Научная статья на тему 'Совершенствование стиля педагогической деятельности современного учителя на основе философско-педагогического учения'

Совершенствование стиля педагогической деятельности современного учителя на основе философско-педагогического учения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ГУМАНИТОРИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩЕ-РОЛЕВЫЕ / ДИАЛОГОВО-ПОЛИЛОГОВЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко А. А.

Современное общество осознало роль образования, как ведущего фактора социально-экономического прогресса, единственного цивилизованного пути преодоления общественных проблем. Это изменило понимание сути образования, как процесса социального наследования педагогически адаптированной культуры и социального опыта. Социальное наследование можно рассматривать как совокупность практического и теоретического наследования. Выбор образовательно-воспитательных технологий обусловлен спецификой образовательного учреждения, его целей и задач, сложившегося стиля педагогической деятельности и взаимодействия между педагогами и учащимися. Базовый принцип позволяет подчеркнуть требование превратить студента из объекта профессионального обучения в субъект процесса освоения профессии. Переподготовка учителя должна обеспечить ретренинг и модификацию сложившегося индивидуального стиля, соответствующего требованиям современных методологических принципов новой модели образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование стиля педагогической деятельности современного учителя на основе философско-педагогического учения»

№ 2 - 2006 г.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 373:37.01:130.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

А. А. Ткаченко

Казахский государственный педагогический университет (г. Костанай)

Современное общество осознало роль образования, как ведущего фактора социально-экономического прогресса, единственного цивилизованного пути преодоления общественных проблем. Это изменило понимание сути образования, как процесса социального наследования педагогически адаптированной культуры и социального опыта. Социальное наследование можно рассматривать как совокупность практического и теоретического наследования. Выбор образовательно-воспитательных технологий обусловлен спецификой образовательного учреждения, его целей и задач, сложившегося стиля педагогической деятельности и взаимодействия между педагогами и учащимися. Базовый принцип позволяет подчеркнуть требование - превратить студента из объекта профессионального обучения в субъект процесса освоения профессии. Переподготовка учителя должна обеспечить ретренинг и модификацию сложившегося индивидуального стиля, соответствующего требованиям современных методологических принципов новой модели образовательного процесса.

Ключевые слова: социальное наследование, экологичность, гуманиторизация, гуманизация и технологизация, развивающе-ролевые, диалогово-полилоговые формы

В условиях динамичного поступательного развития общество острее осознало социальную роль образования, как ведущего фактора социально-экономического прогресса, единственного цивилизованного пути преодоления общественных проблем. Это изменило само понимание сути образования (его цели и задач, методологических оснований), как процесса социального наследования педагогически адаптированной культуры и социального опыта на продуктивно-прогностическом уровне, позволяющего новым поколениям развивать и преобразовывать культуру.

Социальное наследование возможно двумя способами:

1. практическое наследование - это духовно-практическое освоение индивидуумом социокультурного содержания. Его цель - адаптация, интеграция в общественную систему отношений, деятельность. И процесс, в котором осуществляется практическое наследование, - это социализация (усвоение социокультурных норм, ценностей, опыта во взаимодействии с миром и обществом, в мире и обществе);

2. теоретическое наследование - это приобщение к культуре, опыту в свернутом, сокращенном, обобщенном виде, посредством формирования мысленных

представлений о нем. Осуществляется теоретическое наследование в процессах обучения и воспитания. При этом обучение более обращено к интеллекту и познавательной сфере личности, а воспитание - к духовности и нравственно-мировоззренческой сфере человека. Такое понимание сути образования позволяет увидеть в нем слияние воспитания, обучения и социального развития личности, а, следовательно, в высшем образовании -проявление задач формирования целостной личности: фундаментально-образованной, духовно богатой, профессионально и социально-компетентной, способной к творческой самореализации потенциала своего <Я> в условиях динамично реформируемого социума. Смещение акцентов в цели образования (прежде всего высшего уровня) обусловлено социальными детерминантами образования, приведшими к смене его парадигмы, аксиологических (ценностных) оснований, а также типа и ведущих функций (табл. 1).

Современное образование опирается на теории преобразующей практики, поскольку должно оснастить человека методологией творческого преобразования мира, а не просто вооружить естественнонаучным методом познания всего сущего. Теории преобразующей практики позволяют понять, что типичная задача имеет множество допустимых решений и оценка решений осуществляется по множеству критериев: полезности, эффективности, оптимальности, безвредности, экологичности и т. п., а не только по типу "правильно - неправильно", "выгодно - невыгодно". Тогда при выборе окончательного решения возрастает роль этики, морали, нравственности, они становятся необходимы для осуществления выбора решения нравственным путем, что, безусловно, создает возможность для духовного формирования личности не только через гуманитарные дисциплины, а в процессе деятельности человека, всей системы его профессиональной подготовки. Именно в этом заключается важнейший смысл гуманизации и гуманитаризации образования, которые также подчеркивают, что реализация современного образовательного процесса - это, прежде всего, процесс преодоления причин, обуславливающих смену образовательной парадигмы, посредством технологизации педагогического процесса и педагогической деятельности. В этом парадоксальном слиянии противоположных процессов (гуманизации и технологизации) заключается амбивалентное основание современного этапа модернизации образования.

Каждый блок детерминант смены образовательной парадигмы предопределяет приоритет определенных групп технологий обучения и воспитания в педагогическом процессе образовательного учреждения (табл. 2).

Для реализации современной парадигмы образования важной является технологическая модель педагогического процесса, т. е. технология, в нем реализующаяся, которая должна иметь личностно-ориентированную направленность, развивающий характер, модульную структуру, укрупненное содержание, активную методику, развивающе-ролевые, диалогово-полилоговые формы и обеспечивать широкое поле для развертывания самостоятельной работы обучающихся, как алгоритмического, так и продуктивного, и исследовательского характера.

Выбор образовательно-воспитательных технологий обусловлен спецификой образовательного учреждения, его целей и задач, сложившегося стиля педагогической деятельности и взаимодействия между педагогами и учащимися. Хотя переход к новой модели образовательного процесса предполагает и общие требования к стилю деятельности, взаимодействия и сотрудничества учителя новой формации (табл. 3).

Эти положения отражают современную методологию образования и образовательного процесса, систему педагогических подходов (методологических принципов), определяющих гуманистический, антропоцентрический ракурс видения педагогических явлений и процессов, в том числе и стиля профессиональной деятельности специалиста в школе и в вузе. К числу современных методологических подходов относятся: системный, личностный, деятельностный, антропологический, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, средовой подходы, а также аксиологический подход, "стягивающий" остальные в единое методологическое поле, и амбивалентный подход, позволяющий увидеть педагогический процесс голографически, объемно, одновременно с нескольких, иногда противолежащих позиций.

Точкой интеграции и бифуркации в образовательном процессе требований гуманизации и технологизации педагогической деятельности может являться антропологический подход и принцип антропоцентричности педагогического процесса. Центрация этого процесса на человеке, выявление и развитие его профессионального потенциала на пределе личностных возможностей, выстраивание индивидуального вектора продвижения по содержанию профессиональной подготовки, компенсация недостаточных профессиональных способностей высокой мотивацией самосовершенствования и профессиональной умелостью - вот суть антропологического подхода.

Его базовый принцип позволяет подчеркнуть требование - превратить студента из объекта профессионального обучения в субъект процесса освоения профессии, так как, являясь центром этого процесса, будущий специалист не может не быть его активным участником, сознательно и ответственно осваивающим передовые технологии педагогической деятельности. А переподготовка учителя должна обеспечить ретренинг и модификацию сложившегося индивидуального стиля, соответствующего требованиям современных методологических принципов новой модели образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.