Научная статья на тему 'История Алаш в судьбах исторических личностей (исторический образ Семиреченского деятеля Алаш - Ыбрайыма Джайнакова)'

История Алаш в судьбах исторических личностей (исторический образ Семиреченского деятеля Алаш - Ыбрайыма Джайнакова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1030
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАШ / ЖЕТЫСУ / ЫБЫРАИМ ЖАЙНАКОВ / ВОССТАНИЯ / 1916 ГОД / РЕВОЛЮЦИЯ / НАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬ / ПАРТИЯ / СВОБОДА / ALASH / ZHETYSU / YBYRAYIM ZHAINAKOV / REBELLION / 1916 / THE REVOLUTION / NATION / LEADER / PARTY / FREEDOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толенова Зирабубы Маймаковна, Оразов Рашид Ешенович

В этой статье исследована жизнь и деятельность Ыбыраима Жайнакова на материалах архивных источников, отложившихся в фондах государственных архивах РК, что позволило установить хронологическую последовательность событий, связанных с историей Алаш, выявить факты из жизни и деятельности участников движения Алаш. Особое внимание уделено Ыбырайыму Жайнакову, оставившему неизгладимый след в истории Семиречья, как одному из лидеров движения Алаш. Масштаб личности Ы. Жайнакова, умело сочетавшего переводческую работу с общественной активностью по-настоящему ярко раскрылся в период организации помощи казахско-киргизским беженцам Семиречья. Казахский комитет Семиреченской области под председательством Ы. Жайнакова был одним из первых, кто протянул руку помощи, возвращавшимся из Китая казахско-киргизским беженцам. Активная позиция Ы. Жайнакова проявилась в освободительном восстании в Семиречье, где он призывал народ не вступать вооруженный конфликт, стремясь уберечь народ от неизбежной кровавой гибели и прилагал всевозможные усилия, чтобы разрешить разногласия мирным путем. Советская власть не позволила Ы. Жайнакову лидировать в казахской среде, устроив аресты, гонения, в результате чего он был вынужден покинуть Казахскую автономию, переехав в Китай. Историографический обзор и анализ источников демонстрирует множество неизученных лакун в персональной истории Алаш и Алаш Орды. Отсутствие системного междисциплинарного подхода в исследовательской практике изучения указанной проблематики приводит к тому, что многое остается за кадром, не только ввиду недостаточности источниковой базы, но за большими глобальными событиями остается человек, личность, как например Ы. Жайнаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of Alash in the fates of historical figures (historic image of the Semirechye figure of the Alash - Ybyrayim Zhainakov)

This article examines the life and work of Ybyrayim Zhainakov on the materials of archival sources deposited in the funds of the state archives of the Republic of Kazakhstan, which allowed to establish a chronological sequence of events related to the history of Alash, to identify facts from the life and activities of the participants of the Alash movement. Special attention is paid to Ybyrayim Zhainakov, who left an indelible mark in the history of Semirechye, as one of the leaders of the Alash movement. The scale of the individual Y. Zhainakov, who skillfully combined translation work with social activity, really opened up brightly during the organization of assistance to Kazakh-Kyrgyz refugees of Semirechye. Kazakh Committee of Semirechensk region chaired by the chairman Zhainakov was one of the first who extended a helping hand to Kazakh-Kyrgyz refugees returning from China. The active position of Y. Zhainakov manifested in the liberation uprising in Semirechye, where he urged the people not to enter into armed conflict, trying to save the people from the inevitable bloody death and made every effort to resolve differences peacefully. The Soviet authorities did not allow It. Zhainakov led in the Kazakh environment, arranging arrests, persecution, as a result of which he was forced to leave the Kazakh autonomy, moving to China. The historiographical review and analysis of sources demonstrates many unexplored lacunae in the personal history of Alash and Alash Horde. The absence of a systematic interdisciplinary approach in the research practice of studying this problem leads to the fact that much remains behind the scenes, not only due to the lack of a source base, but for large global events there is a person, a personality, for example as Y. Zhainakov

Текст научной работы на тему «История Алаш в судьбах исторических личностей (исторический образ Семиреченского деятеля Алаш - Ыбрайыма Джайнакова)»

The history of Alash in the fates of historical figures

(historic image of the Semirechye figure of the Alash - Ybyrayim Zhainakov)

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-4-566-585 Tolenova Zirabuby Maimakovna

Leading researcher, head of the Department of the Institute of history and ethnology named CH. Valikhanov of CS ME of the Republic of Kazakhstan, candidate of historical sciences, associate professor, Almaty, Republic of Kazakhstan. E-mail: tolenova@mail.ru Orazov Rashid Eshenovich

Senior researcher of the Department of external relations, information and scientific cluster of the Institute of history and ethnology named CH. Valikhanov of CS ME of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Republic of Kazakhstan. E-mail: r.o.e@mail.ru

Abstract. This article examines the life and work of Ybyrayim Zhainakov on the materials of archival sources deposited in the funds of the state archives of the Republic of Kazakhstan, which allowed to establish a chronological sequence of events related to the history of Alash, to identify facts from the life and activities of the participants of the Alash movement. Special attention is paid to Ybyrayim Zhainakov, who left an indelible mark in the history of Semirechye, as one of the leaders of the Alash movement.

The scale of the individual Y. Zhainakov, who skillfully combined translation work with social activity, really opened up brightly during the organization of assistance to Kazakh-Kyrgyz refugees of Semirechye. Kazakh Committee of Semirechensk region chaired by the chairman Zhainakov was one of the first who extended a helping hand to Kazakh-Kyrgyz refugees returning from China. The active position of Y. Zhainakov manifested in the liberation uprising in Semirechye, where he urged the people not to enter into armed conflict, trying to save the people from the inevitable bloody death and made every effort to resolve differences peacefully.

The Soviet authorities did not allow It. Zhainakov led in the Kazakh environment, arranging arrests, persecution, as a result of which he was forced to leave the Kazakh autonomy, moving to China. The historiographical review and analysis of sources demonstrates many unexplored lacunae in the personal history of Alash and Alash Horde. The absence of a systematic interdisciplinary approach in the research practice of studying this problem leads to the fact that much remains behind the scenes, not only due to the lack of a source base, but for large global events there is a person, a personality, for example as Y. Zhainakov

Key words: Alash, Zhetysu, Ybyrayim Zhainakov, rebellion, 1916, the revolution, nation, leader, party, freedom.

Тарихи тулгалар тагдырындагы Алаш тарихы

(Апаштын Жетюудагы кайраткер1 Ыбырайым Жайнаковтын тарихи бейнес^ Толенова Зирабубы Маймаковна

Жете^ гылыми ^ызметкер, Кр БГМ FK Ш. Уалиханов атындагы тарих жэне этнология институтыныц бeлiм мецгерушю!, доцент, Алматы Казахстан Республикасы, E-mail: tolenova@mail.ru Оразов Рашид Ешенович

КР БFМ FK Ш.Уалиханов атындагы тарих жэне этнология институтыныц ага гылыми ^ызметкер^ сырт^ы байланыс, аппарат жэне гылыми кластер бeлiмi Алматы Казахстан Республикасы. E-mail: r.o.e@mail.ru

Андатпа. Бул ма^алада КР мемлекетпк мурагаттары ^орларында са^талган мурагат деректерi материалдары бойынша Ыбырайым Жайна^овтыц eмiрi мен ^ызмет зерттелшт, Алаш тарихымен байланысты о^игалардыц хронологиялыщ бiрiздiлiгiн аны^тауга, Алаш ^озгалысы ^атысушыларыныц eмiрi мен ^ызмет бойынша фактiлердi ай^ындауга мYмкiндiк бердк Алаш еозгалысыныц кешбасшыларыныц бiрi ретiнде Жетiсу тарихында ешпес i3 ^алдырган Ыдырайым Жайна^ов^а ерекше назар аударылган.

Аударма iсi мен ^огамдыщ белсендiлiктi езара уштастыра бiлген Ы. Жайна^овтыц жеке тулгалыщ бейнесi Жетюудыц ^аза^ыргыз бос^ындарына кeмектi уйымдастыру кезшде ерекше ай^ын кeрiндi. Ы.Жайна^ов тeраFальщ еткен Жетiсу облысыныц ^аза^ комитет Кытайдан ^айта оралган ^аза^ыргыз бос^ындарына алгаш^ы болып ^ол ушын бергендердщ бiрi болды.

Ы. Жайна^овтын белсенФ позициясы Жетюудагы азаттыщ квтерiлiсте де кврЫдк Онда ол халы^ты ^арулы ^а^тыгыс^а бармауга ша^ырып, халы^ты ^анды ^ыргыннан аман са^тап калуга тырысып, ^айшылы^ты бейбiт жолмен шешуге барлыщ ^ш-ж^ерш жумсады. Кенес вкiметi тут^ындау, ^удалау жYргiзу ар^ылы Ы. Жайна^овтын ^аза^тын ортасында квшбасшылыщ етуiне кедергi жасады. НэтижесЫде ол Каза^ Автономиясын тастап, К^ытайга кетуге мэжбYP болады. Тарихнамалыщ шолу мен деректердi талдау барысында Алаш пен Алаш Орданын жеке тулгалар тарихынын элi де болса, толыщ зерттелмегендiгiн кврсетедi. Аталмыш мэселен зерттеу тэжiрибесiнде жYЙелi пэнаралыщ тэстдщ болмауы тек дерекнамалыщ базанын аздыгынан гана емес, сонымен ^атар, манызды о^игалардан тыс Ы. Жайнаков сия^ты тулгалар назардан тыс ^алады.

ТYЙiн сездер: Алаш, жетiсу, Ыдырайым Жайнаков, квтерiлiс, 1926 жыл, твцкерю, улт, ^айраткер, партия, еркiндiк.

История Алаш в судьбах исторических личностей1 (исторический образ

Семиреченского деятеля Алаш - Ыбрайыма Джайнакова) Толенова Зирабубы Маймаковна

Ведущий научный сотрудник, заведующий отделом Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова КН МОН РК, кандидат исторических наук, доцент, Алматы, Республика Казахстан. Е-таН; tolenova@mail.ru Оразов Рашид Ешенович

Старший научный сотрудник отдела внешиних связи, информации и научного кластера Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова КН МОН РК, Алматы, Республика Казахстан. Е-таН: r.o.e@mail.ru

Аннотация. В этой статье исследована жизнь и деятельность Ыбыраима Жайнакова на материалах архивных источников, отложившихся в фондах государственных архивах РК, что позволило установить хронологическую последовательность событий, связанных с историей Алаш, выявить факты из жизни и деятельности участников движения Алаш. Особое внимание уделено Ыбырайыму Жайнакову, оставившему неизгладимый след в истории Семиречья, как одному из лидеров движения Алаш.

Масштаб личности Ы. Жайнакова, умело сочетавшего переводческую работу с общественной активностью по-настоящему ярко раскрылся в период организации помощи казахско-киргизским беженцам Семиречья. Казахский комитет Семиреченской области под председательством Ы. Жайнакова был одним из первых, кто протянул руку помощи, возвращавшимся из Китая казахско-киргизским беженцам.

Активная позиция Ы. Жайнакова проявилась в освободительном восстании в Семиречье, где он призывал народ не вступать вооруженный конфликт, стремясь уберечь народ от неизбежной кровавой гибели и прилагал всевозможные усилия, чтобы разрешить разногласия мирным путем.

Советская власть не позволила Ы. Жайнакову лидировать в казахской среде, устроив аресты, гонения, в результате чего он был вынужден покинуть Казахскую автономию, переехав в Китай. Историографический обзор и анализ источников демонстрирует множество неизученных лакун в персональной истории Алаш и Алаш Орды. Отсутствие системного междисциплинарного подхода в исследовательской практике изучения указанной проблематики приводит к тому, что многое остается за кадром, не только ввиду недостаточности источниковой базы, но за большими глобальными событиями остается человек, личность, как например Ы. Жайнаков Ключевые слова: Алаш, Жетысу, Ыбыраим Жайнаков, восстания, 1916 год, революция, нация, деятель, партия, свобода.

1 Статья подготовлена в рамках научного проекта по ПЦФBR 05236643 «Историческая энциклопедия Казахстан»

УДК/UDC 368.08+94(574)

История Алаш в судьбах исторических личностей (исторический образ Семиреченского деятеля Алаш - Ыбрайыма Джайнакова)

З.М. Толенова, Р.Е. Оразов

Введение. Для более глубокого осмысления и понимания национальной истории начала ХХ века, выдающихся персоналий, проявивших себя в общественной жизни, необходимо разностороннее и подробное изучение процессов национально-либеральных и демократических движений в Российской империи. В указанное время Россия оказалась лидером революционных и национально-демократических преобразований в стране, избрав путь конституционных перемен, стремилась посредством экономических реформ включится в общеевропейское прогрессивное движение. Национальная казахская интеллигенция сформировались как составная часть нового реформаторского поколения, выступив в первых рядах казахского народа.

В начале прошлого века, наполненного политическими потрясениями, одной из наиболее важных и значимых сторон, особым историческим и политическим явлением в национальной истории стало движение Алаш. Деятели Алаш оказали значительное влияние на формирование и развитие национально-освободительного движения казахов, направленного против колониального господства русского самодержавия и монархической власти, они стали его идейными вдохновителями и организаторами, которым оказалось по силам вывести национальую борьбу на новый качественный уровень. Говоря о них, невозможно не упомянуть о «лидере нации» Алихане Букейханове и «учителе нации» Ахмете Байтурсынове. А. Букейханов получил современное прогрессивное образование, являлся широко известным ученым-энциклопедистом и общественно-политическим деятелем. Если А. Букейханову удалось вывести национально-освободительное движение в Степном крае на путь европейской демократической конституционной парламентской борьбы, то А. Байтурсынов, гармонично дополнивший общеказахскую идею, смог придать освободительному движению казахского народа подлинно национальный облик и гуманистский смысл. Оба деятеля относились к данному политическому движению с присущему ему принципами европейской борьбы с позиции национального духа и пробуждения национально сознания. Это движение, отвечавшее национальным интересам и чаяниям казахского народа, начало пускать глубокие корни в Казахской степи.

«Сондай XX гасыр даналарыныц бipi - Ахмет Байтурсынов. Ол ^рескен кесапаттар - надандык, карацгыльщ, уйкышылдык, адами хайуандык, отар-шылдык улттыц, азуы мен тозуын оныц буратаналык болмысы, жараланган жан жарасын кулшылдык санасын таланган жер^ кансыраган тл шокындыру саясатынан жансыздана бастаган дУ, орыстандырыла бастаган дл Бiр сезбен айтканда: ^азак халкыныц болашакта болу, болмау альтернативасы.

Ахац тагдыры - ел тагдыры»...» (^озыбаев, 1998:23), из этой оценки академика М.Козыбаева можно увидеть не только собирательный образ и портрет деятеля, но и его жизненные взгляды и политические принципы.

«Я оставил, я лежу,

Ты оставил, ты лежишь,

Кто тогда будет работать?!

(Мен буктым, жаттым,

Сен буктыц, жаттыц,

Юм ютейд^ кызмет?)» - вместив в эти строки свой главный девиз служения будущему нации, А. Байтурсынов искал борцов за национальные интересы, обращаясь с призывом: «если на свет придет сын, который встанет на великий путь служения народа, то разве может быть большего счастья для его народа?», и первыми, кто откликнулся на его призыв были деятели Алаш.

Материалы и методы. В основу предложенного исследования об истории создания движения Алаш и его Семиреченского лидера Ы. Жайнакова легли документы центральных архивов, таких как Центральный государственный архив и Архив Президента Республики Казахстан, Государственный архив Алматинской области.

Методологической основой работы стали современные концептуальные подходы и общенаучные методы исследования, как персональная история, методологические принципы антропологической истории, микроистории.

Обсуждение. Известный ученый Кенес Нурпеис в своей книге писал: «В состав партии Алаш, возглавляемой такими лидерами казахской либерально-демократической интеллигенции как Алихан Букеиханов и Ахмет Байтурсынов с первых же дней вошли видные представители казахской научной и творческой интеллигенции - М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, X. Габбасов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, М. Дулатов и другие. Большинство из них в сложившейся летом 1917 года ситуации не приняли социалистическую идеологию и программу борьбы, основанную на классовых принципах, по мнению деятелей партии Алаш, все казахское общество того времени не было готово к этому, и по этой причине, они приняли курс на объединение вокруг девиза «За спасение казахского народа от колониального гнета». Они понимали, что одним из главных средств в осуществлении этого курса должна стать партия Алаш, созданная на первом общеказахском съезде» (Нурпеисов,1995:119-120).

Ставшие на путь борьбы за общенациональные интересы А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Турайгыров, Х. Габбасов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, Т. Шонанов, М. Шокай, И. Тергеусизов, Б. Сулеев и другие представители национальной политической элиты и образованные, прогрессивные выходцы из простого народа, с целью придания организованного характера национально-освободительному движению стали издавать газеты и журналы, книги, в которых содержались призывы на борьбу за суверенитет, активно участвовать в мусульманском и пантюркистском движение при Государственной думе. Тем самым они, освоив методы и приемы ведения политической борьбы, стали впитывать идею независимости в сознание народа. В качестве примера можно привести журнал «Айкап», начавшийся издаваться с 1911 г., газету «^азак», выпускавшуюся с 1913 г. и поднявшиеся до уровня общенационального издания, издававшиеся в 1917-1918 гг. периодические казахские печатные издания как <^рлк туы» и «Сарыарка», внесших свой существенный вклад в становление идеологии национально-освободительной борьбы и сплочение национальной интеллегенции вокруг партии «Алаш». Эту мысль можно подытожить рассуждениями академика К. Нурпеиса: «Значительная часть представителей первой группы казахских интеллигентов были универсальными специалистами: они занимались не только научной работой, учительским и просветительским делом, публикованием периодических изданий на казахском языке, но также художественным творчеством. Другими словами, они старались по мере возможностей

полностью отвечать духовным запросам казахского общества того времени. Путем Издания журнала «Айкап» и первой общенациональной газеты «Казак» они сыграли большую и положительную роль в призыве народа к обучению, переходу к оседлости кочевых крестьян, в пропаганде прогрессивных форм ведения хозяйства, в защите прав женщин и отстаивании их равенства, в формировании общественного мнения против колониальной политики, проводимой царским правительством» (Нурпеисов, 1995:123).

На тот момент руководители партии «Алаш» заложили идею о создании национального, демократического государства. Как писал ученый-алашовед М.К. Койгельдиев: «Главной целью движения Алаш было создание такого государственного устройства, которое бы предоставило казахскому народу право на самоопределение и самоуправление, иными словами, это означало бы признание метрополией права на национальную государственность, и в результате этого, образование отдельного государства; остановить волну переселенцев, прибывавших на казахскую землю из внутренней России, опираясь на мировой опыт изменить казахское общество в соответствии с новыми жизненными требованиям (модернизация), одновременно с уважительным отношением к демократическим принципам, открыть путь к процветанию национальной культуры и распространению знаний. Увидившая свет в ноябре 1917 года программа партии «Алаш» в качестве общенациональной цели ставила перед собой задачи именно такого содержания. Вместе с тем, программа поддерживала идею о преобразовании российское государства в Федеративную Республику, и объединение разрозненных казахских областей в одно единое государство, которое вошло бы в состав Российской Федерации на правах автономии» (Койгельдиев, 2004:4-5).

В своей работе, посвященной анализу исторических личностей ХХ века академик М.Козыбаев писал: «Как указано в цели программы партии Алаш, во главе борьбы за будущее нации, ее богатства и блага цивилизации, на путии ее прогрессивного развития, «спасителем нации» выступил Ахмет Байтурсынов, который стоял у истоков национального возрождения в ХХ веке, и по праву входил в число крупных мыслителей мирового масштаба. Он стоит в одном ряду вместе с величайшими мировыми деятелями - великим гуманистом ХХ века Ганди, пробудившим ото сна тюркский мир Кемаль Ататюрком, объединившим разрозненнный арабский мир Насером, заставившим плакать матерую колонизаторскую Россию, Шамилем ХХ века -Дудаевым, вызвавший чувство сострадания в сердце каждого четвертого жителя земли Дян Сяо Пином, первым покорителем космоса Гагариным, защитником прав человека Сахаровым, лидером и предводителем Алаш Алиханом Букейхановым» (Козыбаев, 1998:22).

Таким образом, превратившееся во внушительную силу в ХХ веке движение Алаш следует рассматривать как продолжение того просветительского движения времен Абая, которое сформировалось еще в Х1Х веке.

Результаты. Авторы представили персональную историю жизни и деятельности Ыбыраима Жайнакова. В основу предложенной статьи легли архивные документы, отложившиеся в фондах государственных архивах РК. Материалы архива, сохраненные в этих фондах, дают возможность в хронологическом порядке проследить и изучить историю жизни и деятельности движения Алаш и его деятелей.

Говоря о движении Алаш, мы в большинстве случаев уделяем большое внимание только крупным историческим личностям, находившимся в его главе и авангарде, тем самым, забывая о тех, кто представлял их интересы в

различных регионах нашей страны, по этой причине их жизнь и деятельность остается неизученной в полной мере (Фото №1).

К их числу можно отнести семиречинского деятеля движения Алаш Ыбырайыма Жайнакова, оставившего после себя значительный и поучительный след в истории Семиречья.

Если заглянуть в архивные документы, то можно увидеть, что Ыбырайым Жайнаков был выходцем из обычной семьи кочевой казахской волости. Его отец - Джайнак Караталов (фото №2), в 60-х годах Х1Х века возглавлял Баба-Каскараускую волость.

В этих документах, покибиточной переписи 1882 года по Семиреченской области о хозяйстве Жайнака Каратаевича приведены следующие сведения: «Есть 3 семейства, 6 мужчин и 4 женщины, грамотных нет, есть 15 верблюдов, 100 лошадей, крупного рогатого скота - 5, 1000 овец. Жайнак Караталов жил в ауле №3 Большеалматинской волости Верненского уезда»2.

Однако, в воспоминаниях и записях внучки Ы. Жайнакова - Надии, указывается, что он проживал в районе Каскелен.

Жайнак Каратаевич думая о будущем своего сына, и стремясь дать ему образование, отдает его на учебу в Верненскую мужскую гимназию. В документе Ыбырайыма Жайнакова, подтверждающем его обучение в Верненской гимназии указано, что он родился в 1883 году в Большеалматинской волости Верненского уезда (фото № 3).

Во время обучения в гимназии Ы. Жайнаков начинает страдать от заболевания легких, для лечения он направляется на один месяц на Иссык-куль. Так указано в его прошении на имя директора гимназии от 15 марта 1901 года, в котором ученик 6-класса Ы. Жайнаков просил на месяц освободить его от учебы. Для подтверждения этой информации приводим копии с подлинников этого прошения и заключения врача гимназии (фото № 4)3.

По совету врача ему назначалось лечение кумысом на жайлау, а затем необходимость лечения водами озера Иссык-куль. О том, что этот его недуг стал получать затяжной характер подтверждается прошением его матери -Шолпан Жайнаковой (фото №5)4.

После окончания 6-го класса в 1902 году Ыбырайым Жайнаков был вынужден прекратить учебу в Верненской гимназии по состоянию здоровья. В 1904 году он работал переводчиком при Джаркентском уездном управлении, затем в качестве переводчика военного губернатора Семиреченской области Фольбаума.

Из следующего документа можно увидеть, что руководство гимназии возлагало большие надежды на своего ученика, отличавшегося стремлением к знаниям. Оно в 1904 году ходатайствовало о принятии своего бывшего ученика в ряды студентов в Казанский ветеринарный институт ( фото 6)5.

После окончания Верненской мужской гимназии, Ы. Жайнаков исполняет обязанности переводчика при Семиреченском областном правлении. В этот период им под влиянием происходивших в стране общественно-политических преобразований было организовано собрание волостных управителей из уважаемых аксакалов Семиречья, состоявшееся 21 октября 1911 г. На нем было подготовлено обращение в Государственную думу о невмешательстве областной администрации, переселенческих управлений, отрядов

2 ЦГА РК.Ф. 44, оп. 1, д. 335, л. 111

3 ЦГА РК.Ф. 94, оп. 1, д. 1657, л. 1.

4 ЦГА РК. Ф. 94, оп. 1, д. 1657, л. 3.

5 ЦГА РК.Ф. 94, оп. 1, д. 1657, л.4.

политического сыска в дела кочевого населения области, а также рассмотрен вопрос об отправке специального представителя. Им был избран видный казахский деятель, представитель национальной интеллигенции Барлыбек Сыртанов, которому удалось донести членам Мусульманской фракции Государственной думы обращение и просьбу казахского населения Семиречья.

Об этом ученый-историк В.З. Галиев в своем труде приводит следующий отрывок из протокольной записи: «Протокольная запись агентурных сведений начальника Верненского отдела ссыска о подготовке к поездке Б. Сыртанова в г. Санкт-Петербург:

Верный, 28 ноября 1911 года. Совершенно секретно. Начальник Верненского ссыскного отдела, губернский секретарь Сключев получил нижеследующие сведения в этот день месяца: губернский секретарь Ибраим Жайнаков получил письмо из Копальска от находящегося в отпуске советника Барлыбека Сыртанова, это письмо имело отношение к областной и уездной администрациям и переселенческим организациям. В ближайшие дни из Копальска прибыл туземный школьный учитель, киргиз из Тургайской области, имя которого неизвестно и остановился в туркестанских номерах, он привез вышеуказанное письмо Жайнакову; тот после получения письма созвал собрание правителей волостей и уважаемых киргиз, однако, к сожалению, какие на нем были вопросы обсуждены нам неизвестно. Тем не менее, распространился слух о том, что Сыртанов для своей поездки в Санкт-Петербург просил от каждой киргизской волости собрать по 300 рублей, и просил уведомить правителей волостей и уважаемых людей о том, что в скором времени прибудет в Верный» (Галиев, 2013:35-36).

В этом же труде В.З. Галиева говорится о том, что Ы. Жайнаков и И. Тергеусизов стали одними из первых, кто в Семиречье распространял и агитировал книгу М. Дулатова «Оян, казак» (Проснись, казах!), изданной в 1911 году в типографии «Вакыт».

Приведенные выше сведения подтверждаются и архивными документами. Так, в донесении от агента под псевдонимом «Черный», поступившем в Туркестанское окружное охранное отделение, приводится следующая информационная сводка: «Образованные и уважаемые в Семиреченской области казахи - Б. Сыртанов, Ы. Жайнаков, Е. Абылайханов, а также ряд других переводчиков агитируют местных казахов киргиз о том, что могут вывести из тупикового кризиса не только все Семиречье, но и весь Туркестанский край, тем самым противопоставляя их властям. Потерявшие надежду получить от царского правительство помощь, местные казахи через Е. Абылайханова и переводчика Жайнакова стали тайным образом устанавливать контакты с турецким султаном и бухарским эмиром. Два года тому назад из Мекки приезжал один образованный знаток араб, который показал пути установления связей с султанским и эмирским правительствами. По его словам, в случае, если будут установлены тесные контакты, то Султан и Эмир могут потребовать от русского правительства сохранения прав мусульман Туркестанского края»6.

Масштаб личности Ы. Жайнакова, умело сочетавшего переводческую работу с общественной активностью по-настоящему ярко раскрылся в период организации помощи казахско-киргизским беженцам Семиречья. Казахский комитет Семиреченской области под председательством Ы. Жайнакова был одним из первых, кто протянул руку помощи, возвращавшимся из Китая

6 ЦГА РУз.Ф. И-461, оп. 1 -т., д. 1023, л. 2.

казахско-киргизским беженцам. Казахский комитет Семиреченской области занимался такими важными мероприятиями как хозяйственное обустройство, земле- и трудоустройство прибывающих беженцев, организацией общественных пунктов питания для голодающих и др. Вследствие неоднократных обращений Ы. Жайнакова в высшие органы власти о тяжелом положении беженцев Туркестанский комитет Временного правительства выделяет на их нужды средства на сумму 100 тыс. руб. и в качестве помощи организуют выдачу продовольствия вернувшимся из Китая казахско-киргизским беженцам7.

Таким образом, Ы. Жайнаков принимает активное участие в общественно-политической жизни Семиречья, и вносит свой вклад в проведение Всероссийского мусульманского съезда. Эволюция политических взглядов Ы. Жайнакова сближает его с движением Алаш, и он становится его руководителем в Семиречье. Впоследствии судьба двух ярких представителей Алашорды в Семиречье - Ыбырайыма Жайнакова и Исы Тергеусизова тесно переплетается, они становятся идейными соратниками и сподвижниками.

Для всех деятелей Алаш было характерно то, что они принимали прямое и непосредственное участие в национально-освободительном восстании, причиной которому послужил царский указ от 25 июня 1916 года. Активно включившись в освободительное восстание в Семиречье, Ы. Жайнаков в случае возникновения вооруженного конфликта призывал народ не выступать против царской армии. Ы. Жайнаков в качестве одного из организаторов собрания народных представителей Большеалматинской волости, прошедшего 14 июля 1916 года в г. Верном, стремился уберечь народ от неизбежной кровавой гибели и прилагал всевозможные усилия, чтобы разрешить разногласия мирным путем.

Однако, национально-освободительное восстание 1916 года, потрясшее всю казахскую степь, стало причиной раскола в рядах движения Алаш. Видные деятели Алаш видя, что восстание начинает принимать массовый характер, и понимая, что повстанцы не имели должного вооружения, чтобы противостоять отрядам царской армии, опасались, что столкновения могут привести к необратимым, трагическим последствиям. Это хорошо понимали и семиреченские деятели - И. Тергеусизов и Ы. Жайнаков, которые приняли решение вести борьбу другим способом, предложив заниматься политическо-просветительской работой с целью повышения грамотности и сознания народа, которая затем позволит поднять его против колониальной системы.

Ы. Жайнаков после Февральской революции 1917 года продолжает активно заниматься общественно-политической деятельностью и защищать интересы родного казахского народа. Среди его кипучей деятельности особо стоит отметить работу во главе Казахского комитета Семиреченской области, организация 1-го казахского съезда 12-23 апреля 1917 года и руководство им, 19 июля он назначается на должность заместителя Семиреченского областного комиссара Временного правительства. Наряду с этим, он принимает участие в первых двух общеказахских съездах 1917 года, избирается кандидатом в депутаты Всероссийского Учредительного СОБРания от Семиреченской области. Также в этом году он вместе с лидерами движения Алаш - А. Букейхановым, Ж. Досмухамедовым, М. Шокаем, Х. Досмухамедовым участвует в заседании членов Сибирского правительства и Учредительного собрания, прошедшего в Челябинске.

7 ЦГА РК.Ф. 9, оп. 1, д. 14, л. 1

12 апреля 1917 г. в г. Верный при участии представителей казахско-киргизского комитета Семиреченской области прошел казахско-киргизский областной съезд под председательством Ы. Жайнакова. На съезде принял участие 81 делегат, в том числе 17 представителей Пржевальского и Пишпекского уездов. В течение шести дней работы съезда рассматривались вопросы Временного правительства, отношения к войне, государственного строительства, религии, суда, местного управления, межнациональных отношений, беженцев казахов и киргизов в Семиречье, определив задачи Казахского комитета до Всероссийского учредительного собрания8.

Участники Семиреченского съезда рассмотрели проблемы, которые были обсуждены в Тургайском съезде. Тому доказательство - 17 вопросов на повестке дня. Это:

1) Отношение к войне;

2) Отношение к Временному правительству;

3) Отношение к местному и краевому правительству, а также к исполнительным комитетам и другим общественным организациям;

4) Перспектива управления Россией;

5) духанов-религиозное дело;

6) продовольственная проблема;

7) местное управление;

8) суд;

9) меры по прекращению партийной вражды;

10) образование и просвещение;

11) земельный вопрос в области;

12) проблема воды;

13) скотоводство;

14) переход на оседлость;

15) натуральный налог (натуральная обязанность);

16) способы регулирования отношений киргизов и русских;

17) способы возвращения беженцев из Китая.

На съезде были избраны: председателем - Ы. Жайнаков, его заместителями - Г.Удербаев и А. Кудайбергенов, секретарями - К. Шегиров и Н. Жакыпбаев. Участие в открытии съезда официальных лиц повлияло на обсуждение проблемы отношение к войне и Временному правительству. Участники съезда приняли резолюцию о продолжении войны до полной ее победы, а также о признании Временного правительства и оказании ему всесторонней поддержки. На съезде были обсуждены духовно-религиозные вопросы, и в целях приравнять ислам по статусу к православию, было принято решение создать в Петрограде религиозное управление мусульман. В резолюции съезда было указано следующее: «...создать «особенное религиозное собрание», общее для степных Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей и назвать «Казахстан»- таким образом сформировав единую территориальную структуру казахской земли (ныне без Сырдарьинской области и Мангистау), назвав ее нынешним именем Казахстан. Идея создания национального (Казахстанского) религиозного управления, озвученная в решениях съезда, послужила созданию возможности духовно-религиозной консолидации казахского народа путем извлечения казахских областей из татарских и башкирских муфтиятов (Нурпеисов, 1995: 96-98).

8 ЦГА РК. Ф.9, Оп.1, Д.51. Л.9.

Решения, принятые по пунктам 3 и 4 повестки дня, соответствовали направлению Временного правительства по созданию новой системы государственного управления. Тому подтверждением являются следующие слова председателя съезда Ы. Жайнакова: «... казахский народ, который натерпелся от старого правительства ... был рад использовать всю свою власть для укрепления нового порядка, поэтому были созданы районные, казахские комитеты. Одна из наших величайших целей - вести хорошую борьбу с врагом»9.

Были подробно обсуждены земельные вопросы и принято решение о запрете на переселение из других регионов. Особое внимание на Съезде было уделено вопросам регулирования напряженных межнациональных отношений в связи с национально-освободительным восстанием 1916 года. В соответствии с этим было подчеркнуто, что в принятой резолюции следует выработать пути и способы взаимопонимания между казахами и русскими, прилагать усилия для восстановления хозяйственных отношений между двумя народами. По этому вопросу Ы. Жайнаков сказал: «...напечатано в газете «Раннее утро» «Из Семиречья, Самарканда, Каратобе и других мест армия получила сообщение. Среди казахов началась смута. Представители Семиреченского областного съезда получив телеграмму о том, что учреждения, распределяющие землю (переселенческое управление), переступив через честность, пытаются обманным путем распределить земли, этим они выразили свое недовольство, заявив что у них нет основания и путем хитрости и обмана распространяют ложную информацию, тем самым разделить Туркестан или Семиречье, таким образом, они пытаются местное население, в том числе казахов, лишить свободы и оставить их такими же рабами, какими они были»10.

В связи с восстанием 1916 г. обвиняемый Ы. Жайнаков был освобожден от своего временного поста. Поводом для этого послужил опубликованный в газете «Семиреченские ведомости» (4 октября 1917 г.) текст решения от 30 сентября 1917 г. на заявление жительницы Алматинской волости, Верненского уезда, Туркестанского комитета Временного правительства Бати Байбосыновой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заявлении Б. Байбосынова сообщает, что ее муж принимал участие в национально-освободительном восстании 1916 г. и 14 августа 1916 г. военным судом при Верненском гарнизоне был приговорен к смертной казни (через повешение), также пыталась доказать безосновательность данного решения. Она заявила о том, что Ы. Жайнаков и К. Шегиров причастны к этому делу и для выявления всех подробностей требует провести тщательное расследование. В связи с этим Туркестанский комитет Временного правительства постановил:

1) В соответствии с заявлением Б. Байбосыновой провести расследование; 2) Пока не было закончено расследование было принято решение освободить от занимаемых должностей Ы. Жайнакова и К. Шегирова и взять под судебный контроль. Позднее 30 октября 1917 г. представитель Туркестанского комитета Временного правительства О. Шкапский в Туркестанском комитете поднял следующий вопрос: «В соответствии с принятым решением по заявлению Б. Байбосыновой, пока не закончится расследование, Ы. Жайнаков и К. Шегиров должны были быть освобождены от

9 ЦГА РК. Ф.1441, Оп.1., Д.1. Л.76.

10 Казак съезУц ереутдт // Казак. - 1917. - 22 cayip. -

№226 575

занимаемых должностей. Дело еще не завершено, а они уже устроились на работу. Почему было изменено решение Туркестанского комитета?»11.

Последним пунктом повестки дня съезда был вопрос возвращению беженцев казахов-киргизов из Китая. Решения, принятые по этому вопросу, в основном, основывались на данных Пржевальского уезда. Съезд попросил Туркестанский комитет Временного правительства взять под контроль проблему беженцев. В связи с этим представитель Туркестанского комитета О. Шкапский 15 июня 1917 г. на имя Временного правительства направил телеграмму со следующим содержанием: «В связи с событиями 1916 года для решения возникших проблем между русскими и китайцами необходимо провести международный съезд. На съезде необходимо поднять вопрос о возвращении захваченного китайцами скота и насильно увезенных девушек. В Кульджинском районе, где были допущены грабежи, сообщалось о необходимости замены лиц, занимающих руководящие должности, и о смене

консула. Дата созыва съезда намечена на август, прошу назначить на него

12

представителей»12.

10-31 августа 1918 года он исполняет обязанности председателя 2-го съезда казахов Семиречья, прошедшего в Лепсинске, на котором выступает с предложением издавать областную газету на казахском и киргизском языках [Алаш. Алашорда: 2009].

В 1918 году после установления советской власти в Семиречье, большевики начали преследовать алашординцев. Арест Ыбырайым Жайнакова вызвал большой резонанс в Семиречье, ввиду чего власти вынуждены были освободить его из тюрьмы.

Приведенные ниже архивные документы дают точные сведения о сложной ситуации, в которой оказался Ы. Жайнаков и пояснения относительно его решения вынужденно покинуть родной край (фото № 7).

Если внимательно изучить перечень конфискованного имущества из дома Ы.Жайнакова, содержащегося в документе, то сможем увидеть насколько скромно был обустроен быт в его доме (фото 8)13.

Среди пожелтевших архивных документов было обнаружено ходатайство Гульсим Дадабаевой (фото 9-10), супруги Ы. Жайнакова, от 10 сентября 1918 года, которые было направлено в Семиреченский областной народный комиссариат. В нем она пишет, что с 4-мя детьми была вынужденно временно проживать у Садыка Дадабаева, и обращалась с просьбой вернуть ей имущество, оставшееся в прежнем доме, а также выделить ей продовольствие. Ознакомившись с обращением, уполномоченный комиссар сделал визу на нем, в котором поручил сначала выяснить ситуацию Г. Дадабаевой, а затем в случае необходимости оказать помощь.

Здесь следует более подробно остановиться на рассказе внука Ы. Жайнакова о его семье. Ы. Жайнаков сначала был женат на дочери князя Чанышева, которая после того как родила ему двоих детей, скончалась от продолжительной болезни. Вторая его супруга - Гульсим Дадабаева стала второй матерью двум сыновьям Ы. Жайнакова - Саитхану (Садвакасу) и Мирвакасу (Меруакасты). После них у Жайнаковых родились еще 5 детей, первые двое - Рухия и Асия еще в Семиречье, а Омар, Фарида и Канипа уже в населенном пункте Коктерек возле г. Кульджа. В настоящее время их потомки проживают в г. Алматы.

11 Семиреченские ведомости. - 1917. - 4 октябрь. - №220.

12 КР ОМА. 9-к.,1-т., 86-ic, 57-п.

13 ГА Алматинской области. Ф. 79, оп. 1, д. 124.

После освобождения из тюрьмы Ы. Жайнаков в 1919 году получив амнистию, в начале непродолжительное время вынужден был сотрудничать с новой советской властью. Однако, несмотря на это, новая власть так и не дала ему возможность работать как раньше, устраивая всевозможные гонения и притеснения. Проработав всего полгода, весной 1920 года Ы. Жайнаков вместе со своим соратником и другом И. Тергеусизовым принимают решение мигрировать в Китай, и переезжают в Кульджу. Несмотря на то, что Ы. Жайнаков был вынужден покинуть родные края, он продолжил активно заниматься общественно-политической деятельностью. На новом месте он стремился освободить казахов от власти Гоминдановской партии, и мечтал, чтобы Алашский народ обрел свою независимость. К сожалению, стоит заметить, что до сих пор жизнь и деятельность таких известных алашских деятелей как Ы. Жайнаков, И. Тергеусизов и З. Шакаримулы в Китае мало изучена. Главной причиной тому послужил запрет на изучение богатого исторического и творческого наследия и упоминание имени таких видных представителей движения Алаш как А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймауытов, а покинувшие по разным причинам свою Родину М. Шокай, Р. Марсеков, Ы. Жайнаков, И. Тергеусизов, З. Шакаримулы и другие алашординские деятели были признаны преступниками и изменниками, предавшими свою Родину.

О китайском периоде Ыбырайыма Жайнакова в большой поэме известного поэта Танжарыка Жолдыулы «История тюрьмы» есть следующие отрывки: «...Есть Турдакын, Айса торе, Жайнаков, Пятьдесят человек в Кулдже, В одну ночь всех увели... или:

Байбатша - с Ыбырайымом, Джайнаковым, Ушли за ним Сагатбеки и другие» (...Турдакын, Айса тере, Жайнаков бар, Кулжаныц каласында елу адам, Бiр тYнде экеттт бiрак айдап... Немесе:

Байбатша - Ыбырайым, Жайнаковпен, Женелдi Сагатбектер соцына ере).

В отечественной историографии практически отсутствуют исследования о жизни и деятельности представителей движения Алаш и национальной интеллигенции, мигрировавших в Китай. Как писал ученый-филолог Серик Негимов: «Он был политическим воином, продолжившим начинание Алихана и Ахмета, то есть служение идеи Алаш», и в этом отношении его заслуги все еще не оценены по достоинству. Например, деятельность таких казахов как Максут Сасанулы, Абеу Кудышулы, Танжарык Жолдыулы до настоящего времени так и не изучена в полной мере, и все еще ждет своего исследователя. Тем временем, стоит упомянуть, что они, находясь в Китае, принимали активное участие в общественно-политической жизни Восточного Туркестана. В этом направлении они, объединившись с членом военного совета первого национального правительства казахов - Алаш-Орда Райымжаном Марсековым и видным деятелем движения Алаш в Семиречье -Ыбырайымом Жайнаковым, с целью достижения мечты, несбывшейся в Казахстане в городе Кульджа, создали тайную организацию, продолжившую вести борьба за свободу казахского народа.

Если у таких известных и видных исторических деятелей остаются потомки, как например у Р. Марсекова и др., то они неустанно прилагают усилия по возвращению имени своего предка родному народа. Такую же работу ведут дети и внуки Ыбырайыма Жайнакова (фото № 12).

Если у деятелей остались потомки, как, например, у Раимжана Марсекова и других, они пытаются реабилитировать имя предка. Дети и внуки Ибрагима (Ыбырайыма) Жайнакова также проводят мероприятия, по реабилитации имени своего отца.

Например, немало интересных фактов и полезных сведений можно получить из заявления внучки Ыбырайыма Жайнакова - Надии Омаровны, которая обращалась в Главную прокуратуру Республики Казахстан с целью реабилитации имени своего деда (фото 13).

На это письмо Главная прокуратура РК и управление КНБ по г. Алматы и Алматинской области ответили, что у них не сохранились следственные материалы об уголовном преследовании Ы. Жайнакова.

И действительно, несмотря на то, что с момента обретения независимости прошло уже более четверти века, мы по-прежнему не можем в полной мере вернуть народу имена настоящих героев движения Алаш. Они под предводительством лидеров движения Алаш боролись за светлое будущее казахской нации и независимость, за создание единого и целостного государства, за сохранение исконной казахской земли и территориальной целостности, национального духа и единства. На этом пути они были вынуждены признать советскую власть, а впоследствии стали жертвами политических репрессий. Источники и материалы об их славных деяниях и поныне хранятся в архивах, в ожидании встретить своего исследователя, который вдохнет в них новую жизнь и расскажет о них новому подрастающему поколению.

Как писал алашовед академик М.К. Койгельдиев: «Казахская демократическая интеллигенция, предлагая казахскому народу программу цивили-зационного и общественного развития, хорошо понимали и осознавали историческую значимость того дела, которым они занимались. А. Букейханов в своей статье, написанной летом 1917 года, обращал внимание: «перед нами стоят большие задачи, за которые нам последующее поколение либо ответит благодарностью, либо проклятиями». Однако, в 1917 году казахский народ не смог последовать тому пути, который они указали. А тот путь, который силой навязали большевики, был полон трагедий и лишений для казахского народа. В этом нет никакой вины казахской демократической интеллигенции. Она до последнего вздоха боролась за свободу родной страны и народа, и в этой борьбе стала жертвой имперского насилия» [Койгельдиев:1995]. По этой причине, их реабилитация, оценка их деятельности и наследия остается делом будущего. Мы же свою очередь выражаем искреннюю благодарность внучке Ы. Жайнакова - Надии Омаровне, за предоставление ценных и уникальных документальных источников и фотографий.

Заключение. Несмотря на такие пробелы и белые страницы, начавшееся еще в 90-е годы изучение истории движения Алаш и Алашорды находит своих исследователей и продолжателей. Один из первых, кто приступил к изучению истории движения Алаш, академик Кенес Нурпеисов в своей книге «Алаш hэм Алашорда», изданной еще в 1995 году писал: «Завершая работу над изучением важного этапа в истории движения Алаш и Алашорды, мы далеки от утверждения, что в полной мере удовлетворены проделанной работой, потому что, еще много скрытых и неизвестных тайн хранят власть и партия, на долю

которых выпало противоречивое время. Завершение этого дела, удел будущего» [Нурпеисов, 1995:215-219]. Им же в этой книге был был значительно дополнен список членов партии Алаш, а также сочувствующих ей лиц (более 300 человек), который был ранее опубликован в журнале «Казакстан коммуниа» (ныне «Акикат»). Сегодня же, академик М.К. Койгельдиев, ведущий на протяжении долгих лет работу в сфере алашоведения, и журналист Б. Мурсалим значительно дополнили этот список, доведя его число до 350 человек [Алашорда: Фотоальбом:2012]. Таким образом, чем больше мы обращаемся к старым пожелтевшим архивным документам, тем больше мы узнаем о жизни и деятельности наших национальных героев, посвятивших свою жизнь служению народа, их имена снова возвращаются родному народу и возраждаются из глубин истории, в этом деле большую роль должны сыграть новые исследования и молодое поколение.

В качестве эпилога, хотелось бы сказать, что в критические периоды истории казахского народа, а если быть точнее, то в конце Х1Х - в первой половине ХХ вв., наряду с увеличением стремления казахских детей к чтению и грамоте, постижению различных наук, нашли свое отражение в пробуждении национального сознания в традиционном степном обществе казахов, а его дальнейшее развитие стало покорять новые высоты. Мощное просветительское движение влилось в многолетнюю упорную борьбу казахского народа за свою свободу и независимость. Всем хорошо известно, что сейчас в архивах продолжают обнаруживаться новые документы и источники о жизни и деятельности представителей интеллигенции Алаш, которые получили образование не только в лучших учебных заведения Казахской степи, но и обучались в ведущих университетах и институтах России, Азии и Европы. Это является свидетельством того, что в будущем, в рамках изучения истории Казахстана и восполнения пробелов, имена деятелей Алаш непременно снова станут известны своему родному народу, и их деяния на пути служения нации будут оценены по достоинству.

Эдебиеттер Ti3iMi/ Список литературы

1. К/эзыбаев, 1998 - Крзыбаев М.К. Ахмет Байтурсынов - XX гасырдыц улы реформаторы // Отан тарихы. - 1998. - №3. - 22-28 б.

2. Нурпейюов, 1995 - Нурпейюов К. Алаш 1лэм Алашорда. - Алматы: «Ататек», 1995. - 119-120 б.

3. Койгелдиев, 2004 - Койгелдиев М.К. Алгысез // Алаш козгалысы. Кужаттар мен материалдар жинагы. Сэу1р 1901 ж. желтоксан 1917 ж. Движение Алаш. Сборник документов и материалов. Апрель 1901 г. - декабрь 1917 г. - Алматы: «Алаш», 2004. - Т. I. - 4-5 б.

4. Галиев, 2013 - Галиев В.З. ¥лтты ояткан ютап: (М1ржакып Дулатулы жэне оныц «Оян, казак!» ютабыныц 1з1мен). - Алматы: Мектеп, 2013. - 35-36-бб.

5. Жайнаков, 2009 - Жайнаков Ыбырайым // Алаш. Алашорда. - Алматы: «Арыс» баспасы, 2009. - 156-157 б.

6. Койгелдиев, 1995 - Койгелдиев М. Алаш козгалысы (Кемекш1 оку куралы). - Алматы: «Санат», 1995. - 363-364 б.

7. Алашорда, 2012 - Алашорда: Фотоальбом. - Алматы: «Орхон» БаспаYЙi, 2012. - 274-275 б.

References

Qozybaev, 1998 - Qozybaev M.Q. Ahmet Baitursynov - XX gasyrdyn uly reformatory // Otan tarihy. -

1998. - №3. - 22-28-bb. [In Rus]. Nurpeiisov, 1995 - Nurpeiisov K. Alash ham Alashorda. - Almaty: «Atatek», 1995. - 119-120 b. Qoigeldiev, 2004 - Qoigeldiev M.Q. Algysoz // Alash qozgalysy. Qujattar men materialdar jinagy. Sayir 1901 j. jeltoqsan 1917 j. Dvijenie Alash. Sbornik dokymentov i materialov. Aprel 1901 g. -dekabr 1917 g. - Almaty: «Alash», 2004. - T. I. - 4-5 b. Galiev, 2013 - Galiev V.Z. Ultty oiatqan kitap: (Mirjaqyp Dylatuly jane onyn «Oian, qazaq!» kitabynyn izimen). - Almaty: Mektep, 2013. - 35-36 b.

Jainaqov, 2009 - Jainaqov Ybyraiym // Alash. Alashorda. - Almaty: «Arys» baspasy, 2009. - 156-157 b. Qoigeldiev, 1995 - Qoigeldiev M. Alash qozgalysy (Komekshi oqy quraly). - Almaty: «Sanat», 1995. 363-364 b.

Alashorda, 2012 - Alashorda: Fotoalbom. - Almaty: «Orhon» Basparni, 2012. - 274-275 b. [In Rus].

Фото №1 - Ыбыраим Жайнаков (из личного архива внучки Ыбыраима Жайнакова Надии Омаровны)

Фото № 2 - Отец Ыбыраима Жайнакова Жайнак Караталов

Фото № 3 - личный лист ученика Верненской гимназии Ыбыраима Жайнакова

Yлкен Алтай элемi - Мир Большого Алтая - World of Great Altay 5(4) 2019

ISSN 2410-2725

Фото № 4 - Прошения и заключения врача гимназии о состоянии здоровья

Ы. Жайнакова

л

' jriftrt /т*' s r 7"

/Л rr;,0t.cs-

m iD&t+fvaA-/

л г-

ï // tS/ S // Afs t < /i( sfY^fT,

•■<"• ic //rhlfmt,,,?,

Г /// ¿¿„.tr,,,;,.*

f-f .„-„„¿„y „^ Щщ.

''■ ''I"1" *■<•<' • Vvf/tpbScS,,

r

'<*«> Mfc f/rr:/>/f!4A r // ■:,tir ' «me AS •■ 'CU ' utn

'«¿S'^/r&s /„¡¿ИМ- , —-V

■¡Ггm'"-' MUtX/ft* ЛиЛоепЯ

t / r > ' - , __

л/о /JW

' A'

Фото № 5 - Прошение матери Шолпан Жайнаковой

Yлкен Алтай элемi - Мир Большого Алтая - World of Great Altay 5(4) 2019

ISSN 2410-2725

KOMIIlTAPIATIi ЩРОДНШ ХОЗЯЙСТВА , llllffiOHll INK

(Л m/r.

tftU

tH/tfu ¡Itnujiuuiufj.

/fЫЛ/(Ш

tdlMAwl ilt/мг- kuptu^iL. ^ijftu/кмй^ ftaftdjlufbuiu]

■и

trtWHuy ; /¡¿ЛyuAHOlrU уг^ПщЬ-

Mtuuim. O-fuatrbtcnt tip.

fU btfitu.jbt&juiuu fffj fas (cd/ /и t^MUUtjf by

Ы^: fjff/щ

Фото 6 - Ходатайство о принятии Ы. Жайнакова в ряды студентов в Казанский ветеринарный институт

Фото 7 - Документы из Алматинского государственного областного архива о конфискации имущества Ы. Жайнакова.

Фото № 8 - опись комиссии о конфискации имущества Ы. Жайнакова

Фото № 9 - Ходатайство супруги Ы. Ы. Жайнакова Гульсим Дадабаевой, от 10 сентября 1918 года

Фото № 10 - Гульсим Дадабаева

Фото № 11 - Ыбырайым Жайнаков вместе со своей супругой Гульсим Дадабаевой. 1935 г.

Фото № 12 - Заявление Н. Омаровой о реабилитации ее деда

Ы. Жайнакова

Фото № 12 - Ответ Главной прокуратуры Республики Казахстан на заявление внучки Ы.Жайнакова - Надии Омаровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.