Научная статья на тему 'Печатные средства массовой информации. Расширение возможностей'

Печатные средства массовой информации. Расширение возможностей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2892
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / НОВЫЙ ФОРМАТ ПЕЧАТНЫХ БРЕНДОВ / КОНВЕРГЕНТНЫЕ СМИ / МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА / АУДИОФОРМАТ / ПОДКАСТЫ / «НАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» / "PEOPLE"S JOURNALISM" / TARGETED NEWSPAPERS / TAILORED NEWSPAPERS / ZINIO / MEDIAECONOMY / BUSINESS MODEL / NEW FORMAT OF THE PRINT BRAND / CONVERGENT MASS MEDIA / MODELS OF PRINT MEDIA CONSUMPTION / PERSONALIZATION OF THE CONTENT / AUDIO FORMAT / PODCAST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синдинская М. В.

На текущий момент у издателей печатных средств массовой информации (СМИ) существует ряд проблем, вызванных экономическим кризисом 2008-2010 гг. Более того, положение усугубляется активным развитием Интернета и уходом наиболее «интересной» аудитории во Всемирную сеть. Вместе с тем снижение интереса к чтению (общемировая тенденция), а также изменение характера «потребления» печатных СМИ (минимум свободного времени) привело к кризису существующих бизнес-моделей и необходимости поиска новых решений. Одним из вариантов может стать создание российского специализированного сайта с представлением материалов известных печатных брендов в новом формате по аналогии с цифровым каталогом zinio.com и «текстонами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays publishers of print media face certain problems caused by the economy crisis of 2008-2010. Moreover the situation is getting tough with the active growth of the internet communication when more and more readers turn to the world wide web. At the same time there is a world tendency of the loss of interest to reading and also the change of the nature of print media "consumption" (lack of free time) led to the crisis of the current business models and the need to search for new solutions. One of the solutions of these problems can be creation of the Russian specialized site with the materials of the well known brands in a new format on the analogy of the digital catalogue zinio.com and the "textons".

Текст научной работы на тему «Печатные средства массовой информации. Расширение возможностей»

М.В. Синдинская

Печатные средства массовой информации. Расширение возможностей

На текущий момент у издателей печатных средств массовой информации (СМИ) существует ряд проблем, вызванных экономическим кризисом 2008-2010 гг. Более того, положение усугубляется активным развитием Интернета и уходом наиболее «интересной» аудитории во Всемирную сеть. Вместе с тем снижение интереса к чтению (общемировая тенденция), а также изменение характера «потребления» печатных СМИ (минимум свободного времени) привело к кризису существующих бизнес-моделей и необходимости поиска новых решений.

Одним из вариантов может стать создание российского специализированного сайта с представлением материалов известных печатных брендов в новом формате по аналогии с цифровым каталогом zinio.com и «текстонами».

Филологические

науки

Литературоведение

Ключевые слова: медиаэкономика, бизнес-модель, новый формат печатных брендов, конвергентные СМИ, модели потребления печатных СМИ, targeted newspapers, tailored newspapers, персонализация контента, Zinio, аудиоформат, подкасты, «народная журналистика».

Рынок печатных СМИ и рунет. Основные тенденции

Печатные версии газет долгие годы были проверенным и надежным источником новостей и информации, и многие издания продолжили эту традицию, успешно внедрив свои бренды в цифровое пространство. С помощью этого они привлекают аудиторию с более высоким социоэко-номическим статусом - платежеспособных и успешных молодых людей.

Согласно исследованию Американской газетной ассоциации, с 2004 по 2009 годы совокупная аудитория сайтов газет возросла почти вдвое: с 41 миллиона посетителей в месяц до 72 миллионов. Происходит и смещение количества посетителей сайтов газет: если в 2004 году на них заходили 27,1% американских пользователей, то в 2009 году эта цифра поднялась до 41,8% [3].

В ежегодном отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2010 год указаны предпочтения российских потребителей в 2009 году. Традиционные «бумажные» газеты не реже одного раза в неделю читают 61% россиян, а журналы - 37%. Вовсе не читают газет и журналов 20% и 30% населения. 63% опрошенных предпочитают информационно-аналитические издания, а 32% - развлекательные глянцевые журналы. Деловые, спортивные, автомобильные и литературные издания востребованы 10-12% граждан страны.

95% российских издателей не рассматривают электронную версию как бизнес, количество ее подписчиков от общего числа составляет всего 5%, а максимальная цена электронной версии - 30% от стоимости печатного продукта.

По данным службы «Яндекс. Новости» на январь 2009 года, каждый будний день в российском интернете появляется как минимум 36 тысяч сообщений СМИ (каждый выходной - 9 тысяч). Среднее СМИ в интернете, по данным за сентябрь 2008 - январь 2009 гг., выпускает 16 новостей в будний день и 4 новости в выходной [2]. Российский сегмент интернет-медиасферы составляют три типа СМИ: профессиональные интернет-СМИ, интернет-версии оффлайновых СМИ и, наконец, социальные СМИ. Многие из интернет-редакций оффлайновых СМИ используют интернет уже не как дополнительный канал распространения написанных новостей, а как отдельный, самостоятельный вид медиа. По данным агентства «ЯЦметрика», в начале 2009 года ежедневное число просмот-

ров страниц СМИ Рунета превысило миллиард. Однако количество перепечаток чужих новостей не уменьшается, ссылки на другие СМИ в Сети пока считаются зазорными, а средний новостной ресурс выпускает все меньше новостей.

С развитием интернета изменилась модель потребления информации пользователями. Информация доступна, и даже чересчур - многие потребители уже жалуются на переизбыток данных. Из-за этого они предъявляют повышенные требования к СМИ: уже нужны не просто новости, а необходимы новости проверенные и персонализированные. Во многом поэтому клиенты, уставшие от неточной и неактуальной информации, останавливают свой выбор на определенных брендах, доказавших свою эффективность. В результате возникает доверие к бренду, основанное на исторической силе и естественном желании пользоваться проверенным источником.

Другим стал и характер потребления. В условиях постоянной нехватки времени меняется восприятие информации. Жители современного мегаполиса желают воспринимать информацию на ходу, во время перемещения. Филологи и лингвисты «бьют тревогу»: россияне не только стали гораздо меньше читать, изменился сам характер чтения. Все больше людей не умеют (и не хотят!) читать длинные тексты, они ориентируются больше на фотографии и картинки, все меньше времени уделяется процессу чтения как таковому.

Рынок прессы чутко реагирует на эти изменения и подстраивается под них. Сейчас уже наметился процесс смены форматов, которые, по мнению экспертов, через несколько лет придут «к общему знаменателю».

В связи с формированием новых аудиторий проявилась тенденция к созданию так называемых targeted newspapers (рассчитанных на определенную аудиторию) и tailored newspapers (по заказу).

Тенденции в поведении потребителей, проявившиеся из-за перенасыщения информацией, - желаемая персонализация контента, формирование доверия к бренду, одновременное получение информации и общения, ускорение обмена информацией, усилившийся процесс сегментации прессы - будут влиять на дальнейшие развитие рынка печатных СМИ.

В связи с этими факторами компании изобретают все новые способы удержать клиентов и привлечь новых читателей.

Аналогичные проекты на российском и зарубежных рынках

Zinio - самый качественный проект из всех представленных на российском рынке. Он работает на технологии Adobe Flash и позволяет вставлять в материалы гиперссылки и видеоролики. Аналогов на рынке нет.

Филологические

науки

Литературоведение

Журналы можно читать как непосредственно в браузере (для этого нужен доступ в интернет через технологию ADSL или сопоставимую ей по скорости, а также драйвер для поддержки технологии Flash), так и с помощью специальной программы Zinio Reader, предварительно скачав номер журнала на свой ПК.

Издания сохраняются в фирменном формате ZNO. Что интересно, в Zinio Reader можно читать не только журналы, но и книги: ассортимент довольно широкий. В каталоге Zinio появилось 12 журналов: «Cosmopolitan», «Esquire», «Популярная механика», «Harper’s Bazaar», «Домашний очаг», «Men’s Health», «National Geographic Россия», «Yes!» и др.

Компания Textone при поддержке Advance Capital в апреле 2010 г. запустила совместный проект по продаже аудиовариантов газетных и журнальных статей для владельцев мобильных телефонов. Новый формат получил название «текстон». Первыми партнерами Textone стали издательские дома Родионова и «Коммерсант». Оплата «текстонов», начитанных профессиональными дикторами, производится с помощью sms-сообщений. Пользователь может бесплатно прослушать фрагменты материалов на сайте textone.ru, а затем за деньги скачать заинтересовавший его текст целиком. Стоимость одного материала начинается от 10 рублей [1].

Выбор изданий достаточно широк: на сайте выложен внушительный каталог прессы с перечнем журналов, рубрик и заголовков свежих статей. По предварительной оценке, объем инвестиций в первые два года проекта составит около 5 млн. долларов США.

В Германии участники рынка планируют создать объединяющий издательские дома веб-портал, на котором конечный потребитель сможет купить то или иное издание. Для этого инициаторы проекта хотят привлечь как можно больше издательств - как в качестве поставщиков контента, так и в роли партнеров. Пилотный проект киоска запущен в середине этого года, а к Рождеству он начнет работу на постоянной основе.

Ключевой идеей проекта является создание бесплатного приложения для мобильных телефонов, с помощью которого клиент может выбирать электронные газеты и журналы, оплачивать их и читать. Доход от оплаты за контент будут делить между собой магазин, издатель и оператор биллинга (расчетная система).

Time Inc. уже представил своим читателям журнал «Time magazine». Электронное издание полностью копирует контент печатного журнала, кроме того, в нем будут в режиме реального времени отображаться новости сайта Time.com.

Газета «USA Today» также доступна для iPad, бесплатная подписка на нее для устройства будет действовать в течение 90 дней, после чего пользователю будет предложено оформить уже платную подписку.

Практически все крупные издательства в США приступили к оцифровке своих журналов и адаптации их под iPad.

В настоящее время среди издателей активно обсуждаются ценовые стратегии. Многие уверены, что стоимость электронной версии журнала должна равняться цене печатного аналога; другие утверждают, что она должна быть ниже.

В структуре доходов издательских домов постепенно растет выручка от нетрадиционных медиа - социальных сетей, мобильного контента, сетевых сервисов и т.д.

Переориентация издателей на онлайн идет уже не первый год.

Ещe одной тенденцией развития становится внедрение онлайнового видео на сайтах газет и журналов. Издательские группы обновляют используемые видеоплатформы, чтобы привести их в соответствие с теми высокими требованиями, которые предъявляет видеореклама.

Таким образом, в настоящее время экономическое развитие бизнеса печатных СМИ направлено на поиск новых эффективных форм ведения бизнеса. Привычная дифференциация бизнеса сменяется конвергенцией (как технологической, так и контентной, экономической и пр.). Источником самых больших потенциальных возможностей для газетного и журнального бизнеса становятся сами читатели, активно развивается концепция «народной журналистики». Безусловно, в этом есть как свои плюсы, так и минусы.

Библиографический список

1. Владельцам мобильников предложили аудиоверсии печатной прессы / Lenta.ru : сайт. URL: http://lenta.ru/news/2010/04/29/textone/ (дата обращения 30.04.2010 года).

2. Российская медиасфера / Yandex.ru : сайт. URL: http://company.yandex.ru/ facts/researches/ (дата обращения 14.04.2010).

3. Newspapers & magazines. Nielsen Online for the Newspaper Association of America / Nielsen.com: сайт. URL: http://en-us.nielsen.com/tab/product_ families/nielsen_netratings (дата обращения 22.03.2010).

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.