Научная статья на тему 'К вопросу о разработке воспитательных целей в процессе преподавания иностранного языка'

К вопросу о разработке воспитательных целей в процессе преподавания иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Васкина

Статья освещает проблему постановки воспитательных целей (в общекультурной, профессиональной, социальной сферах и т.д.) в процессе преподавания иностранных языков и демонстрирует конкретные примеры формулирования данных целей для организации и проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в ВСИ МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of educational aims in the process of foreign language teaching

The article deals with the problem of stating of educational aims in the process of foreign language teaching and gives the examples of specific educational aims (cultural, professional, social, etc.) which should be stated while organizing any type of studies in the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке воспитательных целей в процессе преподавания иностранного языка»

К ВОПРОСЫ О РАЗРАБОТКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС Е ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е.А. Баскина,

доцент

кафедры иностранных языков и культуры речи ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, к.п.н.

Статья освещает проблему постановки воспитательных целей (в общекультурной, профессиональной, социальной сферах и т.д.) в процессе преподавания иностранных языков и демонстрирует конкретные примеры формулирования данных целей для организации и проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в ВСИ МВД РФ.

The article deals with the problem of stating of educational aims in the process of foreign language teaching and gives the examples of specific educational aims (cultural, professional, social, etc.) which should be stated while organizing any type of studies in the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia .

В приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» отмечается, что «сложившаяся к настоящему времени система воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел не соответствует современному этапу развития Министерства, не обеспечивает необходимого влияния на эффективность выполнения личным составом стоящих перед ним оперативно-служебных задач.

*

Vaskina E.A. On the issue of educational aims in the process of foreign language teaching.

Во исполнение требований приказа необходимо модернизировать систему воспитательной работы в ФГОУ ВПО ВСИ МВД России в целях создания эффективной системы воспитания, на деле обеспечивающей органичное единство обучения и воспитания курсантов и слушателей в образовательном процессе, позволяющей осуществить целенаправленное поэтапное формирование профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешной службы в органах внутренних дел.

Кафедра иностранных языков и культуры речи, уделяя основное внимание вопросам филологического образования личности, может оказать большое значение на формирование её общей и профессиональной культуры, нравственного облика и социального становления.

Именно филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств; гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.

Бурное развитие современного общества требует от будущих работников правоохранительных органов умения видеть, ставить и решать проблемы разного масштаба и характера, оставаясь при этом личностью нравственно воспитанной. А это требует воспитания в курсантах активности, инициативности, творческого отношения к учёбе, умения оценивать любое действие, любую ситуацию с нравственных позиций.

Относительно постановки воспитательных целей и задач нами были проанализированы государственные документы в области образования, а также изучена учебно-методическая литература. Разработка воспитательных целей -один из важных элементов современного обучения, но они скорее декларируются учителем, чем являются прогнозируемым ориентиром в развитии воспитательного взаимодействия учителя и ученика.

Авторы С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина считают, что в информационном образовании целевыми приоритетами выступает то, от чего отказывается личностно ориентированная педагогика: определение цели образования, исходя только из цели государства; однозначность содержания знаний и опыта поведения; преобладание заучивания и воспроизведения, передача знаний, не требующих размышления, «готовых знаний»; монологичность и дидактичность; суровая, до жестокости дисциплина; беспрекословное подчинение установленным государством научным авторитетам; формирование мировоззрения путем привития «правильного», единственного образа восприятия мира в соответствии с действием только классических естественнонаучных законов и т.д.1

В нашем случае мы бы не стали так категорично рассматривать вопрос о формулировании воспитательных целей. Считаем, что соответствие целей, которые ставит преподаватель в учебной аудитории, и целей,

сформулированных с высоких государственных трибун, не только желательно, но и обязательно.

С точки зрения Н.Д. Никандрова, идеальным вариантом

функционирования образования является оперативное реагирование на ментальном, содержательном, технологическом уровнях на изменение

— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —

2

ценностей социума и соответствующая перестройка собственной деятельности. Запаздывание действий в ценностной политике образования приводит к двойному стандарту в обществе, когда провозглашены одни ценности (цели), фактически формируются и действуют другие. На основании того, что, в конечном счете, всегда побеждают жизненные ценности, Н.Д. Никандров утверждает, что желательным является соответствие целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. При этом предпочтение отдается традиционным ценностям, которые в противовес широко распространенным взглядам, наряду с воспитательной эффективностью, положительно сказываются на развитии социума, отнюдь не препятствуя реформированию и модернизации отношений в обществе2.

Мы проанализировали государственные документы и полагаем, что относительно предмета «иностранный язык» и в зависимости от наименований разделов и тем могут быть сформулированы следующие основополагающие воспитательные цели и задачи.

В общекультурной сфере:

- сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование ценностно-идеологической общности участников образовательного процесса, основанной на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры;

- преодоление декларативности общечеловеческих ценностей и обеспечение поэтапного освоения их курсантами - от привития им любви к своей малой Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли;

- развитие конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений;

- формирование творческих способностей; создание условий для самореализации личности;

- воспитание целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений;

- приобщение к культурно-историческим традициям, формирование чувства настоящего хозяина земли.

В социальной сфере:

- формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на

рынке труда;

- осознанное формирование социально приемлемого образа жизни;

- формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

- воспитание толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

- дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуника-тивных навыков и умений (формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций; поддержку профессионального роста; гражданское самоопределение; осознанное формирование социально приемлемого образа жизни);

- формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения;

- формирование понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним;

- осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства, расширение и углубление представлений о гражданских обязанностях;

- формирование и укрепление чувства гордости и уважения к символам нашего государства;

- создание условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, формирование навыков социальной адаптации, самореализации;

- формирование позитивного социального опыта человека третьего тысячелетия, его гражданского становления;

- воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

- развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование основ культуры здоровья; сознательного отношения к семейной жизни;

- формирования гуманных отношений в обществе.

В профессиональной сфере:

- повышение профессионального потенциала курсантов в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности и рынка труда;

- подготовка к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов;

- формирование профессионального самоопределения;

- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда и т.д.

Как было отмечено ранее, именно филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств; гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценност-ного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения курсантами системы языковых и речевых умений,

анализа текстов следует учитывать возможности формирования их

гуманистического мировоззрения, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предмет «иностранный язык» предоставляет образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт молодежи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 1: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Ростов-н/Д.: Учитель, 2005. 288 с.

2 Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2007. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.