Научная статья на тему 'Формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов в процессе обучения иностранному языку в вузе МВД'

Формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов в процессе обучения иностранному языку в вузе МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / POSITIVE IMAGE / JOURNALISTIC GENRE / METHODOLOGICAL SUPPORT / MORAL EDUCATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васкина Е. А.

В статье излагается опыт работы преподавателя вуза МВД России по организации и совершенствованию процесса воспитания курсантов при изучении дисциплины «Иностранный язык». Приводится краткий сопоставительный анализ работы правоохранительных органов стран изучаемого языка и России, отношение граждан этих государств к работе полиции, а также рассматриваются возможные пути формирования позитивного образа сотрудника полиции. Автор отмечает, что формирование положительного имиджа полицейского в нашей стране возможно, если в ценностной системе работников правоохранительных органов ценность Человек будет основополагающей. Выявлено противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке работников правоохранительных органов, в ценностной системе которых преобладала бы ценность Человек, и недостаточной разработанностью условий, способствующих освоению курсантами этой ценности во время профессиональной подготовки. Автор считает, что наивысшая ценность Человек может быть освоена при наличии целенаправленной педагогической деятельности, сориентированной на освоение наивысшей ценности Человек в трёх видах деятельности аудиторной, внеаудиторной по предмету, внеаудиторной (вне поля учебного предмета). В статье перечислено созданное автором методическое обеспечение данных видов работы и раскрывается суть работы над одним из пособий «Человек, закон и нравственность», которое составлено по материалам прессы. Автор излагает основания для использования именного этого жанра в образовательном процессе вуза и описывает алгоритм работы над пособием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васкина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A HIGH SCHOOL OF MIA

The article describes the experience of the teacher of a high school of the Russian Interior Ministry in the organization and improving the educational process of cadets studying a foreign language. We present a brief comparative analysis of the work of the law enforcement bodies of the countries of a studied language and the attitude of the Russian citizens to the police work, as well as the possible ways of creating a positive image of our country police officer. The author notes that the formation of a positive image of the police in our country is possible if in the value system of law enforcement officials, the value of man is fundamental. The contradiction between the growing needs of society in the preparation of law enforcement officers in whose value system the value of man would be a dominated one and the insufficient development of the educational conditions where this value could be obtained while training has been revealed. The author believes that the highest value Man can be mastered if the educational activities are oriented on the development of the highest values of human activities in three kinds of activities classroom, extracurricular on the subject, extracurricular (outside the field of the subject). The article lists methodical maintenance of these types of work created by the author and reveals the essence of the work on one of the books «Man, law and morality», which is compiled from press materials. The author describes the reasons for using the genre in the educational process of high school, and explains how to work on the book.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов в процессе обучения иностранному языку в вузе МВД»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ МВД

THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A HIGH SCHOOL OF MIA

УДК 378:37.016

Аннотация: в статье излагается опыт работы преподавателя вуза МВД России по организации и совершенствованию процесса воспитания курсантов при изучении дисциплины «Иностранный язык». Приводится краткий сопоставительный анализ работы правоохранительных органов стран изучаемого языка и России, отношение граждан этих государств к работе полиции, а также рассматриваются возможные пути формирования позитивного образа сотрудника полиции. Автор отмечает, что формирование положительного имиджа полицейского в нашей стране возможно, если в ценностной системе работников правоохранительных органов ценность Человек будет основополагающей. Выявлено противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке работников правоохранительных органов, в ценностной системе которых преобладала бы ценность Человек, и недостаточной разработанностью условий, способствующих освоению курсантами этой ценности во время профессиональной подготовки. Автор считает, что наивысшая ценность Человек может быть освоена при наличии целенаправленной педагогической деятельности, сориентированной на освоение наивысшей ценности Человек в трёх видах деятельности - аудиторной, внеаудиторной по предмету, внеаудиторной (вне поля учебного предмета). В статье перечислено созданное автором методическое обеспечение данных видов работы и раскрывается суть работы над одним из пособий «Человек, закон и нравственность», которое составлено по материалам прессы. Автор излагает основания для использования именного этого жанра в образовательном процессе вуза и описывает алгоритм работы над пособием.

Ключевые слова: позитивный имидж, публицистический жанр, методическое обеспечение, нравственное воспитание, ценности.

Abstract: the article describes the experience of the teacher of a high school of the Russian Interior Ministry in the organization and improving the educational process of cadets studying a foreign language. We present a brief comparative analysis of the work of the law enforcement bodies of the countries of a studied language and the attitude of the Russian citizens to the police work, as well as the possible ways of creating a positive image of our country police officer. The author notes that the formation of a positive image of the police in our country is possible if in the value system of law enforcement officials, the value of man is fundamental. The contradiction between the growing needs of society in the preparation of law enforcement officers in whose value system the value of man would be a dominated one and the insufficient development of the educational conditions where this value could be obtained while training has been revealed. The author believes that the highest value Man can be mastered if the educational activities are oriented on the development of the highest values of human activities in three kinds of activities - classroom, extracurricular on the subject, extracurricular (outside the field of the subject). The article lists methodical maintenance of these types of work created by the author and reveals the essence of the work on one of the books «Man, law and morality», which is compiled from press materials. The author describes the reasons for using the genre in the educational process of high school, and explains how to work on the book.

Keywords: positive image, journalistic genre, methodological support, moral education, values.

кандидат педагогических наук, доцент (Восточно-Сибирский институт МВД России) [email protected]

E.A. VASKINA,

candidate of law, associate professor

(East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Е.А. ВАСКИНА,

Знание иностранного языка для современного профессионала - это не только средство общения, но и объективное условие, инструмент для выполнения его профессиональных задач. В настоящее время возрастает объём трансграничных потоков, наблюдается рост транснациональных преступлений и усиливается угроза терроризма. Все эти и другие факторы настоятельно требуют увеличения роли институтов международного сотрудничества, координации деятельности правоохранительных органов всех стран. В связи с этим для курсантов особо актуальным становится знакомство с деятельностью правоохранительных органов зарубежных стран. Речь не идет о том, чтобы копировать или пытаться подражать тем или иным способам работы, речь, конечно же, идет о том, чтобы попытаться в первую очередь, учитывая наши национальные особенности, проанализировать, что было бы эффективным для наших условий, какие положительные и отрицательные примеры могли бы послужить нам уроком.

Именно с этой целью мы обратились к материалам, раскрывающим некоторые особенности работы полиции в Великобритании. Причиной обращения именно к опыту правоохранительных органов этой страны стало, во-первых, то, что британские полицейские всегда отличались особым позитивным имиджем, а во-вторых, это еще одна возможность соприкоснуться с изучаемым языком и особенностями употребления профессиональной лексики.

Итак, постараемся провести отдельные аналогии, сделать возможные сравнения и сформулировать некоторые выводы по проблеме. Известно, что английских полицейских любезно называют «Бобби» «в честь сэра Роберта Пила, основателя английской полиции, фигуры, известной каждому, кто когда-либо был в Британии или просто смотрел британские фильмы» [2]. Интересно проанализировать аналогичную ситуацию в нашей стране. Основателем советской милиции считается А.Д. Дижбит - первый начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР 1918 г. [1, с. 9]. Однако называть сегодня полицейских по его имени никому не приходит в голову. Современными именами, которыми мы нарекаем тех, кто охраняет наш мир и покой, являются: мент, легавый, сыскарь, ментурик, мушкетер, гаишник, омоновец, сапог, шинель, шарик, вертухай, фараон, легаш, центурион, шуруп, тулуп, хомут, эмвэдэшник, фуражка, сифон, ходик, свистелка, мусор, свистун, мильтон [2].

Не говорит ли это о том, что изначально, например, дети относятся к имиджу россий-

ского полицейского отрицательно, пренебрежительно, с опаской? Английские полицейские разъезжают на автомобилях, называемых премило «пандами» «из-за своих отличительных особенностей» [2], а наши доблестные стражи закона гоняют на «воронках», «козлах», «буханках», «ментовозах», «фараонах» [1, с. 93].

Конечно, было бы несколько странно видеть российского полицейского без оружия в пример «британской полиции, которая обычно не носит оружия, за исключением Северной Ирландии. К примеру, только некоторые полицейские вооружены, например, те, кто осуществляет охрану политических деятелей, дипломатов, либо патрулируют аэропорты» [2]. Вооруженный образ российского полицейского в глазах народа - это охрана,правопорядок, уверенность. Невооруженный образ британского полисмена - это человек, который вызывает доверие, к которому ты спешишь за помощью без боязни, что тут же повезут составлять протокол или вообще примут за преступника.

Уверена, что там не так все хорошо, как кажется, «в особенности в последнее время возникает много проблем. Самыми типичными жалобами на полицию является то, что она некомпетентна. Потерпевшие зачастую заявляют, что вызывать полицию не стоит, т.к. они все равно ничего не решат» [2]. Однако тот положительный образ полицейского, который мы могли бы создать, будет зависеть и от того, какими словами мы будем пользоваться, уважительно указывая на «дядю Степу» нашим будущим детям.

Большое значение для формирования позитивного имиджа сотрудников правопорядка является, на наш взгляд, отношение самих сотрудников к членам общества. Взаимоуважение становится залогом эффективной работы полиции, снижения уровня преступлений. Поэтому педагогической задачей становится не только формирование позитивного отношения к сотрудникам со стороны общества, но и процесс обратный - уважение сотрудниками граждан, т.е. уважение и почитание самого Человека.

Формирование положительного имиджа полицейского в нашей стране возможно, если в ценностной системе работников правоохранительных органов, ценность Человек будет основополагающей, будет ими освоена в период профессиональной подготовки и реализована в поведении. Выявлено противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке работников правоохранительных органов, в ценностной системе которых преобладала бы ценность Человек, и недостаточной

разработанностью условий, способствующих освоению курсантами этой ценности во время профессиональной подготовки.

Педагогические исследования, проводимые на кафедре иностранных языков и культуры речи, предполагают наличие целенаправленной педагогической деятельности, сориентированной на освоение наивысшей ценности Человек в трёх видах деятельности:

1) аудиторной (предполагающей обучение программному материалу по английскому языку и одновременно нравственное воспитание, осуществляемое при работе над текстами и заданиями, разработанными автором);

2) внеаудиторной по предмету, предполагающей нравственное воспитание курсантов и освоение ценности Человек во время организации внеаудиторных мероприятий по предмету;

3) внеаудиторной (вне поля учебного предмета), предполагающей работу по нравственному воспитанию и освоению ценности Человек на основе организации мероприятий нравственной направленности на родном языке, например, анкетирование курсантов с целью выявления отношения к ценности Человек, чтение и обсуждение статей и рассказов на русском языке.

Основным условием педагогической деятельности является то, что работа во всех направлениях должна быть подчинена единой цели (нравственное воспитание личности через освоение ценности Человек), иметь единые показатели и критерии освоения, иметь специально разработанную методическую поддержку.

Методическим обеспечением данных видов работы являются разработанные на кафедре иностранных языков и культуры речи пособия и методические рекомендации: «Технология обучения в триедином образовательном пространстве», «Нравственное воспитание молодежи: смысловые и прикладные аспекты», «Обучение иностранным языкам - одно из средств формирования нравственных ценностей у курсантов ВСИ МВД России», «Человек, закон и нравственность», «Нравственные ценности в рассказах С. Моэма», «Роль художественного текста в формировании нравственных ценностей у курсантов ВСИ МВД РФ», «Аксиологический подход в совершенствовании учебно-воспитательного процесса образовательных организаций системы МВД России».

В данной статье раскрывается суть работы над одним из изданных пособий «Человек, закон и нравственность». Объединяющим началом всех материалов, создаваемых для работы по каждому из направлений, являются публицистические тексты статей из газет

«The Moscow News», «The Guardian», «The Times» и т.д.

Основной причиной выбора для работы с курсантами именно публицистического жанра является, во-первых, его острота и актуальность. Темы для обсуждения предоставляет реальная жизнь, постоянно происходящие изменения в социальной и политической жизни общества, в курсе которых должны находиться будущие представители правопорядка. Работа с материалом предполагает не беглый взгляд на ставшие привычными события, а вдумчивый анализ, сопоставление, размышление, выводы и прогнозирование будущего поведения курсанта как профессионала и человека. Взятый за основу актуальный материал вызывает наибольший интерес, т.к. связан с реалиями сегодняшнего дня, с теми проблемами, с которыми будущие сотрудники полиции будут сталкиваться в своей каждодневной работе. Именно поэтому автор пытался отобрать такие тексты, которые затрагивают самые злободневные проблемы современной жизни: терроризм, коррупция, нелегальная иммиграция, наркомания, преступность среди несовершеннолетних, похищение детей и т.д. Ориентация в последних событиях, наряду с профессиональной компетентностью, является, на наш взгляд, залогом правильных, взвешенных решений. Решения основаны на знаниях, прожитых чувствах и переживаниях, которые курсанты испытывают при работе с материалом, и, следовательно, приведут (по крайней мере, есть такая надежда) к таким действиям полиции, которые бы не шли вразрез с человеческим принципами, а оставались в рамках цивилизованного правопорядка.

Во-вторых, наряду с актуальностью отобранный материал обладает таким качеством, как перспективность. Это объясняется прежде всего тем, что автор-составитель отбирал материалы на темы, которые не могут быть решены в одночасье, а требуют вдумчивых и основательных шагов, обдуманного поведения.

В-третьих, обращение к газете - это попытка возродить интерес молодых людей - курсантов, будущих вершителей человеческих судеб, к газете как одному из самых объективных источников информации в отличие от доступного всем ТВ, новости телеканалов которого не отличаются наличием разных точек зрения на освещаемые события, не говоря уже об их беглости, поверхностности, излишней предвзятости.

Разнообразие газет, их доступность, наличие разных точек зрения на одни и те же события способствуют объективному восприятию, фор-

мированию индивидуального мировоззрения, позиции курсанта как человека и гражданина, а следовательно, выработке нестандартных решений, выражающих личностное отношение к происходящему, возможности адекватного поведения в отличие от стадного, бездумного подражания стандартам.

В-четвертых, работа, проводимая в трех направлениях, основана на результатах опытно-экспериментальной деятельности. Стартовая диагностика, проведенная среди курсантов 1-2 курсов, нацеленная на выявление отношения курсантов к различным ценностям, выявила, что отношение к основополагающей ценности Человек не является устойчиво-позитивным. Это позволяет предположить, что полицейские - представители демократического общества, гуманного по сути, гуманностью не обладают и их поведение будет всегда в лучшем случае осуждаться гражданами, требующими по праву уважения к себе. Не приведет ли это в будущем к размежеванию народа и полиции, к углублению кризиса правоохранительной системы, действующей вразрез с мировыми демократическими принципами, к конфронтации вместо сотрудничества? Перестройка работы внутренних органов, органов правопорядка только тогда будет эффективной, когда, как нам кажется, произойдет внутренняя перестройка защитников общества, когда их ценностная система станет действительно достойной уважения, свободной от коррумпированности, лжи и других негативных моментов, к сожалению, характерных для некоторых сотрудников МВД.

Развитые страны сегодня обладают мощной разработанной системой сотрудничества граждан и полиции. Сближение основано на гуманизме, высоком уровне общей культуры, уважении Человека как такового, как Иного и как Другого, проявлении толерантного отношения к представителям различных национальностей и рас. С другой стороны, не секрет, что и в странах, которые претендуют на роль самых демократичных, происходят антидемократичные действия со стороны полиции: расстрел афроамериканцев, разгоны мигрантов и т.д. Считаю, что у каждой страны могут быть свои пути и способы решения проблемы гуманизации правоприменительной системы. Профессиональная подготовка - это период, когда вместе с приобщением к профессии можно изменить ценностную систему человека, помочь ему поставить ценность Человек на вершину своей ценностной пирамиды.

По словам курсантов, сухие полицейские сводки и приказы выхолащивают человеческие чувства, система «ломает человека». Преодо-

леть косность, отсталость от демократических реформ, начать менять систему изнутри можно только изменив отношение к главному, к Человеку. Мы видим то, что современные курсанты осознают некоторые недостатки системы и общества, в котором живут, и уверены в том, что они готовы меняться внутренне, чтобы изменить мир к лучшему, чтобы сделать его гуманнее.

Для осуществления педагогической деятельности в данном направлении мы создали учебно-методическое пособие «Человек, закон и нравственность» и построили его так, чтобы в первую очередь выделить ценность Человек, обратить внимание курсантов на гуманистическое начало, выявить их отношение к Человеку и, если это необходимо, попытаться изменить их отношение в положительную сторону.

Пособие состоит из ряда текстов, подобранных из газетных статей и составленных к ним заданий. Автором учитывался тот факт, что воспитательный потенциал пособия не должен уступать обучающему, поэтому задания либо сочетают в себе учебно-воспитательные цели, либо варьируются, выполняя то или иное предназначение.

Работе над текстом предшествуют так называемые предтекстовые упражнения, которые позволяют ввести курсантов в тему предстоящего анализа. Перед курсантами ставится задача, например, определить, является та или иная проблема действительно актуальной в наши дни. Курсанты должны привести примеры проявления этого явления в современной действительности, его наличии в нашем регионе. Региональное значение проблем тоже учитывалось. Например, Иркутск сегодня страдает от нелегальной иммиграции, именно поэтому и в первой части пособия, и во второй уделяется внимание этой проблеме, в материалах раскрываются причины,анализируются различные порождающие иммиграцию факторы.

После того как несколько минут на занятии посвятится введению в тему, следует собственно работа с текстом. Следует отметить, что недостаточная языковая подготовка может затруднить работу с предтекстовыми упражнениями, поэтому обсудить введение в проблему возможно и на родном языке. Главное - достучаться до ума и чувств воспитанников, дать им почувствовать важность обсуждаемого, а языковые трудности, напротив, могут нарушить этот процесс, если не полностью отвернуть курсантов от обсуждаемых проблем, так и не позволив им раскрыться. Что касается работы на понимание текста, она, естественно, проводится на английском языке,

чему способствуют упражнения на понимание прочитанного.

Упражнения на введение вокабуляра также облегчат понимание прочитанного, поэтому преподаватель рекомендует просмотреть эти упражнения до прочтения текста. Работа над темой заканчивается обсуждением прочитанного и не только. Именно в разделе Let's discuss возможно педагогическое влияние на воспитуемых, выявление их отношения к проблеме, прослеживание динамики изменения отношения.

В целом, считаем, что обращение к исходному языковому материалу - газетным статьям, открывает перед преподавателями огромное поле деятельности ввиду наличия «калейдоскопа» описываемых современных проблем, богатых языковых возможностей изучения языка современной прессы. Что касается воспитательного потенциала изучаемого материала, то считаем, что педагогические возможности работы с ним безграничны и целиком и полностью зависят от творчества преподавателя, его профессиональной и жизненной позиции.

= Литература =

1. Некрасов В.Ф. МВД России. Энциклопедия. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2000. 623 с.

2. http://enc-dic.com/synonym/Milicioner-36514.html

3. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. 424 с.

References =

1. Nekrasov V.F. Ministry of internal Affairs of Russia. Encyclopedia. - M.: joint editorial interior Ministry of Russia, 2000. 623 р.

2. http://enc-dic.com/synonym/Milicioner-36514.html

3. Bodies and troops of the MIA of Russia. A brief historical sketch. - M.: joint editorial of the MIA of Russia, 1996. 424 p.

(статья сдана в редакцию 23.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.