Научная статья на тему 'Методология технологии обучения в триедином образовательном пространстве'

Методология технологии обучения в триедином образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Васкина

В статье освещается вопрос технологизации учебно-воспитательного процесса, излагается взгляд автора на проблему и применения технологии триединого образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of education in triune educational field

The article reports the problem of the technological approach to the educational process, it gives the author’s opinion on the issue and practical usage of the triune educational field.

Текст научной работы на тему «Методология технологии обучения в триедином образовательном пространстве»

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ТРИЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е.А. Баскина,

доцент кафедры иностранных языков и культуры речи

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, канд. пед. наук

В статье освещается вопрос технологизации учебно-воспитательного процесса, излагается взгляд автора на проблему и применения технологии триединого образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе вуза.

The article reports the problem of the technological approach to the educational process, it gives the author’s opinion on the issue and practical usage of the triune educational field1.

Технологизация образовательного процесса - это квинтэссенция многочисленных теоретических положений в совокупности с множеством изысканий педагогов-практиков, которые готовы решать качественно иные задачи качественно новыми способами.

Доказательством того, что технологизация педагогического процесса сегодня есть один из наиболее отвечающих потребностям современного образования путей его эффективного функционирования, является создание данной технологии. Начальный замысел состоял в том, чтобы по-новому взглянуть на процесс освоения ценностей в процессе изучения иностранного языка. Однако, поэтапно организуя исследование в соответствии с теоретическими положениями и практическими потребностями, в ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили, что, во-первых, не можем проводить педагогическое исследование, не стоя прочно на определённых философских и педагогических позициях относительно базисных положений исследования. Основными причинами, определившими авторский взгляд на проблему, формирование позиции автора явились: глубокий анализ

философской, педагогической литературы и множества современных исследований; наличие опыта в области нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе; экспериментально-диагностическая работа на протяжении ряда лет, а также личная жизненная и профессиональная позиция человека и педагога.

Во-вторых, проведение опытно-экспериментальной работы на самом начальном её этапе потребовало наличие целевой установки, модели личности студента/курсанта, как форме конкретного ожидаемого результата.

1 Vaskina E.A. Methodology of education in triune educational field.

В-третьих, организуя работу внутри триединого образовательного пространства, мы выявили наличие двух групп субъектов, двух типов отношений. Функционирование внутри «ядра» триединого образовательного пространства отвечает условиям взаимопомощи, взаимообусловленности, взаимодополняемости - взаимоотношений, которые основаны на нравственно-аскиологических началах и носят диалоговый характер.

В-четвёртых, выстраивая технологическую цепочку создания триединого образовательного пространства, мы доказали, с одной стороны, возможность его воспроизведения любым учителем (преподавателем). Именно этот вывод оказался одним из ключевых, подтверждающих универсальность предлагаемой технологии.

В-пятых, основной составляющей программы нравственного воспитания наряду с её содержательной частью является её диагностическая часть, содержащая критерии и показатели, а также инструментарий измерения результатов деятельности.

Наличие пяти представленных моментов, совпадающих с существенными признаками педагогических технологий, позволило доказать правомерность тезиса о том, что технологизация педагогики - объективный процесс, свидетельствующий о том, что наступил новый этап эволюции в решении задач образования.

Дальнейшее подтверждение данного тезиса, а также правомерность расценивания обучения в триедином образовательном пространстве как педагогической технологии потребовало рассмотрения компонентов педагогической технологии во взаимосвязи. Согласно Т.А. Стефановской это: целевая установка, содержание педагогического процесса, организация педагогического процесса, экспертиза и оценка результатов, базирующихся на конкретных теоретических положениях, лежащих в основе педагогической деятельности1.

Выстраивая методологию триединого образовательного пространства, как педагогическую технологию, мы руководствовались, прежде всего, аксиологическим и культурологическим подходами, организуя педагогические действия таким образом, чтобы образовать и совершенствовать взаимосвязи между компонентами педагогического процесса, осуществляя нравственное воспитание курсантов через освоение ценностей в основных видах педагогической деятельности. По мнению Е.Н. Шиянова, И.Б. Котова, «необходимо внедрение в практику аксиологических принципов, которые составляют аксиологический подход, выступающий в качестве методологии личностноразвивающего обучения»2.

Аксиологический подход является связующим звеном между практическим и познавательным отношением к миру. Формировать, осваивать или ориентировать на все наивысшие ценности, с нашей точки зрения, затрудняет работу педагога по организации процесса освоения ценностей, поскольку не позволяет определить конкретное содержание воспитательной работы и выстроить технологический и инструментальный аспекты. Второй причиной выделения конкретных приоритетных ценностей является то, что педагог,

организующий деятельность по освоению приоритетных ценностей, исходит из той «картины» целостной ценностной системы студента/курсанта, в которой наивысшие ценности необходимые и достаточные для его нравственного становления, находятся на периферии. Задача педагога состоит в том, чтобы «вернуть» эти ценности с периферии в центр целостной ценностной системы личности с тем, чтобы они способствовали в полной мере его нравственному становлению.

Образование личности основывается на культурологическом подходе как педагогическом принципе. Культура выступает как ценность. Следовательно, культурологический подход выполняет функции

аксиологического принципа. При реализации культурологического подхода следует предъявить соответствующие требования к его организации, а именно: рассмотрение образования с позиции приобщения личности к культурным ценностям; рассмотрение образования как процесса

формирования познавательных потребностей учащихся, что связано с потреблением культурных ценностей; рассмотрение образования личности в связи с конкретной социокультурной средой, выступающей источником ее развития; рассмотрение процесса профессионального образования личности как диалог культур, в их взаимодополнении и взаимообогащении; обучение учащихся рефлексивному подходу к культуре, как образовательной ценности; ориентация личности в социокультурных ценностях; тщательный отбор образовательных ценностей, их включение в структуру личности; руководство ценностями в повседневной жизни. Следовательно, культурологический подход выступает принципом и способом познания и организации педагогического процесса.

Разработка и реализация технологии обучения в триедином образовательном пространстве осуществлялась на основе следующих принципов.

Принцип исторической и социокультурной изменчивости образовательных ценностей предполагает учёт ценностей, которые значимы для современной системы образования, трансформирующейся под влиянием социокультурной ситуации. Наиболее сложной задачей образования является создание условий, соответствующих принятию личностью общезначимых ценностей как внутренних установок и ориентиров поведения.

Принцип взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей предполагает не только взаимодействие вышеназванных ценностей, но и появление новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества. Согласно этому принципу ценности общества и ценности образования могут не совпадать, поэтому система образования может позитивно влиять на ценностные ориентации общества.

Принцип соотнесения общественных и личностных ценностей основан на том, что общезначимая норма становится внутренней установкой, ценностным ориентиром поведения и деятельности личности. Акцентируя внимание на приоритетных ценностях в своей педагогической деятельности,

мы содействуем тому, «чтобы каждое индивидуальное действие было пропущено через нравственное сознание человека» (М.М. Бахтин).

Принцип концептуальности обеспечивает глубинное понимание смысла педагогических идей, умение оперировать смысловым значением ценностей, порождать собственные смыслы педагогической деятельности.

Принцип диалогичности предполагает совместную направленность на разрешение проблемы. Она обеспечивается субъектной активностью всех участников диалога и реализуется при выполнении следующих условий: установка на партнёрство в общении, признание прав студента на собственную точку зрения и её защиту, готовность увидеть проблему с позиций партнёра, способность к сопереживанию, сотрудничеству.

Целостный и динамический характер ценностной системы у молодого человека. Главными новообразованиями юношеского возраста являются открытие своего «я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Следовательно, юношеский возраст - это, прежде всего, стадия активного духовного развития. Именно в этот период утверждение нравственных принципов, изменение ценностной системы человека может положительно сказаться на дальнейшем поведении личности.

Отличительной особенностью нашего видения практических путей освоения наивысших ценностей в вузе является учёт негативного влияния антиценностей на ценностный мир современного человека. Подтверждаемый многими учёными факт того, что антиценности являются сегодня составляющими нового образования - антимира, антикультуры, антигуманизма - заставляет задуматься о его сути и значении и рассмотреть феномен антиценностей с педагогических позиций.

Новые принципы мы рассматриваем как базовую основу деятельности по разработке программы и включающие в себя обучающую и реализационную составляющие в их единстве и взаимосвязи. Данные составляющие отражают движение от овладения учителем методологическим знанием к формированию у него методологического убеждения, а затем -методологической установки на готовность к активному действию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: метод. пособие. Изд. 2-е. М.: Совершенство, 2000. С. 21.

2 Шиянов, Е.Н., Котов И.Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие. М.: Академия, 2000. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.