ОСВОЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: АНАЛИЗ, ВЫВОДЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.А. Баскина,
доцент кафедры иностранных языков и культуры речи ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат педагогических наук, доцент
С.В. Пятчина,
зав. кафедрой иностранных языков и культуры речи ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат филологических наук, профессор
В статье представлен взгляд авторов на проблему духовно -нравственного и профессионального воспитания курсантов вуза МВД - будущих сотрудников правоохранительных органов - в процессе обучения. Работа посвящена проблеме освоения курсантами таких приоритетных ценностей, как Отечество, Земля, Мир, Культура, Знания, Человек, внутри триединого образовательного пространства.
The problem of spiritual, moral and professional upbringing of cadets of the Institute of the Ministry of Internal Affairs - future officers of law enforcement bodies are viewed in the article.
The article is devoted to the problem of mastering by cadets such higher-priority values as: Motherland, Earth, Knowledge, Human-Being inside the trinity of educational space. It can be used by the teachers of the institutes as theoretical and practical material for improving education potential of the entire pedagogical process .
Vaskina E.A., Pyatchina S.V. The assimilation of top-priority values in the Languge Learning process: analysis, conclusions, perspectives.
В приказе МВД Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел»1 определены основные направления совершенствования воспитательной работы, к которым относятся повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей и развитие профессионально значимых качеств. В таких условиях особо актуальной становится проблема освоения курсантами приоритетных ценностей, т.е. тех, которые имеют первостепенное значение для формирования ценностной системы будущих сотрудников правоохранительных органов в период их профессиональной подготовки, характеризующейся значительными внутриличностными изменениями, определяющими дальнейшее поведение человека и профессионала.
Гуманизация и гуманитаризация всего образовательного процесса является одной из ведущих тенденций развития образования. «В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала», - говорится в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Педагоги осознают, что воспитание специалиста завтрашнего дня - это комбинация высокого профессионализма и высоконравственной личности с положительно выстроенной системой ценностей, которыми он будет руководствоваться в общественной и личной жизни и которая будет гармонична с обществом. Главная задача российской образовательной политики - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Работнику МВД в изменившихся условиях профессиональной деятельности, как показывает практика, необходима не только высокая обученность, но и устойчивые профессионально-гуманис-тические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации.
В период обучения курсантов в вузе утверждаются нравственные принципы будущих сотрудников МВД, изменяется их ценностная система, определяющая дальнейшее поведение и направленность деятельности личности. Характерной чертой юношеского возраста является повышение интереса к моральным ценностям, их осознание и «переживание» (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). В связи с этим юношеский возраст является благоприятным для более эффективного освоения приоритетных ценностей.
Под освоением приоритетных ценностей мы понимаем процесс овладения ими с целью дальнейшего использования в жизнедеятельности в соответствии с внутренними установками и внешними условиями (обстоятельствами) и способствующий нравственному становлению личности. Процесс освоения приоритетных ценностей курсантами в вузе осуществляется под руководством преподавателя, сущность деятельности которого заключается в создании условий для успешного нравственного становления личности, побуждающих курсантов к личностному самосовершенствованию3. С нашей точки зрения, гуманизация современного
образования невозможна, если отношение будущих профессионалов МВД к наивысшим ценностям является негативным.
Рассмотрение понятия «наивысшие ценности» привело к пониманию его неконкретности, так как в теории нет единого, согласованного понятия таких ценностей. Так, например, ряд авторов, опирающихся на «наивысшие ценности», называют в качестве их следующие: В.А. Сухомлинский: не делай зла добрым людям, плати людям за добро, борись со злом, будь нетерпим к тому, кто стремится жить за счет других; Ю.П. Азаров: Свобода, Любовь, Культура, Природа; И.А. Зимняя: Жизнь, Семья, Знания, Труд, Добро, Собственное «Я», Чувства; Б.Т. Лихачев: Вера, Надежда, Любовь, Совесть, Истина; Е.В. Золотухина-Абалина: Мир, ценность другой личности, жизнь человечества.
Согласно данным толкового словаря С.И. Ожегова «приоритетный» определяется как «самый важный, первенствующий». Приоритетные ценности - это те ценности, наличие которых в ценностной системе курсанта является неотъемлемым условием формирования профессионально значимых ценностей.
Социально-педагогическая ситуация сегодня требует педагогического поиска, научного подхода к решению проблемы нравственного воспитания и неотъемлемой его части - освоение приоритетных ценностей в новых социально-экономических условиях, которые характеризуются негативным отношением к наивысшим ценностям, что подтверждается данными нашего исследования, проведенного в ВСИ МВД по диагностической методике П.В. Степанова4. В диагностировании участвовали 456 курсантов -
представителей первых-вторых курсов ВСИ МВД РФ.
Зафиксировано ситуативно-негативное отношение к Отечеству (8,1 %), к земле (26,3 %), к Миру (18 %), к Культуре (13 %), к Знаниям (13,3 %), к Человеку (26,7 %). Такие результаты позволяют сделать вывод, о том, что работа по освоению приоритетных ценностей, которые служат базой не только ценностей профессиональной деятельности, но и основой мировоззрения человека, в стенах вуза должна проводиться.
Для того чтобы создать условия для освоения приоритетных ценностей, считаем необходимым организовать процесс обучения внутри так называемого триединого образовательного пространства.
Мы определяем триединое образовательное пространство как часть педагогической среды, выстраиваемой отдельным преподавателем внутри учреждения высшего образования, в которой субъекты взаимодействуют в диалоговом режиме в трёх видах деятельности (аудиторной, внеаудиторной по предмету, внеаудиторной вне рамок учебного предмета) с целью воспитания на базе единства цели, ценностей и специально разработанного методического обеспечения.
С нашей точки зрения, внутри триединого образовательного пространства выделяются условно две группы субъектов: центральная и периферийная. К центральной группе субъектов триединого образовательного пространства принадлежат преподаватель по иностранному языку и курсанты. Центральные субъекты действуют на базе созданной предметной базы или методического обеспечения.
Исследование, проводимое в рамках института («Особенности организации обучения в триедином образовательном пространстве ВСИ
МВД РФ»), предполагает наличие целенаправленной педагогической деятельности, сориентированной на освоение приоритетной ценности -Человек в трёх видах деятельности:
1) аудиторной (предполагающей обучение программному материалу по английскому языку + нравственное воспитание, осуществляемое при работе над текстами и заданиями, разработанными на основе текстов газетных статей); методическое обеспечение (ч. I учебно-методического пособия «Человек, закон и нравственность»;
2) внеаудиторной по предмету (предполагающей нравственное воспитание курсантов через освоение ценности человек + практическое овладение языковым материалом по изучаемой тематике на английском языке); методическое обеспечение (ч. 2 учебно-методического пособия «Человек, закон и нравственность»);
3) внеаудиторной (вне поля учебного предмета), предполагающей нравственное воспитание на основе представления материала по нравственному воспитанию на русском языке; методическое обеспечение (ч. 2 пособия «Человек, закон и нравственность», материалы на русском языке и методические разработки «Правопорядок глазами прессы»).
Объединяющим началом всех материалов, создаваемых для работы по каждому из направлений, являются публицистические тексты статей из газет “The Moscow News”, “The Guardian”, “The Times” и т.д.
Основной причиной выбора для работы с курсантами именно публицистического жанра, является, во-первых, его острота и актуальность. Темы для обсуждения предоставляет реальная жизнь, постоянно происходящие изменения в социальной и политической жизни общества, в курсе которых должны находиться будущие представители правопорядка. Работа с материалом предполагает не беглый взгляд на ставшие привычными события, а вдумчивый анализ, сопоставление, размышление, выводы и прогнозирование будущего поведения курсанта как профессионала и человека.
Во-вторых, наряду с актуальностью, отобранный материал обладает таким качеством, как перспективность. Это объясняется, прежде всего, тем, что автор-составитель отбирал материалы на темы, которые не могут быть решены в одночасье, а требуют вдумчивых и основательных решений, обдуманного поведения.
В-третьих, обращение к газете - это попытка возродить интерес молодых людей - курсантов, будущих вершителей человеческих судеб, к газете, как одному из самых объективных источников информации в отличие от доступного всем ТВ, новости телеканалов которого не отличаются наличием разных точек зрения на освещаемые события, не говоря уже об их беглости, поверхностности, излишней предвзятости. Разнообразие газет, их доступность, наличие разных точек на одни и те же события способствуют объективному восприятию, формированию индивидуального мировоззрения, позиции курсанта как человека и гражданина, а, следовательно, выработке нестандартных решений, выражающих личностное отношение к происходящему, возможности адекватного поведения в отличие от стадного, бездумного подражания стандартам.
В-четвертых, взятый за основу актуальный материал вызывает наибольший интерес, так как связан с реалиями сегодняшнего дня, с теми проблемами, с которыми будущие сотрудники милиции будут сталкиваться в своей каждодневной работе. Именно поэтому автор пытался отобрать такие тексты, которые затрагивают самые злободневные проблемы современной жизни: терроризм, коррупция, нелегальная иммиграция, наркомания,
преступность среди несовершеннолетних, похищение детей и т.д. Ориентация в последних событиях, наряду с профессиональной компетентностью, является, на наш взгляд, залогом правильных, взвешенных решений, так как они основаны на знаниях, прожитых чувствах и переживаниях, которые курсанты испытывают при работе с материалом, и, следовательно, приведут (по крайней мере, есть такая надежда) к таким действиям милиции, которые бы не шли вразрез с человеческими принципами и в то же время оставались в рамках цивилизованного правопорядка.
В-пятых, работа, проводимая в трех направлениях, основана на опытноэкспериментальных результатах. Стартовая диагностика, проведенная среди курсантов 1, 2 курсов, нацеленная на выявление отношения курсантов к различным ценностям, показала, что отношение к основополагающей ценности Человек не является устойчиво-позитивным, а это значит, что будущие милиционеры - представители демократического общества гуманного по сути, не обладают гуманностью в достаточной степени. Таким образом, их поведение будет всегда осуждаться гражданами, требующими по праву уважения к себе. Перестройка работы органов правопорядка только тогда будет эффективной, когда, как нам кажется, произойдет внутренняя перестройка защитников общества, когда их ценностная система станет действительно достойной уважения, свободной от коррумпированности, лжи и других негативных моментов. Итак, человеческий потенциал курсантов Восточно-Сибирского института МВД России достаточно высок, а, следовательно, есть все основания полагать, что целенаправленно выстроенная педагогическая деятельность по формированию духовных, нравственных и моральных ценностей, проводимая на кафедре и в институте в целом, будет действительно эффективной.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 01.02.2007 г. № 120 // Сборник руководящих документов МВД России, ФГОУ ВПО ВСИ МВД России по организации воспитательной работы с личным составом. Иркутск, 2007. С. 23.
2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании. 2002. № 4 (175). С. 4-18.
3 См.: Васкина Е.А. Освоение приоритетных ценностей студентами педвуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. 01 / Красноярский. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2006. 216 с.
4 Степанов П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания / П.В. Степанов и др. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. 96 с.