Научная статья на тему 'Движение "Алаш" - значение и влияние'

Движение "Алаш" - значение и влияние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28810
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАШ / АЛАШ-ОРДА / КАЗАХСТАН / АН БУКЕЙХАНОВ / А БАЙТУРСЫНОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / КИРГИЗСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжэн Нань

Задача: к 100-летию партии «Алаш» показать её как первое в истории казахского народа оформившееся либерально-демократическое национальное движением, выражавшим не только коренные интересы казахского народа в современном мире, но и общедемократические ценности. Модель исследования выстроена на проблемно-хронологическом анализе. Рамки исследования ограничены временем легального существования «Алаш» 1917-1920 гг. Выводы: Несмотря на кратки период существования, незавершенность программных установок, казахстанские «западники» внесли огромный вклад в историю и культуру современного Казахстана. Очищение от идеологических обвинений 1920-1930 годов позволяет увидеть, что именно деятели «Алаш» впервые системно и концептуально подошли к формированию стратегии казахского национально-государственного образования в рамках Евразии, исключая национализм, религиозный фундаментализм, налаживая равноправные отношениях с Россией, последовательно проводя курс демократии и национальной автономии с действенными гарантиями для меньшинств. Практическое значение: В этой связи идеология «Алаш» лежит в основе идеологии современного демократического федерализма и может быть использована в восточных светских многонациональных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVEMENT "ALASH" - THE SIGNIFICANCE AND INFLUENCE

Movement «Alash» was the first in the history of the Kazakh people formed the liberal-democratic national movement, expresses not only the fundamental interests of the Kazakh people in the modern world, but also democratic values. Despite short period of existence, incomplete software installations, Kazakhstan «Westerners» have made an enormous contribution to the history and culture of modern Kazakhstan. Cleansing from the ideological accusations in the 1920s and 1930s allows us to see that the figures of «Alash» for the first time systematically and conceptually approached the formation of the strategy of the Kazakh national state formation within the framework of Eurasia, excluding nationalism, religious fundamentalism, establishing equal relations with Russia, consistently pursuing a policy of democracy and national autonomy with effective guarantees for minorities. In this regard: the ideology of «Alash» is the basis of the ideology of the modern democratic federalism and can be used in Eastern secular multinational state.

Текст научной работы на тему «Движение "Алаш" - значение и влияние»

14. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

14.1. ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» - ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ

Чжэн Нань, докторант факультета международных отношений Место работы: Цинхуа университет, КНР

zhengnan_thu@163.com

Аннотация

Задача: к 100-летию партии «Алаш» показать её как первое в истории казахского народа оформившееся либераль-но-демократическое национальное движением, выражавшим не только коренные интересы казахского народа в современном мире, но и общедемократические ценности.

Модель исследования выстроена на проблемно-хронологическом анализе.

Рамки исследования ограничены временем легального существования «Алаш» 1917-1920 гг.

Выводы: Несмотря на кратки период существования, незавершенность программных установок, казахстанские «западники» внесли огромный вклад в историю и культуру современного Казахстана. Очищение от идеологических обвинений 1920-1930 годов позволяет увидеть, что именно деятели «Алаш» впервые системно и концептуально подошли к формированию стратегии казахского национально-государственного образования в рамках Евразии, исключая национализм, религиозный фундаментализм, налаживая равноправные отношениях с Россией, последовательно проводя курс демократии и национальной автономии с действенными гарантиями для меньшинств.

Практическое значение: В этой связи идеология «Алаш» лежит в основе идеологии современного демократического федерализма и может быть использована в восточных светских многонациональных государствах.

Ключевые слова: Алаш, Алаш-Орда, Казахстан, А.Н. Букейханов, А. Байтурсынов, национальный вопрос, Киргизский край

MOVEMENT «ALASH» - THE SIGNIFICANCE AND INFLUENCE

Zheng Nan, Doctoral candidate, Department of International Relations, Place of employment: Tsinghua University, Beijing, P.R. China

zhengnan_thu@163.com

Abstract: Movement «Alash» was the first in the history of the Kazakh people formed the liberal-democratic national movement, expresses not only the fundamental interests of the Kazakh people in the modern world, but also democratic values. Despite short period of existence, incomplete software installations, Kazakhstan «Westerners» have made an enormous contribution to the history and culture of modern Kazakhstan. Cleansing from the ideological accusations in the 1920s and 1930s allows us to see that the figures of «Alash» for the first time systematically and conceptually approached the formation of the strategy of the Kazakh national state formation within the framework of Eurasia, excluding nationalism, religious fundamentalism, establishing equal relations with Russia, consistently pursuing a policy of democracy and national autonomy with effective guarantees for minorities. In this regard: the ideology of «Alash» is the basis of the ideology of the modern democratic federalism and can be used in Eastern secular multinational state.

Keywords: Alash, Alash-Orda, Kazakhstan, A. N. Bukeikhanov, A. Baitursynov, the national question, Kirghiz territory

Исполняющийся в этом году вековой юбилей движения (партии) «Алаш» не пройдет незамеченным. Правительство Республики Казахстан наметило серию мероприятий по актуализации политического и творческого наследия деятелей движения[1] история которого ещё в полной мере не изучена. На рубеже Х1Х-ХХ веков на территории современного Казахстана формирующаяся национальная интеллигенция группировалась по трем основным направлениям. К первому, либерально-демократическому (близкому к российским кадетам) относились выходцы из состоятельных и занимавших высокое общественное положение семей султанов и баев, многие из которых учились в Санкт-Петербурге и Москве, служили в административных органах или работали учителями, адвокатами, врачами. Группу «западников» возглавляли А. Байтурсынов - главный редактор первой казахской газеты «Казах», а также А. Н. Букейханов, выходец из султанской семьи, выпускник Омского технического училища и экономического факультета Императорского СПб Лесного института, впоследствии - лидер партии «Алаш».

В группу восточной (исламской) ориентации входили представители национальной интеллигенции и мусульманского духовенства, ориентированные на Турцию («тюркофилы»).

Самая малочисленная группа включала казахов - социалистов, выходцев из бедных и беднейших слоев населения.

Д. Галик, обосновано отмечая наличие «двух слабо организованных лагерей интеллектуалов»: «западников», тех, кто видел казахский путь к современности вместе со светской Европейской традицией и Россией (светская интеллигенция) и тех, кто связывал его с Исламским миром (религиозная интеллигенция). Эту дихотомию Д. Галик прослеживает в казахском интеллектуальном дискурсе через революцию 1917 г.[2, р.132], после которой религиозные интеллектуалы становились все более чужими и «западникам» и тем более, советской власти.

Наиболее адекватную и современную программу, сочетающую учет интересов казахского народа с анализом геополитической и социальной ситуации, пред-

Социально-политические науки

2'2017

ложили «западники», объединившиеся в движение (партию) «Апаш», история которой признается казахскими историками как одна из наиболее ярких и волнующих страниц прошлого[3].

Деятельность партии «Алаш» и «Алаш-Орды» крайне противоречиво освещалась в советской и казахской историографии. В начале 1920 годов еще были возможны относительно объективные исследования. Так, А. Бай-турсынов акцентировал внимание на том, что общественно-политическое движение «Алаш» возникло как сила способная консолидировать казахский народ, предотвратить анархию, захлестнувшую окраины России после событий Октября 1917 г.[4]. В то же время, С. Сейфуллин с марксистских позиций критиковал движе-ние[5]. В 1920-е годы в литературе и печати шла активная дискуссия о роли «Алаш» в истории казахского народа. При этом, многие авторы придерживаясь взвешенного подхода, выступали против огульного отрицания исторического значения Алаш-Орды (А. Байдильдин, А. Кен-жин). С середины 1920 годов в партийной печати, а за ней и в литературе стали утверждаться однозначно тенденциозные, отрицательные оценки движения и его идеологии. С начала 1930 годов активисты движения подвергались репрессиям, большая часть из них не пережили 1937-1938 годы.

С этого времени и до конца 1980-х годов в официальной советской исторической литературе движение «Алаш» рассматривалось исключительно как «контрреволюционная буржуазно-националистическая организация», выражавшая интересы эксплуататорских классов (казахских феодалов и зарождавшейся буржуазии). «Алаш» также ставили в вину идейную близость к партии кадетов[7]. В то же время, для эмигрантской литературы была характерна апологетика движения[8]. Таким образом, объективное исследование и оценка деятельности движения «Алаш» стали возможны после 1991 года. Уже в 1990 годы этой проблематике было посвящено несколько работ казахских историков[9].

Сегодня мы знаем о том, что движение «Алаш» начало формироваться из этнических казахов, членов или сочувствующих идеям партии кадетов в 1905-1907 годы. Организационно движение оформилось на I «Всекир-гизском» съезде, прошедшем в Оренбурге 21-28 июля 1917 г. Повестка дня Съезда включала полтора десятка вопросов, в том числе были сформулированы программные положения: о парламентской федеративной республике как оптимальной форме нового государственного устройства России, о праве наций на самоопределение в части создания республики казахских областей, о полной легализации деятельности мусульманского духовенства, формирования судебной системы, базирующейся на обычном праве (адате), о землеустройстве местного населения и др. Участники съезда активно готовили партию к выборам в Учредительное собрание[10, с. 32]. Проект программы партии, опубликованный к выборам в Учредительное собрание, содержал требования всеобщего избирательного права, пропорционального национального представительства в представительных органах, демократической федерации, во главе с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, обеспечение демократических свобод, отделение церкви от государства, равноправие языков и др.

На выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила 43 депутатских мандата, заняв по числу полученных голосов восьмое место среди действовавших тогда в России политических партий. В то

же время, как отмечает Д. Аманжолова, «создать полноценную партию, влияющую на политический процесс» тогда не удалось, не достаточна была социальная база, стремительно менялась военно-политическая ситуация[3].

На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия во главе которой встал располагающийся в Семипалатинске временный Народный Совет - «Алаш-Орда» в составе 25 членов, из которых 10 мест было отдано русским и прочим народам[12].

Правительство возглавил А. Букейханов. Конституцию Алашской автономии планировалось утвердить Всероссийским Учредительным собранием[13]. Создавались свои вооруженные силы. Новое государственное образование распространяло свое влияние на Уральскую, Тургайскую и Семипалатинскую области, налаживая связи с национальными автономиями При-уралья и Западной Сибири, а также «белыми» формированиями А. В. Колчака, Дутова и др., действовавшими на этой территории.

В планы Алаш-Орды входило создание территориально-национальной автономии на пространстве Бу-кеевской орды, Акмолинской, Закаспийской, Уральской, Семипалатинской, Тургайской Сырдарьинской областей, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, пограничных казахских волостей Алтайской губернии, т.е. единую территорию с этнически преобладающим казахским населением. Указанные территории, включая недра, поверхность земли и воды планировалось объявить собственностью Автономии. Национальным меньшинствам гарантировались права, вплоть до территориальной и культурной автономии, а также пропорциональное представительство во власти.

Лидеры Алаш-Орды считали федерацию оптимальной формой национально-государственного устройства. А. Букейханов, считая себя «западником», выступал против сепаратизма, за единство с «великой демократической Федеративной Россией». Автономия не предполагая независимости, требовала детального разграничения полномочий. Такого рода ограниченный, адаптированный «национализм» был характерен для азиатской политической жизни. Выступая на Шестом пленуме ЦК КПК (1938 г.) Мао Цзе Дун подчеркнул, что «конкретный марксизм», это марксизм, воплощенный в национальную форму. Для того, чтобы сделать это необходимо «обобщить все историческое прошлое от Конфуция до Сунь Ят-сена»[14, с. 364]. Также и лидеры «Алаш», обобщая прошлое, приходили к выводу о широкой автономии в составе федеративной России.

В то же время, события Октября 1917 г. в Петрограде лидерами «Алаш» были оценены негативно, в отличие от февральской революции, которая освободив от национального гнета, дала перспективу создать национальную автономию. Классовая идеология большевиков, казахам, не имевшим пролетариата, не жившим в условиях развитого капитализма, не имевшим такого уровня развития отношений частной собственности, не была понятна. Анархия и ужасы гражданской войны также не прибавляли сторонников новой власти.

К весне 1920 года с разгромом белого движения в Западной Сибири были разбиты или рассеяны и отряды Алаш-Орды, правительство которой и все учреждения были упразднены в марте 1920 г. Киргизским (Казахским) ревкомом. Официально для бывших членов партии «Алаш» была объявлена амнистия. После образо-

вания Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР) авторитет и заслуги деятелей «Алаша» признавались новой властью. На Первой Казахстанской партийной конференции в 1921 г. В. А. Ра-дус-Зенькович (тогда - председатель СНК Киргизской (Казакской) АССР) характеризовал Букейханова как «лучшего знатока края», «энциклопедиста», «влиятельного» специалиста, способного оказать новой власти «большую помощь», но под «непосредственным присмотром и руководством». В начале 1920 годов бывшие алашисты содействовали становлению молодой республики, используя свои знания и опыт. Так, А.А. Ерме-ков руководил представительством Киргизского края в Москве, впоследствии стал первым казахом - профессором математики, Х. Габбасов стал уполномоченным Киргизского ВРК при Сибревкоме, Б. Сарсенев - работал в краевой комиссии по созыву учредительного Все-казахского съезда, В. Таначев - трудился в над законодательными предложениями в КирВРК, А. Кенжин - в сфере управления образованием.

С назначением Ф. А. Голощекина в Казахстан, там начался погром национальных кадров. Новый партийный руководитель обосновывал «объективно-революционную роль» движения «Алаш», как и всей казахской интеллигенции до Февраля 1917 г., с дальнейшим «контрреволюционным перерождением» к Октябрю 1917 г. Именно эта парадигма легла в основу не только «научного» осмысления демократического движения в Казахстане, но и компании разоблачения «классовых врагов» в рядах казахской интеллигенции. Ф. И. Голощекин мобилизовал для этого пролеткультовскую часть интеллигенции, которая формировала идейные обоснования репрессивных в отношении всех небольшевистских (даже в прошлом) движений.

С конца 1920 и до 1937-1938 годов почти все бывшие функционеры Алаш-Орды, а также в свое время активные члены партии «Алаш» были репрессированы. Осенью 1937 г. А. Байтурсынов на допросе в Бутырской тюрьме выразил следователям НКВД свой идеал - подъем благосостояния и культуры казахского народа. Заключенный признавая, что «это благое дело находится на стадии начинания», выражал готовность «преклонить голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание»[15].

В начале 1990 годов, после реабилитации, стало ясно, какой вклад эти люди внесли в историю и культуру современного Казахстана. Именно они начали системно формировать представления о возможности и путях казахского национально-государственного образования в Евразии, о равноправных отношениях с Россией, о демократии и национальной автономии с гарантиями для меньшинств.

Деятелей партии «Алаш» нередко называли националистами с чем сложно в полной мере согласиться, учитывая современное понимание этого термина. Историк П. Ротье (Р. РоШег) утверждая, что ключевым аспектом казахской интеллигенции того периода была

концептуализация национальной принадлежности «казах», обратил внимание, что в этом плане они следовали за российской прогрессивной интеллигенцией, признававшей линейность исторического развития народов, что повлекло за собой взгляд на историю как «способ объяснить, как корни казахского народа и его будущего развития»[16].

Основатели «Алаш», будучи патриотами, пытались выработать политику реализации интересов казахского народа, адаптируясь к реалиям гражданской войны. Идеология «Алаш» во многом близка идеологии современного демократического федерализма, учета интересов казахского народа при приоритете права и политического плюрализма.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 96,34%.

Список литературы:

1. 100-летие движения «Алаш» не должно оставаться просто историей// tengri news. 2017.02.01. Эл. ресурс https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/tasmagambetov-100-letie-dvijeniya-alash-doljno-ostavatsya-311310/

2. Galick David Responding to the Dual Threat to Kazakh-ness: The Rise of Alash Orda and its Uniquely Kazakh Path// The Journal of Russian and Asian Studies. 2014. 29 March.

3. Аманжолова Д. Партия Алаш. Истоки национальной демократии// Эксперт-онлайн http://expert.ru/kazakhstan/2011/21/ stoki-natsionalnoj-demokratii/

4. Байтурсынов А. Революция и казахи// Жизнь национальностей. 1920. 14 августа.

5. Сейфуллин С. О киргизской интеллигенции// Жизнь национальностей. 1920. 25 ноября.

6. Подробный анализ см. Кенжебаева С. Е. Представители алашской интеллигенции и Советская власть // Вестник АГТУ. 2011. №2. С.144-153.

7. Тимофеев Н. Из истории борьбы партии с контрреволюционной Алашордой в 1919-20 гг.// Большевик Казакс-тана. 1935. No 8; Елеуов Т., Установление Сов. власти в Казахстане, Алма-Ата, 1957.

8. Работы А. Авторханова, З. Валиди Тогана, М. Шокая, Х. Оралтая, вышедшие за границей.

9. Публикации А. Г. Сармурзина, М. К. Козыбаева, К. Н. Нурпеис, М. Койгельдиева, Т. Омарбекова.

10. Бочагов А. К. «Алаш-Орда». Краткий исторический очерк о национально-буржуазном движении в Казахстане периода 1917-19 гг. Кзыл-Орда, 1927.

11. Аманжолова Д. Партия Алаш. Истоки национальной демократии http://www.elimai.kz/istoki-nacionalnoj-demokratii.html

12. Аманжолова Д. Партия «Алаш»: история и историография. Семипалатинск, 1993.

13. Алаш Орда. Сб. документов, сост. Н. Мартыненко. Изд. 2-е. Алма-Ата, «Айкап», 1992.

14. Мао Цзэ-дун Избранные произведения. М. Изд-во иностранной литературы 1952. т. 2.

15. Ахмет Байтурсынов// Национальная история Казахстана. Оф. портал http://e-history.kz/ru/biography/view/20

16. Peter Rottier Legitimizing the Ata Meken: The Kazakh Intelligentsia Write a History of their Homeland// Ab Imperio. 2004. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.