БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 1, с. 71-74
Мастер-класс
УДК 025.3 ББК 78.37
ОТ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СВЕРТЫВАНИЯ К АНАЛИТИЧЕСКОМУ: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАТАЛОГИЗАТОРОВ В ВУЗЕ
© А. Ш. Меркулова, О. Я. Сакова, 2011
Кемеровский государственный университет культуры и искусств 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17
Рассмотрены особенности вузовской подготовки студентов по курсу аналитико-синтетической переработки информации, дан анализ содержательной подготовки каталогизаторов в средних профессиональных и высших учебных заведениях, выделены общепрофессиональные и специальные компетенции, свойственные специалистам в области аналитико-синтетической переработки информации. Особое внимание уделено системе непрерывного образования специалистов в области аналитико-синтети-ческой переработки информации. Декларируются недостаточные усилия по реализации принципа преемственности образовательного процесса и необходимость выстраивания единой цепочки по подготовке каталогизаторов в системе «ССУЗ - ВУЗ». Предложено рассмотреть вопрос о дальнейшем активном развитии партнерских отношений между вузами, осуществляющими подготовку каталогизаторов, и региональными, а также национальными библиотечно-информационными корпорациями.
Ключевые слова: подготовка каталогизаторов, аналитико-синтетическая переработка информации, машиночитаемая каталогизация, Кемеровский государственный университет культуры и искусств.
The authors consider the peculiarities of higher education students' training on analytical and synthetic information processing, give a substantial analysis of a cataloguer training at secondary and higher education institutions, underlines professional and special competences of specialists in analytical and synthetic information processing. Special attention is paid to continuous education of the specialists on analytical and synthetic information processing and to insufficient efforts on implementing the principle of succession of educational process in cataloguer training in the system «special secondary educational establishments and higher educational establishments». The authors suggest to think about further active development of partnership relations between higher educational establishments dealing with cataloguer training and regional and as well as national library and information corporations.
Key words: a cataloguer training, analytical and synthetic information processing, automated cataloging, Kemerovo State University of culture and arts.
Подготовка каталогизаторов является одним из приоритетных направлений обучения специалистов библиотечно-информацион-ного профиля. Компетенции, которые приобретают обучающиеся, необходимы им при реализации любой интеллектуальной деятельности, связанной с аналитико-синтетической переработкой информации. Как показывают многочисленные исследования библиотечной технологии, в большинстве технологических процессов применяются различные виды аналитико-синтетической переработки информации.
Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» стал преемником учебной дисциплины «Аналитико-синтетическая обработка
документов». При этом коренным образом изменилось содержание данного учебного предмета, так как расширение объекта изучения позволило рассматривать в курсе не только документ и его виды, но и информационные ресурсы в целом, включая базы и банки данных, сайты, электронные библиотеки и т. д. В новый (третьего поколения) образовательный стандарт данный курс включен под аналогичным названием в объеме 280 часов.
Соблюдая принципы непрерывности и преемственности, системного подхода к образованию, необходимо выстраивать вузовский курс анали-тико-синтетической переработки информации, учитывая все ступени непрерывного образования, в том числе среднее профессиональное образование и систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров.
Для сравнения содержания профессионального обучения аналитико-синтетической переработке ин-
формации был проведен анализ государственных образовательных стандартов среднего и высшего библиотечного образования. В настоящее время подготовка библиотечных кадров в средних специальных учебных заведениях осуществляется на основе ГОС среднего профессионального образования по специальности 0517 «Библиотековедение».
В системе среднего профессионального библиотечного образования знания и умения каталогизатора приобретаются в курсе «Библиотечный каталог». При этом каталогизационная подготовка сводится к приобретению умений составлять библиографическое описание разных видов документов, формировать классификационные индексы, создавать и эксплуатировать библиотечные каталоги, получению представлений о предметных рубриках.
В системе высшего библиотечного образования подготовка каталогизаторов реализуется в курсах «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат», «Лингвистические средства библиотечно-информационной технологии». Изучение курсов «Ана-литико-синтетическая переработка информации» и «Справочно-поисковый аппарат» в вузе предполагает расширение и углубление подготовки будущих каталогизаторов, прошедших обучение в библиотечных училищах, колледжах и техникумах. В учебную дисциплину «Аналитико-синтети-ческая переработка информации» введены три дополнительных раздела: «Теоретические основы аналитико-синтетической переработки информации», «Аннотирование и реферирование», «Обзорно-аналитическая деятельность». Курс «Справочно-поисковый аппарат» углубляет знания и умения студентов формировать и эксплуатировать библиотечные каталоги и картотеки, а также включает новые разделы: «Теоретические основы справочно-поискового аппарата», «Электронные ресурсы справочно-поискового аппарата», «Справочно-по-исковый аппарат учреждений и организаций». Курс «Лингвистические средства библиотечно-ин-формационной технологии» формирует у будущих каталогизаторов системное представление о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения различных лингвистических средств биб-лиотечно-информационной технологии, углубляя знания по аналитико-синтетической переработке информации.
Хотелось бы отметить недостаточность усилий по реализации принципа преемственности образовательного процесса. Отсутствие доступа к учебно-методическим разработкам средних профессиональных учебных заведений не позволяет достаточно четко оценить уровень приобретенных выпускниками знаний и умений в области аналитико-синтетической переработки информации. В то же
время вузовские типовые программы опубликованы и доступны всем желающим [1]. На наш взгляд, есть необходимость выстраивания образовательной траектории подготовки каталогизаторов в системе «ССУЗ - ВУЗ».
Преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) разработан перечень профессиональных компетенций специалиста библиотечно-ин-формационного профиля. Для определения компетенций, приобретаемых студентами в области ана-литико-синтетической переработки информации, выявлены 50 знаниевых единиц и 85 практических умений, формируемых у студентов в рамках курса «Аналитико-синтетическая переработка информации». В результате сопоставления выделенных знаний и умений с общим перечнем компетенций выпускников по специальности «Библиотечно-ин-формационная деятельность» определены общепрофессиональные и специальные компетенции, свойственные специалистам в области аналитико-синтетической переработки информации:
1. Общепрофессиональные компетенции:
• способность самостоятельно разработать направление и порядок действий, необходимых для достижения цели;
• выбор альтернативы из множества, готовность нести ответственность за последствия;
• способность индивидуально вырабатывать и реализовывать решения;
• способность эффективно применять информационные технологии для выполнения конкретных задач;
• способность создавать письменные тексты в соответствии с правилами грамматики;
• способность ясного, последовательного и содержательного наполнения письменных высказываний;
• способность восприятия объекта исследования как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
• готовность к выявлению и формулированию исследовательских и профессиональных проблем;
• способность к формулированию и постановке цели.
2. Специальные компетенции:
• способность структуризации и систематизации составных частей проблемы;
• способность определения логических взаимосвязей и последовательностей;
• способность выявить причинно-следственные связи.
Каталогизационная подготовка в Институте информационных и библиотечных технологий осуществляется на 1-4 курсах обучения в объеме 700 часов. В ходе обучения студенты используют акту-
А. Ш. Меркулова, О. Я. Сакова, 2011, № 1, с. 71-74
альные разработки Российской школы каталогизаторов, а также результаты прикладных научных исследований Института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ: методику координатного индексирования документов и создания списков предметных рубрик, формализованные методики составления аннотаций, рефератов и аналитических обзоров.
Наряду с традиционными методами обучения студентов на аудиторных занятиях используются и информационно-коммуникационные технологии:
• интернет-ресурсы и телекоммуникационные технологии открывают доступ к электронным каталогам библиотек РФ, к различным авторитетным источникам, в том числе к Национальным авторитетным файлам;
• проведение практических занятий в компьютерных лабораториях с использованием систем «Ирбис», «LIBER», «Руслан» и «MARK - SQL» -позволяет обучать студентов машиночитаемой каталогизации с освоением таких актуальных тем, как «Систематизация сетевых ресурсов, баз данных», «Качество индексирования документов», «Предметизация электронных документов»; «Методики формализованного аннотирования и реферирования электронных информационных ресурсов»;
• мультимедийные лекции позволяют повысить информативность, аргументированность, наглядность лекционного материала, включать студентов в активную учебно-познавательную деятельность по освоению технологий аналитико-синте-тической переработки информации;
• компьютерное тестирование дает реальную возможность объективно оценить полученные знания и, что особенно важно, практические умения студентов.
В соответствии с учебным планом каждый студент занимается научно-исследовательской деятельностью, выполняя курсовые и дипломные работы.
Тематика студенческих научно-исследовательских работ во многом определена социальным заказом библиотек, например: «Редактирование авторитетного файла «Предметные заголовки» в электронном каталоге Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества», «Качество индексирования документов в электронном каталоге Научной библиотеки Кемеровской государственной медицинской академии» и др. Часть курсовых и дипломных работ ориентирована на проблемы машиночитаемой каталогизации. Это связано с тем, что 50% библиотек Кузбасса ведут электронные каталоги. Дипломные работы выполняются на базе библиотек не только Кемеровской области, но и всего Сибирского региона, причем выводы носят характер практических рекомендаций.
Лучшие научно-исследовательские студенческие работы представляются авторами на ежегод-
ной научной студенческой конференции КемГУКИ, а также на региональных и федеральных конкурсах, результаты научных исследований публикуются в сборниках, например: «Вузовская наука - библиотечной практике» [2], подготовленном кафедрой технологии документальных коммуникаций, а также ежегодных сборниках лучших научных студенческих работ Кемеровского государственного университета культуры и искусств [3].
Знания и умения по аналитико-синтетической переработке информации студенты углубляют во время учебных и производственных практик, которые организуются со второго по пятый курсы на базе информационных, библиотечных и иных учреждений. Они выполняют практические задания, например, создают электронные каталоги в Куз-бассоблнадзоре, Городской станции юных натуралистов, музее-заповеднике «Красная горка», Кузбасской торгово-промышленной палате.
Учебный процесс по подготовке каталогизаторов обеспечен комплексом учебно-методических пособий: учебных программ курсов, контрольных и самостоятельных работ, сборниками практических занятий, тестами контроля знаний студентов, программ учебных и производственных практик и т. д.
Выпускники-каталогизаторы имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в рамках «Творческой лаборатории по каталогизации» Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, в том числе в «Школе начинающего предметизатора» и мастер-классах; в Кемеровском областном научно-методическом центре по подготовке и повышению квалификации работников культуры и искусств. Ведущим учреждением Сибирского региона по повышению квалификации и переподготовке кадров в области каталогизации является ГПНТБ СО РАН. Российская национальная библиотека и Центр «Либнет» на базе факультета дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств на федеральном уровне предлагают каталогизаторам совершенствовать профессиональные знания и умения по машиночитаемой каталогизации и информационному поиску.
Педагоги, работающие в курсе «Аналитико-синтетическая переработка информации» также регулярно повышают свою профессиональную квалификацию, как в ведущих профильных высших учебных заведениях, так и крупных библиотеках Сибирского региона.
Учебный курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» является своеобразным фундаментом для углубленного изучения студентами информационно-аналитической деятельности во всем ее разнообразии. Кафедра целенаправлен-
но вводит аналитические методы обработки информации в практику изучения профессиональных и специальных учебных дисциплин в рамках квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов». Опыт работы педагогического коллектива в данном направлении представлен в кафедральном сборнике «Методы информационно-аналитической деятельности» [4].
Таким образом, на наш взгляд, необходимо осуществлять профессиональную подготовку каталогизаторов одновременно в режимах традиционной и машиночитаемой каталогизации.
Для реализации принципа преемственности в подготовке каталогизаторов целесообразно осуществлять творческое сотрудничество средних профессиональных и высших учебных заведений.
Сегодня в Институте информационных и библиотечных технологий КемГУКИ наработан большой опыт в подготовке каталогизаторов, однако мы считаем, что удаленность от крупных библиотечных сообществ заставляет задуматься об уста-
новлении партнерских отношений между вузами, осуществляющими подготовку каталогизаторов, и региональными, а также национальными биб-лиотечно-информационными корпорациями.
Список литературы
1. Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы : сб. норматив. док. и учеб.-метод. обеспечения. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 992 с.
2. Вузовская наука - библиотечной практике : науч.-практ. сб. / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. -Кемерово : КемГУКИ, 2007. - 348 с.
3. Культура и искусство: поиски и открытия : сб. ст. по материалам межрегион. студен. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 23 апр. 2009 г.) / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : КемГУКИ, 2009. -285 с.
4. Методы информационно-аналитической деятельности : сб. ст. / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. -Кемерово : КемГУКИ, 2010.
Материал поступил в редакцию 16.06.2010 г.
Сведения об авторах: Меркулова Альмира Шевкетовна - кандидат педагогических наук, доцент, Сакова Ольга Яновна - кандидат педагогических наук, доцент, тел.: (384-2) 35-83-68, e-mail: [email protected]