МЕЖРОДОВАЯ БОРЬБА КАЗАХСКОЙ (КИРГИЗСКОЙ) ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ А.В. Сушко
В статье исследуется влияние межродовой борьбы среди казахских националистов в процессе обретения казахской государственности в годы революции и гражданской войны в России. Автор приходит к выводу, что участие отдельных представителей казахской интеллигенции в гражданской войне на стороне «белых» или «красных» было обусловлено не их социальной принадлежностью, а местом, которое занимал их род в родовой иерархии казахского социума. Создание Киргизской республики и борьба националистов за власть в ней с русскими коммунистами сгладили остроту межродовой борьбы в казахском социуме.
Ключевые слова: национальный вопрос, казахи, киргизы, национализм, межродовая борьба, Алаш-Орда, Уш Жуз, политические партии, революция, гражданская война.
При изучении национализма в революции и гражданской войне в России важно учитывать специфику этнических культур народов бывшей Российской империи. Менталитет казахского народа, его культурные особенности, влиявшие на политическую борьбу, в исторической литературе изучены недостаточно. В серьезном анализе нуждается явление ложного наследия и мифотворчества, поразившее национальные истории и ставшее условием сохранения их этноцентричности. Как в свое время идеология отвлекала от подлинной истории, так и сегодня прививаемые понятия наследия и облекаемые в научную оболочку мифы позволяют пользоваться историей «как той или иной красивой вещью, не задумываясь о том, откуда она взялась», -пишет Г. А. Бордюгов [1].
В исторической науке политическая борьба среди казахов в годы революции и гражданской войны традиционно представлялась борьбою двух партий: буржуазной партии Алаш и революционно-демократической Уш Жуз. И только совсем недавно исследователи пришли к выводу, что борьба Алаш и Уш Жуз не могла быть в полной мере борьбою политических партий. М.Б. Ту-лепбаев достаточно убедительно аргументировал, что «казахское общество в то время еще не было готово к процессам партийнополитического и государственного строительства» [2]. При этом осталась практически неизученной межродовая борьба внутри движения Алаш, игравшая важное значение в ходе разделения казахской интеллигенции на «красных» и «белых». Единственным исключением является статья Г.Г. Косача, где рас-
крываются некоторые особенности политической борьбы внутри казахской элиты в связи с родовой принадлежностью политических деятелей и занимаемого ими места внутри жузовой иерархии. Но автор не ставил целью специально изучить значение и особенности межродовой борьбы внутри казахского общества в годы революции и гражданской войны в России [3].
Следует оговорить, что в дореволюционных русских источниках нет даже упоминаний о народе «казахи». В то время будущих казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками. Знаменитая работа лидера киргизских националистов А. Букейханова называлась «Киргизы». Выходившая с 1914 г. в Оренбурге по инициативе А. Байтурсунова на киргизском языке газета называлась «Казак». В «Историко-экономическом очерке жизни Киргизского края», датированном 2 декабрем 1921 г., объяснялось появление самоназвания «казак» среди киргизов: «XI в. Около этого времени на историческую сцену выступили новые тюркские племена, известные под общим названием киргиз-кайсаков. Сами себя степные жители называли «казак » - белая гусыня, в которую воплотился добрый дух и потомки от брака с которой полководца Калчи-Кадыр стали называться казаками. Слово киргиз первоначально было совершенно не известно последним и они стали слышать его преимущественно от русских, которые за их набеги «казаков» стали называть «киргизами», перенося на них название самого воинственного рода старшей орды кайсаков, постоянно нападав-
ших на города, села и караваны соседей» (ГАРФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 436 ).
В ХХ столетии в границах Кирреспубли-ки киргизы, имевшие в исторической памяти общее самоназвание «казаки», в результате интеллектуальных усилий националистически настроенной интеллигенции трансформировались в «казахов».
Учитывая фактическое отсутствие в годы революции и гражданской войны «казахского национализма» и наличие «киргизского», трансформация которого в «казахский» не была предопределена в период революции и гражданской войны, справедливо вести речь о «киргизском национализме», имея в виду современных казахов. В пользу данного подхода говорит и то, что далеко не все территории, заселенные в представлении того времени киргизами, в результате революции, гражданской войны и последующего развития советского государства вошли в Киррес-публику (затем Казахскую ССР), не все племена, относимые современниками к киргизам, стали казахами.
В начале работы мы использовали привычный сегодняшнему читателю этноним «казахи». В дальнейшем мы будем называть предков современных «казахов» «киргизами», так, как они назывались в исторических источниках исследуемого периода.
Цель данной работы - изучить значение, особенности и методы межродовой борьбы внутри киргизской политической элиты в годы революции и гражданской войны в России.
Видный сибирский общественный деятель Г.Н. Потанин в статье «Киргизы после переворота», характеризуя позицию казахской элиты, писал: «Киргизское движение отличается от общерусского своим чисто националистическим характером. На нем не замечается того углубления революции, о котором так суетливо хлопочут русские левофланговые социалисты. Среди киргиз не наблюдается классовой борьбы, в их среде нет рабочей партии, нет у них ни э.-р., ни с.-д., ни большевиков. Словом, киргизская программа исчерпывается вопросом о «национальном самоопределении» [4]. Национализм как главный мотив в деятельности казахских интеллектуалов был передан точно. Но патриарх сибирского областничества идеализировал киргизское движение. Во-первых, вскоре в нем обозначился идейный
раскол, который привел к попыткам формирования двух политических партий - Алаш и Уш Жуз, по-разному видевших будущее своего народа. Во-вторых, внутри киргизской элиты велась острая межродовая борьба, препятствовавшая усилиям националистов по трансформации киргизского общества в современную нацию.
Названия Алаш и Уш Жуз указывали на общенациональный характер возникших вскоре после свержения самодержавия киргизских движений. Оба имели свои печатные издания. Алаш - газету «Казак». Уш Жуз -газету с одноименным названием. Газета «Казак» в номере от 5 сентября 1917 г. сообщала о подготовке к Учредительному собранию и провозглашении «Алаш партией киргиз» [5]. Тезисы программы Уш Жуз были опубликованы во втором номере газеты «Уш Жуз», «они были написаны в форме полемики с программой партии Алаш. Уш-Жуз поддерживала проект татар с.-р. о создании федерации мусульм. народов Поволжья, Урала, Казахстана, Ср. Азии и Кавказа в рамках России» [6]. Похожие идеи в свое время выдвигались И. Гаспринским, мечтавшим с помощью придуманного им языка создать объединение турецких народностей [7]. Представители киргизской интеллигенции на страницах газет представляли свою деятельность как партийную для того, чтобы принять участие в выборах в Учредительное собрание. Это представление восприняла, отразила и развила русскоязычная печать, под ее влиянием, позднее, оно перешло и в научные труды. Газета «Омский Вестник» по отношению к этой тенденции стояла особняком и уже в то время честно признала, что «национальные взаимоотношения среди киргиз остаются неизвестными». О «партийной борьбе» газета писала: «Вот почему киргизские партии Алаш и Брлик и даже уничтожающая эти последние социалистическая партия Уш Жуз представляются нам не более как осколками соответствующих русских партий» [8].
Показателем уровня политической культуры киргизов, острой межродовой борьбы среди них стало образование в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка-
детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9].
Существовали своеобразные способы сведения личных счетов между руководителями Алаш и Уш Жуз, не привлекшие внимания исследователей. Показательно, что они попадали в периодическую печать. Например, в «Известиях» от 23 апреля 1918 г. помещено объявление, где Тогусов обещает 10000 руб. за голову Букейханова, за его поимку, и по три тысячи за Байтурсунова и др. [10]. Одним их методов борьбы между казахами являлось опубликование в газетах сведений о взяточничестве и поборах, чинимых политическими оппонентами. Движением Уш Жуз были подготовлены и опубликованы материалы на отдельных деятелей Алаш. Так, 2 ноября 1917 г. были опубликованы сведения в отношении кандидатов в Учредительное собрание по списку Алаш Сарсенье-ва и Успенбаева, а 18 ноября - в отношении Марсекова и Габбасова [11]. В данном случае роль газеты можно охарактеризовать двояко: во-первых, она отражала на своих страницах борьбу Уш Жуз с Алаш, во-вторых, она сама становилась средством этой борьбы, не просто описывая ее читателю, а участвуя в ней и пытаясь повлиять на ее исход. Впрочем, арестованный впоследствии советскими властями лидер Уш Жуз Тогусов тоже был нечист на руку, что было признано на страницах «Известий», писавших об его аресте: «Настоящая его деятельность - угрозы расстре-
лами напуганных и терроризированных киргиз» [10].
При освещении борьбы Алаш и Уш Жуз следует вести речь о национализме киргизской интеллигенции, внутри которой произошло размежевание, вызванное отчасти общероссийской социальной борьбой и отчасти этническими - культурными, родоплеменными - особенностями киргизского народа. Как справедливо пишет о руководстве Уш Жуз Г.Г. Косач, имея в виду М. Айтпе-нова, К. Тогусова и Ш. Альджанова: «Это были представители периферийных фракций в составе среднего Жуза, люди не знатные и не добившиеся известности в ходе предшествовавших этапов развития «национального дела». Но и они могли становиться соперниками «Алаш». Революционные события в России беспрецедентно усиливали процессы социальной мобильности в степи» [3, с. 53].
Логичным завершением деятельности националистов из Алаш-Орды в 1917 г. стал Второй Общекиргизский съезд в Оренбурге, проходивший с 5 по 13 декабря 1917 г. Съезд подтвердил требование национально-территориальной автономии киргизов, впервые выдвинутое на съезде, проходившем в Оренбурге 21-28 июля 1917 г., и включенное в программу партии Алаш. Декабрьским съездом была провозглашена национально-территориальная автономия киргизов и образовано их правительство - Народный совет Алаш-Орды. Значение съезда подробно проанализировано в работе Д. А. Аманжоловой [12].
Съезд счел необходимым обратиться к населению с особым воззванием, призывая народ к прекращению партийной борьбы и к единению. Составление воззвания решили поручить Мир-Якубу Дулатову и Ахмету Байтурсунову [5, с. 65]. Несмотря на усилия казахской элиты по консолидации родов в нацию, предпринятые съездом, практически сразу после съезда, власть в автономии Алаш была децентрализована. Возникли: Западное отделение Алаш под руководством Х. и Дж. Досмухамедовых, управлявшее родами младшего жуза, Восточное отделение Алаш, руководимое А. Букейхановым, управляло средним жузом. Старший жуз -Киргизское Семиречье - тяготел к Туркестану, и его представители вошли в образованное там правительство. Децентрализации управления Алашской автономии способст-
вовали обширность пространств, заселенных киргизами, при неразвитом транспортном сообщении и несовершенных средствах массовой коммуникации. Но главная причина коренилась в политической культуре киргизов, привыкших к распределению власти в жузе и, в массе своей, не готовых принять общенациональную консолидацию, предлагаемую интеллигенцией. Подчеркивая значение родового начала в жизни казахской элиты, Г.Г. Косач справедливо указывает, что «преобразуя казахское общество в нацию, лидеры Алаш-Орды, поставив в центр конструируемого ими сообщества те фракции родоплеменных образований к которым они принадлежали, должны были создать иерархию господства и подчинения, в которую были бы встроены другие подразделения национального социума. Демократические способы создания нации объективно оказались для них недоступными» [3, с. 52].
Постепенное превращение Уш Жуз из партии мелкобуржуазной панисламистской в революционно-демократическую советские историки объясняли политикой большевиков [13]. Это неверно. Уш Жуз весь период своей деятельности, как и Алаш-Орда, оставалась партией националистической. Ни Алаш, ни тем более Уш Жуз в существовавших тогда условиях не могли проводить совершенно самостоятельной политики и вынуждены были искать поддержку со стороны общероссийских или общесибирских сил для борьбы друг с другом.
К весне 1918 г. борьба Алаш с Уш Жуз достигла пика остроты. При советской власти лидеры Уш Жуз имели возможность получать поддержку от нее, как от власти общегосударственной, в борьбе с буржуазнокадетской партией Алаш. В таком случае Уш Жуз удалялась от национальных задач и включалась в общероссийскую социальную борьбу, получая поддержку от большевиков, но руководители Уш Жуз решились на этот шаг. 25 февраля 1918 г. областной киргизский исполнительный комитет «как защитник интересов не киргизских масс трудящихся, а лишь буржуазной части, населяющих степи киргиз» распущен, его члены арестованы и при поддержке советской власти активисты Уш Жуз приступили к насильственной ликвидации органов Алаш. Эти действия поддерживали советские газеты. Публикуя
сведения о них, газета «Известия» напечатала и телеграмму на имя К. Тогусова, следующего содержания: «Представители киргизского пролетариата пяти уездов Семипалатинской области шлют привет телеграфно и просят поддержки их ходатайства перед Семипалатинским областным Совдепом об уничтожении всех киргизских буржуазных комитетов в области, уезде и волостях» [13, с. 116]. Публикация данной телеграммы рядом с сообщением о насильственных действиях против алашовцев была направлена на то, чтобы убедить читателя в поддержке этих действий массой киргизов. Так, Уш Жуз встала на путь социальной борьбы в обмен на поддержку государственной, тогда советской, власти и ее органов печати.
Арест лидера Уш Жуз К. Тогусова произошел благодаря активной деятельности алашовцев, информировавших властные советские структуры о националистическом и криминальном, а не социалистическом характере деятельности Уш Жуз и желании части членов Уш Жуз в Омске объединиться с местной организацией Алаш-Орды. В апреле 1918 г. партия Уш Жуз раскололась на правое, сочувствующее партии Алаш, крыло во главе с М. Айтпеневым и левое, радикальное, крыло во главе с К. Тогусовым. Тогусов, используя свое должностное положение в органах советской власти, арестовал Айтпе-нева [14]. В это время из Семипалатинска Габбасов телеграммой известил находившихся в столице для переговоров с советской властью Досмухамедовых о деятельности Уш Жуз. «В Омске опозоренные перед судом народа после революции за преступную деятельность в период царизма политические доносчики, прислужники губернаторов, уголовные преступники образовали новую «социалистическую партию» Уш Жуз. Они под знаменем большевизма ведут черносотенную националистическую бульварную агитацию, натравливая киргизский народ на русский и наоборот. Просим информировать Совнарком. Перевод статей из газеты Уш Жуз, программа партии «социалистов» будут предоставлены. Во главе партии стоит известный аферист Кольбай Тогусов, который афиширует партию Алаш как буржуазную, а народную милицию как белую гвардию» (ГАРФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 23. Л. 13-14.). Учитывая радикальный характер националистических
требований, содержавшихся в программе партии Уш Жуз, которые действительно усиливали русско-киргизскую напряженность на местах, раскол в партии Уш Жуз, а также любовь Тогусова к взяткам, аппеляции ала-шордынцев рано или поздно были обречены на успех. Тогусов был арестован советскими властями. Позднее из советской тюрьмы он попал в белогвардейскую. Во время омского восстания 22 декабря 1918 г. бежал из колчаковских застенков и вместе со своим соратником Ш. Альджановым был вновь задержан колчаковской милицией в ауле Мухамеджан в 305 верстах от Омска (РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 34. Д. 1645. Л. 50). К. Тогусов умер от сыпного тифа в тюремной больнице 14 марта 1919 г. [14, с. 28]. Уш Жуз в результате ареста Тогусова оказалась обезглавлена.
Начавшийся чехословацкий мятеж и падение советской власти довершили дело распада Уш Жуз. На политическую мобилизацию всего киргизского народа стала претендовать только Алаш-Орда. После поражения колчаковцев активисты Уш Жуз вновь возобновили деятельность партийной организации в Омске. Уш Жуз попыталась работать в контакте с Советской властью, в эту партию шла по преимуществу беднота (ЦДНИОО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 222. Л. 15). Но коммунистам не нужны были политические конкуренты с пантюркской ориентацией, деятельность Уш Жуз не была поддержана властями и вскоре была прекращена.
В условиях начавшейся весной 1918 г. широкомасштабной гражданской войны, киргизская масса, страдавшая от произвола сменявших друг друга властей, сплотилась вокруг своей интеллигенции, самой влиятельной группой которой были националисты из Алаш-Орды, одержавшие победу над своими политическими конкурентами из Уш Жуз. Но межродовая борьба внутри киргизского социума продолжала затруднять национальную консолидацию киргизов.
Сохранился очень интересный документ -секретный доклад Министерства внутренних дел колчаковского правительства по поводу особенностей национальной политики в степи. Информация из этого источника заслуживает доверия, т. к. была собрана профессиональными контрразведчиками для внутреннего пользования и не предназначалась для использования в пропагандистских це-
лях. По поводу особенностей политической борьбы в степи в докладе говорилось: «В степи нет партий и политики, там только борьба родов... в восточной Алаш-Орде главенствует род Букейхана. В Тургайском уезде предводительствует сепаратизмом глава рода ордынцев Буримжанов. В Иргизском уезде - род Темиров, обоим этим родам составляет оппозицию, до крови включительно, род Кипчаков под руководством ярых большевиков Аман-гильды и Джангильды». Достаточно откровенно составители документа писали об интересах, во имя которых шла борьба за власть среди киргизов: «Обычно борются роды и на агитацию тратят огромные суммы, иногда разоряясь совершенно, но потом, получив должность, в один год возвращают все, а два последних года служат только для наживы» (ГАРФ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 44. Л. 4).
В Государственном архиве Российской Федерации в фондах Туземного отдела Министерства внутренних дел, в личном фонде Председателя Совета Министров Временного сибирского правительства П.В. Вологодского, хранятся копии статей из газеты «Устькаменогорская жизнь», содержащие оценки деятельности Алаш-Орды и характеризующие ее взаимоотношения с Временным сибирским правительством. В «Устькамено-горской жизни» от 12 июля 1918 г. была опубликована статья «Две автономии», являвшаяся ответом на публикации в номерах 42 и 43 Семипалатинской казахской газеты «Сары-Арка», «в которой возвещается киргизскому народу, что в России не существует более правительства и что в силу этого киргизам надлежит озаботится созданием своей власти, самостоятельной, в лице Алаш-Орды и киргизской автономии, образовать свое войско». «Семипалатинская жизнь» в ответ писала: «Культура дальше кочевого образа жизни, слегка земледельческого, пока не пошла. Промышленность совсем отсутствует, и никаких зародышей ее не видно пока. Отсюда само собой возникает вопрос, где же взять состав личного персонала для проведения в жизнь автономии, требующей не просто образованных людей, а людей с более или менее государственным умом и административным чутьем. Насколько приходится убеждаться, в киргизской среде административные ее способности дальше партийных раз-
доров, обычной азиатской хитрости и интриг не идут» (ГАРФ. Ф. 193. Оп. 1. Д. 8. Л. 36). Таким образом, оценки контрразведчиков и авторов статьи о целях и методах степной политики совпадали.
Когда поражение колчаковцев в Сибири стало очевидным, киргизские националисты первыми из сибирских народов, перейдя от поддержки колчаковского режима и вооруженной борьбы с большевиками к признанию советской власти, добились создания киргизской государственности - Киргизской республики в границах РСФСР.
В статье «Революция и киргизы», напечатанной в газете Наркомнаца, один из главных идеологов националистической организации Алаш-Орда, создатель газеты «Казак» Ахмет Байтурсунов, командированный из белой Сибири Тургайской группой Алаш-Орды для обсуждения вопроса об их переходе на сторону советской власти, писал об изменившихся отношениях националистов с коммунистами Центральной России: «Прибыв в Центральную Россию от Тургайской группы Алаш-Ордынцев, пославших меня для переговоров с центральной властью, и увидев государственный порядок во всем и соответствующее провозглашенным в декларации прав народов России началам внимательное отношение к киргизскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца сказать, успокоив моих товарищей, что предпочитая Советскую власть колчаковской, мы не ошиблись. То, что делают на окраинах уездные большевики, противно духу и целям, преследуемым большевиками в центре. Я и другие, находящиеся в Москве в настоящее время киргизы, признали правильным начать работу по осуществлению автономии киргизского края с центра, образовав киргизский ревком» [15]. Вскоре большинство киргизской интеллигенции, вслед за А. Байтурсуновым, от борьбы с большевиками перейдет к сотрудничеству с ними.
Киргизские националисты сосредоточили все свои силы на укреплении своих позиций в государственном аппарате и на деятельности по образованию автономной национальной государственности в границах советской России с максимально возможно большей территорией и с крупными городами. Коммунисты центра, причисляя киргизов к угнетенным в эпоху самодержавия наро-
дам, пошли навстречу националистам. Первый Всекиргизский съезд Советов, состоявшейся в Оренбурге 4-12 октября 1920 г., учредил автономную Киргизскую ССР в составе Оренбургской губернии, Семиреченской, Акмолинской, Уральской и Актюбинской областей, а также Букеевской орды со столицей в Оренбурге, по сути осуществив своим решением заветную мечту киргизских националистов о национальном единстве киргиз - получив государственность, киргизы становились нацией в этнополитическом смысле этого слова.
Приход в советский государственный аппарат деятелей Алаш-Орды и богатого байства снимал проблему участия политической элиты в управлении своим народом. Но в то же время он стал причиной острой борьбы внутри властных структур между отдельными родами - алашовцами и национал-коммунистами (некоторые из которых были членами Уш Жуз), с одной стороны, и всеми киргизскими националистами и русскими коммунистами - с другой.
Наиболее видной фигурой, пострадавшей от доносов алашевцев, стал член Кир-ревкома Тунгачин, арестованный 18 декабря
1919 г. На заседании Политбюро ЦК РКП(б), состоявшемся 30 октября 1919 г., было принято решение: «Отозвать из состава Киррев-кома Тунгачина, предложив Кирревкому выдвинуть вместо него кандидата киргиза партийным путем, принять меры к тому, чтобы этот кандидат был коммунист и во всяком случае советский человек» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 34. Л. 1). Тунгачиным на имя заместителя начальника Наркомнаца было написано письмо, наглядно демонстрировавшее межродовой характер борьбы между киргизами. В своем письме он напоминал, что начал работать в пользу советской власти еще до Октябрьской революции 1917 г., заявлял о своей невиновности и с обидой писал о роли алаш-ордынской интеллигенции: «Скажу без преувеличения, когда почти вся киргизская интеллигенция пошла за Колчаком и Дутовым, и лишь небольшая группа во главе со мною работала в пользу Советской власти. За мою работу в пользу Советской власти оставшиеся там в степи моя семья и родственники подверглись притеснениям со стороны казаков и киргизского правительства Алаш-Орда, тогда бывшего в союзе с казака-
ми, так например, моя семья несколько раз подвергалась аресту, один брат был расстрелян, 8 родственников изрублены казаками по указанию алаш-ордынцев, наконец, я сам был объявлен казаками вне закона, кроме того, особые отряды казаков ездили по степи разыскивая моих родственников, говоря, чтобы уничтожить большевизм в степи, необходимо уничтожить весь род Тунгачиных. Таким образом, люди с самого начала Октябрьской революции работавшие в пользу Советской власти и доказавшие свою работу, ныне являются как бы контр-революционе-рами, а те которые вчера еще боролись против Советской власти и ныне занимают подозрительную позицию, считаются лояльными» (ГАРФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 436. Л. 6, 7).
Борьба между алашевцами и национал-коммунистами шла не только за высшие руководящие должности Киргизской республики. Она продолжалась и в советском государственном аппарате на территории Сибири. Основным методом борьбы являлся донос. В этом отношении показательно заявление-донос группы киргизов Мухлеева, Тур-сунова и Жанибекова, поданное в Омский губком РКП в феврале 1920 г. Авторов заявления возмутила служба бывших активистов местного отделения Алаш-Орды в советских органах. По этому поводу они писали: «Сторонники буржуазии и партии Алаш-Орда, служившие при Колчаке граждане Турсуба-ев, Айдархан, Итбаев и Содвонаев ныне служат в высших учреждениях Советской власти. 1-й в народном суде (коллегия) при отделе юстиции, а последние двое в кооперативе при Губпродкоме. Тогда как контрреволюционеры и сеятели пропаганды среди киргизского населения против большевиков коммунистов не должны быть допускаемы на должности и их доносам не должны верить советские работники» (ЦДНИОО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 222. Л. 52).
В первые годы советской власти в среде киргизской элиты шла острая борьба за власть, выражавшаяся в борьбе за должности в советском государственном аппарате. При этом родовая принадлежность продолжала играть огромное значение. Вместе с тем наметилось постепенное сближение отдельных киргизских группировок на почве осознания общенациональных интересов своего народа и борьбы с русскими коммунистами за
власть на местах. Как справедливо пишет Г.Г. Косач: «Резкое ухудшение отношений между оренбургскими и «киргизскими» властями было результатом естественного хода событий. Попав вместо соразмерной Оренбургу «Степной республики» в огромную автономию, оренбургские коммунисты лишились роли единоличных хозяев. Их все больше оттесняли в сторону выходцы из казахской среды, считавшие автономию собственной вотчиной. Более того, созданная по оренбургской инициативе «Оренбургско-Тургайская губерния» использовалась ими для того, чтобы «окиргизить г. Оренбург и оренбургскую организацию». И «повинны» в этом были не только новые кадры, но и те самые «члены киргизской коммунистической секции», которых так старательно пестовали их «старшие наставники» - оренбургские товарищи. Тот же Мендышев теперь утверждал: «Трудно, сказать, что киргизская часть [партии] обладает всеми качествами и силами, какие есть у пролетарских русских организаций», тем не менее, «за время существования организации. выработалось твердое здоровое ядро с определенной теоретической подготовкой, закаленное в боях гражданской войны и тяжелой. практической работы на революционном трудовом фронте» К этому ядру и должна перейти вся тяжесть работы по управлению и строительству КССР» [16].
Значительное влияние бывших членов Алаш-Орды в партийном и государственном аппарате Республики Киргизии, их влияние на формирование нового поколения киргизской советской управленческой элиты, воспитанной на идеалах национализма, показывает закрытое письмо и. о. секретаря Киргизского обкома Дунаева в ЦК РКП(б) о кадровых и национальных проблемах в Киргизии, датированное 14 сентября 1923 г. В письме он сообщал «о стремлении молодежи к захвату ответственных краевых постов и вытеснению старых работников киргиз с руководящей работы (последнее, возможно, не без влияния алаш-ордынской интеллигенции) и о том, что «некоторые связанные с Алаш-Ордой работники, в целях использования товарища Джангельдина в предвыборной компании, убедили его добиваться поста председателя КЦИКа» [17].
Оренбургские коммунисты не могли предположить, что в условиях национальной республики родо-племенные кланы киргизов под влиянием коммунистической интернациональной угрозы быстро найдут общий язык, сгладят межродовые противоречия и национал-коммунисты рука об руку с бывшими врагами алаш-ордынцами будут бороться за власть над республикой с «русскими коммунистами».
О развитии борьбы киргизских националистов против русских коммунистов дает представление закрытое письмо секретаря Киргизского обкома Г.А. Коростелева в ЦК РКП(б) о политических настроениях в Киргизии. Он писал: «Киргизская партийная интеллигенция, имеющая среди себя ряд группировок, стремиться теперь ликвидировать их. Эта здоровая тенденция к сплочению и единству имеет в себе нездоровую силу. Основным мотивом объединения этих товарищей служит не укрепление коммунистических рядов и, главным образом, рядов пролетариата для того, чтобы вести борьбу с великодержавным русским шовинизмом и националистическим шовинизмом в своих рядах, а стремление освободиться от пролетарского влияния и более сильных и марксистки выдержанных русских товарищей» [17, с. 131].
Националисты уже не будут бояться попасть в зависимость от русских городов, а будут желать укрупнения республики за их счет. Так, Джангельдин, как наиболее авторитетный среди советского руководства киргиз, желая укрупнения и укрепления Киргизской государственности, в специальной записке, поданной в Президиум ВЦИК, настаивал на передаче города Омска в состав Кирреспублики (ГАРФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 162. Л. 324).
Зачастую к изучению политической истории азиатских народов исследователи подходят с европейскими мерками, без учета особенностей их политической культуры. При сравнении политической борьбы общероссийских и киргизских общественнополитических движений в глаза бросается ряд особенностей. Российские политические партии вели между собой борьбу на основе политических идеологий. Для представителей киргизской интеллигенции огромное значение имела родовая принадлежность. Родовая вражда, порождавшая глубокую
личную неприязнь между отдельными представителями киргизской интеллигенции, может объяснить те специфичные нецивилизованные методы политической борьбы среди киргизов, которые имели место и иногда выплескивались даже на страницы газет. Участие отдельных представителей киргизской интеллигенции в гражданской войне на стороне «белых» или «красных» было обусловлено не их классовой принадлежностью, а местом, которое занимал их род в родовой иерархии киргизского социума. Создание Киргизской республики в 1920 г. сплотило националистически ориентированную киргизскую политическую элиту в борьбе за власть в ней против русских коммунистов и, соответственно, сгладило остроту межродовой борьбы в киргизском обществе.
1. Бордюгов Г.А. Национальные истории в постсоветских государствах. «Свое» и «чужое» прошлое // Отечественная история. 1999. № 5.
С. 4.
2. Тулепбаев М.Б. Алаш // История национальных политических партий России: материалы междунар. конф. М., 1997. С. 190-200.
3. Косач Г.Г. Казахский образованный класс в Российской империи // Казахстан и Россия: общество и государство. М., 2004. С. 12-78.
4. Сибирская жизнь. Томск. 1917. 14 нояб.
5. Алаш-Орда: сб. документов / сост. Н. Мартыненко. Алма-Ата, 1992. С. 61-62.
6. Политические партии России. Конец XIX -первая треть ХХ в. Энциклопедия. М., 1996. С. 652-653.
7. Бейсембиев К. Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX - начала ХХ века. Алма-Ата, 1961. С. 66.
8. Омский вестник. Омск. 1918. 20 (7) апр.
9. Сибирская речь. Омск. 1919. 4 (17) янв.
10. Известия Западно-Сибирского и Омского Областного исполнительных комитетов. Омск. 1918. 27 апр.
11. Революционная мысль. Омск. 1917. 18 нояб.
12. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. М., 1994.
13. Григорьев В. К. Противостояние (большевики и непролетарские партии в Казахстане 1917-
1920 гг.). Алма-Ата, 1989. С. 127.
14. Ахметова Ш. К. Малоизученные страницы деятельности общества «Б1рл1к» и партии «Уж Жуз» в Омске 1914-1918 гг. // Казахи Омского Прииртышья: история и современность / отв. ред. Ш.К. Ахметова, Н.А. Тамилов. Омск, 2007. С. 28.
15. Жизнь национальностей. М., 1919. 3 авг.
16. Косач Г.Г. Государственный город и национальные автономии: Оренбург в первые советские годы // Вестн. Евразии. 2002. № 2. С. 131.
17. ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 1. 1918-1933 гг. М., 2005. С. 146-147.
Поступила в редакцию 19.05.2008 г.
Sushko A.V. Interclan struggle of Kazakh (Kyrgyz) intelligentsia during Revolution and Civil war in Russia.
The article investigates the influence of interclan struggle among Kazakh nationalists when achieving Kazakh statehood during Revolution and Civil war in Russia. The author concludes that participation of individual representatives of Kazakh intelligentsia in Civil war on the side of “Reds” or “Whites” was determined not by their social status but by the place of their clan in hierarchy of Kazakh society. Creation of Kyrgyz republic and nationalists’ struggle for power against Russian communists downgraded the severity of interclan struggle in Kazakh society.
Key words: ethnic question, Kazakhs, Kirghiz, nationalism, interpatrimonial struggle, Alash-Orda, Uzh Zhuz, political parties, revolution, Civil war.
ШЕФСТВО КОМСОМОЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАД ПИОНЕРАМИ: ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА (1946-1953 гг.) А.А. Беляев
В статье рассматриваются особенности руководства комсомола пионерией в послевоенный период (1946-1953 гг.). Рассмотрены факторы, влиявшие на воспитательную деятельность комсомола среди пионеров. Приведены примеры помощи пионеров комсомолу в деятельности по восстановлению народного хозяйства.
Ключевые слова: комсомол, пионерия, озеленение, пионервожатый, кадры.
Руководство пионерской организации всегда было в центре внимания комсомола. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчеты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Тамбовский областной комитет, горкомы, райкомы ВЛКСМ регулярно анализировали положение дел в пионерских дружинах, ученических коллективах, вовлекали пионеров и школьников в общественную работу.
В июле 1946 г. в целях развертывания инициативы и самодеятельности пионеров ЦК ВЛКСМ принял постановление «О введении выборности в пионерских организациях», на основе которого упразднялись штабы отрядов и дружин, система приказов. Устанавливались единые сроки выборов и отчетов во всех пионерских организациях. В сентябре 1946 г. было принято решение, которым определялось, что в пионерскую организацию принимаются дети с 9-летнего возраста. Это позволяло создать пионерские отряды и дружины во всех начальных школах [1].
В июле 1946 г. бюро обкома ВЛКСМ обратилось к пионерам и школьникам с призывом организовать досбор колосьев. На полях работало 25 тыс. пионеров [2]. «.в период уборочных работ и хлебозаготовок, непосредственное участие на полях принимали 3 тысячи учащихся и комсомольцев, а так же пионеров. Мы из них организовали контрольномолотильные посты. Нам благодаря этому удалось помочь РК партии, в числе первых по области выполнить план поставок хлеба государству» - докладывал на IX пленуме обкома комсомола (сентябрь 1947 г.) секретарь Жер-девского райкома комсомола [3].
Пионеры закладывали парки и сады, озеленяли школьные дворы, улицы городов. Обком ВЛКСМ поддержал инициативу комсомольских и пионерских организаций Мичуринска заложить при каждой школе плодово-ягодный питомник [2, с. 45]. Только за 1951 г. руками пионеров и школьников было заложено 367 садов, 473 питомника при школах области. В конце 1951 г. в 50 % школ имелись фруктовые сады, при многих школах имелись опытные участки, а число вовлеченных в движение юных садоводов в