М.В. Синдинская
Печатные средства массовой информации. Расширение возможностей
На текущий момент у издателей печатных средств массовой информации (СМИ) существует ряд проблем, вызванных экономическим кризисом 2008-2010 гг. Более того, положение усугубляется активным развитием Интернета и уходом наиболее «интересной» аудитории во Всемирную сеть. Вместе с тем снижение интереса к чтению (общемировая тенденция), а также изменение характера «потребления» печатных СМИ (минимум свободного времени) привело к кризису существующих бизнес-моделей и необходимости поиска новых решений.
Одним из вариантов может стать создание российского специализированного сайта с представлением материалов известных печатных брендов в новом формате по аналогии с цифровым каталогом zinio.com и «текстонами».
Филологические
науки
Литературоведение
Ключевые слова: медиаэкономика, бизнес-модель, новый формат печатных брендов, конвергентные СМИ, модели потребления печатных СМИ, targeted newspapers, tailored newspapers, персонализация контента, Zinio, аудиоформат, подкасты, «народная журналистика».
Рынок печатных СМИ и рунет. Основные тенденции
Печатные версии газет долгие годы были проверенным и надежным источником новостей и информации, и многие издания продолжили эту традицию, успешно внедрив свои бренды в цифровое пространство. С помощью этого они привлекают аудиторию с более высоким социоэко-номическим статусом - платежеспособных и успешных молодых людей.
Согласно исследованию Американской газетной ассоциации, с 2004 по 2009 годы совокупная аудитория сайтов газет возросла почти вдвое: с 41 миллиона посетителей в месяц до 72 миллионов. Происходит и смещение количества посетителей сайтов газет: если в 2004 году на них заходили 27,1% американских пользователей, то в 2009 году эта цифра поднялась до 41,8% [3].
В ежегодном отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2010 год указаны предпочтения российских потребителей в 2009 году. Традиционные «бумажные» газеты не реже одного раза в неделю читают 61% россиян, а журналы - 37%. Вовсе не читают газет и журналов 20% и 30% населения. 63% опрошенных предпочитают информационно-аналитические издания, а 32% - развлекательные глянцевые журналы. Деловые, спортивные, автомобильные и литературные издания востребованы 10-12% граждан страны.
95% российских издателей не рассматривают электронную версию как бизнес, количество ее подписчиков от общего числа составляет всего 5%, а максимальная цена электронной версии - 30% от стоимости печатного продукта.
По данным службы «Яндекс. Новости» на январь 2009 года, каждый будний день в российском интернете появляется как минимум 36 тысяч сообщений СМИ (каждый выходной - 9 тысяч). Среднее СМИ в интернете, по данным за сентябрь 2008 - январь 2009 гг., выпускает 16 новостей в будний день и 4 новости в выходной [2]. Российский сегмент интернет-медиасферы составляют три типа СМИ: профессиональные интернет-СМИ, интернет-версии оффлайновых СМИ и, наконец, социальные СМИ. Многие из интернет-редакций оффлайновых СМИ используют интернет уже не как дополнительный канал распространения написанных новостей, а как отдельный, самостоятельный вид медиа. По данным агентства «ЯЦметрика», в начале 2009 года ежедневное число просмот-
ров страниц СМИ Рунета превысило миллиард. Однако количество перепечаток чужих новостей не уменьшается, ссылки на другие СМИ в Сети пока считаются зазорными, а средний новостной ресурс выпускает все меньше новостей.
С развитием интернета изменилась модель потребления информации пользователями. Информация доступна, и даже чересчур - многие потребители уже жалуются на переизбыток данных. Из-за этого они предъявляют повышенные требования к СМИ: уже нужны не просто новости, а необходимы новости проверенные и персонализированные. Во многом поэтому клиенты, уставшие от неточной и неактуальной информации, останавливают свой выбор на определенных брендах, доказавших свою эффективность. В результате возникает доверие к бренду, основанное на исторической силе и естественном желании пользоваться проверенным источником.
Другим стал и характер потребления. В условиях постоянной нехватки времени меняется восприятие информации. Жители современного мегаполиса желают воспринимать информацию на ходу, во время перемещения. Филологи и лингвисты «бьют тревогу»: россияне не только стали гораздо меньше читать, изменился сам характер чтения. Все больше людей не умеют (и не хотят!) читать длинные тексты, они ориентируются больше на фотографии и картинки, все меньше времени уделяется процессу чтения как таковому.
Рынок прессы чутко реагирует на эти изменения и подстраивается под них. Сейчас уже наметился процесс смены форматов, которые, по мнению экспертов, через несколько лет придут «к общему знаменателю».
В связи с формированием новых аудиторий проявилась тенденция к созданию так называемых targeted newspapers (рассчитанных на определенную аудиторию) и tailored newspapers (по заказу).
Тенденции в поведении потребителей, проявившиеся из-за перенасыщения информацией, - желаемая персонализация контента, формирование доверия к бренду, одновременное получение информации и общения, ускорение обмена информацией, усилившийся процесс сегментации прессы - будут влиять на дальнейшие развитие рынка печатных СМИ.
В связи с этими факторами компании изобретают все новые способы удержать клиентов и привлечь новых читателей.
Аналогичные проекты на российском и зарубежных рынках
Zinio - самый качественный проект из всех представленных на российском рынке. Он работает на технологии Adobe Flash и позволяет вставлять в материалы гиперссылки и видеоролики. Аналогов на рынке нет.
Филологические
науки
Литературоведение
Журналы можно читать как непосредственно в браузере (для этого нужен доступ в интернет через технологию ADSL или сопоставимую ей по скорости, а также драйвер для поддержки технологии Flash), так и с помощью специальной программы Zinio Reader, предварительно скачав номер журнала на свой ПК.
Издания сохраняются в фирменном формате ZNO. Что интересно, в Zinio Reader можно читать не только журналы, но и книги: ассортимент довольно широкий. В каталоге Zinio появилось 12 журналов: «Cosmopolitan», «Esquire», «Популярная механика», «Harper’s Bazaar», «Домашний очаг», «Men’s Health», «National Geographic Россия», «Yes!» и др.
Компания Textone при поддержке Advance Capital в апреле 2010 г. запустила совместный проект по продаже аудиовариантов газетных и журнальных статей для владельцев мобильных телефонов. Новый формат получил название «текстон». Первыми партнерами Textone стали издательские дома Родионова и «Коммерсант». Оплата «текстонов», начитанных профессиональными дикторами, производится с помощью sms-сообщений. Пользователь может бесплатно прослушать фрагменты материалов на сайте textone.ru, а затем за деньги скачать заинтересовавший его текст целиком. Стоимость одного материала начинается от 10 рублей [1].
Выбор изданий достаточно широк: на сайте выложен внушительный каталог прессы с перечнем журналов, рубрик и заголовков свежих статей. По предварительной оценке, объем инвестиций в первые два года проекта составит около 5 млн. долларов США.
В Германии участники рынка планируют создать объединяющий издательские дома веб-портал, на котором конечный потребитель сможет купить то или иное издание. Для этого инициаторы проекта хотят привлечь как можно больше издательств - как в качестве поставщиков контента, так и в роли партнеров. Пилотный проект киоска запущен в середине этого года, а к Рождеству он начнет работу на постоянной основе.
Ключевой идеей проекта является создание бесплатного приложения для мобильных телефонов, с помощью которого клиент может выбирать электронные газеты и журналы, оплачивать их и читать. Доход от оплаты за контент будут делить между собой магазин, издатель и оператор биллинга (расчетная система).
Time Inc. уже представил своим читателям журнал «Time magazine». Электронное издание полностью копирует контент печатного журнала, кроме того, в нем будут в режиме реального времени отображаться новости сайта Time.com.
Газета «USA Today» также доступна для iPad, бесплатная подписка на нее для устройства будет действовать в течение 90 дней, после чего пользователю будет предложено оформить уже платную подписку.
Практически все крупные издательства в США приступили к оцифровке своих журналов и адаптации их под iPad.
В настоящее время среди издателей активно обсуждаются ценовые стратегии. Многие уверены, что стоимость электронной версии журнала должна равняться цене печатного аналога; другие утверждают, что она должна быть ниже.
В структуре доходов издательских домов постепенно растет выручка от нетрадиционных медиа - социальных сетей, мобильного контента, сетевых сервисов и т.д.
Переориентация издателей на онлайн идет уже не первый год.
Ещe одной тенденцией развития становится внедрение онлайнового видео на сайтах газет и журналов. Издательские группы обновляют используемые видеоплатформы, чтобы привести их в соответствие с теми высокими требованиями, которые предъявляет видеореклама.
Таким образом, в настоящее время экономическое развитие бизнеса печатных СМИ направлено на поиск новых эффективных форм ведения бизнеса. Привычная дифференциация бизнеса сменяется конвергенцией (как технологической, так и контентной, экономической и пр.). Источником самых больших потенциальных возможностей для газетного и журнального бизнеса становятся сами читатели, активно развивается концепция «народной журналистики». Безусловно, в этом есть как свои плюсы, так и минусы.
Библиографический список
1. Владельцам мобильников предложили аудиоверсии печатной прессы / Lenta.ru : сайт. URL: http://lenta.ru/news/2010/04/29/textone/ (дата обращения 30.04.2010 года).
2. Российская медиасфера / Yandex.ru : сайт. URL: http://company.yandex.ru/ facts/researches/ (дата обращения 14.04.2010).
3. Newspapers & magazines. Nielsen Online for the Newspaper Association of America / Nielsen.com: сайт. URL: http://en-us.nielsen.com/tab/product_ families/nielsen_netratings (дата обращения 22.03.2010).
Филологические
науки