналов

открыли сеть ювелирных бутиков магазинов женских аксессуаров Cosmopolitan Fine Jewellery, которые ориентированы на сегменты «средний класс +» и «премиум». Также еще один культовый журнал ИД SIM (Harpers Bazaar) и компания Maison Dellos запустили проект Bazaar Bar. Позже появились Vogue-Gafe и GQ-Bar. Рынок глянца в настоящее время будет сокращаться, несмотря на два важных фактора, позволяющих надеяться на стабилизацию ситуации в будущем. Это развивающиеся рынки и технологии. Рекламные доходы журналов растут в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе (кроме Японии) и, по мнению экспертов, в ближайшее время начнут расти в Центральной Азии и Восточной Европе. Что касается России, то здесь срабатывает еще фактор наличия большой аудитории и значительного интереса у нее к предметам роскоши (не столько с целью купить, сколько как-то приобщиться к ним), что стимулирует потребность в журналах и журнальной рекламе.

В результате подобных проектов общий тираж журналов в мире почти не изменился, а само число изданий растет. Так, в США за 2012 г. было запущено 195 печатных журналов (в 2011 г. - 18), а закрылось 74 издания (в 2011 г. - 142). Новых электронных

Издательство 2011 2012 2013

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

Burda 19 052,3 33,0 18 563,0 30,8 17 848,8 29,7

Hearst Shkulev Media 13 862,6 24,0 13 800,3 22,9 13 505 22,4

Sanoma Independent Media 11 348,8 19,6 11 201,5 18,6 11 630,3 19,3

Bauer Media 8 095,3 14,0 8 455,4 14 7 515,4 12,5

За рулем 7 966,3 13,8 8 112,1 13,4 7 732,0 12,9

7 Дней 8 010,6 13,9 7 946,5 13,2 7 872,2 11,3

Эдипресс-Конлига 5 683,0 9,8 6 164,3 10,2 5 707 9,5

Популярная пресса 5 868,2 10,2 5 136,9 8,5 4 467 7,4

Толока 1 447,8 2,5 5 070,3 8,4 5 411,3 9

Вокруг света 4 750,1 8,2 4 721,5 7,8 4 396,4 7,3

Game Land 4 389,0 7,6 4 100,1 6,8 - -

Axel Springer Russia 3 624,9 6,3 3 614,1 6 3 441,2 5,7

Здоровье 3 880,4 6,7 3 465,1 5,7 2 899,2 4,8

Bonnier Publications 2 037,8 3,5 3 004,6 5 2 386,7 4

Салон-Пресс 3 108,2 5,4 2 765,5 4,6 - -

Моя прекрасная дача 2 270,6 3,9 2 693,6 4,5 - -

Conde Nast 2 930,9 5,1 2 668,9 4,4 2 327,0 3,9

Деловой мир 2 467,5 4,3 2 118,1 3,5 2 065,1 3,4

Forward Media Group 2 447,3 4,2 2 042,9 3,4 2 021,6 3,4

Parlan Publishing 2 139,8 3,7 1 971,4 3,3 2 001,1 3,3

Примечание. Представлено среднее количество читателей.

Источник: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html.

журналов в 2012 г. там открылось 32 (в 2011 г. - 58), прекратили свое существование 7 журналов. Подобная ситуация складывается в настоящее время и на отечественном рынке, с той лишь разницей, что подписка на глянцевые журналы в стране минимальна, а достоверная статистическая информация продаж журналов в рознице отсутствует. Другое важное отличие российского журнального рынка - это наличие огромного количества недорогой и условно глянцевой периодической продукции [13]. И тем не менее именно данные издания (разнообразные женские журналы, телегиды, сборники кроссвордов, кулинарных рецептов, партворки, издания на тему дачи, огорода, народной медицины) в настоящее время формируют основную выручку от продаж прессы, особенно в регионах страны.

Анализ тематики периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что наблюдается стагнация на рынке телегидов, которые ранее демонстрировали опережающий рост как продаж, так и рекламных доходов (табл. 4).

Тематика профессиональных журналов в настоящее время находится на грани исчезновения, несмотря на то, что все еще играет весомую роль в становлении

Таблица 4

Топ-20 еженедельных журналов и журналов, выходящи в 2011-2013 гг.

и развитии каждого специалиста. На данном этапе сформировалось мнение о том, что цифровые медиа более эффективно способствуют этому. Клуб ГГ-профессионалов провел соответствующий опрос среди пользователей сети LinkedГn, результаты которого свидетельствуют о том, что профессиональные работники ГГ-отрасли в поиске необходимой информации гораздо чаще обращаются к Интернету (38%), чем к материалам отраслевой прессы (6%). Онлайн-издания для профессионалов ГТ-специалистами востребованы всего на 10%, бумажные - на 13%, а специализированные журналы для профессионалов читают от случая к случаю 40% участников опроса. То же характерно и для журнальной печатной прессы в целом (табл. 5).

Следует отметить, что в настоящее время для печатной прессы опасен не столько Интернет, сколько непродуманная политика по отношению к газетам и журналам со стороны как самих издателей, так и органов государственной власти. Например, губительным оказался тотальный законодательный запрет на рекламу алкоголя, вступивший в силу 23.06.2012 г. В данном случае законодатель не предоставил никакой альтернативы

один раз в две недели по аудитории одного номера

Издание 2011 2012 2013

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

Антенна/Телесемь 10 139,4 17,6 10 019,5 16,6 10 008,3 16,6

Теленеделя 4 666,8 8,1 4 332,7 7,2 3 782,5 6,3

7 Дней 4 030,8 7,0 3 725,0 6,2 3 861,8 6,4

Тещин язык 3 356,1 5,8 3 430,0 5,7 3 201,2 5,3

Лиза 3 323,5 5,8 3 199,5 5,3 2 741,9 4,6

Лиза Кроссворды 2 869,0 5,0 2 764,9 4,6 2 764,3 4,6

Зятек 2 442,0 4,2 2 698,8 4,5 2 315,5 3,8

Отдохни! 1 926,1 3,3 1 660,8 2,8 1 462,2 2,4

Тайны звезд 1 418,3 2,5 1 609,0 2,7 1 393,9 2,3

Садовод и огородник - - 1 537,1 2,5 1 176,3 2,0

Автомир 1 653,7 2,9 1 447,5 2,4 1 382,5 2,3

ТВ-Парк 1 597,1 2,8 1 312,2 2,2 - -

Автомобили и цены 1 293,2 2,2 1 130,4 1,9 1 037,6 1,7

Футбол 1 011,1 1,8 979,6 1,6 788,9 1,3

Все для женщины 991,3 1,7 938,9 1,6 897,2 1,5

StarHit 787,9 1,4 929,3 1,5 839,6 1,4

Афиша 1 170,7 2,0 876,7 1,5 958,4 1,4

Огонек 767,5 1,3 858,1 1,4 723,8 1,2

Главбух 976,8 1,7 796,1 1,3 990,2 1,6

Даша 783,5 1,4 734,0 1,2 630,4 1,0

Примечание. Представлено среднее количество читателей.

Источник: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.htmL

Таблица 5

Топ-20 ежемесячных журналов по аудитории одного номера в 2011-2013 гг.

Издание 2011 2012 2013

тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %

За рулем 7 364,0 12,7 7 496,2 12,4 7 170,6 11,9

Cosmopolitan 6 380,0 11,0 5 864,3 9,7 5 776,1 9,6

Вокруг света 4 750,1 8,2 4 721,5 7,8 4 396,4 7,3

Караван историй 4 438,6 7,7 4 372,7 7,2 4 096,0 6,8

Люблю готовить! 4 209,7 7,3 4 197,9 7,0 3 319,6 5,5

Здоровье 3 260,8 5,6 2 936,4 4,9 2 350,9 3,9

Любимая дача 2 582,3 4,5 2 733,3 4,5 2 612,2 4,3

Моя прекрасная дача 2 270,6 3,9 2 693,6 4,5 2 512,1 4,2

Лиза Добрые советы 2 733,4 4,7 2 551,8 4,2 1 985,5 3,3

Burda 2 769,4 4,8 2 518,0 4,2 2 411,4 4,0

Maxim 2 306,9 4,0 2 257,6 3,7 1 981,0 3,3

Домашний очаг 2 086,5 3,6 1 970,1 3,3 1 768,5 2,9

Коллекция Караван историй 1 423,7 2,5 1 944,8 3,2 1 922,7 3,2

National Geographic Россия 1 910,6 3,3 1 862,1 3,1 2 251,9 3,7

Top Gear 1 945,4 3,4 1 846,9 3,1 1 898,5 3,2

Игромания 2 019,3 3,5 1 842,9 3,1 1 843,2 3,1

Л'Этуаль 1 850,1 3,2 1 773,3 2,9 2 091,2 3,5

Glamour 2 023,2 3,5 1 758,9 2,9 - -

Идеи вашего дома 1 938,5 3,4 1 733,9 2,9 1 591,1 2,6

Домашний доктор 1 941,7 3,4 1 733,6 2,9 1 537,4 2,6

Примечание. Представлено среднее количество читателей.

Источник: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/repoits/2014/polygraph-in-russia2.htmL

прессе. Доля доходов от рекламы спиртного в бюджете среднего журнала или газеты составляла в среднем 4,5%. Однако при этом следует отделять информационное издание от глянца и тем более от специализированной отраслевой прессы. Поэтому разброс поступлений по этой статье варьировался. Доля рекламы спиртного в доходах мужских журналов составляла 14,4%, в гастрономических изданиях доходила до 25%, а в познавательных и бортовых журналах находилась в пределах 15 и 20%. Возможно, некоторые издания попытаются размещать рекламу алкоголя в виде свободных вкладок, а некоторые смогут доказать, что они рекламируют алкоголь в местах продаж.

Вслед за исчезновением доходов от рекламы алкогольной продукции и табака над рынком прессы возникла еще одна угроза - это проблема обеспечения печати в России мелованными сортами бумаги и картона [14]. С 23.08.2012 импорт данной продукции стал облагаться 15%-ной ввозной таможенной пошлиной, а цены европейских производителей выросли в среднем на 10%.

Что касается российского рынка распространения прессы, в настоящее время он стал более технологичным, цивилизованным и приобрел черты

современной индустрии. В системе распространения прессы в России занято более 100 тыс. чел. Система в свою очередь включает в себя важные компоненты (складские и экспедиционные комплексы, современное технологическое оборудование, курьерская доставка и другие немаловажные службы)6.

Каналы распространения периодической печати разнообразны - это гипер- и супермаркеты, почтовые отделения, разнообразные лотки, а около 35% всех тиражей распространяется по подписке. Но ключевым каналом розничных продаж все еще остаются киоски и павильоны печати, общее количество которых не превышает 31 тыс. ед. Именно они делают доступными для населения российские газеты и журналы, количество зарегистрированных наименований которых в стране составляет 65 тыс.

Следует отметить, что торговые точки по распространению прессы в России значительно уступают в своем качественном и количественном эквиваленте таким же точкам в странах ЕС, где за основу принят показатель 1 киоск на 1 000 чел. Тем не менее в таких странах, как Чехия, Польша, Германия,

6 Мартынов Д.В.: Рынок печатных и электронных СМИ в России и за рубежом. URL: http://www.arpp.ru/component/content/article. html?id=273974.

на одну торговую точку приходится 400, 650 и 700 чел. соответственно. Российская Федерация отстает по данному показателю в пять раз, т.е. одна торговая точка обслуживает около 5 тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме данной проблемы, на российском рынке распространения прессы существует немало и других, которые тормозят его развитие. Это обременительное налогообложение, высокие транспортные тарифы, немалые отчисления в социальные фонды, отсутствие достаточной господдержки отрасли, деградирующая и малоэффективная почтовая сеть [15, 16].

Действенным решением на пути преодоления указанных проблем могло бы стать принятие специального закона о государственной поддержке печатных СМИ России и системы их распространения или других правительственных мер того же порядка.

Рынок распространения прессы в России достаточно инертен, так как на данном этапе своего развития издателей и дистрибьюторов волнует в первую очередь проблема падения реализуемых тиражей. Темп снижения тиражей отечественных печатных СМИ в течение последних пяти лет находился на уровне 7% в год. Аналогичные тенденции присущи также рынкам развитых стран. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, сокращение продаж наблюдается практически во всех тематических группах прессы. Рост продаж наблюдается лишь в таких тематических группах, как «Партворки», «Кулинария», «Дача, сад, огород», недорогие женские издания. Показатели реализации других групп изданий падают. К тому же в различных форматах системы распространения одни и те же издания могут демонстрировать как серьезный спад, так и рост продаж. Но тем не менее преобладает тенденция снижения реализуемых тиражей в киосках и павильонах прессы по сравнению с ростом оборота в сегменте товаров повседневного спроса (табл. 6).

В то же время при таком сокращении тиражей и продаж (см. табл. 6) объем рынка прессы России в стоимостном выражении остается достаточно стабильным с 2009 г., так как потери от продаж восполняются за счет роста цен. Не стал исключением и 2014 г., в течение которого отпускные цены издателей прессы увеличились в среднем на 10%, несмотря на существенное падение курса рубля в конце года (в 2013 г. - 12%). Что касается прогноза динамики цен на 2015 г., необходимо учесть следующие факторы. Во-первых, цены будут расти, основной причиной чего является сложная экономическая ситуация в стране, колебания и рост основных иностранных

Regional Economics: Theory and Practice

Таблица 6

Среднегодовые темпы снижения тиражей печатных СМИ в России и за рубежом в 2008-2013 гг., %

_ Среднегодовой темп снижения

Страна

тиражей печатных СМИ

Германия 10

Испания 7

Россия 7

США 5

Англия 5

Португалия 3

Источник: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc. ru/rospechat/activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html.

валют. В основном все крупные типографии печатают газеты и журналы на импортном оборудовании, используя импортные расходные материалы, в том числе бумагу. За несколько последних месяцев цены на мелованную бумагу выросли на 40%, а полиграфические услуги - на 20-25%. Более того, в связи с ростом цен на топливо значительно увеличились логистические издержки как издателей, так и дистрибьюторов. Именно поэтому повышение стоимости услуг и материалов ведет к вынужденной индексации отпускных цен на прессу в 2015 г. со стороны издателя и, соответственно, со стороны распространителя. В конечном итоге данная ситуация отразится на розничной цене.

Тем не менее эксперты утверждают, что катастрофического повышения цен не следует опасаться, так как издатели теперь более зависимы от розничных продаж и подписных компаний из-за снижения рекламных доходов [17]. Но, учитывая, что подписные тарифы значительно выросли за последний год, розничный канал распространения становится более востребованным как для потребителей, так и для издателей [18]. Соответственно, значительный рост цен не является рациональной стратегией, так как он снизит покупательскую способность населения страны и вследствие этого тиражи и доходы издателей, а также дистрибьюторов прессы. К тому же в конце декабря 2014 г. Госдума Российской Федерации приняла Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (ред. 08.03.2015), который разрешает в периодических изданиях рекламу вина и шампанского, произведенного в России. Такие изменения способствуют росту доходов издателей. Анализ динамики цен периодической печати за прошедшие три года позволяет сделать вывод о том, что точки роста чаще всего приходятся на первый

28 (2015) 40-53

и третий кварталы. Значит, ожидать прироста цен можно в июле - сентябре 2015 г.

Одним из серьезных сдерживающих факторов развития розничной торговли печатными СМИ является проблема возвратов непроданных тиражей. Уже более десяти лет нереализованные тиражи издательства России вправе списывать только за счет собственной прибыли. Подобной проблемы нет ни в одной развитой стране мира. Данная ситуация пагубно сказывается и на рынке распространения, так как дистрибьютор также ограничен в объеме возвратов. Средний уровень возвратов по всем видам периодической печатной продукции в России составляет 30-35%. Наиболее высок он в сегменте ежедневных газет (35%) по сравнению со средним уровнем возвратов по группе печатной продукции (28%). Тем не менее по сравнению с другими странами процент возвратов печатных изданий России относительно низок. Например, в США уровень ремиссии достигает 70%. В большинстве стран Европы он колеблется около 50%.

В структуре розничного рынка распространения прессы серьезных изменений за последние три года не наблюдается. Его основные сегменты - это сети киосков, продуктовый ритейл, мини-маркеты и точки мобильной розницы. Самый крупный сегмент

- киосковые сети. Особым ростом отличается сегмент дистрибуции печатной продукции при помощи сетей продуктового ритейла. Данная тенденция обусловлена ростом количества объектов современной розничной торговли в России [19]. Средняя оборачиваемость печатной продукции в сети FMCG составляет 18-20 дней. При этом отсрочка платежа колеблется в пределах 90-120 дней. Таким образом, отсутствие денежных средств за уже проданный товар не позволяет дистрибьютору инвестировать в развитие компании, оплачивать новые поставки, т.е. увеличивать оборот и доход. Данный факт является основной экономической проблемой дистрибуции прессы в сети супермаркетов.

Общие тенденции развития российского рынка дистрибуции прессы включают:

- сокращение количества специализированных объектов по реализации прессы, в частности киосков, почти на всей территории России;

- умеренный рост сегмента дистрибуции прессы через сети FMCG;

- постоянное повышение розничных цен на периодику во всех форматах торговли прессой, вызванное инфляцией, а также ростом

издательских затрат и сокращением доходов от рекламы;

- снижение рентабельности точек продаж прессы почти до нулевых значений, вызванное общим сокращением количества киосков и ограниченным перечнем ассортимента;

- проблемы рынка подписки на периодическую печать в Российской Федерации.

Следует отметить, что аудитория прессы более лояльна к «своим» изданиям, чем к другим СМИ. Именно поэтому, несмотря на заявленные победы, Интернет как средство массовой информации не опередил ни телевидение, ни прессу. Тем не менее жизнь требует от периодики своевременной реакции на происходящие изменения в информационно-коммуникационной сфере, на рынке рекламы, в системе потребительских и культурных ценностей человека.

Так как сфере СМИ и массовых коммуникаций в настоящее время присуща тенденция мультимедийного развития, а издательский бизнес, можно сказать, находится на распутье, то одной из целей данной статьи была попытка наметить возможные пути выхода отрасли периодических изданий из нынешней кризисной ситуации. Так как имеющиеся данные по рынку прессы в стране в основном носят разрозненный и фрагментарный характер, а это затрудняет полноценный анализ даже применительно к издательским домам-лидерам, достичь намеченной цели удалось лишь отчасти. Именно поэтому российский рынок печатных СМИ все еще остается непрозрачным, в том числе для инвесторов и рекламодателей.

В отличие от многих отраслей экономики России индустрия печатной прессы не получила какой-либо системной поддержки ни во время кризиса 20082009 гг., ни после него, несмотря на неоспоримую роль печатных СМИ. В то же время доступ к телерадиосигналу, а в значительной степени и к Интернету, субсидируется государством [20] Конечно, периодическая печать тоже имеет некоторые налоговые и таможенные льготы, а также государственную поддержку института подписки на периодическую печать в форме ежегодных бюджетных субсидий ФГУП «Почта России». Но данная поддержка гораздо меньше, чем у телевидения и радиовещания, и тем более меньше, чем государственная поддержка индустрии печати в странах ЕС и Северной Америки. Так, в Англии, Дании, Албании, Норвегии, Украине, Тунисе, Мексике, Бельгии, Индии, Венесуэле и ряде

других стран мира принята нулевая ставка НДС на производство и распространение прессы и книг.

Как было отмечено ранее, условия для ведения издательского бизнеса в России за последние годы значительно ухудшились с точки зрения как общей налоговой нагрузки, так и администрирования рынков рекламы и дистрибуции периодической печати. Вести такой бизнес становится достаточно трудным и невыгодным делом, особенно в сегменте малого и среднего предпринимательства. А это создает реальную угрозу ликвидации значительного количества высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования.

Издатели и распространители печати активно ищут выход из сложившейся ситуации, и у многих это отчасти получается. Кроме этого, для улучшения состояния рынка прессы предлагается ряд мероприятий.

Эксперты придерживаются мнения о том, что падение продаж печатной продукции в основном определяется сокращением розничных объектов по продаже прессы, а не падением спроса населения на периодику и конкуренцией со стороны цифровых информационных продуктов. Следовательно, в сфере розничного распространения периодической печатной продукции необходимо:

- увеличить число розничных объектов продаж прессы (киоски, павильоны, пресс-стенды) и устранить административные барьеры для предпринимателей, упростить процедуру оформления и установки торговых точек;

- расширить ассортимент киосков прессы с учетом конкретного региона и потребностей покупателя;

- разрешить использование табачных изделий в ассортименте киосков и павильонов, так как данная продукция является «трафикообразующим» товаром, позволяющим увеличить рост продаж печатной продукции;

- в целях повышения рентабельности распространительского бизнеса снять все ограничения по ассортименту в киосках прессы в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (ст. 8).

Один из важнейших элементов системы дистрибуции периодики - это подписка на газеты и журналы.

Показатели данного сегмента на фоне ежегодно снижающейся розницы относительно стабильны и составляют 35% всех реализованных тиражей печатных СМИ. В период с 2006 по 2012 г. доля подписки выросла на 10%. Но этот рост произошел за счет сокращения рынка розничных продаж, а не развития рынка подписки. Поэтому в сфере распространения периодической печатной продукции по подписке необходимо:

- проводить анализ подписных кампаний;

- обеспечивать защиту интересов коммерческих подписных агентств и предотвращать монополизацию рынка подписки Почтой России;

- разработать и принять государственную программу, направленную на поддержку чтения.

Закрепление механизмов помощи индустрии печатных СМИ на законодательном уровне будет способствовать повышению эффективности функционирования и устойчивого развития свободного рынка печати, а также укреплению информационной безопасности России. В связи с этим рекомендуется:

- разработать и принять Федеральный закон «О государственной поддержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции»;

- законодательно обеспечить обязательный характер исполнения приказа Минкомсвязи России от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ»;

- добавить в Закон РФ 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 24.11.2014) пункт о том, чтобы 20%-ные ограничения не распространялись на издания, которые не имеют материалов общественно-политического характера.

Необходимы разработка и принятие государственной концепции развития печатных СМИ Российской Федерации до 2025, а, возможно, и до 2030 г. Развитие рынка периодической печати невозможно без системной государственной и социально-культурной поддержки, а также без оптимизации налогообложения. Эти меры позволят укрепить экономическое здоровье отрасли периодической печати и обеспечить стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Список литературы

1. Строителева Т.Г., Борисов С.А., Беляева Т.А. Методические аспекты исследования интеллектуального потенциала // Экономика устойчивого развития. 2014. № 3. С. 203-207.

2. Никулина О.В., Хачапуридзе Т.М. Взаимосвязь инновационных и инвестиционных процессов в современной экономике // Экономика устойчивого развития. 2014. № 2. С. 182-188.

3. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Старков И.С. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 769-772.

4. Мищенко Л.Я., ЛистопадМ.Е. Организационно-методические основы формирования национальной инновационной системы и ее региональных компонентов // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С. 104-116.

5. Воронов А.А., Хандамова Э.Ф. Имитационное моделирование маркетинговых коммуникаций // Практический маркетинг. 2009. № 7. С. 3-13.

6. Никулина О. В., Костарева А.М. Особенности рекламы в маркетинговой деятельности международных компаний // Наука и бизнес: пути развития. 2010. № 1. С. 73-74.

7. Вукович Г.Г., Климова О. С. Стимулирование труда персонала как ключевой элемент системы кадрового менеджмента // Экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 66-72.

8. Поддубная М.Н. Новое качество экономического роста: теоретические аспекты // Экономика: теория и практика. 2005. № 1. С. 15а-17.

9. Мищенко Л.Я., Охрименко М.М. Аутсорсинг как инновационная модель выстраивания внешних коммуникаций предприятия // Экономика устойчивого развития. 2014. № 4. С. 157-163.

10. Богдашев И.В. Интеллектуальные ресурсы как основа развития экономики знаний // Экономика: теория и практика. 2014. № 2. С. 30-36.

11. Никулина О. В., Савинова Д. В. Развитие инновационных методов продвижения в стратегии современных компаний // Экономика: теория и практика. 2012. № 4. С. 20-26.

12. КостецкийА.Н., СтарковаН.О. Некоторые методические аспекты исследования процесса формирования интеллектуальных активов фирмы // Экономика: теория и практика. 2001. № 1. С. 51-54.

13. Шевченко И.В., Катрюхина А.Б. Выставочный сектор России: структура, проблемы, перспективы развития // Экономика: теория и практика. 2012. № 4. С. 15-19.

14. Старкова Н.О. Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса // Европейское научное обозрение. 2014. № 3-4. С. 27-30.

15. Воронов А.А., Максимова М.И. Исследование особенностей конкурентной борьбы современных торговых предприятий // Практический маркетинг. 2011. № 9. С. 20-25.

16. Кочиева А.К. Повышение инвестиционной привлекательности России в условиях кризиса: региональный аспект // Экономика: теория и практика. 2015. № 1. С. 21-25.

17. Богдашев И.В. Креативные корпорации: ключ к эволюционному развитию экономики знаний // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7. С. 607-610.

18. Бекирова С.З., Толстова А.З., Абушаева Н.М. Тенденции развития и факторы потребления в сетевом ритейле России // Экономика: теория и практика. 2013. № 4. С. 83-89.

19. Литвинский К.О., Шевченко К.И. Роль стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов на мезоуровне // Экономика: теория и практика. 2009. № 2. С. 53-55.

20. Старкова Н. О., Соколова И.В. Виды и особенности маркетинговых коммуникаций в интернет-среде // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 422-426.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Local Markets

THE MARKET OF PERIODICALS IN RUSSIA: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT Natal'ya S. KOZYR'a*, Ekaterina N. BLOKHAb

aKuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]

bKuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]

* Corresponding author

Article history:

Received 12 March 2015 Received in revised form 8 May 2015 Accepted 20 May 2015

Keywords: analysis, market, periodicals, media, publishing

Abstract

Importance The article deals with the problems and prospects of development of the market of periodicals in the Russian Federation.

Objectives The aim of the paper is to analyze the state of the periodicals market in Russia, as well as the activities aimed at its improvement. In the course of the study, we resolved the following tasks: identifying the key trends of the modern market of periodicals and identifying the development prospects of the printing industry.

Methods We used scientific, empirical, statistical, economic and analytical research methods, as well as official statistics and the studies of Russian scientists.

Results We state the need to stimulate and develop the press industry. We identified the key trends and prospects of the periodicals market in Russia. We propose certain activities aimed at improving the market's condition.

Conclusions and Relevance We came to a conclusion that the development of the market of periodicals is under threat. A system State and socio-cultural support, including optimization of taxation of the industry's enterprises, are absolutely required to strengthen the economic state of the press industry and ensure stable tax revenue in the budgets of all levels.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Stroiteleva T.G., Borisov S.A., Belyaeva T.A. Metodicheskie aspekty issledovaniya intellektual'nogo potentsiala [Methodical aspects of research of intellectual potential]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, 2014, no. 3, pp. 203-207.

2. Nikulina O.V., Khachapuridze T.M. Vzaimosvyaz' innovatsionnykh i investitsionnykh protsessov v sovremennoi ekonomike [The relationship of investment and innovation processes in modern economy].

Ekonomika ustoichivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, 2014, no. 2, pp. 182-188.

3. Starkova N.O., Rzun I.G., Starkov I.S. Informatsionnye resursy i intellektual'nye aktivy sovremennogo predpriyatiya [Information resources and intellectual assets of a modern enterprise]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 9, pp. 769-772.

4. Mishchenko L.Ya., Listopad M.E. Organizatsionno-metodicheskie osnovy formirovaniya natsional'noi innovatsionnoi sistemy i ee regional'nykh komponentov [Organizational-methodical bases of formation of the national innovation system and its regional components]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, 2011, no. 8, pp. 104-116.

5. Voronov A.A., Khandamova E.F. Imitatsionnoe modelirovanie marketingovykh kommunikatsii [Simulation modeling of marketing communications]. Prakticheskii marketing = Practical Marketing, 2009, no. 7, pp. 3-13.

6. Nikulina O.V., Kostareva A.M. Osobennosti reklamy v marketingovoi deyatel'nosti mezhdunarodnykh kompanii [Features of advertizing in marketing activity of the international companies]. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Development Ways, 2010, no. 1, pp. 73-74.

7. Vukovich G.G., Klimova O.S. Stimulirovanie truda personala kak klyuchevoi element sistemy kadrovogo menedzhmenta [Stimulation of labor of personnel as a key element of personnel management]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2012, no. 3, pp. 66-72.

8. Poddubnaya M.N. Novoe kachestvo ekonomicheskogo rosta: teoreticheskie aspekty [A new quality of economic growth: theoretical aspects]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2005, no. 1, pp. 15a-17.

9. Mishchenko L.Ya., Okhrimenko M.M. Autsorsing kak innovatsionnaya model' vystraivaniya vneshnikh kommunikatsii predpriyatiya [Outsourcing as an innovative model of building the external communications of companies]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, 2014, no. 4, pp.157-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bogdashev I.V. Intellektual'nye resursy kak osnova razvitiya ekonomiki znanii [Intellectual resources as the basis of developing a knowledge economy]. Ekonomika: teoriya ipraktika = Economics: Theory and Practice, 2014, no. 2, pp. 30-36.

11. Nikulina O.V., Savinova D.V. Razvitie innovatsionnykh metodov prodvizheniya v strategii sovremennykh kompanii [Development of innovative methods of promotion in modern business strategies]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2012, no. 4, pp. 20-26.

12. Kostetskii A.N., Starkova N.O. Nekotorye metodicheskie aspekty issledovaniya protsessa formirovaniya intellektual'nykh aktivov firmy [Some methodological aspects of research of process of formation of intellectual assets of a firm]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2001, no. 1, pp. 51-54.

13. Shevchenko I.V., Katryukhina A.B. Vystavochnyi sektor Rossii: struktura, problemy, perspektivy razvitiya [The Russian exhibition industry: structure, problems, and development prospects]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2012, no. 4, pp. 15-19.

14. Starkova N.O. Analiz stanovleniya i razvitiya artrynka i artbiznesa [An analysis of formation and development of the art market and art business]. Evropeiskoe nauchnoe obozrenie = European Science Review, 2014, no. 3-4, pp. 27-30.

15. Voronov A.A., Maksimova M.I. Issledovanie osobennostei konkurentnoi bor'by sovremennykh torgovykh predpriyatii [A research of the competition of modern trade enterprises]. Prakticheskii marketing = Practical Marketing, 2011, no. 9, pp. 20-25.

16. Kochieva A.K. Povyshenie investitsionnoi privlekatel'nosti Rossii v usloviyakh krizisa: regional'nyi aspekt [A growth of the investment attractiveness of Russia in the conditions of crisis: a regional aspect]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2015, no. 1, pp. 21-25.

17. Bogdashev I.V. Kreativnye korporatsii: klyuch k evolyutsionnomu razvitiyu ekonomiki znanii [Creative corporations: the key to evolutionary development of the economy of knowledge]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2013, no. 7, pp. 607-610.

18. Bekirova S.Z., Tolstova A.Z., Abushaeva N.M. Tendentsii razvitiya i faktory potrebleniya v setevom riteile Rossii [Trends of development and factors of consumption in the Russian retail network]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2013, no. 4, pp. 83-89.

19. Litvinskii K.O., Shevchenko K.I. Rol' strategicheskogo planirovaniya i regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov na mezourovne [A role of strategic planning and regulation of social and economic processes at the meso-level]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2009, no. 2, pp. 53-55.

20. Starkova N.O., Sokolova I.V. Vidy i osobennosti marketingovykh kommunikatsii v internet-srede [Types and features of marketing communications in the Internet environment]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-3, pp. 422-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.