№ 6-2. - 2016
Филологические науки
УДК 371:80
ОСВОЕНИЕ И ОСОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ13
Б.Б. Сердали, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави
(Туркестан, Казахстан).
Б.М. Абиев, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави
(Туркестан, Казахстан).
Аннотация. В данной статье рассматривается уникальность коммуникативных текстов, обеспечивающих создание стилистической речи, в соответствии с его функциональными особенностями, учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы, вызывающие интерес общества. Авторы излагают основную мысль будущего публицистического высказывания, так как публицист обязательно должен учитывать, что общее назначение стиля реализуется в конкретной задаче жанра. Жанры различаются, прежде всего, своим назначением. Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, технологии проведения водолазных работ. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развернутых комментариев. Целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. В составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля. Таким образом, в задачу статьи входит разъяснение, анализ взаимосвязанных событий.
Ключевые слова: стилистика, лексика, публицистика, жанр, текст, тематика.
Необходимость работы над публицистическим стилем в условиях вузовской подготовки специалистов обусловлена, прежде всего, задачами развития устной и письменной речи. В.В. Виноградов писал: «Высокая культура разговорной и письменной речи - хорошее знание и чутье языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» [1, с.19]. Типовая программа по русскому языку обосновывает важность функционально-стилистического аспекта в преподавании всего курса русского языка. Сама практика убедительно доказывает, что основное внимание в работе по стилистике должно быть направлено на овладение студентами структурой функциональных стилей речи, в первую очередь, если говорить о вузовской подготовке -научного.
Задачу работы по стилистике мы видим не в простом выяснении тех или иных стилистических возможностей языковых средств, а в планомерно организованном изучении его структуры, включая такие признаки, как сфера применения, задачи использования, выбор жанра, обеспечение высказывания языковыми средствами. Наряду с обучением студентов созданию устных и письменных высказываний, важно научить студентов видеть особенность создаваемого текста, соотносить его с задачами и грамотно отбирать языковой материал для создания речевого высказывания.
13 Статью представил кандидат психологических наук Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия).
Содержание заключительной части нашей работы составил материал, отобранный для проведения элективного курса, предназначенного для студентов филологического факультета, ориентированных на работу в сфере журналистики. Нами составлена учебная программа элективного курса «Публицистический стиль речи», рассчитанный на 30 часов. Актуальность элективного курса «Публицистический стиль речи» обусловлена необходимостью качественного освоения функциональной стилистики в процессе вузовской лингвистической подготовки. Представим содержательное и методическое описание указанного элективного курса.
Помимо учебников по стилистике, большую помощь оказало нам пособие «Практическая журналистика в Казахстане» - коллективный труд практикующих журналистов различных отечественных СМИ. В пособии описаны жанры журналистики с точки зрения их применения в СМИ, даны советы и рекомендации, которые вполне могут быть использованы преподавателем, организующим работу элективного курса. Примечательно, что в указанном пособии четко определена миссия журналистики (описывать картину реальности; осуществлять коммуникацию, способствовать общению). Содержание первой главы посвящено разговору о главной заповеди журналистов («не солги»), о многогранности понятия «свобода слова», о том, в какой степени современные СМИ реализуют стоящие перед ними задачи:
- предоставлять информацию о событиях;
- выражать общественное мнение;
- расширять кругозор читателей;
- содействовать формированию у читателей гражданской активности;
- способствовать воспитанию и служить средством агитации;
- быть средством отдыха и развлечения [2, с. 148].
Нетрудно убедиться, как неразрывно связаны обязанности журналиста с обязанностями педагога. Выработанные в международной практике каноны, касающиеся журналисткой этики, делают составляющими профессионализма такие черты, которые, по сути, присущи и представителям других профессий: ответственность, независимость, искренность, правдивость, точность, беспристрастность, добросовестность, благопристойность.
Элективный курс призван дать представление о своде публицистических аспектов, которые в данное время и в историческом развитии могли соприкасаться с лингводидактикой.
Стоит вспомнить, что публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Особенностью конца XX - начала XXI века в области образования является возрождение национального самосознания и повышение интереса к родной культуре, языку и литературе во всех регионах нашей страны. Современные высшие учебные заведения, ставя самые высокие и благородные цели обучения специалистов, значительно усилили лингвистическую направленность их становления: поставлена задача вооружить выпускников вуза коммуникативной компетенцией - умением говорить, читать и писать, свободно пользуясь тем жанром, которого требует конкретный случай.
На практических занятиях мы предлагаем организацию работы над такими жанрами публицистики, как заметка, репортаж, статья и отзыв о прочитанной книге. Такой выбор вполне объясним требованиями школьной программы. Работа над указанными жанрами публицистического стиля должна строиться на основе известных студентам сведений о типах речи, она опирается на их умения создавать тексты повествования, описания и рассуждения. Введение в содержание обучения публицистическому стилю указанных знаний является необходимой теоретической основой для успешного формирования у студентов такого сложного умения, как умение создавать высказывания публицистического стиля [1, с.61].
Обучение студентов филологического факультета творческим письменным работам публицистического стиля имеет смысл, так как повышается общий уровень развития студентов, что позволит им попробовать свои силы в роли журналистов и имеет большую ценность в формировании знаний и умений, связанных с построением продуктивной устной и письменной речи. Формирование навыков написания творческих письменных работ публицистического жанра способствует совершенствованию культуры письменных публицистических высказываний.
Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов и стилей речи, не существует. Умения конкретны, поскольку они тесно связаны с типом речи. Поэтому вся работа над обучением студентов публицистическому стилю речи конкретизируется в соответствии с его функциональными особенностями, учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы, вызывающие интерес общества. Определяя основную мысль своего будущего публицистического высказывания, пишущий обязательно должен учитывать, что общее назначение стиля реализуется в конкретной задаче жанра. Жанры же различаются, прежде всего, своим назначением. Например, назначение заметки - кратко сообщить о каком-либо факте, событии. Специфика репортажа - наглядно показать описываемый факт, событие современной жизни. В задачу статьи входит разъяснение, анализ взаимосвязанных событий. Рецензия, отзыв - это размышления автора, это его желание поделиться своими впечатлениями [3, с. 122].
Для освоения элективного курса большое значение имеет составление программы и четко продуманное его учебно-методическое обеспечение. Цель элективного курса интегрирует задачи творческой подготовки студентов к созданию публицистических текстов и их профессиональную подготовку к проведению работы по овладению навыками структурирования текстов публицистического стиля. На первом занятии предполагается рассмотрение следующего круга вопросов:
1. Связь публицистического стиля с общественной сферой коммуникации.
2. Предмет публицистики.
3. Характерные особенности публицистических произведений.
4. Место публицистического стиля в стилистической системе русского языка.
Задания для самотсоятельной работы студентов могут быть сформулированы
следующим образом:
Подготовить сообщение «Современные средства массовой информации».
Рассказать о характерных особенностях публицистических произведений.
Определить характер соотнесенности публицистического стиля с другими книжными стилями.
Еще одно занятие может быть посвящено рассмотрению вопросов диахронического плана: здесь большое значение приобретает знакомство с историей отечественной журналистики. Студентам можно предложить подготовить рефераты на тему «История СМИ в Казахстане». Рассмотрение вопроса о функциях публицистического стиля строится по следующему плану:
• Понятие об информативной функции публицистического стиля.
• Характеристика экспрессивной функции публицистического стиля.
• Основные стилеобразующие черты публицистического стиля.
• Понятие об иностилевых элементах и их назначении.
Вопросы и задания для самотсоятельной работы студентов помогут студентам освоить материал:
1. Где используется публицистический стиль речи?
2. Назовите жанры публицистики.
3. Расскажите о функциях публицистического стиля (информативной и экспрессивной).
4. Каковы языковые признаки публицистического стиля речи (лексические, морфологические, синтаксические)?
5. Какой прием используют журналисты в заголовках статей, очерков?
6. Подготовить сообщения на одну из предложенных тем:
- Специфика жанра рекламы
- Устные жанры публицистики.
- Связь публицистического стиля речи с риторикой.
- Публицистический стиль и агитационная пропаганда.
Лексические признаки публицистического стиля связаны с рассмотрением вопроса о роли и назначении оценочной лексики; об особенностях употребления многозначных слов. Должное внимание рекомендуется уделить исследованию метафоричности, как характерной черты публицистического стиля, особенностям употребления синонимов, антонимов и паронимов.
Студенты узнают, что публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развернутых комментариев. С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля.
Для освоения лексического состава публицистических текстов студентам предлагается найти ответы на вопросы:
1. Какие важнейшие черты отличают публицистический стиль от других стилей русского литературного языка?
2. Какие лексические явления характерны для языка публицистики?
3. Почему в публицистическом стиле активно используются лексические единицы, характерные для других стилей?
4. Приведите примеры неологизмов в современной прессе.
5. Как долго слово остается неологизмом? Какова цель употребления новых слов и оборотов речи?
6. Какие тематические группы слов характерны для языка средств массовой информации?
7. Что такое эмоциональная окраска слова? Может ли публицистика обойтись без эмоционально окрашенной лексики? Всегда ли эта лексика употребляется уместно?
8. Какие стилистические трудности возникают при анализе публицистического текста?
9. Приведите примеры оценочных слов и устойчивых сочетаний в речи современных политиков и в газетных текстах.
10. Какие трудности связаны с развитием многозначности слов в газетной речи?
11. Приведите примеры употребления слов в новых значениях.
12. Какова роль метафоры в речи журналиста и политика?
13. Какие образы лежат в основе типичных газетных метафор?
14. Какова стилистическая функция синонимов?
15. Какие новые синонимические связи возникли в русской газетной речи последних
лет?
16. Какие слова перестали быть синонимами?
17. Как в публицистике используются антонимы?
18. Как называются близкие по звучанию слова с различным значением?
19. Термины каких наук чаще всего употребляются публицистами?
20. Какие виды заимствованных слов встречаются в газетной речи?
21. Почему заимствования широко применяются именно в газетном стиле речи?
Возможно также выполнение практических заданий:
1. Подберите синонимы к словам: визит, происшествие, беспорядок, переговоры, трансформация, лидер, внешность, тезис, формула, необычный, внятный, пиратский, поддержать, определить, обозначить, исследовать, препятствовать, защищать.
2. Определите цель использования в публицистической речи следующих историзмов: нэпман, продразверстка, лишенец, исполком, политбюро, райком, барщина, опричник, градоначальник, партийные князья, руководящий чин, дума, гимназия, лицей, губернатор, кадетский корпус.
3. Приведите примеры слов, обозначающих явления, характерные для жизни зарубежных стран [4, с.87].
Грамматические признаки публицистического стиля должны быть представлены характеристикой специфики употребления именных частей речи. Характеристика свойств глагольных форм позволит уделить должное внимание вопросам повелительного наклонения глагола. Студенты узнают, что повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание. Для сообщения о событиях, запланированных на будущее, может быть использовано настоящее время:
На следующей неделе открывается книжная ярмарка. Усвоить специфику грамматического строя публицистических текстов позволит система заданий, выполненная в форме самотсоятельной работы студентов и самотсоятельной работы студентов с преподавателями. Так, студентам предлагается ответить на вопросы:
1. Какие особенности характеризуют морфологические формы в публицистическом стиле?
2. Какие новые оттенки значения возникают у существительных в форме множественного числа?
3. Какую стилистическую функцию выполняет переносное употребление форм глагольного времени?
4. Приведите примеры из газет, показывающие переносное употребление временных форм.
5. Приведите примеры необычного порядка слов. Какую цель преследует изменение обычного порядка слов?
Представляется вполне закономерным на специальных занятиях на материале наблюдений и анализа рассмотреть особенности газетно-публицистического стиля. Этот стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется, как в письменной, так и в устной форме. Для анализа может быть, например, использован такой публицистический текст:
«В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях -вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу - мужчина или женщина. Но женщине все, же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать - они ведь даже одеться по погоде не умеют».
Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложения о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения(сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка).
Выводы о специфических языковых признаках газетно-публицистического стиля сводятся к следующему:
1. На лексико-фразеологическом уровне для газетно-публицистического стиля характерны слова общественно-политического звучания, используются речевые стандарты, фразеологизмы разных типов (особенно в фельетоне, памфлете, очерках).
2. На морфологическом и словообразовательном уровне широко используются существительные мужского и среднего рода в форме родительного падежа и др.
3. На синтаксическом уровне для газетно-публицистического стиля свойственна максимальная простота синтаксических конструкций; предельное упорядочение строя предложения, частая инверсия членов предложения, их логическое выделение; использование элементов поэтического синтаксиса (риторический вопрос, анафора, эпифора, градация); использование элементов разговорного синтаксиса (вопросно-ответная форма изложения и др.) [5, с.91].
№ 6-2. - 2016
Разговор о газетной публицистике, анализ различных жанров, определение особенностей языка газет может послужить примером для последующей работы по освещению вопросов, определяющих характер других средств массовой информации:
- Особенности жанров публицистического стиля на телевидении.
- Специфика публицистического стиля в журнальных произведениях.
- Публицистический стиль и Интернет.
Освещение этого круга вопросов может быть организовано в форме проектов.
Следует отметить, что данный элективный курс содержит одинаковое количество лекционных и практических занятий, что предполагает различные формы организации работы студентов - коллективные, групповые, индивидуальные.
Основным жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Лингвисты отмечают: «...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец, нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия».
Э.А. Лазарева пишет, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события. А потому на практических занятиях рекомендуется уделить должное внимание аналитической работе с текстами репортажей. В процессе подготовки исследования мы посетили занятие преподавателя Б., на котором шел процесс обучения студентов-филологов написанию репортажа. Ниже предлагаем анализ данного занятия.
Преподаватель преследовал следующие цели: познакомить студентов с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовить к самостоятельной работе над сочинением-репортажем; воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии.
Оборудование: газеты, таблицы с основными требованиями к репортажу, папка с памятками (на столах студентов), таблички с профессиональными словами, видеозаписи, фотографии репортеров, книги В. Пескова.
Эпиграф: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости». В. Гиляровский.
Занятие начинается с объявления темы и цели, во вступительном слове преподаватель говорит о том, что вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах. Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров. Эпиграф, записанный на доске, читается и комментируется студентом.
Далее организуется словарно-орфографическая работа. Студентам рекомендуется ответить на вопрос:
- Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать? (Ответ: «Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника».).
В толковом словаре студенты находят лексическое значение слов репортаж, репортер, хроника, хроникер, корреспондент и записывают их в тетрадь.
(Репортаж - сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению; репортер - сотрудник газеты, журнала, радио, информационного агентства, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях).
Интересна и полезна работа в аудитории, посвященная усвоению семантики слова «репортаж»: оно произошло от английского report (рипорт) - как существительное оно значит - рапорт, доклад, сообщение; как глагол соответственно: рапортовать, докладывать, сообщать. Определяя значение слов «журналист» и «репортер», студенты отмечают, что репортер - понятие более узкое, так как он занимается конкретной работой. Логичным является продолжение разговора, выводящее на понятия хроника (отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни), хроникер (сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники).
Беседа, организованная преподавателем позволяет определить круг интересов студентов и реализовать ряд развивающих задач:
- Каких журналистов, информирующих о текущих событиях, вы можете назвать?
(В ответах звучат имена Михаила Любимова, Александра Школьника -телерепортеров информационной программы «Доброе утро» на Первом канале; Эдуарда Хайруллина - собственного корреспондента телеканала «Хабар», репортера «Экстренного вызова» Евгения Дробязко и др.)
Заслушивая результаты опережающего задания, подготовленного студентом О., студенты знакомятся с напутствием известного спортивного журналиста Н.Озерова, адресованным начинающим спортивным комментаторам.
Перед чтением записи одного из репортажей А.Школьника преподаватель предлагает студентам подумать над вопросом: «Какими качествами должен обладать репортер?»
Репортаж Александра Школьника
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Хочу познакомить вас с интересными людьми - вашими ровесниками.
Школа № 14. Первое сентября. Подхожу к группе мальчишек и девчонок, оживленно жестикулирующих, перебивающих друг друга:
- Я думаю лучше сегодня.
- А может еще один прогон?
- Нет, достаточно.
- О чем спор, ребята?- интересуюсь я.
Удивлению моему не было границ. Оказывается, группа энтузиастов-старшеклассников под руководством учителя музыки Виталия Петровича Бодрова организовали музыкальный театр. Начали с небольших постановок, а теперь уже сочинили трехактную пьесу. Все лето репетировали, шили костюмы, рисовали и сколачивали декорации.
- А как же отдых? - спрашиваю я.
Ребята смотрят на меня с недоумением.
В самом деле, что это я.
Лучшего отдыха не придумать.
Здорово живут ученики школы № 141.
Отвечая на поставленный вопрос, студенты называют такие качества, которыми должен обладать репортер: он должен правдиво и точно изображать события, ярко и образно, уметь общаться с людьми, быть смелым и мужественным в своей работе.
Не менее интересными были сообщения студентов о тех журналистах, которые жизнью заплатил за правдивость своих репортажей:
1) Юлиус Фучик
2) Дмитрий Холодов
3) Семья Никулиных
4) Лариса Юдина
Преподаватель зачитывает сообщение из газеты «Аргументы и факты», где говорится о том, что за последние 5 лет было убито 156 журналистов. Это убийство московского журналиста Дмитрия Холодова, всем известного журналиста и телеведущего Владислава Листьева. Далее называются имена тех, кто погиб на территории Украины за 2014 г. Логичным был вывод о том, что профессия журналиста требует помимо профессионализма еще и мужества, даже геройства.
О замечательном человеке, журналисте, телерепортере, фотографе, в прошлом ведущем программы «В мире животных» Василии Пескове, - рассказывает преподаватель:
- В. Песков написал замечательную книгу «Шаги по росе». Герои этой книги строят заводы, прокладывают каналы, воздвигают дома, сажают яблони. У них немало общего. И в то же время образ каждого из них, живой и яркий, несет те черты, которые присуще ему, и только ему. Каждое событие им не просто описано, а выношено, пропущено через свое, личное восприятие. Песков не боится «присутствовать» в своих материалах, но это присутствие не навязчиво, а органично. Автор здесь лицо активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя.
Важной приметой творчества Пескова является то, что для него рассказать о человеке - это всегда написать о земле, на которой он вырос, об его отношении к родной природе.
Да, своим творчеством Песков славит людей труда. Но, подобно одному из героев своего репортажа, он утверждает: «Жизнь не представляю себе без птичьего пения...».
Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей Земли и пишет о ней свежо, сочно, подлинно. Песков много фотографирует. Он часто охотиться с фотообъективом за лесными загадками. В поле, в лесу он свой человек. Он все время напоминает: вы тоже можете стать «своим человеком». Лесной праздник доступен всем. «На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше - пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник - ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб» трудолюбивый дятел. Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство.».
Теоретический материал о том, что репортажи бывают нескольких видов, студенты оформляют в тетради:
- информационный,
- оперативный (авторы сообщают о том, что видели и слышали),
- фоторепортажи.
Определяется несколько подгрупп, и каждой из них дается задание на определение вида репортажа и характеристику лингвистических особенностей.
Логичным является завершение занятия, когда начинается ролевая игра, и студентам предлагается представить, что они репортеры, а их тетради - репортерские блокноты. Определяется тема репортажа «Прекрасное живет рядом с нами», обговариваются условия создания фоторепортажа. Студентов предупреждают о том, что созданные ими репортажи будут заслушаны и проанализированы на занятиях самотсоятельной работы студентов спреподавателями.
Подводятся итоги занятия.
Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство), уже в самой этой неоднородности прослеживается специфическое стилевое единство, целостность. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты. И об этой «размытости» также необходимо дать студентам вполне конкретную информацию.
Информация на занятиях должна быть представлена на основе применения инновационных методов обучения, которые соответствуют задачам вузовского становления и современным требованиям. Поэтому в ходе исследования мы обращались не только к теоретическим источникам по текстологии, но и к работам по стилистике, а также использовали материал по вопросам современной дидактики и методике преподавания языков.
Е.П.Прохоров указывал, что: «...публицистика предлагает особый тип ориентации - не столько в законах действительности и в эпохах развития общества, сколько в текущих событиях во всем их многоцветии и разнообразии. Это означает также что наука, искусство и публицистика взаимодействуют и здесь существуют переходные формы». Е.П.Прохоров отмечал, что «...публицистика призвана помочь практически процессу духовного сознания мира народными массами, способствовать правильному, глубокому, всестороннему ориентированию их в текущей действительности. Именно публицистика, нашедшая свое место, прежде всего в периодической печати, затем на радио, в кино, телевидении, в наибольшей степени соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа сознания». Известно, что специфическое социальное предназначение публицистики - формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения является важнейшей, но не единственной функцией публицистики. Е.П.Прохоров в своих трудах указывал на две функции публицистики: социально-педагогическую и информационно-познавательную [ 7, с. 154 ].
Публицистика, как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика, прежде всего, использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов, создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую «историю современности».
Литература:
1. Аубакирова К.Т. Стилистика и культура речи. А., 2002.
2. Луков В.А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. -2006. №1. С.141-148. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhanry-i-zhanrovye-generalizatsii
3. Бобылев Б.Г. Стилистический анализ художественного и публицистического текста. А., 1987.
4. Практическая журналистика в Казахстане: Учебное пособие. Алматы, 2006. 348 с.
5. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1987.
7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011.
ri Serdali В.К., Abiev В.М. Osvoenie i osoznanie social"noj znachimosti v publicistike II v Nauka. Mysl'.-2016.-№6-2.
© Б.К. Сердали, 2016.
© Б.М. Абиев, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article discusses the uniqueness of communication texts, ensuring the creation of stylistic speech, in accordance with its functional features, considering that in the journalistic speech reveals the actual subjects of public interest. The authors present the main idea of the future of journalistic statements as writer must keep in mind that the overall purpose of style is implemented in a specific task of the genre. The genres differ primarily its purpose. The journalistic works are of extraordinary breadth of topics, they can relate to any topic that falls to the center of public attention, underwater diving technology. This undoubtedly affects the linguistic features of this style: it is necessary to include a special vocabulary, self-explanatory, and sometimes detailed comments. A variety of topics is constantly in the public eye, and the vocabulary related to these themes becomes journalistic coloring. As part of the language of the dictionary is formed by a circle of lexical items specific to the journalistic style. Thus, the task of the article is to explain the analysis of related events.
Keywords: style, vocabulary, journalism, genre, lyrics, themes.
— • —
Сведения об авторе
Бекжигит Кенжебекулы Сердали, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави (Туркестан, Казахстан).
Бахытжан Мырзахметович Абиев, магистр кафедры русской филологии и журналистики Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави (Туркестан, Казахстан).
— • —
Подписано в печать 20.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.