Article-submission - Таныстыру мацаласы - Статья-представление
On the causes of the civil war of 1918-1921 in the Steppe region DOI: 10.31551/2410-2725-2018-4-4-594-609 Lysenko Yuliya Alexandrovna
Doctor of History, Professor of the Altai State University. Russian Federation,656023, Barnaul, Lenin str., 61. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the socio-political situation in the Steppe Territory on the eve of the civil war of 1918-1921. It is noted that it developed in line with the all-Russian tendencies and was associated with the establishment of Soviet power in the region, also the holding of elections to the All-Russian Constituent Assembly, the creation of the national-cultural autonomy of Alash. At the same time, the absence of the social base of Bolshevism in the Steppe Territory and the multi-polarity of social and political forces (from the cells of the Russian socialist and petty-bourgeois parties, to purely regional political forces expressing the interests of various ethno-social and ethno-religious groups of the population) gave the struggle for power on the eve of the civil war more hard temper. The author examined that from November 1917 to March 1918 in the Steppe Territory there was a multi-power situation mediated by the results of elections to the All-Russian Constituent Assembly. Various socio-political forces tried to find compromise solutions through dialogue and form local coalition authorities. However, as events showed, the Bolsheviks sought to seize its monopoly, to implement their socio-economic program related to the establishment in the country and the region of the dictatorship of the proletariat, inciting class and class contradictions that gave rise to class struggle. This policy was perceived by a certain part of the population of the Steppe Territory ambiguously, contributed to the delimitation of social and political forces in the region, the formation of the anti-Bolshevik opposition and led, ultimately, to armed civil confrontation.
Keywords: Russia; Steppe region; civil war; Bolsheviks; Alash-Orda; Social Revolutionaries.
Далалык елкедеп 1918-1921 жылдардагы азамат согысынын ce6enTepi женшдеп мэселеге
Лысенко Юлия Александровна
тарих гылымдарыныц докторы, Алтай мемлекетпк университетшщ профессоры. Ресей Федерациясы, 656023, Барнаул ^ Алтай елкеа, Ленин дацгылы, 61. E-mail: iulia [email protected]
Авдатпа. Ма^алада 1918-1921 жж. азамат согысы ^арсанындагы Далалыщ елкедеп элеуметпк-саяси жагдай ^арастырылады. Алаш улттыщ-мэдени автономиясыныц ^урылуымен, БYкiлресейлiк ^урылтай жиналысына сайлау етюзумен, айма^та кецес егаметшщ орнатылуымен байланысты болды жэне жагдайдыц жалпы ресейлк тенденциялар агымында дамыгандыгы керсеттедк
Сол кезде, Далалыщ елкедеп большевизимнщ элеумегпк базасыныц жэне ^огамдыщ-саяси ^штердщ эржа^тылыгы (халы^тыц эртYрлi этноэлеуметтк жэне этноконфессионалды топтарыныц мYДделерiн бiлдiретiн таза айма^тыщ саяси ^штерге дейiн)азамат согысы ^арсацында билк Yшiн кYреске ^атал сипат берген.
Автор, 1917 жылдыц ^арашасынан 1918 жылдыц наурызына дейiн Далалыщ елкеде, БYкiлресейлiк ^урылтай жиналысыныц ^орытындыларымен туындаган кепбилiктi жагдай ^алыптасты деген ^орытындыга келедi.
6ртYрлi ^огамдыщ-саяси кYштер диалог непзЫде компромисстыщ шешiмдер табуга жэне билктщ жергiлiктi коалициялыщ органдарын ^алыптастыруга тырысты. Бiра^, о^игалар керсеткендей, большевиктер елде жэне айма^та пролетариат диктатурасын орнатумен таптыщ кYрестi туындат^ан таптыщ жэне сословиелiк ^арама-^айшылы^тарды ершiтумен байланысты, ездерщщ элеуметпк-экономикалыщ багдарламаларын жYзеге асыруга тырысты. Осы саясат Далалыщ елкенщ белгiлi бiр белiгiмен бiржа^ты ^абылданбады, айма^та саяси-^огамдыщ ^штерддц межеленуiне, антибольшевиктк оппозицияныц калыптасуына жэне ^арулы азаматтыщ ^арсыласуга экелдi
ТYЙiн сездер: Ресей; Далалыщ елке; азаматтыщ согыс; большевиктер; Алаш-орда; эсерлер. К вопросу о причинах гражданской войны 1918-1921 годов в Степном крае
Лысенко Юлия Александровна
доктор исторических наук, профессор Алтайского государственного университета. Российская Федерация, 656023, г. Барнаул, Алтайский край, проспект Ленина, 61. E-mail: iulia [email protected]
Абстракт. В статье анализируется социально-политическая ситуация в Степном крае накануне гражданской войны 1918-1921 гг. Отмечается, что она развивалась в русле общероссийских тенденций и была связана с установлением советской власти в регионе, проведением выборов во Всероссийское учредительное собрание, созданием национально-культурной автономии Алаш. В тоже время, отсутствие социальной базы большевизма в Степном крае и многополярность общественно-политических сил (от ячеек российских партий социалистического и мелкобуржуазного направления, до чисто региональных политических сил, выражавших интересы различных этносоциальных и этноконфессиональных групп населения) придали борьбе за власть накануне гражданской войны более жесткий характер.
Автор приходит к заключению, что с ноября 1917 г. по март 1918 г. в Степном крае складывалась ситуация многовластия, опосредованная итогами выборов во Всероссийское учредительное собрание. Различные общественно-политические силы пытались на основе диалога находить компромиссные решения и формировать местные коалиционные органы власти. Однако, как показали события, большевики стремились к монопольному ее захвату, реализации своей социально-экономической программы, связанной с установлением в стране и регионе диктатуры пролетариата, разжиганием классовых и сословных противоречий, порождавших классовую борьбу. Данная политика воспринимались определенной частью населения Степного края неоднозначно, способствовала размежеванию общественно-политических сил в регионе, формированию антибольшевистской оппозиции и привела, в конечном итоге, к вооруженному гражданскому противостоянию.
Ключевые слова: Россия; Степной край; гражданская война; большевики; Алаш-орда; эсеры.
ЭОЖ/ УДК 130.2:911
К вопросу о причинах гражданской войны 1918-1921 годов
в Степном крае1
Ю.А. Лысенко
Введение. Как известно, в условиях резкого падения авторитета Временного правительства и фактического безвластия, 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот, приведший к власти коалицию наиболее радикальных частей социал-демократической и социал-революционной партий - левых эсеров и большевиков. 7-9 ноября 1917 г. в Петрограде состоялся II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы: Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным), переизбран ВЦИК, приняты первые правовые акты, имевшие конституционное для новой власти значение и узаконившие повсеместное установление власти Советов различных уровней (Декреты советской..., 1957). Политико-правовая доктрина «слома» старого государства санкционировалась рядом актов: ноябрьскими 1917 г. Декретами ВЦИК и СНК о мире и о земле, об уничтожении сословий и гражданских чинов, октябрьским постановлением II съезда Советов об образовании в армии
1 Статья выполнена при поддержке РФФИ, Проект17-81-01007-ОГН«Социально-политические процессы в Степном крае и Туркестане в период Гражданской войны (1918-1921 гг.) и их отражение в исторической памяти населения государств постсоветской Центральной Азии»
революционных комитетов, январским 1918 г. Декретом СНК об отделении Церкви от государства и др.
Наиболее серьезную проблему для новой власти представляло Учредительное собрание, выборы в которое состоялись в ноябре 1917 г. (Знаменский, 1974; Протасов, 1997). Большинство мест получили представители партий левого центра (эсеры - 39, 5 %, меньшевики - 3,2 %), большевики смогли получить 22,5%, кадеты - 4,5% голосов избирателей и, таким образом, курс большевиков на радикальные преобразования оказался под угрозой. Поэтому коалиция большевиков и левых эсеров приняла решение разогнать собрание как «контрреволюционное». 5 января 1918 г. на его первом и единственном заседании большевики еще рассчитывали на признание депутатским корпусом всех декретов и постановлений СНК и принятие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», 1 -й пункт которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Однако их надежды не оправдались. Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказалось даже обсуждать ее. Большевики и левые эсеры в знак протеста покинули заседание. 9 января был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания, принятый 6 января (Собрание узаконений и распоряжений., 1942: 235-236). Разгон Собрания, безусловно, дал противникам большевиков уникальный идеологический ресурс - лозунг «защиты демократии». Без этого ресурса гражданская война не могла бы обрести столь быстро и необратимо тотальный характер.
Обсуждение. Советской историографией накоплен колоссальные эмпирический материал по истории гражданской войны в СССР и его отдельных этнорегионах. Ее события освещались в утвердившихся методологических ориентирах, заданных теорией В.И. Ленина о социальной революции и гражданской войне. В связи с этим наиболее «востребованными» у советских казахстанских исследователей являлись вопросы стратегии и тактики Красной армии в Степном крае в годы гражданской войны, партийного и государственного строительства большевиков; определения роли и значения помощи Киргизскому краю со стороны ЦК РКП(б), Советского правительства, В.И. Ленина, русского народа. Не менее знаковыми в советской историографии являлись вопросы борьбы Компартии Казахстана за проведение ленинской национальной политики, ее роли в победе над интервентами, белогвардейцами; вопросы формирования военно-политического союза рабочего класса и трудового крестьянства; героической борьбы казахских трудящихся во главе с русским рабочим классом за полный разгром контрреволюции (Гафурова, 1972; Покровский, 1967).
Советской казахстанской историографией признавался факт отсутствия у большевиков в Степном крае широкой социальной базы в лице рабочего класса (Иноятов, 1984: 45). Его численность накануне Октябрьской революции 1917 г. определялась в 60 тыс. человек. В условиях отсутствия крупного помещичьего землевладения, по мнению советских авторов, лозунги большевиков о социализации земли являлись малопривлекательными и для аграрного населения региона. Тем не менее, все перечисленные факты не останавливали советских исследователей в выводах о том, что «подавляющее большинство темного, забитого трудового населения края готово было . принять активное участие в строительстве новой жизни Советского государства». Причиной их активного участия в событиях Октябрьской революции и гражданской войны выступала, по мнению ученых, колонизаторская сущность царской политики в регионе, характеризовавшаяся
методами первоначального накопления капитала, неэквивалентным обменом, ростовщичеством и открытым грабежом крестьянства, полуфеодальной эксплуатацией коренного населения (Покровский, 1967:37).
Вопросы проведения выборов во Всероссийское учредительное собрание в Степном крае и их результаты в советской историографии не анализировались и, тем более, не рассматривались как важнейшая причина гражданского противостояния в регионе. В большинстве случаев военизированные акции большевиков по роспуску многопартийных советов, созданных в регионах Степного края, признавались советскими исследователями как вполне закономерные и легитимные действия, направленные на решение задач пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата (Иноятов, 1984:110-111).
В современной российской и казахстанской историографии работы, посвященные анализу социально-политической ситуации в Степном крае накануне гражданской войны и выявлению ее причин отсутствуют. Исключение составляют многочисленные работы по истории этнополитического развития Степного края накануне и в период гражданской войны и анализа движения Алаш. Данная статья являет собой попытку восполнить существующий пробел и выявить причины гражданского противостояния в данном регионе.
Материалы и методы. Источниковую базу данной статьи составили нормативно-правовые акты: декреты и постановления СНК и ВЦИК РСФСР, съездов Советов; а также материалы делопроизводства региональных органов власти Степного края: крестьянских, казахских, казачьих комитетов, советов рабочих депутатов. В работе применялись конкретно-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-системный.
Результаты. Политическая ситуация в Степном крае в период революционных событий октября-ноября 1917 г. развивалась достаточно динамично и приобрела ряд специфических черт. Они были связаны, в первую очередь, с особенностями социально-экономического развития региона в предыдущий, имперский период и определялись низкой степенью его интегрированности в общероссийскую политическую и экономическую систему, невысоким уровнем социальной мобильности населения, преобладанием традиционных социальных связей и отношений (Лысенко, 2014). Данные обстоятельства обусловили «малочисленность и слабость местного пролетариата» - по данным советских исследователей его состав в Степном крае в период революционных преобразований 1917 г. определялся в 50 тыс. человек. Все они были «распылены по небольшим предприятиям и промышленным заведениям огромного региона», концентрация рабочих на промышленных объектах и железнодорожном транспорте оставалась крайне низкой (Григорьев, 1984: 13; Нурпеисов, 1987: 85). Это позволяет говорить об отсутствии широкой социальной базы большевизма в Степном крае и подтверждается незначительным количеством организаций и ячеек РСДРП(б) в регионе накануне октябрьских событий 1917 г. Так, первая большевистская организация появилась в Петропавловске лишь в ноябре этого года, 25 декабря 1917 г. - в Акмолинске, в январе 1918 г. - в Семипалатинске (Покровский, 1967:92).
«Земельный вопрос», на который делало ставку большинство российских партий, имел в Степном крае иное звучание. Государственное регулирование вопросов землепользования в регионе в имперский период осуществлялось в связи с необходимостью укрепления южных границ России и обустройством различных групп переселенцев и казачества, при этом право на
землеустройство признавалось лишь за оседлым хозяйством. Поэтому в аграрном секторе экономики Степного края не сформировалось крупное помещичье землевладение, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей. Крупнейшими земельными собственниками в Степном крае являлись Уральское, Сибирское и Семиреченское казачьи войска. Казахи-кочевники были лишены права землеустройства, более того, процесс наделения землей казачьего и русского переселенческого крестьянства осуществлялся за счет земельных экспроприаций у скотоводов. Все данные обстоятельства определили слабую восприимчивость русского аграрного населения Степного края к эсеро-большевистским лозунгам «социализации земли». Следует также отметить, что большевики не рассматривали казахское кочевое население как сферу своего партийного влияния, по крайне мере, до октября 1917 г., считая его «политически незрелым».
Совокупность вышеуказанных особенностей социально-экономического развития Степного края обусловила отсутствие социальной базы большевизма в период октябрьских событий 1917 г. и противоречивость «триумфального шествия советской власти» в регионе. Данный процесс затянулся до весны 1918 г., наиболее безболезненно он прошел в районах концентрации железнодорожных рабочих по линии Туркестанско-Оренбургской железной дороги. Так, в течении ноября 1917 г. Советская власть установилась в городах Сыр-Дарьинской области - Ташкенте, Перовске, Аулие-Ате, Чимкенте.
В более сложной обстановке советская власть утверждалась в Уральской и Тургайской областях, на северо-востоке Степного края и в Семиречье, что объяснялось наличием казачьих войск, выступивших оппозиционной силой большевикам. Так, 14 ноября 1917 г. Войсковой совет Семиреченского казачьего войска, действовавший в союзе в меньшевиками и эсерами, провозгласил в Семиречье высшую власть - Войсковое правительство. Семиреченские казаки заявили о своей солидарности со Ставкой верховного главнокомандующего войсками Временного правительства Н.Н. Духониным, присоединились к антибольшевистскому «Юго-Восточному союзу», установили связь с донским и оренбургским казачеством (Сапаргалиев, 1948:64). Вслед за этим, казаки разоружили и расформировали просоветски настроенные воинские части и разогнали Верненский совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Восстановить советскую власть в Семиречье большевикам удалось только в марте 1918 г., но всего на несколько дней. Уже 16 апреля казаки подняли антисоветский мятеж и осадили г. Верный. 24 апреля противоборствующие стороны заключили временное перемирие, что свидетельствовало о неустойчивости их положения. Только в двадцатых числах мая 1918 г. казаки были разбиты подошедшими на помощь верненским большевикам красногвардейскими отрядами из Ташкента. В начале июня 1918 г. был принят ряд декретов Советской власти Семиречья по казачеству: 2 июня - приказ командующего войсками Красной армии Семиреченской области Л.П. Емелева об упразднении Войскового правления и всех станичных правлений Семиреченского казачьего войска; 3 июня - декрет № 1 Семиреченского облисполкома об аннулировании сословия казаков, должности Войскового атамана, Войскового правления и прочих казачьих учреждений и должностных лиц, конфискации принадлежащего им имущества, инвентаря и денежных
сумм; 6 июня - постановление Семиреченского облисполкома о конфискации пенсионных земель казачества и лишении казачества избирательных прав2.
Аналогичные социально-политические процессы проходили в среде Уральских казаков, где в середине ноября 1917 г. также было сформировано Войсковое правительство. В союзе с уральскими казаками выступило Западное отделение Алаш-Орды, эсеры и меньшевики. 15-16 января 1918 г. в Уральске состоял областной съезд крестьянских советов, который принял решение об установлении в Уральской области Советской власти. Однако на съезде эсерам, представлявшим большинство, удалось проголосовать против предложенного большевиками предложения о роспуске Войскового правительства Уральского казачьего войска и разоружении созданных им обрядов белоказаков (Кожабаев, 1965: 19). Реализовать данное предложение большевики попытали позднее на Областном съезде Советов, который состоялся в двадцатых числах марта 1918 г. На нем было принято решение о роспуске Уральского войскового правительства и правительства Западного отделения Алаш-Орды. Данное решение вызвало сопротивление антибольшевистских сил. Войсковой совет при поддержке алаш-ордынцев 29 марта совершил контрреволюционный переворот, арестовав Уральский облисполком, его членов и видных партийных большевистских работников (Покровский, 1967: 99).
Значительное влияние на динамику политической ситуации в Степном крае в первые месяцы 1918 г. оказали события, связанные в разгоном большевиками Учредительного собрания. Характерной особенностью для региона явилось запаздывание в темпах избирательного процесса по сравнению с европейской Россией. Завершение составления списков кандидатов попадало на начало ноября 1917 г., выборы были назначены на 26 декабря 1917 г. Предвыборная агитация в регионе проходила в условиях существования достаточно пестрой палитры политических сил. Так, в большинстве сформированных областных Советах рабочих и солдатских депутатов руководящую роль играли эсеры и меньшевики. Активную политическую агитацию накануне выборов развернули большевики. Помимо областных Советов рабочих, в ряде городов Степного края также функционировали областные крестьянские Советы и областные киргизские комитеты, созданный казахской национальной партией Алаш-Ордой. Всего в областях Степного края с полиэтничным и полисоциальным составом населения было выдвинуто до четырнадцати списков кандидатов от различного рода политических партий, сословных, религиозных и национальных организаций.
Например, в Семипалатинской области для выборов представителей во Всероссийское учредительное собрание было заявлено 14 списков кандидатов: 1 список от 2-го войскового округа Сибирского казачьего войска (11 кандидатов); 2 список - от Центрального комитета объединенных духовенства и мирян (97 кандидатов); 3 список - от Омского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков); 4 список - от Омской организации Российской социал-демократической рабочей партии (интернационалистов) (14 кандидатов); 5 список - от казахской партии «Алаш» (19 кандидатов); 6 список - от блока партии народной свободы и торгово-промышленной группы (14 кандидатов); 7 список - от мусульман - социалистов (3 кандидата); 8 список - от Акмолинского и Семипалатинского областных
2 РГВА - Российский государственный военный архив - Ф. 110. Оп. 3. Д. 116. Л. 9-10.
599
комитетов партии социалистов-революционеров совместно с Акмолинским и Семипалатинским областными советами крестьянских депутатов и исполнительным комитетом совета солдат-крестьян Омского военного округа (19 кандидатов); 9 список - от трудового казачества Сибирского казачьего войска (5 кандидатов); 10 список - от блока социалистических групп (социалистов-революционеров, воленародовцы, меньшевиков, социал-демократической группы «Единство» и «Трудовая народная социалистическая партия») (13 кандидатов); 11 список - от казахской социалистическо-политической партии «Уш жуз»; 12 список - Омской группы российских граждан немецкой национальности; 13 список - от Демократической татарской группы, выработанный съездом татар Акмолинской и Семипалатинской обл. (1 кандидат); 14 список - от группы православных граждан г. Петропавловска (7 кандидатов) (Движение Алаш..., 2005: 47-48).
31 января 1918 г. были опубликованы результаты выборов в Учредительное собрание по Степному краю. Наибольшую активность на выборах продемонстрировало казахское население, русское население -«безразличие и неосведомленность о выборах в Учредительное собрание». Всего, например, по Семипалатинской области, в выборах приняло участие 70262 человека. По числу поданных голосов за указанные выше избирательные списки первое место занял список № 5 казахской партии «Алаш», получивший 58331 голос. Второе место - 33750 голосов - получил список № 8 - Акмолинского и Семипалатинского областных комитетов партии социалистов-революционеров, совместно с областными Советами крестьянских депутатов и исполнительным комитетом Совета солдат-крестьян Омского военного округа; третье - 3136 голосов - список № 1 - второго войскового круга Сибирского казачьего войска; четвертое место список № 3 -большевистский - 1910 голосов; пятое место занял список № 9 - трудового казачества Сибирского казачьего войска, получивший 475 голосов; шестое -список № 7 мусульман-социалистов - 468 голосов; седьмое - список № 2 -150 голосов - Центральному комитету объединенных духовенства и мирян; восьмое - список № 4 Омской организации Российской социал-демократической партии (интернационалистов), получившей 115 голосов, девятое место занял список № 6 партии «Народной свободы» - 106 голосов; десятое - 19 голосов - список № 10 - блок социалистических групп, одиннадцатое - демократический татарский список № 13 - 14 голосов, двенадцатое - список 12 Омской группы российских граждан немецкой национальности - 11 голосов; тринадцатое - список № 14 православных граждан г. Петропавловска - 5 голосов и последнее место список казахской социалистической политической партии «Уш жуз». Таким образом, абсолютная победа на выборах в Учредительное собрание по Семипалатинской области принадлежала партии Алаш (Движение Алаш., 2005: 91 -92).
Всего по данным российского исследователя Л.Г. Протасова в состав Всероссийского учредительного собрания по Уральскому избирательному округу были избраны: Г.А. Алибеков (Уральский областной киргизский комитет), Н.А. Бородин (войсковой съезд Уральского казачества), Г.К. Волосов (эсеры), Д.Д. Досмухамедов (Уральский областной киргизский комитет), Д.Х. Досмухамедов (Уральский областной киргизский комитет), Н.И. Ипмагамбетов (Уральский областной киргизский комитет), С.А. Каратлеув (Уральский областной киргизский комитет); от Семиреченского избирательного округа: С.А. Аманжолов (партия Алаш), И.Д. Джайнаков (партия Алаш), Д.С. Саурамбаев (партия Алаш), М. Тынышпаев (блок социалистов), П.И. Шебалин
(социалисты), С.Н. Шендриков (Семиреченское казачье войско); от Тургайского избирательного округа: А.Б. Байтурсынов (партия Алаш), А.К. Беремжанов (партия Алаш), С.Д. Досжанов (партия Алаш), И.М. Пахомов (эсеры), А.Т. Темиров (партия Алаш), Т.Б. Жаманмурунов (партия Алаш), Уразов И.У. (партия Алаш), А.Н. Букейханов (партия Алаш); от Ордынского (часть Астраханской губернии, населенная казахами Внутренней Орды) избирательного округа: Б.А Кулманов (партия Алаш), В.Ш. Таначев (партия Алаш) (Протасов, 2008: 88-94). По Степному избирательному округу, включавшему Акмолинскую и Семипалатинскую области, итоги выборов в исторической литературе не представлены.
Несмотря на то обстоятельство, что к моменту подведения итогов голосования, Всероссийское учредительное собрание было разогнано, выборы в его состав от Степного края сыграли огромное значение для последующего формирования органов региональной власти. В Семипалатинской области в январе 1918 г. победившие на выборах Областной Казахский комитет и исполком Крестьянского совета признали власть новых органов власти -Совет Народных Комиссаров и Сибирское правительство Томской области высшей властью Сибири. Планировалось, что после провозглашения в ближайшем будущем автономии казаховАлаш, решение о которой было принято на II Оренбургском съезде (5-13 декабря 1917 г.), правительство Алаш установить отношения с правительством автономной Сибири для дальнейшего взаимоотношения. На переходное время во главе Семипалатинской области назначался комиссар Сибирского правительства и Временный областной совет из трех представителей Крестьянского совета и трех - Казахского комитета (Движение Алаш., 2005: 62). Большевики отказались войти во Временный областной совет.
Следом началась работа по провозглашению Алашской автономии. 15 января 1918 г. Казахский комитет Семипалатинской области направил телеграмму за подписью председателя Семипалатинского областного комитета Ляшкевича, председателя Казахского комитета Марсекова и председателя Крестьянского совета Самарина в местные органы власти о предстоящем объявлении автономии Алаш. В телеграмме было сказано, что «скоро будет объявлена автономия Киргизского края, решенная на Оренбургском общекиргизском съезде. .Ввиду возможности кривотолков, провокации, ложных слухов, примите срочные меры по разъяснению населению истинного понимания автономии, которая гарантирует права всех граждан, а также [национального] меньшинства» (Движение Алаш., 2005: 7980).
В состав Автономии планировалось включить девять областей, во главе автономии сформировать Народный совет, пропорционально представительству всех национальностей, живущих в крае. Окончательное устройство, органы власти, нормы представительства планировалось установить на Учредительном собрании, подготовка к выборам в которое возлагалась на Временный совет (Движение Алаш., 2005: 79-80).
Для большевистской организации Семипалатинской области встала реальная угроза потери контроля над ситуацией. Поэтому 3 февраля 1918 г. они от имени Совета рабочих и солдатских депутатов провозгласили Советскую власть в Семипалатинске, образовав Совет комиссаров в составе четырех своих представителен и выпустив объявление, в котором ложно сообщалось об участии в Совете комиссаров двух представителей от Казахского комитета и двух - от Крестьянского совета (Герасимов, 1964: 32-
33). Большевики также предприняли попытку «закрыть вход публики в заседание земского собрания, а позже - отнять у земских собраний помещение в доме «Свободы». Параллельно большевики захватили типографию областной газеты «Дело», что значительно затруднило Временному областному совету оповещение населения о реально происходящих событиях в области и городе.
Временный областной совет энергично протестовал против насилия и навязывания Семипалатинску «власти небольшой группы местных рабочих и солдат». Предлагалось решительно «игнорировать распоряжения захватчиков и бороться всеми мирными средствами против насильственной власти», «исполнять только распоряжения Временного областного совета», которые шли «за подписью председателя Самарина или т. Сарсенева и секретаря Тарасова» (Движение Алаш., 2005: 93-94). Земские органы, еще продолжавшие функционировать, поддержали Временный областной комитет.
В начале марта 1918 г. в Семипалатинске фактически одновременно началась работа областного крестьянского съезда и съезда рабочих и солдатских депутатов. После согласования ряда позиций и частных консультаций, делегаты двух съездов приняли решение объединиться и продолжить дальнейшую работы совместно. При это они признали целесообразным пригласить к участию в работе съезда «товарищей киргизов и казаков, дабы продолжать общую плодотворную работу». Объединенный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, представителей от казахского населения и казачества работал с 9 по 22 марта 1918 г. По его итогам был сформирован коалиционный областной Совет, который с 22 марта приступил к работе, приняв на себя всю полноту власти в области. Органы земского самоуправления были распущены (Герасимов, 1964: 34).
В новых политических реалиях, когда были достигнут компромисс и созданы условия для полноценного диалога между различными общественно -политическими силами, большевики перешли к единоличному захвату власти и провозглашению Советов в уездах и волостях Семипалатинской области. Их создание носило характер мини переворотов, поскольку проводилось без согласования позиций с другими политическими партиями и движениями области, без проведения выборов. Как правило, создание Советов на большевистских началах осуществлялось в ходе массовых митингов, организованными ячейками РКП(б), их состав формировался также по классовому принципу - с участием представителей рабочих, солдат, крестьян, бедных слоев казачества и казахов. Офицеры, представители городских купеческих слоев, разночинцы, чиновники бывшей колониальной администрации, члены алаш-ордынской организации и также члены партии эсеров к процессу формирования Советов не допускались. Все попытки с их стороны повлиять на ситуацию рассматривались как антибольшевистская пропаганда и антиреволюционная деятельность, они подвергались аресту и предавались суду революционного трибунала. Для удержания власти в своих руках, большевистские Советы в Семипалатинске и Усть-Каменогорске в экстренном порядке распускали милицию и формировали отряды Красной гвардии и Красной армии.
Политическая ситуация в Степном крае в первые месяцы советской власти значительно осложнялась противоречивостью большевиков в принципах и подходах реализации национального вопроса. Как известно, в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой ВЦИК в январе 1918 г. Россия объявлялась республикой созданной на основе «свободного союза
свободных наций, как федерация советских национальных республик» (Декреты советской., 1957). Таким образом, тезис большевиков о праве наций на самоопределение нашел подтверждение в первых законодательных актах советской власти. Однако последующие события продемонстрировали их отход от заявленного права, наиболее ярко проявившийся в вопросе о судьбе автономии Алаш.
Как известно, лидеры казахской интеллигенции не поддержали идею большевистской советизации. На первом месте в ходе II Общеказахского съезда, прошедшего 5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге, в повестке съезда стоял вопрос об образовании национально-территориальной автономии Алаш с широкими политическими полномочиями. Как справедливо подчеркивала Д. Аманжолова, именно стремление защитить народ в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны выступили основной причиной образование автономии, оно стало «естественной реакцией самосохранения в обстановке всеобщего развала государственных институтов и потери управляемости как в центре, так и на местах.» (Аманжолова, 1994: 69). Согласно постановлению съезда вся исполнительная власть и решение финансовых вопросов переходило в руки Алаш-Орды, формировалась народная милиция Алаш, национальный фонд. Председателем народного совета Алаш-Орды был избран лидер партии Алаш А. Букейханов, который возглавлял автономию до 1920 г.
Важно подчеркнуть, что и на декабрьском съезде 1917 г., и в решениях последующих заседаний, Алаш-Орда весной 1918 г. не высказывалась идея о разделении единого государства. Будущее казахской автономии виделось в составе России, президентской «демократической федеративной республики (демократический - народный; федеративный - союз мелких государств)», при этом, «каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах» (Этнополитические и этносоциальные., 2016: 214-215). Так же алашевцы подчеркивали необходимость обеспечения национального равноправия в стране и созыва всероссийского учредительного собрания, компетенцией которого должно было стать утверждение разработанной конституции автономии Алаш.
Политическая платформа алашевцев предопределила поиск ими поддержки и союзничества среди политических сил революционной России. По мнению ряда исследователей, для лидеров партии «Алаш» «приоритетное значение в непростых условиях 1917 г. имело взаимодействие казахских земель не с Кокандской автономией, а скорее с Сибирской автономией». Так, после завершения II Общеказахского съезда, 20 декабря 1917 г. А. Букейханов отправил телеграмму Сибирскому областному совету с информацией об образовании автономии «Алаш» и Временного Комитета «Алаш-Орды». В январе 1918 г. Киргизский комитет в обращении к органам местного самоуправления подчеркивал свое признание Сибирского правительства Томской области высшей властью Сибири и говорил о развитии дальнейших взаимоотношений с правительством автономной Сибири после провозглашения Казахской автономии (Аманжолова, 2015:8).
В ходе переговоров с СНК РСФСР (В.И. Лениным и И.В. Сталиным) весной 1918 г. лидерам Алаш удалось добиться определенного компромисса с центральной большевистской властью. В частности, «они получили согласие на создание демократических представительных органов местного управления и самоуправления по типу земств при условии признания Советской власти.
При этом границы автономии определялись в соответствии с решениями автономистских съездов с целью объединения всех населенных преимущественно казахами территорий». Оговаривалось также право Алаш-Орды как автономной исполнительной власти на инициативу созыва съезда в тесном сотрудничестве с местными Советами, сохранение за ней до этого съезда высшей законодательной и административной власти. Местные же Советы должны были создаваться «на демократических началах с соблюдением пропорционального представительства от национальностей». Кроме того, алаш-ордынцы предлагали создавать органы самоуправления по типу земств в тех местах, где нет Советов, национальные суды и народную милицию (Аманжолова, 1994:49).
В середине апреля 1918 г. Алаш-Орда направила телеграммы в уездные казахские комитеты, отмечая успешность проводимых с большевиками переговоров. Однако уже в мае 1918 г. по решению коллегии Наркомнаца был образован Киргизский отдел при комиссариате, основной задачей которого была подготовка казахской автономии на советских, социалистических началах (Аманжолова, 2009: 201). Таким образом, большевики отказались от признания и полной поддержки казахской национально-культурной автономии Алаш и встали на пусть создания альтернативного государственного образования.
Данные события свидетельствовали о непоследовательности большевиков в вопросе реализации права наций на самоопределение, наиболее ярко проявившейся в ситуации с разгромом Кокандской автономии. Он последовал в январе 1918 г. в ответ на отказ автономистов призвать власть Советов в Туркестане. Данное событие, а также курс большевиков на провозглашение казахской автономии на советских началах предопределили отход алашевцев от поиска компромисса с большевиками и переход их на сторону формирующейся региональной большевистской оппозиции.
Расхождения с большевиками по вопросам организации власти стали набирать обороты к лету 1918 г. В начале июня лидеры Алаш объявили о ликвидации советской власти в Семипалатинске. В телеграмме из Заречной Слободки А. Букейханов сообщал, что Алаш-Орда приступает к исполнению своих обязанностей и переходит к созданию областных и уездных исполнительных органов власти. Все декреты, принятые Советской властью на территории созданной Алаш, признавались недействительными. Правительством Алаш были восстановлены упраздненные большевиками земские учреждения, сформирован военный совет, на который были возложены функции военного министерства. Кроме этого в действие был введен проект правил о временном землепользовании на территории Алаш, согласно которому отменялась частная собственность на землю. Однако окончательное решение земельного вопроса откладывалось до работы Всероссийского Учредительного собрания (Аманжолова, 2009: 108-113).
Сложные процессы социально-политического размежевания населения Степного края, проходившие после октябрьской революции 1917 г., были также связаны с аграрной политикой Советской власти. Как известно, Декрет о земле СНК РСФСР ликвидировал частную собственность на землю и устанавливал право исключительной государственной собственности на нее. Принятый на III съезде Советов РСФСР 27 января 1918 г. Закон о социализации земли без всякого выкупа, в том числе ликвидацию монастырского и казачьего землевладения, еще раз подтвердил социальный курс большевиков. Решения центральных большевистских органов воплощали в жизнь на местах. Так, на проходившем 2-10 декабря 1917 г. в Омске III Западно-Сибирском съезде
Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на котором присутствовали делегаты Советов Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского, Семипалатинского уездов, было принято решение о конфискации земли и передачи ее в распоряжение крестьянских комитетов (Омские большевики., 1967: 93).
Все сделки с землей - покупка, продажа, залог и сдача их в аренду - были запрещены. Арендные договоры с собственниками земли аннулировались, имущество и инвентарь бывших владельцев земли «национализировались в пользу Российской Федеративной Социалистической Республики и переходили под контроль земельно-водных комитетов уездных и областных Советов». Бывшим арендаторам рекомендовалось «оставаться на местах, распоряжениям арендодержателей не подчиняться, весь их инвентарь хранить как общественное достояние до приема и проверки его особыми комиссиями, назначенными Совдепами»3. Под функционал земельных комитетов была подведена соответствующая нормативно-правовая база - законы «О деятельности волостных земельных комитетов», «О переходе земли в распоряжение земельных комитетов», «О земельных комитетах» (Декреты советской., 1957: 218-224).
Формирование волостных земельно-водных комитетов в Степном крае, как и, в целом, по стране, осуществлялось в рамках классового подхода и предполагало участие в их составе представителей только беднейших слоев аула, кишлака и деревни. Данное обстоятельство исключало возможность участия в деятельности земельно-водных комитетов представителей всех социальных категорий аграрного населения и принятия ими более взвешенных решений. В распоряжение земельно-водных комитетов переходили переселенческий земельный фонд, конфискованные земли казачьей верхушки, все их недвижимое имущество и инвентарь. Комитеты проводили кадастровую оценку земельного фонда волости, определяли избыток или недостаток земельного фонда для обеспечения трудящихся, степень состоятельности хозяйства, производили распределение конфискованных земель, устанавливали контроль за землепользованием, решали спорные вопросы. Кроме этого, в Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях в их обязанность входили учет оросительных вод, распределение поливной воды по каналам, арыкам (Байкенов, 1962: 61).
Реализация аграрной политики большевиков в Степном крае в первые месяцы советской власти, безусловно, была связана со стремлением ликвидировать последствия имперской аграрной/колониальной политики, характеризовавшейся, прежде всего, переселением крестьян из европейской части России и массовым изъятием в Переселенческий фонд земель у коренных народов региона. Поэтому 3 января 1918 г. СНК Туркреспублики издал декрет о ликвидации переселенческих организаций «как не отвечающих нуждам сельского населения», их земельный фонд был передан Советам для обеспечения безземельного казахского и русского крестьянства (Байкенов, 1962: 61).
В русле реализации аграрных преобразований Советские органы Степного края нанесли сокрушительный удар по землевладению Сибирского и Семиреченского казачьих войск. В имперский период землеустройство казаков осуществлялось на основании Положения Военного совета от 21 апреля 1869 г., Положения о Сибирском казачьем войске 1874 г., закона «Об установлении
3 ЦГА РК - Центральный государственный архив Республики КазахстанФ. 8. Оп. 1. Д, 96. Л. 14
605
правил о наделении землею Семиреченского казачьего войска» и «Правил о наделении землею Семиреченского казачьего войска» от 3 июля 1914 г., которые утвердили казакам двух войск норму душевого надела в 30 десятин. Землею на правах потомственной собственности наделялись все штаб- и обер-офицеры, классные чиновники войскового сословия, а также вдовы и семейства умерших штаб- и обер-офицеров и классных чиновников. Размер офицерского землепользования колебался от 100 до 400 десятин земли. По данным П.Г. Галузо к 1915 г. в собственности офицеров и их семей Семиреченского казачьего войска находилось 991 дес. земли, юртовых (общинных) владений казаков - 637073 дес., войсковой запас составлял 42940 дес. земли. Всего в собственности войска находилось, таким образом, 681549 десятин земли (Галузо, 1965: 172). 6 июня 1918 г. Семиреченский облисполком принял постановление о конфискации пенсионных земель казачества и лишении казачества избирательных прав. К осени 1918 г. 21559 десятин земли Семиреченского казачьего войска были переданы в распоряжение земельно-водных комитетов «для создания образцовых коллективных хозяйств, племенных рассадников и для распределения межу трудовым казахским и русским населением».
У Сибирского казачьего войска к 1916 г. в собственности находилось около 5 млн десятин земли, среднедушевой надел составлял 27,7-43 десятины. Революционные события 1917 г. усилили раскол и социальную поляризацию в войске. В апреле 1917 г. на 1-м большом Войсковом круге (г. Омск) образовались две группы: «староказачество» отстаивало сохранение сословных привилегий казаков и автономию Сибирского казачьего войска и «новоказачество», требовавшее ликвидации сословных различий. Круг принял постановление о сохранении сословных различий. Однако, в связи с выходом закона Советской власти о социализации земли, в конце марта 1918 г. состоялся очередной Войсковой круг Сибирского казачьего войска, на котором состоялось принятие постановления, запрещавшего сдачу землю в аренду и обязавшее их хозяев «обрабатывать землю собственными силами». Таким образом, найм рабочей силы был запрещен (Герасимов, 1964: 54-55). Излишки земли, пенсионные земли казачества конфисковались/социализировались и переходили «в пользование всего трудового народа со всем сельскохозяйственным живым инвентарем, а также со всеми сельскохозяйственными и жилыми постройками, со всеми водами и лесами» (Байкенов, 1962: 61).
В соответствии с решением Советов в пользование трудящихся Степного края перешли и монастырские земли. К 1917 г. их численность в регионе была незначительной4. К осени 1918 г. у монашеских обителей Степного края и Туркестана было изъято все имущество и конфискована земля.
4 Так, на территории Тургайской области функционировала Кустанайская женская Иверская община, в Уральской области - Покровский единоверческий мужской монастырь, открытые в 80-е гг. XIX в. В Акмолинской и Семипалатинской областях в начале Хх в. были созданы семь православных обителей: Знаменская миссионерская женская община вблизи г. Семипалатинска, Петропавловский Всехсвятский женский, Казанский женский (недалеко от станции Омск), Архистратиго-Михайловский женский (п. Пресногорьковский Петропавловского уезда), Богородице-Михаило-Архангельский женский (недалеко от станции Ачаирская Омского уезда), Николаевский мужской (урочище Кара-Оба Петропавловского уезда), Покровский мужской (недалеко от г. Омска) монастыри4. В Туркестане к 1917 г. функционировало три монастыря. Один из них располагался на территории современной Северной Киргизии - на берегу оз. Иссык-Куль. Он являлся самым крупным собственником /землевладельцем среди центральноазиатских монастырей России - ему принадлежало 2500 десятин земли, 3 затона на озере (65 десятин), мельница, лесопилка, кузница, портняжная мастерская, скотный двор, две пасеки с 225 ульями4. Второй Серафимо-Иверский женский монастырь был открыт в г. Верном Семиреченской области в 1911 г., третий - Свято-Никольский женский монастырь - под Ташкентом.
Аграрная политика большевиков лишила экономической базы казачество и монашество, зажиточное переселенческое крестьянство. Система арендных отношений, складывавшаяся в Степном крае в поземельных отношениях на протяжении XIX в. была в одночасье разрушена. Конфискация излишков земельных угодий осуществлялась без выплат компенсаций. Все это придавало дополнительный импульс процессу размежевания социальных сил в регионе и формировало базу антибольшевистского движения.
Выводы. Подводя итоги отметим, что общественно-политическая ситуация в Степном крае после октябрьской революции 1917 г и прихода к власти большевиков развивалась в русле общероссийских тенденций: в регионе начался процесс установления советской власти, состоялись выборы во Всероссийское учредительное собрание, в рамках большевистской программы по национальному вопросу объявлено, как и во многих национальных окраинах России, создание национально-культурной автономии казахов Алаш. В тоже время, особенности социально-экономического развития Степного края в предыдущий, имперский период, связанные с низкой степенью его интегрированности в общероссийскую политическую и экономическую систему, отсутствием крупного землевладения, класса промышленных рабочих, решенностью проблемы землеустройства русских крестьян-переселенцев и казачества за счет экспроприации земельных ресурсов у казахского населения обусловили своеобразие общественно-политического процесса в регионе накануне гражданской войны. Оно определялось отсутствием социальной базы большевизма в Степном крае, многовекторностью общественно-политических сил (от ячеек российских партий социалистического и мелкобуржуазного направления, до чисто региональных политических сил, выражавших интересы различных этносоциальных и этноконфессиональных групп населения), более жесткой борьбой между ними за власть.
Можно с уверенностью говорить о том, что с ноября 1917 г. по март 1918 г. в Степном крае складывалась ситуация многовластия, опосредованная итогами выборов во Всероссийское учредительное собрание. Различные общественно-политические силы пытались на основе диалога находить компромиссные решения и формировать местные коалиционные органы власти. Однако, как показали события, большевики стремились к монопольному ее захвату, национально-государственному строительству на советских, социалистических началах. Последнее становилось возможным только при реализации большевиками своей социально-экономической программы, связанной с установлением в стране и регионе диктатуры пролетариата, разжиганием классовых и сословных противоречий, порождавших классовую борьбу.
В практической плоскости политика большевиков в Степном крае нашла выражение в узурпации ими власти в местных советских органах, устранении своих политических оппонентов (в том числе партии Алаш), проведении серии социально-экономических мероприятий, направленных на ликвидацию частного сектора экономики и частного землепользования, социализацию земли, социальную нивелировку общества (уничтожение казачества и зажиточного крестьянства как сословия), формирование исполнительных органов власти - Советов, комитетов бедноты и земельно-водных комитетов -по классовому принципу и т.д. Все данные реформы, безусловно, носившие революционный характер, воспринимались определенной частью населения Степного края крайне негативно, способствовали размежеванию общественно-
политических сил в регионе, формированию антибольшевистской оппозиции и привели, в конечном итоге, к вооруженному гражданскому противостоянию.
Эдебиеттер tí3ímí/ Список литературы
1. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. - М., 1994.
2. Аманжолова Д.А. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. - Алматы, 2009.
3. Аманжолова Д.А. Из истории взаимодействия Временного Сибирского правительства и Алаш-Орды // Русская старина. - 2015. - Вып. (13). - Т.1. С. 8.
4. Байкенов М. К истории первых аграрных преобразований в южных районах Казахстана (1918-1920 годы) // Из истории Октябрьской революции и Гражданской войны в Казахстане. -Алма-Ата, 1962. - Т.13.
5. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. - Алма-Ата, 1965.
6. Гафурова К.А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917-1924). - М., 1972.
7. Герасимов С.Н. Установление Советской власти в Усть-Каменогорске и районе рудного Алтая. 1917-1921 годы. - Усть-Каменогорск, 1964.
8. Григорьев В.К. Разгром мелкобуржуазной контрреволюции в Казахстане. 1920-1922. - Алма-Ата, 1984.
9. Движение Алаш: Сборник документов и материалов. Декабрь 1917 г. - май 1920 г. - Алматы, 2005. - Т.2.
10. Декреты Советской власти. -T.I. -М., 1957.
11. Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание: история созыва и политического крушения. - Л., 1976.
12. Иноятов Х.Ш. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. - М., 1984.
13. Кожабаев С.Т. Борьба трудящихся Прикаспийских районов Казахстана за победу Советской власти. - Алма-Ата, 1965.
14. Лысенко Ю.А. и др. Традиционное казахское общество в национальной политике Российской империи: концептуальные основы и механизмы реализации (XIX - начало ХХ вв.). - Барнаул, 2014.
15. Нурпеисов К.Н. Становление Советов в Казахстане (март 1917 г. - июнь 1918 г.). - Алма-Ата, 1987.
16. Омские большевики в период Октябрьской революции и упрочение Советской власти (март 1917 - май 1918 гг.). - Омск, 1967.
17. Покровский С.Н. Разгром иностранных военных интервентов и внутренней контрреволюции в Казахстане (1917-1920 гг.). - Алма-Ата, 1967.
18. Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели. -М., 1997.
19. Протасов Л.Г. Депутаты всероссийского учредительного собрания: этнонациональный аспект // Научные ведомости. -2008. -№ 1 (41). Выпуск 5. -С. 88-94.
20. Сапаргалиев М.С. Возникновение Казахской советской государственности (1917-1920 гг.). -Алма-Ата, 1948.
21. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942.
22. Этнополитические и этносоциальные процессы в центральноазиатских окраинах России в период революций 1917 г. и первые годы советской власти. Документы и извлечения. -Барнаул, 2016.
Reference
Amanzholova, 1994 - Amanzholova, DA 1994 Kazakhskiy avtonomizm i Rossiya, Moskow. (in Rus). Amanzholova,2009 - Amanzholova, DA 2009 Na izlome. Alash v etnopoliticheskoy istorii Kazakhstana, Almaty. (in Rus).
Amanzholova 2015 - Amanzholova, DA 2015 Iz istorii vzaimodeystviya Vremennogo Sibirskogo
pravitelstva i Alash-Ordy, Russkaya starina. Vyp.(13), T.1. (in Rus). Baykenov, 1962 - Bajkenov, M 1962 K istorii pervyh agrarnyh preobrazovanij v yuzhnyh rajonah Kazahstana (1918-1920 gody) // Iz istorii Oktyabr'skoj revolyucii i Grazhdanskoj vojny v Kazahstane. -Alma-Ata T.13. (in Rus). Galuzo,1965 - Galuzo, PG 1965 Agrarnye otnosheniya na yuge Kazahstana v 1867-1914 gg. Alma-Ata. (in Rus).
Gafurov, 1972 - Gafurov, K.A 1972 Bor'ba za internacional'noe splochenie trudyashchihsya Srednej Azii i Kazahstana v pervye gody Sovetskoj vlasti (1917-1924). M. (in Rus).
Gerasimov, 1964 - Gerasimov, SN 1964 Ustanovlenie Sovetskoj vlasti v Ust'-Kamenogorske i rajone rudnogo Altaya. 1917-1921 gody. - Ust-Kamenogorsk. (in Rus).
Grigoryev, 1984 - Grigor'ev, VK 1984 Razgrom melkoburzhuaznoj kontrrevolyucii v Kazahstane. 19201922. - Alma-Ata. (in Rus).
Dvizheniye Alash, 2005 - Dvizhenie Alash: Sbornik dokumentov i materialov. Dekabr' 1917 g. - maj 1920 g. - Almaty, 2005. - T.2. (in Rus).
Dekrety Sovetskoy 1957 - Dekrety Sovetskoj vlasti. -T.I. -M., 1957. (in Rus).
Znamenskiy, 1976 - Znamenskij, ON 1976 Vserossijskoe Uchreditel'noe sobranie: istoriya sozyva i politicheskogo krusheniya. L. (in Rus).
Inoyatov, 1984 - Inoyatov, HSH 1984 Narody Srednej Azii v bor'be protiv interventov i vnutrennej kontrrevolyucii. - M. (in Rus).
Kozhabayev, 1965 - Kozhabaev, ST 1965 Bor'ba trudyashchihsya Prikaspijskih rajonov Kazahstana za pobedu Sovetskoj vlasti. - Alma-Ata. (in Rus).
Lysenko, 2014 - Lysenko, YUA 2014 i dr. Tradicionnoe kazahskoe obshchestvo v nacional'noj politike Rossijskoj imperii: konceptual'nye osnovy i mekhanizmy realizacii (XIX - nachalo HKH vv.). -Barnaul. (in Rus).
Nurpeisov, 1987 - Nurpeisov, KN 1987 Stanovlenie Sovetov v Kazahstane (mart 1917 g. - iyun' 1918 g.). - Alma-Ata. (in Rus).
Omskiye bolsheviki, 1967 - Omskie bol'sheviki v period Oktyabr'skoj revolyucii i uprochenie Sovetskoj vlasti (mart 1917 - maj 1918 gg.). - Omsk, 1967. (in Rus).
Pokrovskiy, 1967 - Pokrovskij, SN 1967 Razgrom inostrannyh voennyh interventov i vnutrennej kontrrevolyucii v Kazahstane (1917-1920 gg.). - Alma-Ata. (in Rus).
Protasov, 1997 - Protasov, LG 1997 Vserossijskoe Uchreditel'noe sobranie: Istoriya rozhdeniya i gibeli. -M.. (in Rus).
Protasov, 2008 - Protasov, LG 2008 Deputaty vserossijskogo uchreditel'nogo sobraniya: ehtnonacional'nyj aspekt // Nauchnye vedomosti. № 1 (41). Vypusk 5. -S. 88-94. (in Rus).
Sapargaliyev,1948 - Sapargaliev, MS 1948 Vozniknovenie Kazahskoj sovetskoj gosudarstvennosti (1917-1920 gg.). - Alma-Ata. (in Rus).
Sobraniye uzakoneniy, 1942 - Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1917-1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR. - M., 1942. (in Rus).
Etnopoliticheskiye i etnosotsialnyye, 2016 - EHtnopoliticheskie i ehtnosocial'nye processy v central'noaziatskih okrainah Rossii v period revolyucij 1917 g. i pervye gody sovetskoj vlasti. Dokumenty i izvlecheniya. -Barnaul, 2016. (in Rus).