Научная статья на тему 'ОТ АЛАШ - ОРДЫ К НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: ИДЕЯ "АЛАШ" - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ'

ОТ АЛАШ - ОРДЫ К НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: ИДЕЯ "АЛАШ" - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
980
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАШ / АЛАШ ОРДА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейменова Даметкен Досмухановна

В статье раcсматривается история Алаш. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия Независимости. Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности, сегодня казахстанцы являются хозяевами своей страны и своей судьбы. Алашская идея, рожденная в начале XX века останется в памяти поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM ALASH-ORDA TO INDEPENDENT KAZAKHSTAN: THE IDEA OF "ALASH" - THE NATIONAL IDEA

This article discusses the history of Alash. Just knowing the history of their people and country, you begin to understand the special value acquired at the end of the last century of independence. Independence has provided us with enormous, unprecedented opportunities before today Kazakh people are the masters of their own destiny. Alash idea, born in the early XX century will be remembered for generations.

Текст научной работы на тему «ОТ АЛАШ - ОРДЫ К НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: ИДЕЯ "АЛАШ" - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ»

15. Сем Л.И. Очерки диалектов нанайского языка: би-кинский (уссурийский) диалект. - Л.: Наука, 1976. -212 с.

16. Сем Ю.А. Проблема происхождения ороков Сахалина // Общие закономерности и особенности исторического развития народов советского Дальнего Востока (с древнейших времен до наших дней). - Владивосток: ДВФ им. В.Л. Комарова СО АН СССР, 1965. С.79-87.

17. Сем Ю.А. Из этнической истории малых народов южной части советского Дальнего Востока в XVIII -первой половине XIX в.// Материалы по истории и культуре народов Дальнего Востока (доклады, сообщения, заметки) / Материалы симпозиума по проблеме «История и традиции отечественного востоковедения на Дальнем Востоке (Владивосток, март 1969 г.). - Владивосток: ИИАЭ ДВНЦ АН СССР, 1973. Вып.1. С.9-41.

18. Сем Ю.А.., Захарова И.А. Эвенская топонимика // Филология народов Дальнего Востока (ономастика). - Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1977. С.74-85.

19. Сем Ю.А., Сем Л.И., Сем Т.Ю. Материалы по традиционной культуре, фольклору и языку ороков. Диалектический орокско-русский словарь: Этнографические исследования// Труды ИИАЭ ДВО РАН. -Владивосток: Дальнаука, 2011. Т. XIV. - 157 с.

20. Смоляк А.В. К вопросу о происхождении ороков // Краткие сообщения ИЭ им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т^. С.33-38.

21. Соколовский С.В. Территории традиционного природопользования Сахалина (обоснование проекта) // Расы и народы. - М.: Наука, 2002. Вып.28. С.160-187.

22. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: материалы к этимологическому языку. - Л.: Наука, 1975. Т.1. - 672 с.

23. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: материалы к этимологическому языку. - Л.: Наука, 1977. Т.2. - 992 с.

24. Старцев А.Ф. Время переселения предков уйльта на Сахалин // Традиционная культура населения Сибири и Дальнего Востока: изучение, сохранение, популяризация / Материалы 4-х Кузнецовских чтений (Чита, 11-13 апр. 2012 г.). - Чита, 2012. С.160-165.

25. Старцев А.Ф. Новый взгляд на проблему этногенеза ульта (ороков) Сахалина // Сахалин и Курильские острова в истории России: к 65-летию образования Сахалинской области. Материалы научно-практической конференции (24 января 2012 г.). - Южно-Сахалинск: ГУП «Сахалинская областная типография», 2012. С.297-304.

26.Старцев А.Ф. Этногенетические проблемы: этническая основа уйльта Сахалина // Россия и АТР. - Владивосток, 2013. № 2. С.174-180.

27. Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Части географическо-историческая и антропо-этнологи-ческая. - СПб.: Издание Императорской Академии наук, 1883. Т.1. - 323 с.

28. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, неги-дальцы, айны. - Хабаровск: Дальгиз, 1933. - 740 с.

29. Shiro Sasaki. Anthropological Studies of the Indigenous Peoples in Sakhalin in Pre-Wartime and Wartime Japan // Wartime Japanese Anthropology in Asia and the Pacific / Senri Ethnological Studies 65. - Osaka: National Museum of Ethnology, 2003. P.151-168.

ОТ АЛАШ - ОРДЫ К НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: ИДЕЯ «АЛАШ»

- НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Сулейменова Даметкен Досмухановна

кандидат исторических наук, профессор Западно - Казахстанского инженерно - гуманитарного университета,

г.Уральск, Казахстан.

FROM ALASH-ORDA TO INDEPENDENT KAZAKHSTAN: THE IDEA OF "ALASH" - THE NATIONAL IDEA

Suleimenovа Dametken, Candidate of historical sciences, Professor of West - Kazakhstan University of Engineering and

Humanities. Uralsk, Kazakhstan.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается история Алаш. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия Независимости. Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности, сегодня казахстанцы являются хозяевами своей страны и своей судьбы. Алашская идея, рожденная в начале XX века останется в памяти поколений.

Ключевые слова: Алаш, Алаш - Орда, Независимость, Автономия, национальная идея.

ABSTRACT

This article discusses the history of Alash. Just knowing the history of their people and country, you begin to understand the special value acquired at the end of the last century of independence. Independence has provided us with enormous, unprecedented opportunities before today Kazakh people are the masters of their own destiny. Alash idea, born in the early XX century will be remembered for generations.

Keywords: Alash, Alash - Orda, Independence, А^опоту, National idea.

Сегодня идет целенаправленная работа по возрождению исторического общества. Любовь к Отечеству, чувство со причастности к истории и судьбе страны, понимание ценностей материального и духовного наследия, созданного народом в прошлом, начинается с уважения памяти предшественников. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия Независимости. Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности, сегодня казахстанцы являются хозяевами своей страны и своей судьбы. Каждая земля, как известно, рождает своих великих сынов. Казахская степь также гордится славными героями, такими как Ке-несары хан, батыры Срым, Исатай, Махамбет и многие другие. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. И важную роль в этой многовековой борьбе сыграли представители национальной интеллигенции рубежа XIX и XX столетий. Рождение демократического движения, первой политической партии Алаш и правительство Алаш - Орды свидетельствовала о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, заявившей в условиях острых социальных коллизий в начале XX века о своем стремлении решать судьбоностные вопросы будущего развития родного народа.

Деятели Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Границы нашего государство очерчены в начале 1920-х годов участниками Алаш-Орды. Образование в 1920 году Киргизской (Казахской) АССР в составе РСФСР являлось результатом компромисса между Алаш-Ордой и Советской властью. Алашские лидеры приняли активное участие в процессе нацианального-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель. Представители Алашской интеллигенции А. Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, А.Беремжанов, М.Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, У.Танашев, Х.Досмухамедов, а также национал-коммунисты С.Ходжанов, Т.Рыскулов, С.Мендешев, С.Садвокасов и другие прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории [1,с.15] Казахские интеллигенты того поколения были людьми высокого порыва и самопожертвования, формировавшими мировоззрение своей эпохи. Они являются для нас, современников, поистине безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности нацианальному и гражданскому долгу.

Лидер Алаш - Орды Алихан Букейханов проникновенно писал: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей Родины, для меня судьба ее превыше всех благ... Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится» [2,с.5]. Деятели движения Алаш стояли на пути духовного и национального пробуждения народа и боролись за обретение государственности каза-хов.Они мечтали видеть свой родной народ свободным и независимым. «Наша цель- предоставить возможность самому народу решать свою судьбу. Только добившись автономии, народ возьмет судьбу в свои руки,- подчеркивал Жаханша Досмухамедов. Свергнуто самодержа-вие.Теперь управлять народом должны те, кто знает его хозяйство и быт, язык, нравы, обычаи и традиции. Как бы то ни было, мы должны получить автономию» [3,с.9]

«Основная цель, который руководствовались при создании партии Алаш, была судьба казахского народа, создание независимого государства наравне с другими развитыми высококультурными народами, обладающими богатством территории и государственностью» отмечал Алихан Ермеков [4,с.127].

Казахские интеллектуалы стремились поднять уровень развития народа в ряд с передовыми странами Азии, такими как Япония. Не случайно их впоследствии обвиняли в японском шпионаже, обьявив «японскими агентами» Халел Досмухамедов писал своему земляку, уроженцу Гурьевского уезда, студенту Казанского ветеринарного института Губайдолле Бердиеву: «После долгой городской душной жизни степь произвела на меня чарующее впечатление. Вид знакомых кибиток, приезд в свой дорогой аул, встреча родных, почтение посторонних- все это производит неотразимое впечетление и свидетельствует о превосходстве степняков над цивилизованными. Когда подумаешь,что сотни киргизов получают высшее образование, то приходишь к заключению, что и этот народ способен к труду, к прогрессу, то и он, может быть, когда - нибудь займет в мировом господстве одно из почетных мест, что и он может сделаться второй Японией» [5,с.132].

Через газету «Казах» Ахмет Байтурсынов призывал народ к просвещению, труду, освобождению от вековой спячки, пробуждая в каждом киргизе чувство гражданина» [6].

Алашские деятели подняли национальное самосознание народа на государственный уровень. Партия Алаш стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени. Основной идеей алашординцев было единство народа, и этот лозунг актуален и по сей день. Основными целями движения Алаш являлись создания системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, остановка процесса переселения крестьян из внутренних губерний России на казахские земли, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.

Даже теперь, спустя многие десятки лет, поражает много плановость повестки дня областных собраний казахов и всеказахских съездов. В постановлениях народных собраний содержались требования навечно закрепить за казахами исконные национальные земли и их недра, создать милицию и казахское земство, организовать начальный всеобуч на казахском языке [7,с.145]

В своей книге « В потоке истории » Президент Казахстана Н.А.Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш - Орды:,, В начале XX века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно - интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации... Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии Алаш, сохраняют свое значение и поныне. Это было не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям [8,с.279].

Как известно, история не дала партии Алаш, Алаш-ской автономии и ее правительству Алаш - Орде возможности осуществить свою программу создания и укрепления казахской государственности на основе единства всех слоев народа. Отвергая насилие, отрицая классовую природу государства, алашские деятели выступали против диктатуры одного класса в обществе. Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы, разрозненность и отсутствие четкой программы политической борьбы явились причиной поражения Алаш в политическом противостоянии большевикам. Деятели Алаш были феноменами, рождающимися раз в столетие. Каждый из них был маяком, светочем для народа.

Алашская идея, рожденная в начале XX века продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время и придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта Алашской интеллигенции будет поддерживать казахстанский народ в потоке

истори. История Алаша и светлые образы Алашординцев на всегда останутся в памяти поколений.

Литература

1. Айдын Р.Светлый путь Алаша. - Алматы, 2014.

2. Движения Алаш: Сборник матер.З-х том. - Алматы, 2011. газета «Казах» - 1914, 23 январь.

3. Мамраева А. Общественно - политическое развитие Казахстана начале ХХ века и Алихан Букейха-нов. - Алматы, 1997.

4. Мажитов Р. Общественно - политическая деятельность Жаhанша Досмухамедова. - Уральск, 2007.

5. Озганбаев О. Немеркнущая звезда. - Алматы, 2003.

6. Назарбаев Н. А. В потоке истории. - Алматы., 2003.

7. Сулейменова Д. Д. История западного отделения Алаш - как составная часть краеведения. Монография. - Алматы, 2007.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Сущенко Виктор Алексеевич,

доктор ист. наук, профессор, Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону

STRONG AND WEAK POINTS OF THE BASIC CONCTPTIONS OF THE WORLD-HISTORIC PROCESS Sushchenko Viktor, doctor of history, professores, Southern Federal University АННОТАЦИЯ

Целью статьи является анализ сильных и слабых сторон наиболее популярных в научной среде концепций всемирно-исторического процесса. Вывод заключается в том, что универсальной концепции нет, и не может быть. Развитие исторической науки ведёт к появлению новых теорий, объясняющих этот процесс. ABSTRACT

The aim of the article is the analysis of strong and weak points of the most popular conceptions of the world-historic process. The conclusion is that there is no universal conception and it cannot exist Development of history leads the introduction of new theories, explaining this process.

Ключевые слова: Концепция, формация, цивилизация, всемирно-исторический процесс. Keywords: Conception, formation, civilization, the world-historic process.

Основными концепциями всемирно-исторического процесса в настоящий момент являются пока ещё сохраняющий свои позиции у части отечественных историков формационный подход к изучению истории, и приобретший популярность в новой России цивилизационный подход. Оба в совокупности своих положительных и отрицательных сторон.

Формационный подход или, иначе, марксистско-ленинская концепция смысл исторического развития видит в достижении идеального общественного строя, без эксплуатации и угнетения, с общественной собственностью на средства производства и полным народовластием. Пружину или главную силу исторического развития историки-марксисты видели в классовой борьбе и в её высшем проявлении - социальной революции, которая способствует переходу человечества на более высокую ступень развития. Процесс развития всего человечества заключался в смене одной общественно-экономической формации другой - более прогрессивной. Поэтому мате-

риалистическую концепцию истории ещё называют учением о пяти общественно-экономических формацией. Это первобытнообщинная («первобытный коммунизм»), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, с первой её стадией - социалистического общества. Главным и определяющим в развитии человеческого общества объявлен фактор материального производства.

Данная концепция имеет свои сильные стороны. Привлекает простая и внутренне непротиворечивая картина исторического процесса. Ведь, действительно, на разных этапах развития человеческого рода были рабы и рабовладельцы, зависимые крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты, вместе с присущими классовому обществу социальными антагонизмами. Совершенно справедливым представляется также первостепенное внимание к роли экономического фактора в жизни человеческого общества. Ведь, довольно трудно опровергнуть слова Ф. Энгельса, сказанные им на могиле К. Маркса о том, что люди в первую очередь должны, есть, пить, иметь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.