Научная статья на тему 'ОТ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА ДО УЗБЕКСКОГО ШАШМАКОМА'

ОТ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА ДО УЗБЕКСКОГО ШАШМАКОМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ПОЭЗИЯ / ТАНЕЦ / ЧАСТЬ / ЛАД / МОДЕЛЬ / ТВОРЧЕСТВО / ВОКАЛ / ИСПОЛНИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуазимова Д.Х.

узбекский Шашмаком сегодня - это уже факт истории. Время его интенсивного становления и обретения оптимальной формы - последние годы жизни художественного руководителя ансамбля «Маком» Юнуса Раджаби. Если говорить о жанрово-стилистических особенностях этого явления, прежде всего, необходимо выделить следующее черты. По формату прототипом Узбекского Шашмакома является Бухарский Шашмаком. Узбекский Шашмаком в версии Ю. Раджаби состоит из 208 частей [1]. Это, конечно же, внешняя, формальная сторона отличий данных версий. Тем не менее, компактность проявляется не столько в механических усечениях количества составных частей. Скорее всего, это черта художественно-стилистического плана, которая обнаруживается во внутренних взаимоотношениях канона и свободы, в мелодическом наполнении устоявшихся ладовых моделей, в характере исполнения, в слиянии музыки и стиха, голоса и инструмента, и других составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM BUKHARA SHASHMAKOM TO UZBEK SHASHMAKOM

the Uzbek Shashmakom today is already a fact of history. The time of its intensive formation and finding its optimal form is the last years of the life of the artistic director of the "Makom" ensemble, Yunus Rajabi. If we talk about the genre and stylistic features of this phenomenon, first of all, it is necessary to highlight the following features. By format, the prototype of the Uzbek Shashmakom is the Bukhara Shashmakom. The Uzbek Shashmakom in the version of Y. Rajabi consists of 208 parts [1]. This, of course, is the external, formal side of the differences between these versions. However, the compactness is manifested not so much in the mechanical truncation of the number of components. Most likely, this is a feature of the artistic and stylistic plan, which is found in the internal relationship of canon and freedom, in the melodic content of established modal models, in the nature of performance, in the fusion of music and verse, voice and instrument, and other components.

Текст научной работы на тему «ОТ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА ДО УЗБЕКСКОГО ШАШМАКОМА»

ОТ БУХАРСКОГО ШАШМАКОМА ДО УЗБЕКСКОГО ШАШМАКОМА

Абдуазимова Д.Х.

Абдуазимова Дилором Хасанбоевна - преподаватель, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: узбекский Шашмаком сегодня - это уже факт истории. Время его интенсивного становления и обретения оптимальной формы - последние годы жизни художественного руководителя ансамбля «Маком» Юнуса Раджаби. Если говорить о жанрово-стилистических особенностях этого явления, прежде всего, необходимо выделить следующее черты. По формату прототипом Узбекского Шашмакома является Бухарский Шашмаком.

Узбекский Шашмаком в версии Ю. Раджаби состоит из 208 частей [1]. Это, конечно же, внешняя, формальная сторона отличий данных версий. Тем не менее, компактность проявляется не столько в механических усечениях количества составных частей. Скорее всего, это черта художественно-стилистического плана, которая обнаруживается во внутренних взаимоотношениях канона и свободы, в мелодическом наполнении устоявшихся ладовых моделей, в характере исполнения, в слиянии музыки и стиха, голоса и инструмента, и других составляющих.

Ключевые слова: музыка, поэзия, танец, часть, лад, модель, творчество, вокал, исполнитель.

FROM BUKHARA SHASHMAKOM TO UZBEK SHASHMAKOM

Abduazimova D.Kh.

Abduazimova Dilorom Khasanboevna - Lecturer, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the Uzbek Shashmakom today is already a fact of history. The time of its intensive formation and finding its optimal form is the last years of the life of the artistic director of the "Makom" ensemble, Yunus Rajabi. If we talk about the genre and stylistic features of this phenomenon, first of all, it is necessary to highlight the following features. By format, the prototype of the Uzbek Shashmakom is the Bukhara Shashmakom.

The Uzbek Shashmakom in the version of Y. Rajabi consists of208 parts [1]. This, of course, is the external, formal side of the differences between these versions. However, the compactness is manifested not so much in the mechanical truncation of the number of components. Most likely, this is a feature of the artistic and stylistic plan, which is found in the internal relationship of canon and freedom, in the melodic content of established modal models, in the nature ofperformance, in the fusion of music and verse, voice and instrument, and other components. Keywords: music, poetry, dance, part, harmony, model, creativity, vocals, performer.

УДК 078

В традиции Бухарского Шашмакома господствовал изысканный индивидуальный стиль сольного исполнения. В жанрово-стилистическом плане, в целом это многополярный музыкально-поэтический свод, основанный на органическом сочетании музыки, поэзии и танца. Его главным художественным критерием является гармоническое соотношение канона и импровизации. Важнейшей нормой его бытия является строгое соблюдение норм лада, ритма и формы. А зона свободы зависит от творческих возможностей индивидуальностей. Бухарский стиль - это уникальный пример исполнительского и творческого единства. Поэтому совершенства в нем могут достигнуть лишь высокопрофессиональные и творчески одаренные личности.

При этом инструментальная часть Шашмакома - мушкилот рассчитана на виртуозов-танбуристов, а вокальная - на обладателей большого и сильного голоса. Последними представителями исконного элитного стиля можно назвать бухарцев: певца Домла Халима Ибадова (1878-1940), танбуриста Маъруфджана Ташпулатова (1897-1982). Основополагающее Шашмакома в котором сосредоточены все основные и побочные слагаемые ладовой системы, так называемые «шуъба» (разделы), исполняется ведущим певцом-мастером (хафизом), как правило, обладателем широкого певческого диапазона в пределах не менее двух октав.

В побочных частях «Шуъбача» (букв. подразделы) подключались еще два-три певца, которые вступали как бы в «открытую зону», в скрытое творческое состязание. Исполнение демократического пласта -«шуъбача» носило более свободный, индивидуальный характер в зависимости от голосовых возможностей каждого отдельного певца.

В старом стиле Шашмакома все эти жанровые качества доведены до совершенства. Школа шашмакомистов в Бухаре предполагала длительный этап освоения ритмических и ладовых основ, структурных принципов, свободное владение певческой и инструментальной техникой, двуязычной таджикско-узбекской классической поэзией в системе аруз и основами народной поэзии (бармак). Прочная научная база давала большую свободу для творческой интерпретации канонических основ. Каждый мастер,

певец или инструменталист, был творческой личностью, которая имела оригинальную манеру исполнения. Например, певческий стиль Левичи (Леви Бабаханова 1873-1926) отличался от почерка Домла Халима Ибадова. Или манера танбуриста Маъруфджана Ташпулатова от дутариста Таирджана Давлат зода (18821937).

Сохранились граммофонные записи нескольких частей старого бухарского стиля Шашмакома в исполнении Леви Бабаханова и Домла Халима Ибадова. Это уникальная вокальная школа владения голосом, использование невероятных кульминационных феерий певческого мастерства, которая уже не встречается в последующих исполнительских традициях.

Известная фотография, снятая В.А. Успенским во дворе Восточной музыкальной школы в 1923 году в Бухаре во время нотной записи Шашмакома, дает некоторую информацию о статусе Мастера и подмастерья. Известно, что арабское письмо читается справа налево. Исходя из этого иерархического правила, первым справа сидит В.А. Успенский - музыкант-этнограф, ученый авторитет. После него «мехтар» - глава школы придворных шашмакомистов Ота Джалол. Рядом с ним Мастер мушкилота - инструментальной сферы Шашмакома Ота Гияс. С краю функционер - директор восточной музыкальной школы Раджаб зада. Во втором ряду стоят: певец Домла Халим Ибадов и танбурист Маъруфджан Ташпулатоваа.

Если, фотографию ансамбля макомистов Радио и телевидения Узбекистана, снятую в начале 60-х годов, сравнить с предыдущим документом, перед нами возникает другая картина. Весь коллектив в унифицированной верхней одежде: темный костюм, галстук, тюбитейка, женщины в платках. В середине первого ряда художественный руководитель ансамбля: Юнус Раджаби и музыкальный руководитель Фахриддин Садыков за чангом и вокруг них весь творческий коллектив. За ними дойрист Дадахаджа Саттихаджаев; справа от Фахриддина Садыкова дутарист Ориф Касымов, следующий Якуб Давыдов на танбуре, после него Тургун Алиматов на сато и крайний справа Умар Атаев на кашгарском рубабе. В верхнем ряду стоят слева-направо - знаток Шашмакома Борух Зиркиев, певец Сиродж Аминов, исполнитель на нае Исакджан Исмаилов, певец Шакирджан Эргашев, певица Коммуна Исмаилова, певица Берта Давыдова, далее певцы Ориф Алимаксумов, Карим Муминов, Артикхаджа Имамхаджаев, Алиджан Хасанов, Талибджан Бадинов. Певцы и музыканты в основном из Фергана-Ташкентского региона. Только Якуб Давыдов и Борух Зиркиев из Бухары, Сиродж Аминов из Самарканда и Коммуна Исмаилова из Хорезма.

Примечательно, что у ряда певцов и музыкантов за плечами был определенный опыт работы с макомными традициями Бухарско- Самаркандского и Фергано-Ташкентского регионов. Это танбурист Якуб Давыдов из Бухары, Сиродж Аминов из Самарканда, Артикхаджа Имамхаджаев, Берта Давыдова из Ферганской долины, Карим Муминов из Ташкента.

Особо следует отметить роль музыкального руководителя ансамбля Фахриддина Садыкова, замечательного музыканта-бастакора и большого мастера. Он был надежной опорой Юнуса Раджаби в оттачивании стилистической цельности ансамбля и в формировании самобытной музыкально-поэтической модели Узбекского Шашмакома. В ансамбле были свои яркие звезды, такие как танбурист Тургун Алиматов или певица Берта Давыдова. Каждый из них в отдельности - яркая самобытная личность. Но в ансамбле они представляют часть целого. Формально они не выделяются.

Однако исходные принципы и номинация Шашмакома существенно отличаются от предшествующей системы «теории кругов». Да и в самом названии «шашмаком» (шашмаком - шесть макомов) заложен ключ к пониманию главной сути этой музыкальной системы. То есть того, что именно лад является фундаментом, на основе которого строится многомерная и многоуровневая структурная иерархия свода вокальных и инструментальных частей целого.

Музыкальную основу Узбекского Шашмакома, как уже отмечали, составляет модель Бухарского Шашмакома. Это те же самые двадцать четыре первичные ладовые ячейки, сложенные в ладообразования, из которых складываются шесть ладовых систем Шашмакома.

Чтобы более наглядно представить видоизменения жанрового стиля Бухарского Шашмакома в Узбекский Шашмаком, прежде всего, необходимо вспомнить начальный период становления нового коллектива макомного ансамбля в Ташкенте. Бесспорно, что первоначальной точкой опоры Узбекского Шашмакома послужили лады, ритмы и композиционные нормы Бухарского Шашмакома. Однако не непосредственно из рук Ота Джалола и Ота Гияса, Левичи или Домла Халима в руки Юнуса Раджаби. Мэтр Узбекского Шашмакома основы Бухарского Шашмакома воспринял из разрозненных частей, которые сохранили в своей маргинальной памяти воспитанники Старой бухарской школы Бухары Борух Зиркиев, Якуб Давыдов и другие.

Борух Зиркиев неординарная личность в истории преемственности традиций Бухарского Шашмакома. Ота Джалола и Ота Гияса, являющихся хранителями «генетического кода» Шашмакома. Даже и не мастер масштаба Левичи или Домлы Халима. Борух Зиркиев - истинный поклонник Шашмакома, каковых в Бухаре было много.

Список литературы /References 1. Шашмаком. Запись Юнуса Раджаби. В шести томах. Ташкент, 1965-1975 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.